Лечебно оздоровительные местности и курорты что это
Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
3.5. Лечебно-оздоровительные местности и курорты
Лечебно-оздоровительные местности и курорты относятся к отдельной самостоятельной категории особо охраняемых природных объектов и территорий, использование и защита которых имеет свои особенности.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты в совокупности с природными лечебными ресурсами, которыми обладают указанные территории, являются национальным достоянием народов Российской Федерации и предназначены для лечения и отдыха населения.
Согласно указанному Закону к данной категории ООПТ относятся территории (с прилегающими к ним акваториями), обладающие лечебными ресурсами и пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Такие территории носят название лечебно-оздоровительных местностей.
Курортом признается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
В понятие лечебных ресурсов входят минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат и некоторые другие природные объекты и условия.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.
В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
Охрана лечебных ресурсов на территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения устанавливаются в соответствии с актами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах
Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Красная книга.
Согласно ст. 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга РФ и красные книги субъектов РФ. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в Красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Не допускаются действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в красные книги. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях на основании разрешения (распорядительная лицензия).
Согласно постановлению Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N° 158 «О Красной книге Российской Федерации» Красная книга
РФ ведется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. В основе ее ведения лежат систематически обновляемые данные о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории России, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Красная книга РФ — это официальный документ, содержащий свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению.
Изъятие из естественной природной среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законодательством РФ
Правила добывания объектов животного мира, при надлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 6 января 1997 г. № 13, согласно которому добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях в целях сохранения этих объектов, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов и в иных целях.
Добывание объектов животного мира производится только на основании разрешения, выдаваемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Земельный
эксперт
Бесплатная горячая линия
Классификация земель
Лечебно-оздоровительные местности и курорты
Содержание статьи:
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
В земельном законодательстве существует такое понятие, как земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Определение термину дается в ст. 96 Земельного кодекса РФ. Это площади, на которых имеются ресурсы природного происхождения, применяющиеся для излечения ряда болезней, а также с целью проведения профилактических процедур.
На таких площадях размещаются округа санитарной охраны, а также назначается правовой режим охраны курортов федерального значения.
Если земли, лежащие в пределах таких границ, состоят в пользовании граждан или в распоряжении третьих лиц, они не подлежат выкупу или отчуждению, кроме ситуаций, когда назначен режим землепользования, который предусматривает изъятие наделов из оборота. В этом случае земли первой санитарной зоны выкупаются у собственников, а обладатели земель второй и третьей зон вправе эксплуатировать свои участки только в рамках назначенного режима.
Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!
Состав земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Земли лечебно-оздоровительного типа имеют определенный состав. В данный комплекс входят участки, принадлежащие к природным комплексам, подходящим для выполнения мероприятий лечебного и профилактического характера:
В зависимости от уровня значимости определяется принадлежность данных земель. Участки могут состоять в распоряжении государства, региональных или муниципальных ведомств.
Округа санитарной охраны
В зависимости от того, какое значение имеет местность, зона признается курортной уполномоченным ведомством. Для определения ценности земельной зоны проводится ряд тестов курортологической и гидрогеологической направленности. Федеральное, региональное или местное значение земли могут получить при наличии конкретного законодательного акта.
Для сохранения благоприятных лечебных условий, а также соблюдения должной экологической обстановки природной зоны, на землях устанавливаются санитарные округа или зоны. В России для федеральных курортов зоны определяет Правительство РФ, для регионов – руководство субъектов, а для местных земель – муниципалитет. Выделяется три зоны, каждая из которых имеет определенный природоохранный режим. При высокой вероятности нанесения вреда массиву назначается первая зона, а во второй и третьей зонах располагаются участки, в отношении которых установлен режим ограниченного пользования.
Изъятие земельных участков в границах санитарных зон
Если земельные участки располагаются в пределах санитарных зон, то они не подлежат отчуждению или выкупу кроме случаев, когда предусмотрено полное изъятие таких земель из оборота.
Обычно такой порядок устанавливается в отношении территорий первой санитарной зоны. В таком случае собственник надела получает компенсацию за отчужденный участок в размере рыночной стоимости участка.
Что касается земель первой и второй зон, то такие территории можно эксплуатировать, но в порядке, определенном земельным законодательством относительно зон, требующих установки особого охранного режима.
Заключение
В итоге можно сформулировать несколько выводов:
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по особо охраняемым природным территориям
Вопрос: Добрый день. Меня зовут, Наталья. Подскажите мне, пожалуйста, как поступить в сложившейся ситуации.
У меня есть земельный участок, который я приобрела пять лет назад у своей подруги. Разумеется, на него имеются все необходимые документы. Места там красивые, однако, приобретала я его по невысокой цене, поскольку планировала строительство домика.
Недавно выяснилось, что на моем участке существует минеральный источник, который благотворно влияет на здоровее человека и администрация нашего поселка прислала мне уведомление о предстоящем изъятии территории из оборота, так как рядом с источником установлена первая санитарная зона.
Как я поняла из документа, никакой компенсации мне не полагается. Подскажите, положена ли мне выплата? И что мне необходимо сделать, чтобы ее получить. Могу ли я не отдавать участок?
Ответ: Здравствуйте, Наталья. Согласно ст. 96 ЗК РФ, лечебно-оздоровительные зоны и курорты могут быть определены федеральными, региональными или местными властями при наличии законных оснований. То есть земля должна располагать лечебными возможностями природного происхождения.
В вашем случае это действительно так – обнаруженный источник представляет собой лечебную ценность. Поскольку существует вероятность причинения вреда минеральному месторождению, в отношении него устанавливается первая санитарная зона. Соответственно изъятие земли из оборота вполне возможно и уполномоченное ведомство имеет на это действие законное право.
Так как вы являетесь собственником территории, то при изъятии вам положена компенсация рыночной стоимости участка, установленной на момент исчисления возмещения. При несогласии с размером выплаты, вы имеете полное право обратиться в суд.
Что касается отказа в передаче земли в распоряжение исполнительного ведомства, то вы не имеете на это законного права, а любое препятствие в данном случае будет являться нарушением требований законодательства.
Список законов
Вам будут полезны следующие статьи:
Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!
Лечебно-оздоровительные местности и курорты
Смотреть что такое «Лечебно-оздоровительные местности и курорты» в других словарях:
Курорты — 1) (для целей Федерального закона Об особо охраняемых природных территориях ) составная часть категории ( лечебно оздоровительные местности и курорты ) особо охраняемых природных территорий, отнесенная к таковым с учетом особенностей их режима и… … Экологическое право России: словарь юридических терминов
Особо охраняемые природные территории России — Особо охраняемые природные территории (ООПТ) участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое,… … Википедия
Список особо охраняемых природных территорий Башкортостана — На начало 2012 года на территории Башкортостана существуют 225 ООПТ следующих категорий: государственные природные заповедники (3), национальный парк (1), природные парки (4), природный парк местного значения (1), государственные… … Википедия
Список особо охраняемых природных территорий Удмуртии — На начало 2012 года на территории Удмуртской Республики насчитывается 309 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального, регионального и местного значений общей площадью 362 тыс. га. Содержание 1 Список особо охраняемых природных… … Википедия
Список особо охраняемых природных территорий Волгоградской области — В Волгоградской области на начало марта 2010 года (после образования Тингутинской лесной дачи) было 40 особо охраняемых природных территорий (ООПТ). При этом ни одного объекта федерального значения на территории области нет (кроме Волгоградской… … Википедия
Список особо охраняемых природных территорий Карелии — Природно заповедный фонд Республики Карелия включает 168 особо охраняемых природных территорий (ООПТ). К объектам федерального значения относятся два заповедника, три национальных парка, два федеральных зоологических заказника, а также… … Википедия
особо охраняемые природные территории — по определению ФЗ Об особо охраняемых природных территориях от 15 февраля 1995 г. участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное … Большой юридический словарь
Список особо охраняемых природных территорий Тюменской области — В данном списке перечисляются особо охраняемые природные территории (ООПТ), находящиеся на юге Тюменской области. Списки ООПТ входящих в состав области Ханты Мансийского и Ямало Ненецкого автономных округов см. в отдельных статьях. По состоянию… … Википедия
Рекреационные ресурсы — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Проставить для статьи более точные категории. Исправить статью согласно стилистическим прави … Википедия
Рекреационное хозяйство — Определение Рекреационные ресурсы это совокупность элементов природных, природно технических и социально экономических геосистем, которые при соответствующем развитии производительных сил могут быть использованы для организации… … Википедия
Федеральный закон от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах
Принят Государственной Думой 27 января 1995 года
(В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 08.11.2007 № 258-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 27.12.2009 № 379-ФЗ, от 18.07.2011 № 219-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 28.12.2013 № 406-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 26.05.2021 № 152-ФЗ)
Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах
1. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых территорий, так и расположенных вне их границ. (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ)
3. Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах.
4. Имущественные отношения в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено федеральным законом.
Статья 21. Установление лечебных свойств природных лечебных ресурсов и утверждение классификации природных лечебных ресурсов
1. Лечебные свойства природных лечебных ресурсов устанавливаются на основании научных исследований, соответствующей многолетней практики.
2. Классификация природных лечебных ресурсов, медицинские показания и противопоказания к их применению в лечебно-профилактических целях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 3. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом
1. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
2. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.
3. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)
ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
(Наименование главы в редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)
Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации:
обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха;
устанавливает границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение;
устанавливает таможенные, инвестиционные льготы, стимулирующие сохранение и развитие курортов;
осуществляет международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов).
(Статья в редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)
Статья 41. Полномочия федеральных органов исполнительной власти
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти:
устанавливает нормы и правила пользования природными лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами;
ведет государственный учет курортного фонда Российской Федерации и государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая санаторно-курортные организации;
осуществляет государственную экспертизу программ развития курортов и курортных регионов (районов), разведанных запасов природных лечебных ресурсов, имеющих федеральное значение;
Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:
признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения;
установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное значение;
определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
регулирование в области использования и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, за исключением переданных в ведение Российской Федерации;
международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов);
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления
К полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:
представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;
участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов);
участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов;
Статья 7. Координация деятельности в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах
Государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела и отдыха реализует специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган, который осуществляет:
ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации;
разработку и координацию федеральных программ развития курортов;
организацию научных исследований в целях расширения курортного фонда Российской Федерации и повышения эффективности его использования;
подготовку кадров в сфере курортного лечения;
Статья 8. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов определяется настоящим Федеральным законом, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ
Статья 9. Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы
1. Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью.
Они могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) либо принадлежать на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
2. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют указанные в настоящем Федеральном законе органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
4. Содержание права государственной собственности на природные лечебные ресурсы определяется федеральным законом на основании Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 10. Предоставление природных лечебных ресурсов
1. Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива.
2. Предоставление природных лечебных ресурсов для целей, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, как правило, не допускается. Правительство Российской Федерации в исключительных случаях при наличии положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы разрешает использование природных лечебных ресурсов для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, если это не повлечет ущерба для курортно-рекреационного потенциала соответствующих территорий.
3. Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 11. Разработка месторождений минеральных вод и лечебных грязей и использование других природных лечебных ресурсов
1. Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разрабатываются в соответствии с лицензией. На курортах, в курортных регионах (районах) разработка природных лечебных ресурсов осуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.
2. Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.
3. Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.
4. Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.
Статья 12. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами
1. В случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов право пользования природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено в установленном законом порядке. (В редакции Федерального закона от 09.05.2005 № 45-ФЗ)
2. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами не освобождает виновных лиц от иных видов ответственности, предусмотренных законодательством.
ГЛАВА IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХА
Статья 13. Поддержка развития курортов в Российской Федерации
(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
1. Поддержка развития курортов федерального значения является расходным обязательством Российской Федерации.
Поддержка развития курортов регионального значения является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Поддержка развития курортов местного значения является расходным обязательством поселений, муниципальных округов, городских округов. (В редакции Федерального закона от 26.05.2021 № 152-ФЗ)
(Пункт в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
2. Координацию и обеспечение выполнения федеральных программ развития курортов осуществляет специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган.
Статья 14. Имущество санаторно-курортных организаций и порядок его использования
1. Санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы.
2. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соотве