Ледокол красин чем знаменит
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
Красная палатка.
Как ледокол «Красин» спас итальянских полярников
Красная палатка. Как ледокол «Красин» спас итальянских полярников
История полярных исследований знает немало героических и трагических страниц с участием наших соотечественников. Одна из самых драматичных историй покорения Арктики, за которой, затаив дыхание, следил весь мир, произошла в 1928 году.
Нобиле хотел превзойти Амундсена
В 1927 году итальянский инженер-дирижаблестроитель и исследователь Севера генерал Умберто Нобиле выдвинул проект экспедиции к Северному полюсу на дирижабле. Инициативу Нобиле поддержал глава Италии Бенито Муссолини.
В 1926 году Нобиле уже участвовал в успешной экспедиции к Северному полюсу на дирижабле «Норвегия», которую возглавлял знаменитый исследователь Севера Руаль Амундсен. Нобиле в этом путешествии выступал как создатель дирижабля. Однако две сильных личности после совместного успеха общего языка не нашли и вступили во взаимную конфронтацию. У Нобиле появилась идея осуществить собственную экспедицию к Северному полюсу.
Экспедиция атомного ледокола «Россия» >>
Подготовка велась очень тщательно. Лететь путешественники должны были на дирижабле конструкции Нобиле, получившем имя «Италия». В состав экспедиции Нобиле вошли 18 человек, причём семь из них уже имели опыт полярного полёта на «Норвегии». Кроме того, Нобиле взял с собой свою собаку, фокстерьера Титину.
Базой миссии должна была стать бухта Конгсфьорд рядом с поселением Ню-Олесунн на Шпицбергене, которая часто использовалась как база для полярных экспедиций. Именно туда в марте 1928 года отправился пароход «Читта ди Милано», который должен был обеспечивать связь с дирижаблем.
Сама экспедиция стартовала 15 апреля 1928 года из Милана. Погода была плохая, и в Конгсфьорд «Италия» добралась 8 мая, довольно сильно потрёпанной.
Победа и катастрофа
С этой базы экспедиция Нобиле предприняла три полёта в сторону Северного полюса. В каждом из них участвовали 16 из 18 членов экспедиции: радист Этторе Педретти оставался на пароходе «Читта ди Милано», поддерживая связь, а два журналиста сменяли друг друга в полётах.
Первый вылет сорвался из-за непогоды, второй, продолжавшийся 69 часов, также не принёс успеха. В третий вылет из двух журналистов отправился Уго Лаго, а в базовом лагере остался Франческо Томазелли. Как потом оказалось, одному судьба даровала жизнь, а другому страшную гибель.
Третий вылет «Италии» состоялся 23 мая 1928 года. Вылетев утром, к полуночи экспедиция достигла Северного полюса, на который были сброшены флаг Италии и крест, освящённый Папой Римским. После этого счастливые путешественники развернули дирижабль.
На обратном пути «Италия» столкнулась с сильным встречным ветром, увеличившим расход топлива, и с техническим проблемами — заклинило руль высоты.
Около 10:30 утра 25 мая «Италия» начала падать и в 10:33 ударилась о лёд. В результате падения дирижабль развалился на части. Шесть путешественников, среди которых оказался и журналист Уго Лаго, взмыли вверх на неуправляемом дирижабле и были унесены ветром на восток. О судьбе этой шестёрки так и не появилось никаких вестей. Они по сей день числятся пропавшими без вести.
Из 10 человек, оказавшихся на льду, моторист Помелла погиб при ударе, у ещё троих, включая Нобиле, были сломаны конечности.
Во время падения на лёд выпали несколько контейнеров с едой и часть мешков со снаряжением. Кроме того, выпал особый мешок со средствами навигации и связи, который был заранее подготовлен для исследовательской высадки на лёд, а также четырёхместная палатка.
Обустроив лагерь, девять членов экспедиции предпринимали попытки выжить и связаться с Большой землёй. Палатку экспедиции облили красной краской, чтобы она была лучше заметна на льду.
SOS, принятый деревенским любителем
Больше недели мир, наблюдавший за экспедицией Нобиле, был в неведении о его судьбе. Но 3 июня случилось невероятное — сигнал, посылаемый со льдины радистом экспедиции Джузеппе Бьяджи, принял на самодельный приёмник советский радиолюбитель Николай Шмидт, житель деревни Вознесенье-Вохма Северо-Двинской губернии.
Шмидт передал информацию в Общество друзей радио в Москве, а спустя сутки Советский Союз известил об этом правительство Италии.
В СССР был создан Комитет помощи «Италии», который возглавил заместитель наркома по военным и морским делам СССР Иосиф Уншлихт.
После новости о том, что «Италия» потерпела крушение, принять участие в спасении полярников вызвались представители нескольких стран мира. К дрейфующей льдине, где находилась группа Нобиле, выдвинулись ледоколы разных стран, добраться до лагеря пытались самые известные лётчики.
Это была первая в истории человечества международная спасательная операция, в которой участвовало 18 кораблей и 21 самолёт из шести стран.
Попытки спасения итальянцев не обошлись без жертв. Руаль Амундсен, бывший друг и заклятый соперник Нобиле, 18 июня 1928 года вылетел на Шпицберген на гидросамолёте «Латам-47», чтобы принять участие в поисках, однако сам пропал без вести вместе с экипажем из пяти человек. Погибли три итальянских пилота, также участвовавших в поисковых работах.
История «Святогора»
Советский Союз предоставил для спасательной экспедиции два ледокола — «Малыгин» и «Красин». Первый, вышедший 12 июня из Архангельска, 20 июня был зажат льдами в Баренцевом море и не смог помочь итальянцам.
Второй, «Красин», вышел из Ленинграда 16 июня. Этот ледокол был построен по заказу российского правительства в Англии, на верфи города Ньюкасл. Строили его ударными темпами — в январе 1916 года было принято решение о строительстве, 3 августа состоялся его спуск на воду, 1 октября он был зачислен в списки ВМФ России в классе морских ледоколов под именем «Святогор», а 31 марта 1917 года над ним был поднят Андреевский флаг.
Судьба «Святогора» была чрезвычайно интересной — в разгар Гражданской войны ледокол был затоплен красными на мелководье вблизи устья реки Чижовки при её впадении в Северную Двину в Архангельске. Таким образом большевики пытались не пустить в порт корабли интервентов, но успеха не добились.
Больше того — англичане подняли «Святогор» и, уходя из Архангельска в феврале 1920 года, увели ледокол с собой.
В 1922 году «Святогор», самый мощный ледокол своего времени, был выкуплен Советской Россией у Англии. Огромную роль в переговорах сыграл советский торгпред в Великобритании Леонид Красин. Именно в память о дипломате в 1927 году «Святогор» был переименован.
Спасательную экспедицию на «Красине» возглавлял полярный исследователь Рудольф Самойлович, капитаном «Красина» был Карл Эгги. На судне был размещён самолёт «Юнкерс» ЮГ-1, который пилотировали лётчики Борис Чухновский и Георгий Страубе.
Командир спасается первым
«Красин» прибыл в норвежский порт Берген 21 июня. К этому времени в лагерь Нобиле уже добрались иностранные пилоты. 20 июня гидросамолёт под управлением Умберто Маддалены доставил на льдину продовольствие и медикаменты. Спустя два дня пришли ещё два самолёта с грузами.
23 июня случилось событие, которое потом будут долго ставить в вину Умберто Нобиле. В этот день шведский лётчик Эйнар Лундборг на двухместном самолёте вывез со льдины начальника экспедиции вместе с его собакой на шведскую авиабазу, а на следующий день Нобиле был доставлен на итальянский пароход «Читта ди Милано».
Ещё раньше девять оставшихся в живых разделились на две группы: шесть человек, включая Нобиле, остались у палатки, а трое — метеоролог Финн Мальмгрен, а также штурманы Филиппо Цаппи и Адальберто Мариано — вышли из лагеря, чтобы добраться до Конгсфьорда пешком.
Это событие произошло ещё 30 мая, и считалось, что Нобиле улетает, чтобы координировать усилия по спасению остальных, в том числе шестёрки, унесённой на дирижабле, и группы Мальмгрена.
Лётчик Лундборг, вывезя Нобиле, был уверен, что в течение двух дней эвакуирует оставшуюся у палатки пятёрку, однако при второй посадке в лагере его самолёт потерпел аварию. Самого Лундборга из лагеря вывезли другие шведские пилоты, однако рисковать ещё раз ради итальянцев они не решились.
«Красин» спешит на помощь
Настал черёд «Красина», который к этому времени двигался в сторону Шпицбергена.
10 июля 1928 года экипаж советского самолёта, доставленного «Красиным», во время разведки обнаружил лагерь и сбросил итальянцам еду и одежду. 11 июля лётчик Чухновский нашёл группу, ушедшую пешком.
Но на обратном пути неудача постигла и Чухновского — не найдя в тумане ледокол, он сел на лёд, наскочив на торос, и сломал шасси.
Лётчики сообщили по радио, что отказываются от собственного спасения до тех пор, пока «Красин» не примет на борт итальянцев.
Рано утром 12 июля 1928 года ледокол «Красин» обнаружил двух из трёх полярников, самостоятельно ушедших за помощью — Филиппо Цаппи и Адальберто Мариано, они были подняты на борт. По их словам, Финн Мальмгрен погиб от истощения за месяц до их обнаружения советской спасательной экспедицией.
Мариано был сильно обморожен — ему пришлось ампутировать ногу. По мнению врачей, «Красин» успел вовремя — ещё 10–12 часов, и итальянец не выжил бы.
В 20:45 12 июля ледокол «Красин» добрался до «красной палатки» и принял на борт пять последних членов экспедиции Нобиле — штурмана Альфредо Вильери, физика Франтишека Бегоунека, инженера Феличе Трояни, механика Натале Чечоне и радиста Джузеппе Бьяджи.
16 июля «Красин» подобрал со льдины экипаж Бориса Чухновского, после чего корабль лёг на курс к берегам Норвегии. Спасённые итальянцы пересели на пароход «Читта ди Милано», который доставил их в норвежский Нарвик, откуда они вернулись в Рим.
Что касается ледокола «Красин», то он прославился на весь мир. Участие Советского Союза в спасении итальянских полярников высоко подняло авторитет нашей страны в мире. В августе – сентябре 1928 года «Красин» предпринял вторую экспедицию по поиску следов шестерых членов экспедиции Нобиле, унесённых дирижаблем, однако найти их так и не удалось.
Все поисковые группы других стран прекратили работу 11 сентября 1928 года, и лишь «Красин» вёл поиски до 23 сентября. Только после этого судно взяло курс на Ленинград, где 8 октября экспедицию торжественно встречали на набережной Лейтенанта Шмидта.
«Агент 007» стал полярным героем в СССР
Судьбы участников спасательной экспедиции сложились по-разному. Начальник спасательной группы Рудольф Самойлович, удостоенный ордена за спасение итальянцев, попал под «Большой террор», в июле 1938 года был арестован по обвинению в шпионаже и антисоветской деятельности. Его расстреляли весной 1939 года. В 1957 году Самойлович был посмертно реабилитирован.
Лётчик Борис Чухновский, также награждённый за спасение группы Нобиле, продолжил служить в полярной авиации, в годы Великой Отечественной участвовал в боях в Заполярье.
Генерал Умберто Нобиле, которого в родной стране обвинили в катастрофе, а многие сочли «предателем» за отлёт из ледового лагеря, в 1931 году уехал из Италии в Советский Союз и в течение пяти лет строил дирижабли в Стране Советов. Уже после войны и падения режима Муссолини все обвинения в адрес генерала были сняты.
В 1969 году Умберто Нобиле открыл памятник в норвежском городе Тромсё, посвящённый всем погибшим в ходе экспедиции «Италии». На нём высечены фамилии восьми членов экипажа дирижабля, шести членов экипажа «Латама» и трёх итальянских лётчиков.
В том же 1969 году на экраны вышел совместный советско-итальянский фильм «Красная палатка», посвящённый истории спасения экспедиции Нобиле. Режиссёром фильма стал знаменитый победитель Каннского фестиваля Михаил Калатозов, а главные роли, помимо советских актёров, сыграли звёзды мирового кино, такие как итальянка Клаудия Кардинале и сам легендарный «агент 007» Шон Коннери, сыгравший Руаля Амундсена.
На премьере фильма в Италии присутствовал Умберто Нобиле. Великому учёному и путешественнику была суждена долгая жизнь — он умер в Риме в 1978 году в возрасте 93 лет.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как воевал ледокол «Красин»
На вечной стоянке
Михаил Гаврилович Марков (1904-1954). Капитан ледокола «Красин» в 1942-1945 гг. Фото: Родина
«Красин» идет на фронт
Начало войны застало «Красин» на Дальнем Востоке, куда он перешел с Балтики в 1934 г., участвуя в экспедиции по спасению челюскинцев. В этот период «Красин» входил в пятерку самых мощных отечественных ледоколов. С 1940 г. им командовал опытный капитан Михаил Гаврилович Марков.
Мобилизация и вооружение ледоколов предусматривались в планах командования флота еще с 1930х гг. Был разработан мобилизационный проект (индекс 212) и для «Красина». На ледоколе должны были установить три 130-мм орудия, четыре 76,2-мм пушки Лендера и два спаренных 12,7-мм пулемета ДШК на крыльях верхнего мостика1. Но с началом войны стало ясно, что реализовать проект не удастся, а ледоколу изначально готовили совершенно особую роль.
До октября 1941 г. «Красин» продолжал заниматься проводкой судов во льдах. Тяжелая обстановка на фронте заставила принять решение о возвращении ледокола в западный сектор Арктики через Атлантику. Планировавшиеся ремонт и вооружение «Красина» предполагалось провести в США. При этом судно планировали передать американцам в аренду на 12 месяцев с целью возможного использования советского ледокола для высадки десанта в Гренландии, где располагались немецкие разведывательные и метеорологические станции.
«Красин» в американском порту. В кормовой части хорошо видно установленное 76,2-мм орудие. 1942 г. Фото: Родина
В США и Великобритании
4 ноября 1941 г. «Красин» вышел из бухты Эмма на Чукотке и 14-го, выдержав несколько штормов, пришел в Сиэтл, где стоял ровно месяц. За это время его осмотрели американские инженеры. Решение об аренде было отменено. 2 декабря капитан М.Г. Марков получил указание от и.о. полпреда СССР в Вашингтоне А.А. Громыко следовать в Нью-Йорк или Бостон через Панамский канал. Непосредственно перед отходом капитан был приглашен к британскому консулу, который вручил ему секретный пакет с указанием маршрута следования.
2 января 1942 г. «Красин» прошел Панамский канал. На следующий день на основании новых распоряжений ледокол изменил маршрут движения и направился в Балтимор, куда прибыл 12 января. Там на «Красине» был произведен текущий ремонт, а также установлено вооружение (одно 76,2-мм орудие, шесть 12,7-мм пулеметов и четыре 7,62-мм пулемета). Как груз, в счет союзных поставок, приняли на борт три новых орудия, 16 пулеметов, 2 тысячи снарядов и 220 тысяч патронов.
Монтаж вооружения закончился 4 февраля. Через четыре дня прошло испытание устройства противомагнитной защиты, и на следующий день «Красин» прибыл в Норфолк, где на борт погрузили боеприпасы. 10 февраля ледокол покинул Норфолк и вышел в направлении Нью-Йорка. В Делавэрском заливе его сопровождали американская подводная лодка и дирижабль. 14 февраля «Красин» пришел в Бостон, откуда на следующий день ушел в Галифакс, куда прибыл 27 февраля.
3 марта в составе конвоя из 21 судна (8 марта к нему присоединилось еще одно), он вышел в направлении Великобритании. 15 марта конвой в районе Шотландских островов разделился на две группы, одна из которых (в составе 7 судов) направилась в Глазго, куда пришла 17 марта.
В Глазго к вооружению добавили еще два 76,2-мм (12-фунтовых) орудия. Там же изготовили фундаменты и башни для новых пушек и гнезда для 20-мм автоматов «Эрликон». В них временно установили пять крупнокалиберных пулеметов «Браунинг» и два пулемета «Гочкис».
Одна из первых фотографий будущего «Красина». Буксир «Виджилент» выводит на испытания построенный для России ледокол «Святогор», 31 марта 1917 г.
«Как мы обрадовались, увидев «Красина» в Мурманске!»
В Мурманск «Красин» направился в составе конвоя PQ-15, который вышел из Рейкьявика 26 апреля 1942 г. в составе 23 транспортов и двух ледоколов («Красин» и «Монткальм»). 2 мая, вблизи меридиана 18 восточной долготы, конвой был атакован торпедоносцами противника. В результате атак погибли три транспорта. Успешное действие торпедоносцев в известной степени объясняется неожиданностью впервые примененного по конвою удара авиации. На следующий день суда атаковали пять самолетов, из которых огнем кораблей эскорта и транспортов было сбито три. Огонь удавалось вести с трудом из-за того, что в атаку немецкие летчики выходили лишь на высоте 50 м. Отставшая от конвоя польская подводная лодка «Ястреб» была принята за неприятельскую и атакована тральщиком и миноносцем эскорта, а затем затоплена экипажем.
По нашим данным, из пяти торпедоносцев сбито три. Флагман Batavon, получивший легкое повреждение и продолжавший держаться на плаву с небольшим дифферентом (наклон корабля в продольной плоскости) на нос, после снятия с него экипажа расстрелян тральщиками нашего эскорта.
4 мая в 1.00 снова атака противника. Из-за плохой видимости невозможно было установить число неприятельских самолетов. Стреляли все суда эскорта из конвоя не по видимым самолетам, а в направлениях, из которых доносился шум моторов. Это была последняя и неудачная атака противника»3.
За два дня до прихода в Мурманск суда конвоя обнаружили у кромки льда немецкую подводную лодку. Головной миноносец эскорта открыл по ней огонь, а замыкающие походный ордер тральщики сбросили глубинные бомбы.
6 мая 20 транспортов и два ледокола прибыли в Мурманск. Для «Красина» завершился сложнейший поход через два океана продолжительностью 15 309 миль. Эскортировавший крейсер Niger покинул конвой еще 2 мая.
19 июня «Красин» в составе конвоя, в который входили также ледокол «Монткальм», эсминец «Куйбышев» и четыре английских тральщика, вышел в Архангельск. 21 июня «Красин» пришел в Северодвинск, где должно было проходить его переоборудование. В дальнейшем «Красин» был еще раз перевооружен. На 15 февраля 1943 г. артиллерийское вооружение «Красина» выглядело следующим образом: шесть американских 76,2-мм орудий; семь 20-мм автоматических пушек «Эрликон»; шесть 12,5-мм пулеметов «Браунинг»; шесть 7,32-мм пулеметов «Кольт»4. До осени 1943 г. «Красин» работал на Севере. Его основной задачей стала проводка во льдах внутренних конвоев, на судах которых доставлялись различные грузы и личный состав полярных станций Главсевморпути, не прекращавших свою нелегкую работу и в военные годы.
Дважды Герой Советского Союза, контр-адмирал Иван Дмитриевич Папанин (1894-1986). Начальник Главного управления Северного морского пути в 1939-1946 гг.
Против «Адмирала Шеера»
19 августа «Красин» вывел с Диксона на восток караван из 8 транспортов. Приказ об этом был отдан начальником Главсевморпути И.Д. Папаниным именно из-за опасения атаки порта «Адмиралом Шером». 20 августа на советских судах, стоявших в этот момент к северу от острова Кравкова, увидели самолет-разведчик с немецкого корабля. Пилот не смог их разглядеть из-за густого тумана. На следующий день туман вновь спас их уже в районе острова Белуха. Самолет появлялся еще несколько раз, но из-за погодных условий обнаружить «красинский» конвой так и не смог, а 25 августа потерпел серьезную аварию и прекратил полеты.
Аврал на ледоколе «Красин» в Восточно-Сибирском море. Фото: РИА Новости
На ледовых проводках
21 октября 1943 г. «Красин», как и ряд других ледоколов, был передан в состав Тихоокеанского флота. Прибыв во Владивосток, он завершил свое кругосветное плавание, продлившееся 885 суток. 16 участников перехода были отмечены боевыми наградами. И.Д. Папанин написал после войны в своих мемуарах: «Переход «Красина» прибавил новую яркую главу к биографии этого прославленного ледокола».
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
100-летие символа эпохи. Что надо знать о легендарном ледоколе «Красин»
31 марта исполняется 100 лет легендарному арктическому ледоколу «Красин», единственному кораблю — участнику арктических сражений Второй мировой войны, находящемуся на плаву. Рассказываем интересные факты из истории «Красина»: как он успел затонуть и восстать со дна морского, как помог пережить страшную войну и спасти людей и как он оказался на вечной стоянке в Петербурге.
100-летие символа эпохи
Около набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге нашёл свою вечную стоянку овеянный легендами старейший российский арктический ледокол «Красин». Посетив его, можно прикоснуться к настоящей истории и почувствовать живую романтику полярных исследований. Несмотря на то что ледокол отмечает вековую дату, все его системы находятся в рабочем состоянии и при необходимости он снова может включиться в борьбу со льдами.
«Святогор» из Англии
Вернёмся на сто лет назад. В 1916 году на английские верфи поступил заказ от русского правительства на строительство нового ледокола «Святогор». Он стал самым мощным в мире в первой половине XX века. В августе 1916 года «Святогор» был спущен на воду и, после необходимых доработок, 31 марта 1917 года над ним взвился Андреевский флаг. Ледокол вошёл во флотилию Северного Ледовитого океана с припиской к порту Архангельск.
Утонул на службе
События, разыгравшиеся в России в 1918 году, непосредственно коснулись нового ледокола. Когда начался период англо-французской интервенции, иностранные корабли подошли к Архангельску. Чтобы преградить путь кораблям английских интервентов, было решено затопить «Святогор». Впрочем, затопить судно нормально не сумели. Ледокол посадили на мель так, что над водной поверхностью виднелись и 16-метровые трубы, и большая часть корпуса. Жертвы были напрасными : английские войска вошли в Архангельск. Спустя несколько дней они подняли ледокол со дна Северной Двины и забрали его к себе. Затем «Святогор» с 1920 года ходил под английским флагом.
Возвращение в Россию и новое имя
Всё время, пока ледокол служил у англичан, российское правительство вело переговоры по возвращению судна назад. Сдвинуть дело с мёртвой точки удалось дипломату Леониду Красину. Торговый представитель Великобритании в 1921 году работал над подписанием советско-британского торгового договора, который ознаменовал поворот в развитии дипломатических отношений со странами Запада. Одновременно с этим дипломат договорился о возвращении Англией уведённого в 1918 году ледокола «Святогор», естественно, не бесплатно: российская сторона заплатила приличную сумму. Леонид Красин ушёл из жизни в 1926 году, а год спустя возвращённое им судно назвали его фамилией. Под этим именем ледоколу было суждено совершить несколько подвигов.
Военная слава «Красина»
20-е и 30-е годы прошлого века были знаковыми для судна. В это время ледокол стал флагманом экспедиции, спасшей экипаж дирижабля Умберто Нобиле, принял участие в 9-й Карской экспедиции, первым достиг мыса Желания, впервые провёл военные корабли по Северному морскому пути. «Красин» стал лидером Ленской транспортной экспедиции, результатом которой стал выход Якутии в океан. В годы войны вооружённый «Красин» занимался обеспечением проводки военных конвоев в ледовых условиях. По приказу правительства в 1941 году ледокол отправился в США для помощи в организации высадки десанта в Гренландии. Через полтора года в составе военного конвоя PQ-15 судно вернулось на родину, где до конца войны продолжало водить конвои по арктическим водам.
Научно-исследовательское судно
В роли же ледокола судно работало до 1970-х, а до этого успело пройти ремонт в ГДР, немного сменив облик. В 1972 году, после очередной реконструкции, «Красин», утративший часть своей льдопроходимости, становится научно-исследовательским судном. В этом качестве ледокол работал на Шпицбергене, в Гренландском и Баренцевом морях. В своё последнее плавание «Красин» уходил в 1989 году.
Тёзка из Финляндии
Ещё один ледокол «Красин» был построен в Финляндии в 1976 году. Он был призван заменить состарившегося предшественника, а сам по себе представлял подобие атомного ледокола «Ленин». Судно было уже куда мощнее первого «Красина». Взяв себе гордое имя, ледокол 1976 года успел поучаствовать в спасательной операции в Охотском море в 2011 году, когда там застряли около 600 рыбаков.
Ледокол-музей
В 1992 году судну было выдано охранное свидетельство, и оно стало памятником государственного значения. Первая музейная выставка на борту открылась в 1995 году, а с 2004-го ледокол стал филиалом Музея Мирового океана. Здесь собраны подлинные фотографии и документы, связанные с историей «Красина» и всего ледокольного флота России. Научный и технический архив музея хранит чертежи, карты и интереснейшие уникальные киноматериалы. Основными коллекциями считаются собрание навигационных предметов разных времён, полярный фарфор, предметы судовой обстановки и быта, научные приборы.
Фото: vk.com, rg.ru, parnasse.ru, bastion-opk.ru, moiarussia.ru, wikimedia.org