Легато стаккато в музыке что такое
Виды штрихов. Как играть стаккато, легато и нон легато
В предыдущих уроках вы уже научились правильно сидеть за фортепиано и познакомились с его устройством. Теперь осталась самая приятная часть — это контакт с клавиатурой.
На первый взгляд, нет ничего сложного в том, чтобы поставить руку на фортепиано. Но на самом деле, даже на этом этапе могут возникать ошибки, которые лучше сразу искоренять. Чтобы избежать прогиба пальцев,поставьте ручку в центр ладони, таким образом образуя купол руки. Это самое правильное и естественное положение руки, чтобы играть на фортепиано. По нашей природе нам свойственно использовать пальцы либо прямыми, либо совсем согнутыми, но при игре на фортепиано важно, чтобы каждый палец представлял собой мостик из трех фаланг. Также необходимо, чтобы пальцы хорошо упирались в клавиши, чтобы вы не могли моментально убрать руки с клавиатуры.
Очень частая ошибка при постановке большого пальца — пытаться играть им при помощи фаланги. Первый палец должен устанавливаться прямо на подушечку и производить звукоизвлечение маленькой ее частью.
Теперь поговорим о штрихах. Самые популярные штрихи на фортепиано это:
легато (legato) — связно
Играя этот штрих, важно контролировать, чтобы одна нота перетекала в другую плавно, без дыр. Важнейшим приемом легато является подкладывание, которое позволяет нам играть в легато, например, гаммы, где нот больше, чем пальцев.
нон легато (non legato) — не связно
Как правило, в начале обучения ученики играют именно non legato. Этот штрих более подчеркнутый и менее связный, поэтому поначалу он дается немного легче, чем легато. Клавиши при этом нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы между нотами были совсем небольшие паузы. Обратите внимание, чтобы клавиши на были слишком отрывистыми.
стаккато (staccato) — отрывисто
Этот штрих подразумевает собой то, что каждую ноту вы должны играть четко, отрывисто и остро. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. На этом приеме полезно играть различные этюды, гаммы и штрихи.
4 сентября 2020г. — Джем саундтреков
3 июля 2020г. — ABBA трибьют (фортепианный)
12 июня 2020г. — Джем хип-хопа, рэпа и R’n’B (ударный)
Что такое легато и стаккато
Содержание статьи
Музыкальные штрихи
Именно оттенки речи или мелодии делают их такими уникальными. Исполнение мелодии, в котором нет артикуляции, разных оттенков, звучит механически и пусто. Такая музыка не зацепит зрителя, поскольку будет звучать однообразной монотонной речью.
Артикуляцией в музыке называют различные способы «пропевания» мелодии. В основном это касается связанности или расчлененности нот. Артикуляция особо указывается в нотной записи, указывая исполнителю, как именно надо играть указанный отрывок мелодии.
Три основных типа музыкальной артикуляции или штриха — нонлегато, легато и стаккато. Они присутствуют в любых музыкальных произведениях.
Слово «легато» переводится с итальянского, как «связанный». Из этого названия следует, что ноты надо играть так, чтобы звуки плавно сменяли друг друга без толчков и перерывов. Звук должен распределяться равномерно от тона к тону. Существует огромное количество упражнений, направленный на правильную разработку кисти руки и пальцев для правильного исполнения этого приема. В нотном письме штрих легато обозначают дугой или лигой.
Эти итальянские слова.
«Нонлегато» или «раздельно» чаще всего применяется в пьесах, исполняемых в подвижном темпе. Этот штрих никак не обозначается в нотах. В начале обучения большинство учеников играет именно раздельно. При игре нонлегато звуки из инструмента извлекаются ровно без отрывистого или плавного звучания.
«Стаккато» с итальянского переводится как «отрывисто». При этом исполнении мелодия звучит резко, с заметными паузами между нотами, при этом темп игры не замедляется. Стаккато делает музыкальный отрывок легким, тонким, грациозным. Это довольно сложный для освоения прием, у многих пианистов, например, с непривычки болят кончики пальцев, поскольку по клавишам приходится бить остро и коротко. В чем-то штрих стаккато напоминает быструю печать на клавиатуре, только вместо характерного треска звучат ноты. Этот штрих является антиподом штриха легато. В нотной записи он обозначается точкой над или под нотой, в зависимости от того, куда она ориентирована.
Эти основные штрихи породили массу дополнительных. Но по сути, именно легато, стаккато и нонлегато определяют звучание пьесы. Все остальное — нюансы. В начале обучения музыканты учатся делать разницу между этими приемами звукоизвлечения максимально заметной. На этой разнице построено огромное количество музыкальных пьес.
Нюансы в музыке: штрихи (Урок 13)
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что делает нашу речь неповторимой, ни на кого не похожей? А с помощью чего мы различаем, что над нами подшучивают, нам угрожают, ласкают речью и т.д.? При общении мы пользуемся разными оттенками речи, используя разную артикуляцию. Можем говорить плавно, томно, можем колко, язвительно.
Так и в музыке. Игра без артикуляции – бездушна, бесхарактерна. Такая игра не зацепит струнки души у слушателя. Это как слушать длинную монотонную речь.
Итак, что же такое артикуляция?
Артикуляцией называют разные способы произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности нот. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.
Штрихи, как вы догадываетесь, бывают разные. И каждому штриху соответствует определенный знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело и т.д.
Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение.
Итак, легато (итал. legato «связанный») – это связное исполнение музыки. Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, к плавному и равномерному распределению звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев.
В нотах штрих legato обозначается лигой.
Нонлегато (итал. nonlegato «раздельно») применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки. В нотах не обозначается никак. Как правило в начале обучения ученики играют именно nonlegato. При игре этим штрихом клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания.
Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Является антиподом legato. Мастерство игры данного штриха заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. При исполнении staccato мы используем быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна.
На нотном стане staccato обозначается точкой расположенной над нотой или под ней (не путайте с точкой, расположенной справа от ноты – эта точка указывает на добавление половины её длительности).
Каждый из этих основных штрихов имеет ряд градаций, которые, хоть и не очень часто, но встречаются в нотах. Рассмотрим некоторые их них.
Портаменто (итал. portamento «перенос») – способ певучего исполнения мелодии. Звуки извлекаются подобно nonlegato, но более связно, и подчеркивая каждую ноту. В нотах обозначается маленькой горизонтальной черточкой под или над нотой.
Маркато (итал. marcato «выделяя, подчеркивая») штрих более жесткий, чем legato. Обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента. В нотах проставляется редко. Обозначается знаком, похожим на галочку.
Стаккатиссимо (итал. staccatissimo «очень отрывисто») представляет собой разновидность стаккато (острое стаккато). Играется очень коротко и максимально отрывисто. Специфическая особенность стаккатиссимо – сокращение длительности звука более чем наполовину. Обозначается знаком, напоминающим тонкий треугольник.
Стаккато акценто – еще более акцентированные, короткие, отрывистые ноты. Обозначается точками над нотами, и над точкой знак акцента.
Это, пожалуй, все, что я хотела рассказать о штрихах в музыке. И напоследок пара произведений для практики, где встречаются изученные нами штрихи:
Работа над звуковедением
Работа над звуковедением
Выработка правильного дыхания влечет за собой умение пользоваться в пении важным вокальным навыком – приемами звуковедения. Как в инструментальной, так и в вокальной музыке.
Штрихи (приемы исполнительства) зависят от характера и темпа произведения. Они подразделяются на три вида и отличаются друг от друга приемами звуковедения.
Есть три способа звуковедения:
Legato(легато) Staccato(стаккато) Non legato (нон легато)
Legato (легато) – означает плавно, связно, без толчков. То есть, это связное, непрерывное пение. Легато – основная форма пения. При выработке легато нужно помнить, что поются гласные звуки, а согласные произносятся коротко. Гласные нужно пропевать максимально долго. Переходы с одного звука на другой должны быть плавными, ровными, незаметными, но точными.
Staccato(стаккато) –отрывистоепение. Это прием звуковедения, при котором звучание короткое, с небольшими толчками-акцентами на слогах. Знак стаккато – точка над или под нотой.
Главное отличие стаккато – цезуры между звуками, то есть звуки отделяются друг от друга при звучании, не связываются. При выработке стаккато нужно обратить внимание на то, чтобы звуки были короткие, а после них присутствовала длительная пауза. При пении стаккато начинающие вокалисты допускают ошибку – берут дыхание не в конце фразы, а самопроизвольно, на любой из пауз. Это не допустимо. Дыхание берется между фразами.
Звуки, исполняемые на стаккато, должны звучать на непрерывной линии. А голос должен быть упругим, светлым, легким. Пение на стаккато очень полезно – оно выравнивает звук, делает интонацию чище, точнее, воспитывает гибкость звука и точность атаки. При выработке стаккато нужно обратить внимание на правильный перенос слогов. Если слог заканчивается на согласный звук, то этот согласный переносят к следующему слогу. То есть, правило перенесения согласных к последующему слогу обязательно и при выполнении штриха стаккато. Исключение составляют согласные в конце слова. Non legato (нон легато) – промежуточный прием звуковедения. Non – отрицательная частица, то есть не плавно, не связно. При выполнении данного приема звуки разделяются, не связываются между собой. Но цезуры между звуками предельно короткие. В результате такого исполнения происходит подчеркивание слогов. Сложность исполнения нон легато заключается в том, что этот способ объединяет в себе манеру исполнения и легато, и стаккато. Работая над нон легато, но нужно следить, чтобы не было между звуками пауз, и не было резких, грубых акцентов. Но при этом каждый звук должен быть отчетливым и выразительным. Важно отметить, что вся работа над вокальным произведением, конечно же, предполагает непрерывную одновременную работу над чистотой интонации, над певческим дыханием, над оформлением звука, т. е. над артикуляцией, над дикцией, над высокой певческой позицией и над звуковедением вкупе с динамическими оттенками. В зависимости от возраста обучающихся и их вокальных данных, можно и нужно вести работу над тембровой окраской голоса, над резонированием звука. Все эти вокально-технические навыки приобретаются и отрабатываются как при распевании, на вокальных упражнениях, так и при работе над произведениями и объединяются в единое выражение – вокальная работа.
· Постепенное усиление подачи выдыхаемого воздуха даёт постепенное усиление громкости звука, называемое в музыке крещендо.
· Постепенное ослабление подачи выдыхаемого воздуха даёт постепенное уменьшение громкости звука, называемое в музыке диминуэндо.
Смена степени громкости звучания при исполнении вокального произведения, т.е. применение динамических оттенков, придаёт любой музыке своеобразие и красоту. Кропотливой работе над звуковедением, над динамикой, напрямую зависящих от певческого дыхания, и вместе с тем над дикцией и артикуляцией отводится значительное место при работе над вокальным произведением. Как известно, поются гласные звуки, а согласные произносятся коротко и чётко. Важным здесь является правильное оформление гласных, чему и уделяется много внимания и времени. Один наиболее результативный приём работы над звуковедением, в частности над кантиленой, заслуживает в этом случае особого внимания – это
выравнивание гласных. Полезно петь вокальную партию произведения по фразам, по предложениям, только на гласных звуках, исключив произношение согласных. Такая работа позволяет быстрее добиться кантилены. Определение динамических и смысловых кульминаций внутри фраз, стремление к ним с использованием изменений силы громкости звучания (крещендо, диминуэндо) при пении приёмом выравнивания гласных, ведёт к лучшему результату достижения кантиленности звуковедения, а так же к осмыслению динамического развития мелодии, и к выполнению динамических оттенков. Когда мелодический отрезок уже отработан данным способом, нужно спеть его с включением согласных, т.е. со словами, удерживая внимание на том, что петь надо, так же как и при выравнивании гласных, т.е. сохраняя оформление гласных звуков, их связность и динамическое развитие. Согласные при этом обязательно произносить чётко, коротко, без утрирования. Таким же образом можно работать и над видами звуковедения нон-легато, стаккато и другими. Одновременно с этой работой необходимо заботиться и следить за правильной высокой певческой позицией певца (пение на ощущении лёгкого зевка), за хорошей, правильной артикуляцией, за посылом звука в резонаторы. После такой работы по небольшим частям над звуковедением и динамическими оттенками нужно работать над произведением как над единым целым. Исполнять его полностью, стремясь показать динамическое развитие произведения со стремлением к главной эмоциональной кульминации и выполнять при этом все внутрифразовые кульминации. Следить за уже отработанным звуковедением и за требуемой по динамической нюансировке силой выдыхаемого воздуха, т.е. за продуманным и отработанным определённым выдохом. Выполняя всё вышеизложенное, будет получен желаемый результат исполнения: украшенное разнообразными динамическими оттенками и красивым звучанием голоса вокальное произведение. Работа над звуковедением и динамикой непременно предполагает постоянный контроль над использованием хорошего (опёртого), правильного певческого дыхания, т.е. активного вдоха и длительного, с разнообразной силой подачи выдоха.
Заключение: Содержание и характер вокального произведения предопределяют его звуковое и динамическое оформление, способствующие созданию художественного образа этого произведения. Именно звуковедение и динамика имеют здесь важное, большое значение. От них зависит красота, своеобразие и оригинальность. Вся вокально-техническая и художественно-эмоциональная работа над произведением направляется на достижение исполнительских навыков и мастерства, на передачу всех авторских замыслов композитора и поэта, что в итоге ведёт к раскрытию художественного образа вокального произведения и к его яркости при исполнении.
статьи
24.05.2017 Штрих и его роль при игре на духовых инструментах
Исполнение, в котором не используются краски, достигаемые различными штрихами, производит вялое, однообразное впечатление. Чем больше исполнитель применяет на практике разнообразных штриховых приемов, тем выше его мастерство. Поэтому грамотно подобранные и исполненные штрихи всегда способствуют выразительности исполнения и правдивому отображению содержания музыки.
Что такое штрих?
Определенные формы звуков, возникшие в результате применения различной артикуляции, но несущие уже в себе художественно-смысловое содержание называются штрихами.
Роль штрихов при игре на духовом инструменте
С помощью штриха определяется стилистика, образное содержание, особенности трактовки исполняемой музыки (произведения).
Принципы и названия основных штрихов при игре на духовых инструментах изначально были заимствованы из практики исполнителей на струнных смычковых инструментах (detache, portato, staccato, martele), поскольку понятие «штрих» в практике музыкантов возникло у скрипачей, и был связан с разнообразными способами ведения смычка.
Со временем в практику духовиков вошли штрихи вокалистов (legato, portamento) и пианистов (glissando). В процессе исполнительства появились новые штрихи, отражающие специфику духовых инструментов, такие как frullato и двойное staccato.
Одну из первых и наиболее значительных попыток систематизировать вопрос о штрихах при игре на духовых инструментах предпринял в 30-х гг. выдающийся советский исполнитель и педагог Владислав Михайлович Блажевич. В своих методических трудах «Школа для раздвижного тромбона» и «Школа коллективной игры на духовых инструментах» В.Блажевич подробно изложил свои взгляды на сущность различных приемов звукоизвлечения, которые заслуживают серьезного внимания.
В.М.Блажевич заявил о возможности применения при игре на духовых инструментах следующих видов атак:
Три группы штрихов Б.Григорьева для духовых
Развивая и систематизируя взгляды В.Блажевича на штрихи духовых инструментов, его ученик Б.Григорьев в своей «Школе игры на тромбоне» разделил штрихи на три группы:
Эта систематизация обеспечивает тесную связь штрихов с атакой звука.
В силу постоянного совершенствования приемов музыкальной выразительности, обогащения и усложнения звуковой палитры оркестра и сольных произведений процесс образования и консолидации (слияния, объединения) новых штрихов на духовых инструментах будет продолжаться и дальше.
Пять групп штрихов на духовых инструментах:
Как артикуляционное явление каждый штрих имеет три зоны: начало (атаку), стационарную часть (продолжительность звучания) и окончание. В зависимости от вида атаки звука, характера его развития и окончания штрихи духовых инструментов объединяются в пять групп.
Штрихи, исполняемые твердой атакой звука:
1. Detache (франц. detacher – отделять)
Штрих выполняется посредством определенной, энергичной атаки и полноценного выдерживания длительности звучания. Графического обозначения не имеет.
2. Tenuto (итал. – выдержанно, точно по длительности и силе)
Штрих, производный от detache. Обозначается чертой над или под нотой.
3. Marcato (итал. marcare – выделять, подчеркивать)
Штрих выполняется посредством концентрированного, акцентированного начала звука с дальнейшим его ослаблением к концу длительности. Обозначается знаком акцента.
4. Martele (франц. marteler – молотить, чеканить)
Прием предельно четкого, жесткого извлечения звука и выдерживания динамики до конца длительности. Обозначается заостренным клином в ноту.
Прием короткого исполнения звука (приблизительно половина записанной длительности). Атака острая, окончание активное, со слогом «тит». Обозначается точкой над или под нотой.
6. Staccatissimo
Разновидность стаккатного штриха. Звучит короче staccato (обычно четвертая часть длительности). Окончание звука также прекращается движением языка («тит»). Обозначается словом staccatissimo.
Штрихи, исполняемые мягкой атакой звука:
1. Non legato (итал. – не связно)
Атака мягкая, звук выдерживается приблизительно 3/4 написанной длительности (1/4 приходится на паузу, поэтому между звуками при игре прослушиваются легкие паузы), окончание без участия языка. Обозначается точками, стоящими над нотами, объединенными лигой.
2. Portato (итал. portare – нести)
Прием скользящего перехода от одного звука к другому, мягкого подчеркивания как-бы непрерывно тянущегося звука. Длительность звука предельная. Обозначается знаками тире над или под нотами, объединенными лигой.
Штрих, исполняемый фрикативной атакой звука:
1. Frullato (итал. frullare – свистящий, вращаться)
Специфический штрих духовиков, имитирующий тремоло струнных инструментов. Начало звука выполняется путем простой атаки, окончание звука может быть как с участием, так и без участия языка. Тремолирующее ведение звука осуществляется двумя способами: посредством кончика языка («тр», «фр»), или с помощью язычка, находящегося у основания языка («хр», «кр»). Находящийся в определенном напряжении язык, как пружина, пропуская воздух в инструмент, постоянно вращается под нёбом. Обозначается словом «frullato».
Штрихи, исполняемые комбинированной атакой звука:
1. Двойное стаккато (применяется, как правило, на флейте, корнете, трубе, валторне, тромбоне и фаготе).
Основанием для его применения служит, как правило, скорость исполнения. Двойное чередование образуется путем последовательного повторения твердой и вспомогательной атак («ту-ку»). В нотной записи специального обозначения не имеет.
2. Тройное стаккато
Образуется двукратным применением твердой атаки в чередовании с одним приемом вспомогательной («ту-ту-ку» или «ту-ку-ту»). Специального обозначения не имеет. Применяется исполнителями, когда необходимо в быстром темпе исполнить тройное чередование звуков (триоли, секстоли и т.п.).
Штрихи, не связанные с атакой языка (кроме первого звука):
1. Legato (итал. – связно)
Прием мягкого, плавного соединения звуков. Исполняется путем изменения силы напряженности губных мышц и интенсивности струи воздуха. Опровергая существующее мнение, язык не находится в неподвижном состоянии. Он участвует в формировании струи воздуха и регулирует её направление. Обозначается лигой.
2. Legatissimo
Требует большей связности между звуками, подчеркивая напевность звучания штриха. Обозначается словом legatissimo.
3. Маркированное legato
Штрих характеризуется тем, что плавность соединения звуков под лигой нарушается резкой активизацией выдоха, имитирующей атаку. Толчок воздуха заменяет работу языка. Обозначается знаками акцента, объединенными лигой.
4. Glissando (итал. – скользя)
Специфический прием игры, основанный на последовательном заполнении интервала «скользящими», промежуточными звуками. Достигается с помощью действий губ (в пределах небольшого интервала), либо при одновременном взаимодействии амбушюра с аппликатурными действиями пальцев (при широких интервалах), путём неполного нажатия вентилей или неполного прикрытия звуковых отверстий инструмента. На тромбоне легко воспроизводится с помощью кулисы. Обозначается волнистой линией от ноты к ноте, заменяющей лигу и коротким словом gliss.
Вышеперечисленные штрихи не исчерпывают всех исполнительских средств духовика. Художественное значение штрихов заключается в том, что они дают возможность получить огромное разнообразие оттенков их исполнения. В зависимости от стиля и характера музыки, её художественного содержания, индивидуальности исполнителя меняется и характер штрихов.
Основные штрихи
detache (деташе), legato (легато), staccato (стаккато)
Первоначальное ознакомление со штрихами начинают с detache, поскольку этот штрих очень важен при исполнении на всех духовых инструментах. Работа над detache для исполнителей на духовых инструментах очень важна: она помогает выработать четкую и ясную атаку звука, ровную подачу выдыхаемой струи воздуха и способствует формированию полного, красивого звука.
При исполнении detache музыкант должен обращать особое внимание на то, чтобы энергичный толчок языка при атаке и начало выхода производились строго одновременно. Следует также добиваться полного сохранения длительности звуков: иногда исполнители укорачивают звуки. Широкая кантилена, подлинное «пение» на инструменте, овладение четкой и «звучащей» техникой связаны с постоянным применением правильного detache.
Штрих является фундаментом для успешного овладения такими приемами игры, как marcato, tenuto и др. В качестве упражнений для овладения штрихом detache рекомендуется использовать исполнение гамм и арпеджио в медленном движении.
Вторым шагом в освоении штрихов является работа над legato. Этот штрих почти на всех инструментах (кроме тромбона) осваивается довольно легко, но требует соблюдения ряда условий. Необходимо следить за тем, чтобы выдох и переход от звука к звуку производились плавно, без толчков, недопустимо так называемое «выжимание» звука.
Исполнителям на медных, амбушюрных инструментах при игре legato не следует допускать появления «глиссандирующего» соединения звуков, для чего необходимо тесно и своевременно менять «настройку» губ и подкреплять их работу активным выдохом. При игре на деревянных духовых инструментах необходимы также правильные («экономные») движения пальцев, без чрезмерного их подъема над инструментом и отклонений в стороны.
Наиболее проблемным является исполнение legato на раздвижном тромбоне. Связное исполнение звуков на тромбоне требует четкого и быстрого, без толчков передвижения кулисы, что способствует преодолению элементов glissando, неизбежных при медленном перемещении кулисы. Для развития этой техники используют упражнения из пособия В.Блажевича «Школа развития легато на цугтромбоне».
В качестве упражнений для развития legato на всех духовых инструментах обычно используются гаммы и арпеджио всех видов, а также различные образцы широкой, кантиленной музыки.
Следующим этапом в развитии техники штриха становится работа над staccato. Играющий должен овладеть быстрым и легким толчком языка при атаке, но быстрота движений языка (труднодостижимая сама по себе) должна быть точно согласована по времени с движениями пальцев и должна подкрепляться соответствующим напором выдыхаемой струи воздуха. Отрывистое воспроизведение звуков не должно искажать их качества: звуки не должны терять свою естественную «округлость».
Техника исполнения staccatissimo почти ничем не отличается от способа исполнения staccato, требуется предельная отрывистость и четкость звучания, без излишнего утрирования и сокращения длительности звуков из-за плотного смыкания губ после атаки (звуки становятся резкими и «сухими», немузыкальными, напоминающими стук). При любом виде staccato звуки должны сохранять интонационную ясность, «округлость» и естественность тембра.
Особое внимание необходимо уделять исполнению «двойного» staccato. На протяжении многих лет скорость действий языка являлась объектом повышенного внимания исполнителей. Однако приблизительно со второй половины XX века проблема быстродействия языка утратила былую остроту в связи с тем, что все исполнители на духовых инструментах стали использовать на практике приемы двойного и тройного языка.
Овладение указанной техникой протекало постепенно. В первой половине XX века двойное стаккато применяли исполнители на медных духовых инструментах и флейтисты. Затем его стали использовать фаготисты, гобоисты и даже кларнетисты и саксофонисты.
Немного о комбинированной атаке
В начальный период эти задачи наиболее успешно решаются на отдельных звуках, относящихся к среднему регистру (за исключением кларнета, на котором двойное стаккато легче выполнять в нижнем регистре). Материалом для упражнений должны послужить гаммообразные построения с максимально простой аппликатурой. Далее, в качестве упражнений для развития двойного staccato необходимо использовать специальные этюды.
Основой тройного стаккато является речевое произношение слогов ТУ-ТУ-КУ_ТУ-ТУ-КУ или ТУ-КУ-ТУ_ТУ-КУ-ТУ. Однако в современной практике довольно часто используется прием двойного стаккато при игре триолей, поочередно акцентируя звуки, приходящиеся на основное и вспомогательное движения: ТУ-КУ-ТУ_КУ-ТУ-КУ.
Быстрое, легкое и хорошее звучание staccato незаменимо при исполнении легких, грациозных пассажей и является одним из самых ярких показателей виртуозного, технического мастерства.
И еще.
В начальный период обучения на духовых инструментах необходимо овладеть приемом игры marcato. Правильное marcato – весьма эффективный прием, особенно при игре на медных (амбушюрных) инструментах.
С его помощью исполнителям удается хорошо передавать волевой, решительный характер музыки. Этот штрих требует умения производить четкую, акцентированную атаку звука с помощью резкого, энергичного толчка языка и усиленного выдоха. При умелом выполнении каждому звуку придается подчеркнуто сильное, акцентированное начало. Однако подчеркивание звука должно быть умеренно сильным, отличаться от sforzando.
Послесловие
После освоения основных штрихов, требующих «твердой» атаки звука, следует перейти к изучению приемов игры, выполняемых при помощи «мягкой» атаки: non legato и portato, в исполнении которых есть много сходного (общность характера атаки и динамики). Эти штрихи исполняются при небольшой силе звука (от рр до mf).
Следует иметь в виду, что при игре portato звуки исполняются с максимальной протяженностью, тогда как при non legato длительность звуков слегка сокращается за счет образования небольших пауз между звуками, сама атака звука при portato отличается предельной «мягкостью».
Штрихи являются суммой технических приемов игры, представляющие собой художественно-выразительные средства исполнителя. Каждый штрих имеет свою характеристику, значение и свое звучание.
Штриховые обозначения, указанные композитором, равно как и динамические оттенки, во многом носят условный характер и не всегда являются окончательными. Поэтому, исполнитель должен уметь применять те штрихи, которые бы передавали настроение, характер, художественно-смысловое содержание музыки, исходя из требований стиля, жанра, формы исполняемого произведения. Правильный подбор штриховых оттенков имеет большое художественное значение и служит показателем хорошего вкуса и музыкальной культуры исполнителей.