Легенда о чуди о чем
«Затерялась Русь в мордве и чуди,
Нипочём ей страх…»
Сергей Есенин.
Есть легенды о чудских народах, как о древних и искусных рудокопах, в чем-то похожих на гномов, обитавших в штольнях и шахтах европейских гор. Отголоски таких преданий сохранились, например, в Сарманово (Татарстан), где был старинный медный рудник. Таких же легенд много в Кировской области, где обнаружены могильники и городища чудского народа!
Есть легенды о чуди и у марийского народа – очень распространена легенда о том, как в древности сами мари уходили в подземелья и пещеры и подрубали столбы, удерживающие землю, после этого ходы в таинственные подземелья закрывались навечно. Сами марийцы ассоциируют эти легенды со своими предками, вероятно, что древняя чудь (как и меря) сыграли свою роль в этногенезе марийского народа.
Если вспомнить загадочную Овду, то в каждом втором случае – живет Овда либо в пещере, либо в землянке, роста невысокого, обычно прячется от людей, а потом ушла далеко на Север.
Ушёл в скальное подземелье и легендарный князь Чембулат, о чем гласит древний памятник и святилище на Немде (приток Пижмы и Вятки).
Огромное количество легенд про чудь сохранилось на Урале, про это будет упомянуто в статьях про аномальные зоны Башкирии, Пермского края, Свердловской и Челябинской областей, отдельно расскажем и про эти легенды.
В данной статье будет рассказано про следы чудского народа на Вятской земле (Кировская область). В этом краю (и вокруг него) множество упоминаний про чудь – вспомним, например, загадочную Бум-гору, куда по легендам ушло чудское племя!
Ведь до сих пор спорят, где же это место находится.
Чудь уходит под землю (Н. Рерих)
В языках коми и удмуртов некоторые исследователи видят ираноязычное влияние, которое связывают с народом Чудь, жившим среди указанных народов до 15в. легендарная Чудь жила и на Вятке.
СЕВЕРНЫЕ ПРЕДАНИЯ
О связях Сысолы и Вятки.
На Сысоле (приток Вычегды со стороны Вятки) есть городища с названиями Кариил (Кара-иль?), Вотча (Вотка?) и Гуль-Чунь («Чертов палец» на языке Коми) содержащих новгородские находки 13-14 в. По легендам в них жила Чудь. «Чудское городище» упомянуто в Вымско-Вычегодской летописи. Выходит, под Чудью можно понимать новгородо-вятское население, существовавшее до покорения Москвой Вятки и сопредельных с ней территорий. Выходцы с Сысолы могли получить прозвища-фамилии Сысолятин и Сысоев (от Сысой, Сыса).
Об уральской чуди и ее гибели (1927 г.)
Статья А.В. Шмидта из «Записок УОЛЕ» 1927 г.
Каждому жителю Уральской области известно о Чуди-белоглазой. У населения твердо укрепился взгляд, что Чудь – это племя, жившее на Урале и в Прикамье до прихода русских. Когда русские пришли, чудь скрылась в ямы, подрубила столбы, на которых было укреплено покрытие этих ям и таким образом заживо погребла себя. Нередко попадающиеся в земле различные вещицы и являются остатками имущества этой Чуди.
Так рассказывают в массах. Многие образованные уральцы, даже учительство, принимают этот рассказ за предание о действительном факте и считают племя Чудь древними обитателями Урала, трагически сошедшими с лица земли при появлении русских. Это тем удивительнее, что большая часть рассказов о Чуди носит явно фантастический характер и повторяется в совершенно одинаковой форме в местностях, удаленных друг от друга на огромное расстояние. Странно, что хотя бы эти обстоятельства не заставили отнестись более критически к преданиям о Чуди. Между тем, в настоящее время есть возможность доказать, что не только предания об Уральской Чуди являются народным вымыслом, но даже народа с именем Чудь никогда не существовало на Урале. Все, что касается Чуди, может быть очень интересным для изучающего русскую народную словесность, но для историка и археолога не имеет ровно никакого значения.
Вследствие этого, конечно, совершенно отпадают вопросы вроде того, является ли Уральская Чудь финнами, или уграми, или еще каким-нибудь другим народом.
Свою работу я начну с названия Чудь. Чудь слово не финское: оно не встречается ни в одном из современных финских языков. Как неоднократно указывалось многими выдающимися лингвистами, в том числе, например, покойным академиком А.А. Шахматовым, это название происходит с одного из германских языков, именно готского. «Чудь» представляет славянское произношение готского tjuda, что означает «люди». Конечно, готами это слово часто употреблялось при разговоре, почему славяне и прозвали готов tjuda – Чудь, что произошло, вероятно, в II-IV веках от Р.Хр., когда готы сидели в нынешней Украине, а славяне жили на ср. Висле, в нынешней Польше, и были их соседями. Готам подчинялись многие из финских племен, населявших в то время значительные пространства Европейской России к северу от Киева. Полагают, что славяне безразлично называли и готов, и подвластных им финнов чудью, так же как не так давно русские одинаково называли немцами и настоящих немцев, и подвластных им латышей и эстов.
В V в. по Р.Хр., под давлением свирепых орд наездников-гуннов, готы передвинулись на запад, сначала в Венгрию и на Балканский полуостров, потом в Испанию и Италию. Таким образом они ушли от соседства славян. Финны остались на своих местах; у славян за ними сохранилось название Чуди.
Между прочим, от этого слова Чудь и происходят такие русские слова, как чудной, чудо и т.д.
С VI-VII веков славяне проникают в русскую равнину и теснят финнов на север и северо-восток. В VIII-IX веках одно из восточно-славянских племен, так называемые славяне ильменские, садятся на землю в области, где скоро был основан Новгород Великий. В их языке продолжает сохраняться слово «Чудь»; новгородцы называют так своих соседей финнов Прибалтики, Финляндии, берегов Ладожского и Онежского озер, отчасти и бассейна Северной Двины. Эти народы принадлежат к группе финского племени, носящей в науке название западных финнов. Другие финские племена, например, Мерю, жившую в IX в. в районе Ярославля и Владимира, соседние славяне никогда не называли чудью.
Таким образом только западных финнов славяне называли чудью. Это имя, судя по летописи, прочно держалось в эпоху дотатарского нашествия, т.е. в X-XIII веках.
Западные финны никогда не проникали в Приуралье. Северную часть Пермского Прикамья, часть бассейна р. Вятки и бассейна р. Вычегды населяли, по крайней мере, начиная с XIV века, а весьма вероятно и ранее, вотяки, пермяки и зыряне, принадлежащие к так называемой германской группе финского племени; ближе к Уральскому хребту и в Прикамье к югу от Чусовой жили, во всяком случае с XV века, а возможно также и ранее, вогулы и остяки, принадлежащие к угорскому племени. Поэтому остается выяснить не назывались ли когда-нибудь чудью народы пермской или угорской групп. Уже сказано, что этим употреблявшимся славянами словом ни одно финское племя не называло само себя. Но может быть русские дали это имя одному из упомянутых восточно-финских племен? Поищем в исторических документах. Восточно-финские народы упоминаются с XI века. В летописи, в различных грамотах, новгородских, княжеских, царских, в житии св. Стефана и некоторых других памятниках встречаются только югра, пермичи или просто пермь, вогуличи, остяки, вотяки и зыряне. Последние три названия появляются только в более поздних памятниках. Других имен не встречается. Таким образом русские при своем появлении в Приуралье никакой Чуди не встретили и никакого из живших в то время народов этим именем не называли.
Получается, следовательно, определенный вывод: никогда на Урале не жил народ, носивший название Чудь. Откуда же попало на Урал это слово? Из Новгорода. Каким образом? Мы уже знаем, что оно применялось новгородцами к западным финнам. Новгородцы в IX-X веках, в эпоху начала Руси, конечно, еще помнили, что финны-чудь не задолго перед этим сидели на занятых славянами равнинах и возвышенностях в окрестностях озера Ильмень. Поэтому они, отчасти совершенно правильно, приписывали чуди различные медные украшения и другие предметы, попадавшиеся в земле при пашне. Действительно, многие из этих вещиц принадлежали финнам. Когда новгородские поселенцы попали в бассейн р. Двины, они по старой привычке продолжали приписывать Чуди встречавшиеся в земле предметы.
Приписывание находок в земле народу Чудь распространилось и за Урал. Переселенцы с Камы и Двины, бывшие первыми русскими, попавшими на Туру и Исеть, перенесли это имя и туда. Потом оно проникло в Западную Сибирь, а затем и далее, вплоть до Байкала. Даже в Забайкалье находки в земле считаются чудскими. То же самое на Алтае и Южном Урале, вплоть до Киргизской степи.
Между прочим, столь широкое распространение этого названия уже само по себе говорит о легендарности его. Ведь никому же серьезно не придет в голову, чтобы от Балтийского моря до Амура жил некогда один народ.
Таким образом, название Чудь проникло на Урал (и далее) благодаря эмиграции из новгородской земли. Привычка приписывать Чуди всякие находки в земле занесена оттуда же. В поверии о существовании Чуди нет никакого воспоминания о действительном прошлом Урала или Сибири.
Не Чудь сидела на Урале и Каме в доисторические эпохи, но различные народы; из них пермяки, вогулы и остяки, а также башкиры были непосредственными предшественниками русских, а о других мы можем лишь догадываться и то с весьма малой степенью достоверности.
Доисторические древности Урала и прилегающих районов относятся к эпохам, в своей совокупности продолжавшимся около четырех тысяч лет. Не может быть никаких сомнений, что за столь долгое время на этой территории сменились многие народы. Наличность ряда доисторических культур и резкая разница между ними определенно говорят в пользу этого. Поэтому я никоим образом не могу согласиться с выводом А.Ф. Теплоухова, который в своей очень интересной и содержательной работе («Записки УОЛЕ», т. XXXIX, 1924 г.), кажется, хочет считать угорскими все пермские доисторические вещи. Среди этих предметов имеются угорские – в этом я совершенно согласен с А.Ф.Т. – но наряду с ними несомненно встречаются и древне-пермяцкие. Вообще вопрос о принадлежности тех или иных древностей определенным народам очень сложен. В настоящей работе ограничусь указанием, что предметы XI-XIV вв. из б. Соликамского, Чердынского и северной части Пермского уездов, по-видимому, древне-пермяцкие; вещи же VI-VIII веков с той же территории, вероятно, угорские; о принадлежности предметов IX-X веков пока сказать затруднительно. Затем не может быть сомнения, что многие культурные остатки принадлежат совершенно неизвестным нам народностям (например, остатки бронзового века).
Теперь остается разобрать отдельные легенды о Чуди. Их очень мало; три из них повторяются с томительным однообразием по всему При- и Зауралью.
Другая легенда рассказывает о перебрасывании медных и железных топоров с одной горы на другую. Этот рассказ приурочивается к очень многим возвышенностям, отделенным одна от другой расстоянием иногда до десятка верст. У Чуди, согласно этой легенды, был всего один топорик на всех чудинов, живших по различным горам. В случае надобности этот единственный топор перебрасывали с одной возвышенности на другую.
Основанием для этой легенды являются находки топоров (или других предметов: иногда рассказывают о перебрасывании медных ложек и т.д.) на тех или иных соседних возвышенных местах, как мне удалось проверить, например, в отношении деревень Галкиной и Турбиной (на Каме, к северу от Перми), о которых тоже существует подобное сказание. Эта легенда представляет тот интерес для археолога, что по ней он может иногда установить места находок доисторических предметов.
Теперь нам остается разобрать самую известную легенду, именно сказание о погибели Чуди. Оно повторяется в совершенно почти одинаковой форме и в Приуралье, и в Зауралье, и записывалось несчетное количество раз. Повторю подробное ее содержание.
Некогда жил в крае народ Чудь. Когда впервые появились русские и раздался звон колоколов, Чудь волновалась. Принять православие, жить под русским владычеством ей не хотелось. Тогда она со всем своим имуществом удалилась в леса и нарыла себе подземные убежища, покрытие которые было укреплено на столбах. Когда русские проникли в глубь лесов, Чудь подрубила столбы. Крыша, сверху покрытая землей, рухнула и схоронила под собой Чудь и все ее добро, тоже унесенное в землянку. По представлению крестьянских масс, различные предметы, попадающиеся в земле, и являются остатками этого добра.
Картина костяка с богатыми украшениями, столбов, наката, часто обвалившегося от тяжести набросанной земли, очевидно, и создала известную легенду о самопогребении.
Не понимая необычайного для них погребального обряда, оставляющего целые богатства вместе с покойником, русские копатели и объяснили по своему курганные могилы.
Правда, подобные или сходные погребения известны на Украине, северном Кавказе, в Киргизской степи, но эти области слишком далеки от Урала. К тому же русские поселенцы, по крайней мере, в некоторые из них проникли только в XVIII веке и даже позже. Поэтому неудивительно, если одно из первых упоминаний легенды о самопогребении Чуди мы встречаем как раз в произведении, составленном в Западной Сибири, именно в труде монаха Гр. Новицкого «Краткое описание о народе остяцком», написанном в 1715 г. в Тобольске.
Раз создавшись, легенда была, конечно, связана с Чудью, которой приписывались, как нам известно, вообще все находки – изделия рук человеческих, и стала повсеместно распространяться. Она проникла на Урал, на Каму, даже на Двину, следуя тому же Сибирско-Московскому пути, через Верхотурье – Соликамск – Устюг – Вологду, по которому двигались поселенцы и шли вообще все сношения.
Так представляется мне возникновение этой драматической легенды. Несколько слов хочу еще сказать о рассказах тех или иных туземцев, пермяков и вотяков, об их происхождении от Чуди.
Прежде всего, это довольно редкие рассказы. Вероятнее всего, они вовсе и не принадлежат самим туземцам, а просто возникли в результате какого-нибудь недомыслия исследователей, не знавших туземных языков. Допустим, однако, что они записаны со слов туземцев. Но и в таком случае нет оснований считать их исконным туземным преданием. Предания о Чуди проникли к туземцам от русских так же, как отрывки христианских представлений и сказаний, как славянское языческое представление о существе Полезница – Полудница, живущем во ржи, о котором рассказывают, например, зыряне, и как многие другие элементы русской духовной культуры. В этих рассказах мы имеем в лучшем случае такую же переработку русских народных сказаний, как, например, в некоторых вогульских мифах, рассказанных Н.Л. Гондатти.
Резюмирую теперь полученные выводы:
1) Народ Чудь никогда не жил на Урале.
2) Слово Чудь отсутствовало у финнов в момент их соприкосновения со славянами. У последних оно известно давно и заимствовано от готов.
3) Представления о Чуди проникло на Урал вместе с переселенцами из новгородского края.
4) Чудь на Урале – это легендарный народ, которому приписываются древности всех эпох, находимые в земле.
5) Легенда о самопогребении создалась на Тоболе, или вообще в Западной Сибири, во второй половине XVII века.
6) Доисторические древности Урала принадлежат различным народностям, сменявшим друг друга в течение многих тясячелетий.
А.В. Шмидт
«Записки УОЛЕ», том XL, вып. 2-й, 1927 г.
Чуды — древний народ
Чуды — древний народ
Легенды о чуди — карликовом народце древних времен — коми услышали от русских: так русские называли древние финно-угорские племена, которые исчезли еще в Средние века, во времена древнерусской колонизации Севера. В преданиях коми этот низкорослый и темнокожий народец, для которого трава кажется лесом, приобретает иногда и звериные черты — он покрыт шерстью, у чудов — поросячьи ноги. Чуды жили в сказочном мире изобилия, когда небо было так низко над землей, что чуды могли достать его рукой, но они все делают неправильно — на пашне роют ямы, скот кормят в избе, сено косят долотом, хлеб жнут шилом, обмолоченное зерно хранят в чулках, толокно толкут в проруби. Женщина-чудинка оскорбляет Ена, потому что пачкает нечистотами низкое небо или задевает его коромыслом. Тогда Ен поднимает небо, на земле вырастают высокие деревья, и на смену чудам приходят белые высокие люди: чуды уходят от них в свои ямы под землю, потому что пугаются земледельческих орудий — серпа и т. п.
Рассказывают, что однажды двенадцать чудов нашли серп и потащили его к реке, чтобы утопить. Вывезли серп на лодке на середину реки, привязали к нему камень и бросили в воду. Но кривой серп зацепился за борт и перевернул лодку. Так все чуды и утонули. По другому преданию, нашедшие серп чуды попытались поднять его, но орудие вырвалось и перерезало глотки незадачливым карликам. Тогда из их утроб выскочили ящерицы и прочие гады и разбежались кто куда: попавшие в лес стали лесными духами, в воду — водяными, а в селах появились чуды-гуменники, чуды-банники и прочая нечисть.
Читатель помнит, что миф о первоначальном покосе связан с деяниями первых героев; у карел, финнов и эстонцев — с великанскими сыновьями Калевы, в мифах самих коми — с косьбой Ена и Омоля. В славянском фольклоре известны, легенды о том, как в давние времена Бог и святой Петр ходили по земле: они увидели, что жнец не знает серпа и колет шилом стебли (как чуды в фольклоре коми) — тогда Бог и дал ему серп. Чуды — карлики начальных времен — противопоставлены первобытным великанам, творцам ландшафта.
Рассказывают также, что «чудя» жили как звери в лесах, «питались зверьем и одевались зверьем». Но тут явился «Степа-угодник» (Стефан Пермский) и стал всех крестить, а с угодником пришли царские слуги требовать оброк. Тогда «чудя» бежала в леса и скрылась в вырытых там ямах со всем своим богатством.
О богатствах чуди рассказывают легенды: к чуди прямо с неба упали серебряные кони и золотые сани, которые служили этому народу, пока он не ушел. Коней же и сани чудь спрятала, и никто не может найти этого клада, хотя и показывают урочище, где он якобы зарыт.
Есть поверье, что чуды превратились в злых духов, которые прячутся в темных местах, заброшенных жилищах, банях, даже под водой. Они невидимы, оставляют после себя следы птичьих лап или детских ног, вредят людям и могут подменять их детей своими. В одном предании рассказывается, как мать однажды цедила брагу, а к ней подошла незнакомая девушка и сказала: «Мама, дай мне на вечер сито». Хозяйка удивилась, что девушка именует ее матерью — ведь ее собственная дочь уж семнадцать лет как лежала в люльке и не росла. Тут девица и показала матери, что в люльке у нее не дочь, а чурка, и расколола ее топором. Оказалось, что мать, не окрестив дочь, понесла ее в баню, да забыла веник, и, выругавшись, отправилась за ним. Тут чудь и подменила ребенка чуркой. Девочка выросла у чуди, научилась превращаться в зверей и птиц, быть невидимой. Но чудь хотела выдать девушку замуж за одного из своих, и несчастная попросила о помощи мать: когда она услышит звон свадебных бубенцов и увидит, как со стороны бани приближается снежный вихрь, пусть кинет в него крест — его чудь боится больше всего. Так мать и сделала: из снежного вихря вылетела курица, которая и превратилась в ее дочь. Правда, девушка была не жилец на этом свете и скоро умерла.
Рассказывают, как одного гармониста незнакомцы пригласили на ночь на праздник: сани с людьми и конями въехали прямо в реку, в подводное село, где все веселились и плясали под гармонь. Но гармонист заметил, что плясуны после каждого круга мажут себе чем-то лицо. Тогда и он подкрался к сосуду с какой-то жидкостью и помазал себе один глаз. Тут гармонист обнаружил, что вокруг него — не веселящиеся люди, а кривляющиеся мохнатые, ушастые и хвостатые существа — чуды. Под утро они сами впряглись в сани и отвезли гармониста домой. Но с тех пор гармонист стал одним глазом видеть чудов, которые невидимыми проказили в мире людей. Однажды гармонист не выдержал и схватил чуда-воришку: тот удивился, что человек может видеть чудов, а наивный гармонист показал ему глаз, которым мог разглядеть нечисть. Тогда бес ткнул ему пальцем в глаз, и человек потерял способность видеть нечистую силу.
Считалось, что чудь вместе с другой нечистой силой выходит с того света в периоды солнцеворота — на Святки, когда устраивали обряд «топтания чуди» — объезжали дворы на конях.
По другим преданиям, чудь — это, напротив, древние богатыри, к которым относятся Пера и Кудым-Ош. Они также уходят под землю или превращаются в камни, или оказываются заточенными в Уральских горах после того, как русские миссионеры распространяют новую христианскую религию. От чуди остались древние городища (кары), чудские великаны могли перебрасываться топорами или палицами с городища на городище; иногда им приписывают и происхождение озер, основание деревень и т. п. Чуды были язычниками и не пускали к себе Стефана Пермского, перегораживая реки камнями. Победа миссионера заставила чудь саму порушить столбы, на которых покоились крыши их полуземлянок, и похоронить себя в земле. От чуди остались запрятанные в землю клады, добыть которые могут лишь колдуны, умеющие снять заклятие с сокровищ.
Есть такие предания, по которым чудь считается предками целых селений коми, и в поминальные дни на чудские могилы принято было носить яства в берестяных коробочках и блины (сходные предания известны и вепсам).
Читайте также
«Древний запущенный сад…»
«Древний запущенный сад…» Древний запущенный сад Звук отдаленной свирели. Тихий в душе аромат Яблочной прели. В зарослях стынущий пруд. Рыбы, уснувшие в тине. Тонкую пряжу прядут Парки на желтой куртине. Памяти легких шагов Музыка в сердце слабеет. С опустошенных
Древний Бессмертный раскрывает обман
Древний Бессмертный раскрывает обман Цзы-я все еще вглядывался в небесную высь, когда почувствовал, что кто-то тронул его за плечо, а когда обернулся, то увидел, что перед ним стоит древний Бессмертный с Южного полюса. Цзы-я сразу же обратился к нему: «Мой старший брат,
Как выглядел древний мексиканский Константинополь?
Как выглядел древний мексиканский Константинополь? Основные сооружения центральной части города были выстроены вдоль центрального, ориентированного с юга на север проспекта – так называемой «Дороги Мертвых». Как и создатели Ла-Венты ольмеки, строители Теотиуакана
Древний Киев
Древний Киев Время возникновения Киева, как и ряда других городов, к эпохе летописца было уже основательно позабыто, но пытливый народный ум пытался восполнить пробел.Во времена летописца в Киеве рассказывали древнюю легенду об основании его тремя братьями – Кием, Щеком
Древний мир
Древний мир Прославившийся своей мудростью царь Соломон (араб. Сулейман) вступил на престол шестнадцатилетним юношей, но сумел превратить свое сорокалетнее царствование в эпоху мира и процветания. Иерусалим стал так богат, что золото и серебро ценились там не дороже
Древний Восток
Чудь — миллион загадок легендарного народа
О таинственном народе, прозванном славянами чудью, сохранилось немало преданий и легенд. Вот только совсем незначительная их часть имеет больше общего с действительностью, нежели с мифами. Именно так наши далёкие предки называли группу прибалтийско-финских племён, хотя историки продолжают спорить на этот счёт.
И если даже идентифицировать сам народ не так просто, то что говорить о его происхождении и истории! Именно поэтому чудь претендует на звание одного из самых загадочных этносов, территории которого затрагивали и земли Руси. Что же значило слово чудь? Что о чуди известно из старинных источников и упоминаний?
Название
Территории от Балтийского моря до Уральских гор издавна принадлежали финно-угорским народностям, многие из которых исчезли в веках, смешавшись с сохранившимися племенами. Одним из самых необыкновенных и загадочных этносов древности считается чудь.
На Руси рассказывали о мастерах-рудокопах, знавших месторождения ценных металлов, что много столетий жили в горах. Нередко такие истории напоминали предания о гномах. У марийцев и вовсе считали чудь подземным народом. Само слово “чудь” очень часто встречается в фольклоре племён, проживающих на Урале.
«Чуди» (из серии графики художника-краеведа А. Г. Вороны),
Но не только предания, а сама история открывают нам суть чуди. Именно так называли не только всевозможную нечисть (в частности, лешего), но и определённую группу племён, принадлежащих к прибалтийско-финской группе.
Как же появилось столь “чудное” название? По мнению исследователей, “чудью” славяне именовали тех, кто разговаривал на непонятном языке, использовал неясные слова, отчего нельзя было определить, что человек имеет в виду.
В «Словаре Фасмера» высказывается и более углублённая трактовка этого термина: “чудь” могло значить “чужой”, что также соответствует неясности языка чужеземцев. Ряд учёных придерживается мнения, что изначально чудью славяне могли называть германские племена или готов, совершивших немало успешных завоевательных походов и на территории Руси.
Народ из легенд и летописей
Говорить об истории и развитии чуди как народа крайне сложно. В первую очередь, стоит учитывать, что этим словом могли обозначаться родственные племена, а не один конкретный этнос. В 1734 году финский профессор Альгот Скрина в своих трудах указал, что чудью нередко называли “финландцев или естландцев”.
В своих документах русские использовали этот термин вплоть до начала прошлого века, но какой-либо определённости это не даёт. Чудью могли называть финнов, карелов или другие народности, проживающие в указанном регионе.
Одно из самых первых упоминаний о чуди присутствует в «Повести временных лет». Летописец Нестор указывает, что в 859 году:
“варяги из заморья обложили данью чудь, словен, мерю и кривичей, а хазары — с полян, северян, вятичей, брали дань по серебряной монете и веверице (по белке) с дыма)”.
Русский историк Сергей Михайлович Соловьёв утверждал, что в данном контексте под словом “чудь” подразумевается водь — народ Водской пятины Земли Новгородской. Поскольку в те времена большинство представителей этноса проживало в Нарвском уезде, упоминания о них нередко встречаются в привязке именно к этому месту. Что интересно, водь часто именуется чудью.
В сведениях, датируемых 882 годом рассказывается о походе князя Олега, что объединил в своём войске несколько народов. Летопись отмечает, что князь:
“отправился в поход и взял с собой много воинов: варягов, ильменских словен, кривичей, весь, чудь и пришёл к Смоленску и взял город”.
Здесь тоже есть интересный аспект. Несмотря на то, что Нестор разделяет чудь и весь (прибалтийско-финский народ), в дальнейшем чудью именовали именно вепсов, потомков веси.
Водь авась Маркина Мартинтитер. Россия, Инкери, 1914 год / © Väisänen A. O. / commons.wikimedia.org
Чудь: эсты или славяне?
Как видите, определённого мнения относительно того, какой народ именовался чудью, не был даже у одного автора. Ещё более противоречивые сведения нам дают источники последующих лет.
В 1030 году князь Ярослав Мудрый отправился в поход против чуди. Известно, что столкновение завершилось победой русского войска, после чего на землях чуди был поставлен город Юрьев. Что же это значит? Неужели потомки представителей чуди, участвовавших в походе князя Олега, пошли против Ярослава? А вот и нет.
Здесь под чудью следует понимать племена эстов. В дальнейшем источники знакомят нас с “чудью псковской”, как на Руси именовали сету, принадлежавших к малочисленным финно-угорским этносам.
Существует распространённая версия о том, что наиболее часто чудью славяне называли племена мерян (или меря). Они проживали в центральной части России, а потому могли принадлежать не к финно-угорским, а к славянским народам. В таком случае восприятие чуди и вовсе кардинально различается с общепринятым мнением.
Судьба чуди
Но куда исчез народ, который называли чудью? На мой взгляд, не сам народ ушёл в прошлое, а именно такое необычное его именование, которое не давало ясности.
Тем не менее, в «Житии Антония Сийского» указывается, что в районе Архангельска, где покровителем был основан монастырь, “сыроядцы и чюди и самоеди живяху”, но “задолго лет до вселения преподобного… от места того исчезоша безвестно”. Данные эти принадлежат к XVI веку.
Всего через столетие путешественник Ричард Джеймс писал:
“Чюди — народ около Колмограда (Холмогор), издревле так называемый, который говорил на языке отличном от самоедов и лопарей; теперь они там больше не находятся”.
Быть может, чудь и правда стала исчезнувшим народом Руси?
Чудь — народность, что переполнена загадками. Вот только проблема исследователей кроется не в отсутствии ответов, а в обилии самых разнообразных, порой фантастических версий. Чудью называли финские племена, прибалтов, даже некоторые славянские этносы. Это же название использовалось по отношению к лешим и таинственному подземному народу из легенд.
В одном только слове “чудь” нам и сегодня чудится нечто притягательное и мистическое. А значит, историкам ещё придётся поломать голову над поиском истинных версий в отношении этих древних племён.