Легенды осени чем заканчивается
Содержание фильма «Легенды осени». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Историческая драма от режиссера Эдварда Цвика.
Младший сын Сэмюэль уезжает учиться и через несколько лет возвращается с невестой Сюзанной. Вскоре в Европе начинается Первая мировая война, старший и младший сыновья считают своим долгом воевать за Англию, хотя их отец думает иначе. В скором времени все трое сыновей уезжают воевать. Едет и Тристан, но только для того, чтобы присматривать за Сэмюэлем. Сюзанна остается ждать жениха в доме полковника.
После скорого выздоровления домой возвращается Альфред и привозит для захоронения сердце Сэмюэля. Тристан, остро переживающий гибель младшего брата, покидает отчий дом и довольно долго скитается по просторам США и Канады. Альфред признается Сюзанне, что любит её с того момента, когда увидел впервые и просит стать его женой, но получает отказ. Когда Тристан возвращается, становится понятно, что Сюзанна к нему давно неравнодушна, и они начинают совместную жизнь. Альфред не может с этим смириться и уезжает, решив начать собственное дело в городе.
Тристан по-прежнему неспокоен из-за смерти младшего брата. В итоге он снова уезжает из дома скитаться по свету, а Сюзанна обещает ждать его. Тристан плавает по разным континентам, побывав, в частности, в Африке, Индонезии, Новой Гвинее и пр. экзотических странах. Он присылает Сюзанне золотой браслет, а однажды к ней приходит от него прощальное письмо, в котором он советует ей выйти замуж за другого.
Однако в период сухого закона Тристан вынужден заняться нелегальной торговлей спиртным, «перейдя дорогу» братьям О’Баньон и вступив с ними в конфликт. От рук офицера полиции, работающего на братьев-гангстеров, случайно погибает Изабель Вторая, и разъяренный Тристан избивает до полусмерти виновника смерти жены, за что попадает на тридцать дней в тюрьму. Там он обдумывает свой план мести. Сюзанна навещает Тристана в тюрьме и признается, что не может жить без него, но Тристан отказывает ей и требует возвратиться к Альфреду.
Рейтинг свежести фильма на сайте агрегатора рецензий Rotten Tomatoes составил 58 % (на основании 57 рецензий), средневзвешенный рейтинг был 5,8 балла из 10. На сайте агрегатора рецензий Metacritic рейтинг фильма составляет 45 % (на основе 23 рецензий).
кадры из фильма «Легенды осени»
Режиссер: Эдвард Звик;
Сценаристы: Сьюзен Шиллидей, Уильям Д. Уиттлифф;
Оператор: Джон Толл;
Композитор: Джеймс Хорнер;
Художник: Лилли Килверт;
Продюсеры: Джейн Бартелм, Сара Каплан, Патрик Кроули, Маршалл Херсковиц, Уильям Д. Уиттлифф, Эдвард Звик;
Страна: США;
Производство: Bedford Falls Productions, Pangaea, TriStar Pictures;
Год: 1994;
Премьера: 16 декабря 1994
Легенды осени содержание/сюжет фильма читать онлайн
И стория одной американской семьи времен первой мировой охватывает внушительный промежуток времени, давая нам получше узнать нравы и манеры тех интересных лет. Тут будет и романтика и незаконное производство и войны. И Бред Питт еще такой молодой.
Содержание/сюжет
Младший сын Сэмюэль уезжает учиться и через несколько лет возвращается с невестой Сюзанной (Джулия Ормонд). Вскоре в Европе начинается Первая мировая война, старший и младший сыновья считают своим долгом воевать за Англию, хотя их отец думает иначе. В скором времени все трое сыновей уезжают воевать. Едет и Тристан, в основном, чтобы присматривать за Сэмюэлем. Сюзанна остается ждать жениха в доме полковника. На войне старший сын Альфред получает ранение в ногу, а Сэмюэль погибает на глазах Тристана. Тристан, согласно индейскому ритуалу, вырезает сердце брата, чтобы затем доставить его на родину. Сразу после совершения ритуала Тристан отправляется мстить — он убивает ножом двух немецких пулемётчиков и снимает с них скальпы.
Когда записка доходит до Сюзанны, это становится для неё трагедией, а полковника частично парализует. Сюзанна выходит замуж за Альфреда, который начинал скотопромышленником, но потом преуспел и стал конгрессменом. Бизнес и политическая деятельность Альфреда связывают его с братьями О’Баньон: гангстерами и бутлегерами. Через несколько лет Тристан возвращается домой — по его виду кажется, что его тоска прошла. Он привозит всем гостинцы, в том числе и юной Изабель Второй — индейской дочери Декеров. Тристан и Изабель Вторая венчаются, и у них рождаются сын и дочь.
Однако в период сухого закона Тристан начинает заниматься продажей спиртосодержащей продукции. Это приводит к конфликту между Тристаном и братьями О’Баньон. От рук офицера полиции, который работает на братьев О’Баньон, случайно погибает жена Тристана Изабель Вторая. Тристан избивает виновника до полусмерти. За избиение офицера полиции Тристан вынужден сесть в тюрьму на тридцать дней. Там он обдумывает план мести. Сюзанна навещает Тристана в тюрьме и признается, что не может жить без него. Но Тристан отказывает ей и говорит: «Возврашайся домой к Альфреду».
В конце рассказывается, что Тристан жил долго и умер хорошей смертью в схватке с медведем.
Вода, замерзающая среди скал
Существуют истории, которые живут в нас самих. И когда мы слышим их в чужом пересказе, то улавливаем суть повествования ещё до начала развития сюжета. Одна из таких историй, задевших глубины моего сердца, была перенесена на большой экран Голливуда девятнадцать лет назад. Но впервые я посмотрела картину «Легенды осени» только в 2008 году. С тех пор что-то произошло. Внутри раздался щелчок. Закрутился механизм колеса переживания и серьезного осмысления.
После очередного пересмотра фильма, который случился на днях, поняла, что должна обязательно написать о нём. Пусть это будет необычная рецензия, без уделения внимания личностям актёров и режиссёра, без детального описания произведения, взятого за основу. Всё это можно с лихвой отыскать в интернете. Меня же в первую очередь волнуют сами персонажи, воплощённые Брэдом Питтом, Джулией Ормонд, Энтони Хопкинсом, Эйданом Куинном, Генри Томасом, Гордоном Тутусисом, Кариной Ломбард и другими. Волнуют судьбы и взаимосвязь череды поступков героев, определивших общий финал. Итак, ребята, иногда случаются удивительные вещи, и в Америке неожиданно появляется фильм высочайшего уровня, удостоенный чести называться «мировой классикой». Фильм, в котором осуждается жёсткая политика американского правительства, направленная против коренных жителей континента!
Когда-то Уильям Ладлоу был всего лишь элементом непримиримой карательной машины США, работавшей на притеснение и уничтожение индейских племён. Но наступает час прозрения, и он полностью осознаёт противоестественность направленных усилий. Испытывая стыд и отвращение к правительству за бесчеловечность в отношении беззащитных аборигенов, он бросает службу и переселяется в глухое живописное место в штате Монтана. С тех пор его близкими друзьями становятся индейцы. Характер у полковника строгий, но сердце, умеет любить и прощать.
Пытаясь уберечь своих повзрослевших сыновей от ужасов войны, он критикует их желание вступить в ряды солдат-добровольцев, прекрасно понимая, чем может закончиться подобное геройство. В итоге он теряет младшего сына, а старший возвращается домой с ранением. Целым и невредимым через некоторое время приходит в родное селенье и средний сын, центральная фигура повествования. Кажется, отец смиряется с потерей младшего ребёнка, ведь в живых ещё остаются Альфред и Тристан. Превозмогая боль от предрешённого удара судьбы, полковник призывает надежду на лучшие времена для своей семьи и делает всё, чтобы она не угасла.
Однако к чести обоих разлучившихся супругов, их отношения до последних дней остаются предельно уважительными. И в этом, на мой взгляд, большая заслуга отставного полковника. Ведь, всё-таки, во многом от мужчины зависит репутация соприкоснувшейся с ним женщины. А поскольку, Уильям продолжал любить, с теплотой и нежностью обращаясь в письмах к своей ушедшей в другую жизнь половине, то не мог осуждать её. Осуждение сродни предательству, если любишь по-настоящему. «Легенды осени» открывают зрителю ещё одну малознакомую грань любви. Я бы называла её «джентльменской», не допускающей порочных мыслей к объекту преклонения. Такая разновидность благородства в наши дни встречается крайне редко.
В прекрасном фильме «Гладиатор» после решающего сражения полководца Максимуса, где он погибает ради восстановления справедливости, Луцилла, дочь Марка Аврелия, восклицает: «Стоит ли Рим жизни одного хорошего человека?» «Раньше мы верили в это! Поверим же и на этот раз». Тем не менее, Римская империя развалилась. Не помогли ей и сотни тысяч жизней хороших людей. Та же участь постигла Советский союз. В Афганистане и Чечне молодые люди умирали за идею. Одно и то же происходит повсеместно. Быть может, вы скажете, что так и должно быть, и у каждого явления есть обоснования. А я скажу, что любое государство кровно заинтересовано в патриотах, чтобы они защищали, в первую очередь, систему. Какой бы худой она ни была. Благополучие мирных жителей — дело второе или последнее. И как же трудно не согласится со словами Уильяма Ладлоу, испытавшего перегибы искорёженной морали правительства своим нутром. Фильм предлагает нам задаться вопросом о справедливости обозначенных социумом ценностей. Красной линией сценария выступает неизбежное столкновение честных взглядов простого человека и уполномоченных властью лицемерных игроков, — рабов кровожадного «Большого брата».
Уильям Ладлоу — узнаваемый персонаж современности. Он редок и популярен одновременно. Он живёт в большинстве сегодняшних мужчин, стеснённых обстоятельствами ограниченного выбора и грубыми рамками несовершенного закона. Живёт в душе каждого, кто раскусил жестокие правила игры и мечтает вырваться на свет божий. Глава семейства Ладлоу — это прототип закалённого испытаниями характера, сохраняющего верность принципам чести, идеям семьи и братского равноправия. И не смотря на старость и частичный паралич, такой мужчина продолжает оставаться прочной опорой для родных. Поистине, ничто не способно сломить дух, преобладающий над материей. Полковник. Вот легенда, которая по-настоящему восхищает.
У этого персонажа короткая жизнь, за время которой он успевает раскрыть себя как романтика-идеалиста, безумно влюблённого в свою невесту Сюзанну. Сэмюель — герой откровенно положительный, но нелепо погибающий в чужой войне, куда пошёл, повинуясь наивным представлениям об исполнении мужского долга. Проявляя безудержный пыл к героизму, желая походить на отца, воплощавшего собой пример мужества и воинской доблести, молодой человек игнорирует уговоры родственников и вербуется в полк добровольцев. Вместе с ним идут и братья. Их главная миссия — присматривать за Сэмюелем, чтобы не случилось беды.
Развязка наступает внезапным и роковым образом. Мальчишка, дождавшись удобного случая, отправляется выполнять задание вместо соратника и попадает в западню. Момент гибели парня откровенно болезненный, его слёзы и крики спешащего на помощь Тристана окатывают душу контрастной волной суровой и некрасивой реальности. Зритель начинает понимать, что режиссёр обратился к теме войны как к натуральной зарисовке общечеловеческой истории зла. Это кадры отчаяния, последней борьбы, неверия в неизбежность. Это бесконечно красная, дымящаяся рана выпрыгивающего наружу сердца.
Горе Тристана так сильно, что, кажется, в нём что-то переломилось. Звериная часть сложной сущности выходит на сцену и жаждет отмщения. Ночью, пробравшись в лагерь противника, белый индеец молниеносно отрезает головы двум немцам и снимает с них скальпы. Обмазав лицо кровью врагов, и увесившись самодельными бусами из их волос и кожи, обезумевший от потрясения Тристан, едет на лошади по военному поселению и шокирует сослуживцев своим устрашающим видом. Это был грозный знак предстоящих перипетий для семейства Ладлоу.
Но вернёмся к Сэмюелю. Что это был за характер? Какова его роль в драме «Легенды осени»?
Как трепетно и возвышенно Сэмюель любит свою невесту. Шлёт нежные письма с фронта, любуется на фотокарточку и разговаривает с ней в окопах. Но сердце длинноволосой красавицы уже принадлежит другому. Он даже не догадывается, что обоих его братьев прибило к Сюзанне волной страстного притяжения. Оттого становится печальней, что мальчик расстаётся с жизнью, даже не успев познать женщины, не успев стать мужчиной. Чтобы подчеркнуть безысходную участь Сэмюеля, режиссёр специально делает акцент на эпизоде с молодым бычком, застрявшим в проводах колючей проволоки. И как бы ни старался Тристан спасти животное, ничто не помогает. Злосчастные цепи оказываются сильнее и удерживают жертву в своих холодных объятьях. Это глубоко аллегоричная сцена, возвращающая мысли зрителя на поле боя, где старший брат отчаянно пытается вырвать младшего из цепких рук проклятого капкана смерти.
Гибель Сэмюеля на экране, казалось бы, мало кого удивляет. Но, какой же до боли узнаваемой кажется его открытая и доверчивая натура! Ведь когда-то и нас самих называли мечтательными идеалистами. По этой причине рок, постигающий младшего из сыновей Уильяма, не трогает наши сердца должным образом. Фразы типа: «Сам виноват, глупый мальчишка!», «Не лез бы, куда не следовало!», «Зря не послушал отца», — так и вертятся на языке. Мы будто ставим точку на собственных светлых мечтах, которыми переполнялись в годы чистого созревания. А теперь, когда стали взрослыми и умными, наш мир превратился в непроходимые джунгли. Мы не сочувствуем «глупости», зато покоряемся лжи и хвалимся успехами в приспособленчестве. Краткость истории персонажа равна длительности тех иллюзий, что обрываются на границе между юностью и так называемой «серьёзной жизнью». В этом заключён особый символизм.
Герой-отщепенец, выскочка и моралист. Так выглядит этот парень при поверхностном изучении. Тем не менее, Альфред — фигура не менее значимая, чем сам Тристан, ставший легендой. Во многом он — его противоположность. Хотя, все три брата, на мой взгляд — взаимодополняющие части единого целого. И недаром на жизненном пути каждого из них встречается общее объединяющее начало в лице единственной женщины. Сюзанна — олицетворение целостности и разобщённости мужчин, связанных между собой кровными узами, по-разному проявляющими чувства и эмоции, по-разному глядящими на мир, но при этом навсегда остающимися братьями.
Характер Альфреда, привыкшего с детства полагаться на закон и библейские предписания, рассудительный и до поры до времени предсказуемый. Однако зрителю не сразу становятся понятны честолюбивые мотивы поведения этого безукоризненно последовательного джентльмена. На самом деле в душе его кипят страсти, накал которых в редких случаях достигает апогея и приводит к столкновению с братом и отцом. Единственное, в чём он не прав, так это в обвинении Тристана в смерти Сэмюеля. В остальном же, с ним трудно не согласится.
Временами всех раздражает его правильность. Но нельзя закрывать глаза на силу его характера и непоколебимость идеалов верности и веры в любовь. Он далеко не трус, и обретя полномочия власти, не демонстрирует превосходства, даже когда жизнь Тристана зависит от него. Всё, чего он хотел — просто быть похожим на отца и честно служить государству. Альфред не боится высказывать правду, которую видит и которой живёт, что принимается сэром Ладлоу буквально за вызов, а Тристана приводит в бешенство. Их противостояние длится долго и приводит к новым трагедиям. И лишь когда они оба теряют жён, их пути переосмысливаются. Внезапное горе сближает братьев и приводит, наконец, к долгожданному примирению.
Благородство и надёжность чувств унаследована им от отца. Хотя, кажется, что Альфред ближе к матери. По-крайней мере, он общается с ней и даже встречается лично, покинув поместье в индейской деревне. Теперь я понимаю, что Изабель — ключевой момент в семейном Колизее. Поскольку Альфред был во многом похож на неё, а она не терпела жизни, предлагаемой мужем, то можно предположить, что некоторые взгляды матери сильно запали в душу старшему сыну. Отсюда виден корень конфликтов с полковником, находившим опору и радость в Тристане, ни во что ни ставящего систему управления и независящего от неё.
Столкновения Альфреда и Уильяма — это противоположность двух мировоззрений, двух пониманий счастья и принципов принесения пользы обществу. Полковник удалился от «благ цивилизации» и стал бороться за улучшение участи коренных американцев, загоняемых в резервации. И хотя борьба не увенчалась успехом, Уильям доказал своим примером несостоятельность и безумие политики, проводимой штатами. Альфред же уверен, что может повлиять на механизм госаппарата путём личного участия в коррекции принятых законов. С одной стороны, он такой же непримиримый идеалист, каким был погибший Сэмюель, с другой — упорно добивающийся целей грамотный стратег. Ему удаётся набрать голоса и получить законное членство в конгрессе. Невзирая на популярность, он остаётся любящим мужем и достойным уважения человеком. Согласитесь, явление незаурядное? Однако отец на заслуги сына перед обществом, мягко говоря, смотрит недоверчиво, они его не впечатляют. И таким ли в самом деле счастливым кажется Альфред, проклятый родителем и многократно преданный любимой женщиной, живущей в мечтах о недопустимом союзе с его братом?
Личная драма Альфреда не менее выразительна и болезненна, чем рваные раны от пуль, оставленные на теле Изабель второй самодовольным злодеем-полицейским. Страдания его не пугают, он обещал Сюзанне, что не упрекнёт в отсутствии глубоких чувств, если она согласится выйти за него замуж. И честно выполняя данное обещание, он старается осчастливить возлюбленную. Эта благородная черта наносит завершающий штрих на сложный собирательный образ данного героя. Он кажется нам несколько статичным, но оттого непременно надёжным. На Альфреда можно полностью положиться. О таких мужьях, товарищах и братьях можно мечтать. Тристан как никто другой понимает, кому можно доверить заботу о своих малолетних детях. Он доверяет Альфреду, неожиданно преступившему закон ради спасения престарелого отца. Сэр Ладлоу сбрасывает многолетнюю пелену недоверия и радостно плачет, обнимая когда-то отвергнутого сына. В конце концов, любой получает то, что сумел заслужить.
Часть IV. Изабель вторая
Полукровка, наполовину индеанка, наполовину европейка. Девушка, знавшая с детства, кому она принадлежит. Ещё в тринадцать лет она называла себя невестой Тристана, а в двадцать — стала его законной женой. Казалось бы, судьба её была известна заранее, а характер положительной героини не таил в себе подводных камней. Изабель принято считать той, кто сумела усыпить буйного зверя, жившего в душе Тристана, подарив ему недолгие годы домашнего счастья.
Кто же такая Изабель вторая? Это преданность в действии, вера в терпеливом ожидании, врождённая мудрость и образец исключительного понимания собственного предназначения. Возможно, потому, что в её жилах текла кровь индейцев, Изабель обладала духом молчаливого благородства и чуткого разума. Она полностью посвятила себя любимому мужчине. Это было настоящим подвигом даже для начала XX века. Ведь мать Тристана, в честь которой и назвали плод любви межэтнического союза Деккеров, во многом антагонистична Изабель второй. Она являла собой образец самодостаточной эмансипированной дамы, стремящейся в среду интеллектуального, но заражённого самодовольством общества.
Анализируя роль героини, хочется добавить кое-что ещё. Абсолютно положительные персонажи нередко вызывают у публики ощущение скуки или невольного дискомфорта. Все прекрасно знают, какой должна быть идеальная женщина. Этому образу вполне соответствовала Изабель вторая. На него можно равняться и в наши дни. Но её характер на протяжении всей картины раскрывается лишь через призму взаимосвязи с главной фигурой. При всём уважении, о ней ничего не получается сказать сверх того, что «она любила Тристана и была достаточно хороша собой». В то же время, многие считают основной задачей хорошей женщины — стать придатком своего мужчины. Гарантирует ли это взаимное согласие, понимание и счастье, не известно. Перед нами противоположные примеры двух женщин, носивших одинаковое имя. Какая из них вам ближе — домашняя или независимая? Для себя я не решила этот вопрос.
Когда я думаю об этой героине, передо мной рисуется чёткий образ элегантной, хорошо воспитанной и образованной девушки, наделённой открытым сердцем и любознательным умом. Её ранимость и чувствительность граничат со страстностью и широтой души. Зная, как она любила жизнь, конец её может показаться хоть и логичным, но противоестественным. Загнанная в угол не более приличиями, чем равнодушным отношением любимого, Сюзанна принимает решение застрелиться. Её поступок вызывает искреннее сожаление зрителя. Казалось бы, теперь, когда Тристан снова один, появляется шанс долгожданного воссоединения. Но обстоятельства зловещим образом сгущаются над раненым женским сердцем. Точно также как это было несколько лет назад, когда внутри Тристана заговорил голос зверя.
В драме поднимается вопрос о предательстве и прощении на примере главных героев. Сюзанна стала частью Ладлоу и вошла в историю семьи стремительным потоком горного ручья. Наполнив собой, словно живительной влагой дом холостяков, она изменила привычный ход вещей. И каждый, включая полковника, ощутил это. «Дорогая Изабель. Как странно снова видеть в доме образованную женщину», обращается Уильям к супруге, делясь в письме впечатлениями о Сюзане. «И как это волнительно. В самом деле, присутствие всех моих сыновей в родном доме вызывает у меня чувство такого глубокого покоя, что я благодарю Бога».
Но почему же злой рок преследует нежнейшее создание и тех, с кем связана её судьба? Почему удел сироты — пожизненное внутреннее одиночество? Аналогичные вопросы уместны и по отношению к голубоглазому сердцееду. Он был в одном лице отрадой и проклятьем, надеждой и разрушенной мечтой, возвышающей силой и смертельным падением для близкого окружения. Он был скалой, о которую разбилась вода-Сюзанна, превратившись в лёд, замёрзнув от предательства и страха. Была ли она всего лишь игрушкой в его в руках или расплачивалась за грехи, совершённые в прошлых жизнях? Автор сюжета не готов нам полностью развязывать глаза. Ведь мы не дети и имеем представление о воле случая и последствиях выбора, иногда выходящего за границы разума. Именно это и произошло с Сюзанной. Мятежный дух белокожего индейца пленил прекрасную деву непредсказуемостью, натуральностью и отсутствием маски надуманного благообразия. Ей стоило бы знать, что расплата за любовь к Тристану — это утрата покоя, уверенности и постоянная опасность, вплоть до расставания с жизнью.
Сюзанна многогранна. Мы наблюдаем за её неукротимым движением по линиям братьев. Кто она такая? Невеста Сэмюеля, любовница Тристана, жена Альфреда. Женщина, вызывающая жажду преклонения и временами пробуждающая ненависть избранника. Пылкая натура, подбитая птица, солнце, уставшее светить. Она отличается от Изабель более сложным характером. Но жребий, выпавший на долю каждой, был один. Любимый ими мужчина привёл обеих подруг-соперниц к могиле. Неизвестно, кому повезло больше. Той, что стала первой любовью Тристана, или той, что вышла за него замуж и родила ему детей. В любом случае, похоронили их рядом, как членов одной неразрывной семьи.
Смысл драмы заключается в конфликте между правами и обязанностями, между совестью и удержанием статуса, между любовью, ненавистью, желанием остаться и необходимостью уйти. Наш герой обладает какой-то необыкновенной первобытной энергией, не дающей покоя, прежде всего, ему самому. Он противоречив и одинаково привлекателен изнутри и снаружи. Эта гремучая смесь разрушительно действует на дамское сознание. Забывшись от страстной любви, они готовы принести себя в жертву самодостаточному охотнику, доверившись его воле и своеобразным взглядам. Но он ничего не может поделать с собой. Не в его силах изменить свою раздвоенную природу. Сегодня он счастлив и проецирует на окружающих покой, а завтра охладеет к ситуации, в которой существует, и умчится прочь, куда глаза глядят. Именно о таком типе мужчин влюблённые в них женщины вздыхают: «Ты мой спаситель, мой палач». Тристан — безусловный, но далеко не бесчувственный сердцеед. Забыть его нельзя. Расстаться с ним невозможно.
Сюзанна вступает в союз с Альфредом, который её обожает. И тут я хочу обратиться к поклонницам Тристана, осуждающим героиню за этот поступок. Во многих рецензиях, размещённых в интернете, дамы отзываются о роли Джулии Ормонд отрицательно. Но как бы поступили вы, если бы задерживаться в доме избранника больше не оставалось оснований, а его отец возненавидел вас? Как бы вы повели себя, если бы не имели родителей, чтобы обратиться за помощью или советом? Если бы у вас не было своего дома и средств на достойное существование? Отказались бы от предложения любящего человека, добившегося материального успеха и высокого социального положения? Отказались бы от утешения и возможности прожить свои дни под защитой надёжной опоры? Отказались бы от попытки создать семью, когда молодость уходит, а возлюбленный не спешит к вам на встречу?
Каким бы несовершенным с точки зрения моральных принципов ни был Тристан, он олицетворяет собой бунтующую жажду справедливости и чистокровный пример неудержимой внутренней свободы. Таких людей сегодня «не отыщешь днём с огнём». Его любили за искреннее следование голосу души. За храбрость, самоуважение и попрание авторитетов. За красоту и силу, непобедимый дух и яркие чувства, которыми он дышал. Стоит признаться, что перед таким человеком крайне трудно устоять. Непросто выйти за него замуж. Но гораздо сложнее стать дамой его сердца. Сюзанне это удалось, несмотря ни на что.
Часть VII. Вместо эпилога
Так много было сказано и так много остаётся невысказанным в этой и без того объёмной статье. Решила вместо эпилога вынести стихотворение, родившееся в ходе моего творческого процесса под названием «Легенды осени». Я вложила в него своё видение драматических перипетий, произошедших с Тристаном и Сюзанной. Я примерила на себя её чувства, и они оказались мне знакомы. С помощью воображения я посмотрела на свет глазами этой женщины. И тогда появилась особая легенда, посвящённая последнему трепету любви.
Я твой покой не сберегла,
Хотя мечтала лишь об этом.
Как долго я тебя ждала!
Зимой холодной, жарким летом,
Весной, когда ручьи текут,
И пробуждается природа,
Ты тот, кого веками ждут,
И призывают год от года.
Но осень — грустный хоровод,
Тебе пишу я эти строки,
В тот час, когда реки потоки
В душе моей застыли в лёд.
О нет, тебя не проклинаю,
И даже больше, не виню.
Я об одном теперь мечтаю,
Что боль смиреньем покорю.
Ты написал: «Прощай, Сюзанна!
Не жди напрасно мертвеца,
Не тешь себя самообманом,
Не быть нам вместе до конца. »
Я не святая, Боже правый!
Но сердце страстное моё
Тебе принадлежит по праву,
А ты вонзил в него копье.
Тристан. Меня ты отдал брату,
Что делать было мне тогда?
Я стала жить на автомате,
Ходить босой по проводам.
Моя улыбка, как гирлянда,
Украсить силилась мой путь,
Но всё равно мне было надо
В твои глаза ещё взглянуть,
И в чувствах прежних утонуть
На мягком платье листопада.
Мой муж безмерно благороден,
Я благодарна за любовь,
Упрёки — не в его природе,
Прощать он будет вновь и вновь.
Но как забыть тебя, не знаю!
Теперь и сам-то ты женат.
Я вас, конечно, поздравляю,
И счастья вечного желаю,
Но погружаюсь глубже. В ад.
Мне страшно. Вы родили сына,
Потом у вас случилась дочь.
Ты стал совсем чужой мужчина,
И я не в силах превозмочь,
Тревог и слёзы без причины.
Никто не может мне помочь.
А помнишь, мы с тобой хотели
Растить вдвоём своих птенцов.
Но на вручённом тебе теле
Остались шрамы от рубцов.
Я никогда не стану мамой
Твоих детей, любимый мой!
Судьба сметает наши планы,
Зачем мне быть ещё живой?!
Твоя жена, моя подруга,
Погибла, ты меня прости.
Мы заменяли с ней друг друга,
Деля с тобой свои пути.
Теперь моё настало время,
Ведь мне так долго не везло.
Как раньше обопрусь на стремя,
И сяду в прочное седло.
Нет сил терять тебя повторно,
Прости мне слабость, ухожу
Туда, где буду жить покорно,
Где нас друг к другу привяжу.
Однажды я пообещала,
Что буду ждать тебя всегда.
Судьбу себе напредвещала
На безутешные года.
Так знай, я слова не теряла,
Ты предал. Я опять прощу.
Пусть счастья было в жизни мало,
Но я об этом не грущу.