Легкая атлетика в школе что в нее входит
Легкая атлетика для детей
Легкая атлетика для детей пользуется популярностью. Такая востребованность объясняется большим разнообразием видов, положительным воздействием на детское здоровье, минимальными тратами, и рядом других преимуществ. Родителям, решившим отдать ребенка в данный вид спорта, будет полезно узнать, что такое легкая атлетика, и что в нее входит, а также об особенностях и противопоказаниях.
Что за вид спорта
Легкая атлетика является олимпийским видом спорта. Она включает:
Данный вид спорта объединяет сразу несколько дисциплин: кросс, многоборье, технические виды (метания и прыжки), спортивная ходьба.
Интересно отметить, что легкая атлетика признана родоначальником Олимпийских игр. Впервые они состоялись в Древней Греции (776 год до нашей эры).
История современной атлетики начинается с 1837 года. В это время в Великобритании были проведены первые состязания в беге.
Данный вид спорта классифицируется по следующим параметрам:
Методическая литература подразумевает разделение дисциплин на два типа:
Исходя из этого, можно выделить 5 групп.
Каждая дисциплина имеет определенные особенности и правила.
С какого возраста можно заниматься
Тренировки по легкой атлетике требуют соблюдения правил дисциплины. Мировые тренеры отмечают, что научить 4-х летнего ребенка правильно стартовать – это сложная задача. Он будет заступать за линию, принимать неправильное исходное положение, совершать массу других ошибок.
В то же время, как школьник быстро освоит главные правила.
Заниматься спортом рекомендуется с 7-8 лет. Данный возраст считается оптимальным для занятий. Юные спортсмены в этом возрасте достаточно выносливы и дисциплинированы.
Как проходят тренировки
Занятия легкой атлетикой для детей, как и любая тренировка, начинаются с разминки. Она разогревает тело, подготавливая его к дальнейшей нагрузке. Разминка состоит из 2-х этапов:
Если исключить один из этапов, можно получить спортивную травму.
После разминки дети приступают к основной части тренировки. Она зависит от подготовленности и возраста воспитанников. Чаще всего она включает:
Заключительная часть состоит из упражнений, способствующих расслаблению плечевого пояса, мышц рук и ног, а также всего тела.
Продолжительность одной тренировки составляет примерно 1.5-2 часа.
Соревнования
Нормативы для детей указаны в ЕВСК (Единая всероссийская спортивная квалификация). В данном документе прописаны критерии оценивания по всем дисциплинам. После их выполнения спортсмен получает определенный разряд.
Соревнования бывают 2 типов:
В командных соревнованиях место, занятое участником, оценивается в очках.
Польза и недостатки
Тренировки развивают важные для каждого ребенка физические качества:
Регулярные занятия способствуют укреплению мышечной, костной системы, а также улучшают иммунитет. Данный вид спорта подразумевает командную работу, то есть ребенок будет постоянно взаимодействовать с другими детьми. Это положительно скажется на его развитии и адаптации в обществе.
Несмотря на ряд достоинств, у данного вида спорта есть и недостатки. Например, среди профессиональных атлетов распространены заболевания суставов. Кроме того, никакой спорт не исключает вывихов, ушибов, переломов, растяжения мышц.
Взвесив все плюсы и минусы легкой атлетики, большинство родителей принимают решение отдать малыша в данный вид спорта.
Трудности, которые могут возникнуть
Основная проблема – это заинтересовать ребенка заниматься спортом. Сегодня 80% детей предпочитают провести время за компьютером или смартфоном.
В данном случае многое зависит не только от тренера, но и от родителей. Они должны выбрать стимул, ради которого малыш с удовольствием пойдет на тренировку.
Противопоказания
От занятий следует отказаться при наличии заболеваний:
Занятия подразумевают нагрузки на опорно-двигательную систему. У ребенка не должно быть проблем с ней, иначе тренировки ее только усугубят.
Не рекомендуют занятия гиперактивным детям. Их нервная система часто находится в возбужденном состоянии.
Момент соперничества, присутствующий на соревнованиях, может спровоцировать большой эмоциональный всплеск. Он способен навредить здоровью и психике гиперактивного ребенка.
Как выбрать секцию
Сегодня легкая атлетика считается развитым направлением в спорте. При выборе секции следует учитывать следующие критерии:
Учитывая данные критерии, можно подобрать хорошую секцию легкой атлетики для начинающих.
Что понадобится ребенку для занятий
Легкая атлетика считается одним из недорогих видов спорта, не требующего сильных затрат. Родителям потребуется приобрести только форму. Это может быть любая спортивная одежда.
Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Стоит отметить, что форме для соревнований должна быть одинаковая у всей команды.
К обуви также нет серьезных требований. Кроссовки должны соответствовать размеру стопы, а также обеспечивать ей надежную фиксацию. Неправильно подобранная обувь может стать причиной травм.
Весь необходимый инвентарь для занятий предоставляет детская секция легкой атлетики.
Зная, что такое легкая атлетика, родители могут не бояться отправлять ребенка на занятия. Данный вид спорта поможет малышу быстрее адаптироваться в социуме, а также иметь крепкое здоровье и быть в хорошей физической форме. Тренировки формируют целеустремленный характер, координацию, выносливость. Все эти качества способствуют жизненному успеху.
Легкая атлетика в школе
Физическое воспитание в школе призвано укреплять здоровье детей, способствовать нормальному физическому развитию ребенка. На уроках физической культуры ученики получают важные навыки в двигательной деятельности — в беге, ходьбе, метании предмета и так далее. Легкая атлетика в школе развивает все эти виды физических упражнений. Это главный раздел в программе физической подготовке школьников.
Легкая атлетика отличается многообразными формами проведения занятий, разнообразием упражнений. Поэтому дети и подростки с удовольствием осваивают виды этого курса. Действительно, прав тренер по этому виду спорта из Норвегии Э. Брюнем. Он сказал, что физические упражнения должны быть не только полезными, но и радостными. Поэтому целевые установки достигаются путем разнообразного воздействия на детей со стороны педагога. Нельзя забывать, чему бы мы детей не учили, прежде всего это – процесс воспитания личности, процесс формирования здорового образа жизни.
Основы воспитательного процесса
Нормативы физического развития формируются по разным критериям – возраст, пол, уровень физического развития, здоровье и так далее. Подготовка в связи с этими нормами может быть общая и специализированная.
Физкультура в школе
Общая подготовка ориентирована на среднего учащегося. Программа «Легкая атлетика в школе» предполагает освоение основных двигательных навыков, исходя из физических возможностей среднего ученика по показателям развития и здоровья. В ходе общей подготовки учащийся получает необходимый для нормальной жизни уровень физического состояния, разностороннее развитие обычных физических умений.
Спортивные тренировки предусматривают совершенствование в одном виде физической подготовки.
Это относится и к занятиям по легкой атлетике в школе.
По сути дела, занятия легкоатлетическими видами упражнений сопровождают ребенка с самого раннего детства. Уже в детском саду на физкультурных занятиях дети учатся бегать, прыгать, соревнуются в этих упражнениях. Бег, прыжки, метание предметов на расстояние присутствуют во многих детских подвижных играх.
Легкая атлетика — основа физического воспитания.
В нашей стране легкая атлетика составляет основную часть программы школьного физического воспитания. И это не случайно, так как эти упражнения развивают организм наиболее равномерно и гармонично. Системы легкоатлетических упражнений имеют оздоровительный эффект для всего организма в целом. Помимо мышечной активности они развивают сердечно – сосудистую систему, дыхание, вестибулярный аппарат, реакцию. Совершенствуются все группы мышц, равномерные нагрузки доставляют удовольствие в процессе урока.
Урок легкой атлетики в школе воспитывает командный дух, чувство коллективизма. В дальнейшей жизни навыки, полученные на уроках легкой атлетики, пригодятся в трудовой деятельности, в армейской жизни.
Кроме физической подготовки в ребенке воспитывается настойчивость, сила воли, укрепляется характер.
Популярность легкой атлетики как вида спорта объясняется тем, что ее основу составляют естественные для человека формы движения – бег, прыжки, метание, ходьба. Этим могут заниматься самые неподготовленные физически люди. Эти занятия не требуют специального оборудования и помещения, это доступно всем.
Виды легкой атлетики в школе включают в себя занятия этими упражнениями.
Формы занятий физической культурой в школе
Структура занятий может быть разной:
Программные требования по легкой атлетике в школе
За годы учебы в общеобразовательной школе ребенок проходит все стадии формирования, взросления. Это самые важные и продуктивные для становления личности годы. На каждом возрастном этапе предусматривается особая программа физического развития. Распределение нагрузки предусмотрено следующим образом:
Легкая атлетика 1 класс – 14 часов
Школьники в первом классе должны уметь:
Легкая атлетика 2 класс – 16 часов
Виды упражнений остаются прежними, отрабатывается техника их исполнения
Легкая атлетика 3 класс – 12 часов
В третьем классе ученики вырабатывают выносливость, упражнения усложняются.
Бег с ускорением, бег на 100 метров, бег в среднем темпе на 500-1000 метров.
Метание (входит в урок з легкой атлетике) производится с обеих рук на дальность, в цель, на скорость попадания.
4 класс урок легкая атлетика подытоживает полученные в начальных классах умения.
Ходьба сопряжена с одновременным движением рук, предполагает достаточно развитую координацию движений при ходьбе по предметам, по узкой скамейке.
Бег предполагает чередование с ходьбой на дистанции до 3 км. Школьники должны уметь бегать с ускорением на 60 м с низкого старта. Для развития выносливости и силы применяется бег на 100 и 300 метров.
Программа «Легкая атлетика 4 класс» состоит из 10 часов занятий.
Отрабатывается точность приземления в прыжках на 50-100 см. Это упражнение делается по зрительным ориентирам. Например, прыжки в нарисованы круги или разложенные на определенном расстоянии обручи.
Метание и броски предметов предполагают скоростное выполнение упражнения из разных положений.
В подвижных играх программы «Легкая атлетика 4 класс» применяются предметы, которыми надо попасть в цель или точно передать партнеру. Это мячи, палочки, обручи.
5-9 класс – 11 часов
В 10 и 11 классе учитель самостоятельно регулирует нагрузки и виды спортивных занятий.
Особенности уроков легкой атлетики в начальных классах
В классах начальной школы ученики знакомятся с правильными способами ходьбы, бега, метания и прыжков.
Все упражнения и навыки отрабатываются в игровой и соревновательной форме как эстафеты, тематические игры.
Важно помнить, что легкая атлетика в начальных классах представляет собой игровые формы развития основных упражнений.
Учителю предоставляется большой выбор подвижных игр, в которых тренируются предусмотренные программой упражнения. Легкая атлетика в начальной школе отводит значительное время урока для групповых игр – «Пятнашки», «Хвостики», «Третий – лишний», «Охотники и утки» и множество других.
Легкая атлетика в средних и старших классах
Легкая атлетика в 5 классе предполагает начало освоения навыков и упражнений вне игровой формы. Это отработка и правильное выполнение основных элементов бега, прыжков и метания.
В классах среднего звена школьники учатся:
Ученики осваивают точность разбега в выполнении разных упражнений – прыжков в высоту и длину, метании.
Программа «Легкая атлетика 6 класс» ставит целью воспитать у учащихся координацию, скорость, навыки коллективного действия, выносливость.
На одном из уроков можно сконцентрировать внимание на отработке точной передачи теннисного мяча в беге как подготовительном упражнении для лапты. Эта игра учит действовать сообща.
Легкая атлетика 7 класс
В седьмом классе школьники должны выполнить или ориентироваться на определенные нормативы в прыжках в высоту и длину, в скорости бега на короткие дистанции, дальности метания мяча. Эти упражнения отрабатываются на уроках по программе 7 класс. Физкультура, легкая атлетика в этом возрасте подходит лучше всего, особенно необходима для профилактики гиподинамии.
Легкая атлетика 8 класс предусматривает усложнение упражнений. Учитель знакомит школьников с более сложными видами прыжков фосбери-флоп, разнообразит виды предметов для метания.
Легкая атлетика 9 класс подготавливает учащихся к участию в соревнованиях по легкоатлетическим видам. Это классическое четырехборье – бег на выносливость, 60-метровая дистанция на скорость, прыжки с разбега в длину или высоту и метание резинового мяча.
Легкая атлетика 10 класс – это отработка техники полученных в предыдущих классах навыков. Бег в эстафете, в прыжках – стремление к результативности.
В выпускных классах школьники достигают достаточного уровня физического развития для возможности интенсивных нагрузок на уроках физкультуры и на занятиях во внеурочное время.
Легкая атлетика 11 класс. В выпускном классе отработка упражнений по легкой атлетике занимает меньше времени, чем раньше.
Здесь в программе превалирует обучение групповым играм – волейболу, баскетболу, где применяются полученные навыки бега, прыжков и метания.
Легкая атлетика в школе
Содержание
Легкоатлетические упражнения в программе общеобразовательных учреждений [ править | править код ]
В рамках модернизации системы образования российская школа с 2010 г. начала последовательный переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по ступеням общего образования:
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который характеризуется преемственностью образования на различных уровнях, ориентацией на результаты образования как системообразующий компонент, формированием у учеников готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, построением образовательного процесса с учетом индивидуальных Возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Стандарт устанавливает требования к следующим результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу соответствующей ступени:
Система физического воспитания объединяет урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий. Объем урочных занятий по предмету «Физическая культура» в неделю составляет 3 часа.
Раздел «Легкая атлетика» представлен в программе предмета «Физическая культура» на всех ступенях образования.
При планировании и проведении занятий преподаватель должен учитывать анатомо-морфологические, физиологические и психологические особенности детей и подростков соответствующего возраста. На уроке целесообразно использовать упражнения, которые вызывают интерес к двигательной деятельности, повышают эмоциональный фон занятий.
Опыт учителей школ показывает, что монотонные упражнения резко снижают интерес учеников к занятиям. К таким видам относится длительная, обычная и спортивная ходьба, бег, кроссы. Применение подобных упражнений с различными изменяющимися заданиями (бег с ускорением, в парах, через препятствия и т.д.) значительно повышает эмоциональность выполнения упражнений.
Во все уроки необходимо целенаправленно включать упражнения на развитие кондиционных способностей. Рекомендуется использовать такие варианты: развивать быстроту (время двигательной реакции, время одиночного движения, целостное выполнение упражнения до 6 с) и скоростно-силовые качества или ловкость, скоростно-силовые качества и ловкость; быстроту и гибкость; силу и гибкость; выносливость и гибкость.
Обязательным компонентом урока должны быть домашние задания. Они предусматривают упражнения на выполнение отдельных элементов техники, упражнения для развития кондиционных и координационных способностей, приобретение теоретических знаний.
Каждый урок по легкой атлетике требует высокого уровня организации. Это связано со сложностью выполнения легкоатлетических упражнений и обеспечения безопасности занятий. Абсолютно должны быть исключены любые метания лицом друг к другу; встречные скоростные упражнения; эстафеты; прыжки на необорудованных местах; выполнение упражнений на скользком и мокром грунте.
При построении плана проведения урока необходимо соблюдать главное условие: наличие средств подготовки и укрепления опорно-двигательного аппарата, с учетом возрастных особенностей занимающихся.
Все упражнения по легкой атлетике выполняются через взаимодействие с опорой, когда тело находится в вертикальном положении. Поэтому на опорно-двигательный аппарат и особенно стопу воздействуют значительные по величине нагрузки. Это требует систематического развития силы мышц туловища, конечностей, особенно стопы.
На уроках по легкой атлетике рекомендуется применять силовые упражнения для развития силы мышц ног, связанные с удержанием нормального свода стопы; скоростные и силовые упражнения для развития силы икроножной мышцы, мышц сгибателей и разгибателей пальцев стопы; скоростно-силовые и прыжковые: упражнения: быстрый перекат с пятки на носок, подъем на пальцах на возвышение из исходного положения пятки ниже опоры, различные прыжковые упражнения с одной ноги на другую в старших классах — спрыгивания с возвышения высотой 20—30 см с отскоком вверх. Для укрепления стопы необходимо выполнять упражнения на различной по твердости опоре (опилки, деревянное покрытие, резина, травяной грунт, песок).
При выполнении легкоатлетических упражнений необходимо избегать чрезмерных нагрузок на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, длительных напряжений статического характера, перенапряжения опорно-двигательного аппарата, длительных монотонных упражнений. При обучении нежелательно применять слишком длинное объяснение, поскольку у детей наблюдаете повышенная возбудимость центральной нервной системы, и длительный рассказ вызывает рассеивание внимания и нежелание выполнять задания.
Урок состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. При планировании их содержания необходимо учитывать следующие рекомендации.
В подготовительную часть урока необходимо включать различные построения, перестроения, особое внимание уделять осанке, а также четкому выполнению всех команд. Целесообразно использовать различные комплексы упражнений на месте и в движении, в парах и в группах, со скакалкой и другими предметами. Включать упражнения, имеющие эмоциональную окраску, использовать музыкальное сопровождение. Характерно, что в эту часть урока надо включать упражнения, которые не вызывают затруднения в их выполнении. Для старшеклассников необходим в большем объеме использовать упражнения для развития силы, гибкости, скоростных качеств. На эту часть урока отводится 8—12 мин. Необходимо соблюдать следующее условие: упражнения подготовительной части не должны вызывать утомления.
В основной части урока предусматриваются высокий уровень физических нагрузок и максимальное использование всех имеющихся условий для повышения эффективности обучения и воспитания. Необходимо четко соблюдать методическую последовательность в освоении видов легкой атлетики. Например, упражнения, связанные с точностью движений, со сложной координацией, проявлением скоростно-силовых качеств и ловкости, целесообразно осваивать в начале основной части урока, а упражнения на развитие силы и выносливости в конце.
Подбор и использование упражнений для обучения и закрепления техники видов необходимо осуществлять по трем группам:
При разучивании и закреплении техники упражнений целесообразно использовать групповой или поточный метод обучения. Это требует четкой организации класса и подготовки мест занятий и инвентаря. На основную часть урока отводится 30— 35 мин от общего времени.
При организации заключительной части урока надо учитывать последующие занятия школьников. Если после урока физкультуры у них есть последующие уроки, то в заключительной части урока необходимо предусмотреть комплексы спокойных размеренных упражнений, направленных на расслабление, внимание, развитие гибкости, а также самомассаж. Задача состоит в том, чтобы в течение 3 — 5 мин снять эмоциональное и нервно-мышечное возбуждение. Если урок проводится последним в расписании, то возможно применять интенсивную нагрузку и в этой его части. Однако интенсивность упражнений не должна превышать уровня основной части. Можно проводить небольшие соревнования, игры с мячом, разнообразные эстафеты с полосой препятствий, комплексы упражнений на развитие скоростносиловой выносливости, ловкости, силы и гибкости.
Программный материал по легкой атлетике для 1—4 классов [ править | править код ]
На уровне начального общего образования в соответствии с примерной основной образовательной программой предмет «Физическая культура» обеспечивает формирование таких личностных универсальных действий, как:
В части освоения универсальных учебных действий предмет «Физическая культура» способствует формированию:
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Физическая культура» с учетом специфики содержания включают себя:
В результате обучения на ступени начального общего образования ученики должны приобрести жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека, в том числе по легкой атлетике: бегать и прыгать различными способами, метать и бросать мячи, а также должны демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств.
При подборе теоретического материала для уроков по легкой атлетике в младших классах включается следующая тематика (табл. 9.1).
Таблица 9.1. Тематика теоретического материала по легкой атлетике
Ходьба, бег, прыжки как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий легкоатлетическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря
Из истории физической культуры
История развития легкой атлетики и первых соревнований. Легкоатлетические упражнения в культуре разных народов. Связь легкой атлетики с трудовой и военной деятельностью
Легкоатлетические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств
В процессе занятий школьники учатся использовать легкоатлетические упражнения при составлении комплексов упражнений для развития основных физических качеств, проведения оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки). Для проведения самостоятельных наблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью обучающиеся знакомятся с упражнениями, которые используются для определения уровня развития физических качеств, овладевают умением измерять частоту сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Для физического совершенствования в рамках спортивно-оздоровительной деятельности осваивается техника следующих легкоатлетических упражнений:
Для развития основных физических качеств используются следующие легкоатлетические упражнения:
Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитаний младших школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-первых, содействует освоению основ рациональной техники движений, необходимой в средних и старших классах. Во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и меняя условия их проведения. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие координационных способностей.
Одновременно велико их значение в развитии кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых и выносливости). Следует учесть, что одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному умению, так и для развития координационных и кондиционных способностей (метод сопряженного воздействия). Их преимущественное воздействие в этом возрасте на умения или способности определяется только методической направленностью.
Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, что доставит детям радость и удовольствие, а также позволит овладеть простейшими формами организации соревнований и правилами, а грамотная, объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов. Все это в совокупности будет содействовать формированию морально-волевых качеств личности ребенка, таких как дисциплинированность, уверенность, выдержка, честность, чувство товарищества и коллективизма.
При проведении легкоатлетических упражнений преимущественно на открытом воздухе достигается выраженный оздоровительный эффект.
В младших классах учащиеся должны научиться правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках: с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке стадиона; бегать в равномерном темпе до 10 мин; стартовать из различных исходных положений; отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7 —9 шагов; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3—5 препятствий: прыгать в высоту с прямого и бокового разбега с 7—9 шагов. В метаниях на дальность и на меткость ученики должны уметь метать мячи массой до 150 г на дальность с места и с 1 — 3 шагов разбега из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой; толкать и метать набивной мяч массой 1 кг одной и двумя руками из различных исходных положений (снизу, от груди, из-за головы, назад через голову); метать малым мячом в цель, установленную на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек (табл. 9.2).
Таблица 9.2. Развитие физических способностей школьников младших классов
Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку, с
Прыжок в длину с места, см
Челночный бег 3 х 10 м, с
Младший школьный возраст является благоприятным для разучивания новых движений. Однако у детей этого возраста невозможно длительное поддержание процесса возбуждения в нервной системе, они быстро утомляются. При организации занятий следует избегать длительных объяснений и указаний, продолжительных и монотонных заданий. Обучая двигательным действиям, предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основа ное внимание основе техники изучаемого упражнения. Большое значение при формировании двигательных навыков имеет подражание, эмоциональность занятий, игровая деятельность. Обучение двигательным действиям целесообразно начинать со строго регламентированного упражнения, по мере того, как ученики приобретут уверенность при выполнении движений, нужно активно использовать игровой и доступные формы соревновательного метода.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития координационных способностей и гибкости. Следует помнить, что кости у детей достаточно гибкие, поскольку в них мало минеральных веществ, они могут деформироваться при неправильных позах и неравномерных нагрузках. Кроме того, у детей отмечается легкая растяжимость мышечно-связочного аппарата, превышение силы мышц-сгибателей над разгибателями. Это требует специального внимания к позе занимающихся; избегания длительных односторонних упражнений, обязательного использования упражнений для развития силы мышц туловища и стопы.
Дети этого возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости, плохо оценивают степень утомления и не могут точно выразить свои ощущения словами, что требует строгого дозирования нагрузки.
Высокий уровень познавательной активности, интереса, эмоциональности младших школьников обусловливает необходимость включения в занятия заданий, предполагающих определенную свободу и самостоятельность действий, стимулирующих творчество и инициативность. Контроль и опенка в этом возрасте применяются таким образом, чтобы стимулировать стремление ученика к самосовершенствованию, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.
Очень важно правильно разместить учебный материал по составным частям урока. В младших классах может быть рекомендована их следующая последовательность.
Подготовительная часть урока: строевые упражнения, ходьба с заданием и образным выполнением (бесшумно, как кот, или поднимая колени, как цапля). Далее бег с различными изменениями направления (2—2,5 мин), общеразвивающие упражнения в различном темпе для развития скоростно-силовых качеств, затем упражнения на равновесие, точность и ловкость.
Основная часть урока: эмоциональные подвижные игры с различными перемещениями (ходьба, бег, лазанье, переползание) с прыжками и преодолением препятствий (по типу «веселых стартов»).
Заключительная часть урока: игры на внимание, формирование осанки, ритмическая ходьба, дыхательные упражнения и т.д.
Программный материал по легкой атлетике для 5—9 классов [ править | править код ]
На уровне основного общего образования предметные результаты освоения с учетом общих требований ФГОС и специфики предмета «Физическая культура» направлены на обеспечение успешного обучения на следующей ступени общего образования и должны обеспечивать:
Рекомендуемое содержание занятий на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования предлагается на основе «Комплексной программы физического воспитания. Программы для учащихся 1 — 11 классов» (Лях В. И., Зданевич А. А., 2011 г.).
После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.
Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей. Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разгона с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения упражнений, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т. д. для повышения прикладного значения занятий и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей.
Овладение техникой спринтерского бега. Средства: выбегания из положения высокого старта от 10 до 30 м. Бег с ускорением от 30 до 80 м. Скоростной бег до 70 м. Бег на результат 60 м.
Овладение техникой длительного бега. Средства: бег в равномерном темпе от 10 до 20 мин. Бег на 1000—2 000 м.
Овладение техникой прыжка в длину. Средства: прыжки в длину с 7 —12 шагов разбега.
Овладение техникой прыжка в высоту. Средства: прыжки в высоту с 3—9 шагов разбега.
Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность. Средства: метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5 — 6 м, в горизонтальную и вертикальную цель (1 х 1 м) с расстояния 6 —8 м, с 4—5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние. Бросок набивного мяча (2—3 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх, из положения стоя грудью и боком в направлении броска с места; то же с шага; снизу.
Развитие выносливости. Средства: кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка, кросс до 3 км.
Развитие скоростно-силовых способностей. Средства: всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учетом возрастных и половых особенностей
Развитие скоростных способностей. Средства: эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением,, с максимальной скоростью.
Развитие координационных способностей. Средства: варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и. п. в цель и на дальность (обеими руками).
Знания о физической культуре. Темы: влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. Овладение организаторскими умениями. Средства’, измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий.
Самостоятельные занятия. Средства: упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных Легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены. *Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья и закаливанию.
Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности, позволяющие обучить школьников проведению самостоятельного контроля и оценки физической подготовленности.
Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующей материальной базы, подготовленности учащихся и методического мастерства. Наиболее целесообразными в освоении в 5- 7 классах являются прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание». В 8—9 классах можно использовать другие, более сложные спортивные способы прыжков.
Учитывая большую доступность и естественность легкоатлетических упражнений, особое значение следует уделять формированию умений учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий (тренировок) в конкретных условиях проживания (см. гл. Внеклассная работа). В 5-—9 классах учащиеся должны научиться с максимальной скоростью пробегать отрезки до 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и 15 мин (девочки): прыгать в длину с 9 —13 шагов быстрого разбега; прыгать в высоту способом «перешагивание» с 9—13 шагов разбега; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега 10—12 м с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м (табл. 9.3).
На период среднего школьного возраста приходится период полового созревания (мальчики 13 —15 лет, девочки 11 — 15 лет), связанный со значительными гормональными перестройками в организме подростков. Развитие центральной нервной системы и высшей нервной деятельности характеризуется усилением эмоциональных реакций, часто это выражается в нарушении координации движений, ухудшении памяти и чувства времени, затруднении образования условных рефлексов, закреплении и переделке динамических стереотипов. Поведение подростков нестабильно, может быть немотивированным и агрессивным. Ухудшение речевых функций проявляется в том, что нарушается регуляция громкости, слова подростки часто заменяют междометиями, нарушается речевая регуляция движений. При этом повышается значимость зрительно-пространственной информации. В это время происходит «пубертатный скачок роста», вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки, нарушение пропорций тела приводит к нарушению координации движений. Подростки неловки и угловаты, в их действиях наблюдается обилие липших движений. При нагрузках отмечается увеличение вегетативных изменений, возрастает утомление, повышены энерготраты на работу.
При обучении двигательным действиям применяются целостный и расчлененный методы. Целесообразно использовать «комплексной» метод обучения, когда на одном уроке в соответствии с поставленной задачей используются подводящие упражнения для обучения технике отдельных фаз упражнения, а затем целостное выполнение. В прыжках и метаниях основное внимание уделяется переходу от разбега к выполнению отталкивания и финального усилия.
При обучении легкоатлетическим упражнениям после стабильного выполнения учениками разучиваемых упражнений следует разнообразить условия их выполнения: дальность разбега, вес снаряда, способы преодоления препятствий и др. Точная количественная оценка результатов в легкой атлетике создает благоприятные условия для обучения школьников самостоятельному контролю и оценке своих физических возможностей.
Таблица 9.3. Развитие физических способностей у школьников средних классов