Легкая промышленность что включает
Лёгкая промышленность России
Производством предметов массового потребления, в основном таких, как одежда и обувь, а также продукции технического и специального назначения для ряда отраслей народного хозяйства традиционно занимается лёгкая промышленность. Её технологические возможности позволяют выполнять первичную переработку сырья и выпускать готовую к употреблению продукцию.
Состояние отраслей лёгкой промышленности
Сегодня лёгкая промышленность России, насчитывающая в своём составе 22 тыс. предприятий и 292 тыс. работников переживает не самые лучшие времена. Причина столь удручающего явления лежит в жёсткой конкуренции мировых производителей, низкой покупательной способности россиян, разрыве ранее существующих экономических связей со среднеазиатскими странами и регионами.
За период с 2009 по 2019 год общий объём отраслевого производства вырос с 191 млрд. руб. до 520 млрд. рублей. Но за последние три года (2017-2019) он стабилизировался на уровне 8 млрд. долл. И это при том, что ёмкость внутреннего рынка страны оценивается в цифру порядка 3 трлн. руб. Понятно, что столь удобную нишу продаж заняли зарубежные производители.
Так, в течение 2018 года производство одежды и обуви на территории России в денежном выражении составило 430,9 млрд. руб., в то время как импортная составляющая доходила до 962 млрд. Мало того, по оценкам специалистов, объём контрафактной продукции на отечественном рынке оценивается в 700 млрд. руб. ежегодно.
По данным Минпромторга РФ среднемесячная заработная плата работников текстильной отрасли в 2019 году равнялась 25705 руб.; швейного сектора – 20 262 руб. Что существенно выше аналогичных показателей в странах Азии. Но при этом само количество работников значительно меньше. Для сравнения:
За последние 25 лет вклад индустрии предметов массового потребления в бюджет государства снизился в 10 раз. Некоторые направления практически прекратили своё существование, а оставшиеся испытывают крайнюю степень физического износа оборудования, не имеющего перспектив замены у отечественных производителей. Да и планируемая государственная поддержка стремится всего лишь сохранить существующие объёмы производства.
Факторы размещения предприятий
Предприятия легкой промышленности испытывают большую потребность в сырье. Это в первую очередь сказывается на отраслях занимающихся первичной переработкой, имеющих низкий уровень выхода необходимых для работы материалов (при производстве шерсти и льна образуется значительное количество отходов); а также для направлений высокого уровня потребления исходных материалов (снова льняная промышленность). Первичным сырьём для кожевенного производства, являются отходы мясной промышленности, что обуславливает его привязку к мясоперерабатывающей отрасли.
Не менее важными факторами расположения предприятий лёгкой промышленности являются: близость конечного потребителя и наличие трудовых ресурсов достаточного квалификационного уровня. Перевозка готовых трикотажных изделий и обуви дело дорогостоящее. А повсеместное использование женского труда требует совмещений производств, использующих тяжёлую физическую работу (преимущественно мужскую) и предприятий лёгкой промышленности.
Особенности сырьевой базы
Сырьевая база России, имея огромный сельскохозяйственный и нефтегазовый потенциал, вполне могла бы обеспечить отрасль всеми необходимыми ресурсами. Но на данный момент такого не наблюдается.
Дело в том, что хлопчатник на территории нашей страны не выращивается, поэтому его приходится импортировать из стран Средней Азии:
и дальнего зарубежья:
Аналогично, производство кручёных изделий, типа веревки, каната, шпагата, в основном базируется на поставках джута и сизаля из Индии и Бангладеш, так отечественные площади выращивания конопли незначительны (Приволжский и Южный федеральный округ).
Кожевенное сырьё, вместо того чтобы использоваться на внутреннем рынке, значительной частью уходит на экспорт. Поэтому производители вынуждены закупать уже готовые полуфабрикаты, что совместно с всё возрастающими ценами на корма для животных и необходимые для их выращивания удобрения, приводит к росту себестоимости готовой продукции.
Тяжёлая ситуация и с поголовьем овец и коз, которого явно не достаточно для удовлетворения потребностей кожевенной промышленности. Мало того, за последнее время существенно сократилось количество племенного скота, дающего высококачественную шерсть. Вдобавок её выделка находится на низком технологическом уровне.
Единственным поставщиком отечественного растительного сырья для лёгкой промышленности является льноводство, испытывающее трудности вследствие сокращения посевов и уменьшения урожайности.
Более благоприятная ситуация с искусственными материалами, поставляемыми химической промышленностью, использующую продукцию газовой, каменноугольной и нефтяной промышленности.
Отраслевой состав
Текстильная
Отрасль, являющаяся старейшей специализацией России, большинство предприятий которой традиционно расположено в Центральном регионе, Санкт-Петербурге, Поволжье и на Северном Кавказе, включает в себя:
Основным видом продукции, изготовляемой текстильной индустрией являются ткани, использующиеся для нужд населения. Также в её ассортименте присутствует сырьё, поставляемое в обувную, швейную, пищевую и машиностроительные сферы.
Доля этой отрасли в общем объёме производства лёгкой промышленности достигает 70%. Фактически её производственные мощности можно разделить на две группы:
Важнейшим фактором размещения текстильных предприятий является не сырьевая база и близость потребительского рынка, а наличие достаточного количества профессиональных трудовых ресурсов.
Швейная
Отрасль лёгкой промышленности занятая непосредственным производством готовых к употреблению изделий бытового и технического потребления, изготавливаемых из кожи, мехов, полотен тканей с применением отделочных материалов и фурнитуры.
Швейное направление текстильной промышленности всегда было ориентировано на отечественного покупателя, поэтому его предприятия имеются в любом регионе России. Кроме того, гораздо дешевле перевозить ткани, чем готовые изделия, подчас ориентированные на конкретного регионального потребителя.
Стандартный технологический процесс изготовления швейной продукции подразделяется на три этапа:
Несмотря на целый ряд объективных трудностей экономического плана, российским производителям удалось найти взаимовыгодную форму сотрудничества с иностранными партнёрами. Зарубежные компании предоставляют свои дизайнерские разработки, обещающие успешное освоение рынка, а также ткани импортного производства. Отечественные фабрики обладают хорошей технологической оснащённостью, значительным кадровым потенциалом и устойчивыми связями с российскими и западными потребителями.
Кожевенная
Старейшая традиционная отрасль, занимающаяся выделкой кожи животных и морских млекопитающих и дальнейшим её использованием для изготовления:
Кожевенное производство, имеющее в своей технологической основе три стадии обработки первичного материала:
отличается рядом специфических особенностей, рассчитанных на массового потребителя, широкий ассортимент выпускаемой продукции, сезонность пикового спроса. Это заставляет её проявлять высокую мобильность, заниматься концентрацией и специализацией выпускаемой номенклатуры, расширять рынки сбыта и оперативно реагировать на модные тенденции.
Имеющаяся в стране животноводческая база вполне могла бы обеспечить отрасль достаточным количеством кожи. Однако значительная часть её уходит на экспорт, а заводам-изготовителям приходится приобретать импортные полуфабрикаты, существенно повышающие цену готового изделия. Тем не менее, кожевенная промышленность производит 1,7 пар любого вида обуви на душу населения, пользующуюся значительным спросом.
Обувная
Среднестатистическая потребность обуви в год на одного человека составляет 3 пары. Современное изготовление столь необходимого элемента повседневного употребления в значительной степени процесс автоматизированный. Хотя доля ручного труда пока остаётся существенной.
Российские обувные производители, общее количество которых подошло к отметке в 300 организаций, в 2018 году выпустили 120,3 млн. пар обуви. Это составляет 29,9% потребления. Остальная часть – импорт. Не стоит забывать и неучтённую контрафактную продукцию, против которой направлено Правительственное Постановление № 860 от 05.07. 2019 года, требующее полной идентификации всей обувной продукции.
В распоряжении современного члена цивилизованного общества находится 6 видов обувных изделий, предназначенных: для ношения в разные времена года, деловых и торжественных встреч, домашнего употребления и специального назначения: занятий спортом, туризм. Однако отечественные заводы и фабрики покрывают пока что только 10% внутренней потребности, оставляя столь значительную долю рынка всемирно известным брендам.
Меховая
Климат и география нашей страны таковы, что повседневная носка меховых изделий в холодный период года является жизненной необходимостью. Кроме того, Россия традиционно очень богата пушным зверем, давно ставшим объектом общенародного промысла.
На территории Российской Федерации работают свыше 250 отраслевых торгово-промышленных компаний. Однако их технологическая загрузка находится на уровне 30-40%, да и производят они в основном дешёвую продукцию невысокого качества, более всего рассчитанную на массового неприхотливого потребителя, не располагающего значительными финансовыми средствами на приобретение более дорогостоящих изделий. Это позволяет импортным производителям насыщать своими товарами до 60-70% рынка.
Галантерейная
Отрасль, отличающаяся очень широким ассортиментом изделий, как правило, небольших размеров. Множество заводов, фабрик выпускают на рынок предметы для ухода за телом, украшения для жилья или художественного оформления дизайна помещений.
В процессе производства галантерейных изделий используются:
Изготавливаемые в процессе механической обработки или швейных технологий мелкооптовые товары, пользуются большим спросом населения. О чём свидетельствует постоянный рост производства продукции. Кроме того, сама отрасль обладает рядом существенных преимуществ, она не требует больших капитальных затрат, достаточно мобильна и её продукция вполне доступна для населения.
Проблемы лёгкой промышленности
Лёгкая промышленность играет весьма важную роль в экономике России, её все объемлемая сфера распространения даёт возможность взять на себя миссию локомотива экономики страны. Однако на этом пути стоят серьёзные проблемы:
Тенденции развития
Существующие на данный момент условия диктуют свой особый путь развития лёгкой промышленности, ориентированный на сложившиеся национальные традиции, существующую сырьевую базу и экономические возможности российских потребителей.
Для этого необходимо, прежде всего:
Многое на этом пути уже делается: появились первые посевы хлопчатника, развиваются профильные сельскохозяйственные направления, создаются совместные предприятия, повышается качество выпускаемой продукции. Но этого пока недостаточно. Требуется наращивать положительные тенденции, преодолевая существующие проблемы, с целью глубокого овладения отечественным рынком, а также выхода в лидеры мирового производства и экспорта товаров лёгкой промышленности.
Основные сведения о легкой промышленности — структура отрасли
Что такое легкая промышленность
Легкая промышленность — отрасль хозяйства, производящая промышленную продукцию массового потребления: одежду, обувь и другое. Предприятия легкой промышленности также выпускают товары производственно-технического и специального назначения, которые широко используются в автомобильной, химической, электротехнической, пищевой, мебельной и прочих отраслях, в сельском хозяйстве и медицине.
Благодаря востребованности этой продукции легкая промышленность играет одну из ведущих ролей в формировании валового национального продукта и занимает важное место в экономике не только страны, но и мира.
Поэтому слово «легкая» в данном контексте носит весьма условный характер и объясняется исторически; таким образом эта отрасль отграничивается от «тяжелой» индустрии.
Отраслевой состав
Подробнее — о каждой.
Текстильная отрасль включает в себя следующие разновидности:
Местом зарождения текстильной промышленности является зарубежная Европа. Планомерное развитие отрасли привело к тому, что текстильные предприятия стали неотъемлемой частью мировой промышленности со своими лидерами и аутсайдерами. В 21 веке в можно выделить уже пять «текстильных центров»: Европа, США, Восточная Азия, Южная Азия, страны СНГ. В России текстильное производство сосредоточено в Центральном регионе, Санкт-Петербурге, Поволжье, на Северном Кавказе.
Изделия текстильного производства — в первую очередь, ткани. Однако продуктом текстильной индустрии является также сырье, необходимое для обувной, швейной, пищевой промышленности, машиностроения.
Швейная отрасль осуществляет производство готовых изделий из различных материалов с использованием фурнитуры. Занимается она и смежной деятельностью, например, нанесением рисунков/логотипов на одежду.
Кожевенная отрасль имеет, пожалуй, самую долгую историю. Эта исконная отрасль занимается выделкой кожи животных и последующим ее применением для изготовления:
Обувная отрасль отличается массовостью и многономенклатурностью: каждому человеку требуется несколько пар обуви в год в зависимости от сезона и предназначения. Высокий процент изнашиваемости и относительно недолгий срок носки (изменение размера ноги, поломка обуви и т.д.) определяет необходимость приобретения новой обуви с большой регулярностью. Поэтому обувная отрасль в составе текстильной промышленности — одна из самых развитых и быстро меняющихся под запросы времени.
Меховая отрасль для России имеет крайне важное значение, обусловленное географией (для половины территории государства характерны стабильно холодные климатические условия), тогда как для более теплых стран выступает необязательным элементом, но может являться частью модной индустрии. Россия богата пушниной, и производство меховых изделий здесь дешевле и проще, чем в других странах, которым ценный мех приходится импортировать.
Галантерейная отрасль производит мелкие бытовые детали, широко применяющиеся в быту (пуговицы, зонты, бижутерия и многое другое). В процессе создания галантерейных изделий используются различные материалы:
По конечному продукту все отрасли легкой промышленности подразделяются на:
Факторы размещения предприятий
Особенности российской легкой промышленности
Легкая промышленность в России традиционно играет важную роль в экономике: ее продукция является неотъемлемой частью рынка.
Положение отрасли в настоящее время весьма нестабильное. В 70-80-х годах наблюдались рост и развитие промышленности. Сложнее стало в перестройку, а в середине 90-х, после распада Советского Союза, состояние отрасли стало критическим.
Предприятиям не хватало государственной поддержки, собственность все больше становилась частной, новым предпринимателям было невыгодно вкладываться в производство (гораздо быстрее и проще перепродавать, а не производить), предприятия массово закрывались. Со стабилизацией политической обстановки легкая промышленность начала возрождаться. Однако до высоких показателей еще далеко.
Характеристика и особенности отечественной текстильной промышленности
Состояние отрасли в мире
Легкая промышленность — стабильно растущий сегмент рынка. Издавна широко развивалась в Азии: здесь достаточно много ресурсов и относительно дешевой рабочей силы. Однако товары азиатских производителей в подавляющем большинстве были дешевыми и не всегда качественными. США и Европа, оценив масштабы производства, потребительские запросы и прибыль, направили вектор развития на более дорогостоящие в производстве (за счет сырья и материалов, современного и более сложного оборудования, сотрудничества с дизайнерами и модными домами) и редкие товары. Для нас уже привычно, что все массовое и быстро ломающееся, рассчитанное на краткосрочное использование — это, скорее всего, Китай, а дорогое и качественное — Италия, Франция, США.
Для этой отрасли характерно «подпольное» производство — изготовление низкосортной продукции неквалифицированными работниками, зачастую мигрантами из ближнего зарубежья. Отчего страдает экономика, а также потребитель, который приобрел некачественное изделие, непрошедшее должный контроль.
Уникальность отрасли в том, что определением дальнейшего развития той или иной сферы выступает мода. Отдаленно это можно считать человеческим фактором, поскольку модная индустрия строится прежде всего на известных именах. К примеру, в одном сезоне популярен мех, в другом на пике моды — кожа, и промышленность немедленно реагирует на это.
Сезонность — еще одно свойство легкой промышленности. Например, рост производства меховых изделий (в России) приходится на весну, поскольку зимой происходит отлов пушного зверя. К лету активизируется производство купальных принадлежностей.
Тенденции развития
Высокий спрос на продукцию предприятий легкой промышленности определяет системность и стабильность ее роста. Людям нужны эти товары — государство и бизнес будет выполнять их желания и следовать потребностям. Но существующие проблемы надо решать.
Для дальнейшего развития отрасли необходимо:
Многое из этого уже делается: строятся совместные предприятия, повышается качество продукции. Но еще есть к чему стремиться.
Discovered
О финансах и не только…
Легкая промышленность
Легкая промышленность — совокупность отраслей промышленности, производящих главным образом предметы массового потребления из различных видов сырья. Легкая промышленность занимает одно из важных мест в производстве валового национального продукта и играет значительную роль в экономике страны.
Легкая промышленность представляет собой совокупность отраслей промышленности, производящих в основном предметы потребления. Ведущая отрасль — текстильная, главными регионами которой являются Восточная Азия, Южная Азия, страны СНГ, Европа, США. По производству хлопчатобумажных тканей лидирует Китай, Индия, Россия, США, Япония. По производству тканей из химических волокон — США, Индия, Япония, Республика Корея, Тайвань. В последнее время выпуск тканей в развитых странах сокращается, а в развивающихся текстильная промышленность переживает подъем, ориентируясь прежде всего на дешевую рабочую силу.
Что такое легкая промышленность?
Легкая промышленность — это отрасль хозяйства, производящая одежду, обувь, головные уборы и некоторые другие потребительские товары. Название «легкая» носит условный, исторический характер, оно позволяет отличать эту отрасль от так называемой тяжелой индустрии.
Легкая промышленность — совокупность отраслей промышленности, производящих главным образом товары народного потребления. Основные отрасли: текстильная (хлопчатобумажная, льняная, шерстяная, шелковая, пеньково-джутовая, швейная, трикотажная), кожевенная, меховая, обувная, галантерейная.
Легкая промышленность (light industry) — совокупность отраслей обрабатывающей промышленности, объединяющих, как правило, небольшие производства, не использующие тяжелого оборудования. В одних отраслях легкая промышленность, таких, как текстильная, швейная или пищевая, квалификация работников не имеет принципиального значения, тогда как в других, таких, как электроника и изготовление комплектующих для компьютеров, необходим специально подготовленный персонал. Легкая промышленность получила наибольшее распространение в развивающихся странах и в неформальном секторе экономики, т.к. ее создание не требует крупных инвестиций.
Легкая промышленность осуществляет как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции. Предприятия легкой промышленности производят также продукцию производственно-технического и специального назначения, которая используется в мебельной, авиационной, автомобильной, химической, электротехнической, пищевой и других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, в силовых ведомствах, на транспорте и в здравоохранении.
Одной из особенностей легкой промышленности является быстрая отдача вложенных средств. Технологические особенности отрасли позволяют осуществлять быструю смену ассортимента выпускаемой продукции при минимуме затрат, что обеспечивает высокую мобильность производства.
Легкая промышленность связана с сельским хозяйством, особенно на стадии первичной обработки сырья, а также с химической промышленностью, поставляющей искусственные и синтетические волокна, синтетический каучук, красители и т.д.
На размещение предприятий легкой промышленности оказывает влияние потребительский фактор, а также наличие дешевых трудовых ресурсов. Именно этим объясняется все бо́льшая ее концентрация в развивающихся государствах, доля которых в мировом производстве продукции отрасли значительно выросла (до 40-45 %). Но есть подотрасли легкой промышленности, которые производят дорогие, особо модные товары. Они являются привилегией экономически развитых стран – законодателей мод.
По объему производства продукции легкой промышленности лидирует Европа (более 45 %), далее следуют Азия (ок. 30 %) и Америка (ок. 20 %). Среди стран лидируют Китай, Италия, Япония, Бразилия, США, Франция, Таиланд, Великобритания, Аргентина.
В последнее время доля легкой промышленности в ВНП высокоразвитых стран (США, Германия, Великобритания, Италия, Франция и т.п.) начала сокращаться. Объясняется это тем, что для увеличения чистой прибыли, руководство предприятий легкой промышленности стремится перевести производства в страны с дешевой, социально незащищенной рабочей силой (Индия, Китай, Бангладеш, Пакистан и т.д.). Часто к переводу предприятий в развивающиеся страны их подталкивает и само государство, которое вводит различные ограничения на уровень загрязнения окружающей среды, обязательное медицинское страхование работников, повышает налоги на землю, которой пользуются предприятия. В некоторых странах (Италия, Греция, Франция) упадок легкой промышленности отчасти вызван переходом на дорогую валюту (евро), которая сделала товары предприятий мелкой промышленности неконкурентоспособными по сравнению с азиатскими странами и странами Восточной Европы.
Отрасли легкой промышленности
Глобально все отрасли легкой промышленности подразделяют на 3 группы:
Отрасли легкой промышленности объединяют также в подотрасли:
Основной отраслью легкой промышленности является текстильная, сырьем для которой являются растительные (хлопок, лен, конопля), животные (шерсть, шелк) и искусственные и синтетические (вискозный шелк, лавсан, капрон, нейлон и др.) волокна. В зависимости от используемого сырья в текстильной промышленности выделяют хлопчатобумажную, шерстяную, шелковую, льняную, трикотажную (производство полотна и вязаных изделий из натуральных и химических волокон и химических комплексных нитей) и прочие подотрасли.
Кожно-обувная и меховая отрасли легкой промышленности используют в качестве сырья шкуры домашних и диких животных, а также искусственную кожу и меха.
Процесс изготовления ткани, кроме первичной обработки сырья, состоит из трех стадий: прядения, ткачества и обработки. После первой стадии получается пряжа, состоящая из одной или нескольких нитей. С пряжи на ткацком производстве производят различные виды тканей. Обработка предусматривает отбеливание, окрашивание и отделку тканей.
Факторы размещения легкой промышленности
Факторы размещения легкой промышленности:
Особенности легкой промышленности
Легкая промышленность имеет некоторые особенности, на основании которых она выделяется относительно других отраслей:
Легкая промышленность влияет на общую экономическую ситуацию в стране, потому что, во-первых, это отрасль с быстрой оборачиваемостью капитала; во-вторых, ее технологический цикл втягивает в свою сферу сельское хозяйство, химическую промышленность и другие отрасли, данная сфера производства имеет относительно невысокий объем капитальных вложений и высокий уровень рентабельности.
В целом легкая промышленность — это экологически чистая отрасль. Поскольку источником энергии для нее является главным образом электричество, вредные отходы и загрязнение атмосферы минимальны. Поэтому предприятия отрасли часто расположены возле жилых районов. Таким образом, они предоставляют готовые рабочие места в непосредственной близости от жилья работников.
Особенностью легкой промышленности является высокая мобильность производства и технологические возможности предприятий, позволяющие при конъюнктурных изменениях рынка, связанных с сезонными изменениями спроса и моды, осуществлять быструю смену ассортимента продукции, не уменьшая объемы выпуска и, соответственно, объемы продаж, не снижая налоговые отчисления.