Легкое метро что это такое
Легкое метро
Содержание
Лёгкое метро (лёгкий метрополитен) — разновидность легкорельсового транспорта, регулярный скоростной внеуличный преимущественно наземный рельсовый вид городского транспорта. Может занимать пограничное положение со скоростным трамваем.
У лёгкого метрополитена пассажиропоток не превышает 15-25 тыс. человек в час, линии, как правило, располагаются на поверхности или на эстакадах и иногда имеют небольшие тоннельные участки (например, на пересадочных узлах, в центре города, на транспортных развязках), подвижной состав имеет габариты и массы меньше железнодорожных, поезда насчитывают 2-4 вагона, диаметр тоннелей составляет 4-5 метров, в тоннелях и над землёй допустимы значительные уклоны и малые поворотные радиусы, платформы на станциях бывают длиной 50-90 метров и шириной 5-8 метров. Линии лёгкого метрополитена часто являются подвозящими к аэропортам либо к станциям обычного метрополитена и лишь в небольших городах составляют основу городской транспортной системы.
Полностью или преимущественно подземное лёгкое метро может именоваться как «мини-метро».
Достоинства и недостатки
Достоинства
Недостатки
Лёгкое метро в России
Москва
Первое (и единственное по состоянию на 2008) лёгкое метро в России было построено в Москве — Бутовская линия лёгкого метро. По исполнению оно не соответствует понятию легкорельсовый транспорт, и представляет собой следующее: отдельная линия, соединённая с метрополитеном, начинается от конечной станции метро и вначале идёт по тоннелю, а затем выходит (посредством рампы) на поверхность и далее — на эстакаду. Эстакада состоит из соединённых пролётов по 30 м (полые металлические балки) на опорах (средняя высота 10 м), станции расположены также на эстакаде с наземными вестибюлями (подъём и спуск осуществляется посредством эскалаторов, а также специальных лифтов для инвалидов). Эстакада окружена шумопоглощающими и шумоотражающими щитами в половину высоты вагона на перегонах (на станциях — в полную высоту), внутри которых подвешены служебные коммуникации и система аварийного освещения. Линии лёгкого метро совместимы с метрополитеном обычным, на них используюется аналогичная система управления безопасности движением и диспетчерской централизации, они способны принимать стандартный подвижной состав метрополитена, однако для пассажирских перевозок используются специально разработанные секционные вагоны «Русич» (они могут проходить малые кривые без снижения скорости и оборудованы системой климат-контроля).
Первая очередь Бутовской линии была построена за два с половиной года и торжественно открыта 27 декабря 2003 года. Активная фаза строительства линии длилась всего 18 месяцев, поэтому к моменту пуска многие служебные помещения были не отделаны и не сданы — их достройка, а также дооснащение линии необходимым оборудованием и коммуникациями продолжались на протяжении всего 2004 года.
Планируется продолжить достройку Бутовской линии — сооружение оборотных тупиков за конечной станцией «Улица Старокачаловская», продление к станции «Битцевский Парк», а также (в перспективе) продление в Новокурьяново и строительство там электродепо. Эти работы также начнутся не ранее 2010 г.
Сооружение некоторых других периферийных линий лёгкого метро (Новокосинской, Жулебинской, Митинской и т. д.) отменено — в пользу продления линий обычного метрополитена. Планируются сооружение Большой Кольцевой линии лёгкого метро, а также преобразование в лёгкое метро малого кольца Московской железной дороги).
Однако, этот подход в корне неверен. Не учитывается стоимость первичной разработки линии (подобные системы у нас никогда ранее не строились, поэтому пришлось всё делать «с нуля») и подвижного состава, а также стоимость 40 вагонов, закупленных к открытию первоочередного участка, и реконструкцию с переоборудованием бывшего цеха ТР-3 депо «Варшавское» для остоя и обслуживания нового подвижного состава (впрочем, эти работы не завершены до сих пор). Необходимо также учитывать не только стоимость строительства линий, но и скорость их сдачи: принципиально больших отличий от подземный линий здесь нет. Так, первая очередь Московского метро из 11.6 км и 13 станций активно строилась в течение 2-х лет (с лета 1933 по весну 1935), а Бутовская линия Московского метро — как писалось выше, 18 месяцев — 1.5 года. Нельзя скидывать со счетов, что первые линии Московского Метрополитена строились при И. В. Сталине во время грандиозного воодушевления не только метростроевцев, но и всех советских граждан. При этом кроме потрясающей самоотдачи было проведено не менее грандиозное финансирование. В настоящее время правительство РФ в целом и Москвы в частности не готовы к большим капиталовложениям с большим сроком самоокупаемости.
В других городах
В феврале 2009 года начинается строительство второго в России лёгкого метро — Сочинского, а также проектируются линии лёгкого метро в Подмосковье, Ульяновске, Воронеже, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Казани и т. д. (в большинстве случаев значительную часть трассы лёгкого метро предполагается соорудить преобразованием внутригородских железнодорожных путей).
Лёгкое метро в ближнем зарубежье
В украинских городах подвижной состав и инфраструктура лёгкого метро будут основаны на национальной системе РАДАН разработки КБ им. Антонова.
Лёгкий метрополитен
Чёткого разграничения между классическим и лёгким метро, а также лёгким метро и легкорельсовым транспортом не существует. Из-за этого некоторые системы можно отнести к обоим видам. Например, первая линия Будапештского метрополитена исторически не относится к лёгкому метро, хотя по техническим характеристикам её можно отнести к нему. Однако нередко параметры отдельных систем, именуемых лёгким метро, наоборот, аналогичны метрополитену (например, Бутовская линия лёгкого метро в Москве) или даже городскому поезду (S-Bahn).
Как правило, линии лёгкого метро располагаются на поверхности или на эстакадах и иногда имеют небольшие тоннельные участки (например, на пересадочных узлах, в центре города, на транспортных развязках), поезда насчитывают 2-4 вагона, диаметр тоннелей составляет 4-5 метров, в тоннелях и над землёй допустимы значительные уклоны и малые поворотные радиусы, платформы на станциях — высокие, длиной 50-90 метров и шириной 5-8 метров. Линии лёгкого метрополитена часто являются подвозящими к аэропортам либо к станциям обычного метрополитена и лишь в небольших городах составляют основу городской транспортной системы. Провозная способность линии лёгкого метро в зависимости от определения составляет от 6-20 до 20-30 тыс. человек в час в одном направлении.
Полностью или преимущественно подземное лёгкое метро может именоваться «мини-метро».
Связанные понятия
Это статья о транспортно-пересадочном узле. Для других значений см. ТПУТранспортно-пересадочный узел (сокращённо ТПУ) — пассажирский комплекс, выполняющий функции по перераспределению пассажиропотоков между видами транспорта и направлениями движения. Как правило, ТПУ возникают в крупных транспортных узлах с целью оптимизации перевозочного процесса.
Лёгкое метро
Содержание
Лёгкое метро (лёгкий метрополитен) — разновидность легкорельсового транспорта, регулярный скоростной внеуличный преимущественно наземный рельсовый вид городского транспорта. Может занимать пограничное положение со скоростным трамваем.
У лёгкого метрополитена пассажиропоток не превышает 15-25 тыс. человек в час, линии, как правило, располагаются на поверхности или на эстакадах и иногда имеют небольшие тоннельные участки (например, на пересадочных узлах, в центре города, на транспортных развязках), подвижной состав имеет габариты и массы меньше железнодорожных, поезда насчитывают 2-4 вагона, диаметр тоннелей составляет 4-5 метров, в тоннелях и над землёй допустимы значительные уклоны и малые поворотные радиусы, платформы на станциях бывают длиной 50-90 метров и шириной 5-8 метров. Линии лёгкого метрополитена часто являются подвозящими к аэропортам либо к станциям обычного метрополитена и лишь в небольших городах составляют основу городской транспортной системы.
Полностью или преимущественно подземное лёгкое метро может именоваться как «мини-метро».
Достоинства и недостатки
Достоинства
Недостатки
Лёгкое метро в России
Москва
Первое (и единственное по состоянию на 2008) лёгкое метро в России было построено в Москве — Бутовская линия лёгкого метро. По исполнению оно не соответствует понятию легкорельсовый транспорт, и представляет собой следующее: отдельная линия, соединённая с метрополитеном, начинается от конечной станции метро и вначале идёт по тоннелю, а затем выходит (посредством рампы) на поверхность и далее — на эстакаду. Эстакада состоит из соединённых пролётов по 30 м (полые металлические балки) на опорах (средняя высота 10 м), станции расположены также на эстакаде с наземными вестибюлями (подъём и спуск осуществляется посредством эскалаторов, а также специальных лифтов для инвалидов). Эстакада окружена шумопоглощающими и шумоотражающими щитами в половину высоты вагона на перегонах (на станциях — в полную высоту), внутри которых подвешены служебные коммуникации и система аварийного освещения. Линии лёгкого метро совместимы с метрополитеном обычным, на них используюется аналогичная система управления безопасности движением и диспетчерской централизации, они способны принимать стандартный подвижной состав метрополитена, однако для пассажирских перевозок используются специально разработанные секционные вагоны «Русич» (они могут проходить малые кривые без снижения скорости и оборудованы системой климат-контроля).
Первая очередь Бутовской линии была построена за два с половиной года и торжественно открыта 27 декабря 2003 года. Активная фаза строительства линии длилась всего 18 месяцев, поэтому к моменту пуска многие служебные помещения были не отделаны и не сданы — их достройка, а также дооснащение линии необходимым оборудованием и коммуникациями продолжались на протяжении всего 2004 года.
Планируется продолжить достройку Бутовской линии — сооружение оборотных тупиков за конечной станцией «Улица Старокачаловская», продление к станции «Битцевский Парк», а также (в перспективе) продление в Новокурьяново и строительство там электродепо. Эти работы также начнутся не ранее 2010 г.
Сооружение некоторых других периферийных линий лёгкого метро (Новокосинской, Жулебинской, Митинской и т. д.) отменено — в пользу продления линий обычного метрополитена. Планируются сооружение Большой Кольцевой линии лёгкого метро, а также преобразование в лёгкое метро малого кольца Московской железной дороги).
Однако, этот подход в корне неверен. Не учитывается стоимость первичной разработки линии (подобные системы у нас никогда ранее не строились, поэтому пришлось всё делать «с нуля») и подвижного состава, а также стоимость 40 вагонов, закупленных к открытию первоочередного участка, и реконструкцию с переоборудованием бывшего цеха ТР-3 депо «Варшавское» для остоя и обслуживания нового подвижного состава (впрочем, эти работы не завершены до сих пор). Необходимо также учитывать не только стоимость строительства линий, но и скорость их сдачи: принципиально больших отличий от подземный линий здесь нет. Так, первая очередь Московского метро из 11.6 км и 13 станций активно строилась в течение 2-х лет (с лета 1933 по весну 1935), а Бутовская линия Московского метро — как писалось выше, 18 месяцев — 1.5 года. Нельзя скидывать со счетов, что первые линии Московского Метрополитена строились при И. В. Сталине во время грандиозного воодушевления не только метростроевцев, но и всех советских граждан. При этом кроме потрясающей самоотдачи было проведено не менее грандиозное финансирование. В настоящее время правительство РФ в целом и Москвы в частности не готовы к большим капиталовложениям с большим сроком самоокупаемости.
В других городах
В феврале 2009 года начинается строительство второго в России лёгкого метро — Сочинского, а также проектируются линии лёгкого метро в Подмосковье, Ульяновске, Воронеже, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Казани и т. д. (в большинстве случаев значительную часть трассы лёгкого метро предполагается соорудить преобразованием внутригородских железнодорожных путей).
Лёгкое метро в ближнем зарубежье
В украинских городах подвижной состав и инфраструктура лёгкого метро будут основаны на национальной системе РАДАН разработки КБ им. Антонова.
Лёгкий метрополитен
Из Википедии — свободной энциклопедии
Чёткого разграничения между классическим и лёгким метро, а также лёгким метро и легкорельсовым транспортом не существует. Из-за этого некоторые системы можно отнести к обоим видам. Например, первая линия Будапештского метрополитена исторически не относится к лёгкому метро, хотя по техническим характеристикам её можно отнести к нему. Однако нередко параметры отдельных систем, именуемых лёгким метро, наоборот, аналогичны метрополитену (например, Бутовская линия лёгкого метро в Москве) или даже городскому поезду (S-Bahn).
Как правило, линии лёгкого метро располагаются на поверхности или на эстакадах и иногда имеют небольшие тоннельные участки (например, на пересадочных узлах, в центре города, на транспортных развязках), поезда насчитывают 2—4 вагона, диаметр тоннелей составляет 4—5 метров, в тоннелях и над землёй допустимы значительные уклоны и малые поворотные радиусы, платформы на станциях — высокие, длиной 50—90 метров и шириной 5—8 метров. Линии лёгкого метрополитена часто являются подвозящими к аэропортам либо к станциям обычного метрополитена и лишь в небольших городах составляют основу городской транспортной системы. Провозная способность линии лёгкого метро в зависимости от определения составляет от 6-20 до 20-30 тыс. человек в час в одном направлении.
Полностью или преимущественно подземное лёгкое метро может именоваться «мини-метро».
Легкий метрополитен
Содержание
Лёгкое метро (лёгкий метрополитен) — разновидность легкорельсового транспорта, регулярный скоростной внеуличный преимущественно наземный рельсовый вид городского транспорта. Может занимать пограничное положение со скоростным трамваем.
У лёгкого метрополитена пассажиропоток не превышает 15-25 тыс. человек в час, линии, как правило, располагаются на поверхности или на эстакадах и иногда имеют небольшие тоннельные участки (например, на пересадочных узлах, в центре города, на транспортных развязках), подвижной состав имеет габариты и массы меньше железнодорожных, поезда насчитывают 2-4 вагона, диаметр тоннелей составляет 4-5 метров, в тоннелях и над землёй допустимы значительные уклоны и малые поворотные радиусы, платформы на станциях бывают длиной 50-90 метров и шириной 5-8 метров. Линии лёгкого метрополитена часто являются подвозящими к аэропортам либо к станциям обычного метрополитена и лишь в небольших городах составляют основу городской транспортной системы.
Полностью или преимущественно подземное лёгкое метро может именоваться как «мини-метро».
Достоинства и недостатки
Достоинства
Недостатки
Лёгкое метро в России
Москва
Первое (и единственное по состоянию на 2008) лёгкое метро в России было построено в Москве — Бутовская линия лёгкого метро. По исполнению оно не соответствует понятию легкорельсовый транспорт, и представляет собой следующее: отдельная линия, соединённая с метрополитеном, начинается от конечной станции метро и вначале идёт по тоннелю, а затем выходит (посредством рампы) на поверхность и далее — на эстакаду. Эстакада состоит из соединённых пролётов по 30 м (полые металлические балки) на опорах (средняя высота 10 м), станции расположены также на эстакаде с наземными вестибюлями (подъём и спуск осуществляется посредством эскалаторов, а также специальных лифтов для инвалидов). Эстакада окружена шумопоглощающими и шумоотражающими щитами в половину высоты вагона на перегонах (на станциях — в полную высоту), внутри которых подвешены служебные коммуникации и система аварийного освещения. Линии лёгкого метро совместимы с метрополитеном обычным, на них используюется аналогичная система управления безопасности движением и диспетчерской централизации, они способны принимать стандартный подвижной состав метрополитена, однако для пассажирских перевозок используются специально разработанные секционные вагоны «Русич» (они могут проходить малые кривые без снижения скорости и оборудованы системой климат-контроля).
Первая очередь Бутовской линии была построена за два с половиной года и торжественно открыта 27 декабря 2003 года. Активная фаза строительства линии длилась всего 18 месяцев, поэтому к моменту пуска многие служебные помещения были не отделаны и не сданы — их достройка, а также дооснащение линии необходимым оборудованием и коммуникациями продолжались на протяжении всего 2004 года.
Планируется продолжить достройку Бутовской линии — сооружение оборотных тупиков за конечной станцией «Улица Старокачаловская», продление к станции «Битцевский Парк», а также (в перспективе) продление в Новокурьяново и строительство там электродепо. Эти работы также начнутся не ранее 2010 г.
Сооружение некоторых других периферийных линий лёгкого метро (Новокосинской, Жулебинской, Митинской и т. д.) отменено — в пользу продления линий обычного метрополитена. Планируются сооружение Большой Кольцевой линии лёгкого метро, а также преобразование в лёгкое метро малого кольца Московской железной дороги).
Однако, этот подход в корне неверен. Не учитывается стоимость первичной разработки линии (подобные системы у нас никогда ранее не строились, поэтому пришлось всё делать «с нуля») и подвижного состава, а также стоимость 40 вагонов, закупленных к открытию первоочередного участка, и реконструкцию с переоборудованием бывшего цеха ТР-3 депо «Варшавское» для остоя и обслуживания нового подвижного состава (впрочем, эти работы не завершены до сих пор). Необходимо также учитывать не только стоимость строительства линий, но и скорость их сдачи: принципиально больших отличий от подземный линий здесь нет. Так, первая очередь Московского метро из 11.6 км и 13 станций активно строилась в течение 2-х лет (с лета 1933 по весну 1935), а Бутовская линия Московского метро — как писалось выше, 18 месяцев — 1.5 года. Нельзя скидывать со счетов, что первые линии Московского Метрополитена строились при И. В. Сталине во время грандиозного воодушевления не только метростроевцев, но и всех советских граждан. При этом кроме потрясающей самоотдачи было проведено не менее грандиозное финансирование. В настоящее время правительство РФ в целом и Москвы в частности не готовы к большим капиталовложениям с большим сроком самоокупаемости.
В других городах
В феврале 2009 года начинается строительство второго в России лёгкого метро — Сочинского, а также проектируются линии лёгкого метро в Подмосковье, Ульяновске, Воронеже, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Казани и т. д. (в большинстве случаев значительную часть трассы лёгкого метро предполагается соорудить преобразованием внутригородских железнодорожных путей).
Лёгкое метро в ближнем зарубежье
В украинских городах подвижной состав и инфраструктура лёгкого метро будут основаны на национальной системе РАДАН разработки КБ им. Антонова.