Легкосплавные диски что это
Легкосплавные диски. Типы, виды и т.д.
В наше время «автомании» все большую популярность и распространение среди автолюбителей приобретают легкосплавные диски. В большинстве своем — это литые диски чрезвычайно эстетичны и обладают высокой практичностью.
Эта статье описывает виды легкосплавных дисков, материалы применяемые при их изготовлении, способы производства, их преимущества и недостатка.
Легкосплавные диски изготавливаются из сплавов алюминия, реже используются сплавы магния, и еще реже встречается – чистый титан. Соответственно изменяется и цена, так например титановые диски самые прочные легкие и дорогие, литые диски состоящие из сплавов магния немного дешевле, ну а диски из сплавов алюминия самые доступные из серии легкосплавных автомобильных дисков.
По технологии процесса производства легкосплавные диски подразделяются на литые, кованые, составные или комбинированные.
Литые диски – изготавливаются (вытачиваются) цельными, из одной заготовки.
Кованые – также производятся из одной поковки (черновая заготовка), но уже по-другому – методом горячей объемной штамповки, при которой происходит упрочнение металла, что и позволяет сделать его тоньше, а значит и легче. Отличием кованых дисков является также и их пластичность, как результат технологии изготовления. Кованые диски прочнее литых, т.к. при сильном ударе только деформируются, но не раскалываются как первые.
Комбинированные диски состоят из двух и даже трех частей: либо к литому профилированному ободу приваривается сам диск, либо к литому или кованому диску прикрепляется болтами стальной (либо из другого металла!) обод из двух половин. Такие диски очень престижные и дорогостоящие, устанавливаются на дорогих машинах. Составными частями разной конфигурации такого диска можно регулировать вылет колеса, заменить поврежденную часть или деталь, подобрать дизайн диска.
Преимущества легкосплавных дисков:
Основное – это обладание ими меньшей массой (весом!) по сравнению со стальными штампованными дисками, причем разница достигает примерно до 25-30%. Если вес диска-штамповки R15 равен примерно 9 кг, то литой будет весить всего около 6.5-7 кг, а кованый диск и того меньше – 5.5-6 кг. Считается, что чем меньше вес двух или четырех колес на приводных осях авто, тем меньше топлива нужно на его разгон, тем экономичнее автомобиль.
Ощутимо, и заметно, улучшение ходовых и динамических качеств автомобиля на «литье», снижение нагрузки на детали подвески, что ведет к увеличению продолжительности срока службы трансмиссии и тормозной системы. Также меньше страдает от ударов и сам кузов, да и просто приятно, когда чувствуется плавность хода при езде, причем, это – мнение большинства автомобилистов.
Необходимо отметить при этом и уменьшение неподрессоренной массы автомобиля, что значительно улучшает его управляемость и работу системы «колесо-подвеска» по неровностям наших знаменитых российских дорог, а это уже – безопасность движения!
Легкосплавные, особенно титановые диски, практически не подвержены воздействию воды, солей и дорожных химикатов. Так как металлы таких дисков более теплопроводны, чем железные, то и отвод тепла от прекрасно вентилирующихся деталей тормозного механизма также значительно лучше, что увеличивает срок их службы.
Специалисты утверждают, что использование легкосплавных дисков приводит к улучшению скоростных качеств, улучшению как разгона, так и торможения авто, его инерционных и динамических характеристик.
Диски из легких сплавов предназначены для бескамерных шин и для этого на их ободе делаются хампы (кольцевые выступы), не дающие шине слететь с диска при порезе или проколе, что очень важно для безопасности.
Стоит помнить что популярность «литью» принесла красота дизайна и большие возможности для его изменения, а также – предлагаемый широкий ассортимент, подходящий по конфигурации практически под любой автомобиль. Спрос и предложение в этой области «автомании» поистине не имеет границ и предела, и обе стороны (производитель и покупатель) весьма заинтересованы в продолжении торгового диалога на благо обеих старон.
Недостатки легкосплавных дисков:
Цена — если литые и кованые диски из алюминиевых или магниевых сплавов дороже стальных в 2-3 раза, то стоимость титановых будет выше уже на порядок.
Хрупкость — алюминиевые и магниевые литые диски более хрупкие и не такие пластичные, как стальные, при сильных ударах на них образуются опасные сколы и скрытые трещины, которые могут разрушить весь диск на большой скорости авто. Хрупкость является одним из основных недостатков «литья». Отремонтировать кованый и литой диск из этих материалов практически невозможно, его лучше просто заменить. То же и для титановых дисков, которые при ударе не гнутся, а просто лопаются, особенно зимой, что является большим минусом в безопасности авто. Как правило, владельцы таких колес меняют резину на зиму либо со стальными, либо легкосплавными коваными дисками.
Всем автомобилистам красивых дисков и удачи на дорогах!
с ув. Max-LA
В стиле «лайт»
9 вопросов о легкосплавных колесных дисках
Как и из чего делаются легкосплавные диски?
Уже из названия видно, такие диски изготавливают из легких металлов. Главным образом, здесь используют различные сплавы на основе алюминия либо (реже) магния. По методу изготовления диски различаются на литые и кованые. Первые изготавливаются методом отливки в форму, а вторые – способом промышленной горячей ковки (штамповки).
В чем их преимущества перед обычными стальными?
Не меньше технической играет роль и эстетическая сторона вопроса. Легкосплавные диски не в пример красивее и «элегантнее» стальных. При этом сама их конструкция позволяет создавать бесконечное множество самых разных форм – от классических до самых фантасти-ческих.
В чем их недостатки?
Легкосплавные диски, особенно кованые, тверже стальных, но их материал, особенно у литых дисков, является хрупким. При ударе они не сминаются, а получают трещины и сколы. Если стальной диск почти всегда можно «прокатать» и выправить, то большинство повреждений легкосплавного диска делает его не пригодным к использованию. При этом легкосплавные диски всегда минимум в 2 раза дороже стальных. Литой диск можно случайно повредить даже в таких безобидных ситуациях, как неосторожная парковка у поребрика, наезд на скорости на трамвайные рельсы. Особенно это относится к низкопрофильным шинам, где диск более уязвим. Очень коварны скрытые трещины – диск может даже расколоться на ходу: например, при случайном наезде на выбоину на скорости.
Можно ли ремонтировать легкосплавные диски?
В принципе, можно, и такая услуга существует во многих «шиномонтажках». Но ремонтопригодны далеко не все диски. Основным показателем тут выступает сохранение общей прочности несущих частей диска, которую оценивают в мастерской. И если жесткость конструкции нарушена, то ремонту диск не подлежит. Важным критерием является объем полученных повреждений: размер сколов и утраченных фрагментов, глубина и характер заминов (у кованых дисков), величина отклонений геометрии.
По каким параметрам подбираются легкосплавные диски?
В сущности, по тем же, что и стальные. Основными параметрами здесь является посадочный (монтажный) диаметр обода, диаметр центрального отверстия под ступицу колеса, диаметр окружности расположения крепежных отверстий, их число, ширина обода диска и вылет – расстояние между крепежной плоскостью и плоскостью продольной симметрии обода.
Легкосплавные диски можно подобрать для любого автомобиля?
По размерности – для любого легкового и внедорожника. Есть даже модели для грузового транспорта. А вот по дизайну нередко возникают сложности – понравившаяся модель может не выпускаться в нужном типоразмере.
Можно ли ставить на машину разные диски?
На одной оси должны стоять одинаковые диски и шины с одинаковым рисунком протектора. Исключение – если колесо используется в качестве «запаски», чтобы в небольшой скоростью доехать до шиномонтажа. На разных осях разные диски, как и шины, ставить можно. Но будет ли это красиво?
Как правильно выбрать легкосплавные диски? Нет ли тут каких-нибудь «подводных камней»?
Главное, не нужно гнаться за шириной. Очень многие подбирают резину и диски как можно шире, только чтоб влезало в колесные арки. А потом удивляются сильно потяжелевшему рулю. Тот же эффект даст и выбор дисков с чрезмерно уменьшенным вылетом (ступица получается как бы «утопленной» вглубь относительно обода), за счет чего расширяется колея. Широкая резина и более широкая колея, безусловно, дают улучшение курсовой устойчивости автомобиля, лучший контакт с дорогой. Но их обратная сторона – более тяжелый руль, снижение разгонной динамики, увеличение расхода топлива.
Дизайн легкосплавных дисков влияет не только на внешний вид автомобиля.
Возможные проблемы заключаются в конфигурации и количестве лучей (опор) диска, которые соединяют центр с ободом. Лучи диска могут накапливать дорожную грязь, которая при обычной, поверхностной мойке не удаляется. Грязь вызывает дисбаланс колеса, что проявляется биением на руле и ухудшением управляемости машины.
При этом трудность выбора состоит в том, что никогда нельзя на 100% предугадать, будет диск накапливать грязь или нет. Наиболее гарантированным вариантом от этого могут служить модели с редкими гладкими лучами, без полостей с обратной стороны. Хотя, нередко и многоспицевые диски ведут себя нормально. Тут многое зависит от расчета аэродинамики диска, которое делает производитель. Единственный верный способ избежать «грязевой» дисбалансировки диска – тщательная мойка колес по всей окружности, особенно с внутренней стороны.
Влияют ли легкосплавные диски на характер езды?
Основная рекомендация – ездить так, чтобы беречь диски от ударов, что особенно важно при низкопрофильной резине. Осторожнее парковаться вблизи всяких столбиков и поребриков, стараться не влетать на скорости колесом в дорожные выбоины, помедленнее проезжать выпирающие трамвайные рельсы.Что ни говори, а легкосплавные диски любят хорошие дороги…
Про легкосплавные диски
Сейчас каждый кто имеет более или менее приличный автомобиль стремится пересадить свою ласточку с обычных стальных дисков на «титаны». Особые фанаты тюнинга на «титаны» садят даже свои Москали и Запоры. Что же это такое титановые диски? Так называемые «титановые диски» стали неприменной атрибутикой тюнинга автомобиля, ну какой это тюнинг если тачка не на титанах 🙂 Но вот только эксперты утверждают, что ни каких титанов нет!
«Как это нет?» — спросите вы.
«А вот так вот ТИТАНОВ НЕТ!» — ответят вам эксперты.
По их, экспертов, утверждению титановые диски, при их идеальных качествах, таких как высокая прочность и высокая корозийная стойкость, очень дороги и сложны в производстве. К тому же из-за удельного веса титановые диски получаются слишком тонкими и из-за этого практически не возможно создать красивый титановый диск. Так что, то что вам продают на рынках и в магазинах отнюдь не титановые диски.
«А какие?» — спросите вы.
В производстве легкосплавных дисков используют различные сплавы, такие как магниевые или алюминиевые. Но, конечно же, основная масса дисков сейчас произодится именно из алюминеевых сплавов (то есть основой там есть алюминий), а диски из магниевых сплавов большая редкость, хотя магниевые диски впервые появились на Alfa Romeo Spider ещё в 1980 году. Диски из магниевых сплавов (в основном сплав магния с алюминеем и с различными добавлениями) более лёгкие и это единственное их преимущество перед алюминевыми, магниевый диск может быть легче аналогичного алюминевого на 3,0-3,5 кг, но вот низкая коррозийная стойкость требует особых защитных средств и тщательного ухода за такими дисками. Именно поэтому основная масса литых дисков всё таки алюминевые.
«Что дают лёгкие диски моему автомобилю?» — спросите вы.
Та разница всего то в пару кило между стандартным штампованым стальным диском и литым или кованным лёгкосплавным диском разгружает вашу подвеску, делает ход автомобиля более мягким и позволяет продлить срок службы вашей подвески. Вы получаете комфорт и экономию средств на эксплатации подвески, к тому же облегчёные диски позволяют улучшить разгонную динамику вашего автомобиля. Кстати, вот тут надо обратить внимание на тот факт, что при установке лёгкосплавных дисков, автомобилисты зачастую ставят диски большего диаметра, при этом диск получается имеет туже массу что и родной стальной, и в итоге ничего кроме эстетического эффекта он не получает. Хотя надо признать, что именно из-за этого эстетического эффекта обычно и ставят литые диски.
И вот тут вы меня спросите, — «А чем же отличается кованые легкосплавные диски от литых легкосплавных дисков?».
Методом производства и своими характеристиками. Литые диски выливаются в специальные формы, при этом используют три метода получения отливок диска: литье под низким давлением, литье в кокиль(гравитационное литье) и литье с противодавлением. У каждого из этих трёх методов литья есть свои особенности:
Так на отливки дисков полученные при литье под низким давлением тратят меньше металла, они получаются более прочными, чем при литье в кокиль на 15-20% и более пластичными в 1,5–2 раза, но этот метод более технологически сложный, что влияет на конечную стоимость продукта.
При литье в кокиль происходит автомотическая заливка при нормальном атмосферном давлении. Причём при этом способе литья из алюминеевых сплавов, получаются более качественные отливки, чем из магниевых, так как при быстром охлаждении алюминиевого сплава получается мелкозернистая структура, что позволяет улучшить прочностные характеристики. Если же лить магниевый сплав, то его придётся греть до более высоких температур, что бы он хорошо заполнил кокиль и в итоге у отливки получается более крупнозернистая структура, а так же есть вероятность попадания оксидов в отливку, что существенно ухудшает качество отливки.
Процесс литья отливки с противодавлением происходит под внешним давлением газов. При этом этот метод литья позволяет улучшить показатели механических свойств на 5–10% по сравнению с отливками полученными литьём под низким давлением, а так же ведёт к небольшому увеличению производительности.
После отливку полученную любым из этих трёх способов подвергают различным тестовым испытаниям, в целях выявить брак. Бракованные отливки отправляют обратно на перплавку, а нормальные, пускают дальше в производство, подвергая незначительной механической обработке, а после грунтуют, красят, полируют, то есть даводят диск до ума.
Кованные диски штампуются и затем обрабатываются на станках. Используют два метода производства кованных дисков: метод раскатки заготовки и горячая объемная штамповка. При горячей штамповке, методе более распрастранёном в нашей стране, заготовку несколько раз дефформируют мощными пресами, причём перед каждой штамповкой, заготовку подогревают, после всех штамповок полученную заготовку подвергают обработке на станках, где уже заготовка становится диском. После уже с диском проводят финишные работы, типа грунтовки и покраски.
Стоит заметить, что в отличии от литых дисков нельзя наладить производство кованных дисков в малых цехах, так как это производство требует дорогостоещего оборудывания и инструментов. Поэтому производством кованных дисков занимаются крупные металлургические предприятия, что в свою очередь отображается на цене и качестве таких дисков.
Если сравнивать кованные и литые диски, то кованные диски более прочные, более легкие(на 20-30%), более пластичные, то есть стойкие к ударам, к тому же кованный диск из магниевого сплава получается более стойким к коррозии, чем магниевый литой. Хуже кованный диск литого своей ценой и дизайном. Причина этому технология производства.
Так же есть в природе и составные диски, которые состоят из 2-3 частей, скреплённых титановыми или стальными болтами. Обод обычно штампованый, а ступичная часть такого диска литая. В таком диске объеденены прочность кованого обода и красота литой середины. Но слишком сложное производство и процесс придумывания таких дисков очень сильно сказываются на цене.
«Как подобрать диски себе на машину?»— спросите вы.
Это зависит от того чего вы хотите этим добится. Если улучшить дизайн, то тогда вам нужно выбирать среди литых дисков, производственный процесс которых позволяет воплотить в реальность самые смелые дизайнерские задумки. Если жы вы хотите улучшить динамические показатели и разгрузить подвеску вашего автомобиля, тогда берите кованные диски. А если вы готовы потратиться, что бы получить и то и другое, тогда выбирайте себе составные диски. Главное, что бы вы следовали инструкции по эксплуатации для вашего автомобиля и без фанатизма подходили к размерам дисков. Условные обозначения на дисках и в инструкции к ним помогут вам правильно подобрать литые диски для вашего автомобиля.
Расшифруем надпись 7,5Jx17С2, она обозначает:
7,5 — ширина обода в дюймах
J — условное обозначение бортовой закраины
17 — посадочный диаметр обода в дюймах
С — форма буртиков (Н — круглый буртик, С — плоский буртик)
2 — количество буртиков (здесь два плоских)
На коробке или в инструкции к диску вы сможете найти информацию:
Литье или штамповка? Какие диски лучше литые или штампованные?
80 % красоты автомобиля – в его колесах!
Генри Форд
Что Вы узнаете из этой статьи:
• В чем разница между литыми и штампованными дисками
• Их плюсы и минусы
• Какие диски лучше подходят для Вашего автомобиля
• Мнения экспертов и любителей
Покупая автомобиль в базовой комплектации, скорее всего Вам предложат штампованные колесные диски, по одной простой причине – они дешевле. За более прогрессивные, литые, придется доплатить. Сразу рождается мнение, что второй вариант более качественный и надежный. Так ли это на самом деле, давайте разберем подробнее.
В чем разница между литыми и штампованными дисками
Прежде чем начать нашу дискуссию: «какие диски лучше литые или штампованные?», выделим основные приоритеты, которые учитывают автовладельцы при выборе колес. Первое, это конечно же надежность и практичность, второе – дизайн, поэтому мнения автомобилистов разделились на два лагеря. Одни твердят, что штампованные надежнее, а другие, что литье красивее. И каждая категория по-своему права! Разберем общее устройство каждого из них.
Литые колесные диски
На разговорном сленге их называют «титанками», при изготовлении используется технология отливки элемента в специально подготовленных формах, которые и формируют дизайн будущего колеса. Для таких дисков используются сплавы алюминия, магния или титана, кстати есть модели, вырезанные из цельных листов. Такие диски выглядят эффектно и эстетично. Благодаря фантазии конструкторов создаются, в буквальном смысле, шедевры, которые могут придать облику автомобиля и шарм, и брутальность, и уникальность стиля, в общем могут подчеркнуть характер владельца.
Кроме того, они легкие и достаточно прочные, особенно из качественных сплавов, но все же низкие температуры делают их хрупкими и более уязвимыми к деформации.
Модели таких дисков изготавливают одним способом – резка из сплошного листа металла. Колесо делится на несколько частей и соединяются при помощи сварки. Они гораздо дешевле и просты в производстве, более устойчивы к нагрузкам и менее подвержены к изменению формы. Если все-таки Вам удалось каким-то образом погнуть такой диск, это легко исправляется костоправом без применения специального, сложного, оборудования. Из-за упора на надежность и технологичность изготовления пришлось пренебречь эстетикой, такие диски менее презентабельны и тяжелее.
Плюсы и минусы литых и штампованных дисков. Объективная оценка
Соперничество между этими видами длится давно и дело не только в сезоне эксплуатации, и как говорится сколько людей, столько и мнений. Разберем основные чем отличаются литые диски от штампованных:
Надежность
• У литых дисков есть очень существенное преимущество – прочность. Причина кроется в материале, в основном это алюминий, с добавлением других металлов для достижения высокой надежности. Кстати многие сплавы используются и в аэрокосмической промышленности. Они без ущерба способны выдерживать средние удары.
• Штамповка же изготавливается из высоколегированной стали и более подвержены деформации при физических воздействиях.
Прочитав характеристику надежности, не стоит делать поспешных выводов по этому показателю. Высокая прочность литых дисков имеет и свои минусы: они могут треснуть при серьезном ударе и их уже не восстановить, что нельзя сказать о штампованных.
Влияние на работу шасси
• Благодаря более легкому весу (в зависимости от размера, легче на 20-50 %), литые диски оказывают меньшее воздействие на шасси автомобиля. Это происходит потому, что сила ударов и толчков на узлы и агрегаты подвески у легких колес меньше, вдобавок ко всему это производит меньше шума при езде по неровной дороге. Управлять машиной на литье намного комфортнее, нежели на штамповках.
• Штампованные диски в свою очередь, тоже имеют положительные моменты в этом компоненте. Их пластичность поглощает энергию колебаний, не доводя ее до подвески, а жесткие литые колесные диски уничтожают части шасси, на неровной дороге.
Крайне не рекомендуется устанавливать литые диски на внедорожники и автомобили, эксплуатируемые в сельской местности или на производстве.
Влияние на работу тормозной системы
• В своем большинстве, литые диски, более открыты и сделаны в виде спиц. Это обеспечивает хороший воздухообмен внутри тормозной системы, а значит и лучшее охлаждение ее узлов.
• Штампованные колеса имеют минимум свободного пространства в цельнометаллическом корпусе диска. Минус такого устройства – охлаждение системы, а плюс – хорошая защита от посторонних предметов.
Что важнее: надежность функционирования тормозной системы или ее защита, выбирать Вам!
Дизайн
• Как уже сказано выше, дизайну нет предела совершенства, но при условии соблюдения физических законов. Если Вы хотите подчеркнуть свою индивидуальность, существует множество вариантов на любой вкус и цвет.
• Штампованные диски стандартны по внешнему виду, но их можно облагородить специальными пластиковыми колпаками.
Минус такого разнообразия заключается в сложности подборки литого диска для замены, в случае его поломки. Как Вы догадались со штампованными ничего выдумывать не надо, необходимо подобрать нужный размер и форму крепления.
Устойчивость к негативным факторам влияния природы
• Литые диски не подвержены коррозии от влаги, даже если Вы повредили наружный слой, так как алюминий устойчив к действию воды. Но все же есть физически и химические свойства литого колеса подверженные риску. Сюда следует отнести: электрохимическая коррозия (возникает из-за взаимодействия алюминия с солью, которой посыпают дороги зимой), несоблюдение условий хранения и нагрев болтов при откручивании зимой.
• Повредив защитное покрытие штампованного диска, можно его лишиться, вовремя не восстановив его.
• Литые диски хорошо подходят для скоростной езды по ровному покрытию.
• Описывая штампованные диски вначале статьи, мы говорили о ремонтопригодности таких колес и что для этого нет необходимости нанимать высококвалифицированных специалистов и применять дорогостоящее оборудование. Достаточно минимум сноровки, а в несложных случаях хватит кувалды иди молотка.
Какие диски лучше подходят для Вашего автомобиля
Перед тем, как обновить колеса на своём автомобиле, проанализируйте основные моменты, при которых Вы эксплуатируете машину. Эксперты выделяют три основных аспекта:
• Целевое назначение Вашего авто, какие условия будут преобладать в процессе эксплуатации. На каком преимущественно дорожном покрытии Вы планируете ездить? Бездорожье, городские улицы или их сочетание.
• Почитайте инструкцию по эксплуатации или советы автолюбителей на автомобильных форумах, о том какие колеса лучше подходят для конкретной марки и класса (не стандартный размер, может привести к быстрому изнашиванию частей и механизмов подвески).
• Климатические условия эксплуатации. Здесь анализируйте температуру, влажность, осадки и тд.
Мнения экспертов и любителей
Рекомендации экспертов для желающих купить новые колеса:
• Если Вы преимущественно передвигаетесь по бездорожью – ни о каких литых дисках и речи быть не может, они к сожалению, только для моделей из классов премиум или бизнес. Литые диски предназначены для езды по хорошим дорогам, ну в крайнем случае, по небольшим неровностям.
• Для микроавтобусов, которые занимаются пассажироперевозками, титаны тоже не подойдут. Быстро будет изнашиваться подвеска и сами колеса.
• Для эксплуатации в летний период лучше подходят литые диски, а зимой – штамповка. Из-за наледи на обочинах, можно поцарапать легко сплавные диски, и это далеко не последняя причина, по которой зимой штампованные диски лучше, чем литые.
• Если Вы не собираетесь менять диски по сезонно, лучше выбрать штамповки, так как дороги в нашей стране оставляют желать лучшего и сделав не правильный выбор, можно выбросить деньги на ветер.
Полезные ссылки:
Литые диски(Легкосплавные)
Штампованные диски(Стальные)
Если возникли еще какие-то вопросы посмотрите видео с обзором:
Спасибо за внимание и помните:
«Только противоречия приводят к выбору!»