Легооборудование для детей с овз что развивает

Развитие графомоторных навыков у дошкольников и детей с ОВЗ, ЗПР и ТМНР

Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, у него хорошо развиты внимание, воображение и память.

Но в работе с дошкольниками приходиться сталкиваться с тем, что далеко не у всех детей хорошо развита моторика пальцев, при этом у многих есть проблемы с письмом. Техника письма предполагает слаженную работу мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и внимания.

У многих детей вызывают сложности действия, которые требуют точности и синхронности движений. Вырезание чего-либо, лепка, обведение по контуру, складывание, завязывание – все эти действия не вызывают проблем у взрослых, но вот среди дошкольников сложности с этими простыми, на первый взгляд, манипуляциями возникают не так редко.

Если у ребенка плохо развиты графомоторные навыки, то при обучении у него возникнут проблемы с письмом, а его успеваемость снизится. Именно поэтому, развитием графомоторных навыков у детей нужно заниматься с самого раннего возраста.

Легооборудование для детей с овз что развивает. Смотреть фото Легооборудование для детей с овз что развивает. Смотреть картинку Легооборудование для детей с овз что развивает. Картинка про Легооборудование для детей с овз что развивает. Фото Легооборудование для детей с овз что развивает

Что такое графомоторика

Для начала нужно определиться с тем, что же такое графомоторика? Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.

В задачи графомоторики входит:

Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему хочется. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т.д.

Графомоторные навыки включают в себя:

Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков самообслуживания: застегнуть/расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.д.

Если формирование графомоторных навыков начинается с раннего возраста, то в большинстве случаев у таких детей не возникает особых проблем с овладением школьной программы.

Легооборудование для детей с овз что развивает. Смотреть фото Легооборудование для детей с овз что развивает. Смотреть картинку Легооборудование для детей с овз что развивает. Картинка про Легооборудование для детей с овз что развивает. Фото Легооборудование для детей с овз что развивает

Основные стадии развития графомоторных навыков

Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает.

Вот что должны уметь дети 1-2 лет:

Навыки детей 2-3 лет:

Навыки детей 3-4 лет:

Навыки детей 4-6 лет:

Нужно понимать, что 6-летний возраст пограничен, т.е. ребенок уже должен быть подготовлен к дальнейшему обучению в школе. В школьной программе попросту не предусмотрены дополнительные часы на развитие графомоторных навыков, поэтому этим нужно заниматься в дошкольном возрасте. И делать это должны родители, предлагая детям различные задания на лепку, рисование, разрисовывание фигур и т.д.

Легооборудование для детей с овз что развивает. Смотреть фото Легооборудование для детей с овз что развивает. Смотреть картинку Легооборудование для детей с овз что развивает. Картинка про Легооборудование для детей с овз что развивает. Фото Легооборудование для детей с овз что развивает

Развитие графомоторных навыков у детей с ЗПР

Причины нарушения развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития многообразны. Здесь можно выделить недостаточное развитие памяти и зрительного восприятия у детей с ЗПР, пространственных представлений, а также ручной моторики.

Дети с ЗПР с трудом овладевают навыками письма, что объясняется незрелостью уровня активации нервной системы. Тем не менее, развивать графомоторные навыки у таких детей очень важно, т.к. в процессе письма у ребенка активизируются физиологические процессы головного мозга.

Многие исследователи разработали различные пути развития этих навыков у детей с ЗПР, но проблема остается актуальной и по сей день. Связано это с особенностями развития детей с задержкой психического развития:

Работа по формированию графомоторных навыков у детей с ЗПР включает в себя 3 этапа.

Легооборудование для детей с овз что развивает. Смотреть фото Легооборудование для детей с овз что развивает. Смотреть картинку Легооборудование для детей с овз что развивает. Картинка про Легооборудование для детей с овз что развивает. Фото Легооборудование для детей с овз что развивает

На 1 этапе проводится работа по развитию ручной моторики, а также развитию зрительно-двигательной координации. Для этого используются: рамки Монтессори, мозаики, доски Сегена, различные предметы для нанизывания и сортировки.

На 2 этапе важно совершенствовать у детей умение застегивать и расстегивать пуговицы, формирование у них умение составлять целый предмет из нескольких составляющих. Важно научить детей проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, обводить по контуру простые предметы и т.д.

На 3 этапе дети учатся всем видам расстегивания и застегивания, они должны уметь штриховать предметы в разных направлениях. Они учатся ориентироваться в тетради в клетку (обводка, подсчет клеток, проведение горизонтальных и вертикальных линий).

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) представляет собой определенную сложность, которая объясняется нарушениями моторики у детей этой группы. Это нарушение сказывается на физическом и познавательном развитии ребенка.

Легооборудование для детей с овз что развивает. Смотреть фото Легооборудование для детей с овз что развивает. Смотреть картинку Легооборудование для детей с овз что развивает. Картинка про Легооборудование для детей с овз что развивает. Фото Легооборудование для детей с овз что развивает

Работа с такими детьми ведется по нескольким направлениям:

Легооборудование для детей с овз что развивает. Смотреть фото Легооборудование для детей с овз что развивает. Смотреть картинку Легооборудование для детей с овз что развивает. Картинка про Легооборудование для детей с овз что развивает. Фото Легооборудование для детей с овз что развивает

Развитие графомоторных навыков у детей с ТМНР

Дети с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития) не в состоянии ориентироваться в пространстве листа бумаги, они не замечают ориентиров в виде строчек и клеток, неправильно держат ручку или карандаш.

Первый этап работы над развитием графомоторных навыков у детей с ТМНР заключается в обучении их правильному захвату карандаша (ручки). Важно развивать дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать средний, указательный и большой палец в «щепотку» и захватывать, таким образом, различные предметы.

Детей учат чертить вертикальные и горизонтальные линии, следя глазами за движениями своей руки. Методики обучения зависят от возраста ребенка, а также от его диагноза и степени испытываемых им трудностей.

Дети с нарушениями интеллекта нуждаются в соответствующих коррекционных мероприятиях, направленных на развитие интереса к данному виду деятельности, а также «готовности» руки к выполнению необходимых движений.

Упражнения и игры на развитие графомоторных навыков

Для развития графомоторных навыков используются различные методики: пальчиковая гимнастика (во время занятий можно проговаривать стишки, а сами пальцы можно сделать «героями» сказок), массаж ладоней при помощи шипованных мячиков, перебирание круп и других мелких предметов, вырезания из бумаги, аппликации и т.д.

Помимо этого, проводятся различные игры на развитие графомоторных навыков. Вот несколько примеров:

Легооборудование для детей с овз что развивает. Смотреть фото Легооборудование для детей с овз что развивает. Смотреть картинку Легооборудование для детей с овз что развивает. Картинка про Легооборудование для детей с овз что развивает. Фото Легооборудование для детей с овз что развивает

Развитие графомоторных навыков играет огромное развитие в формировании личности ребенка. Эти умения позволят детям не сталкиваться с возможными сложностями при письме в школе, а также с общей успеваемостью.

В этом вопросе особая роль отводится родителям, которые должны полноценно заниматься со своим ребенком, уделяя внимание его комплексному развитию: мелкой и общей моторике, умению понимать условие задачи, пространственному представлению и т.д.

Источник

Доклад на тему: «Использование ЛЕГО-технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области»

«Использование ЛЕГО-технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с ОВЗ к условиям обучения имеет приоритетное значение.

Учитывая, что основными видами в младшем школьном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, является незаменимым в коррекционной работе.

При использовании ЛЕГО-технологий, мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно- игровыми приемами, используемыми для развития речи:

• С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

• При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.

• В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.

• Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребенка негативного отношения и вся логопедическая работа воспринимается им как игра.

• Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

• Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Перспективность применения данных методов и приемов находится в прямой зависимости от разработки должного методического оснащения, без которого они не могут полноценно использоваться в образовательном процессе. Поэтому нам хотелось бы рассказать об опыте применения лего- технологий для развития и коррекции речи детей в нашем саду.

Основой коррекционной работы с применением лего-технологий является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, а также использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий выбор наборов, дает возможность детям с ОВЗ запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит при помощи увиденного и осознанного. Например, работа с детьми по теме «Наш город» удивила нас своей результативностью. Дети создавали конструкции как на фантастические темы, так и на реальные сюжеты. Эмоциональная составляющая игры способствовала активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в общее большое повествование, помогло детям проследить пространственно- временные отношения, необходимые для связности высказывания. Такая же работа проводилась и по теме «Космос» и другим тематикам. Работа у детей проходила с большой мотивацией. Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что дает возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.

Использование ЛЕГО-технологий в процессе работы по коррекции речевых нарушений дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным. При этом, работа над связной речью ведется в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности. Поскольку коррекционная работа не только над «внешним», речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является психокоррекционная ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетные командно-ролевые игры). Дети часто сами создают декорации на занятиях по конструированию, в свободное время, иногда дома с родителями. Надо отметить, что логопед, участвуя в создании конструкций, занимается с детьми, имеющими наиболее сложные речевые дефекты, при которых необходимо проговаривание собственных действий или использование отраженной речи. Когда конструирование окончено, начинается работа со всей группой. При работе с конструктором хорошо отрабатывать согласование числительных с существительными: сколько в твоем домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит лев в клетке? В твоем зоопарке много кого?

Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработать падежные окончания (Котенок без чего? Без хвоста).

Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (Игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).

Работа по развитию речи с применением лего-технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимали занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучала детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогало лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приемы логопедического воздействия на детей с ОВЗ, тем более успешным будет формирование речи.

Источник

Использование «лего»- конструктора в работе с учащимися с ОВЗ.

Использование «лего»- конструктора в работе с учащимися с ОВЗ.

Применение игровых технологий это интересно.

Учебная деятельность учащихся содержит определенный объём теоретического и практического материала. В зависимости от индивидуальных особенностей каждого обучающегося, восприятие этого материала учениками не одинаково, особенно если есть ограниченные возможности здоровья. В этой связи важным моментом является современное оказание коррекционной помощи через игру на разных этапах обучения. Использование игровых приемов обучения способствует более прочному усвоению знаний, вызывает интерес к изучаемому материалу и к получаемой профессии, одновременно развивая чувство ответственности, самоконтроль, сообразительность, находчивость, а особенно творчество. Даже маленький элемент игры на уроке оживляет учебный процесс, создает атмосферу раскованности, свободы мышления. В работу вовлекаются все ученики, даже самые пассивные. И, как правило, удивляют те ребята, от которых этого не ждешь. Эта работа не сводится лишь к помощи преподавателя, а направлена на активизацию умственной деятельности каждого учащегося.

Специфика современной жизни показывает, что неотъемлемой её частью стали информационные технологии, сложнейшие электронные устройства, тем самым, пришли игры нового поколения, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат. На уроках технологии такими играми стали игры с конструктором « Лего».

Занятия с «Лего» – конструктором дают возможность детям проявить индивидуальность, развить многие свои скрытые возможности и качества. На первых этапах учащиеся знакомят с правилами работы с конструктором, основными приемами создания моделей. Опираясь на полученные знания при работе с «лего»- конструктором, ребята проявляют самостоятельность и в то же время чувство коллективизма.

Учащиеся воспринимают занятия как игру. Они очень увлеченно собирают свои модели. Затем обоснованно дают пояснения к проектным работам, выполненным на основе конструктора « лего». Опираясь на базовые знания полученные учащимися, они конструируют свои собственные модели. Ученики с лёгкостью описывают свои выполненные работы. Рассказывают их предназначение.

«Лего»- конструирование помогает учащимся адаптироваться к учебной деятельности, делая процесс перехода от игровой деятельности к учебной более эффективным. На мой взгляд, работа с «лего»- конструктором положительно влияет на развитие умственных способностей учащихся. Ведь задействована мелкая моторика рук. Активно работает голова. После нескольких занятий учащиеся становятся более раскрепощенными в общении. Лучше начинают выражать свои мысли, говорить. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед учителем.

Благодаря образовательным технологиям учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию». Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменяют традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Успешность любой педагогической технологии зависит от личности педагога и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности. Следовательно, нам необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с учащимися. Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Список используемой литературы
1. «Использование современных образовательных технологий при обучении детей с ОВЗ».,Холодова Н.Ю., 2012г.

2. «Производственные технологии как инструмент формирования профессиональных компетенций будущих специалистов»., Родионова Н.В., 2014г.

Источник

Использование элементов Лего-технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Легооборудование для детей с овз что развивает. Смотреть фото Легооборудование для детей с овз что развивает. Смотреть картинку Легооборудование для детей с овз что развивает. Картинка про Легооборудование для детей с овз что развивает. Фото Легооборудование для детей с овз что развивает Елена Попова
Использование элементов Лего-технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

«Использование

элементов Лего-технологий

в коррекционной работе

с детьми с ОВЗ»

воспитатели первой квалификационной категории

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 г. Черемхово»

Я хочу поделиться с вами, как в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, использую элементы лего-технологий.

В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте.

Наблюдая за играми детей своей группы, /а в группе 24 мальчика и всего 9 девочек/ заметила, что ребята играют в игры разного плана, но активный интерес проявляют к играм с конструктором.

Цитируя ФГОС ДО, хочу обратить ваше внимание на п. 3.2.5 «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». В этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста,прописано:

• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе игровой;

• поддержка игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

пришли игры нового поколения, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат.

Такими играми в нашей группе стали игры с конструкторами типа Лего. Игры с лего – конструктором дают возможность детям проявлять многие свои скрытые качества, индивидуальность и развить индивидуальные способности.

«LEGO» позволяет детям играя проявлять инициативу, самостоятельность, поддерживать игру в течение неопределенного игрового времени.

Девиз детей в LEGO «Играем с удовольствием».

Актуальность ЛЕГО-конструирования определила необходимость в разработке парциальной программа «LEGO-конструктор-первый шаг к техническому творчеству».

Программа разработана в соответствии уровню дошкольного образования и направлена на реализацию познавательной мотивации, развитие игровой, информационной и технологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами Лего-конструирования.

Существует множество программ, которые направлены на обучение LEGO- конструированию и робототехнике, но все они предназначены для детей с 7-8 лет.

Участниками нашей программы являются воспитанники старшего дошкольного возраста 5-7 лет, родители, педагоги.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

И состоит из 2 блоков: работа с детьми и с родителями.

Был разработан перспективный план работы с детьми по LEGO- конструированию и робототехнике, рассчитанный на два учебных года.

Реализация программы проходила поэтапно.

На первом вводном этапе – это первое полугодии старшей группы дети знакомились с происхождением конструктора Лего /с его разработчиками, с разнообразием конструкторов Лего, с правилами работы с конструктором и техникой безопасности, с названиями деталей Лего- конструктора и способами их крепления/.

Основной этап – это второе полугодие старшей группы и первое подготовительной группы предполагал практическую работу с лего-конструкторами LEGO DUPLO, «Первые механизмы». На втором этапе использовалиосновные приемы создания конструкций: конструирование по образцу, конструирование по модели, конструирование по заданным условиям, конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, конструирование по замыслу, создание уже движущихся моделей.

Первоначально деятельность детей имела индивидуальный характер. Но постепенно увеличилась доля коллективных работ, особенно творческих.

Работа на данном этапе даст возможность детям самостоятельно создавать яркие «Умные» игрушки», изучать базовые принципы программирования на ПК, умение работать с моторами и датчиками. Это позволит им почувствовать себя настоящими инженерами-конструкторами.

LEGO- конструирование организовываем в играх, в свободной деятельности взрослых и детей, в режимных моментах и индивидуальной деятельности с детьми.

Лего-конструирование и робототехника – эффективное и воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. С целью приобщения родителей был разработан план взаимодействия с семьями воспитанников. Сюда мы включили разнообразные формы работы: оформление буклетов, размещение консультаций на сайте, организация тематических выставок, совместная работа по проектам, проведение семинаров – практикумов.

Для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, создали развивающую предметно-пространственную среду. В группе организован Центр «Лего».

Центр «Лего» оснащен конструкторами LEGO «Простые механизмы» 9689, LEGODUPLO 9651, LEGOWEDO 2.0 45300 и обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, возможность для самовыражения. А для игр с продуктами конструирования оформили многофункциональные макеты, игровые планшеты, используем компьютеры, медиапроектор.

Лего – конструирование помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая процесс перехода от игровой деятельности к учебной более эффективным.

Программа служит основой к дальнейшему изучению и применению ЛЕГО-конструкторов на следующем уровне образования.

На наш взгляд, лего-конструирование оказывает благотворное влияние на все аспекты речевого развития ребенка, и является одним из средств в коррекционной работе по исправлению недостатков произношения, развитие всех сторон речи.

Кроме того лего – конструирование влияет на развитие мелкой моторики, тренируя пальцы ребенка, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следственно, и на развитие речи.

При использовании ЛЕГО-технологий, могу отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для коррекцииречевого развития дошкольников:

• При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.

• Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра.

• Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для наших детей.

• При работе с ЛЕГОхорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике).

• При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий ассортимент наборов, даёт возможность детям с ОВЗ запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.

• Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.

Лего- конструктор можно использоватьв ходе театрализованной игры: у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.

• Кроме того, после создания конструкции ребенок может презентовать свою работу: рассказать, что построил, какие детали лего- конструктора использовал и как будет её обыгрывать.

Элементы лего- конструктора можно использовать при проведении речевых упражнений.

Считаю, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-развивающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.

Реализация программы, как я уже сказала, находится на заключительном этапе, хочу отметить, что

• Дети активно играют с конструкторами в свободной деятельности, могут развивать сюжет и организуют режиссёрские игры с продуктами конструирования, дети обыгрывают свои конструкции на многофункциональных макетах, игровых планшетах;

• У детей повысился интерес к самостоятельному изготовлению построек;

• Сформировалась связная речь, грамматический строй речи, обогатился словарный запас;

• Повысилась компетентность родителей в системе ЛЕГО – конструирования.

Программа хорошо адаптирована в работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, поэтому теоретические и практические материалы программы можно использовать педагогам в работе с детьми с ОВЗ.

«Использование

элементов Лего-конструирования

в коррекционной работе

с детьми с ОВЗ»

Ольга Владимировна Бицура,

Елена Валентиновна Попова

первой квалификационной категории,

г. Черемхово, 2017 г.

Развитие звукопроизношения и фонематического слуха

Задания приведены на примере звука автоматизации звука [С].

«Произнеси звук кратко и протяжно»

Предварительная работа: выложить на плато детали конструктора, чередуя короткие и длинные элементы.

«Послушайте,как звучит насос: «с-с-с».Он может издавать протяжный звук: «с-с-с-с»и краткийзвук: «с». Давайте поиграем. Мы с вами превратимся в насосы и начнем работу. Работать будем по очереди, по схеме, которую мы выложили на плато.»

Далее педагог предлагает названному ребенку указать пальцем на первый выложенный на плато элемент конструктора и произнести звук [С]. Если элемент длинный – звук произносится протяжно, если короткий – кратко.

«Продолжи узор и произнеси слоги»

Предварительная работа: выложить на плато ряд из красного, желтого и зеленого элементов.

«Вы уже знаете, что наш веселый насос любит разные песенки. Но иногда он путает слова этих песенок. Давайте ему поможем. Договоримся, что красная деталь – это слог «СА», желтая – слог «СО», зеленая – слог «СУ». Постарайтесь не перепутать и пропеть песенку правильно».

Педагог просит ребенка указывать пальчиком на элементы ряда и произносить слоги в зависимости от его цвета.

Предварительная работа: выложить на плато квадрат. Каждому ребенку раздается набор картинок с изображением различных предметов, одежды и обуви.

«Наш веселый насос собрался в путешествие – мир посмотреть. Давайте поможем ему собрать вещи. На наших плато – чемодан. В него надо положить только те картинки, название которых начинается на звук «С».

Предварительная работа: выложить на плато длинную деталь конструктора.

Предварительная работа:выложить горизонтально на плато две длинные детали конструктора.

«Где находится звук?»

Предварительная работа: выложить на плато цепочку из трех одинаковых деталей конструктора.

«У каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у ваших схем на плато. Покажите деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы. Сейчас мы с вами посмотрим картинки и попробуем определить, где в этих словах находится звук «С»».

Педагог показывает детям картинки, в названиях которых звук «С» в различных позициях. Дети называют слово и определяют позицию звука в слове. Позиция звука в слове отмечается детьми на своих плато закреплением над соответствующей деталью элемента другого цвета.

«Подбери слова к схемам»

Предварительная работа:выложить на плато два горизонтальных ряда одинаковых деталей: первый ряд – из трех элементов, второй ряд – из четырех элементов.

«Каждое слово состоит из определенного количества звуков. Левый ряд деталей на ваших плато – это схема слова, состоящего из трех звуков. Правый ряд – схема слова из четырех звуков».

Педагог показывает детям картинку, название которой состоит из трех звуков, произносит название картинки. Просит детей посчитать количество звуков в слове и определить подходящую схему. То же с картинками, в названиях которых четыре звука.

Развитие слоговой структуры слов

Педагог производит с помощью музыкальных инструментов звуки, различные по времени звучания. Задача детей – с помощью коротких и длинных деталей конструктора выложить на своих плато заданный ритмический рисунок.

«Двумя руками сразу»

Каждому ребенку дается плато, разделенное вертикальной линией на две равные половины и набор парных деталей конструктора. В качестве образца педагог показывает детям такое же плато с закрепленным на нем симметричным рисунком.

«Возьмите первые детали в обе руки и одновременно прикрепите их на нужные места (и т. д.)».

Задача детей – создание симметричного рисунка на своих плато одновременно двумя руками.

«Пальчики жмут на кнопочки»

Педагог предлагает детям выложить на своих плато пять элементов конструктора. Задача ребенка – нажимая поочередно каждым пальцем на «кнопочку» произносить заданный слог.

Педагог произносит слова различной слоговой структуры. Задача ребенка – сосчитать числослогов в слове и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.

«Рассели животных по домам»

Предварительная работа: дети из элементов конструктора строят одно- и двухэтажный дома.

Каждому ребенку раздается набор картинок с изображениями животных, названия которых состоят из одного и двух слогов. Задача детей – «расселить животных» в соответствии с количеством слогов.

Работа по усвоению лексики и грамматики по лексическим темам с использованием конструирования

Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор картинок с изображением предметов различных групп (например – домашние животные и дикие животные).

На первом этапе занятия педагог просит детей по образцу выложить с помощью элементовконструктора на своих плато «вагончики»:

— Наши картинки отправляются в путешествие на поезде. Надо рассадить их по вагонам. Только нельзя их смешивать между собой – в левом вагоне поедут домашние животные, а в правом – дикие.

Задача детей – разложить картинки согласно инструкции.

Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.

По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора таким образом, что на расстоянии друг от друга закреплен один элемент и группа из несколькихэлементов. Один элемент обозначал единственное число, группа элементов – множественное число.

Педагог предлагает детям положить одну из картинок рядом с отдельным элементом и назвать слово в единственном числе. Затем эту картинку дети перекладывают к группе элементов и называют слово во множественном числе.

«Огромный, средний, маленький»

Каждому ребенку раздаются плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.

По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементыконструктора в следующемпорядке: 1-ая деталь – большая, 2-ая – средняя, 3-я – маленькая.

Педагог предлагает детям взять определенную картинку и, прикладывая ее к каждомуэлементу на плато назвать ее в соответствии с размером детали (например – «сумище – сумка – сумочка»).

При проведении работы по развитию лексики и связной речи Лего-конструирование предоставляет широкие возможности,в частности:

— конструирование предметов в рамках изучаемой темы («Мебель», «Транспорт»,«Животные», «Рыбы» и т. д.)

— составление описательного рассказа о созданном предмете

— изучение названий частей предмета и т. д.

Развитие просодической стороны речи

В данном разделе предлагаются задания,направленные на развитие способности детей управлять просодическими компонентами собственной речи: высотой, громкостью, интонацией, ударением.

Каждому ребенку раздаются плато и набор элементов конструктора.

По образцу педагога дети выкладывают на своих плато «лесенку» из четырех элементов по возрастанию от самого маленького до самого большого. Затем, по показу педагога, дети произносят заданный слог или слово «поднимаясь» (повышая голос) и «спускаясь» (понижая голос) по «лесенке».

Каждому ребенку раздаются плато и набор элементов конструктора.

По образцу педагога дети выкладывают на своих плато три ряда из трех деталей конструктора, где две детали одинаковые, а третья –больше по размеру и занимает разные позиции: в начале, середине и конце ряда. Затем, по показу педагога дети произносят цепочку из трехслогов, где один из слогов выделен ударением в соотношении с заданным рядом. Например, если педагог указывает на ряд, в котором первая деталь большая, то в цепочке слоговударением выделяется первый слог.

Вариант: педагог произносит цепочку слогов и просит детей определить подходящий ряд.

Развитие мелкой моторики и пространственной ориентации

По образцу педагога дети выкладывают на своих плато 4-ре детали в следующем порядке: вверху, внизу, слева и справа. Затем дети в заданном порядке указывают по очереди на детали и выполняют движения языком (упражнения «Качели», «Часики», «Парус», «Киска сердится»,«Лопаточка», «Иголочка»).

По образцу педагога дети выкладывают на своих плато начало узора из 3 – 4-х деталей, затем продолжают его самостоятельно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *