Легумы это что такое
Игра «Путешествие по стране Легумии»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карповская средняя общеобразовательная школа»
Уренского муниципального района Нижегородской области
«В ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЛЕГУМИИ»
учитель биологии Синцова Т.А.
«В ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЛЕГУМИИ».
Игра знакомит ребят с одной из отраслей растениеводства — овощеводством, классификацией и многообразием овощных культур. Она способствует формированию у детей некоторого минимума агротехнических знаний и практических умений по выращиванию овощей, развивает у школьников интерес к сельскохозяйственному труду,
Для организации и проведения игры необходимо сформировать команды-участницы, выбрать ведущего, жюри, счетную комиссию, оформить соответствующим образом зал и сцену, подготовить призы победителям.
Игра проходит в три тура. В каждом туре команды имеют возможность заработать определенное количество баллов (лего) в зависимости от сложности того или иного задания. Хорошо, если игра сопровождается музыкой: она создает особое настроение, может заполнить случайные паузы.
Итак, в добрый путь для знакомства со страной Легумией.
Ведущий по очереди задает командам вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 10 баллов (или 10 лего).
Овощные культуры, у которых в пищу употребляют
Какие бывают легумы по отношению к теплу? (Холодостойкие и теплолюбивые.)
Из предложенных, вариантов ответов надо выбрать верные.
• Окультуривание диких овощных растений началось:
9-10 тыс. лет назад. (Правильный ответ оценивается в 10 лего.)
• В С.Петербурге на Исаакиевской площади есть скромное с виду здание с лаконичной надписью: «ВИР». Организатором и первым директором его с 1920 по 1940 г. был выдающийся ученый, ботаник, генетик, агроном. Под его руководством из 70 стран мира, со всех континентов сотрудниками ВИРа было привезено в Ленинград свыше 180 тыс. образцов семян, создано уникальное собрание возделываемых растений. Благодаря его работам стало известно, откуда родом многие важнейшие сельскохозяйственные культуры. Кто этот человек?
Вавилов Н.И. (50 лего.)
• Чайный сервиз, изготовленный по заказу одного крупного ученого-ботаника в Китае, украшало его любимое растение — лилия северная. Кто этот ученый? (Ученый жил в 1707-1778 гг.)
• Где установлен памятник картофелю?
1, Под Парижем, на том месте, где впервые был посажен картофель.
2. В г.Мондидье, на родине Пармантье, военного аптекаря, распространившего картофель во Франции.
• В Германии, в г.Гарце, где был поставлен первый опыт по разведению картофеля. (100 лего.)
Ринг 1. «Самые древние».
(Легумы, у которых в пищу употребляются бобы — плоды и семена.)
• Этот овощ — герой множества морских приключений. Из-за него океанский пароход «Днепр», севший на рифы около Пролива Босфор, был переломлен пополам. Виновни ком оказались семена растения, которым были набиты трюмы парохода: вода, проник шая в трюмы, намочила груз. Семена стали разбухать все больше и больше. И железная арматура корабля не выдержала. Известна история, что это растение спас ло ледокол ‘Седов’, который был «заперт» льдинами в северных морях. Ростки его спас ли команду. Растение эго холодостойкое. Семена его содержат много белка, крахмала, разнообразных витаминов. Недозрелые пло ды очень любят дети. (Ответ: горох 20 лего.)
• Из всех овощных растений этот овощ име ет самые крупные и самые тяжелые семена.
Человек начал возделывать его еще в каменном веке. Овощ холодостоек, влаголюбив. Сложно найти огород, где бы его не выращивали. (Бобы. 40 лего.)
• Это растение возделывали с незапамятных времен. На Руси оно известно с XIX в. Растение однолетнее. Различают кустовые формы растения, кустовые с зависящими верхушками тонких побегов, полувьющиеся и вьющиеся. Семена — блестящие, лакированные, с равным рисунком, как речные камешки. В сыром виде их употреблять не рекомендуется. Что это за растение?
• Что за «лопатка» растет на грядках?
(Молодые плоды мотыльковых растений. 80 лего.)
• Различают два типа прорастания семян растений: надземный (семядоли выносятся на поверхность почвы) и подземный (семя доли остаются в земле). Какой тип прорас тания семян более совершенен и почему?
(Надземное прорастание семян считается более совершенным, так как обеспечивает семядолям защиту от поедания животными, вытаптывания, колебаний температуры и т.д. 100 лего.)
(Легумы, у которых в пищу употребляют зелень т.е.листья.)
(Листовой салат. 40 лего)
• Какой овощ считают »царицей зелени»?
В старину на Руси его называли драгун-трава. (Эстрагон (тархун). 60 лего.)
• Овощное растение — невзрачное, с розеткой округло-удлиненных или стреловид ных листьев, в центре которой вырастает цве точный стебель. Во многих государствах За падной Европы и Азии это наиболее часто употребляемая листовая овощная культура. Главная ее ценность — витамины и энергети ческие вещества. Так, белка в этом растении в 1.5 раза больше, чем в молоке, и вдвое боль ше, чем в капусте. Назовите этот овощ. (Шпинат. 80 лего.)
• Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей (укроп, шпинат, салат и т.д.) и временем суток? Если да, то почему?
(Вечером в клетках листа содержится максимальное количество органических веществ, образованных днем в процессе фотосинтеза. Ночью происходит отток этих веществ из листьев в другие органы. Следовательно, сбор листовых овощей необходимо производить вечером. 100 лего.)
Ринг 3, «Где щи, там и нас ищи!»
(Легумы, у которых в пищу употребляют кочан или утолщенный стебель.)
• Что собой представляет кочан капусты, как он формируется?
(Кочан — разросшаяся верхушечная почка. Он формируется в результате быстрого нарастания новых листьев и медленного роста кочерыжки, вследствие чего листья не успевали разворачиваться и образуют крупную почку массой 10 кг. более. 20 лего.)
• Родина этого овощного растения побережье Средиземного моря. Начали возделывать его еще в конце каменного века. В Россию оно попало в XVII в. В Древней Греции считали, что растение обладает всеми известными на Земле «семью благами»: горячим, холодным, сухим, влажным, сладким, горьким, острым. В нашей стране под эту культуру отведено 30% площади, занимаемой всеми овощами. Что это за растение?
(Капуста белокочанная. 40 лего.)
• Назовите родственника белокочанной
капусты, про которого говорится в загадке:
Что же мы положим в рот?
(Цветная капуста. 60 лего.)
(Капуста кольраби. 80 лего.)
• Хозяйки, на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли сделала хозяйка? (Нет, неправильно. Органические вещества, образующиеся в зеленых листьях в процессе фотосинтеза, оттекают в белые листья кочана, где и накапливаются. 100 лего.)
Ринг 4. «Второй хлеб».
(Легумы, у которых в пищу употребляют клубни.)
• Ты любишь карюшку? А знаешь ли ты,
Как пахнут ее молодые цветы?
В.Харитонов
Какую ошибку допустил поэт?
(Цветы образует картофель, а не картошка. Картошка — кушанье, полученное из клубней картофеля. 40 лего.)
• Этот овощ известен как земляная груша. Растение клубненосное. Клубни грушевидные, белые, желтые, розовые, красно-фиолетовые. Растение холодостойкое. Овощ очень полезен. Назовите это овощное растение.
(Топинамбур. 60 лего.)
• Надо лк скашивать ботву картофеля перед уборкой?
(Ботва картофеля стареет после созревания клубней. В это время она особенно быстро поражается грибными болезнями, которые передаются потом на клубни. Поэтому ботву необходимо скосить и удалить с огорода. После скашивания прирост клубней прекращается, кожица их становится более плотной. 80 лего.)
• Почему семенные клубни картофеля необходимо отделить после уборки? (Свет способствует образованию в клубнях картофеля соланина. Это вещество предохраняет их от проникновения и развития бактерий, предотвращает преждевременное прорастание клубней, повреждение их вредителями (особенно мышами). Такие клубни употреблять в пищу и на корм скоту категорически запрещается, так как соланин ядовит.100 лего.)
Ринг 5. «Запасливые корни».
(Легумы, у которых о пищу употребляют корнеплоды).
Ее изображение имеется на пирамиде Хеопса. В Египте она культивировалась как масличное растение. Сейчас ее разводят из-за мясистых корней (корнеплодов), а как масличное растение оно возделывается в Китае и Японии. Что это за растение?
• Это овощное растение с корня завивается, с маковки расстилается. Одомашнено оно примерно сорок веков назад. Приручение, по-видимому, происходило на побережье Атлантического океана и Северного
моря, У нас в стране этот овощ разводится чуть ли не с возникновения хлебопашества. Ели его пареным, вареным с квасом, с маслом и просто так. Овощ часто упоминается в русских народных сказках и загадках. Русским исстари хорошо была известна целительная сила этого овощного растения. Назовите его.
• Эгот легум можно увидеть на рынках всех стран. У него вкусный и сладкий корнеплод оранжевого, красного, желтого и даже белого цвет. Легум богат витаминами, сахарами, минеральными солями и другими биологически активными веществами. Особенно много в его корнеплодах каротина, из которого о организме человека и животных вырабатывается витамин А. Что это за овощ?
• У этого овощного растения все ценно: и корешок, к вершок, и семена, из которых приготавливают лекарство аниол. Оно может заменить хинин тому кого мучает малярия. Овощ — целая маленькая аптека. Растение холодостойкое. Назовите его.
• В нашей стране этот корнеплод занимает место После капусты и моркови. Про него сложено много загадок. Отгадав одну из них, вы сумеете узнать этот корнеплод.
А что такого: в огороде зелено,
Собой красно, с: конца востро,
Ринг 6. «От семи недугов».
(Легумы, у которых в пищу употребляют луковицы.)
• Почему лук назвали луком?
(Вылезая из-под земли, петелька его ростка изгибается, как тетива лука. Отсюда и название. 40 лего.)
• Какой лук никогда не цветет?
(Многолетний многоярусный. Вместо цветов у этого лука на стебле повисают воздушные луковки-бульбочки в три-четыре яруса, одна связка над другой. В нижнем ярусе самые крупные, величиной со сливу, в верхнем ярусе — как горошины. Так они и поспевают в воздухе, не касаясь земли. 60 лего.)
• Овощ называют змеиной травой, так как издавна его применяли как средство, отпугивающее змей. В одном из старинных русских травников можно прочесть, что этот овощ «почитается всеобщим предохранительным лекарством от яда, угрызения змей, прилипчивых и заразительных болезней, а иначе от чумы». (Чеснок. 8 O лего.)
• «Кто его раздевает, тот слезы проливает». Почему?
(Секрет «горя лукового» заключается в слезоточивом веществе лакриматоре (от латинского «лакрима» — «слеза»). Для того чтобы его обнаружить, лук пришлось заморозить, так как вещество летучее. При резке лука происходит освобождение спрятанного в нем лакриматора, Последний, растворяясь в воде, которая омывает глаза, образует кислоту. Она-то и щиплет глаза, доводит до слез. Поэтому перед чисткой лук лучше заморозить: «унять» лакриматор. 100 лего.)
Ринг 7. «Разноцветные плоды».
(Легумы, у которых в пищу употребляются плоды.)
• Что за ягода: горька. да не рябина,
черна, да не черника.
растет не в лес у, а на огороде
и не помешаете и во рту?
• Сотни лет ведется эта война без ружей, без пушек, без единого выстрела. И нет ей и не будет конца. Война человека с погодой из-за овощного растения, которого ни в одной стране не едят столько, сколько в России. Прохладный запах его плодов возбуждает аппетит. Ценен оп и тем, что его можно заготовить впрок. Для этого растения человек построил дом. Плоды его употребляют в пищу в недозрелом виде. (Огурец. 80 лего.)
• Трудно входило в мир это овощное растение. Еще в середине прошлого века оно именовалось «зловонным». А большая часть человечества его даже не пробовала, Даже на родине, в Южной Америке, индейцы им не соблазнились. Никто до сих пор не разобрался, что произошло. И почему вдруг в наши дни это растение с последнего места в хороводе овощей переместилось па первое.
Его окрестили Клеопатрой растительного мира, намекая па то, что никто не может устоять перед его чарами, В разных странах плоды этого растения называют по разному: итальянцы зовут «золотым яблоком», французы — «яблоком любви». Как называют это растение у нас?
(Томат (помидор). 100 лего.)
• По фотографиям назовите сорные рас тения, мешающие легумам развиваться. За каждое правильно названное сорное расте ние команды участницы получают по 10 лего. (Пырей ползучий, редька дикая, щетин ник сизый, лебеда раскидистая, метлица по левая, пастушья сумка обычная, горец вьюн ковый, осот огородный, мокрица, чистец, бодяк полевой.)
• По фотографиям назовите опасных для легумов насекомых. За каждое правильно названное насекомое команды-участницы получают по 10 лего.
(Крестоцветная блошка, капустная моль, капустная белянка, луковая муха, капустная совка, свекличная тля, белокрылка. Земляная блоха, колорадский жук.)
• Добро пожаловать в страну Легумию! На листах бумага за одну минуту игроки должны написать как можно больше живот ных — Друзей страны Легумии. За каждое на писанное животное команды получают по 1 лего.
(Скворец, жаба, божья коровка, дождевой червь…)
Задание 2. «Па вашему умению»
Ответьте на вопросы:
Представьте, что вы агрономы. Какие предупредительные меры от заноса семян сорняков в страну Легумию вы будете осуществлять? (Необходимо: а) тщательно очистить семена овощных растений от сорняков; б) произнести очистку огородного инвентаря; в) скосить сорняки вдоль границ Легумии, канав, а также на пустырях до образования семян; г) соблюдать противосорняковый карантин (внутренний и внешний); д) вносить навоз, который не содержит жизнеспособных семян сорняков (всхожесть семян теряется от правильного приготовления и хранения навоза). 100 лего.)
Надо ли учитывать особенности прорастания семян при возделывании овощных растений?
(Семена растений, у которых семядоли выносятся наружу (например, фасоли), не должны заделываться при посеве глубоко, так как исходы не смогут пробить толстый слой почвы и погибнут. 80 лето.)
• Почему необходимо учитывать экспозицию склонов при проведении агротехнических приемов (посев, уборка)?
(Склоны северней и южной экспозиции получают неодинаковое количество солнечной анергии. Южные склоны обогреваются больше, северные — меньше. Поэтому на Южных склонах и уборку следует производить раньше, а на северных — позже. 50 лего.)
• Какими способами можно размножить картофель?
(Картофель можно размножить семенами, частями клубня, глазками, черенками и отводками. 30 лего.)
• Участок земли оказался сильно засоренным пыреем ползучим. Что надо сделать, чтобы искоренить пырей?
(Участок нужно перекопать на глубину корневищ. Корневища, оказавшиеся па поверхности почвы, необходимо вычесать граблями и высушить. Регулярно производить подрезку корневищ, что приведет к их истощению. Повторная перекопка почвы глубокой осенью вызовет промораживание корневищ и их массовую гибель. Глубокая перекопка почвы будет способствовать удушению корневищ, так как на большой глубине имеет» дефицит кислорода. 30 лего.)
• Представьте, что вы — владельцы земельного участка, расположенного на пологом склоне балки. В каком направлении — поперек ИЛИ вдоль склона — вы будете осуществлять вспашку, культивацию и посев? Почему?
(Поверхностный сток талых и дождевых вод смывает на склоне верхний, плодородный слой почвы, приводит к размыву почвы с образованием рытвин и промоин, которые со временем могут превращаться в овраги. В целях защиты почвы от эрозии все агротехнические приемы должны производиться поперек склона. 100 лего.)
• Во время высадки рассады капусты на постоянное место у растений прищипывают главный корень. Зачем? Влияет ли это на урожай?
(Прищипка кончика главного корня при пикировке рассады приводит к остановке его роста, разрастанию боковых корней в верхнем, плодородном слое почвы. Так как поступление в растение питательных веществ при этом увеличивается, то это вызывает повышение урожая в 1,5 раза и более. 40 лего.)
• Юннаты Произвели пикировку рассады в горшочки из скорлупы куриных яиц. Когда рассада выросла, ее высадили в открытый грунт, предварительно слегка размяв скорлупу. Оказывает ли скорлупа влияние на рост и развитие растений»-
(Соли кальция, содержащиеся в скорлупе яиц, нейтрализуют избыток кислот в почве вблизи корневой системы, ускоряют рост и образование корневых волосков, повышая образование органических веществ в процессе фотосинтеза, ускоряют передвижение углеводов, помогают усвоению растениями азота. 100 лего.)
Путешествие в страну Легумию
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие вокруг света и откроем для себя удивительную страну Легумию.
А вы знаете, друзья, о жителях нашего огорода написано много сказок, песен, пословиц, загадок.
Например: Набирай скорее в миску краснощекую (редиску).
Или: Рослые ребятки улеглись на грядке, все ребята молодцы и зовут их. (огурцы).
Кругленькие братцы в домике ютятся, им совсем не плохо их зовут (горохом).
Конкурс, написать название овощей.
Начинаем знакомство с овощами.
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили. (картофель)
Рассказ о картофеле.
Конкурс. Веселый огород. (2 команды по 4 участника)
Конкурс. Очисти картошку.
Кто быстрее и чище очистит картошку (по 1 человеку от класса).
Конкурс. Новые слова.
Ведущий: А сейчас мы попробуем поиграть со словом “картофель”.
Следующая жительница:
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупой соли полмешка.
Рассказ про капусту.
Урожай у нас хорош, уродился густо!
И морковка и картошка, белая капуста.
Баклажаны синие, красный помидор
Затевает длинный и серьезный спор,
(инсценировка спор овощей).
Конкурс.
Кто быстрее разденет капусту, (оторвать листья и сосчитать их).
Конкурс.
Угадай овощи на вкус (с завязаными глазами определить название овощей).
Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней (помидора).
Рассказ о томате
А теперь послушайте сказку о том
Как помидор стал красным.
Конкурс. Кроссворд.
Рассказ о луке. Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.
Конкурс. В каких сказках упоминается об овощах.
А сейчас послушаем сказку про репку.
Заключительный конкурс. Сельскохозяйственные танцы.
Сложи из листьев пословицу.
Картофель в Европе приживался с трудом. В России случались даже картофельные бунты, которые возникали как реакция на насильственное насаждение картофеля. Отказывались сажать картофель и французские крестьяне. Чтобы новая культура получила распространение в крестьянских хозяйствах, агроном Антуан Парматье, живший в 18 веке, придумал остроумный способ. Он посадил картофель на государственных землях и выставил вооруженную охрану. Это привело к тому, что очень скоро картофель появился на крестьянских огородах. Каким образом? Как говорится, запретный плод сладок. Когда охрана на ночь уходила, крестные крестьяне воровали картофель и для пробы высаживали его на своих огородах, на что и рассчитывал Антуан Парматье.
Хотя это большая секретная тайна! Тс-с-с! Я вам намекать буду, а вы догадывайтесь, о ком я говорю. Договорились?
Значит так, огород наш не мал, не велик, ровно столько, сколько нужно. И чего здесь только нет: арбузов нет, дынь нет, бананов нет. Но зато здесь в нашем огороде на отдельной грядке проживает одна семейка, их роду более 4 000 лет. Об одном из них, говорят, даже какой-то итальянский писатель целый роман написал. Говорят, у этой семейки одних родственников по белому свету около 400 видов живет. А вот кто это, я вам сказать не могу. Это тайна.
Сказка о том, почему помидор стал красным.
В давние времена жили на одном огороде овощи. (по одному выходят овощи и представляются).
Хозяйка любила свой маленький, зеленый огород икаждый день поливала его.
Хозяйка: (ходит с леечкой и поливает овощи)
Я полью свой огород, он ведь тоже воду пьет.
Овощи с каждым днем росли и зрели. Жили они дружно, никогда не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и нгачал хвастаться.
Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.
А помидор все свое твердил.
Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.
Хвалился, хвалился и с куста свалился!
В это время на огород пришла хозяйка, чтобы собрать овощи на обед. Всех с собой взяла, а помидор не заметила.( хозяйка уводит овощи).
Кар! Кар! Позор! Кошмар!
Не хотел быть с нами дружен,
Будешь никому не нужен!
Вы меня, друзья, простите, вы с собой меня возьмите.
Путешествие в страну Легумию
Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну Легумию»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №39
имени Петра Николаевича Самусенко»
муниципального образования города Братска
Открытое внеклассное мероприятие
«Путешествие в страну Легумию»
Разработала: Селюгина Людмила Владимировна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории, МБОУ «СОШ №39 имени П.Н.Самусенко»,г.Братска, Иркутской области
Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями растений, которые мы употребляем в пищу, их произрастание в различных условиях; со способами получения экологически чистых овощей;
Дать понятие, что употребление экологически чистых овощей повышает сопротивляемость детского организма к инфекциям, работоспособность, внимание;
Познакомить со способами выращивания овощей, не содержащих высоких доз нитратов.
Развивать монологическую речь, мышление, память;
Воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру
Класс делится на две команды, можно брать команды из разных классов.
Оборудование: костюмы для инсценирования, салаты из овощей, свежие овощи, пироги с картошкой, капустой, морковью, презентация.
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу
Ребята, вы любите путешествовать? А приключения?
Тогда я вас приглашаю совершить увлекательное путешествие в страну Легумию.
В путь мы отправимся пешком. В пути вам нужно будет проявить находчивость, выносливость, смекалку, трудолюбие для преодоления препятствий, которые встретятся на пути.
А может кто-нибудь знает, что это за страна? Тогда нам и не надо никуда идти. Послушайте, я вам немного расскажу об этой стране. Может быть, вы даже и бывали там и не раз
Эту страну вы не найдете ни на одной географической карте, но она существует, иногда она бывает огромной – глазом не охватишь, иногда – крохотной, что даже может поместиться на подоконнике. В этой стране живут легумы, Это страна полной тишины. Когда ее жители хотят пить или болеют, помощи просят беззвучно. Если ты позаботишься о них, они в долгу не останутся, неблагодарных среди них нет. Заботиться о них надо чаще всего весной или летом. Поздней осенью страна Легумия пустеет.
Предположите, что же это за страна?
Тогда вот подсказка.
(Выходит девочка в костюме огородника с лейкой. Читает стихотворение).
Я люблю побродить
По Зелёной стране.
Здесь друзей заводить
Очень нравится мне.
На сюрпризы горазд
Молчаливый народ
И за то, что отдаст,
Ничего не берёт.
В той стране — благодать,
Удивительный свет.
Вот бы нам разгадать:
В чём тут главный секрет?
Загляни-ка со мной
В эту славную жизнь
И с Зелёной страной
Навсегда подружись.
Какие есть догадки? Предположения?
Ну, что же нам придется отправиться в страну, о которой мы ничего не знаем. А вот когда мы до неё дойдем, Вы возможно и скажите, что бывали в ней и не раз. В пктешествие с нами отправиться …..Слайд 4
Он хорошо знает дорогу в эту страну.
Ребята в добрый час,
Дорога дальняя у нас
Ну а какое путешествие без песни?
(Исполняется песня В.Шаинского «Вместе весело шагать»).
Гости нам подпевают припев.
Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.
Прекрасно, ребята, вы весело шагали, дружно пели.
А вот и Колобок и он нам сообщает,
Он нам сообщает, что на нашем пути препятствие 1
Стоит он задумчивый
На круглом лице. (Подсолнух)
Ребята, подсолнух с секретом. Вот он обронил два лепестка, на которых задание. Выполнив задание, мы можем продолжить свой путь. Выполним?
1 команда – «что такое нитраты?»
2 команда – «что такое экология?»
Нитраты – это соли азотной кислоты, которые накапливаются в растениях, в том числе в овощах и фруктах. Опасны для здоровья человека
(Команды получают по лепестку подсолнуха, что дает право на дальнейшее путешествие)
Катится Колобок по дорожке дальше. Но вот дорогу ему перекрыла Божья коровка. Она держит в руках лепесток подсолнуха. Как вы думаете, что это может быть? Конечно, это очередное задание.
А задание, вот какое. В квадрате спрятались слова.
Нам нужно из букв составить слова, но двигаться мы можем только по прямой (показать). Чья команда больше составить слов, та имеет право первой войти в страну Легумию. А квадрат с секретом, он имеет подсказку – название страны, куда мы держим путь.
(должны составить слова: морковь, огурец, лук, перец, репа, капуста; можно составлять и другие).
Не догадываетесь куда мы идем?
Катится Колобок дальше и опять препятствие. На пути у нас…. Кто?
Отгадав ребус – узнаем название страны.
Морковь – пятая буква (о)
Горох – первая буква (г)
Оса – берем первую букву (о)
Роза – первая буква (р)
Роза – вторая буква (о)
И куда же мы пришли? (в огород)
А что растет в огороде? (овощи).
1.Нарядилась Алёна
В сарафанчик свой зеленый,
Завила оборки густо.
Узнаешь ее?… (выходит девочка в костюме капусты, обыгрывает.)
Уродилась я на славу
Голова бела, кудрява,
2. Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.
(выходит мальчик в костюме лука, обыгрывает.)
Характер мой гадкий.
Всех до слез доведу
3.Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(выходит мальчик в костюме картофеля, обыгрывает.)
На поле вырос куст
Под кустом найдешь меня
4. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
(выходит девочка в костюме моркови, обыгрывает.)
Я морковка сладкая
Выросла на грядке я.
Деткам очень нравлюсь я
Кто здоровым хочет быть,
Попрошу меня любить
5. Он кусает – но не пес.
Зубок есть. Но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что это…
(выходит мальчик в костюме чеснока, обыгрывает.)
Вырастаю я в земле,
Раз зубок и два зубок
Называюсь я – чеснок.
6.Всех овощей она царица,
Своей величиной гордится.
На дыню издали похожа,
На рыжий мяч большущий тоже.
С какими жителями Страны Легумия мы сегодня встретились? Как вы думаете, со всеми мы встретились? В следующем путешествии встретимся с другими.
Валеологическая физминутка под музыку.
Ребята, а как вы думаете приносят овощи пользу?
А теперь дадим слово жителям этой страны.
Капуста: Из меня можно приготовить различные блюда: можно варить, жарить, мариновать, солить, готовить салаты. Но я могу не только кормить, но и лечить: свежий капустный лист приложить к голове – снимет головную боль; сушеная капуста исцеляет раны; свежая капуста содержит большой набор витаминов, необходимых нашему организму.
Лук: Я тоже не плох. Без меня не обойтись ни одному блюду. Кроме того я тоже могу помочь: лук возбуждает аппетит и улучшает пищеварение; свежий сок лука помогает при ангинах – по одной чайной ложке 3-4 раза в день. Если лук сварить с медом и с сахаром в течение трех часов и пить по столовой ложке 3-4 раза в день, то можно вылечить кашель и бронхит; лук оказывает лечебное действие при гриппе.
Картофель: Я являюсь основой для питания населения большинства стран мира. В качестве лекарственного сырья используются корни и листья.
1) свежий картофельный сок лечит болезни желудка, принимать по полстакана 3 раза в день до еды
2) вдыхание горячего пара от сваренного картофеля лечит воспаление дыхательных путей
Морковь: Из меня можно приготовить различные салаты и добавлять к другим блюдам. Самое главное, что во мне содержится огромное количество витаминов. А лечебную помощь я тоже могу оказывать.
2) Если поесть свежей моркови, то во рту уменьшится количество микробов. Рекомендую полоскать рот морковным соком.
3) прикладывание к ранам тертой моркови снимает боль и заживляет раны.
Чеснок: Как продукт в основном используюсь в натуральном виде, реже как добавка к другим блюдам. Лечу зубы – дольку чеснока разрезать пополам, приложить к пульсовой точке руки на противоположной стороне больному зубу, крепко забинтовать.
Тыква: Из меня можно приготовить много полезных и вкусных блюд. Я являюсь успокаивающим средством при бессоннице. Вареную и свежую тыкву, применяют в виде повязок при поражении кожи: лишаях, ожогах, экземах.
Ведущая: спасибо, легумы, что вы так много интересного рассказали о себе. А всегда ли овощи приносят пользу? Конечно нет. Овощи являются наибольшими накопителями нитратов, которые оказывают вредное влияние на организм человека. Как этого избежать нам расскажет Знайка.
(Входит мальчик в костюме Знайки)
Знайка: Здравствуйте, ребята! Я слышал, что вы сегодня уже говорили про нитраты. Я вам расскажу где, в каком овоще он находится и как с ним бороться. Рассмотрим такие овощи как капуста, лук, морковь, свекла, картофель.
Берем кочан капусты.
В капусте нитраты находятся в листьях и кочерыге. Поэтому их надо замочить в теплой воде, добавить соли
В луковице нитраты находятся в донце (показывает), там, где корешки. Поэтому донце надо отрезать.
В картофеле, свекле они находятся в кожуре. Достаточно их почистить.
В моркови нитраты находятся в сердцевине. Поэтому ее надо вырезать либо замочить в теплой воде.
Я предлагаю вам запомнить такие правила.
Нитраты хорошо растворяются в теплой соленой воде.
Засоленные овощи не содержат нитратов
При посадке овощей надо помнить, что высевать семена надо на хорошо освещенном участке и по норме применять удобрения
Ведущая: А теперь подведем итог и мы со Знайкой проверим как вы слушал нас.
В какой стране мы сегодня побывали? Коли мы побывали в огороде, давайте о себе оставим память и посадим там овощи (дети производят посадку семян овощей в раннее приготовленную землю.)
Знайка: Где расположены нитраты в луке? моркови? капусте?
Где б ни пришлось нам учиться и жить,
Умейте здоровьем своим дорожить.
Лет до старости вам до старости,
Год от года расти вашей мудрости
А теперь ребята, приглашаем наших гостей и идем пробовать дары из овощей. Приготовлены они вашими родителями из экологически чистых овощей.