Лексическая работа что это такое

Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения, как один из способов снижения учебной нагрузки

Данный вопрос можно рассматривать с двух позиций; здоровьесберегающего обучения и занимательности лексической работы.

Направлено на: обеспечение психического здоровья учащихся.

Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений.

Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, рекомендуется применять образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Может ли лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения быть одним из способов снижения учебной нагрузки?

Русский язык считается одним из трудных школьных предметов в начальных классах. С одной стороны, знание родного языка даётся детям с детства; с другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение социальной адаптации выпускника.

Опишу в общих чертах методику работы по каждому из выше названных направлений.

Разнообразит работу по объяснению значения слова занимательный материал, умело подобранный учителем.

Например, можно использовать –

Материалы презентации «Словарь устаревших слов».

Игра «Как назвать одним словом?»:

— Заботливое отношение к кому-нибудь. (Внимание);

— Дружеское расположение к людям. (Доброта);

— Оскорбление, униженное достоинство. (Унижение).

Игра « Букву заменишь – смысл слова изменишь».

— С е можно быстро обойти все кругом, с и то, чего нельзя делать по отношению к слабым. (Обежать – обижать).

— С е нужно старость уважать, а с и можно просто отдохнуть. (Поседел – посидел).

— С о всегда будешь чистым и опрятным, а с а – нежным и добрым. (Полоскать – поласкать).

Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Она является одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания непроверяемых написаний. Обращаясь к прошлому слова, дети открывают для себя его место в современном языке; точнее и вернее понимая смысл слова, сознательно усваивают его орфографический «облик», лучше чувствуют его художественно-выразительные возможности. Рассказы об истории и происхождении слов – одно из действенных средств сделать обучение русскому языку в школе не только по-настоящему обучающим, развивающим и воспитывающим, но и интересным, занимательным.

Ознакомление детей с этимологией слова будет способствовать не только развитию внимания к языку, развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, но и возникновению интереса к овладению секретами родного языка.

Элементы этимологического анализа слов должны быть использованы прежде всего в работе над словами с непроверяемым написанием, которые даются в программе по русскому языку на каждом году обучения. За четыре года обучения школьник младшего возраста должен усвоить правописание от 190 до 250 слов. Правописание таких слов остается у многих детей неосвоенным, если в их обучении исключалась активная мыслительная деятельность. Известно, что учащихся начальных классов привлекает все новое, неожиданное. Неожиданность, необычность в работе со словами становится тем раздражителем, который рождает осмысленный интерес у ребенка к явлениям языка. Можно предложить детям собрать свой “Этимологический словарик”. Выглядеть он может так

БИБЛИОТЕКА – учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования. Слово заимствовано в XV веке из латинского языка. Сложное слово, где библион – “книга”, тека – “склад, ящик”.

Изображение (фото) библиотеки.

КАПУСТА – огородный овощ, растущий обычно кочаном, т.е. шаром, состоящим из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев.

Название капуста получила от латинского слова капут – “голова, кочан”.

Капуста – капут = “голова капусты”.

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я. /капуста/.

Изображение (фото) капусты.

Работа с синонимами

Работа над синонимами должна начинаться с первого класса. На этом этапе детям не следует давать теоретические сведения об этом явлении, термин «синонимы» целесообразнее заменять термином «слова – братья» или «слова – друзья». Можно предложить презентацию, которая в первой части знакомит со словами-приятелями (синонимами), а во второй – игры со словами. (Презентация)

Во втором классе целесообразно познакомить учащихся с понятиями: «синонимы», «синонимический ряд». Это лучше сделать с помощью иллюстрированной сказки «Слова – братья»:

«Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретиться друг с другом.

Но однажды по стране прошел слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень уж хотелось им найти поскорее друзей. Волшебник (а был он очень мудрым человеком) выстроил их в один синонимический ряд, объединил наших знакомых под флагом Синонимики, повелел им друг друга братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву верности, они стали называться одним словом – синонимы. Ведь все равно каждый из них не потерял своей красоты, яркости, а только лучше стал, как всякий «счастливый».

В работе с синонимами можно использовать следующие упражнения.

— Запиши слова в порядке уменьшения качества:

маленький, небольшой, крохотный;

большой, огромный, гигантский.

— Группировка слов, близких по значению.

Бежит, глядит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит.

— Замена синонима в предложении.

Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую).

Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлепнулся).

Выбор одного из данных близких по смыслу слов.

Небо (закрыло, заволокло) тучами.

Наступило (жаркое, теплое, знойное, горячее) лето.

Работа с антонимами

Работа над антонимами должна начинаться в первом классе и, усложняясь, проводиться постоянно, главным образом в связи с читаемыми текстами и с некоторыми грамматическими темами. Через презентацию преподнести этот материал можно так. (Презентация)

Ещё можно использовать игру «Магнит»:

Слева – добрые слова, справа – слова с противоположным значением.

В дальнейшем такие игры в «слова-наоборот» могут продолжаться, сочетаясь с изучением частей речи, с обучением построению словосочетаний и т.д. Они помогут активизировать словарный запас детей, наблюдать за смысловыми отношениями слов.

Работа над фразеологией

Работа над фразеологией должна вестись совместно со словарной работой на уроках русского языка, очень важно, чтобы дети не только записали и запомнили то или иное фразеологическое сочетание, но и усвоили его значение и могли правильно употребить его в своей речи.

В этой работе можно использовать следующие приёмы:

1. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?

Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.

2. Прочитайте. Соедините фразеологизм из первого столбика с противоположным ему по значению фразеологизм из второго.

За тридевять земельвоспрянуть духом
Повесить головувзять себя в руки
Выйти из себярукой подать

3. Допишите фразеологизм:

Держать ухо..; засучив..; не покладая.

4. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите.

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.

Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.

Мы дружно работали сложа руки.

Мы с другом долго спорили, но, в конце концов, нашли общий язык.

У лягушки дух захватило от страха высоты.

Яшка сломя голову остановился.

5. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадывались, что он нас обманывает.

Первого сентября Уля проснулась очень рано.

6. Комплексное задание.

Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы: «Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?». Задание можно предложить в игровой форме.

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем.

В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему как об стенку горох.

— Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение, назовите их. Каково их значение? О значении каких фразеологизмов вы еще догадались? Назовите их и объясните значение.

Лексико-орфографические упражнения
при изучении слов из словаря

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса.

Учитель: Дети, отгадайте сказку!

По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра.

Дети: Русская народная сказка «По щучьему велению».

Учитель: Кто главный герой этой сказки?

Учитель: На чём Емеля любил кататься?

Дети: Емеля любил кататься на печке.

Учитель: И вот у Емели случилась беда. Печка сломалась. Помогите Емеле отремонтировать его средство передвижения. Тот ряд, который выполнит задание без ошибок, тот и поможет Емеле. Учитель пускает по рядам три печки с написанными на них словами с пропущенными буквами. Дети заполняют и передают друг другу.

Определяются места по рядам.

Аналогично проводятся игры «Поймай рыбку!», «Накорми обезьяну!», «Чей самолёт быстрее?», «Чей кораблик быстрее?», «Чей трактор быстрее?» и т.п.

«Яйцо с секретом». (Двойная игра)

На доске помещается «Киндер». Он предлагает нам поиграть в «яйцо с секретом». (Это самая любимая игра у детей по словарной работе).

Используются киндер яйца по количеству учащихся в классе. В каждом яйце листок со словарными словами, в которых пропущены буквы. Дети вставляют их. Яйцо с секретом то, в котором лежит листочек со штампиком «учитель». Можно от руки сделать какую-либо другую пометку. Учитель проходит по рядам с яйцами. Каждый выбирает себе яйцо. Кому’ досталось такое яйцо – становится на следующем уроке учителем этапа урока по словарной работе. Этот ученик-«учитель» дома заранее готовит слова с непроверяемым написанием, думает – кого из детей вызовет к доске, а кого назначит проверяющими. На следующий день вызывает трёх учащихся к доске, назначает проверяющих с каждого ряда и диктует свои слова.

Словарный диктант можно проводить с помощью ТСО. (Презентации)

Таким образом, включение этих упражнений в лексическую работу на уроках позволяет решать не только языковые задачи, воспитывать любознательность ребят, но и снижать учебную нагрузку. Дети охотно работают с синонимами, антонимами, фразеологизмами, их занимает и радует процесс подбора точного, выразительного, образного слова.

Считаю, что такую работу нужно проводить регулярно на уроках русского языка, и на уроках литературного чтения.

Источник

Статья «Лексическая работа на уроках русского языка»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПРОНИНА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МБОУ «2-МИХАЙЛОВСКАЯ СОШ»

СОРОЧИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Понятие о лексике. Лексическое значение слова……………………… 5

1.2. Речевые ошибки младших школьников……………………………. …. 9

Особенности лексической работы на уроках русского языка…………………………………………………………………….. 13

Анализ программных требований и учебников для начальной школы……………………………………………………………………. 18

Комплекс упражнений для лексической работы на уроках русского языка 2 класса ……………………………………………………………………. 24

Стандарт начального общего школьного образования по русскому языку предусматривает в разделе «Лексика» изучение однозначности и многозначности слова, синонимии и антонимии слов, прямого и переносного значения и употребления слов, а также умение школьников пользоваться различными словарями русского языка. [13, с. 42]

Неисчерпаемые запасы творчества кроются в лексике русского языка. Лексическая работа над словом даёт широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учебном процессе, способствует повышению интереса к знаниям, развивает интеллект.

Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом, как единицей лексической системы, со значением слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает необходимые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся. Такое изучение лексики открывает перед учащимися еще один уровень языковой системы.

Актуальность данной темы заключается в том, что усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в начальной школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Таким образом, проблема исследования заключается в изучении и практической реализации методов и приемов работы над лексическими ошибками младших школьников.

С учетом актуальности проблемы исследования, его тема сформулирована следующим образом: «Лексическая работа на уроках русского языка».

Объектом исследования является образовательный процесс на уроках русского языка.

Предметом исследования является лексическая работа на уроках русского языка.

Цель работы – предложить комплекс упражнений для лексической работы на уроках русского языка во втором классе.

— на основе анализа лингвистической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы;

— раскрыть особенности лексической работы на уроках русского языка;

— проанализировать программы и учебники для начальной школы;

— составить комплекс упражнений для лексической работы на уроке во втором классе.

Методы исследования: анализ литературы, изучение передового опыта, изучение педагогической документации, сравнение, реферирование, операции с научной терминологией.

ГЛАВА I . Теоретические основы лексической работы на уроках русского языка.

Понятие о лексике. Лексическое значение слова.

В процессе совместной трудовой деятельности, в своей общественной практике люди познают предметы, качества, явления; и определенные признаки этих предметов, качеств или явлений действительности служат основой значения слова. Поэтому для правильного понимания значения слов необходимо широкое знакомство с общественной сферой, в которой слово существовало или существует. Следовательно, в развитии значения слова немаловажную роль играют внеязыковые факторы.

В зависимости от того, какой признак положен в основу классификации, в современном русском языке могут быть выделены четыре основных типа лексических значений слов.

По связи, соотнесенности с предметом действительности, т.е. по способу наименования, или номинации, выделяются значения прямое, или основное, и переносное, или непрямое.

Прямым значением называется такое, которое непосредственно связано с предметом или явлением, качеством, действием и т.п. Например, прямыми будут первые два значения слова рука: «одна из двух верхних конечностей человека от плеча до конца пальцев. » и «. как орудие деятельности, труда».

Переносным является такое значение, которое возникает в результате не прямой соотнесенности с предметом, а через перенос прямого значения на другой предмет вследствие различных ассоциаций. Например, переносными будут следующие значения слова рука:

1) (только ед.) манера письма, почерк; 2) (только мн.) рабочая сила;

3) (только мн.) о человеке, лице (. с определением) как обладателе, владельце чего-либо; 4) символ власти; 5) (только ед., разг.) о влиятельном человеке, способном защитить, оказать поддержку; 6) (только ед.) о согласии кого-либо на брак, о готовности вступить в брак.

Связи слов, обладающих прямым значением, меньше зависят от контекста и обусловлены предметно-логическими отношениями, которые достаточно широки и относительно свободны. Значение переносное гораздо больше зависит от контекста, оно обладает живой или частично потухшей образностью.

1) фразеологически связанным значением называется такое, которое возникает у слов в определенных лексически неделимых сочетаниях. Они характеризуются узкоограниченным, устойчиво воспроизводимым кругом слов, связи которых между собой обусловлены не предметно-логическими отношениями, а внутренними закономерностями лексико-семантической системы. Границы употребления слов с этим значением узкие. Так, у слова закадычный переносное значение «искренний, задушевный» реализуется, как правило, только в сочетании со словом друг (дружба);

По характеру выполняемых номинативных функций выделяются значения собственно номинативные и экспрессивно-синонимические.

Номинативными называются такие, которые прямо, непосредственно называют предмет, явление, качество, действие и т.д. В их семантике, как правило, нет дополнительных признаков (в частности, оценочных). Хотя со временем такие признаки могут и появиться. (В этом случае развиваются разного рода переносные значения, но эта группа выделяется по другому классификационному признаку.

Собственно номинативным значением обладают, например, слова писатель, помощник, шуметь и мн. др.

Таким образом, лексикологией называется раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав. Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолированно от языка. Лексика русского языка представляет систему взаимосвязанных и взаимообусловленных языковых единиц. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков.

Речевые ошибки младших школьников

В устной и письменной речи младших школьников встречается много ошибок, которые в методике обучения русскому языку называют речевыми. К определению «речевая ошибка» ученые подходят по-разному.

В работах М. Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма». [3, с. 152]

Цейтлин С. Н. понимает под речевыми ошибками «любые случаи отклонения от действующих языковых норм». [20, с. 3] При этом языковая норма – «это относительно устойчивый способ (или способы) выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, закрепленный в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества». [4, с. 19]

Наиболее полное определение речевых ошибок и недочетов дано в работах Т. А. Ладыженской. По ее мнению «весь отрицательный языковой материал делится на ошибки и недочеты. Ошибка – это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного языка… Недочет – это нарушение требований правильности речи, нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, т. е. богатой, точной и выразительной». [2, с. 30]

Словарный запас учеников начальных классов отличается от лексикона старших школьников. Дети не сразу усваивают лексическое значение многих слов. Среди особенностей словаря учащихся начальной школы можно выделить:

недостаточное знание глагольных синонимов,

сравнительно небольшой словарный запас,

неточность употребления слов в речи,

проблемы в семантизации многозначных слов,

несоответствие слова и понятия,

трудности в усвоении абстрактной лексики.

Из-за бедности словаря для младших школьников характерны частые повторы, неточные употребления слов в речи. Но даже при правильном их использовании, значения слов в сознании учеников носят житейские представления: «лететь – двигаться на большой высоте над землёй» [11, с. 93], «герои – это смелые и храбрые люди, работают в МЧС, они спасают людей, которые попали в беду». [1, с. 54] В процессе изучения понятий ученики начинают мыслить отвлеченно.

Проблемы у детей возникают при усвоении многозначных слов. В сознании школьников они, обычно, представлены одним конкретным значением. Фразу «держитесь правой стороны» первоклассники воспринимают буквально: «держаться руками за правую сторону, за перила». [9, с. 132] Ученикам легче объяснить семантику нового слова, чем уже знакомого.

Если многозначное слово выступает как термин, то детям потребуется много времени, чтобы оно наполнилось новым содержание. Работа над такого рода лексикой может помочь решить одну из задач обучения – развить в ребёнке творческое, проблемное мышление. В начальных классах учащиеся активно пополняют свой словарный запас, испытывают повышенный интерес к освоению языка. На этом этапе необходимо развивать в ребёнке такие качества речи, как точность и логичность. «Проблемные задачи, составленные на лексическом материале, основанные на использовании средств языковой выразительности, таких как явления полисемии, омонимии, синонимии, антонимии, эффективно влияют на развитие основ проблемного способа мышления у младших школьников» [14, с. 28], развивают у них умение правильно употреблять слово в соответствующем контексте и способствуют устранению речевых ошибок.

Отвлечённые понятия также вызывают трудности у младших школьников. Причина – более развитое наглядно – образное мышление. Полезно знакомить детей со словами группы «Человеческие отношения» (такими, как: безжалостный, вежливость, грубый, доверять, ласка, правда, преданный, чуткий, щедрость и др.). Стоит учесть, что у девочек лексика человеческих отношений больше, чем у мальчиков, у которых словарь основан на предметном мире. Такая работа поможет не только обогатить словарный запас учащихся, но и сформировать нравственные положительные качества личности.

К числу речевых ошибок относится неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма. В начальных классах работа над подобными ошибками затруднена почти полным отсутствием теоретической основы: те краткие грамматические сведения, которые предусмотрены программой начальных классов, совершенно недостаточны для исправления и предупреждения речевых ошибок. Для планомерной, систематической работы по совершенствованию речи детей необходимо знать виды наиболее типичных речевых ошибок и недочетов. Изучение таких ошибок, а также исследование причин их возникновения может послужить базой для их исправления и предупреждения. [12, с. 481]

Речевые ошибки делятся на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические.

В данной работе исследуется лексическая работа на уроках русского языка и поэтому остановимся на лексико-стилистических ошибках более подробно. Охарактеризуем пять наиболее типичных ошибок этой группы:

1. Повторение одних и тех же слов: У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, мышей у нас нет. Наша Мурка очень ласковая, все время ласкается.

Причины ошибки — во-первых, малый объем внимания учащегося: он забыл, что только что употребил слово, и выбирает его снова. Само же повторение вызывается тем, что это слово уже активизировано, на что указывал И. П. Павлов: «Если вы имеете для определения одного и того же предмета несколько слов, у вас есть тенденция повторять то слово, которое вы только что написали или произнесли. Это происходит потому, что тонус этого слова выше и он индуцирован»

Вторая причина ошибки — бедность словаря: у пишущего или говорящего нет достаточного выбора, он не владеет синонимией, не умеет пользоваться местоимениями для замены повторяющихся слов.

Младшие школьники сравнительно легко обнаруживают и исправляют повторы, если они, получив соответствующие указания учителя, внимательно перечитывают свой текст. Тем не менее повторение слов и сочетаний — очень стойкая ошибка.

2. Употребление слова в неточном или несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков. Примеры: Река покрылась модным льдом (у А.С. Пушкина: Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета); В тот день была оттепель, было 10 градусов мороза; Чапаевцы строчили из автоматов; Мы перешли через горный курган (нужно: хребет).

Ошибки такого типа — следствие невысокого общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря. Они свойственны в первую очередь слабо развитым детям. (В каждом отдельном случае, кроме общей, свои причины.) Например, автоматы у чапаевцев — анахронизм, плохое знание истории техники. Смешение слов курган и хребет могло произойти потому, что слова редко употреблялись школьниками, оказались мало активизированными и близость их значений привела к смешению.

3. Нарушение общепринятой (фразеологической) сочетаемости слов: Ветер постепенно принимал силу (надо: набирал силу); Вышел красный молодец на бой со Змеем (народно-поэтическому языку свойственны сочетания добрый молодец и красна девица); Коле выдали благодарность (надо: объявили благодарность, или: выдали премию). Причина ошибок — малый речевой опыт, бедность фразеологического запаса.

4. Употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски: Чапаевцы из станицы бежали к реке (лучше: отступали, отходили); Он почувствовал, что утопает в болоте, его засасывало все глубже (лучше: тонет; слово утопает уместно лишь в поэтическом тексте); Уже весна хозяйничает в лесу. Зацвела черемуха, березы покрылись клейкими листочками. В нашей школе провели интересное мероприятие — прогулку в лес (слово мероприятие, уместное в деловой речи, совсем неуместно в художественном рассказе). Ошибки подобного типа связаны с недостаточным чутьем языка, с непониманием стилистических характеристик слова.

5. Употребление диалектных и просторечных слов и сочетаний: Петя шел взади (т. е. сзади); Обратно пошел дождь (т. е. опять); Вперед всех к реке прибежал Вова (т. е. быстрее всех, раньше всех, первым); поклал вместо положил, здоровый в значении большой и т. п. Подобные слова дети употребляют под влиянием речи родителей, своего семейного речевого окружения. Устранение диалектизмов и просторечий возможно только на основе формирующегося понятия о литературном языке: младшие школьники уже могут понять, что наряду с литературным языком существуют и местные говоры.

Хотя причины лексических ошибок не одинаковы и, следовательно, неодинаковы и способы их исправления и разъяснения, но есть общий путь их предупреждения — это создание хорошей речевой среды, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слов в тексте, выяснение роли и целесообразности именно этого, а не какого-либо другого слова в данном контексте. [12, с. 481-483]

Учитывая указанные особенности речи младших школьников можно отметить, что для обогащения лексикона детей необходимо уточнять и развивать значения слов, добиваться понимания учениками переносных значений слов и осмысления лексики, её употребления.

Особенности лексической работы на уроках русского языка

Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьниками, по мнению М. Р. Львова, стоят две задачи: задача качественного накопления в памяти ребенка достаточно большого количества слов (у семилетнего ребенка, по результатам обследований, этот запас колебания от 3 до 8 тысяч слов) со всеми оттенками их значений; задача активности, готовности словаря в речевой деятельности, т.е. быстрого и точного выбора слов, включая их в предложения и текст в прямом и переносном значении. [8, с. 45]

Исследования ученых показывают, что к окончанию начального обучения школьник имеет в своем словарном запасе от 7-8 до 10-15 тысяч слов. Благодаря урокам русского языка и литературы, ребенок усваивает, по мнению исследователей, более половины этих слов. Следовательно, от качества работы учителя над лексическим составом русского языка напрямую зависит уровень владения школьниками словарными единицами (словами и фразеологическими оборотами).

По мнению Львова М.Р., для обогащения и активизации словаря школьников, на каждый урок следует планировать работу над 5-7 словами и значениями. А также работу над многозначностью, над оттенками значений, эмоциональными окрасками, сочетаемостью и особенностями употребления, важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов. [8, с. 134]

Развитие речи самая сложная область методики преподавания русского языка. Несмотря на то, что появились многие научные исследования, раскрывающие лингвистические, методические и психологические основы развитие речи, еще многие учителя испытывают трудности в организации этого процесса: зачастую мы видим, что речь сегодняшних школьников по-прежнему бедна, невыразительна, однообразна, засорена нелитературными словами. Ответы детей на уроках, а также письменные творческие работы говорят о бедности лексического запаса, не развиваются умения владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов.

Причин такого положения несколько: учитель иногда недостаточно хорошо владеет словом; не всегда в распоряжении учителя имеется достаточное количество специально разработанных лингвистических заданий по теме “Лексика”. Одной из главных причин является то, что не у каждого сложилось модель работы со словом на лексическом уровне, как в лингвистическом, так и в методическом аспектах. [19].

Для успешного осуществления лексической работы учителю надо хорошо знать основные теоретические положения лексикологии, уметь раскрыть сущность теоретических понятий лексикологии на практическом материале. Важнейшими понятиями лексикологии являются понятия: “слово”, “значение слова”, “лексическое значение”, “многозначность”, “омонимия”, “синонимия”, “антонимия”.

Методические основы организации работы на лексическом уровне наиболее убедительно раскрыты М.Р.Львовым. Он определяет две главные задачи, стоящие перед учеником и учителем:

задача обогащения словаря учащихся;

задача активизации словаря. [7, с. 234]

В системе обогащения словаря автор обращает внимание на необходимость учета источников, которые влияют на речь детей, называет среди них по степени значимости такие, как:

речевая среда в семье, среда друзей;

речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение;

учебная работа в школе (учебники, речь учителя);

словари, учебники. [7, с. 256]

Наилучшим источником обогащения речи является живое общение и литература, где слово сверкает всеми своими гранями. Важны в рамках данной работы приемы объяснения значений слов. Их классификация (по М.Р.Львову) такова:

1) самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение слова выясняется детьми по картинке, по сноске в книге, по словарю в учебнике, по толковому словарю или словарям смысловых системных связей слов, по контексту, в результате морфемного анализа слова;

2) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителя, введение слова в текст, который разъясняет его значение, выяснение значений слова через этимологический или словарнообразовательный анализ; помощь учителя в поиске слов по словарю; обучение использованию словарей и справочников. [7, с. 303]

Важно определить перечень лексико-семантических тем, которые могут быть раскрыты на лексическом уровне в начальной школе. В этот перечень входит работа:

с синонимами, омонимами (термин можно не вводить);

с антонимами, с паронимами, с устаревшими словами, имеющими оттенки значения и экспрессию;

Существенным для организации лексической работы является определение содержания и поэтапности работы над лексическими явлениями. М.Р.Львов выделяет четыре ступени работы над лексико-семантическими объектами:

обнаруживание слова, нуждающегося в толковании в тексте, исследование особенностей слова: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы;

семантизация (объяснение значений слова) – одним или несколькими способами; занесение слова в словарик;

выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом и другие;

введение новых слов в текст, свою речь, то есть их активизация, употребление в коммуникативных целях;

Важным для организации словарной работы является выбор соответствующих данному направлению учебных упражнений. С целью активизации словаря современная методика рекомендует такие упражнения:

толкование нового слова, его запись; подбор синонимов к слову, антонимов, выявление значений, если слово многозначно;

составление словосочетаний с изучаемым словом, практическая проверка сочетаемости с другими словами;

составление предложений с изучаемым словом;

словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом. [7, с. 349]

ГЛАВА II . Методические основы лексической работы на уроках русского языка

2.1. Анализ программных требований и учебников для начальной школы.

В программе начальной школы слово рассматривается в лексическом и грамматическом плане. Программа “Русский язык” (для четырехлетней начальной школы) Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С предусматривает лексическую работу в течение всех четырех лет обучения. Дети занимаются грамматикой и правописанием, наблюдают, что слова обозначают те или иные предметы и явления действительности, имеют определенные значения, что, попадая в разные предложения, тексты, особенно в связанной речи, слова могут быть близкими или противоположными по значению. То есть происходит практическое ознакомление с лексическим значением слова, с простейшими случаями многозначности слова, со словами противоположными и близкими по значению.

Содержание учебного предмета (курса) «Русский язык» в области лексики включает:

Определение значения слова по тексту или толковому словарю.

Знакомство со словами, близкими и противоположными по значению ( синонимами и антонимами ); наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором точного слова.

Во втором классе начатая работа над лексическим значением слова продолжается. При обучении орфографии с учениками целенаправленно обсуждается вопрос: как искать проверочные слова. Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы изменения слов различных частей речи и подбора родственных слов. При этом особо выделяется один: объяснение значения слова ( сИлач – это тот, кто сИльный и т.п.). Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой и в целом способствует повышению осознанности письма.

В третьем классе п роявление пристального внимания к значению слов потребовало разведения понятий: «лексическое» и «грамматическое» значение (для учащихся – «значение основы» и «значение окончания»). Для лучшего осмысления изучаемых грамматических категорий числа, падежа, времени, лица включены наблюдения за значением, передаваемым той или иной формой.

В четвертом классе изучаемый материал группируется вокруг понятий: «слово», «словосочетание», «предложение», «текст». Слово как основная единица языка выносится на рассмотрение дважды: сначала обсуждается на уровне морфологии, а затем лексики; параллельно закрепляются знания учащихся о назначении, возможных значениях, особенностях использования и написания различных морфем. Кроме того, после знакомства со значениями словосочетаний, учащиеся получают возможность научиться по смысловым вопросам разграничивать виды второстепенных членов предложения. [18, с. 7-14]

В результате обучения в начальной школе в области лексики выпускник научится:
– осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;

– выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;
– распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);
– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов;
выпускник получит возможность научиться:

выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;

понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении. [18, с. 26]

Остановимся подробнее на лексической работе, проводимой на уроках русского языка во 2 классе по программе «Гармония». Содержание курса включает осознание важности понимания значения слова (в том числе для правильного его написания). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю. Знакомство со словами, близкими и противоположными по значению ( синонимами и антонимами ); наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором точного слова. Представление о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов.

М. С. Соловейчик считает, что «обучение школьников соблюдению требований культуры речи хотя и имеет место на уроках русского языка, но проводится беспорядочно, в слишком малом объеме». [17, с. 279] Для решения данной проблемы автор предлагает «сочетание работы над тем или иным вопросом культуры речи с изучением основного программного материала». [16, с. 23]

В учебнике русского языка 2 класса М. С. Соловейчик предлагает упражнения, связанные с лексической работой на уроке по разделу «Состав слова». [16, с. 23] Рассмотрим примеры некоторых упражнений.

1.Тема “Родственные слова”. Детям предлагаются пары слов: дом – домик, гриб – грибок, и предлагается ответить на следующий вопрос: “Как вы думаете, можно ли сделать такой вывод: раз эти слова близки по значению, то они всегда могут заменить друг друга в нашей речи?” Детям предлагаются предложения: Построили большой домик. Нашли крохотный гриб. Делается вывод после анализа предложений.

2. При знакомстве с корнем даются предложения для редактирования:

Летчики переночевали ночь в лесу. 7 ноября весь народ празднует праздник. В рассказе рассказывается о животных.

Дети выделяют корни у родственных слов и делают вывод «употребление рядом или близко однокоренных слов создает неблагозвучие, его всегда можно избежать, обратившись к богатым возможностям нашего языка». [16, с. 23]

3.Тема «Приставка». Задание детям: «исправить ошибку в слове учувствовал, выделите ту часть, которая выбрана неверно».

4.От слов, называющих действие, образуйте однокоренные слова, называющие предметы.

5.Спишите. Выберете из двух слов, данных в скобках, одно, правильное для данного предложения:

Около школы вьюга (намела, замела) большой сугроб.

Около школы вьюга (намела, замела) все дорожки.

Аналогичную работу М. С. Соловейчик предлагает проводить и в рамках раздела «Части речи». Примеры заданий:

2 класс. Тема: Части речи. [5, с. 127]

Задание: Составьте пары слов, распределяя их по столбикам в зависимости от рода имени существительного. Запишите их, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

М. р. какой? Ж. р. какая? Ср. р. какое?

Месяц, луна, солнце – ярк…; костюм, рубашка, платье, пальто – нов…; арбуз, вишня, яблоко – красн…; джем, начинка, варенье, повидло – вкусн….

Приведенные примеры упражнений не исчерпывают всего разнообразия упражнений, которые используются в работе по культуре речи. «Показаны те примеры, которые предоставляют богатые возможности для обучения грамматике и орфографии с расширением речевого опыта детей, с совершенствованием их умений пользоваться средствами языка». [15, с. 34]

Для накопления опыта использования средств языка М. С. Соловейчик предлагает «обобщенную типологию упражнений, помогающих младшим школьникам учиться формулировать мысли в соответствии с требованиями культуры речи». [17, с. 281]

Наблюдение за употреблением средств языка в образцовом тексте. «Найдите слова, помогающие нам увидеть, представить…, слово, рисующее…, точно называющее…, подчеркивающее…» – вот некоторые из предлагаемых заданий.

Очень эффективным приемом является лингвистический эксперимент, при котором текст «портится» для того, чтобы путем сопоставления убедить учащихся в точности, выразительности авторского варианта.

Под голубыми небесами,

Под голубыми небесами,

Редактирование высказывания с точки зрения использования в нем языковых средств. Для подготовки такого упражнения нужна картотека детских ошибок. Учитель обращается к той или иной ее рубрике в зависимости от грамматико-орфографической темы урока.

Конструирование единиц из заданных элементов более низкого уровня: словосочетаний и предложений из слов, слов из морфем. Подобные упражнения имеются в учебнике «Русский язык» 2 класс [5, с. 52], тема «Состав слова». Приведем пример: «От слов летел, кричал, вез, крыл, нес образуйте слова с приставками за-, на-, от-, пере-, по-. Запишите слова, выделите приставки.

Составьте предложения со словами: залетел, отлетел, налетел, перелетел». [5, с. 49]

Трансформация конструкций, например изменение порядка слов, их пропуск, соединение двух предложений в одно.

Не было ветра, но все листья падали и падали в саду.

5. Подбор слов, составление словосочетаний, придумывание предложений с заданным предметом речи, для выражения определенной мысли и т. д. Например, глядя на картинку, подобрать такие слова, которые помогли бы передать…

К концу 2 класса в области лексики у ченик научится:

– понимать необходимость учёта значения слова при его использовании в речи, записи, выяснении строения;

– объяснять значения слов для решения орфографических задач в корне слова;

– выделять среди предложенных слов слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы), группировать их.

Ученик получит возможность научиться:

– самостоятельно подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы;

– замечать наличие в языке слов, имеющих не одно значение.

Таким образом, лексическая работа носит пропедевтический характер, то есть подготавливает учащихся к систематическому изучению лексики.

Комплекс упражнений для лексической работы на уроках русского языка 2 класса.

На уроках русского языка в начальных классах наблюдения за языковыми явлениями способствуют развитию творческого потенциала детей, самостоятельности их мышления, формированию познавательного интереса младших школьников.

Мы предлагаем младшим школьникам следующие упражнения для формирования лексической грамотности:

Система заданий, ориентированная на понимание лексического значения слова.

Задание 1. Найди лишнее слово. Объясни, почему.

Стул, диван, кровать, тарелка.

Щука, карась, окунь, рак.

Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик.

Саша, Маша, Коля, Лена, Егоров.

Ветка, яблоня, цветок, птичка, виноград.

Заяц, волк, лось, кабан, овца.

Ухо, лицо, нос, рот, глаз.

Рысь, медведь, тигр, кошка, лев.

Гусь, лебедь, павлин, курица, кролик.

Задание 2. Назови как можно больше слов, обозначающих то, что может: идти, лететь, спать.

Например, лететь может – самолет, парашют, планер, птица и т.д.

Задание 3. Назови слово по его значению.

Подпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда и кому посылают письмо и т.д. (адрес)

Учреждение, где приготовляют и дают лекарства (аптека)

Часть суток от конца дня до начала ночи (вечер)

Загородный дом для летнего отдыха (дача)

Детеныш собаки (щенок)

Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе (варенье)

Помещение для стоянки и ремонта автомобилей (гараж)

Лиственное дерево с белой корой (береза)

Торжественный день в честь или память кого-либо, чего-либо (праздник)

Задание 4. Определи предмет по его описанию (каждый ребенок составляет описание своего предмета, а затем предлагает классу, не называя предмета). Помни правило: сначала надо сказать, к какому классу принадлежит предмет, а затем назвать его отличительные признаки.

Задания, направленные на самостоятельное осознание синонимических отношений.

Задание 1. Сравни два текста. К выделенным словам из первого текста найдите близкие по значению слова из второго текста. Объясните, почему вы выбрали эти слова.

Чиста небесная лазурь.

Теплей и ярче солнце стало:

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Осень…время раздумий и грусти. Посмотри на небо. Его голубизна кажется далекой волшебной мечтой. Где ты, яркое солнце? Иссякла твоя сила. И все вокруг безмолвно говорит мне о том, что лето прошло.

Задание 2. Объедини слова так, чтобы в каждой группе были слова, близкие по значению. Объясните свое распределение. Что общего между словами, входящими в каждую группу. А есть ли между ними какие-то отличия?

Жестокий, безжалостный, беспощадный, свирепый, кровожадный, неуклюжий, нескладный, мешковатый, жестокосердный, немилосердный, неловкий;

Желать, сообщение, хотеть, новость, задира, весть, драчун, известие.

Задание 3. Выберите слова-синонимы, сгруппируйте их. Докажите, что это слова, близкие по значению.

родина вьюга дряхлый буран

метель отчизна опрятный караульный

аккуратный ветхий отечество сторожить

старый дозорный лелеять пурга

сторожевой стеречь холить караулить

охранять ласкать скорбеть не жить

горевать печалиться грустить тужить

Задание 4. Объясните значение слов. Что общего в значении слов каждой строчки? А чем они отличаются? (выясни по толковому словарю).

— рассказ, повествование, история;

— старый, дряхлый, ветхий.

Выделение в контексте слов противоположных по смыслу; подбор антонимов к слову.

Составление словосочетаний и предложений.

Цель заданий – научиться подбирать по смыслу правильные слова в предложения и словосочетания.

Задание 3. «Кто больше?» К любому слову подберите подходящие по смыслу имена прилагательные (глаголы).

Сирень, помидор, морковь, огурец, осина …

Задание 4. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из «Слов для справок».

Слова для справок: блестеть, гореть, светить, сиять, сверкать.

Упражнения с многозначными словами.

Задание 1. Прочитайте стихотворение В. Остена «Дорога». Выпишите все значения слова «дорога». Как называются такие слова?

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку бегущую рядом.

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И сини выси над нами…

А вскоре пополнится новым

Значеньем привычное слово.

Представьте: готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с её экипажем,

Стоящим у звёзд на пороге,

Мы просто и буднично скажем:

— До встречи! Счастливой дороги!

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

(полоса земли, предназначенная для перемещения, путь сообщения;

путь следования, место по которому надо пройти;

путешествие, пребывание в пути;

дать возможность действовать, добиваться чего-либо)

Задание 2. Допишите слова, поясняющие многозначность данных слов. Например: колокольчик – цветок, звонок.

( нос – корабля, человека, ботинка

дворник – машины, профессия

золотая – цепочка, коса, осень, мастерица

барабанит – дождь, барабанщик, пальцами

кран – подъёмный, водопроводный

язык – колокола, ботинка, иностранный)

Задание 3. Составьте словосочетания, в которых слово «мягкий» употребляется в различных значениях. Значения не должны повторяться.

Мягкий …. – нежёсткий. (Мох, хлеб)

Мягкий …. – нетвёрдый. (Воск)

Мягкий …. – нерезкий. (Свет)

Мягкий …. – уступчивый. (Характер)

Мягкий …. – тёплый. (Климат)

Мягкий …. – буква. (Знак)

Мягкий …. – звук. (Согласный)

Задание 4. Допишите к данным словам такие существительные или прилагательные, чтобы исходное слово имело прямое и переносное значение.

Живописная (что?) — …. (картина, местность)

В данной работе представлены лишь некоторые из возможных упражнений, которые можно рекомендовать при работе над лексическим значением слова. Эти упражнения позволят учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

В начальной школе в область изучения лексикологии входит изучение однозначности и многозначности слова, синонимии и антонимии слов, прямого и переносного значения и употребления слов, а также умение школьников пользоваться различными словарями русского языка.

Практика работы показывает и подтверждает эффективность хорошо продуманной системы словарной работы, суть которой в том, чтобы слово школьником было правильно воспринято в тексте, понятно со всеми его оттенками и особенностями, входило бы в активный словарь и было употреблено самостоятельно в нужной ситуации.

Лексика непосредственно связана с другими его разделами, и в частности с грамматикой. Слова, обозначая явления объективной действительности и имея лексическое значение, в то же время относятся к тому или иному лексико-грамматическому разряду. Поэтому знание значений слов важно не только для расширения словаря, но и для усвоения морфологических и синтаксических понятий, поскольку каждая грамматическая категория представляет собой единство лексической и грамматической сторон.

Для обогащения лексикона детей необходимо уточнять и развивать значения слов, добиваться понимания учениками переносных значений слов и осмысления лексики, её употребления. В школьной практике используются различные приемы ознакомления с новыми словами и их значениями: выяснение значения путем показа картинки или макета; уточнение значения по толковому словарю; набор синонимов и антонимов; включение нового слова в словосочетание или предложение и т. д.

Анализируя программу «Гармония», а именно курс русского языка, автором которого является М. С. Соловейчик, можно сделать вывод, что лексическая работа на уроках русского языка помогает обеспечить предметную подготовку младших школьников и сформировать у них универсальные учебные действия в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Представленный во второй главе комплекс упражнений дополняет проводимую на уроках работу над лексическим значением слова, способствует развитию творческого потенциала детей, самостоятельности их мышления, формированию познавательного интереса младших школьников.

Бобровская, Г.В. Абстрактная лексика в языковом сознании младшего школьника / Г. В. Бобровская // Начальная школа. 2004. № 5. С 54.

Богуславская, Н. Е. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991. 240 с.

Валгина, Н. С. Современный русский язык: учебник / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. М.: Изд-во Логос, 2002. 528 с.

Горбачевич, К. С. Изменение норм русского литературного языка / К. С. Горбачевич. Л.: Просвещение, 1971. 264с.

Закожурникова, М. Л. Русский язык: Учебник для 2 кл. трехлет. нач. шк. / М. Л. Закожурникова и др. М.: Просвещение, 1989. 208с.

Лекант, П. А. Современный русский литературный язык / П. А. Лекант и др. М.: Высшая школа, 1996. 462 с.

Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. М.: Академия, 2007. 464 с.

Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1975. 170с.

Матвеева, А.Н. Элементы лексики в начальном обучении русскому языку / под. Ред. Рождественского А.С. // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах./ Москва: Изд –во Педагогика, 1977. 160 с.

Плотникова, С.В. Лексикон младшего школьника и его развитие на уроках русского языка/ М. С. Соловейчик // Начальная школа. 2007. № 10. С 93

Рамзаева Т. Г., Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов // «Педагогика и методика нач. обучения» М.: Просвещение, 1979. 431 с.

Савинов Е. С., Примерная основная образовательная программа об разовательного учреждения. Начальная школа (Стандарты второго поколения) / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2013. 223 с.

Саутина, Е.В. Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника // Начальная школа. 2006. № 4. с 28.

Соловейчик, М. С. Работа по культуре речи на уроках русского языка/ М. С. Соловейчик // Начальная школа. 1986. №7. с. 21 – 25.

Соловейчик М. С. Работа по культуре речи на уроках русского языка / М. С. Соловейчик // Начальная школа. 1986. №9. С. 30 – 34.

Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская. М.: Просвещение, 1993. 383с.

Соловейчик, М. С. Русский язык: программа: 1-4-й классы, поурочно-тематическое планирование: 1-4-й классы (ФГОС) / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. 376 с.

Цейтлин, С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей / С. Н. Цейтлин. М.: Просвещение, 1982. 143 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *