Лексическая загадка что такое
Лексическая загадка что такое
Общее понятие «Загадки». Виды загадок
Гаяна Фарсаданян
Общее понятие «Загадки». Виды загадок
Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки.Важно подумать над вопросами : кто? какой? на что похож? что делает?
Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.
ЗАГАДКА — это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.
Загадка – это один из видов фольклорного жанра, который подразумевает поэтическое иносказательное воспроизведение явления или предмета.
Виды загадок с примерами
1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Из куста повылезло,
По рукам покатилось,
2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.
Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?
Ответ: (Да, если трактористы – женщины).
Какое слово всегда звучит неверно?
4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:
Типичная математическая загадка «Поезда»:
Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?
Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т. к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с.искомое время равно 500:25=20 секунд.
Простая математическая задача на счет:
Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т. д. Когда второй гонец нагонит первого?
5. Сюжетные загадки.
Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.
Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”.Пример данетки:
Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.
6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.
Простейшая логическая загадка:
Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?
Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).
Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой.
7. Юмористические (“дурацкие”) загадки
обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.
Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?
Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!
8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.
Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!
9. Шарады, анаграммы, ребусы
Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.
«Понятие «Педагогика сотрудничества» В условиях современных тенденций к гуманизации и широкой демократизации образования, становления в связи с этим нового педагогического мышления.
Картотека игр на понятие величины в подготовительной группе Подготовительная к школе группа «Новогодние елочки» Цель: закреплять умение пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.
Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.
Консультация «Понятие «нравственное воспитание» в современном образовании» Нравственное воспитание – это процесс приобщения детей к моральным ценностям общества. Подрастая, ребенок постепенно знакомится с принятыми.
Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи 1.1 Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи Расстройство процессов становления произношения у детей с различными речевыми дефектами.
Фотоотчет «Общее родительское собрание» 28 марта 2019 года в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №8 «Белоснежка» проведено общее родительское.
Общее родительское собрание «Не играй с огнем» В МДОУ д/с №1 «Родничок» п. Горный состоялось общее родительское собрание на тему: «Не играй с огнем». Так как противопожарная безопасность-одна.
Понятие и типы связной речи дошкольников В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности,.
Лексические загадки для детей с ответами
Особенности развития лексики дошкольника посредством загадок
Проблема развития речи ребенка существовала всегда. Этому моменту в детском воспитании всегда уделяется достаточно много внимания, ведь речь – основа для умения понимать окружающих, общаться с ними. Умение выражать свои мысли словесно – возможность показать себя, как индивидуальность, средство коммуникации и форма самовыражения. Речь помогает регулировать поведение ребенка, при помощи слов малыш познает предметное и природное окружение.
У дошкольников словарный запас должен быть таким, чтобы он смог общаться со сверстниками и взрослыми, мог понимать литературу, телевизионные передачи, успешно обучался в ДОУ. Именно поэтому педагогика рассматривает лексическое развитие ребенка, как одну из важных задач общего его развития.
Что представляет собой лексика?
Давайте сначала определим что такое лексика, а потом перейдем к загадкам (внизу статьи)
Понятие лексики определяют, как словарный состав какого-нибудь языка. Этим словарным составом, то есть словарем, пользуется каждый человек. Однако его делят на активный и пассивный: первый вид словаря – это набор слов, которые используются в общении, второй – слова, которые человек знает, но либо не использует их, либо использует крайне редко. Интересно то, что объем активного словаря у человека в разы меньше объема пассивного.
При нормальном развитии ребенка его словарный запас должен быть следующим:
Из приведенных данных можно увидеть, что словарный запас старших дошкольников развивается гораздо быстрее, нежели у младших дошкольников.
Чтобы лексическое развитие проходило успешней, взрослые обязаны постоянно общаться с ребенком. Однако это общение не должно заканчиваться на уровне «привет-пока», «как дела» и т.п. Родители должны знакомить ребенка с названиями предметов, животных, явлений или действий, задавать вопросы, беседовать с малышом, создавать ситуации, которые помогут обнаружить неправильное употребление слов ребенком. Не стоит пренебрегать походами в зоопарк, театр, цирк или на природу – это отличный материал для расширения лексики малыша.
По степени развития речи ребенка происходит систематизация и упорядочивание его словаря, постепенно приходит понимание того, как нужно объединять слова по смыслу и семантике. Формирование лексики принято производить по таким направлениям:
Наиболее эффективными считаются занятия на лексическое развитие в форме игры. Таким образом дети запоминают и усваивают новый материал лучше и быстрее, у них развивается слуховое внимание, устанавливается правильное восприятие и воспроизведение речи. На лексических занятиях используют следующие методики:
Сегодня определяют 4 задачи, которые преследует лексическое развитие детей:
Запомнить новые слова помогают загадки по лексическим темам для дошкольников.
Загадки по лексическому развитию
Загадки – это метафорические выражения, в которых один предмет выражают посредством другого, хоть отдаленно чем-нибудь напоминающего его. Цель загадок – отгадать задуманный предмет, явление, событие и т.д. Загадки активно используются в лексическом развитии детей, ведь малышам нравится их отгадывать, они всегда их внимательно слушают, особенно если текст читается в стихотворной форме. Кроме того, загадки помогают развивать память, умение ассоциировать и сопоставлять предметы, логическое мышление, воображение, обогащают словарный запас детей.
Все загадки условно можно разделить на определенные категории, например, загадки про животных и птиц, овощи и фрукты, растения, профессии, одежду, посуду и т.д. Рассмотрим самые интересные из них.
Загадки про овощи и фрукты
С хвостиком — не мышь. (репа)
Над землею невысок.
Сама на ощупь гладкая,
А укусишь – сладкая. (морковь)
Красная мышь с зеленым хвостом
Из норки глядит под зеленым кустом. (редиска)
Что достали из земли,
Что в костре мы испекли,
Кушали, хвалили? (картофель)
Перед тем как его съели,
Нарыдаться все успели. (лук)
Он на дереве подрос
Этот славный… (абрикос)
Словно лампочка она,
Цвет – как желтая луна.
Каждый хочет ее скушать
Вкусную большую… (грушу)
На ветвях висят шары,
Что синеют от жары. (сливы)
Этот круглый плод большой
С яркой красной кожурой.
В странах Юга он растет,
Сок рубиновый дает. (гранат)
Семья
Этот шустрый карапузик
Весело ползет на пузе.
Он – любимый мой мальчишка,
Это младший мой… (братишка)
Вся тяжелая работа
Полностью его забота.
С молотком, пилой, лопатой
Чинит, трудится наш… (папа)
Нет милей ее на свете,
Ее очень любят дети.
И скажу я всем вам прямо:
— Всех милей родная… (мама)
Угощает нас вареньем,
Стол готовит с угощеньем,
Кексы, торт, оладушки,
Кто готовит. (бабушка)
Но теперь состарились
Загадки про птиц, насекомых и животных
Поутру я всех бужу,
Но часов не завожу. (петух)
Скворечник на дереве – наш милый дом,
Дружно и хром в нем песни поем. (скворцы)
Небольшой такой на вид,
но противно он звенит,
он летает вновь и вновь,
чтоб отведать нашу кровь. (комар)
Он работник настоящий,
Он безумно работящий.
Под ольхой в лесу густом
Из листочков строит дом. (муравей)
На цветочек у ворот
Не пчела, и не коза.
Кто же это? (стрекоза)
Ночью летает – мышей добывает.
Когда станет светло – летит спать в дупло. (сова)
Ой, какой огромный рот!
А зовусь я… (бегемот)
Кто по веткам бойко скачет
И взмывает на дубы?
В дереве орехи прячет,
Ежик вырос в 10 раз,
И теперь он… (дикобраз)
Зверь странный, горбатый,
Но нравлюсь ребятам. (верблюд)
Транспорт
По делам нас всех везет. (автобус)
Просто сказочный вагон!
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (троллейбус)
Ест бензин, как молоко,
Может ехать далеко,
Возит груз, зверей, людей.
Мы давно знакомы с ней. (машина)
Родилась без крыльев птица,
Ей нельзя не удивиться:
Лишь распустит она хвост –
Вмиг взлетит она до звезд. (ракета)
Дивный конь не ест овес.
Вместо ног – пара колес.
Оседлай и мчись на нем,
Лишь умело правь рулем. (велосипед)
Профессии
Снова прозвенел звонок,
Время начинать урок.
Знают дети и родитель –
Проведет урок… (учитель)
Он пропишет витамины
И излечит от ангины.
Если заболел – не плачь,
Как лечить, подскажет… (врач)
На витрине есть продукты:
Молоко, печенье, фрукты,
Нам предложит… (продавец)
Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Тяжко трудится работник –
Мастерит нам стулья… (плотник)
Учит вежливости нас,
Веселит, прочтет рассказ.
Не родитель, не писатель.
Это наша… (воспитатель)
Все обо всем
Осенью я родился дождливой
Под стволом тонкой осины.
Красивый, круглый, молодой,
С толстой ножкой, но прямой. (гриб).
В поле лестница лежит,
По ней дом большой бежит. (Поезд и рельсы)
Кто к нам вылез из скорлупки
В желтой, мягкой, пышной шубке? (цыпленок)
Нет хвоста и головы, но имеет 4 ноги. (стол)
Шел я полем по тропинке
Узрел солнце на травинке.
Только ведь не горячи
Солнышка того лучи. (ромашка)
Так быстра и ловка.
Очень любит есть кролей,
Кто она? Ответь скорей! (лисичка)
Утром раньше всех встает,
Звонко песню он поет.
Есть сережки, гребешок,
Нашим курицам – дружок! (Петушок)
Кто нам дарит сок томатный?
Кто вкуснейший, ароматный?
Солнце любит тот сеньор –
Спелый красный… (помидор)
В воздухе немножко,
На детской ладошке. (снежинки)
Над полем парашютики
Качаются на прутиках. (одуванчики).
Найти интересные загадки по лексическим темам можно в специальных литературных пособиях или на страницах интернета. Очень важно правильно подбирать подобные произведения, учитывая возраст ребенка, его развитие, возможность мыслить логически. Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать стихотворные загадки. Детки постарше прекрасно справятся с нерифмованными головоломками. В любом случае, чтобы малышам было интересно, стоит обыгрывать загадки с помощью наглядности, игрушек и действий.
Урок-игра по Лексике в 5 классе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок-игра по теме: «Лексика» в 5 «Б» классе
повторить основные лексические понятия;
развивать умения давать лексическое толкование слову, подбирать синонимы, антонимы; развивать интерес к слову посредством игры, загадок
формировать понятие о языке как развивающемся явлении, воспитывать
любовь к языку, развивать логическое мышление
Оборудование: выставка словарей, карточки, плакаты с высказываниями.
Высказывания: 1) « Ласковое слово что весенний день» ( Пословица)
2) « Слово — великое орудие жизни» ( В.Короленко)
3) « Человек не может быть один. Высшее счастье,
Повторение: — Что такое лексика?
— Как вы думаете, изменяется ли словарный запас, т. е. лексика, или
остается неизменным, постоянным?
Учитель: — Нам интересно и важно для каждого человека пополнять, обогащать свой
словарный запас, уметь открыть для себя слово, что оно означает.
А если нам неизвестно значение слова, то можно обратиться к словарю.
— Что значит слово « толковать»?
Сообщение о Толковом словаре ( выступает ученик)
А) Определите слово по значению:
— передвигаться по воздуху ( полет, летать)
— имеющий цвет неба (голубой, синий)
— библейское название договора (завет)
— ключ к тайнописи (код)
— мастер кинотрюков (каскадер)
— денежное наказание (штраф)
— помещение в автобусе, самолете (салон)
-лыжная гонка со стрельбой (биатлон)
— богиня войны и победы в древнегреческой мифологии (Афина)
-знак, обозначающий число( цифра).
Б) «Какое слово спряталось» ( называется слово, нужно найти «спрятавшееся» в его составе другое слово.
В) Слова-перевертыши.( Ученики самостоятельно дома подбирают слова).
Учитель. – Слова обладают способностью иметь несколько значений, важно
Г) Выбери правильное слово:
«бережный» или «бережливый» поступок
«понятный» или «понятливый» ученик
« песочная» или «песчаная» местность
« землистый» или «земельный» участок
Д) Какие существительные, в зависимости от контекста, могут писаться и с
маленькой буквы, и с большой.
Например: Сережка-сережка, Орел – орел, Весы – весы,
Панама – панама, Десна – десна и другие слова.
Е) Загадки. ( Ученики готовят дома материал).
Учитель. – Как называется слово, которое имеет одно значение?
— Как называется слово, имеющее несколько значений?
Ученик читает стихотворение А.Барто «Разговор с дочкой»
« Мне не хватает теплоты»,-
Дочь удивилась: « Мерзнешь ты и летние денёчки?»
« Ты не поймешь, ещё мала»,-
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: « Я поняла!»-
Учитель. — Почему дочка не поняла маму? ( слово «теплота» употребляется в
Учитель. – Составьте словосочетания с данными словами, употребив их в
Игла – игла сосны, швейная игла, игла ежа
Крыло – птицы, самолета, здания
Класс – школьный, дружный
Лисичка – зверек, гриб
Зеленый- — плод, зеленый юноша.
Ученики читают стихи о природе, где есть метафора.
Учитель. – Не следует путать многозначные слова с омонимами.
— Приведите примеры ( лист дерева- лист бумаги, лук растение –
_оружие, свет мир – свет луны, топить печь – топить –погружаться в
Учитель.- Омонимы широко используются в художественных произведениях,
поэзии. Вот пример омонимии уз книги стихов Якова Козловского
« О словах разнообразных, одинаковых, но разных».
Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду крынку,.
Вдруг на мишку – вот напасть-
Осы вздумали напасть!
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной,
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезут в пасть?
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
Учитель. – Такие рифмы называются омонимичными.
1. Какую строчку не может прочесть ни один ученый?( шов на ткани)
2. Всякая ли точка считается знаком препинания?(точка –след от прикосновения)
3. Всякая ли нота предназначена для певцов и музыкантов?(нота –дипломатическое обращение прав-ва к другому)
4. У каких башмаков нет каблуков?(б.-приспособление на железной дороге для
Какой город летает? ( Орел)
Какое крыло никогда не летает? ( Здания, автомобиля)
Какое государство носят на голове? ( Панама)
Ученик выступает о словаре омонимов.
Учитель. – Чтобы определить название следующего термина, послушаем стих:
Простое слово промежуток
В театре несколько минут,
Пока начнется первый акт,
Мы назовем его антракт.
На время что-то прекратив,
Мы объявляем перерыв,
В борьбе, в труде устали слишком-
Дают уставшим передышку.
После урока непременно
Нужна ребятам перемена.
— Как назовем слова, имеющие схожее лексическое значение?(синонимы)
Задания.1) Подберите слово-синоним, какое чаще употребляется.
2) Упражнение- соревнование. Кто больше подберет синонимов.
Вежливый – деликатный, учтивый, корректный, любезный, предупредительный;
Мороз – стужа, холод;
Счастье – благо, благополучие, блаженство;
Апатия – вялость, безразличие, равнодушие, инертность, невосприимчивость;
Удивительный – изумительный, необычный, поразительный, феноменальный.
Ученик читает сообщение о словаре синонимов.
Учитель.— Как мы называем слова с противоположным значением?(Антонимы)
— Укажите в предложениях антонимы. Выпишите их.
1. Делить веселье все готовы — никто не хочет грусть делить.
2. Я всю Россию из края в край прошагал.
3. Вы –свет, а я похож на тьму, вы веселы, а я печален.
— Сейчас прозвучат пословицы с антонимами.(Выступают дети)
Учитель.- Есть слова или сочетания слов, которые образуются путем
Перестановки букв, входящих в их состав. Это Анаграммы.
Дома – мода, стоп – пост, сосна – насос. Капля – пакля, топор –
Отпор, роман – норма. Колос – сокол, Нина – Инна, волос – слово.
Итоги урока. – Что такое лексика?
— Для чего мы обращаемся к словарям?
Домашнее задание. Написать сочинение- рассуждение на тему: «Роль
синонимов в нашей речи».
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДВ-127930
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 06.11.2015 301
- 06.11.2015 1685
- 06.11.2015 2040
- 06.11.2015 1064
- 06.11.2015 906
- 06.11.2015 575
- 06.11.2015 505
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.