Лексический практикум что это

Урок-практикум по теме «Лексика». 5-й класс

Класс: 5

1. Постановка целей, задач урока

2. Мотивация учащихся

3. Разминка

– Я называю понятие, а вы – раздел русского языка, в котором оно изучается.
Например, часть речи – морфология,

– Дайте определение лексики.

– Каков должен быть, по вашему мнению, лексикон современного человека, чтобы можно было беспрепятственно общаться?

4. Информация к размышлению:

– 17-томный “Словарь современного русского литературного языка” включает в себя 120 480 слов;
– в 4-томном “Словаре живого великорусского языка” В.И.Даля собрано около 200 000 слов;
– “Словарь языка А.С, Пушкина” включает 21 290 разных слов с десятками тысяч неодинаковых их значений;
словарный запас современного взрослого образованного человека, по данным ученых, составляет 10-12 тысяч слов. Лексическое значение слова дается в толковом словаре.
В “Толковом словаре” С.Ожегова (1990г.) – 70 000 слов; в четвертом издании этого словаря (2001г. выпуска) уже 80 000 слов.
– Это большой запас слов? (Да, огромный, богатый, обширный.)
– Что это за слова? (Синонимы.)
– Что такое грамматическое значение слова?(Общее значение слов как частей речи.)

– Лексическое значение бывает прямое и переносное. Например: золотое кольцо и золотая рожь.

5. Задание “Перевертыш”. Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.

Железный гвоздь, румяная девочка, глухая собака, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, колючий еж, золотые часы, черная шаль, бархатные шторы, стальная балка.

Задание: прочитайте строчки М.Ю.Лермонтова, определите значение слова играть по словарю и в тексте.

ЛЗ слова играть – веселиться, развлекаться. (Ожегов).
В тексте ЛЗ глубже и точнее. Играют (волны) – развлекаются, слово использовано в переносном значении, выступает в качестве средства, раскрывающего настроение лирического героя, его противоречивость: волны играют, а он просит бури.

Задание на карточке

В “Словаре русского языка” Ожегова слово играть имеет 5 значений. Определите ЛЗ слова играть в следующих предложениях.
а) Вася и Таня играют в мяч.
б) Витя хорошо играет на скрипке.
в) Оля играла в спектакле.
г) Луч солнца играет в хрустале.
д) Напиток играет в бокале.

Слова для справок: развлекаются; исполняет; представляла на сцене; блестит, сверкает; пенится, искрится.

6. На доске 2 рисунка с разным выражением лиц.

Лексический практикум что это. Смотреть фото Лексический практикум что это. Смотреть картинку Лексический практикум что это. Картинка про Лексический практикум что это. Фото Лексический практикум что это

– Какие выражения имеют эти лица? (Веселое и грустное.)
– Что такое антонимы?

Задание: вставьте в предложение антонимы:

– Что такое омонимы?
– Чем омонимы отличаются от многозначных слов?
– Как это определить в словаре?

7. Лексический разбор

Задание: прочитайте текст о России, определите его основную мысль, тему. Найдите в нем синонимы к слову Родина. Можно ли этот синонимический ряд продолжить?

Справка. Тема текста – мысли о Родине, основная мысль – автор с большой любовью и нежностью говорит о матушке России, вспоившей и вскормившей своих сыновей. Слова- синонимы: Родина, Отечество, Отчизна. Их роль – избежать повторов, однообразия.

– В.И.Даль собрал в своем словаре слова общеупотребительные и диалектные.

– Что такое общеупотребительные слова? (Слова современного русского языка, которые обозначают жизненно важные понятия: хлеб, земля, мир, мать, вода и т.д.)
– Какие слова называют диалектными? (Слова, имеющие ограниченную сферу употребления. Это слова народных говоров: тутошний, замолаживать, кочет и др.)

Задание: назовите диалектные слова нашей деревни. Например: изволока – прорубь, дянки – варежки, ухожа – пастбище.

– Диалектные слова используются в художественной литературе. Они служат для речевой характеристики героя, придают красочность повествованию, дают возможность представить события, героя, обстановку.

Задание: Послушайте стихотворение Н. Брауна, найдите в нём диалектные слова, объясните их лексическое значение. Почему их использует автор?

С детства вслушивался я в слово,
Я, как птицу, его ловил.
Что ни слово – было ново,
Слово ел я и слово пил
Слышал: тутошний,
Слышал: тамошний,
Слышал ёмкое: напрямки,
В речке камешки звали – камушки,
Звали ямы с водой – буки.

– Диалектные слова выступают как выразительные средства языка. Они являются своеобразным паспортом человека: по тому, как произносятся, употребляются слова, можно определить, где родился, живет человек.

8. Проверка домашнего задания:

– Кем работают ваши родители? Какие профессиональные слова вы узнали?
– Ограниченную сферу употребления имеют профессиональные слова.

9. Задание «Следствие ведут знатоки»

– Угадайте, о какой профессии идет речь, докажите справедливость своей точки зрения.

а) «Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пёстрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры».

б) «Лешему он (Римский-Корсаков) придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы».

– Что такое заимствованные слова?
– Хорошо или плохо использовать их в речи?
– Да и нет. В научной литературе не обойтись: флора, фауна, синоним и др. Но иногда заимствованные слова засоряют русский язык.)

10. Задание “Корректор”: найди ошибку в выборе слова.

а) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.
б) В конструкции есть положительные и отрицательные дефекты.
в) Из передовой бригады он перешел в отсталую.
г) В центре города построен памятник герою.

11. Задание “Переводчик»: найдите иноязычные слова и замените их русскими.

а) Он пишет мемуары.
б) Мы гордимся нашим голкипером.
в) Все работали с энтузиазмом.

– Что такое фразеологизмы?

– Русский язык располагает огромным фразеологическим богатством, фразеологизмы отражают жизнь народа с давних времен, в них – дух народа, его жизнь, обычаи, история.
Проверка домашнего задания: сообщение о фразеологическом словаре и его создателях.

12. Игра “Фразеологическое лото”

13. Задание на дом: составить рассказ по фразеологизму и сделать иллюстрацию.

14. Подведение итогов урока

– Систематизировали материал, изученный по лексике и фразеологии.
– Обогатили свой словарный запас, пополнили его новыми словами.
– Мы совершенствовали навыки работы со словарями.
– И, наконец, еще раз убедились в том, как велика роль слова!

Источник

CLEVER STRATEGIES. Лексический практикум

СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»

Преподаватель: Ирина Владимировна Криницкая, преподаватель дисциплин ОУД.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности, ОП.08 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации.

Специальности: 38.02.04 Коммерция, 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

Дисциплина: ОГСЭ.03 Иностранный язык

Перед выполнением заданий лексического практикума, преподаватель показывает презентацию “10 Clever Strategies Businesses Use For Their Utmost Benefit . Материал содержит информацию о десяти умных стратегиях, которые используются в торговой деятельности для увеличения прибыли (манипуляции с зеркалами, иллюзия дефицита, вани-сайзинг, планировка магазина, цена-приманка, купи одно – получи второе бесплатно, музыка, два различных голоса в рекламе лекарств, хлопья на уровне детских глаз, тележки очень больших размеров). Студенты сами читают текстовый материал презентации, тем самым развивая навыки чтения, обращая внимание на особенности чтения тех или иных лексических единиц, записывая и транскрибируя новые слова. Перевод также осуществляется учебной группой, преподаватель помогает в особенно сложных фрагментах.

Лексический практикум что это. Смотреть фото Лексический практикум что это. Смотреть картинку Лексический практикум что это. Картинка про Лексический практикум что это. Фото Лексический практикум что это

На основе вышеуказанной презентации разработан лексический практикум.

Студентам предоставлена презентация в формате PDF для усложнения поиска словосочетаний, чтобы не происходило элементарное копирование и автоматический перевод электронным переводчиком:

Задание: повторить материал презентации, найти в ней эквиваленты (соответствия) русским словосочетаниям:

Student: ___________________________________ Group: __________________

Find the equivalents in English in the presentation:

Источник

Конспект урока » Лексический практикум»

Тема : лексический практикум.

1.Образовательная : научить применять лексические знания в заданиях.

2.Развивающие : развивать память, умение работать с дополнительной литературой.

3.Воспитательная :воспитывать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

-Коммуникативные УУД-эффективно взаимодействовать с учителем и сверстниками;

-Регулятивные УУД-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, оценка и учет допущенных ошибок;

Познавательные УУД-овладевать различными формами познавательной и личностной рефлексии.

Оборудование : учебник, доска, тетрадь.

Тип урока : урок отработки знаний.

I .Организационный момент

-Today we are going to practice our vocabulary knowledge in different tasks.

2.Введение в языковую атмосферу( фонетические упражнения)

1)Упр.1, с.158 ( использование лексики модуля 1);

. 2) Упр. 2, с.158( употребление слов по теме «Характер»;

3)Упр.3, 158(употребление лексики по теме « Наши качества»;

2. Домашнее задание: выполнить упр.1(В)с.158, повторить ЛЕ урока.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Лексический практикум что это. Смотреть фото Лексический практикум что это. Смотреть картинку Лексический практикум что это. Картинка про Лексический практикум что это. Фото Лексический практикум что это

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Лексический практикум что это. Смотреть фото Лексический практикум что это. Смотреть картинку Лексический практикум что это. Картинка про Лексический практикум что это. Фото Лексический практикум что это

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания английского языка с учетом требований ФГОС

Лексический практикум что это. Смотреть фото Лексический практикум что это. Смотреть картинку Лексический практикум что это. Картинка про Лексический практикум что это. Фото Лексический практикум что это

Курс профессиональной переподготовки

Английский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Конспект урока Английский в использовании»

Аудирование на уроках английского языка по теме «Покупки»

Презентация по теме «Letters: semi-formal and informal»

Презентация по английскому языку на тему «Ancient egypt»

Презентация по английскому языку на тему «Ancient egypt»

Презентация по английскому языку на тему «Ancient egypt»

Презентация по английскому языку на тему «Ancient egypt»

Презентация по английскому языку на тему «Ancient egypt»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5403458 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Лексический практикум что это. Смотреть фото Лексический практикум что это. Смотреть картинку Лексический практикум что это. Картинка про Лексический практикум что это. Фото Лексический практикум что это

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Лексический практикум что это. Смотреть фото Лексический практикум что это. Смотреть картинку Лексический практикум что это. Картинка про Лексический практикум что это. Фото Лексический практикум что это

Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах

Время чтения: 2 минуты

Лексический практикум что это. Смотреть фото Лексический практикум что это. Смотреть картинку Лексический практикум что это. Картинка про Лексический практикум что это. Фото Лексический практикум что это

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Лексический практикум что это. Смотреть фото Лексический практикум что это. Смотреть картинку Лексический практикум что это. Картинка про Лексический практикум что это. Фото Лексический практикум что это

ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате

Время чтения: 1 минута

Лексический практикум что это. Смотреть фото Лексический практикум что это. Смотреть картинку Лексический практикум что это. Картинка про Лексический практикум что это. Фото Лексический практикум что это

Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах

Время чтения: 1 минута

Лексический практикум что это. Смотреть фото Лексический практикум что это. Смотреть картинку Лексический практикум что это. Картинка про Лексический практикум что это. Фото Лексический практикум что это

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок-практикум по русскому языку «Лексические нормы русского литературного языка»

Тема: Лексические нормы русского литературного языка

Обучающие : рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ их предупреждения.

Развивающие : развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви к русскому языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий

I . Организационный момент

II . Мотивация учебной деятельности

При встрече мы часто спрашиваем друг у друга: «Как дела?» И в большинстве случаев слышим ответ: «Нормально». На ваш взгляд, как это – «нормально»?

— Что вы понимаете под лексическими нормами? (Правильность выбора слова и уместность его применения)

Выдающийся писатель Л. Н Толстой утверждал: «Единственное средство умственного общения людей есть слово… Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками».

— Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?

III . Постановка цели и задач урока.

Слов в русском языке много. Но каждый человек должен найти одно-единственное, самое точное в данном контексте, самое уместное в выбранном стиле слово в определённом лексическом значении. Цель урока сегодня – вспомнить лексические нормы словоупотребления в русском языке.

IV. Актуализация опорных знаний.

1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию (синонимы)

2. Словарный состав языка (лексика)

3. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению (омонимы)

4. Основная единица языка (слово)

5. Слова, противоположные по лексическому значению (антонимы)

6. Устойчивые словосочетания, выражения, имеющие единое лексическое значение

7.Слова, имеющие одно или несколько значений (однозначные и многозначные)

8.Слова, образованные в связи с появлением новых понятий, явлений (неологизмы)

9.Слова, употребляемые только в данной местности (диалектизмы)

10. Что такое лексические нормы? (правила употребления слов в соответствии с их значением)

1. ​ Плеоназм – это повтор смысла. Например: «На фирме имеется свободная вакансия менеджера». Какая ошибка допущена в подчёркнутом словосочетании? Вакансия – свободная, незанятая должность. Совпадают значения слов: свободная и вакансия. В отредактированном виде предложение будет выглядеть следующим образом: На фирме имеется вакансия.менеджера.

Тавтология и плеоназм – ошибки, основанные на многословии. Многословие – употребление в речи большого количества лишних слов.

Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию. (на доске)

Своя автобиография; в марте месяце; объединить воедино; закономерно вытекает закономерность; главная суть; ценные сокровища; можно спросить вопрос; упал вниз; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; народный фольклор, жестикулируя руками.

3. Смешение паронимов – это неправильное употребление паронимов.

Паронимы — это однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением

Выделяют три группы паронимов:

1) ​ слова, различающиеся приставками; например, одеть ребёнка (полностью) – надеть пальто (что-то конкретное);

2) ​ слова, различающиеся суффиксами; например, командированный сотрудник (одушевлённое существительное) – командировочное удостоверение (неодушевлённое существительное);

3) ​ созвучные слова; например: адресат (получатель) – адресант (отправитель), обаяние (привлекательность) – обоняние (нюх).

(Зрительные, зрительские ) аплодисменты.

(Экономика, экономия ) времени.

(Одеть, надеть ) пальто.

Растёт число заболеваемостей гриппом (заболеваний ).(на доске)

Привезли красивую тюль и яичную шампунь (тюль и шампунь – мужского рода).

Порядок оформления сделки не прописан в законе (вместо общеупотребительного не описан )

Спасателя предоставили (представили) к награде.

Люди простодушные часто принимают желательное (желаемое) за действительное.

.Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.

.Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.

Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое

количество нового материала.

.Множество фактов — климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.

. Консервация овощей ведется из подвозимого сырья.

. ​ Необходимо подписаться в акте приёма-передачи строительных материалов.

. ​ Заведующим кафедрами представить заведующей библиотекой списки учебной литературы.

. ​ Акт составлен комиссией в составе: председатель – зам. главного бухгалтера М.Д. Пурин, членов комиссии – старший бухгалтер М.К. Дуров, бухгалтер – А.О. Лукина.

. ​ В этом документе надо поставить свою роспись.

. ​ Иван очень экономичный человек.

. ​ Катерина заранее предчувствовала свою гибель.

. ​ Павел Власов целеустремлённо стремится к своей цели.

. ​ Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из Белоруссии.

. ​ Вышел сборник народного фольклора.

. ​ На уроке дали задание написать свою автобиографию.

. ​ Дружба дружбой, а служба службой.

. ​ В июне месяце начинается сессия.

. ​ Зимой необходимо одевать шубу.

. ​24 Капитан корабля стоит за штурвалом руля.

25 В прошедшие дни прошли снегопады.

26. ​ Внезапный крик филина разрушил тишину ночи.

27. ​ Всем гостям подарили памятные сувениры.

1.Лексическое значение какого паронима сформулировано неправильно?

а) избирательный – относящийся к выборам представителей и должностных лиц путём голосования;

в) осудить – приговорить к какому-либо наказанию, вынести осудительный приговор, обвинить;

г) обсудить – выразить неодобрение кому-либо, признать неправильным.

2.Какое из перечисленных слов имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения с чем-либо»?

А) Образцовый; б) абсолютный;

в) идеальный; г) безупречный.

а) Ваш дом самый приметный на селе: крыша железом крыта.

б) Полыхающий огонь освещает его приметное, доброе широкоскулое лицо.

в) В городе появляются новые квартиры, рождаются новые приметные точки и площади.

г) Всякий знает, как дети приметны, сообразительны, догадливы.

4.В каком предложении допущена ошибка связанная с употреблением лишних слов (плеоназм)?

а) На дне лодки я нашёл половину старого весла и кое-как после долгих усилий причалил к берегу.

б) Хронометраж времени был просчитан до секунды.

в) Зимой мы надеваем тёплые вещи обычно тёмных цветов.

г) В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году.

VI. Практическая работа

Задание: Спишите, озаглавив и отредактировав предлагаемый текст. Объясните, где и почему произошло нарушение лексической нормы. Проставьте недостающие знаки препинания.

Русский язык это национальный язык великого русского народа.

В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая зовётся языком литературным.

Русский литературный язык это язык самой передовой революционной теории, язык передовой науки и техники, язык величайшей художественной литературы, мировое значение которой признано всем прогрессирующим человечеством. И.С. Тургенев звал русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным». Обращаясь к молодому поколению, Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками. »

1 группа ( ошибка – неразличение паронимов )

Письмо отправили адресанту по почте. (адресату)

Человек ведет праздничную жизнь. (праздную)

Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора. (главный)

Этот человек был полный невежа в вопросах искусства. (невежда)

Как только предоставится возможность, я поеду на юг. (представится)

2 группа ( ошибка – лексическая несочетаемость )

Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.(показывать пример)

Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.

Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. (роль)

Подавляющее количество заданий было выполнено. (большинство)

В голове у него метнулась мысль о побеге. (возникла)

3 группа ( ошибка – ошибочное употребление иноязычных слов )

Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности. ( Слово конфиденциально следует заменить русским – доверительно, импонирует – соответствует).

Презентация парфюма состоялась в прошлую пятницу. (духи).

Срок выполнения заказа может быть пролонгирован. (продлен)

Нас попросили репрезентовать некоторые материалы. (представить)

Дефекты в подготовке выпускников вскроются во время экзаменов. (недостатки)

4 группа ( ошибка – плеоназм – употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов)

Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.

О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.

Больной был немедленно госпитализирован в бол ьницу.

5 группа ( ошибка – тавтология – повторение однокоренных слов или одинаковых морфем )

Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку в проливе Ла-Манш.

Активисты активно участвуют в работе с молодежью.

В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация.

6 группа ( ошибки, связанные с неполнотой высказывания )

Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего.

Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении.

На уроках ребята хорошо ведут.

Необходимо повысить эффективность.

Я уже чувствую после болезни хорошо.

7 группа ( ошибка – неуместное употребление стилистически сниженной лексики)

Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика.

Куприн – потрясающий писатель своего времени.

Есть большое желание заполучить очередное издание детектива.

Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком.

Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания.

8 группа ( ошибка – употребление слова в несвойственном ему значении )

Костер все больше и больше распалялся, пылал. (разгорался)

Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. (в результате)

Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывает помощь» и т.п. (пользуются)

Перед началом учебы я обратно прочел рассказы А.П. Чехова. (снова)

Примечание. Нашел, во вселенной, назвал, определил, отражает, происходящие, запечатлел, развитию, назвать, выражения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *