Лексика что это 5 класс
Лексика что это 5 класс
Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξικός — «относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот речи») — совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей.
Что изучает лексика?
Лексика сама по себе ничего не изучает. Лексика – это словарный состав языка, стилистического пласта, конкретного текста или множества текстов. Изучением лексики занимается лексикология, и именно этот раздел языкознания имеют в виду, упоминая о научных изысканиях в этой области.
Итак, лексика – совокупность слов. Можно говорить о лексике языка (вообще любого, не только русского), лексике художественного произведения (к примеру, “Войны и мира” Толстого), лексике Бродского, лексике медиков, даже о “лексике подворотни”.
Минимальная лексическая единица – это слово. Аспектов изучения слов в языкознании много, и лексикология ориентирована на изучение их значения, происхождения, исследование динамики словарного состава, отражения действительности в словаре. Так, лексикология рассматривает причины появления неологизмов и способы их образования, процессы устаревания слов и выпадения их из активного словаря, разбирает значения фразеологических оборотов и сочетаний.
Лексическое значение – важнейший признак слов как самостоятельных единиц, которые выполняют номинативную функцию в языке: называют предметы и явления действительности. Лексика объединяет слова именно по значению, так же она и структурируется: образуются группы слов, сформированные по определенным характеристикам, — к примеру, антонимы. Формальные признаки слов тоже учитываются: так объединяются омонимы и паронимы.
Лексика живого языка очень динамична и пластична, в ней постоянно появляются новые слова, а иные переходят из активного словаря в пассивный – тот, которым мы не пользуемся, но значения слов понимаем.
Лексикология включает в себя разделы, изучающие слова и словосочетания в разных аспектах. Так, семантика исследует смысловые значения единиц языка, фразеология – устойчивые речевые обороты, этимология – происхождение слов и выражений, ономастика изучает имена собственные, в том числе имена и фамилии людей, лексикография – теорию и практику составления словарей, ономасиология – разбирает процессы наименования в направлении от явления или предмета к слову, его обозначающему.
Лексика
Всего получено оценок: 334.
Всего получено оценок: 334.
В данной статье, предназначенной для учеников 5 класса, рассмотрим, что такое лексика, чем данный термин отличается от термина «лексикология», какие пласты лексики бывают в русском языке.
Определение
Лексика – это совокупность слов языка, словарный состав.
Термин «лексика» греческого происхождения: «lexikos» – «относящийся к слову».
Лексика и лексикология
Раздел языкознания, который занимается изучением лексики, называется лексикологией. Это значит, что наукой, изучающей слова с точки зрения их смыслового значения, является не лексика, а лексикология.
Лексика не является разделом языкознания и тем более не является наукой.
Классификации лексики
Лексика по значению бывает однозначная и многозначная. Некоторые слова могут иметь только одно лексическое значение, некоторые – два и более.
По происхождению слова бывают исконно-русскими и заимствованными. Исконно-русскими являются те слова, которые возникли в самом русском языке, заимствованными – слова, пришедшие в русский язык из других языков.
По происхождению также выделяют старославянизмы.
По употреблению лексика в русском языке бывает общеупотребительной и ограниченной в употреблении. Общеупотребительной является лексика, использующаяся всеми носителями русского языка, независимо от их профессии или места жительства. К ограниченной лексике относятся: профессиональная (слова, употребляемые людьми определенной профессии), диалектная (слова, употребляемые жителями той или иной местности) и жаргонная (слова, употребляемые в узком, социально ограниченном кругу людей).
По смысловым отношениям лексика делится на синонимы (слова со схожим значением), антонимы (слова с противоположным значением), омонимы (слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению) и паронимы (слова, сходные по звучанию, но разные по значению).
С точки зрения истории языка лексика делится на историзмы (слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода), архаизмы (слова, вышедшие из употребления, но замененные новыми словами) и неологизмы (новые слова).
Что мы узнали?
Лексика (греч. lexikos – относящийся к слову) – это совокупность слов языка, словарный состав. Лексика не является наукой или разделом языкознания. Разделом языкознания, занимающимся изучением лексики, является лексикология. Лексика делится на различные пласты: по значению (однозначные и многозначные слова); по происхождению (исконно-русская, заимствованная, старославянская); по употреблению (общеупотребительная и ограниченная в употреблении (профессиональная, диалектная, жаргонная)); по смысловым отношениям (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы); с точки зрения истории языка (историзмы, архаизмы, неологизмы).
Лексика – что это такое, какая она бывает и как легко в ней разобраться
Лексика – это слова.
Сразу даю 5 терминов. Лексика – это слова. Абсолютно все, которые есть в нашей речи. Лексикология – это наука, которая занимается их изучением. Лексикон – это словарный запас отдельного человека, у меня он одного объема, у вас другого, у вашей соседки третьего.
Лексиколог – ученый, который занимается изучением лексики. Лексикограф – человек, который работает со словарями – создает их, корректирует. Лексикография – наука о словарях.
Теперь подробнее о лексике, то есть о словах.
Основные понятия лексики
Лексема – это то же самое, что и слово. Только более солидно и «по-научному».
Лексическое значение – что означает то или иное слово. Лексическое значение есть только у самостоятельных слов, служебные слова (предлоги, союзы, частицы) его не имеют.
Пример – что такое «храм»? Сразу представляется величественное здание, где происходят богослужения, например православный храм, буддийский храм и т. д.
Что такое «наслаждение»? Уже более сложно определить, но все равно вы понимаете, что это слово значит, можете его описать. Например, это когда «Оох, как же круто-то… Оох, наконец-то, ммм». Вот что-то типа такого.
А что такое «чтобы»? Ничего. В голове ничего не рисуется, значения никакого нет. Потому что это союз, служебная часть речи.
Слова редко бывают «однозначными». Большинство лексем в русском языке – многозначные, то есть у них несколько значений. Например, слово «предмет» – это может быть какая-то «штука» типа стола или кастрюли, а может быть «учебный предмет» – тот же русский или биология.
Синонимы – слова, у которых значение близкое, но написание разное. Например, дом, хата. Полностью одинаковых значений не бывает, всегда есть какое-то различие.
Антонимы – слова с противоположным значением: добрый – злой, да – нет.
Омонимы – слова, которые пишутся одинаково, а обозначают разные вещи: ключ может быть скрипичным, а может быть от двери. Есть тонкая разница между омонимами и многозначными словами, разберем ее в отдельной статье.
Паронимы – близкие по звучанию слова. Короче, такие, которые вы постоянно путаете. Например, адресат и адресант.
Варваризмы – от слова «варвар», то есть чужеземец. Это слова, которые в наш язык еще не вошли. Например, во фразе «какой месседж хочешь послать?» – «какое сообщение хочешь послать», «месседж» – варваризм.
Историзмы – слова, которые называют что-то, что существовало раньше. Например, боярин, холоп – сейчас нет ни тех, ни других.
Архаизмы – слова, которые использовались раньше для называния каких-то предметов, а сейчас заменились на другие. Мы сейчас говорим «жизнь», а раньше говорили «живот», сейчас говорим «глаз», раньше говорили «око».
Неологизмы – новые слова, которые кто-то выдумал, а другие еще не особо подхватили. Совсем недавно слово «лайкнуть» было неологизмом, да и «твитнуть» тоже. Сейчас они уже достаточно популярные.
Есть еще интересное понятие – концепт. Оно сложное, в школе о нем не говорят. Концепт – не совсем лексика, это то, что связывает слово и все наши мысли, воспоминания, ассоциации, которые «просыпаются» в голове, когда мы его слышим. У меня была дипломная работа по концепту «город» в творчестве Дины Рубиной, поэтому я обязательно напишу про него отдельный текст.
Какой бывает лексика
Исконной и заимствованной. Исконные слова – те, которые были созданы в определенном языке, например «мать», «дом», «сын», «овца».
Заимствованные были взяты одним языком из другого: абажур (из французского), шаурма (из турецкого), фельетон (тоже из французского).
Заимствованные слова сохраняют «приметы» заимствования, то есть черты, по которым мы можем угадать их «нерусскость». Это может быть удвоенная согласная: палладий, ванна, буква «ф»: фокус, фургон, фартук, две гласных подряд – виолончель, аэроплан.
Бывает так, что слова заимствуются через несколько языков. Например, было в арабском старое-старое сочетание слов «эмир аль-бахр» – «владыка моря». Когда голландцы стали плавать по морю, они взяли это выражение и сделали свое слово – «Admiraal». А когда Петр I начал создавать флот, он его заимствовал у голландцев. Вот и появился русский «адмирал».
Общеупотребительной и ограниченного употребления. Общеупотребительные слова могут понять все: овраг, спать, мам, еда, любить.
Лексику ограниченного употребления используют отдельные группы людей, остальные ее не понимают. Отсюда вот такие группы:
Нейтральная и стилистически окрашенная. Нейтральная – когда вы не чувствуете какой-то книжности или, наоборот, разговорности. Например: «приятно смотреть». Стилистически окрашенная – когда такое чувство есть – «очей очарованье» – очень возвышенно, «офигенно так, что аж зенки вылупил» – разговорно.
Современная и устаревшая. Устаревшая включает историзмы и архаизмы, про которые я писал выше.
Это моя первая статья про лексику. Буду развивать тему, писать новые тексты и ставить ссылки. Увидимся.
Разработка урока по русскому языку на тему «Лексика» 5 класс, презентация
Выбранный для просмотра документ Конспект урока русского языка 5 кл.docx
Конспект урока русского языка
«Словарное богатство языка» (5 класс)
Царинная Светлана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Высшей квалификационной категории
Тип урока: повторение и обобщение знаний
Цель урока: систематизировать знания по теме «Лексика».
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
— уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
— формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
— ориентироваться в своей системе знаний;
— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
— уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
— формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— формирование умения анализировать текст с применением знаний материала по теме «Лексика»
Применяемые технологии : развивающего обучения, личностно-ориентированное, технология сотрудничества
мультимедийная презентация к уроку.
Методическое назначение средств ИКТ : усилить мотивацию, наглядность в обучении
Постановка цели, учебной задачи.
Обобщение изученного материала.
Обобщение изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
2. Запись в тетради. (Число, классная работа)
Подготовка обучающихся к работе на занятии: приветствие; проверка готовности обучающихся к занятию, быстрое включение их в деловой ритм.
II. Подготовка к активной деятельности на основном этапе занятия. 1.Актуализация знаний.
1. Орфографическая разминка
б). Объясните написание слов. Что Вы учитывали при выборе пропущенных орфограмм? ( Лексическое значение )
в) Назовите лексическое явление (омофоны).
2.Терминологический диктант (по лексическому значению определить понятие и записать) (Приложение 1)
Показ слайда 2 презентации.
Постановка проблемного вопроса – нацеливание на логическое мышление.
В ходе записи ответов проговариваются определения группы слов темы «Лексика»
1. Определение темы урока.
— Словарный запас языка неисчерпаем, в нём достаточно красок, чтобы нарисовать любую картину.
— Давайте попробуем определить тему нашего урока.
(Тема прописана частично «Словарное ……… языка» )
Словарное богатство языка
Ребятам предлагается дать свои варианты темы, опираясь на проделанную работу.
2. Работа с эпиграфом.
Богатством русского языка не перестают восхищаться мастера слова.
Эпиграфом к уроку я выбрала слова К.Г.Паустовского:
— определите, в каком значении употреблено слово богатый в данном предложении.
1. Обладающий большим имуществом.
2. Дорого стоящий, роскошный, великолепный.
3. Имеющий что-либо в большом количестве, с избытком.
— что можно сказать об этом слове? (многозначное)
Учитель предлагает выразительно прочесть эпиграф.
Ребятам предлагается определить цель урока, опираясь на проделанную работу
— Какую надо выполнить работу, чтобы цель была достигнута? Определите задачи урока.
Ребята предлагают свои варианты.
Обобщение изученного материала на основе анализа художественного текста.
— Какое впечатление произвёл на вас текст?
— Найдите значение слова в словаре.
2. Обратитесь к предложенным заданиям, приступите к работе. ( Приложение 3 )
Практическая работа в группах. Ребята обращаются к раздаточному материалу (читают про себя)
Каждая группа ищет значение слова в словаре.
3. Проверка (выборочная) выполненных заданий.
Зачитать синонимы, контекстуальные синонимы, антонимы.
— Какую роль выполняют синонимы, антонимы в тесте?
Зачитать примеры слов, употреблённых в переносном значении.
Зачитать примеры метафор, олицетворений.
Вывод о языковом богатстве текста, его красоте.
У ребят индивидуальные задания разного уровня трудности.
Поверка прочности и осознанного усвоения знаний.
4.К хорошей речи предъявляется множество требований. Это требование простоты и ясности, логичности и точности, богатства и разнообразия, информативности и сжатости.
— Будем учиться излагать мысли….? (кратко, сжато).
А) определите тему текста (Рождение нового дня);
Б) Задания по группам:
В) Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста (1 предложение)
Г) Прочитайте задания и приступите к выполнению. (Приложение №3)
Проверка выполненных заданий.
Вариант ответа : Проснулись ящерицы, птицы, и зазвенели радостные песни.
Задание опережающего характера (дозированно отрабатываем приёмы сжатия текста)
Ребятам предлагается ответить на вопрос.
Подведение итогов урока
— С каким результатом мы подошли к концу урока?
Ребята оценивают свою работу.
VIII. Выставление оценок
— Мне очень понравились глубокие, точные ответы…..
Я рада за активность на уроке …
Меня порадовали ответы…
Моим помощником сегодня был и …
Учитель комментирует выставляемые оценки.
Из пролога к поэме «Руслан и Людмила» А. Пушкина (стр. учебника литературы 93-94) выписать группы слов темы «Лексика»
или выполнить на выбор упр. № 357, №565
Терминологический диктант . ( по лексическому значению определить понятие и записать) ( в ходе записи проговариваются определения группы слов «Лексика») (тестовый опрос)
Что образуют все слова, которые есть в языке? ( лексику, его словарный запас )
В море суши полоса называется …
И у девушки … цвета спелого овса.
На траве лежит роса – косит травушку …(КОСА) ( омонимы )
Хороша верёвка длинная, а речь короткая ( антонимы )
Зной стоит на земле, прячется от жары всё живое ( синонимы )
Каменное сердце – каменное здание ( переносное значение слова )
Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается новый день. В небе вспыхнул первый луч солнца. Ночная мгла тихонько прячется в ущелья гор, трещины камней прячутся в густой листве деревьев, в кружевах травы. Вершины горы улыбаются ласковой улыбкой, точно говорят мягким теням ночи: «Не бойтесь – это солнце!»
Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь играли, кружились, танцевали. Теперь они растрепаны, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.
Из трещин камней выбегают зелёные ящерицы. Проснулись красногрудые малиновки, они покачиваются на тонких ножках и поют свою песню тихой радости. Гоняются за мошками ласточки и стрижи и звенят радостно и счастливо – хорошо иметь быстрые, лёгкие крылья! ( По М.Горькому)
К словам деревья, трава из1 абзаца найдите синоним из 2 абзаца. Как называются такие синонимы?( деревья, трава – волны ; контекстуальные синонимы ). С какой целью употребляет автор синонимы?
С какой целью употребляет автор метафоры?
1.Найдите антонимы в 1 абзаце ( день – ночь ). Какую роль выполняют антонимы в тексте?
2. Подберите антонимы к словам рождается новый (день) – ( умирает вчерашний )
Найдите синонимы в 1 абзаце. Объясните разницу в лексическом значении. ( прячутся – скрываются). Какую роль выполняют синонимы в тексте?
Найдите в 1 абзаце олицетворения. Дайте определение олицетворения. ( Рождается день, мгла прячется, трещины скрываются, вершины улыбаются, говорят)
Найдите синонимы в 3 абзаце. Объясните разницу в лексическом значении ( радостно – счастливо ). Для чего служат синонимы в тексте?
С какой целью употребляет автор метафору?
Что можно сказать о слове густая (1абзац)? (многозначное)
Найдите олицетворение во 2 абзаце. ( солнце смеётся, волны кружились, танцевали ). Дайте определение олицетворения. С какой целью употребляет автор олицетворение?
Найдите во 2 абзаце слово, употреблённое в переносном значении.( бархатные шлейфы )
Подберите к нему синоним ( бархатные – мягкие )
Приведите пример прямого значения этого слова. ( бархатное платье )
Подберите синоним к слову доброе(солнце) – (ласковое). Для чего служат синонимы в речи?
Укажите, где прямое и переносное значение слова (1 абзац)
Рождается день – рождается ребёнок
Вспыхнул луч – вспыхнуло пламя
Вязаные кружева – кружева травы
Подберите антонимы к словам радостно, быстрые, хорошо (3 абзац) ( грустно, медленные, плохо)
Подберите синонимы к слову смеётся (3 абзац) ( улыбается, хохочет )
Сжатие текста. 3 абзац.
Обобщите однородные понятия, информацию передайте одним предложением (однородные члены заменяем обобщающим словом).
Найдите общее понятие для слов малиновки, ласточки, стрижи. Во 2 и 3 предложении найдите сказуемые, выберите 1 или 2 самых важных по значению. Постройте предложение. Прочитайте получившийся вариант.
Выбранный для просмотра документ урок Лексика.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Двадцать первое декабря Классная работа
Орфографическая разминка Зал..зать раны – зал..зать на дерево, сп..ши домой – сп..ши с учебника, зап…вать песню, зап…вать водой, пол..скать бельё, пол..скать котёнка.
Терминологический диктант (по лексическому значению определить понятие и записать) Что образуют все слова, которые есть в языке? (лексику, его словарный запас)
По лексическому значению определите понятие и запишите. ОМОНИМЫ СИНОНИМЫ МНОГОЗНАЧНОЕ СЛОВО
По лексическому значению определите понятие и запишите. Хороша веревка длинная, а речь короткая. ОМОНИМЫ СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ
По лексическому значению определите понятие и запишите. Зной стоит на земле, прячется от жары всё живое. ОМОНИМЫ СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ
По лексическому значению определите понятие и запишите. СЕРДЦЕ ЗДАНИЕ МНОГОЗНАЧНОЕ СЛОВО ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА СИНОНИМЫ КАМЕННОЕ
Улыбнёмся Какая мышь не любит сыр? Какая собака не лает? Мышь компьютерная и собака @.
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К.Г.Паустовский). Словарное ……… языка Словарное богатство языка
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К.Г.Паустовский). Определите значение, в котором употреблено слово «богатый» в выражении. 1. Обладающий большим имуществом. 2. Дорого стоящий, роскошный, великолепный. 3. Имеющий что-либо в большом количестве, с избытком.
Работа с текстом Шлейф – длинный, волочащийся сзади подол женского платья.
Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается новый день. В небе вспыхнул первый луч солнца. Ночная мгла тихонько прячется в ущелья гор, трещины камней скрываются в густой листве деревьев, в кружевах травы. Вершины горы улыбаются ласковой улыбкой, точно говорят мягким теням ночи: «Не бойтесь – это солнце!» Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь кружились, танцевали. Теперь они растрепаны, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны. Из трещин камней выбегают зелёные ящерицы. Проснулись красногрудые малиновки, они покачиваются на тонких ножках и поют свою песню тихой радости. Гоняются за мошками ласточки и стрижи и звенят радостно и счастливо – хорошо иметь быстрые, лёгкие крылья!( по М.Горькому)
Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству (скрытое сравнение: полотно дороги, глазное яблоко; хвост поезда, подошва горы)
Хороша веревка длинная, а речь короткая.
– Было интересно… – Было трудно… – Я научился… – У меня получилось … – Я смог…
Домашнее задание: Из пролога к поэме «Руслан и Людмила» А.Пушкина (стр. учебника 93-94)выписать группы слов темы «Лексика» или выполнить на выбор упр. № 357, №565
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1210454
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.