Лексикология что это 6 класс
Урок русского языка. Основные определения по теме «Лексика»
Содержимое разработки
Основные понятия и термины лексикологии
Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав. Изучает слово и его лексическое значение.
Общеупотребительные слова — это слова, из которых строится наша обыденная речь, этими словами пользуются все независимо от места жительства и профессии. Это наименования предметов, явлений, качеств, действий.
Пример: вода, земля, небо, птица, зелёный, синий, длинный, думать, говорить и т.д.
Эти слова делятся на:
А) Профессионализмы — это слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии. Такие слова помогают точнее назвать предметы и понятия, точнее описать людей, их занятия.
Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях. При них ставится помета спец. (что значит «специальное»); другие пометы указывают, с какими специальностями связаны слова, например: техн. — техническое, морск. — морское.
запаска (запасное колесо — в речи автослесарей и шофёров),
лапки и ёлочки (виды кавычек — в речи корректоров и полиграфистов).
мостик (место на палубе, откуда командир командует кораблем – в речи моряков);
шапка (заглавие крупным шрифтом, заголовок нескольких статей – у типографистов) и др.
Б) Диалектизмы — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
Наиболее употребительные диалектизмы даются в толковых словарях с пометой обл. (то есть «областное»).
В) Жаргонизмы — это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.
хвост (несданный зачёт) и др.
Устаревшие слова — это слова, вышедшие из активного повседневного употребления.
К таким словам относятся:
А) Историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений;
Пример: кафтан, веретено, лапти, помещик, кольчуга и др.
Б) Архаизмы — слова, вышедшие из употребления в силу того, что вытесняются словами более точными и удобными с точки зрения говорящего, т.е. словами-синонимами (это другое наименование того же слова).
В толковых словарях такие слова помещаются с пометой устар. (устаревшее).
Неологизмы — это новые слова, возникающие в языке вслед за развитием науки, техники, искусства, общественной жизни, появлением новых предметов домашнего обихода и новых представлений о мире.
гуглить (искать в интернете)
роуминг (услуги связи в других странах)
смартфон (устройство, объединяющее в себе органайзер и мобильный телефон)
Однозначные слова – это слова, имеющие одно лексическое значение
Примеры: тополь, троллейбус, бинокль чемодан, Иван, Владивосток, Петров
Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений
дом (1. – жилище; 2. –здание, строение; 3. – домашнее хозяйство; 4. семья; 5. – люди, живущие вместе).
тихий (1. негромкий; 2.спокойный; 3. медленный; 4. безветренный; 5. ровный)
Почитать книгу (недолго читать) – почитать родителей (уважать)
Длинная девичья коса (причёска) – острая стальная коса (орудие труда)
Разновидности ОМОНИМИИ (частичная, неполная омонимия):
Отворила (чередование корней твар// твор) дверь – отварила (варит) картошку
Спиши (пишет) слова правильно – спеши (спешка) домой после работы
В) Омоформы – это слова, совпадающие в написании и звучании в некоторых грамматических формах. Лексическое значение у них разное.
Острая пила (сущ.) – я пила сок (глаг. прош. вр. ж.р., ед.ч.)
Рой пчёл ( сущ.)- рой яму (глаг. повелит. накл. ед.ч.)
Простой (прилаг.) человек – простой (сущ.) оборудования
Антонимы — это слова, противоположные по лексическому значению.
водой не разольёшь (о крепкой дружбе),
мрачнее тучи (быть очень сердитым),
седьмая вода на киселе (дальние родственники)
ворон считать (бездельничать)
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Слово и его лексическое значение
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
1. Что изучает лексикология.
2. Различные типы слов по значению: однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.
3. Прямое и переносное значение слова, широкое и узкое значение слова.
Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению.
Лексика – словарный состав языка.
Лексикология – раздел языкознания, наука, изучающая словарный состав языка.
Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Средство художественной выразительности.
Многозначные слова – слова, имеющие несколько лексических значений, между которыми есть сходство.
Однозначные слова – слова, имеющие одно лексическое значение.
Омонимы – слова, похожие по звучанию или написанию, имеющие разные лексические значения.
Паронимы – слова, близкие по форме и звучанию, но разные по значению.
Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению.
Узкое значение слова – использование слова в конкретном, более точном и определённом смысле.
Широкое значение слова – использование слова в более обобщенном смысле, в том числе для обозначения множества предметов или значений.
Эпитет – образное определение, основанное на переносе значения. Средство художественной выразительности.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
1. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-Пресс, 2016. – 256 с.
2. Вартаньян Э. А., Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982. – 122 с.
3. Александрова З. Е., Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989 – 568 с.
Открытые электронные ресурсы:
1. Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 03.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Слово лексика пришло к нам из греческого языка и означает «слово» или «относящийся к слову». Слово является главной единицей языка. Лексика изучает слово с точки зрения его значения. Словарный запас русского языка чрезвычайно велик. В Большом Академическом словаре русского языка, который начал выходить с 2004 года, содержится более 150 000 слов. Слово может иметь широкое или узкое значение. Узкое значение слова – использование слова в конкретном, точном и определённом смысле. Широкое значение слова – использование слова в обобщённом смысле, в том числе для обозначения множества предметов или значений. О значении слов можно узнать и в справочных электронных изданиях.
Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова: аккорд, мольберт, свёкла. Многозначные слова: грамота, журавль, ракета. Чтобы отличить многозначные слова от омонимов, слов с одинаковым написанием и звучанием, необходимо обратиться к Толковому словарю.
Норка – маленькая нора;
Нужно помнить, что значения многозначного слова близки друг другу, в словарной статье они обозначены под цифрами внутри значений одного слова. Омонимы же обозначены как разные слова.
Чаще всего омонимы принадлежат к одной и той же части речи. Больше всего омонимов среди существительных.
Близкие по значению, но разные по написанию слова называются синонимами. Это слова одной части речи. Часто в качестве синонимов выступают существительные, глаголы и прилагательные. Например: ученик – школьник; сверкать – блестеть; отважный – смелый.
Синонимы украшают речь, добавляют оттенки значений. Часто их используют для связи слов в предложении, чтобы избежать неоправданного лексического повтора, а также в качестве элемента для сжатия текста.
Синонимы для обозначения усиления действия: хныкать, плакать, рыдать, реветь.
Синонимы для обозначения ослабевания действия: сердиться, злиться, беситься, свирепеть.
Синонимы для обозначения яркости красок: жёлтый, лимонный, золотистый.
Противоположные по значению слова – антонимы. Они необходимы для выражения противопоставления одних явлений другим. Это слова одной части речи. Например, друг – враг; медленный – быстрый; прийти – уйти; дёшево – дорого.
Паронимы – слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению: ледяной – ледовый.
Слово может использоваться в художественном тексте с переносным значением. Эпитет – художественное определение. Например: золотая осень, робкое дыханье.
Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Поэтическую метафору надо отличать от слов с переносным значением.
Некоторые значения слов настолько срастаются друг с другом, приобретая дополнительные оттенки значений, что их невозможно употреблять друг без друга. Тогда они становятся устойчивыми словосочетаниями или фразеологизмами, которые украшают нашу речь.
Знание лексического значения слов формирует культуру речи как отдельного человека, так и народа в целом. Богатство лексики составляет основу русской художественной литературы.
О любви к русскому языку, о его величии и богатстве говорили многие русские писатели. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, спектральный блеск красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Примеры тренировочных заданий
Выделите цветом омонимы.
В саду разгорелись алые кисти рябин.
Мама подарила мне акварельные кисти.
В холле горел яркий свет.
Путешественники объехали весь свет.
После вторника наступила среда.
Среда обитания животных влияет на продолжительность их жизни.
На землю упал лист клёна.
Мы поместили аппликацию на лист картона.
В саду разгорелись алые кисти рябин.
Мама подарила мне акварельные кисти.
В холле горел яркий свет.
Путешественники объехали весь свет.
После вторника наступила среда.
Среда обитания животных влияет на продолжительность их жизни.
На землю упал лист клёна.
Мы поместили аппликацию на лист картона.
Подчёркивания / зачеркивания элементов
В приведённых предложениях зачеркните «лишние» слова, чтобы не было речевой избыточности (плеоназма).
Мы посчитали точный хронометраж времени.
В газете опубликована статья о передовом авангарде нашей автомобильной промышленности.
Наступил месяц март.
В стихотворении говорится о молодых детях.
В ресторане можно найти прейскурант цен на летний сезон.
Главное для нас – это взаимная помощь друг другу.
В своей автобиографии автор упоминает школьных друзей.
Авангард – передовая, ведущая часть общественной группы.
Прейскурант – справочник цен по видам и сортам товаров и по видам услуг.
Времени, передовом, месяц, молодых, цен, взаимная, своей.
Лексикология
Лексикология — это раздел лингвистической науки, который изучает слово и словарный состав языка.
Чтобы понять, что такое лексикология, выясним происхождение и значение слова. Этот языковедческий термин восходит к греческим словам lexikos (словесный) Что изучает лексикология?
В лингвистике слово исследуется в разных его проявлениях, начиная с внешней звуковой оболочки (фонетика) и заканчивая внутренним содержанием (лексическое значение). Одним из разделов языкознания является лексикология, которая изучает слова языка как целостную систему, имеющую свои внутренние связи, функции, категории и понятия. Эта лингвистическая наука исследует не только отдельные слова, а весь словарный запас языка в его взаимосвязи как нечто цельное, объективно существующее и функционирующее по своим внутренним законам.
Узнаем подробнее, что изучает лексикология, какие аспекты слова её привлекают.
Лексикология и значение слова
Предметом изучения лексикологии является слово, в первую очередь, с точки зрения его способности что-то называть. Любое самостоятельное слово в языке соотносится с определённым предметом, признаком, действием и пр. Оно обладает номинативной функцией, которая интересна лексикологии с точки зрения смыслового содержания слова, его лексического значения. Лексикология выясняет связь значения слова с понятием, которое оно выражает, и выделяет различные типы его значения.
Прямое значение слова чётко соотносится с обобщённым понятием об определённой реалии действительности, с представлением о предмете, сложившемся в сознании носителей языка.
Переносное значение слова возникает на его основе в результате переосмысления связей между понятиями или предметами и установления дополнительных логических, метафорических или метонимических отношений между ними. Так возникают многозначные слова, например:
Кроме того, лексикология ставит перед собой задачи решения проблем, связанных не только с его способностью обозначать предмет или с дифференциацией смысла слова. Номинативной функцией слова не ограничивается его исследование как основной единицы языка. Значение слов является объектом самого внимательного изучения лексикологией. По семантике, по отношению друг к другу выделяют лексико-грамматические группы слов: синонимы, антонимы, омонимы и паронимы.
Лексикология и происхождение слов
Лексикология изучает слова с точки зрения их происхождения. Этими исследованиями занимается раздел лексикологии — этимология. В словарном составе русского языка различают исконно русские слова как самобытный пласт лексики (ворог, шолом, берег) и заимствованные слова.
Множество иноязычных слов (утюг, сарафан, пюре, матч) пополнили состав лексики в результате контактов с другими народами, обмена бытовой и культурной информацией, с развитием научно-технического прогресса и появлением новых понятий и реалий действительности. Особо отметим заимствования из старославянского языка, которые получили вторую жизнь в русском языке и сейчас составляют значимую часть книжной лексики.
Активная и пассивная лексика
В русском языке отметим огромный слой востребованной лексики, необходимой для повседневного общения людей. В активную лексику входят слова, которые понятны всем говорящим и находятся в постоянном употреблении. На фоне активной лексики выделяются устаревшие слова — историзмы и архаизмы, которые составляют её пассивный слой. Пассивная лексика понятна всем говорящим, но не употребляется в обычном речевом общении. К ней принадлежат также неологизмы — новые слова, которые обозначают вновь возникшие понятия и предметы. Эти слова отличаются своей новизной. Они еще не прижились в языке и не стали общеупотребительными и привычными в речи.
Лексикологию интересует словарный состав языка с точки зрения его использования. В языке выделяют общеупотребительную лексику и лексику ограниченной сферы употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргон, сленг, арго). В литературный язык входят также некоторые областные слова (диалектизмы), употребление которых вначале было ограничено территорией (колдобина, всполох, околица, пахать и пр.)
Стилистическая лексикология
Словарный состав русского языка начали изучать в 18 веке. Неоценимый вклад в развитие науки о словарном составе внес русский ученый М. В. Ломоносов. Он обратил самое пристальное внимание на стилистическое расслоение лексики русского языка, на особенности сочетаемости слов и использовании их в общественной жизни.
Лексикология изучает стилистическую дифференциацию словарного состава языка, соотношение стилей речи друг с другом. С этой точки зрения лексика русского языка принадлежит основным функциональным стилям:
К этим книжным стилям письменной речи примыкает разговорный стиль, свойственный непринуждённому общению людей в обычной жизни. Для него характерны разговорные слова (электричка), слова с уменьшительно-ласкательным значением (матушка, братишка), обращения, прямая речь и пр.
Отметим, что основную часть любого функционального стиля составляет общеупотребительная нейтральная лексика.
Составляющей частью лексикологии является фразеология, которая изучает устойчивые выражения, часто синонимичные по значению одному слову (кот наплакал — мало; куры не клюют — много).
Видеоурок
Урок по русскому языку в 6 классе по теме: «Лексикология»
План-конспект урока по русскому языку для 6 класса.
Автор: учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 10 п.Степной Молченко Яна Александровна.
Тема: «Повторение по разделу «Лексикология».
Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.
Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.
Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.
Учить определять лексическое значение фразеологизмов
Развивать умение работать в группах.
Формировать умение практически применять полученные знания.
Развивать воображение, память, образное мышление, внимание, речь.
Воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала.
Оборудование: эпиграф; раздаточный материал; компьютер с проектором; карточки с фразеологическими оборотами; картинки с изображением фразеологических оборотов.
и вечно живут в слове несметные
сокровища человеческой мысли и опыта.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Наш урок сегодня будет необычным. А что значит необычным? Как вы думаете, ребята? (ответы учащихся).
Учитель читает стихотворение Вадима Ш е фнера «Устная речь»:
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
Слово учителя (объяснение хода урока).
Учитель задает вопросы: тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку.
За правильный ответ зарабатывает 1 балл.
В конце все баллы подсчитываются.
Все учащиеся получают отметки
II. Постановка задач урока.
И первое, что мы с вами сделаем, заменив цифры буквами, назовите тему нашего урока.
а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, ё – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.
Составить слово из цифр:
А теперь поставьте цели для себя, которые вы должны будете реализовывать в ходе урока.
III. Повторение изученного материала.
Задание 1. Мозговой штурм.
Как называется наука, изучающая словарный состав языка? (лексикология).
Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные или иноязычные).
Слова, которые употребляются жителями только одной местности (диалектизмы).
Слова, употребляемые в речи людьми разных профессий (профессиональные).
Слова, вышедшие из живого употребления (устаревшие) (архаизмы).
Новые слова, появившиеся сравнительно недавно (неологизмы).
Словарный запас языка (лексика).
Словарный запас человека (лексикон).
Задание 2. Я буду читать профессиональные слова, а вы укажите лишнее.
Задание 3. Подберите к диалектным словам общеупотребительные синонимы (устно):
Житель Севера Помор
Задание 3. Переведите данные слова на литературный язык (устно):
Кореш, братан – друг, приятель.
Клёво – хорошо.
Домашка – домашняя работа.
Кемарить дремать (спать, отдыхать).
Задание 4. Распределить слова на 2 группы: устаревшие и неологизмы. К доске выходят два ученика. Один ученик выписывает устаревшие слова, а второй ученик – неологизмы. В это время учащиеся класса выполняют то же самое задание в тетради.
Слова: Зеница – зрачок глаза (архаизм); ботфорты – высокие сапоги (историзм); принтер – (неологизм); флеш-карта – (неологизм); чело – лоб (архаизм); очи – глаза (архаизм); чипсы – (неологизм); гамбургер – (неологизм); уста – губы (архаизм); дворянин – (историзм); лакей – комнатный слуга (историзм); потчевать – угощать (архаизм); раб – (историзм); ди-джей – (неологизм), ноутбук – (неологизм).
Задание 5. Найдите историзмы (в тетради, задания на раздаточном материале).
Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал и предался снова размышлениям. Через десять минут въехал он на барский двор. (А.С. Пушкин).
Задание 6. Замените исконно русскими слова заимствования (устно):
Задание 7. По лексическому значению определите слово:
Цвет лимона. ( Лимонный. )
Головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. (Кроссворд.)
Столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументированно отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем. (Спор)
Цветовой переход между красным и оранжевым. (Лососевый)
Образуется произносительным аппаратом человека с целью языкового общения. (Звук)
Задание 8. Назовите фразеологизмы, изображенные на картинках (слайды на интерактивной доске).
Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)
Спустя рукава (небрежно, кое-как)
Как курица лапой (небрежный почерк)
Море по колено (ничего не страшно)
Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)
Волчий аппетит (очень сильный аппетит)
Носом к носу (близко столкнуться)
Класть зубы на полку (голодать)
Черт дернул за язык (сказать что-то не то)
Задание 9. Закрепление материала (раздаточный материал).
1. Укажите иностранное слово.
2. Какое слово является устаревшим?
3. Найдите профессиональное слово.
4. Определите диалектное слово
5. Найдите неологизм
6. Найдите предложение с фразеологическим оборотом.
А) Иван плохо работал на уроке.
Б) На уроке Иван работал спустя рукава.
В) Иван не выполнил задания.
Г) Иван весь урок бездельничал.
7. Укажите раздел языкознания, изучающий лексику.
8. В каком предложении можно употребить фразеологизм «от корки до корки»?
А) Оля чувствует себя на катке хорошо.
Б) Ученик прочитал книгу до конца.
Г) Ира сильно покраснела.
9. Как в толковом словаре указывается, что слово диалектное?
1. В 2. А 3. Г 4. Г 5. Б 6. Б 7. А 8. Г 9. В 10. Б
VI. Подведение итогов.
— О каких разделах русского языка сегодня шла речь? О лексике и о фразеологии.
— О каких понятиях из лексикологии мы сегодня с вами говорили? Об устаревших словах, о диалектных словах, о профессиональных словах, о новых словах, об исконно русских словах.
— Ребята, после нашего урока, как вы думаете – для чего нам нужно изучать лексику русского языка? Для того, чтобы обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи, для того, чтобы красиво и правильно говорить.
— А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыл е нкова:
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни,-
Какими к ним в свой час
И сколько отдал им
VI. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание: упражнение 128.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-158458
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.