Лексикология что это 6 класс

Урок русского языка. Основные определения по теме «Лексика»

Лексикология что это 6 класс. Смотреть фото Лексикология что это 6 класс. Смотреть картинку Лексикология что это 6 класс. Картинка про Лексикология что это 6 класс. Фото Лексикология что это 6 класс

Лексикология что это 6 класс. Смотреть фото Лексикология что это 6 класс. Смотреть картинку Лексикология что это 6 класс. Картинка про Лексикология что это 6 класс. Фото Лексикология что это 6 класс

Содержимое разработки

Основные понятия и термины лексикологии

Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав. Изучает слово и его лексическое значение.

Общеупотребительные слова — это слова, из которых строится наша обыденная речь, этими словами пользуются все независимо от места жительства и профессии. Это наименования предметов, явлений, качеств, действий.

Пример: вода, земля, небо, птица, зелёный, синий, длинный, думать, говорить и т.д.

Эти слова делятся на:

А) Профессионализмы — это слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии. Такие слова помогают точнее назвать предметы и понятия, точнее описать людей, их занятия.

Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях. При них ставится помета спец. (что значит «специальное»); другие пометы указывают, с какими специальностями связаны слова, например: техн. — техническое, морск. — морское.

запаска (запасное колесо — в речи автослесарей и шофёров),

лапки и ёлочки (виды кавычек — в речи корректоров и полиграфистов).

мостик (место на палубе, откуда командир командует кораблем – в речи моряков);

шапка (заглавие крупным шрифтом, заголовок нескольких статей – у типографистов) и др.

Б) Диалектизмы — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

Наиболее употребительные диалектизмы даются в толковых словарях с пометой обл. (то есть «областное»).

В) Жаргонизмы это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.

хвост (несданный зачёт) и др.

Устаревшие слова — это слова, вышедшие из активного повседневного употребления.

К таким словам относятся:

А) Историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений;

Пример: кафтан, веретено, лапти, помещик, кольчуга и др.

Б) Архаизмы — слова, вышедшие из употребления в силу того, что вытесняются словами более точными и удобными с точки зрения говорящего, т.е. словами-синонимами (это другое наименование того же слова).

В толковых словарях такие слова помещаются с пометой устар. (устаревшее).

Неологизмы — это новые слова, возникающие в языке вслед за развитием науки, техники, искусства, общественной жизни, появлением новых предметов домашнего обихода и новых представлений о мире.

гуглить (искать в интернете)

роуминг (услуги связи в других странах)

смартфон (устройство, объединяющее в себе органайзер и мобильный телефон)

Однозначные слова – это слова, имеющие одно лексическое значение

Примеры: тополь, троллейбус, бинокль чемодан, Иван, Владивосток, Петров

Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений

дом (1. – жилище; 2. –здание, строение; 3. – домашнее хозяйство; 4. семья; 5. – люди, живущие вместе).

тихий (1. негромкий; 2.спокойный; 3. медленный; 4. безветренный; 5. ровный)

Почитать книгу (недолго читать) – почитать родителей (уважать)

Длинная девичья коса (причёска) острая стальная коса (орудие труда)

Разновидности ОМОНИМИИ (частичная, неполная омонимия):

Отворила (чередование корней твар// твор) дверь – отварила (варит) картошку

Спиши (пишет) слова правильно – спеши (спешка) домой после работы

В) Омоформы – это слова, совпадающие в написании и звучании в некоторых грамматических формах. Лексическое значение у них разное.

Острая пила (сущ.) – я пила сок (глаг. прош. вр. ж.р., ед.ч.)

Рой пчёл ( сущ.)- рой яму (глаг. повелит. накл. ед.ч.)

Простой (прилаг.) человек – простой (сущ.) оборудования

Антонимы это слова, противоположные по лексическому значению.

водой не разольёшь (о крепкой дружбе),

мрачнее тучи (быть очень сердитым),

седьмая вода на киселе (дальние родственники)

ворон считать (бездельничать)

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Слово и его лексическое значение

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Что изучает лексикология.

2. Различные типы слов по значению: однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

3. Прямое и переносное значение слова, широкое и узкое значение слова.

Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению.

Лексика – словарный состав языка.

Лексикология – раздел языкознания, наука, изучающая словарный состав языка.

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Средство художественной выразительности.

Многозначные слова – слова, имеющие несколько лексических значений, между которыми есть сходство.

Однозначные слова – слова, имеющие одно лексическое значение.

Омонимы – слова, похожие по звучанию или написанию, имеющие разные лексические значения.

Паронимы – слова, близкие по форме и звучанию, но разные по значению.

Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению.

Узкое значение слова – использование слова в конкретном, более точном и определённом смысле.

Широкое значение слова – использование слова в более обобщенном смысле, в том числе для обозначения множества предметов или значений.

Эпитет – образное определение, основанное на переносе значения. Средство художественной выразительности.

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

1. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-Пресс, 2016. – 256 с.

2. Вартаньян Э. А., Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982. – 122 с.

3. Александрова З. Е., Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989 – 568 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 03.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Слово лексика пришло к нам из греческого языка и означает «слово» или «относящийся к слову». Слово является главной единицей языка. Лексика изучает слово с точки зрения его значения. Словарный запас русского языка чрезвычайно велик. В Большом Академическом словаре русского языка, который начал выходить с 2004 года, содержится более 150 000 слов. Слово может иметь широкое или узкое значение. Узкое значение слова – использование слова в конкретном, точном и определённом смысле. Широкое значение слова – использование слова в обобщённом смысле, в том числе для обозначения множества предметов или значений. О значении слов можно узнать и в справочных электронных изданиях.

Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова: аккорд, мольберт, свёкла. Многозначные слова: грамота, журавль, ракета. Чтобы отличить многозначные слова от омонимов, слов с одинаковым написанием и звучанием, необходимо обратиться к Толковому словарю.

Норка – маленькая нора;

Нужно помнить, что значения многозначного слова близки друг другу, в словарной статье они обозначены под цифрами внутри значений одного слова. Омонимы же обозначены как разные слова.

Чаще всего омонимы принадлежат к одной и той же части речи. Больше всего омонимов среди существительных.

Близкие по значению, но разные по написанию слова называются синонимами. Это слова одной части речи. Часто в качестве синонимов выступают существительные, глаголы и прилагательные. Например: ученик – школьник; сверкать – блестеть; отважный – смелый.

Синонимы украшают речь, добавляют оттенки значений. Часто их используют для связи слов в предложении, чтобы избежать неоправданного лексического повтора, а также в качестве элемента для сжатия текста.

Синонимы для обозначения усиления действия: хныкать, плакать, рыдать, реветь.

Синонимы для обозначения ослабевания действия: сердиться, злиться, беситься, свирепеть.

Синонимы для обозначения яркости красок: жёлтый, лимонный, золотистый.

Противоположные по значению слова – антонимы. Они необходимы для выражения противопоставления одних явлений другим. Это слова одной части речи. Например, друг – враг; медленный – быстрый; прийти – уйти; дёшево – дорого.

Паронимы – слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению: ледяной – ледовый.

Слово может использоваться в художественном тексте с переносным значением. Эпитет – художественное определение. Например: золотая осень, робкое дыханье.

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Поэтическую метафору надо отличать от слов с переносным значением.

Некоторые значения слов настолько срастаются друг с другом, приобретая дополнительные оттенки значений, что их невозможно употреблять друг без друга. Тогда они становятся устойчивыми словосочетаниями или фразеологизмами, которые украшают нашу речь.

Знание лексического значения слов формирует культуру речи как отдельного человека, так и народа в целом. Богатство лексики составляет основу русской художественной литературы.

О любви к русскому языку, о его величии и богатстве говорили многие русские писатели. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, спектральный блеск красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Примеры тренировочных заданий

Выделите цветом омонимы.

В саду разгорелись алые кисти рябин.

Мама подарила мне акварельные кисти.

В холле горел яркий свет.

Путешественники объехали весь свет.

После вторника наступила среда.

Среда обитания животных влияет на продолжительность их жизни.

На землю упал лист клёна.

Мы поместили аппликацию на лист картона.

В саду разгорелись алые кисти рябин.

Мама подарила мне акварельные кисти.

В холле горел яркий свет.

Путешественники объехали весь свет.

После вторника наступила среда.

Среда обитания животных влияет на продолжительность их жизни.

На землю упал лист клёна.

Мы поместили аппликацию на лист картона.

Подчёркивания / зачеркивания элементов

В приведённых предложениях зачеркните «лишние» слова, чтобы не было речевой избыточности (плеоназма).

Мы посчитали точный хронометраж времени.

В газете опубликована статья о передовом авангарде нашей автомобильной промышленности.

Наступил месяц март.

В стихотворении говорится о молодых детях.

В ресторане можно найти прейскурант цен на летний сезон.

Главное для нас – это взаимная помощь друг другу.

В своей автобиографии автор упоминает школьных друзей.

Авангард – передовая, ведущая часть общественной группы.

Прейскурант – справочник цен по видам и сортам товаров и по видам услуг.

Времени, передовом, месяц, молодых, цен, взаимная, своей.

Источник

Лексикология

Лексикология — это раз­дел линг­ви­сти­че­ской нау­ки, кото­рый изу­ча­ет сло­во и сло­вар­ный состав языка.

Чтобы понять, что такое лек­си­ко­ло­гия, выяс­ним про­ис­хож­де­ние и зна­че­ние сло­ва. Этот язы­ко­вед­че­ский тер­мин вос­хо­дит к гре­че­ским сло­вам lexikos (сло­вес­ный) Что изучает лексикология?

В линг­ви­сти­ке сло­во иссле­ду­ет­ся в раз­ных его про­яв­ле­ни­ях, начи­ная с внеш­ней зву­ко­вой обо­лоч­ки (фоне­ти­ка) и закан­чи­вая внут­рен­ним содер­жа­ни­ем (лек­си­че­ское зна­че­ние). Одним из раз­де­лов язы­ко­зна­ния явля­ет­ся лек­си­ко­ло­гия, кото­рая изу­ча­ет сло­ва язы­ка как целост­ную систе­му, име­ю­щую свои внут­рен­ние свя­зи, функ­ции, кате­го­рии и поня­тия. Эта линг­ви­сти­че­ская нау­ка иссле­ду­ет не толь­ко отдель­ные сло­ва, а весь сло­вар­ный запас язы­ка в его вза­и­мо­свя­зи как нечто цель­ное, объ­ек­тив­но суще­ству­ю­щее и функ­ци­о­ни­ру­ю­щее по сво­им внут­рен­ним законам.

Узнаем подроб­нее, что изу­ча­ет лек­си­ко­ло­гия, какие аспек­ты сло­ва её привлекают.

Лексикология и значение слова

Предметом изу­че­ния лек­си­ко­ло­гии явля­ет­ся сло­во, в первую оче­редь, с точ­ки зре­ния его спо­соб­но­сти что-то назы­вать. Любое само­сто­я­тель­ное сло­во в язы­ке соот­но­сит­ся с опре­де­лён­ным пред­ме­том, при­зна­ком, дей­стви­ем и пр. Оно обла­да­ет номи­на­тив­ной функ­ци­ей, кото­рая инте­рес­на лек­си­ко­ло­гии с точ­ки зре­ния смыс­ло­во­го содер­жа­ния сло­ва, его лек­си­че­ско­го зна­че­ния. Лексикология выяс­ня­ет связь зна­че­ния сло­ва с поня­ти­ем, кото­рое оно выра­жа­ет, и выде­ля­ет раз­лич­ные типы его значения.

Лексикология что это 6 класс. Смотреть фото Лексикология что это 6 класс. Смотреть картинку Лексикология что это 6 класс. Картинка про Лексикология что это 6 класс. Фото Лексикология что это 6 класс

Прямое зна­че­ние сло­ва чёт­ко соот­но­сит­ся с обоб­щён­ным поня­ти­ем об опре­де­лён­ной реа­лии дей­стви­тель­но­сти, с пред­став­ле­ни­ем о пред­ме­те, сло­жив­шем­ся в созна­нии носи­те­лей языка.

Переносное зна­че­ние сло­ва воз­ни­ка­ет на его осно­ве в резуль­та­те пере­осмыс­ле­ния свя­зей меж­ду поня­ти­я­ми или пред­ме­та­ми и уста­нов­ле­ния допол­ни­тель­ных логи­че­ских, мета­фо­ри­че­ских или мето­ни­ми­че­ских отно­ше­ний меж­ду ними. Так воз­ни­ка­ют мно­го­знач­ные сло­ва, напри­мер:

Кроме того, лек­си­ко­ло­гия ста­вит перед собой зада­чи реше­ния про­блем, свя­зан­ных не толь­ко с его спо­соб­но­стью обо­зна­чать пред­мет или с диф­фе­рен­ци­а­ци­ей смыс­ла сло­ва. Номинативной функ­ци­ей сло­ва не огра­ни­чи­ва­ет­ся его иссле­до­ва­ние как основ­ной еди­ни­цы язы­ка. Значение слов явля­ет­ся объ­ек­том само­го вни­ма­тель­но­го изу­че­ния лек­си­ко­ло­ги­ей. По семан­ти­ке, по отно­ше­нию друг к дру­гу выде­ля­ют лексико-грамматические груп­пы слов: сино­ни­мы, анто­ни­мы, омо­ни­мы и паро­ни­мы.

Лексикология и происхождение слов

Лексикология изу­ча­ет сло­ва с точ­ки зре­ния их про­ис­хож­де­ния. Этими иссле­до­ва­ни­я­ми зани­ма­ет­ся раз­дел лек­си­ко­ло­гии — эти­мо­ло­гия. В сло­вар­ном соста­ве рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют искон­но рус­ские сло­ва как само­быт­ный пласт лек­си­ки (ворог, шолом, берег) и заим­ство­ван­ные сло­ва.

Множество ино­языч­ных слов (утюг, сара­фан, пюре, матч) попол­ни­ли состав лек­си­ки в резуль­та­те кон­так­тов с дру­ги­ми наро­да­ми, обме­на быто­вой и куль­тур­ной инфор­ма­ци­ей, с раз­ви­ти­ем научно-технического про­грес­са и появ­ле­ни­ем новых поня­тий и реа­лий дей­стви­тель­но­сти. Особо отме­тим заим­ство­ва­ния из ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка, кото­рые полу­чи­ли вто­рую жизнь в рус­ском язы­ке и сей­час состав­ля­ют зна­чи­мую часть книж­ной лексики.

Активная и пассивная лексика

В рус­ском язы­ке отме­тим огром­ный слой вос­тре­бо­ван­ной лек­си­ки, необ­хо­ди­мой для повсе­днев­но­го обще­ния людей. В актив­ную лек­си­ку вхо­дят сло­ва, кото­рые понят­ны всем гово­ря­щим и нахо­дят­ся в посто­ян­ном упо­треб­ле­нии. На фоне актив­ной лек­си­ки выде­ля­ют­ся уста­рев­шие сло­ва — исто­риз­мы и арха­из­мы, кото­рые состав­ля­ют её пас­сив­ный слой. Пассивная лек­си­ка понят­на всем гово­ря­щим, но не упо­треб­ля­ет­ся в обыч­ном рече­вом обще­нии. К ней при­над­ле­жат так­же нео­ло­гиз­мы — новые сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют вновь воз­ник­шие поня­тия и пред­ме­ты. Эти сло­ва отли­ча­ют­ся сво­ей новиз­ной. Они еще не при­жи­лись в язы­ке и не ста­ли обще­упо­тре­би­тель­ны­ми и при­выч­ны­ми в речи.

Лексикологию инте­ре­су­ет сло­вар­ный состав язы­ка с точ­ки зре­ния его исполь­зо­ва­ния. В язы­ке выде­ля­ют обще­упо­тре­би­тель­ную лек­си­ку и лек­си­ку огра­ни­чен­ной сфе­ры упо­треб­ле­ния (диа­лек­тиз­мы, про­фес­си­о­на­лиз­мы, жар­гон, сленг, арго). В лите­ра­тур­ный язык вхо­дят так­же неко­то­рые област­ные сло­ва (диа­лек­тиз­мы), упо­треб­ле­ние кото­рых вна­ча­ле было огра­ни­че­но тер­ри­то­ри­ей (кол­до­би­на, вспо­лох, око­ли­ца, пахать и пр.)

Стилистическая лексикология

Словарный состав рус­ско­го язы­ка нача­ли изу­чать в 18 веке. Неоценимый вклад в раз­ви­тие нау­ки о сло­вар­ном соста­ве внес рус­ский уче­ный М. В. Ломоносов. Он обра­тил самое при­сталь­ное вни­ма­ние на сти­ли­сти­че­ское рас­сло­е­ние лек­си­ки рус­ско­го язы­ка, на осо­бен­но­сти соче­та­е­мо­сти слов и исполь­зо­ва­нии их в обще­ствен­ной жизни.

Лексикология изу­ча­ет сти­ли­сти­че­скую диф­фе­рен­ци­а­цию сло­вар­но­го соста­ва язы­ка, соот­но­ше­ние сти­лей речи друг с дру­гом. С этой точ­ки зре­ния лек­си­ка рус­ско­го язы­ка при­над­ле­жит основ­ным функ­ци­о­наль­ным стилям:

К этим книж­ным сти­лям пись­мен­ной речи при­мы­ка­ет раз­го­вор­ный стиль, свой­ствен­ный непри­нуж­дён­но­му обще­нию людей в обыч­ной жиз­ни. Для него харак­тер­ны раз­го­вор­ные сло­ва (элек­трич­ка), сло­ва с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем (матуш­ка, бра­тиш­ка), обра­ще­ния, пря­мая речь и пр.

Отметим, что основ­ную часть любо­го функ­ци­о­наль­но­го сти­ля состав­ля­ет обще­упо­тре­би­тель­ная ней­траль­ная лексика.

Составляющей частью лек­си­ко­ло­гии явля­ет­ся фра­зео­ло­гия, кото­рая изу­ча­ет устой­чи­вые выра­же­ния, часто сино­ни­мич­ные по зна­че­нию одно­му сло­ву (кот напла­кал — мало; куры не клю­ют — мно­го).

Видеоурок

Источник

Урок по русскому языку в 6 классе по теме: «Лексикология»

План-конспект урока по русскому языку для 6 класса.

Автор: учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 10 п.Степной Молченко Яна Александровна.

Тема: «Повторение по разделу «Лексикология».

Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.

Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

Учить определять лексическое значение фразеологизмов

Развивать умение работать в группах.

Формировать умение практически применять полученные знания.

Развивать воображение, память, образное мышление, внимание, речь.

Воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала.

Оборудование: эпиграф; раздаточный материал; компьютер с проектором; карточки с фразеологическими оборотами; картинки с изображением фразеологических оборотов.

и вечно живут в слове несметные

сокровища человеческой мысли и опыта.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Наш урок сегодня будет необычным. А что значит необычным? Как вы думаете, ребята? (ответы учащихся).

Учитель читает стихотворение Вадима Ш е фнера «Устная речь»:

Гаснет устная словесность,
Разговорная краса,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.

Слово учителя (объяснение хода урока).

Учитель задает вопросы: тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку.

За правильный ответ зарабатывает 1 балл.

В конце все баллы подсчитываются.

Все учащиеся получают отметки

II. Постановка задач урока.

И первое, что мы с вами сделаем, заменив цифры буквами, назовите тему нашего урока.

а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, ё – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.

Составить слово из цифр:

А теперь поставьте цели для себя, которые вы должны будете реализовывать в ходе урока.

III. Повторение изученного материала.

Задание 1. Мозговой штурм.

Как называется наука, изучающая словарный состав языка? (лексикология).

Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные или иноязычные).

Слова, которые употребляются жителями только одной местности (диалектизмы).

Слова, употребляемые в речи людьми разных профессий (профессиональные).

Слова, вышедшие из живого употребления (устаревшие) (архаизмы).

Новые слова, появившиеся сравнительно недавно (неологизмы).

Словарный запас языка (лексика).

Словарный запас человека (лексикон).

Задание 2. Я буду читать профессиональные слова, а вы укажите лишнее.

Задание 3. Подберите к диалектным словам общеупотребительные синонимы (устно):

Житель Севера Помор

Задание 3. Переведите данные слова на литературный язык (устно):

Кореш, братан – друг, приятель.
Клёво – хорошо.

Домашка – домашняя работа.

Кемарить дремать (спать, отдыхать).

Задание 4. Распределить слова на 2 группы: устаревшие и неологизмы. К доске выходят два ученика. Один ученик выписывает устаревшие слова, а второй ученик – неологизмы. В это время учащиеся класса выполняют то же самое задание в тетради.

Слова: Зеница – зрачок глаза (архаизм); ботфорты – высокие сапоги (историзм); принтер – (неологизм); флеш-карта – (неологизм); чело – лоб (архаизм); очи – глаза (архаизм); чипсы – (неологизм); гамбургер – (неологизм); уста – губы (архаизм); дворянин – (историзм); лакей – комнатный слуга (историзм); потчевать – угощать (архаизм); раб – (историзм); ди-джей – (неологизм), ноутбук – (неологизм).

Задание 5. Найдите историзмы (в тетради, задания на раздаточном материале).

Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал и предался снова размышлениям. Через десять минут въехал он на барский двор. (А.С. Пушкин).

Задание 6. Замените исконно русскими слова заимствования (устно):

Задание 7. По лексическому значению определите слово:

Цвет лимона. ( Лимонный. )

Головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. (Кроссворд.)

Столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументированно отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем. (Спор)

Цветовой переход между красным и оранжевым. (Лососевый)

Образуется произносительным аппаратом человека с целью языкового общения. (Звук)

Задание 8. Назовите фразеологизмы, изображенные на картинках (слайды на интерактивной доске).

Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)

Спустя рукава (небрежно, кое-как)

Как курица лапой (небрежный почерк)

Море по колено (ничего не страшно)

Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)

Волчий аппетит (очень сильный аппетит)

Носом к носу (близко столкнуться)

Класть зубы на полку (голодать)

Черт дернул за язык (сказать что-то не то)

Задание 9. Закрепление материала (раздаточный материал).

1. Укажите иностранное слово.

2. Какое слово является устаревшим?

3. Найдите профессиональное слово.

4. Определите диалектное слово

5. Найдите неологизм

6. Найдите предложение с фразеологическим оборотом.

А) Иван плохо работал на уроке.

Б) На уроке Иван работал спустя рукава.

В) Иван не выполнил задания.

Г) Иван весь урок бездельничал.

7. Укажите раздел языкознания, изучающий лексику.

8. В каком предложении можно употребить фразеологизм «от корки до корки»?

А) Оля чувствует себя на катке хорошо.

Б) Ученик прочитал книгу до конца.

Г) Ира сильно покраснела.

9. Как в толковом словаре указывается, что слово диалектное?

1. В 2. А 3. Г 4. Г 5. Б 6. Б 7. А 8. Г 9. В 10. Б

VI. Подведение итогов.

— О каких разделах русского языка сегодня шла речь? О лексике и о фразеологии.

— О каких понятиях из лексикологии мы сегодня с вами говорили? Об устаревших словах, о диалектных словах, о профессиональных словах, о новых словах, об исконно русских словах.

— Ребята, после нашего урока, как вы думаете – для чего нам нужно изучать лексику русского языка? Для того, чтобы обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи, для того, чтобы красиво и правильно говорить.

— А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыл е нкова:

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Какими к ним в свой час

И сколько отдал им

VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание: упражнение 128.

Лексикология что это 6 класс. Смотреть фото Лексикология что это 6 класс. Смотреть картинку Лексикология что это 6 класс. Картинка про Лексикология что это 6 класс. Фото Лексикология что это 6 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Лексикология что это 6 класс. Смотреть фото Лексикология что это 6 класс. Смотреть картинку Лексикология что это 6 класс. Картинка про Лексикология что это 6 класс. Фото Лексикология что это 6 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Лексикология что это 6 класс. Смотреть фото Лексикология что это 6 класс. Смотреть картинку Лексикология что это 6 класс. Картинка про Лексикология что это 6 класс. Фото Лексикология что это 6 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Лексикология что это 6 класс. Смотреть фото Лексикология что это 6 класс. Смотреть картинку Лексикология что это 6 класс. Картинка про Лексикология что это 6 класс. Фото Лексикология что это 6 класс

Номер материала: ДБ-158458

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Лексикология что это 6 класс. Смотреть фото Лексикология что это 6 класс. Смотреть картинку Лексикология что это 6 класс. Картинка про Лексикология что это 6 класс. Фото Лексикология что это 6 класс

В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах

Время чтения: 1 минута

Лексикология что это 6 класс. Смотреть фото Лексикология что это 6 класс. Смотреть картинку Лексикология что это 6 класс. Картинка про Лексикология что это 6 класс. Фото Лексикология что это 6 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Лексикология что это 6 класс. Смотреть фото Лексикология что это 6 класс. Смотреть картинку Лексикология что это 6 класс. Картинка про Лексикология что это 6 класс. Фото Лексикология что это 6 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Лексикология что это 6 класс. Смотреть фото Лексикология что это 6 класс. Смотреть картинку Лексикология что это 6 класс. Картинка про Лексикология что это 6 класс. Фото Лексикология что это 6 класс

В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря

Время чтения: 2 минуты

Лексикология что это 6 класс. Смотреть фото Лексикология что это 6 класс. Смотреть картинку Лексикология что это 6 класс. Картинка про Лексикология что это 6 класс. Фото Лексикология что это 6 класс

НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием

Время чтения: 2 минуты

Лексикология что это 6 класс. Смотреть фото Лексикология что это 6 класс. Смотреть картинку Лексикология что это 6 класс. Картинка про Лексикология что это 6 класс. Фото Лексикология что это 6 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *