Лекция что такое экология
Экология: основные понятия
С егодня в обиходе очень модный и актуальный термин — экология! Но что подразумевают люди, употребляя это слово в своей речи, вписывая его в статьи, научные работы и «отрывая» от него заветный кусочек «эко», чтобы «приклеить» к чему-то важному, например: «экопродукты», «экокожа», «эколайф»?
На самом деле, «экология» — слово, состоящее из греческого «ойкос» — ‘дом’ и «логос» — ‘наука’. Получается, что дословно «экология» — это наука о доме. Но, конечно, само понятие намного шире, многограннее и интереснее, чем кажется, если отталкиваться от этого определения.
Если погрузиться в осмысление всего, что значит этот модный термин, то можно открыть для себя много нового и весьма интересного, особенно для человека, который нацелен на правильный — здоровый — образ жизни.
Экология: что это такое и что она изучает
Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Исходя из перевода составного термина, это наука о доме. Но под словом «дом» в экологии понимают не то или, точнее, не только то жилище, в котором проживает конкретная семья, отдельный человек или даже группа людей. Под словом «дом» здесь понимается целая планета, мир — дом, в котором живут все люди. И, конечно, в разных разделах экологии рассматриваются отдельные «комнаты» этого «дома».
Экология изучает всё, что как-то взаимодействует или влияет на живые организмы. Это очень объёмная наука, которая затрагивает добрую сотню актуальных вопросов для человека и его жизни на земле.
Виды экологии
Как и некоторые другие науки, экология включает в себя множество различных разделов. Ведь уместить всё важное в одном направлении довольно сложно. Можно запутаться и так и не сделать нужных выводов, не найти решений для серьёзных проблем.
Стоит знать, что экология — это сравнительно молодая наука. Ей всего-то не более 200 лет. Однако на сегодняшний день наука стоит на одной ступени по степени важности с математикой, физикой, биологией и др. При этом некоторые научные сферы (ботаника, химия, микробиология) экология не просто затрагивает, а даже базируется на них.
Различают такие виды экологии:
По сути, разделы этой науки всё время расширяются и множатся. Но абсолютно все ответвления сводятся к общей экологии, задачей которой является сохранить здоровую среду обитания и не дать погибнуть нашей планете раньше отведённого времени.
Про экологию мысли и чистоту мировоззрения
Пока официально нет раздела в экологии, который бы был направлен на изучение влияния собственного мировоззрения человека на окружающую среду и собственное здоровье. Однако то, как думает и воспринимает окружающий мир человек, сильно влияет на его действия. Про экологию мысли забывать нельзя. Ведь только правильный ход мысли и глубокое понимание необходимости жить в ладу с природой, позволит сохранить наш «дом», не нанести ему ущерб. Человек с чистыми светлыми мыслями духовно здоров. Его физическое тело также более крепкое. А это тоже весьма важно для сохранения здоровья окружающей среды и создания комфортной экосистемы для каждого живущего на земле.
Термин и понятие экологии
Конечно, из всего написанного выше уже можно понять, что термин «экология» включает в себя огромный объём информации и «рассыпается» на важные элементы, грани которых составляют единую важную цель — изучение планеты и сохранение её здоровья. Но кто это всё придумал и почему это так важно? Стоит разобраться.
Кто ввел термин «экология»?
Впервые термин «экология» произнёс учёный-философ и естествоиспытатель Эрнст Генрих Геккель. Этому же немецкому философу принадлежит авторство таких биологических терминов, как онтогенез, филогенез, которые также имеют прямое отношение к экологии.
Что означает экология
Как можно догадаться, экология — понятие всеобъемлющее, заключающее в себя массу вопросов, связанных со средой обитания и её чистотой. Но почему мы так часто слышим составные слова с приставкой «эко» и понимаем это как чистоту, здоровье, безопасность? Ничего сложного! Ведь основной мыслью экологии как науки является поиск решений, позволяющих сохранить красоту и здоровье природы. Эколог — это человек, который изучает влияние любых процессов, веществ, вещей на мир окружающий и живые организмы. Поэтому, когда человек говорит «экология», он подразумевает чистоту окружающей среды. Когда мы произносим любое слово с приставкой «эко», то подразумеваем, что это нечто чистое, безопасное и полезное для нашего здоровья. Исключением являются специфические термины, употребляемые в научной среде.
Экотоп — отдельный участок среды обитания живых организмов, претерпевший некоторые изменения в результате деятельности этих организмов.
Экосистема — среда взаимодействия группы живых организмов.
В остальных случаях слова с приставкой «эко» — это новые слова, составленные с заявкой на указание выгоды. Т. е., по сути, очень часто экопродукты, экоматериалы, экокультура — это всего лишь маркетинговый ход. Доверять слепо такой приставке не всегда стоит. Лучше внимательно присмотреться к вещи, которую пометили заветным зелёным листочком (эмблема экологически чистых товаров) и изучить состав. А уж потом делать выводы о чистоте и безопасности выбранного продукта.
Где и кому нужна экология
Сегодня предмет экологии изучают в школе, средних и высших специальных заведениях, вне зависимости от профиля. Конечно, на отделениях ботаники, агрономии, зоологии и т. п. этому предмету уделяют куда больше внимания, чем, например, на экономическом факультете. Но практически в любой общеобразовательной программе есть раздел экологии. И это не случайно. Каждый человек должен быть экологически грамотен. Вы можете не быть юристом, но понимать, какая среда вас окружает, вам стоит. Можно не владеть понятиями медицины, но знать основы, как сохранить здоровье планеты важно. Где и как мы соприкасаемся с вопросами экологии? Ну, например, когда вы идёте выбрасывать мусор, вы уже становитесь «винтиком» в механизме системы, которая или нарушает общее благополучие окружающей среды или помогает сохранить здоровье планеты. Ведь надо знать, как правильно и куда выбросить мусор, чтобы минимизировать отрицательное влияние отходов на здоровье людей и экосреды. Когда человек закуривает сигарету, он также оказывает непосредственное влияние на формирование фона здоровья природы. Одна, казалось бы, сигарета, но может принести массу негативных перспектив и самому курильщику, и окружающему миру в целом.
Сегодня экологические отделы есть почти при каждом промышленном предприятии. Экологическая служба работает в каждом городе. В масштабах страны вопросы экологии решаются и обсуждаются в рамках серьёзных совещаний. Об экологии нашей планеты говорят, думают, спорят ученые и обычные люди. Каждый день, просыпаясь утром, мы соприкасаемся с разными сферами этой науки. Она интересна, многогранна и очень важна для каждого из нас и для всех людей в целом.
Экологические проблемы и их решение
Когда мы заговорили о приставке «эко», как о знаке чистоты, — это была позитивная «частица» темы. Есть и обратная сторона — негатив! Словосочетания «экологическая проблема», «экологическая катастрофа» нередко нас пугают в заголовках газет, интернет-СМИ, телепрограммах и радиосводках. Обычно под этими словосочетаниями «прячется» что-то страшное, угрожающее и грязное. Грязь здесь имеется в виду в прямом смысле слова. Например, выброс с какого-нибудь завода в море загрязняет водную среду и может нанести ущерб живым обитателям этой экосистемы. Это экологическая проблема, каких сегодня может быть масса. Когда мы говорим об истончении озонового слоя, мы подразумеваем экологическую катастрофу, к которой может привести это явление. Наука, которую мы здесь рассматриваем, как раз направлена на то, чтобы минимизировать риски возникновения экологических проблем и уж тем более не допустить развития целых катастроф в масштабах города, страны, планеты. Именно для этих целей была создана и развивается эта многогранная, интересная и невероятно важная наука.
Как предупреждаются и решаются проблемы экологии
Если есть наука, существуют и учёные, которые занимаются её развитием. Учёные-экологи трудятся над изучением разных вопросов экологии. Это и узкоспециализированные сферы, как например агроэкология, зооэкология, промышленный комплекс и экология общая, классическая. По всему миру создаются и успешно работают различные экослужбы. Например, в нашей стране есть такой орган, как экологическая полиция. Это служба, которая следит за соблюдением правил экологической безопасности в городах и других населённых пунктах. На каждом предприятии есть собственный отдел, который контролирует влияние работы предприятия на окружающую среду и сдаёт отчётность по этому поводу высшим органам.
В масштабах мировой науки постоянно ведутся разработки, направленные на оптимизацию различных процессов, для снижения рисков развития экологических проблем и предупреждения возникновения катастроф. Экоконтроль работает в сетевых продуктовых магазинах, чтобы не допустить попадания на столы некачественных продуктов.
Но каждому человеку следует помнить, что и он является важным звеном системы, так или иначе влияющей на чистоту и здоровье нашего «дома», нашей планеты. От того, как живет, как думает, как действует каждый человек, тоже зависит очень многое. Поэтому стоит уделить внимание этой науке хотя бы на уровне общего ознакомления с её основными понятиями и проблемами.
Лекция по экологии на тему «Предмет, задачи и проблемы экологии»
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ № 1
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЯ»
ТЕМА: «ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ»
Специальность: 31.02.01 «Фармация»
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ №1
по теме 1.1: «Предмет, задачи и проблемы экологии»
Объяснить расширенное понимание предмета экологии и назвать основное определение экологии, принятое в этом курсе.
Охарактеризовать процесс экологизации знаний.
Охарактеризовать основные разделы экологии.
Объяснить различие между понятиями «экология», «природопользование» и «охрана природы».
Перечислить основные методы экологии.
Назвать глобальные проблемы и задачи экологии.
формирование у студентов основ экологической культуры;
обогатить и усложнить словарный запас за счет новых терминов (аутэкология, синэкология, экологизация и др.);
продолжить развитие мышления через обобщение и анализ (сравнение основных разделов экологии).
воспитывать экологическую грамотность;
воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
воспитывать познавательный интерес через МДС.
Вид лекционного занятия: лекция с элементами эвристической беседы (диалога)
Тип занятия : информационный. Изучение нового материала.
Метод обучения: словесный, наглядный
В.Д.С.: «Типы экологических взаимоотношений», «Экофакторы. Условия среды», «Экологические ресурсы. Энергетический бюджет, тепловой баланс», «Экология популяций», «Биосфера и ее эволюция».
Наглядность: мультимедийный проектор.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ:
Актуализация знаний (тема, постановка цели, мотивация)______4_мин
Изложение нового материала______________________________30_мин
Вопросы для проверки первичного запоминания_____________50_ мин
Подведение итогов, домашнее задание ___________________5_ мин
Вступительное слово преподавателя.
Преподаватель сообщает тему и цели занятия.
Экология как наука направлена на понимание функционирования экосистем, взаимоотношений видов живых существ с их окружающей средой, условий развития и равновесия таких систем. Ее объект — естественные экосистемы, а также экосистемы, преобразованные в процессе производственно-хозяйственной деятельности, изучаемые биологическими методами. Она изучает взаимоотношения живых организмов, их естественные и искусственные группы со средой их обитания и между собой.
Существует образное выражение, что мы живем в эпоху трех «Э»: экономика, энергетика, экология. При этом экология как наука и образ мышления привлекает все более и более пристальное внимание человечества.
По этой причине экологию иногда связывают только с учением о среде обитания (доме) или окружающей среде. Последнее в основе правильно с той, однако, существенной поправкой, что среду нельзя рассматривать в отрыве от организмов, как и организмы вне их среды обитания. Это составные части единого целого. Именно организмы сформировали современную среду. Им же принадлежит первостепенная роль в нейтрализации тех воздействий на среду, которые происходили и происходят по различным причинам.
Предмет и история развития экологии.
Основные разделы экологии.
Экология, природопользование и охрана окружающей среды.
Предмет и история развития экологии.
Существует целый ряд проблем, которые являются общими для всех людей вне зависимости от государственной, национальной или социальной принадлежности:
дефицит и качество питьевой воды,
загрязнение воздуха и глобальное потепление,
распространение опасных заболеваний,
деградация почв и нехватка продовольственных ресурсов,
кислотные дожди и разрушение озонового экрана,
утрата ценных видов организмов и массовое размножение вредителей,
сокращение площади лесов и наступление пустынь,
промышленные аварии, радиация,
гибель малых рек, потери природы в зонах военных действий.
Эти вопросы рассматривает и изучает наука экология. К ак наука она сформировалась в рамках биологии.
Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой их обитания.
Предметом исследования стали взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей неживой природой, закономерности размещения сообществ, динамика их численности, факторы выживания и продуктивности, потоки энергии и круговороты веществ, в которых участвуют организмы.
Экология изучает объекты на следующих уровнях : организменном, популяционно-видовом, биоценотическом, биогеоценотическом, биосферном.
Этапы развития экологии :
1 Этап. С древних времен до 60-х г. 19в. Характеризуется зарождением и становлением экологии как науки. В начале 19в. ученые предупреждали человечество о том, что последствия воздействия общества на окружающую среду могут стать угрожающими.
2 Этап. 60-е г. 19в. – 50-е г. 20в. Происходит формирование и становление экологии, как самостоятельной науки. Фундамент был заложен Дарвином. Вернадский в 1926г. создал учение о биосфере и о ноосфере. В 1935г. англ. ботаник Тенсли дал определение экосистеме. Сукачев ввел термин биогеоценоз.
3 Этап. 50-е г. 20в. – до наших дней превращение экологии в комплексную науку. Она вторгается в науки о Земле, в физику и химию, в инженерные отрасли, информатику и вычислительную технику, находит приложения в экономике, политике, социологии, этике. Процесс проникновения идей и проблем экологии в другие области знания получил название экологизации .
Экологизация отражает потребность общества в объединении науки и практики для предотвращения экологической катастрофы.
Основные разделы экологии.
Основные разделы современной экологии:
общая (теоретическая) экология,
экология человека и социальная экология,
Каждый раздел имеет свои подразделы и связи с другими частями экологии.
Общая экология объединяет экологические знания на едином научном фундаменте. Ее ядром является теоретическая экология, устанавливающая общие закономерности функционирования экологических систем.
Экспериментальная экология обеспечивает методическим инструментарием различные разделы науки. Но возможности эксперимента в экологии ограниченны. Поэтому широко применяется моделирование, в частности математическое. Вместе с обработкой информации и количественным анализом фактического материала оно входит в раздел теоретической экологии, который называют математической экологией.
Биоэкология — «классическая» экология, сформировавшаяся в рамках биологии. В ней выделяются:
Подразделение производится также:
по типу среды обитания: наземной (суши), почвенной, пресноводной, морской;
по принадлежности сообществ организмов к разным природно-климатическим зонам: экология тундры, тайги, степей, пустынь, гор, тропических лесов;
типам ландшафтов: экология речных долин, морских берегов, болот, островов, коралловых рифов и т.п.
Эту совокупность приложений иногда называют географической экологией, геоэкологией.
На стыке биоэкологии и геохимии Земли возникло учение о биосфере — глобальной экологической системе.
Экология человека — комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального субъекта) с окружающей его природой.
Прикладная экология — большой комплекс дисциплин, связанных с различными областями человеческой деятельности и взаимоотношений между человеческим обществом и природой. Выделяются следующие разделы прикладной экологии: инженерная, сельскохозяйственная, биоресурсная и промысловая, коммунальная, медицинская.
Задачи экологии разнообразны:
1. изучение двусторонних связей между биологическими объектами разных уровней организации и средой;
2. изучение механизмов адаптаций к среде;
3. изучение механизмов устойчивости экосистем;
4. изучение механизмов поддержания биоразнообразия;
5. исследование продукционных процессов;
6. моделирование экологических систем и процессов;
7. изучение законов взаимодействия человеческого общества и природы, прогноз и оптимизация этого взаимодействия и др.
Современная экология располагает широким набором методов исследования. Основными являются:
Метод наблюдения и описания заключается в сборе и описании фактов.
Метод измерений использует измерения характеристик объектов.
Сравнительный метод основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов.
Исторический метод изучает ход развития исследуемого объекта.
Метод эксперимента дает возможность изучать явления природы в заданных условиях.
Метод моделирования позволяет описывать сложные природные явления относительно простыми моделями.
Метод прогнозирования позволяет предсказывать будущее объекта или процесса.
Экология, природопользование и охрана окружающей среды
Конечная цель охраны окружающей среды и охраны природы одна и та же: сохранение здоровья и благополучия людей.
Но сохранить качество окружающей человека среды невозможно без участия природных экологических механизмов. Самые чистые технологии и самые совершенные средозащитные устройства не спасут нас, если будет продолжаться вырубка лесов, уменьшаться разнообразие биологических видов, нарушаться круговорот веществ природы. Нет ни одного участка пустыни, который был бы навсегда превращен человеком в устойчивый растительный ландшафт. Даже расселение животных и растений, попытки обогатить флору и фауну отдельных стран и континентов чаще причиняли ущерб природным системам. В лучшем случае удавалось лишь частично исправлять допущенные ранее грубые нарушения природного равновесия.
ВОПРОСЫ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ:
1. Какие биологические науки вам известны?
2. Каких ученых-биологов вы знаете?
3. Какие методы исследования, применяемые в биологии, вы знаете?
4. Какие уровни организации живых организмов вы знаете?
5. Что такое популяция?
6. Что называют биосферой?
7. Как вы понимаете термин «экология»?
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА:
1. Что является предметом исследования экологии?
2. Какие великие ученые древности внесли вклад в развитие науки?
3. Кто ввел термин «экология»?
4. Какие этапы в развитии экологии вы знаете?
5. Какие подразделы выделяют в биоэкологии?
6. Какие задачи экологии вы запомнили?
7. Что вы понимаете под рациональным природопользованием?
Литература: С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров «Общая экология», §1, 2, конспект лекции, составьте Синквейн понятий «экология» и «биосфера».
Пример 1: 1. Жизнь. 2. Многогранная, сложная. 3. Возникает, существует, прекращается. 4. Существует в форме организмов. 5. Явление.
Лекция № 1 Тема: Экология – комплекс наук о взаимоотношениях организмов с окружающей средой.
Тема: Экология – комплекс наук о взаимоотношениях организмов с окружающей средой.
рассмотреть основные этапы развития экологии как науки; показать, что экологические знания являются основой взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов.
Основные термины и понятия : экология, экологические факторы; воздушно-наземная среда, водная среда, почва, живые организмы как среда обитания. экология, аутэкология, синэкология, демэкология, биосферология, биоценология, мониторинг, моделирование, прогнозирование, картография, теоретическая экология, прикладная экология.
1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
2.Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В. М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 302 с
1. Экология как наука. Основы экологии. Место экологии среди биологических наук. Предмет и задачи современной экологии. Структура современной экологии.
1.Экология как наука. Основы экологии . Место экологии среди биологических наук. Предмет и задачи современной экологии Структура современной экологии .
Экология – общебиологическая комплексная междисциплинарная наука о закономерностях взаимоотношений живых организмов с окружающей средой. (Э. Геккель, 1866 г.).
Основные задачи экологии:
— выявление взаимосвязей между организмами, их сообществами и условиями среды обитания;
— изучение структуры и закономерностей функционирования сообществ организмов;
— наблюдение за изменениями в отдельных экосистемах и в биосфере в целом, прогнозирование их последствий;
— создание базы данных, и разработка рекомендаций для экологически безопасного планирования хозяйственной деятельности человека;
— применение экологических знаний в деле охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Главная цель – вывести человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.
Изучением взаимоотношений организмов и условий среды ученые занимались с давних времен. На протяжении прошлого века до 60-70 гг. экология рассматривалась как часть науки биологии. Человек в этих системах не рассматривался. Предполагалось, что его взаимодействие с окружающей средой подчинялось не биологическим, а социальным законам.
Как самостоятельная наук а экология сформировалась лишь к началу двадцатого столетия. Здесь немаловажную роль сыграли:
— Климент Аркадьевич Тимирязев,
— Василий Васильевич Докучаев,
— Владимир Николаевич Сукачев и др.
Крупнейший ученый ХХ века Владимир Иванович Вернадский создаёт учение о биосфере.
Во второй половине ХХ века происходит своего рода «экологизация» современной науки. Это связано прежде всего с осознанием роли человека в природе, о вредном воздействии промышленности на окружающую среду.
В настоящее время термин экология существенно трансформировался, в связи с тем, что человек сильно влияет на окружающую среду. Поэтому возникла необходимость экологических знаний для всех специалистов.
Экология, как и любая другая наука, использует разнообразные методы исследований: общие методы, которые нашли свое применение во многих науках, и специфические, которые обычно используются только в экологии.
К общим методам экологических исследований относятся: химические, физические, биологические, метод индикации и др. Специфические методы экологии можно разделить на две группы: полевые и лабораторные.
Полевые методы предполагают изучение экологических явлений непосредственно в природе. Полевые методы, в свою очередь, могут быть маршрутными,
Лабораторные методы дают возможность изучить влияние комплекса факторов моделированной в лабораторных условиях среды на естественные или моделированные биологические системы и получить приблизительные результаты. Выводы, полученные в лабораторном экологическом эксперименте, требуют обязательной проверки в природе.
В последнее время широкое распространение получил метод моделирования экологических явлений в природе и обществе.
На сегодняшний день роль экологии в жизни и практической деятельности человека растет. Это связано с обострением экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий и др.
Предназначение дисциплины «Экология» обосновано необходимостью сохранения экологического благополучия на Земле, которое всецело зависит, прежде всего, от уровня экологических знаний. Человек в конкурентной борьбе за выживание в природной окружающей среде начал строить свои искусственные антропогенные экосистемы. На современном этапе он для удовлетворения своих все возрастающих потребностей вынужден изменять природные экосистемы и даже разрушать их, возможно, и не желая этого.
Структура современной экологии :
1. Теоретическая экология или фундаментальная (общая)экология вскрывает общие закономерности организации жизни, в том числе в связи с антропогенным воздействием на природные системы. Ее ядро – биологическая (классическая) экология.
2. Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального природопользования. – основа рационального природопользования и охраны природы.
3. Социальная экология изучает взаимоотношения в системе «человеческое общество – природа».
Фундаментальную (общую) экологию подразделяют по уровням организации жизни на Земле:
1) аутэкология – экология организмов;
2) демэкология – экология популяций;
3) синэкология – экология сообществ;
4) биосферная экология.
Также выделяют Географическую экологию (геоэкология ) – раздел экологии, изучающий экологические закономерности географических процессов в экосистемах высоких уровней иерархии (суши, морских и пресных вод, высокогорий и др.); сюда же относится и геохимическая экология.
В настоящее время в экологии выделяют ряд научных отраслей и дисциплин:
· Экология растений, животных
· Экология города и т.д.
2. Среда обитания и Экологические факторы. Законы экологии :
Среда — одно из основных экологических понятий; под ним подразумевается комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях.
Природная среда – это среда, не измененная человеком или измененная в малой степени.
На нашей планете живые организмы освоили 4 среды обитания: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную.
Экологические факторы — свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм. Индифферентные элементы среды, например, инертные газы, экологическими факторами не являются.
Экологические факторы отличаются значительной изменчивостью во времени и пространстве. Например, температура сильно варьирует на поверхности суши, но почти постоянна на дне океана или в глубине пещер.
Экологические факторы делятся на: абиотические, биотические, антропогенные.
Под биотическими факторами среды понимают взаимное влияние живых организмов друг на друга. Условно биотические факторы можно разделить на внутривидовые и межвидовые
Это факторы, обусловленные деятельностью человека (загрязнение среды, неограниченная охота, разрушение среды обитания и т.д.)
Среды обитания организмов.
Адаптации организма к среде
Самая древняя. Освещенность убывает с глубиной. При погружении на каждые 10 м давление возрастает на 1 атмосферу. Дефицит кислорода. Степень солености возрастает при переходе от пресных вод к морским и океаническим. Относительно однородная (гомогенная) в пространстве и стабильная во времени
Обтекаемая форма тела, плавучесть, слизистые покровы, развитие воздухоносных полостей, осморегуляции.
Создана живыми организмами. Осваивалась одновременно с наземно-воздушной средой. Дефицит или полное отсутствие света. Высокая плотность. Четырехфазная (фазы: твердая, жидкая, газообразная, живые организмы). Неоднородная (гетерогенная) в пространстве. Во времени условия более постоянны, чем в наземно-воздушной среде обитания, но более динамичны, чем в водной и организменной
Форма тела вальковатая, слизистые покровы или гладкая поверхность, у некоторых имеется копательный аппарат, развитая мускулатура. Для многих групп характерны микроскопические или мелкие размеры как приспособление к жизни в пленочной воде или в воздухоносных порах
Разреженная. Обилие света и кислорода. Гетерогенная в пространстве. Очень динамичная во времени
Выработка опорного скелета, механизмов регуляции гидротермического режима. Освобождение полового процесса от жидкой среды
Очень древняя. Жидкая (кровь, лимфа) или твердая, плотная (ткани). Наибольшее постоянство среды во времени из всех сред обитания
Коадаптация паразита и хозяина, симбионтов друг к другу, выработка у паразита защиты от переваривания хозяином и системы заякоривания в среде, усиление полового размножения, редукция зрения, пищеварительной системы, синхронизация биоритмов
Приспособления организмов к среде носят названия адаптаций. Этот термин широко употребляется во всевозможных толкованиях. Поэтому дадим его развернутое определение.
Адаптация (позднелатинское adaptatio – приспособление, прилаживание), это совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и др. особенностей данного биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.
Способность к адаптациям – одно из основных свойств жизни вообще, так как обеспечивает саму возможность ее существования, возможность организмов выживать и размножаться. Адаптации возникают и изменяются в ходе эволюции видов.
Среди приспособлений живых организмов к среде особую роль играют морфологические адаптации. Изменения в наибольшей степени затрагивают органы, находящиеся в непосредственном соприкосновении с внешней средой. Морфологический тип приспособления животного или растения к определенным условиям обитания и определенному образу жизни называют жизненной формой организма.
Организмы могут приспосабливаться к изменениям условий окружающей среды активно, регулируя собственные процессы жизнедеятельности в зависимости от изменений окружающей среды. При пассивном формировании адаптаций к изменениям условий окружающей среды процессы жизнедеятельности организма подчинены этим изменениям.
Еще одним типом приспособлений организмов к изменениям условий окружающей среды является избежание этих изменений (миграции и кочевки рыб, птиц, млекопитающих и т.д.).
Адаптивные биологические ритмы :
Периодические изменения интенсивности экологических факторов влияют на формирования у живых существ адаптивных биологических ритмов:
суточных, приточно-отливных, сезонных, годовых и т.п..
Адаптивные биологические ритмы:
Характеристика биологических ритмов
Вследствие вращения Земли вокруг своей оси дважды в сутки меняется освещенность, что приводит колебаниям абиотических факторов, которые влияют на активность организмов. В частности, солнечный свет определяет периодичность фотосинтеза, испарения воды растениями, время открывания и закрывания цветков и т.п.
Приливно-отливные ритмы обусловлены вращением Луны вокруг Земли. Четко они прослеживаются у жителей приливно-отливной зоны
Это циклы, связанные с периодическими изменениями солнечной активности в течение нескольких лет. Эти ритмы выражены не так четко, как сезонные. Примером многолетних циклов массовые размножения перелетной саранчи и некоторых других животных.
Относительно любого фактора среды вид имеет диапазон устойчивости (Толерантность). Если интенсивность какого-то фактора выходит за пределы толерантности, особи вида погибают. Биологическим оптимумом называют такие условия, в которых особи вида оказываются наиболее приспособленными. Фактор, который больше влияет на выживание, называют ограничительным (лимитирующим).
2. Всё должно куда-то деваться – базируется на положении сохранения вещества и энергии.
3. Природа «знает» лучше – ориентирует на действия, согласующиеся с природными процессами, сотрудничество с природой.
4. Ничто не даётся даром – всё, что извлечено из природы, должно быть возмещено.
Закон толерантности Шелфорда(1913).
Закон толерантности, один из основополагающих принципов экологии, согласно которому присутствие или процветание каких-либо организмов в данном местообитании зависит от комплекса экологических факторов, к каждому из которых у организма существует определенный диапазон толерантности (выносливости).
Дать ответы на вопросы:
1. Дать определение: «экология». Что означает слово «экология»? Экология как наука и учебная дисциплина, предмет, объект и задачи экологии.
2. Какие методы используются в экологических исследованиях, какова взаимосвязь экологии с другими дисциплинами?
3. Что такое среда обитания и факторы среды, каковы закономерности действия факторов среды на организм?
4. Какая существует классификация экологических факторов окружающей среды, приведите примеры и дайте характеристику?
5. Как организмы приспосабливаются к существованию в разных средах?
6. Какое значение имеют биологические ритмы для живых организмов?
7. Укажите, правильным ли является утверждение о том, что любая деятельность человека всегда отрицательно влияет на природу (ответ обоснуйте)
Домашнее задание: пересказ конспекта лекции, изучить соответствующую тему учебника, подготовить сообщения по теме лекции.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.