Ленивец экскаватора что это
Ремонт ходовой части гусеничного экскаватора
Что нужно периодически проверять, чтобы избежать преждевременный износ ходовой?
— ленивцы (направляющие колеса)
— опорные и подвесные катки
— натяжители и гусеницы
Особенности этих узлов обязательно должны учитываться при ремонте гусеничных экскаваторов.
Замена катков экскаватора
Критический уровень износа катков можно довольно легко определить в процессе регулярного осмотра спецтехники. Исправный каток должен свободно проворачиваться вокруг своей оси, при этом не должно быть заметного люфта и сильного износа ребер. Если при осмотре ходовой части, выше перечисленное присутствует, то каток следует менять. Замена катков гусеничного экскаватора представляет собой одну из наиболее простых ремонтных работ. Выполнять ее можно без разбора ходовой части, при этом нет необходимости менять все катки, достаточно заменить только неисправный узел.
Замена ленивца (направляющие колеса) экскаватора
Направляющие колеса представляют собой еще один узел ходовой части, который наиболее подвержен износу. Разрушение ленивца начинается при износе резиновых уплотнителей, во втулки направляющих колес попадают абразивные частицы, со временим появляется скрежет и колесо начинает лювтить. Готовьтесь к тому, что его нужно заменить в ближайшее время.
Ремонт ходовой при износе звездочек и цепей
В составе ходовой части гусеничного экскаватора наиболее подвержены износу звездочки. Когда цепь начинает проскакивать, звездочку нужно срочно заменить на новую. Звездочка в экскаваторе крепиться к редуктору хода примерно на 20 болтов. Более сложным является ремонт экскаватора в случае износа цепей. Внимание! цепь проще всего разъединить в одном месте, где она скрепляется мастер пальцем. Если экскаватор эксплуатировался без чрезмерных нагрузок в приемлемых условиях, то скорее всего башмаки находятся вполне пригодном состоянии, поэтому можно будет обойтись только заменой цепи. Обычно башмаки крепятся к цепи при помощи 4 болтов. Закручены болты с достаточно большим усилием, поэтому использование обычных ключей в данном случае ничего не даст. Для ремонта потребуются специальные ключи с усиленными головками. Необходимо отметить, что при такой переборке цепи придется раскрутить и закрутить порядка 400 болтов.
Ремонт натяжителя экскаватора
Наибольшие сложности, при ремонте ходовой части гусеничного экскаватора, могут возникать при неисправностях натяжителя. Ремонт натяжителя не будет представлять проблемы, если поршень с учетом нормального износа. Поршень осуществляет привод направляющего колеса. В таком случае достаточно поменять комплект грязесъемников, уплотнительных колец и манжет.
Замена ленивца (направляющее колесо) на гусеничном экскаваторе.
Чтобы заменить ленивец на гусеничном экскаваторе, вам потребуется открутить болт, в который вкручена масленка для натяжки гусеничной цепи (обычно там головка на 24). Далее ковшом втянуть ленивец (направляющее колесо) во внутрь, отжаться ковшом, прокрутить ленту и просмотреть всю цепь. В местах, где звенья соединяются между собой пальцами, найти мастер палец и остановить в районе ленивца. Мастер палец отличается от всех остальных пальцев отверстием по середине.
Например, на экскаваторах Volvo все пальцы с отверстиями по середине, поэтому мастер палец найти будет сложнее, но есть одно отличие: проточка в виде шайбы. Когда вы нашли мастер палец (для удобства лучше открутить два башмака на ленте в районе нужного пальца), берете выколотку меньшего размера (желательно приварить к ней ручку, чтобы не остаться без рук) и кувалду.
Начинаем выбивать палец, особенности мастер пальца в том, что производитель техники сделал его специально для более легкого способа разъединения цепи. Когда разъедините цепь, берете строп, обвязываете им ленивец и вытягиваете его стрелой. Далее откручиваете четыре болта от вилки, к которой крепится ленивец и ставите новый. Затем собираете в обратном порядке.
При сборке четыре болта, держащие ленивец, желательно зафиксировать на средство: стоп резьба. Устанавливаете ленивец с натяжителем обратно, но при этом следите, чтобы шток с масленкой был направлен на нужную сторону. И завершающем этапом соединяете ленту мастер пальцем, прикручиваете башмаки обратно (если снимали), закручиваете болт с масленкой обратно в шток, натягиваете гусеницу и можно работать дальше.
Особенности ремонта ходовой части гусеничного экскаватора
В этом материале описан ремонт ходовой части на примере гусеничных экскаваторов Hitachi EX 225 и JCB XD 220. Несмотря на то, что это гусеничные экскаваторы различных производителей устройство их ходовой части практически идентично. Основными узлами, подверженными ремонту, являются звездочки, направляющие колеса (ленивцы), катки опорные и подвесные, цепи и натяжители.
Источник фото: sfera-khv.ru Чаще всего ломаются звездочки, ленивцы, опорные и подвесные катки, цепи и натяжители
Основной износ приходится на цепи и звездочки. Стоимость звездочек не предполагает их ремонта и практически всегда требуется их замена. С цепями ситуация сложнее. Если экскаватор не использовался в карьере на погрузке песка или щебня, то скорее всего башмаки имеют небольшой износ, поэтому целесообразно поменять только цепи. Башмак прикручен к цепи 4 болтами под ключ 1″ или 26 (метрическая система). Момент затяжки этих болтов не позволяет пользоваться обычными ключами. Необходимо иметь редукторный ключ с квадратом на 3/4″ или на 1″ и 3-4 усиленные головки 1″ или 26 (метрическая система). Усилить головку необходимо кольцом-обжимкой из качественной легированной стали толщиной 3-4 мм. Так как при демонтаже башмаков необходимо открутить и закрутить около 400 болтов с гайками, то следует иметь несколько таких головок.
Источник фото: sfera-khv.ru Основной износ приходится на цепи и звездочки
Натяжитель с виду сложное устройство, но только на первый взгляд. В натяжителе присутствует поршень, который толкает и удерживает ленивец. Если «зеркало» поршня не было подвержено коррозии, то тогда достаточно заменить набор манжет, грязесъемников и уплотнительных колец, при этом не разбирая целиком нятяжитель. Например, на гусеничном экскаваторе JCB XD 220 необходимо вытянуть натяжитель и вытащить поршень, при этом ничего не откручивая. На поршне поменять манжету, на натяжителе грязесъемник.
Источник фото: sfera-khv.ru При демонтаже башмаков необходимо открутить и закрутить около 400 болтов с гайками
При любом виде ремонта необходимо позаботиться о запчастях. Так, например, доставка ремкомплекта натяжителя осуществляется в течение 2 месяцев.
Подводя итог, можно заключить: на ремонт ходовой части с переборкой цепей, заменой звездочек и нескольких катков, переборкой натяжителей требуется бригада из 2 человек и 4 рабочие смены. Необходимые инструменты: горелка (кислород и пропан) для монтажа/демонтажа пальцев, срезания болтов, редукторный ключ, усиленные головки 1″ или 26 (метрическая система). Запасные части: звездочки, цепи, болты с гайками для цепей 10-20 штук, катки, ремкомплекты натяжителя таких производителей, например, как Berco, ITR.
Источник фото: sfera-khv.ru На ремонт ходовой части с переборкой основных узлов требуется 2 специалиста и 4 рабочие смены
Наша группа в Telegram
Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!
Ремонт «ленивца» гусеничного экскаватора.
Ленивец является одним из тех элементов ходовой части гусеничных экскаваторов, которые наиболее часто подвергаются износу. Само разрушение направляющих колес (второе название ленивца) начинается с износа резиновых уплотнителей, после которого во втулки ленивца начинают попадать абразивные частицы, способствующие скорейшему выходу из строя механизма. Часто он после этого не подлежит восстановлению.
Эффективное решение проблемы
В большинстве случае ремонт ленивца не целесообразен, так как процесс является достаточно трудоёмким, при этом долговечность оставляет желать лучшего. Направляющие колеса отличаются низкой стоимостью, поэтому лучшим решением станет их полная замена. Данная операция не представляет собой больших трудностей, нужно только достать старую деталь и установить новую.
Как осуществляется замена
Действие выполняется при снятой цепи, то есть для начала её придётся разъединить. Для этого нужно подвести место соединения к натяжному ролику, а затем выбить соединительный палец, вследствие чего звенья окажутся разъединены. Снятие цепи следует выполнять ак куратно и не спеша, чтобы при сборке без особых проблем поставить её обратно.
Ленивец толкается и удерживается при помощи поршня, являющегося частью натяжителя. Для замены ленивца требуется его отсоед инить, можно во время этой же операции заменить набор манжет, механизмов для съема грязи, уплотнительных колец и прочих расходных элементов. Установка новых направляющих колес в гусеничном экскаваторе не вызывает сложностей, так как происходит интуитивно понятно по аналогии со снят ым и.
Обратная сборка
После установки новой детали требуется совершить все выполненные ранее действия в обратном порядке. Подцепляется поршен ь натяжителя, у натяжного ролика цепь соединяется путем вбивания соединительного пальца. На операцию уходит не так много времени, нужно лишь знать устройство транспортного средства и подготовить необходимые инструменты. Иногда во время ремонта болты и гайки приходится срезать, стоит иметь под рукой запасные расходники.
5 способов не ошибиться, когда меняете гусеничную ходовую
Что нельзя делать с ходовой частью экскаватора и бульдозера
Стоимость обслуживания гусеничной ходовой экскаватора достигает 30–40 % от цены владения техникой. У бульдозера — 50 % и больше. Устанавливают механики ходовую в сборе, демонтируют ее, меняют отдельные элементы в рембоксе или в чистом поле — все это сложные операции для двух-четырех человек. Их не сделать без дополнительных инструментов и техники (кранов, прессов и т. д.).
Производители в инструкциях по эксплуатации техники приводят подробные инструкции по каждому эпизоду обслуживания ходовой части. Рисунки и схемы упрощают эти процедуры и страхуют технику от неправильных действий пользователей.
Но, несмотря на это, эксплуатанты раз за разом совершают ошибки, которые порой критически влияют на живучесть узлов. В сервисной службе КОМЕК МАШИНЕРИ изучили и обобщили типичные неправильные действия механиков при обслуживании гусеничной ходовой — от неочевидных до самых абсурдных, но частых, вроде установки гусеничной цепи задом наперед.
1. Что делать со сломанными болтами крепления опорных катков
Во время эксплуатации машины сломались болты крепления опорных катков. Стержни остались в своих гнездах в теле гусеничной тележки.
Высверлите стержни болтов и установите новый крепеж. Для этого нужны специальные сверла и станок.
Эти инструменты редко встречаются в арсенале техников компаний-пользователей. Но они всегда есть в багажнике автомобиля сервисной службы дистрибьютора техники.
У механиков предприятия нет подходящих инструментов или времени, чтобы высверлить сломанные болты (это может занять не один день, а порой менять крепеж приходится на морозе). Но катки крепить все-таки нужно. И тогда их просто приваривают к гусеничной тележке.
Почему это неправильно? Ведь так катки будут лучше держаться и не придется через какое-то время снова менять крепеж.
Опорный каток — одна из самых долгоживущих частей ходовой, но все-таки он не вечен. Через 6–8 тыс. мото-часов (от года до трех лет — в зависимости от интенсивности и условий эксплуатации) может потребоваться замена. И тогда перед механиками предприятия или сервисной службы дистрибьютора встанет проблема: как его снять, когда он приварен намертво?
2. В креплениях болтов не нарезается новая резьба
И снова замена крепежа. Уже на любом участке ходовой. Если были заломы — остатки стержней правильно высверлили. Если болты остались целыми — их сняли, надо ставить новые.
Никаких метчиков, все делается быстро, теми инструментами, которые есть под рукой. Закручивают болт в старую, проржавевшую и частично сорванную при демонтаже резьбу. Вместо динамометрического ключа используют грубую силу и подручные предметы — порой один болт затягивают три человека.
Болт по ржавчине или сорванной резьбе идет туго, его тянут со слишком большим усилием, перетягивают. Результат — болт сломан, см. п. 1 про высверливание. Если нет большого динамометрического ключа, а инструкцию по эксплуатации со значениями натяжек видели в последний раз, когда получали новую технику, это опять большой риск перетянуть и сломать болт.
3. Монтаж-демонтаж пальцевых соединений гусеничной цепи
Актуально при обслуживании ходовой экскаватора, с гусеничными цепями с системой замыкания «мастер-палец».
Для демонтажа и монтажа мастер-пальца используйте пресс.
Это экономит время на замену и увеличивает срок службы отдельного звена и всей цепи. Если специального пресса нет на предприятии, то он всегда найдется в арсенале сервисных специалистов дистрибьютора техники.
4. Как не ошибиться в подборе запчастей для ходовой
Актуально, когда ходовая часть бульдозера или экскаватора заменяется не в сборе, а компонентно.
Заказывайте у поставщика детали именно того производителя, чья ходовая у вас уже установлена на технике.
Выбрали подходящую по номеру деталь (ленивец, звездочку, башмаки, цепь и ее звенья, катки и т. д.), но решили сманеврировать по стоимости комплектующих. И заказали самый дешевый вариант от иного производителя, чем остальные детали вашей рабочей ходовой.
Детали с одинаковыми каталожными номерами, но от разных производителей часто отличаются размерами посадочных мест и рабочих элементов.
В этом году сервисные специалисты КОМЕК наблюдали такой случай: механики предприятия установили на бульдозер D65 неоригинальную ведущую звездочку. И оказалось, что она не подходит для оригинальной гусеничной цепи Komatsu. Шаг звездочки не совпадает с шагом звена цепи, зуб звездочки попадает не между втулками, а непосредственно на центр втулки. Хотя, казалось бы, одна и та же деталь, что и в оригинальном комплекте. Результат — потерянное время (и деньги — из-за простоя техники) на демонтаж, пересылку, заказ и доставку новой звездочки.
А самый правильный способ — заменяйте ведущую звездочку вместе с гусеничной цепью. Это гарантирует совпадение габаритов. Потому что при частичной замене даже у запчастей от одного производителя могут отличаться размеры, если цель новая, а звездочка изношена или наоборот. Плюс несовпадение наработки увеличивает общий износ пары звездочка-цепь.
5. Гусеница, которую поставили наоборот
Наверное, самый абсурдный случай, но тем не менее это частая ошибка пользователей, с последствиями которой приходится сталкиваться сервисным специалистам КОМЕК.
Башмак гусеницы асимметричен. Это означает, что грунтозацепы должны смотреть строго в одну сторону, башмак при установке должен быть сориентирован строго в определенном направлении.
Неправильно (пример от пользователей)
«Новая звездочка сломалась через месяц. Приехали сервисники, стали изучать, отчего так получилось. Оказалось, что, когда наши механики собирали ходовую, обули «гуслю» задом наперед (то есть установили башмак в обратном направлении. — Прим. КОМЕК)».
Если перепутать и поставить башмак наоборот:
Здесь мы перечислили самые распространенные ошибки механиков. В следующих публикациях, посвященных обслуживанию ходовой, расскажем, как операторы могут потратить 10 минут перед сменой и этим сэкономить время механиков и деньги владельцев техники и как с точностью до нескольких дней можно прогнозировать выход из строя отдельных элементов ходовой, чтобы вовремя подготовить запчасти на замену.