Лента букв это что
Что такое «лента букв»: приёмы использования
Лента букв — это пособие, которое активно используется при изучении букв, обучении чтению, грамоте, курсах по повышению скорости и техники чтения.
При обучении ребёнка чтению учитель имеет возможность наглядно продемонстрировать правило «Перед буквами Е, Ю, Я, Е, И произносим согласный мягко, перед буквами А, О, У, Ы, Э — твердо».
Эти данные мы используем при изучении любой согласной буквы.
В теме «нормы орфоэпии» учитель делает акцент на том, что согласные Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо. Это наглядно видно на ленте букв. И поэтому даже тогда, когда рядом с ними стоят гласные буквы-смягчители — И, Е, Ё, Ю, нужно произнести согласный твердо и произнести гласную букву — пару по твердости.
Рассмотрим пару гласных букв И-Ы. Пишется ЖИ, ШИ, ЦИ. Читается ЖЫ, ШЫ, ЦЫ. Аналогичный способ применяем к буквам Е-Э, Е-О.
Лента букв просто необходима на уроках обучения грамоте. Первое правило: после твердых согласных пишем буквы А, О, У, Э, Ы, после мягких — Е, Ю, Е, Я, И.
На уроках русского языка при изучении орфографии и проведении фонетического разбора мы активно пользуемся лентой букв для системной характеристики звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
При устранении «оканья» в курсе техники чтения мы показываем, что в безударной позиции звук О звучит как А. А буква Е без ударения может звучать как И.
Лента букв по содержанию дублирует алфавит, но буквы, расположенные в определенной системе, позволяют наглядно продемонстрировать основные закономерности, существующие как для гласных, так и для согласных букв и звуков.
Правильная систематизация — залог эффективности. Лента букв таит в себе множество закономерностей, которые ученик раскрывает на каждом новом витке освоения языка.
Об авторе: Ольга Васильевна Лысенко
Педагог с 20-летним стажем, автор методик интенсивного обучения чтению, математике, каллиграфии, русскому языку.
Как быстро обучить ребенка буквам?
Посмотрите запись вебинара, в котором Ольга Лысенко щедро делится приёмами обучения буквам, чтению и письму.
Раньше эта запись продавалась за 5000 рублей, но сейчас мы получили разрешение высылать её всем, кто интересуется методикой.
Обязательно посмотрите этот вебинар сами и дайте посмотреть вашему преподавателю по подготовке к школе. Как всегда, у Ольги Васильевны максимум полезной информации в единицу времени, отточенные годами упражнения, энергичный темп и заряжающий позитив.
Лента букв
Уроки обучения грамоте очень важны, потому что в это время дети не только знакомятся со звуками и буквами, приобретают первые навыки чтения. Именно на уроках обучения грамоте формируется умение проводить звукобуквенный анализ слова. Если ребенок в начальной школе научится выполнять звукобуквенный анализ слова, то в старших классах он без проблем будет выполнять фонетический анализ слова.
Проработав в школе несколько лет, я пришла к выводу, что традиционная лента букв несет детям очень мало информации. А информация о звуках и буквах очень обширна, и запомнить ее в полном объеме может не каждый ребенок. Поэтому я решила дополнить традиционную ленту букв (многое я взяла из программы “Школа 2100”) и использовать ее на уроках не только обучения грамоте, но и на уроках русского языка на протяжении всего обучения в начальной школе.
При изучении основных гласных букв – а,о,у,ы,и – на классной доске появляется красочный красный домик, из которого буквы появляются. Почему из красного домика? Так детям легче запомнить, что гласные буквы произносятся при помощи голоса, они умеют петь, они веселые. Но изучаемые гласные буквы разного цвета – зеленого и синего. Когда учимся читать слоги, мы договариваемся с детьми, что гласные буквы а, о, у, ы, обозначающие твердость согласного звука, мы будем называть “ледяными” (на ленте букв они синего цвета и “живут” на втором этаже). Они “замораживают” впереди стоящий согласный звук и он произносится твердо. А гласную букву и, обозначающую мягкость согласного звука, мы будем называть “травяной” (на ленте букв она зеленного цвета и “живет” на первом этаже). Эта буква “смягчает” впереди стоящий согласный звук и он произносится мягко.
Дети в игровой форме легко усваивают, какие буквы “ледяные” и какие “травяные”, при этом сразу же вводится правильная формулировка “Гласная буква а обозначает твердость согласного звука”.
В итоге, часть ленты букв, где расположены гласные буквы, выглядит таким образом.
При изучении согласных букв на классной доске появляется красочный сине-зеленый домик, из него появляются согласные буквы. У них другой домик, потому что в отличии от гласных звуков, согласные не умеют петь, а только шипят, рычат, свистят и т.д. После изучения буквы, она занимает свое место на ленте букв. Все звонкие согласные живут на втором этаже, этот этаж отмечен значком “колокольчик”. А глухие согласные живут на первом этаже, этот этаж отмечен значком “шляпа-цилиндр” (символы обозначения звонкости и глухости согласных взяты из программы “Школа 2100”).
Каждая согласная буква занимает на ленте букв свою “квартиру” определенного цвета. Буквы, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки живут в сине-зеленой квартире. Буквы, обозначающие только мягкие звуки, живут в зеленой квартире, а буквы, обозначающие только твердые звуки – в синей.
Буквы Ь и Ъ, не обозначают звуков и живут в бесцветных квартирах.
В итоге, часть ленты, где расположены согласные буквы и буквы Ь, Ъ выглядит таким образом.
Все уроки обучения грамоте провожу с большим количеством наглядности. Большую помощь при проведении этих уроков нашла в книге В.В.Волиной “Занимательное азбуковедение”.
Лента букв и звуков
Для развития ребенка важное значение имеет правильная речь. При поступлении в школу необходимо правильное звукопроизношение и фонетическое восприятие звуков. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку и чтению называют наличие у детей недостатков в развитии фонетического слуха и фонематического восприятия. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух, затрудняются в овладении грамотой. Значит, важнейшей предпосылкой успешного обучения грамоте, является умение слышать отдельные звуки в слове, отделять от рядом стоящих, отличать один звук от другого по акустическим признакам и анализировать весь звуковой состав слова.
Формирование речевого слуха у детей происходит еще в дошкольном возрасте. Этот период характеризуется активным усвоением разговорного языка, формированием и всесторонним развитием речи.
Специалисты считают, что фонематический слух — это способность человека к различению отдельных фонем, т. е. звуков. Это умение представляет собой навыки: узнавания, сравнения, повторения элементов, из которых состоят слова. Оно является уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать.
Фонетическое восприятие — это одна из составляющих фонематического слуха, которая представляет собой способность определять звуковую структуру слова. Этот навык необходим ребенку для возможности анализировать собственную речь. Это процесс сложный, проходящий в несколько этапов:
Первые две стадии малыш может освоить сам, а вот последующие — только с помощью педагогов, в ходе специальных упражнений. Если не проводить целенаправленных обучающих занятий по тренировке фонематического восприятия и фонематического слуха, то ребенок будет испытывать сложности с освоением разговорной и письменной речи.
Обучение грамоте основано на звуковом анализе, поэтому фонематическое восприятие играет в процессе освоения чтения тоже большое значение. Его совершенствованием занимаются педагоги, логопеды, родители, но основы этой способности закладываются с первых дней жизни малыша.
Развитие речевого фонематического слуха у дошкольников осуществляют посредством дидактических игр, различных упражнений, занятий. Конечно, лучше, если этим будут заниматься педагоги. Но и родительская работа будет кстати. Но главное, если есть проблема с речевым слухом ребенка, не стоит пускать ее на самотек – серьезно займитесь ее решением самостоятельно или с помощью педагогов.
Лента букв — это пособие, которое активно используется при изучении букв, обучении чтению, грамоте, курсах по повышению скорости и техники чтения.
Лента букв по содержанию дублирует алфавит, но буквы, расположенные в определенной системе, позволяют наглядно продемонстрировать основные закономерности, существующие как для гласных, так и для согласных букв и звуков. Правильная систематизация — залог эффективности. Лента букв таит в себе множество закономерностей, которые ученик раскрывает на каждом новом витке освоения языка.
Для детей, особенно с речевыми нарушениями, важны тактильные ощущения. Моя «лента букв» помогает при работе над формированием фонетического слуха, позволяет не только слушать звуки, но и осязать букву, соответствующую этому звуку.
Нейропсихологии утверждают: ощущения помогают постичь целостность представления. Наш мозг устроен так, чтобы лучше усвоить или понять что-то помогают ощущения. Испытывая ощущения, кожа, мышцы, органы чувств, посылают в мозг сенсорные сигналы. Мозг воспринимает ощущения, перерабатывает их, помогает усвоить. Для полного восприятия важны: зрительный образ (зрение), звук (слух), прикосновение (осязание). Когда вы видите апельсин, что вы можете о нем сказать? Он круглый и оранжевый. Возьмите его в руки, погладьте, надавите: теперь вы скажете – шершавый, упругий, шарообразный, тяжелый, ароматный. Вот почему я решила, что буквы тоже должны давать мозгу дополнительные сигналы через кончики пальцев, через тактильные ощущения. Ребенок берёт букву в руки и может почувствовать её объём, размер, цвет, звук, текстуру, вес.
Ребятам очень нравится заниматься с «лентой букв», на уроках они ведут себя активнее, с удовольствием выполняют задания, зная, что сейчас буквы «придут» к ним в ладошки. Каждый педагог знает, как трудны для детей занятия по развитию фонетического слуха и фонематического восприятия. Объёмная «лента букв» изменила это мнение. Ребята, заходя в кабинет, сразу спрашивают: «А сегодня будем в буковки играть?»
Первые 7 лет жизни называют периодом сенсомоторного развития: «движение, говорение, игра – фундамент для чтения, письма и адекватного поведения», говорит нейропсихолог Э.Джин Айрес в своей книге «Ребёнок и сенсорная интеграция».
Игра, по определению Л.С. Выготского, «ведущая деятельность для дошкольника». Игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста. Игра вызывает интерес, а если ребёнку интересно, то лучше усваивается новая информация.
Именно поэтому ребятам так нравится играть с буквами, именно поэтому объёмная лента букв так помогает с легкостью преодолеть все трудности, связанные с фонематическим восприятием звуков речи.
Лента букв и звуков
В каждом кабинете начальной школы можно увидеть ленту букв и звуков. С ней ребята начинают знакомиться уже в 1 классе. Но, даже в 4 классе, она может послужить хорошим помощником при выполнении звуко-буквенного (фонетического) анализа.
Но для того, чтобы уметь пользоваться лентой букв и звуков, необходимо хорошо понимать её устройство.
Немного теории…
В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв.
Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.
На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название. Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки
При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом.
В русском языке 6 гласных звуков:
[а] [о] [и] [ы] [у] [э]
и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки:
а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я
а о у ы э – обозначают твёрдость, предшествующего согласного звука
я ё ю и е — обозначают мягкость, предшествующего согласного звука
Согласные звуки
При произношении согласных звуков воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.
н м л р й’ — непарные звонкие согласные
х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные
б в г д ж з – парные звонкие согласные
п ф к т ш с — парные глухие согласные
ч’ щ’ й’ — всегда мягкие шипящие согласные
ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные
ь – показатель мягкости согласных.
Лента букв и звуков
Рассмотрим как устроена лента букв и звуков.
Основные правила:
Необходимо понимать и знать:
Поэтому гласных букв в русском алфавите 10, а гласных звуков только 6!
Далее на ленте букв располагаются согласные буквы.
2. В верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки:
н м л р й’- непарные (в нижней строке под ними пустые окошечки) и
б в г д ж з – парные звонкие согласные (в нижней строке пара по глухости — звонкости).
В нижней строке находятся буквы, обозначающие глухие согласные звуки:
х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные (в верхней строке отсутствует пара) и
п ф к т ш с — парные глухие согласные (есть парная согласная в верхней строке).
а о у ы э – обозначают твёрдость, впереди стоящего согласного звука.
я ё ю и е — обозначают мягкость, впереди стоящего согласного звука.
4. Мягкий и твердый знаки звуков не обозначают.
Они на ленте букв располагаются в самом конце и не окрашены. Но нужно знать, что
ь — показатель мягкости впереди стоящего согласного звука.
ъ — показатель твердости впереди стоящего согласного звука.
5. Также необходимо знать еще одно правило.
Йотированные гласные звуки
Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.
Это гласные Е, Ё, Ю, Я
Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука только если стоят:
Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).
В 1 классе дети делают звуко-буквенный разбор, закрашивая в красный, зеленый и синий цвета ячейки, обозначающие звуки. Таким образом в 1 классе составляются звуковые модели или звуковые схемы слов.
Условные обозначения:
Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе
В 1 классе работать со звуковыми схемами удобно в тетрадке в клеточку. Дети печатают слово (дополнительно ставят ударение и делят на слоги), а далее прорисовывают звуковую модель. Как правило, первоклассники с удовольствием выполняют такое задание.
По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным обозначается прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный. Суть от этого не меняется.
Первоклассникам можно давать задания, связанные со звуковыми схемами. Например, такие:
Советую купить или сделать самим (это несложно) ленту букв и звуков, чтобы эта полезная шпаргалка-помогалка была с ребенком не только в школе, но и дома.
Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»
Татьяна Белоусова
Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»
Позже, когда стала получать профессию учителя начальных классов, а далее и профессию учителя-дефектолога, я поняла, насколько полезно это пособие.
Использую его в своей работе, начиная со старшей группы
. Когда начинаю знакомить своих дошкольников со зрительным образом букв, данное пособие активно включаю в работу. Лента висит в кабинете над доской. Также лента находится в речевом уголке в группе.
Обращаемся к ней на каждом занятии по обучению грамоте.
каждому ребенку в семью приобретаю такое же пособие.
В начале учебного года провожу консультацию для родителей, где подробно рассказываю, как пользоваться данным пособием. Это залог того, что домашние тренировочные упражнения по звуковому анализу и синтезу, которые я задаю детям, будут выполнены правильно и осознанно.
Пособие иллюстрирует основные понятия из области фонетики русского языка
«звук в сопоставлении с буквой»; гласные и согласные звуки; согласные звуки мягкие и твердые, парные и непарные, глухие и звонкие, обозначающие твердость и мягкость согласных.
Информационное поле разделено на традиционные цветовые зоны: согласные буквы — на синем поле, гласные на красном. На «Ленте букв» буквы расположены в 2 ряда. Красный фон у гласных букв. Гласные верхнего ряда (А, О, У, Ы, Э) — обозначают твердость согласных звуков, после которых они следуют. Я говорю так «Дарят твердость впереди стоящей согласной». Гласные нижнего ряда (Я, Ё, Ю, И, Е) — обозначают мягкость согласных звуков, после которых они следуют, т. е. «Дарят мягкость впереди стоящей согласной». Буквы Н, М, Л, Р, Б, В, Г, Д, 3, П, Ф, К, Т, С, X (сине-зеленый фон) — обозначают твердый или мягкий звуки. Ж, Ш, Ц (синий фон) — всегда твердые звуки. Й, Ч, Щ (зеленый фон) — всегда мягкие звуки. Согласные звуки верхнего ряда — звонкие, подсказка — изображение колокольчика. Согласные звуки нижнего ряда — глухие, подсказка — изображение наушников. Буквы Ъ и Ь (буквы темного цвета, серый фон) — не обозначают звуков.
В самом начале все буквы закрываю цветными прямоугольниками. По мере изучения, буквы открываются. Делаю это для того, чтобы ребенка не пугало большое количество букв и чтобы зрительное внимание «не растекалось», взгляд концентрировался только на нужных нам, выученных буквах.
Удобное пособие «Лента букв» помогает детям быстрее запомнить буквы и звуки, которые они обозначают. «Лента букв» способствует повышению уровня изучаемого материала. Дети знакомятся со звуками и буквами, приобретают навыки чтения, у них формируется умение проводить звукобуквенный анализ слова.
«Методические рекомендации по физической культуре» Домашние задания по физической культуреЛогическим продолжением работы на занятиях являются домашние задания, которые помогут повысить объем.
Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.
Методические материалы для дифференциации букв, сходных по моторным признакам Смешение букв по зрительному сходству не следует воспринимать как безобидные «описки» на том основании, что они не связаны ни с произносительной.
Методические рекомендации по применению социоигровой технологии в работе со старшими дошкольниками Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 МО Каневской район Методические рекомендации по применению.
Методические рекомендации по работе над загадками на тему «Земляника» Ещё в студенческие годы я стала собирать загадки, записывала (и записываю) их в тетрадь по алфавиту. В последнее время «загадочный запас».
Методические рекомендации по работе с детьми с нарушениями слуха МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Методические рекомендации по организации.
Методические рекомендации по работе с детьми с РДА Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов. Методические рекомендации по работе с детьми с РДА. Основные направления.
Методические рекомендации для воспитателей: «Метод психодрамы в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые коллеги, представляю вам материал по психологии для детей старшего дошкольного возраста. Надеюсь что мои материал станет интересным.
Методические рекомендации по организации прогулки Методические рекомендации по организации прогулки Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов: • Наблюдение; • двигательная.