Леонардо или иголочка что лучше
Борис Кац, «Леонардо»: «Прямых конкурентов у нас нет»
Сеть «Леонардо» объединяет 100 хобби-гипермаркетов:
Россия — 98 магазинов в 43 городах;
Республика Беларусь — 1 магазин (г. Минск);
Республика Казахстан — 1 магазин (г. Нур-Султан).
Площадь гипермаркетов — от 500 до 1300 кв. м. Ассортимент — 60 тыс. SKU.
— В большинстве стран, за исключением США, либо работает только одна сеть хобби-гипермаркетов, либо такой формат вообще отсутствует. Прямых сетевых конкурентов на российском рынке у нас нет, есть отдельные небольшие компании, предлагающие товары для творчества. Ну и, конечно, как и во всех сегментах, существует конкуренция с интернет-гигантами.
Формат очень непростой — огромный ассортимент, большое количество мелких изделий, требующих ручного труда, сложная логистика (тысячи поставщиков из 50 стран), сезонность продаж, влияние моды на спрос, жесткие требования к точности покраски многих товаров (например, для дизайна и вышивания крайне важно, чтобы следующая партия товара была абсолютно того же оттенка, что и предыдущая, чего невозможно добиться от большинства производителей), сертификация импортных товаров — проблем очень много. Обширный ассортимент требует наличия консультантов в торговом зале, что выливается в большие расходы на ФОТ. Поэтому новые игроки столкнутся с высокими барьерами входа на этот рынок.
При этом выгодные закупочные цены в нашем бизнесе можно получить, только имея минимум 50–100 магазинов или занимаясь оптовой торговлей.
— Насколько в плане конкуренции вам страшны глобальные маркетплейсы?
— При честной конкуренции — не страшны. Но с учетом того, что иностранные онлайн-магазины не облагаются НДС и не платят пошлины, не несут затраты на сертификацию и маркировку продукции, — вопрос конкуренции становится острее.
— Еще одна сложность — низкий средний чек?
— Да, это так, средний чек хобби-гипермаркета примерно в два раза меньше, чем в магазинах товаров для детей и household из-за невысокой стоимости товара.
— Какова динамика продаж, прибыли, среднего чека за последний год?
— Все показатели немного выросли, но рост примерно соответствует инфляции. Быстрее, чем в офлайн, растут продажи интернет-канала, в том числе доставка заказов в магазины.
— Одно из ваших преимуществ — развитие собственных торговых марок. Какова сейчас доля товаров под СТМ в ассортименте и какие планы по увеличению доли?
— Доля товаров под СТМ в ассортименте сети составляет уже более 60%, в планах — нарастить долю до 70–80%. Собственные торговые марки представлены во всех товарных категориях.
— Сегодня сеть состоит 100 магазинов, каковы планы открытия на 2019–2020 годы?
— Планируем открывать по 15–20 магазинов каждый год в сумме на три страны: Россия, Белоруссия, Казахстан. Но сейчас предложений от арендодателей больше, чем мы сможем открыть магазинов. Хобби-гипермаркет стал востребованным якорным арендатором торговых центров, его проходимость на 1 кв. м сопоставима с проходимостью продуктовых гипермаркетов.
— В 2016 году вы говорили, что объем российского рынка формата гипермаркет товаров для творчества — 100–120 магазинов, то есть не более одного магазина на 500 тыс. человек. У вас уже 100, значит ли это, что в России вы уже уперлись в потолок?
— Мы пока еще не открыли 120 магазинов в России, дойдем до сто двадцатого — поймем, верна ли была оценка «высоты потолка». Ну мы и неслучайно начали осваивать другие рынки, открывать магазины в Белоруссии и Казахстане.
— В Белоруссии сеть работает с ноября 2017 года, а вот на рынок Казахстана вышла совсем недавно. Расскажите поподробнее, когда открылся первый магазин, где расположен и оправдываются ли ваши ожидания по поводу спроса?
— Первый «Леонардо» открылся в столице Казахстана Нур-Султане в июне 2019 года, поэтому оценивать продажи пока рано. Локация выгодная — магазин расположен на втором этаже крупного ТРЦ MEGA Silk Way, который находится недалеко от Назарбаев Университета и выставочного центра, на проспекте Кабанбай Батыра, где проходят многие маршруты общественного транспорта. Надеемся, что хорошая транспортная доступность будет способствовать высокому трафику.
— Когда планируется открытие в Нижневартовске и какие риски несет вам выход в Западную Сибирь?
— Открыть гипермаркет в Нижневартовске планируем этой осенью. Насчет логистики и рисков: Нижневартовск не сложнее, чем Хабаровск, где мы работаем с декабря 2016 года, и Владивосток, где «Леонардо» открылся в конце февраля 2019 года.
— Что показали продажи первых месяцев работы во Владивостоке?
— Во Владивостоке мы пока работаем меньше полугода, говорить рано, но продажи соответствуют плану.
— Как выстроена логистика во Владивосток и Хабаровск?
— Все товары проходят через распределительный центр в Московской области и далее поставляются в магазин.
— Ваша локация — крупные торговые центры. Достаточно ли в регионах РФ качественных торговых центров для открытия гипермаркетов «Леонардо»?
— Да, для наших открытий подходящих площадок достаточно.
— Каковы основные проблемы российских ТЦ и ТРК, на ваш взгляд?
— Падение продаж fashion и уход операторов этого сегмента в интернет, бедность покупателей и сокращение спроса.
— Как вы оцениваете рынок торговых центров в регионах РФ?
— В некоторых регионах остались последние «белые пятна», но их стремительно закрывают строительством новых торговых центров.
— Изменилось ли отношение управляющих компаний торговых центров к противопожарной безопасности?
— Да, отношение стало серьезнее.
— В прошлом году на одной из конференций вы сказали, что до сих пор есть арендодатели, не заботящиеся об эксплуатации, — сбои электричества, текущие потолки, воспламенения фильтров на фуд-корте — постоянная история торговых центров. Сейчас это актуально или таких проблем с ТЦ уже нет?
— Все полностью актуально, ничего существенно не изменилось. В этом году, например, потекла крыша в одном из крупнейших ТРЦ Москвы, расположенном на МКАД на юго-востоке столицы.
— Как меняются ваши отношения с арендодателями?
— У нас нормальные, рабочие, иногда дружеские отношения. Торговые центры ценят нас как якорных арендаторов и корректных, адекватных партнеров.
— По некоторым оценкам арендаторов, УК начинают превращать штрафные санкции в статью доходов. Испытываете ли вы такие проблемы?
— Крайне редко. Хотя как раз сейчас ведем длительную переписку с крупным и известным ТРЦ о неправомерности штрафа. Если не сможем убедить арендодателя в своей правоте — пойдем в суд.
— Участвуете ли вы в проектах коллаборации с другими ритейлерами для движения в регионы?
— Пока таких проектов нет, но все обсуждаемо.
— На какой стадии находится ваш проект запуска роботизированного склада? Где расположен склад, какие технологии там применены?
— Склад расположен в Подмосковье. «Железо» уже смонтировано, происходит технологический процесс наладки. «Учим» роботов работать. Проект по оснащению роботизированного склада длится уже около года, запуск планируется в ближайшее время. Запустим — расскажем подробнее.
— Ваша сеть проводит фестивали творчества в гипермаркетах. Способствуют ли ивенты росту продаж или это просто дополнительный сервис?
— Краткосрочно — большого роста продаж нет, но думаем, что в долгосрочной перспективе фестивали и мастер-классы повышают лояльность покупателей.
— О сети «Иголочка»: сколько сейчас магазинов, франчайзинговые или собственные, и будете ли вы продолжать наращивать эту сеть?
— В сети «Иголочка» работают 56 магазинов, расположенных по всей стране. В основном это собственные магазины. Сеть растет, в ближайшее время ожидается открытие в Оренбурге.
— Поделитесь вашим личным хобби. Чем вы увлекаетесь?
— Горные лыжи, настольный теннис, прогулки по горам.
С 2009 года сеть «Леонардо» совместно с торговыми центрами проводит фестивали творчества. Каждый фестиваль посещает от 5 до 10 тысяч человек.
На фестивалях устраиваются встречи с дизайнерами, выставки рисунков и других творческих работ, мастер-классы по всем видам и техникам творчества, розыгрыши призов и соревнования по рукоделию, творческие конкурсы, работает игротека. К каждому фестивалю изготавливаются уникальные арт-объекты для фотографирования участников и гостей.
Оформляется несколько основных зон: презентации, мастер-классов, выставочная, развлекательная. В течение фестиваля проходит до 30–40 презентаций, на которых желающие могут проконсультироваться по рукодельным техникам и соответствующим товарам, попробовать свои силы в определенном виде творчества.
Каждая торговая марка, участвующая в фестивале, имеет свой стенд, на котором работает мастер и демонстрируются новые товары и готовые изделия. На стойке информации посетители фестиваля получают необходимую информацию о мероприятии и программу с расписанием творческих занятий.
Бюджет фестиваля — несколько миллионов рублей.
Леонардо или иголочка что лучше
Магазины где вы покупаете нитки, канву и т.д., давайте поделимся адресами
Начну с себя. Г.Люберцы, магазин «Палитра» на Книжной Ярмарке. есть наборы, канва гамма нескольких цветов большими и маленькими кусками, нитки ДМС, Гамма, Кировские.
Отредактировано: Neznaika в 11 мар 2010, 18:51
Ах да, есть еще один на Щелковской. ТД Альбатрос. Раньше было ого-го но с кризисом ассортимент уменшился.
Sneguro4ka, вчера была в магазине в Люберцах
Заказывала рамку для вышивки
г. Люберцы, в салоне швейных машин «Жасмин»,
ул. Власова 4.
Телефон: (496) 302-57-77
Нитки ДМС не видела(специально не разглядывала), но можете позвонить и уточнить наличие!
Если Кожухово недалеко, то
ул. РУдневка 18.
Ответ на сообщение аурелит от 29 янв 2010, 11:56
» Дописано позже
Ответ на сообщение Neznaika от 29 янв 2010, 14:23
ой спасибо. магазинов много, надеюсь если попаду в один из них, то там будут нужные мне номера ниток.
ой а в СП не могу попасть теперь. переезд идет, мне еще доступ не дали. а там сейчас есть темка где можно ниточки купить? а сколько ДМС там стоит?
» Дописано позже
Ответ на сообщение Сvetik от 29 янв 2010, 14:34
Sneguro4ka, вчера была в магазине в Люберцах
Заказывала рамку для вышивки
г. Люберцы, в салоне швейных машин «Жасмин»,
ул. Власова 4.
Телефон: (496) 302-57-77
ок забегу посмотрю. пойду карту изучу. я живу в центре, это от меня недалеко.
Отредактировано: gylvy в 29 янв 2010, 15:11
«Прямых конкурентов у нас нет»
Сеть «Леонардо» объединяет 100 хобби-гипермаркетов:
Россия — 98 магазинов в 43 городах;
Республика Беларусь — 1 магазин (г. Минск);
Республика Казахстан — 1 магазин (г. Нур-Султан).
Площадь гипермаркетов — от 500 до 1300 кв. м.
Ассортимент — 60 тыс. SKU.
— Когда-то вы сказали, что в формате хобби-гипермаркет собраны все трудности розничной торговли — из-за огромного количества единиц мельчайшего товара, которым сложно управлять. Но эта специфика в то же время защищает вас от конкурентов, ведь до сих пор сети вашего формата на российском рынке не появилось? Есть ли у вас сильные конкуренты?
— В большинстве стран, за исключением США, либо работает только одна сеть хобби-гипермаркетов, либо такой формат вообще отсутствует. Прямых сетевых конкурентов на российском рынке у нас нет, есть отдельные небольшие компании, предлагающие товары для творчества. Ну и, конечно, как и во всех сегментах, существует конкуренция с интернет-гигантами.
Формат очень непростой — огромный ассортимент, большое количество мелких изделий, требующих ручного труда, сложная логистика (тысячи поставщиков из 50 стран), сезонность продаж, влияние моды на спрос, жесткие требования к точности покраски многих товаров (например, для дизайна и вышивания крайне важно, чтобы следующая партия товара была абсолютно того же оттенка, что и предыдущая, чего невозможно добиться от большинства производителей), сертификация импортных товаров — проблем очень много. Обширный ассортимент требует наличия консультантов в торговом зале, что выливается в большие расходы на ФОТ. Поэтому новые игроки столкнутся с высокими барьерами входа на этот рынок.
При этом выгодные закупочные цены в нашем бизнесе можно получить, только имея минимум 50–100 магазинов или занимаясь оптовой торговлей.
— Насколько в плане конкуренции вам страшны глобальные маркетплейсы?
— При честной конкуренции — не страшны. Но с учетом того, что иностранные онлайн-магазины не облагаются НДС и не платят пошлины, не несут затраты на сертификацию и маркировку продукции, — вопрос конкуренции становится острее.
— Еще одна сложность — низкий средний чек?
— Да, это так, средний чек хобби-гипермаркета примерно в два раза меньше, чем в магазинах товаров для детей и household из-за невысокой стоимости товара.
— Какова динамика продаж, прибыли, среднего чека за последний год?
— Все показатели немного выросли, но рост примерно соответствует инфляции. Быстрее, чем в офлайн, растут продажи интернет-канала, в том числе доставка заказов в магазины.
— Одно из ваших преимуществ — развитие собственных торговых марок. Какова сейчас доля товаров под СТМ в ассортименте и какие планы по увеличению доли?
— Доля товаров под СТМ в ассортименте сети составляет уже более 60%, в планах — нарастить долю до 70–80%. Собственные торговые марки представлены во всех товарных категориях.
— Сегодня сеть состоит 100 магазинов, каковы планы открытия на 2019–2020 годы?
— Планируем открывать по 15–20 магазинов каждый год в сумме на три страны: Россия, Белоруссия, Казахстан. Но сейчас предложений от арендодателей больше, чем мы сможем открыть магазинов. Хобби- гипермаркет стал востребованным якорным арендатором торговых центров, его проходимость на 1 кв. м сопоставима с проходимостью продуктовых гипермаркетов.
— В 2016 году вы говорили, что объем российского рынка формата гипермаркет товаров для творчества — 100–120 магазинов, то есть не более одного магазина на 500 тыс. человек. У вас уже 100, значит ли это, что в России вы уже уперлись в потолок?
— Мы пока еще не открыли 120 магазинов в России, дойдем до сто двадцатого — поймем, верна ли была оценка «высоты потолка». Ну мы и неслучайно начали осваивать другие рынки, открывать магазины в Белоруссии и Казахстане.
— В Белоруссии сеть работает с ноября 2017 года, а вот на рынок Казахстана вышла совсем недавно. Расскажите поподробнее, когда открылся первый магазин, где расположен и оправдываются ли ваши ожидания по поводу спроса?
— Первый «Леонардо» открылся в столице Казахстана Нур-Султане в июне 2019 года, поэтому оценивать продажи пока рано. Локация выгодная — магазин расположен на втором этаже крупного ТРЦ MEGA Silk Way, который находится недалеко от Назарбаев Университета и выставочного центра, на проспекте Кабанбай Батыра, где проходят многие маршруты общественного транспорта. Надеемся, что хорошая транспортная доступность будет способствовать высокому трафику.
— Когда планируется открытие в Нижневартовске и какие риски несет вам выход в Западную Сибирь?
— Открыть гипермаркет в Нижневартовске планируем этой осенью. Насчет логистики и рисков: Нижневартовск не сложнее, чем Хабаровск, где мы работаем с декабря 2016 года, и Владивосток, где «Леонардо» открылся в конце февраля 2019 года.
— Что показали продажи первых месяцев работы во Владивостоке?
— Во Владивостоке мы пока работаем меньше полугода, говорить рано, но продажи соответствуют плану.
— Как выстроена логистика во Владивосток и Хабаровск?
— Все товары проходят через распределительный центр в Московской области и далее поставляются в магазин.
— Ваша локация — крупные торговые центры. Достаточно ли в регионах РФ качественных торговых центров для открытия гипермаркетов «Леонардо»?
— Да, для наших открытий подходящих площадок достаточно.
— Каковы основные проблемы российских ТЦ и ТРК, на ваш взгляд?
— Падение продаж fashion и уход операторов этого сегмента в интернет, бедность покупателей и сокращение спроса.
— Как вы оцениваете рынок торговых центров в регионах РФ?
— В некоторых регионах остались последние «белые пятна», но их стремительно закрывают строительством новых торговых центров.
— Изменилось ли отношение управляющих компаний торговых центров к противопожарной безопасности?
— До, отношение стало серьезнее.
— В прошлом году на одной из конференций вы сказали, что до сих пор есть арендодатели, не заботящиеся об эксплуатации, — сбои электричества, текущие потолки, воспламенения фильтров на фуд-корте — постоянная история торговых центров. Сейчас это актуально или таких проблем с ТЦ уже нет?
— Все полностью актуально, ничего существенно не изменилось. В этом году, например, потекла крыша в одном из крупнейших ТРЦ Москвы, расположенном на МКАД на юго-востоке столицы.
— Как меняются ваши отношения с арендодателями?
— У нас нормальные, рабочие, иногда дружеские отношения. Торговые центры ценят нас как якорных арендаторов и корректных, адекватных партнеров.
— По некоторым оценкам арендаторов, УК начинают превращать штрафные санкции в статью доходов. Испытываете ли вы такие проблемы?
— Крайне редко. Хотя как раз сейчас ведем длительную переписку с крупным и известным ТРЦ о неправомерности штрафа. Если не сможем убедить арендодателя в своей правоте — пойдем в суд.
— Участвуете ли вы в проектах коллаборации с другими ритейлерами для движения в регионы?
— Пока таких проектов нет, но все обсуждаемо.
— На какой стадии находится ваш проект запуска роботизированного склада? Где расположен склад, какие технологии там применены?
— Склад расположен в Подмосковье. «Железо» уже смонтировано, происходит технологический процесс наладки. «Учим» роботов работать. Проект по оснащению роботизированного склада длится уже около года, запуск планируется в ближайшее время. Запустим — расскажем подробнее.
— Ваша сеть проводит фестивали творчества в гипермаркетах. Способствуют ли ивенты росту продаж или это просто дополнительный сервис?
— Краткосрочно — большого роста продаж нет, но думаем, что в долгосрочной перспективе фестивали и мастер-классы повышают лояльность покупателей.
— О сети «Иголочка»: сколько сейчас магазинов, франчайзинговые или собственные, и будете ли вы продолжать наращивать эту сеть?
— В сети «Иголочка» работают 56 магазинов, расположенных по всей стране. В основном это собственные магазины. Сеть растет, в ближайшее время ожидается открытие в Оренбурге.
— Поделитесь вашим личным хобби. Чем вы увлекаетесь?
— Горные лыжи, настольный теннис, прогулки по горам.
Леонардо хобби-гипермаркет
Дарья
Я настоящая вязальщица и начинающая художница. Поэтому часто захожу в этот магазин, поскольку он ещё и находится не далеко от меня. На комсомольской и в сокольниках. Как начинающая художница, могу сказать, что там все есть для рисования и написания картин. Правда мольбертов я там не замечала и папок для рисунков А2 или А3, хотя может они просто где-то запрятаны. Но как вязальщица, могу сказать, что пряжи там, конечно же, много, однако не та, которой хотелось бы. Вся пряжа в основном российская (пехорка, камтекс, семеновская и т.д.). А хотелось бы совсем другую пряжу (yarnart, alize и т.д.) и деонардо для меня был бы почти идеальным магазином. Почему почти? Потому что я вяжу, в основном, игрушки и поэтому мне часто нужны глазки и носки для них. А в Леонардо они жутко дорогие. За одну пару глазок просят около 15-30 рублей, а иногда и больше, в зависимости от размера глазок. А на алиэкспресс куда дешевле, за 200 рублей можно купить 100 пар хороших глазок. А крючки и спицы вообще жесть. Как-то купила крючок 2 мм фирмы gamma. Была очень рада, что, наконец, купила его. Я знала, что это популярная фирма и ей можно доверять, но как оказалось я ошиблась. Как только открыла крючок, сразу он выпал и ножки и им невозможно было вязать. Поняла, что попался бракованный. Повезло, что на тот момент я купила 2 крючка на всякий случай, второй, к моему счастью, оказался не такой и им я смогла вязать спокойно. В Леонардо ещё одним плюсом для меня является это то, что есть вязаные полотна, чтобы покупательницы видели ю как будет выглядеть их изделия из данной пряжи.
За чем я только не ходила в Леонардо и чем я только не увлеклась. И оригами, и плетение из резинок, и плетение фенечек, и модульное оригами, и батик. В общем в Леонардо порой мне приходилось бывать постоянно. Когда я занималась оригами, то заметила, что в Леонардо нет чёрной бумаги, а мне она была очень нужна. Для плетения из резинок и для плетения фенечек в Леонардо были все подходящие материалы. Для батика недостовало просто белой ткани, приходилось ездить по многим магазинам и покупать там.
Таких магазинов как Леонардо я не видела. Знаю только магазин для художников «Красный карандаш» и канцелярские магазин «Комус». А хотелось бы побольше таких магазинов как Леонардо.
Если ваша покупка составила 1500 рублей, то вам дадут карту постоянного покупателя. Я таких уже две заводила и они постоянно у меня куда-то пропали.Также мне жал, что в Леонардо не так часто проводятся скидки или какие-то акции, но зато радует отсутствие очередей. Хотя иногда думаю, что отсутствие очередей там, потому что слишком дорогие цены, но меня все устраивает.
В Леонардо также продаётся очень много различных настольных игр. Я их, правда, не покупала, но очень бы хотелось. Ещё и пазлы там были и различные аксессуары, прикольные штучки. В общем в Леонардо можно проводить время часами, как я иногда и делаю.
Больше всего, как художнице, мне нравятся там маркеры, которые стоят очень много. Один такой маркер стоит около 200 рублей, конечно, я ни один из них не покупала, просто тестировала. Я понимала, что все равно рисовать я ими особо не буду, так по балуюсь и всё, будет они у меня лежать там же где и все другие маркеры. Поэтому иногда, где находятся маркеры, ручки, карандаши я проводила там много времени. И помню мне понравился такой классный карандаш, который стоил около 300 рублей. Но тут я поняла, что он мне действительно нужен и денег не пожалела. В итоге до сих пор им пишу, штрихую и черчю.
В целом могу сказать, что Леонардо прекрасный хобби-гипермаркет. Но идя туда, всегда рассчитывайте на время и деньги.