Лермонтов бородино чему учит

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

22.10.2019

Лермонтов М. «Бородино»

Читайте анализ других стихотворений Михаила Лермонтова:
«Три пальмы»
«Ангел»

Главные герои стихотворения «Бородино» и их характеристика

Чему учит стихотворение «Бородино»
Стихотворение учит любить Родину, не жалеть жизни ради Родины, учит мужеству и героизму. Учит твердости духа и непримиримости в бою. Учит никогда не сдаваться. Учит патриотизму.

Отзыв на стихотворение «Бородино»
Это очень красивое и трогательное стихотворение об одной из самых кровопролитных битв Отечественной войны 1812 года. Оно рассказывает о мужестве русских воинов, которые умирали, но не отступали, и заставили себя бояться французов. Но дядя не совсем прав, и богатыри не перевелись на земле русской. И сейчас в тяжелую минуту найдется кому встретить врага.

Анализ стихотворения «Бородино»
Стихотворение было написано Лермонтовым в 1837 году к 25-летию Бородинского сражения. Оно написано от лица простого солдата, участника сражения, который простым языком рассказывает о героизме своих товарищей и о ходе битвы.
Стихотворный размер ямб, рифмовка сплетенная, сложная ААБВВВБ.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Бородино»
Эпитеты: спаленная пожаром, грозной сечи, ночная тень, дым летучий, кровавых тел, русский бой удалый, протяжный вой, могучее, лихое племя.
Метафоры: слуга царю, отец солдатам, ломить стеною, сверкнув очами, звучал булат, затрещали барабаны.
Сравнения: двинулись как тучи, носились как тени, тряслась как груди.
Олицетворения: картечь визжала.
Метонимия: утро осветило пушки, постоим головою, сражен булатом.

Источник

«Бородино» читательский дневник

Лермонтов бородино чему учит. Смотреть фото Лермонтов бородино чему учит. Смотреть картинку Лермонтов бородино чему учит. Картинка про Лермонтов бородино чему учит. Фото Лермонтов бородино чему учит

Всего получено оценок: 188.

Всего получено оценок: 188.

Стихотворение «Бородино» воспевает мужество и отвагу простого русского народа, которому пришлось сражаться с наполеоновской армией. Решающей в этом противостоянии стала битва под Бородином, которая красными буквами была вписана в историю России.

Краткое содержание «Бородино» для читательского дневника

Название: «Бородино»

Число страниц: 64. М. Лермонтов. «Бородино». Издательство «Оникс». Москва. 2004 год

Жанр: Стихотворение (баллада)

Год написания: 1837 год

Лермонтов бородино чему учит. Смотреть фото Лермонтов бородино чему учит. Смотреть картинку Лермонтов бородино чему учит. Картинка про Лермонтов бородино чему учит. Фото Лермонтов бородино чему учит

Главные герои

Старый солдат – ветеран бородинского сражения, отважный, решительный и вместе с тем добрый мужчина.

Молодой человек – молодой солдат-новобранец, которому интересно узнать подробности бородинского сражения.

Сюжет

Молодой солдат принялся расспрашивать старого солдата о событиях 1812 года. Старый солдат, который во время войны с Наполеоном был таким же молодым солдатом, как собеседник, стал рассказывать о наиболее значимом событии в истории этой войны – сражении возле деревни Бородино. Солдат с нескрываемым восхищением описывал отважных воинов, которых называл русскими богатырями. Он превозносил своё поколение, которому довелось хлебнуть горя в военных сражениях, о нынешнем же он говорил с некоторым презрением. Солдату тяжело вспоминать своих товарищей, которым не суждено было вернуться живыми с войны.

Бойцы не могли скрыть своё недовольство тем, что командование не решается дать большое сражение. Они были полны решимости сражаться с неприятелем, посягнувшим на их родную землю. Но вскоре стало известно, что сражение будет, и было выбрано место для сражения.

Однако радость победы была омрачена страшными потерями. Тем, кто выжил, пришлось испытать всю горечь утраты, подсчитывая погибших товарищей. Но, несмотря на тяжелые воспоминания, старый солдат гордится тем, что русский народ выстоял в этой битве и заставил неприятеля уйти ни с чем.

План пересказа

Главная мысль

Сила русского народа в его беззаветной преданности Отчизне, страстном желании избавить родную землю от врага, неукротимой силе духа.

Чему учит

Произведение учит быть смелым и отважным, любить свою Родину и быть готовым защитить её в случае вражеского наступления.

Отзыв

Стихотворение вызывает чувство гордости за наших предков, которые героически сражались с врагом и не дали ему возможности завоевать родную землю.

Пословицы

Что понравилось

Понравилось то, с каким воодушевлением и гордостью старый солдат рассказывал о знаменательном в истории России сражении. Прошло уже много лет, но он всё ещё полон задора и готовности дать отпор неприятелю.

Источник

Лермонтов Михаил баллада «Бородино»

Читательский дневник по балладе «Бородино» Михаила Лермонтова

Автор: Михаил Лермонтов

Название произведения: «Бородино».

Жанр произведения: стихотворение — баллада, поэма.

Главные герои: старый солдат-артиллерист.

Второстепенные герои: полковник.

Характеристика главных героев:

Рассказчик — старый солдат.

Храбрый, мужественный и смелый.

Огорчён, что молодёжь уже не такая хваткая.

Характеристика второстепенных героев:

Полковник — отец солдатам. Опытный воин, мужественный, смелый.

Краткое содержание баллады «Бородино»

Юноша спрашивает дядю о том, почему была отдана французам Москва.

Старый воин пускается в воспоминания.

Он говорит о том, как долго отступали русские войска.

С каким нетерпением ждали воины приказа о битве.

Но вот было выбрано место сражения и назначен час.

Два дня армии провели в перестрелках, а наутро третьего полковник обратился к солдатам с речью.

Он призвал их быть смелыми, ведь отступать больше нельзя.

Французы двинулись на русские позиции и закипела битва.

Всё смешалось на поле.

Повсюду плыл дым от выстрелов.

И дрогнули французы.

Они отступили, а наши воины стали считать погибших.

План баллады:

Основная мысль баллады «Бородино»

Главная мысль баллады заключается в том, никто в мире не сравнится в мужестве и героизме с русским солдатом.

Основная идея произведения в том, что за Родину не жаль отдать жизнь.

Что настоящие патриоты не сдаются и не отступают.

Что война ведётся до победного конца.

Чему учит произведение

Баллада учит быть патриотами, любить свою Родину.

Учит быть сильными, смелыми, отважными и не бояться своего врага.

Баллада учит с уважением относиться к старшим, к тем, кто отдал свою жизнь за наше мирное небо.

Краткий отзыв о стихотворении «Бородино» для читательского дневника

Прочитав это стихотворение, я была поражена мужеством русских воинов, которые не дрогнули перед лицом прославленных французов, покорителей Европы.

Я поняла, что старый воин имеет полное право говорить молодым людям о том, что они не богатыри.

Он видел такое сражение, которого не помнила земля.

Автору удалось не просто воссоздать картину решительного сражения отечественной войны 1812 года, но и показать мужество наших воинов.

Его стихи заражают отвагой читателей, взывают к их чувству патриотизма.

Мне очень нравится спокойствие старого воина перед лицом битвы.

Он понимал, что может погибнуть, но не страшился этого.

Ведь он защищал Родину.

За его спиной стояла Москва, а значит надо было драться до конца.

Я всем советую прочитать это стихотворение и вспомнить о тех, кто пал за свободу нашей Родины.

О тех, кто сберёг нашу землю. О тех, кто боролся за наше будущее.

Пословицы к произведению:

Словарь неизвестных слов:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой.

Земля тряслась — как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Лермонтова:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Анализ стихотворения «Бородино» (М. Ю. Лермонтов)

Михаил Юрьевич Лермонтов был известным русским поэтом и писателем. Одним из его наиболее знаменитых произведений является стихотворение «Бородино». В нем автор наглядно продемонстрировал события Бородинской битвы. Рассмотрим анализ произведения «Бородино» по плану вместе с Многомудрым Литреконом.

История создания

Свое известное стихотворение Михаил Юрьевич создал в 1837 году. В это же время стихотворение опубликовали в журнале «Современник». Писатель посвятил произведение 25-летней годовщине Отечественной войны 1812 года. Тогда французский император Наполеон и его многотысячная армия направились покорять Россию. Но русские войска не могли дать главный бой и долго отступали, загоняя противника в капкан. Чем дольше он шел, тем больше терял силы на продвижение. Перед Москвой было решено дать бой. Выбор пал на поле Бородино. Сражение состоялось 26 августа в 125 к западу от Москвы. Оно длилось 12 часов, после чего прозвучал отбой. На следующий день Наполеон отступил, ожидая резерва, а Кутузов дал команду сдать Москву, потому что у обеих сторон были большие потери, но к французской армии спешило подкрепление, а у русской силы были на исходе. Сегодня принято считать, что ни одна сторона не добилась желаемых результатов в этой схватке.

К созданию данного стихотворения Михаила Юрьевича подтолкнули воспоминания Афанасия Столыпина, который приходился ему родственником. Афанасий Алексеевич был братом бабушки Михаила Юрьевича. Создавая свое грандиозное стихотворение, Лермонтов позаимствовал немало деталей из рассказа Столыпина. При этом сама личность повествователя присутствует в произведении. Для полного погружения в реалии битвы поэт избрал в качестве рассказчика простого солдата, речь которого проста и понятна каждому. Он видит события глазами народа, который не все знает и осознает, но горячо любит Родину и стремится ее защитить.

Не секрет, что автор «списал» с личности Петра Багратиона известный образ полковника.

Жанр, направление, размер

Произведение «Бородино» создано в жанре лирического стихотворения. По мнению многих исследователей и литераторов, произведение представляет собой народную оду или балладу. Так, присутствие повествовательного мотива свидетельствует о схожести произведения «Бородино» с балладой. Признаками народной оды, проявившимися в стихотворении, являются невероятный патриотизм людей и восхваление славы. В стихотворении представлено множество приёмов звукозаписи, благодаря которым звуки выстрелов, а также картины битвы выглядят очень правдоподобно. Также Лермонтов при создании стихотворения употреблял специальную лексику, основное назначение которой заключается в подчеркивании реалистичности повествования («булат», «редут», «картечь» и так далее).

Направление творчества Лермонтова — это романтизм. Оно проявилось и в этом произведении. Автор переносит нас в прошлое, место действия — экзотическое, ведь мы находимся на поле, где произошла одна из самых кровопролитных битв века. Полковник окружен романтическим ореолом: перед нами лишенный страха и упрека герой, зовущий людей в бой. Автор не скупится на гиперболы и преувеличения, чтобы картина получилась еще более грозной («Французы двинулись, как тучи, и всё на наш редут»).

Стихотворный размер «Бородино» – разностопный ямб со смешанным способом рифмовки.

Композиция

Композиция стихотворения кольцевая, начало и финал речи героя отмечены повтором одних и тех же строк:

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

В этих словах обозначен главный конфликт стихотворения: современные люди не способны защитить отечество в минуту угрозы, а героев прошлого уже не вернуть. Своему произведению Михаил Юрьевич придал форму рассказа пожилого солдата. Именно он был не только очевидцем, но и участником Бородинского сражения. Лирическое повествование включает в себя четырнадцать строф. При этом, автор разделил повествование на две части.

Данное стихотворение написано разностопным ямбом. При этом, автор мастерски его соединил с особенной рифмовкой строф: парная + кольцевая ААБВВБ. Именно благодаря этому приёму повествование напоминает народные сказания. Подобные стихи очень легко воспринимать на слух, поэтому они довольно быстро распространяются в народе.

Образы и символы

Большую роль в произведении «Бородино» играет образ рассказчика. Автор изобразил настоящего патриота, который восхищается героизмом своего народа. Несмотря на то, что рассказчик уже в преклонном возрасте, он готов встать на защиту своей родной земли. В образе рассказчика Михаил Юрьевич воплотил самые лучшие качества народа: честность, порядочность, отвагу и мужество. Перед нами простой солдат, его речь изобилует просторечиями, и оттого его рассказ кажется еще более искренним и родным. Автор изобразил рядового защитника Родины и не зря: именно таким бравым ребятам мы обязаны спасением Отечества. Не лишен ветеран и скепсиса, свойственного всем представителям старшего поколения. Он сомневается, способны ли молодые ребята защитить родную землю, как отстояли ее их отцы и деды?

Не менее интересным является лирический герой. Можно заметить, что повествованию автор придал форму диалога. Так, старик беседует с молодым человеком. Юноша очень заинтересовался историей прошлого. Ему совсем не безразличны события 1812 года. Лирический герой олицетворяет большую надежду на молодое поколение. Писатель хотел показать, что не все новые люди так уж безнадежны, как говорит старик. Раз в их сердцах жив интерес к памяти о подвигах предков, значит, и они не посрамят их честь в минуту опасности.

Очень ярким образом в стихотворении выступает образ командира, прототипом которого является князь Багратион. Он погиб в бою, отважно защищая свою Родину. Он не боялся отдать свою жизнь ради благополучия народа. Его речи воспламеняют сердца солдат и ведут их на битву.

Свое знаменитое творение Михаил Лермонтов создал выразительным народным языком. Писатель продемонстрировал субъективный взгляд на решающее сражение около деревни Бородино. Именно эта битва носила решающий характер в кровопролитной войне 1812 года. Какова же тематика поэмы «Бородино»?

Какие еще темы Вы нашли в «Бородино»? Поделитесь наблюдениями, и Литрекон дополнит статью.

Проблемы

Проблематика поэмы «Бородино» не менее интересна:

В произведении чувствуется двойственное настроение. Ведь, с одной стороны, читатель ощущает гордость за своих предков. Однако, вместе с этим, присутствует мотив грусти и тоски, связанный с осознанием того, что новое поколение не может повторить подвиг прошлого поколения.

Основная идея

Основная мысль стихотворения «Бородино» заключается в невероятной силе русского народа и его патриотическом духе, который сломил неприятеля. Она выражает необходимость вспомнить героическое прошлое великой страны и ровняться на него в настоящем. Можно заметить, что лирический герой использует очень понятный и простой язык, чтобы описать события сражений. Он не употреблял сложных терминов. Поэтому каждый понимает, что он хотел сказать.

Смысл стихотворения «Бородино» состоит в том, что новое поколение должно чтить память предков и учиться у них доблести, смелости и патриотизму.

Чему учит?

Известное стихотворение Михаила Лермонтова «Бородино» не оставляет равнодушным никого. Оно учит читателя с особым трепетом и любовью относиться к своей Родине. Оно также учит каждого человека быть мужественным и храбрым. Автор утверждает, что не нужно жалеть собственной жизни, когда речь идёт о спасении Родины.

Произведению присущ жизнеутверждающий мотив, «Бородино» заставляет задуматься о том, что никогда не нужно сдаваться и унывать. Сила духа способна победить в любом бою.

Средства выразительности

Основным тропом в стихотворении «Бородино» является гипербола (“Рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”). Данное средство выразительности позволяет читателю оценить все масштабы кровопролитной битвы.

Также большое значение в произведении имеют эпитеты («удалый бой”, «лихое племя», «кровавых тел» и так далее). Этот троп придаёт особую выразительность событиям.

Большую роль играют олицетворения («картечь визжала”, “звенел булат” и так далее). Благодаря этому средству создаётся впечатление, что участниками битвы являются даже неодушевленные предметы. Метафоры – “постоим головою”, “ломить стеною”, “пала тень”, “отец солдатам”, “спит в земле сырой”, “гора тел” — придают тексту поэтическую выразительность.

Критика

Не секрет, что известный литературный критик Виссарион Белинский много размышлял над творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. Он не обошёл стороной и его знаменитое стихотворение «Бородино».

«его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества», — именно так однажды высказался Виссарион Белинский.

Известный критик восхищался той простотой и естественностью, которая присуща произведению. Белинский отмечал, что в каждом слове стихотворения можно услышать солдата, язык которого является простым и благородным. Кроме того, критик подчеркивал, что произведению присуща особая выдержанность тона, которая позволяет в полной мере ощутить основную мысль стихотворения.

Таким образом, Михаилу Юрьевич удалось создать поистине грандиозное и великое стихотворение. Автор наглядно показал, каким героизмом и силой воли обладает русский народ, готовый во что бы то ни стало защитить родную страну и отстоять её независимость.

Источник

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Бородино» по плану

1. История создания

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» было создано поэтом в 1837 году. Поводом для рождения произведения послужила 25 годовщина великого Бородинского сражения под Москвой.

2. Литературное направление

Реализм — основное литературное направление стихотворения «Бородино» (правдивое изображение исторических событий).

Присутствуют элементы романтического направления (русские солдаты показаны богатырями, совершившими героический подвиг).

3. Род

Стихотворение относится к гражданской лирике.

4. Жанр

Жанр произведения — историческая баллада.

5. Проблематика

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» поднимается целый ряд важных проблем:

6. Тематика

Тема стихотворения — отображение исторических событий. В произведении рассказывается об участии простых солдат в великом Бородинском сражении.

7. Идея

Основная мысль стихотворения: показать роль народа в победе над французскими захватчиками. Идея патриотизма выражается в героизме и доблести русских солдат.

8. Пафос

В стихотворении звучит пафос гордости и восхищения подвигом русского народа. Слышатся нотки досады и раздражения, вызванные бездействием офицеров: «Досадно было, боя ждали…».

9. Система образов

Образный ряд состоит из двух главных героев (рассказчик и молодой солдат) и эпизодических персонажей.

Перед глазами читателя также возникают усталые солдаты, бравый полковник и непобедимые французы.

10. Центральные персонажи

Главные действующие герои произведения — это участники диалога: молодой солдат и старый воин.

Представитель юного поколения появляется только в первой строфе стихотворения, чтобы расспросить боевого товарища о Бородинском сражении.

Искренний интерес, гордость и сочувствие звучат в словах молодого воина: «Ведь были ж схватки боевые, да, говорят еще какие!». Читатель понимает, что тот любит свою Родину и переживает за ее судьбу.

Основное внимание автор уделяет рассказчику. Его монолог занимает большую часть произведения.

Старик ничего не рассказывает о своих подвигах, но из его скупых реплик становится понятно, что перед нами храбрый солдат, который не отделяет себя от товарищей по оружию.

В своей речи он употребляет местоимения «мы», «наш», «нам». Он часть великого народа, совершившего подвиг ради спасения Родины.

11. Лирический герой

В роли лирического героя произведения выступает рассказчик, старый солдат, переживший войну 1812 года.

Его незамысловатый рассказ о Бородинском сражении не только воспроизводит события прошлого, но и выражает чувства и переживания участников. Гордость за боевых товарищей («Могучее, лихое племя: богатыри…») передается читателю.

12. Сюжет

Сюжетная линия построена на реальных исторических событиях войны 1812 года. Она движется от настоящего к прошлому.

Первая строфа — вступление. «Скажи – ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?», — спрашивает молодой солдат.

Со второй по двенадцатую — описание боя. Его условно можно разделить на две части:

Последняя строфа — заключение. Старый солдат сожалеет о том, что Москву пришлось уступить врагам: «Когда б на то не божья воля, не отдали б Москвы!».

13. Композиция

Стихотворение «Бородино» — это рассказ в рассказе. Подобная композиция помогает автору связать воедино прошлое и настоящее.

Произведение построено в форме диалога молодого солдата и старого воина и подразделяется на две основные части.

1. Реплика солдата — вопрос, обращенный к старшему товарищу.
2. Ответ участника героических сражений. Воспоминания о Бородинском сражении.

Первая строфа стихотворения является своеобразным вступлением.

Рассказ о страшном бое — основной частью, который обрамляется своеобразным повтором: «Да были люди в наше время…». Поэт использует кольцевую композицию.

Последняя строфа — заключение.

14. Художественное своеобразие

Глубина содержания отражается в художественном своеобразии стихотворения. В нем необычайно гармонично сочетаются противоположные пласты лексики.

Рядом с просторечными выражениями («постой – ка, брат мусью!», «что тут хитрить», «вздремнуть», «ворчал», «что толку в этакой безделке») соседствуют слова высокого стиля («клятву верности», «слуга царю, отец солдатам», «Москва, спаленная пожаром», «умремте ж под Москвой»).

На протяжении текста меняется настроение. Речь рассказчика то спокойная размеренная («но тих был наш бивак открытый»), то воодушевленная и торжественная («И умереть мы обещали и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой», «Ну ж был денек!»).

Повторяющиеся в начале и в конце повествования строки: «Да были люди в наше время…», — помогают читателю за насыщенным сюжетом не упустить главную мысль: «Люди, совершившие беспримерный подвиг, настоящие былинные богатыри»!

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение, написанное трехстопным и четырехстопным ямбом, делится на 14 строф, каждая из которых состоит из семи стихов.

Необычна рифмовка произведения: между собой в каждой строфе параллельно рифмуются 1 – 2, 4 – 5 – 6 строка, и перекрестно 3 – 7 строки (ААБВВВБ).

Используется как женская, так и мужская рифма.

16. Средства художественной выразительности

Большая часть стихотворения — рассказ простого русского солдата, речь которого наполнена яркими народными высказываниями. Эмоциональность создается с помощью разнообразных тропов:

Большое количество восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений делают читателя участником событий.

17. Значение произведения

Невозможно переоценить значение стихотворения, темой которого стало великое событие в истории нашей Родины. Оно вызывает у читателя чувство гордости и восхищения подвигом русского народа.

18. Актуальность

Мы свободные граждане свободной страны. Чтобы по заслугам оценить это, надо знать, какой ценой досталась свобода и независимость.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова сохраняет свою актуальность. Ведь, чтобы не совершать ошибок в настоящем, надо хорошо знать прошлое.

19. Мое отношение

Я люблю поэзию Лермонтова, а стихотворение «Бородино» занимает в моем сердце особое место. Читая строки этого произведения, забываешь об окружающем мире, полностью погружаясь в прошлое.

Яркие картины боя сменяют друг друга, не дают опомниться. Ты чувствуешь запах дыма и гари, видишь сверкающего глазами полковника, сочувствуешь раненым, вместе со всеми сражаешься с врагом.

20. Чему учит

Стихотворение М. Ю. Лермонтова учит нас беззаветной любви к Родине, готовности пожертвовать жизнью ради спасения Отечества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *