Лермонтов что он сделал
Михаил Юрьевич Лермонтов
Фото Все
Видео Все
Михаил Лермонтов / Цвет времени / Телеканал Культура
Лермонтов. Герой нашего времени. Рассказывает Ираклий Андроников (1972)
Михаил Лермонтов. Подробности жизни и смерти на дуэли. 200 летие великого поэта России. Фильм.
Михаил Лермонтов — биография
Русский поэт Михаил Лермонтов прожил короткую, но очень насыщенную жизнь. В 26 лет он был убит на дуэли, успев оставить после себя немало замечательных произведений. Он прекрасно рисовал, был настоящим полиглотом, отличался от своих сверстников невероятной остротой и глубиной ума. Однако современники утверждали, что это был человек-разрушитель, имевший несносный, конфликтный характер. Свои недюжинные умственные способности он частенько растрачивал впустую, на колкие, ядовитые насмешки над окружающими.
Люди, близко знавшие Михаила Юрьевича, подозревали, что век поэта будет недолгим, он не стеснялся без повода оскорблять других, а это редко проходит безнаказанно. Его потребительское, уничижительное отношение к женщинам также глубоко возмущало современников, поэт совсем не был рыцарем по отношению к слабому полу. Тем не менее, наследство, которое оставил нам Лермонтов, вызывает глубокое уважение. Несмотря на особенности своего характера, он был гениальным поэтом и прозаиком, гордостью России. И можно только глубоко сожалеть о его короткой жизни, которая могла бы быть совсем другой, наполненной любовью и яркими красками.
Детство
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года. По материнской линии его род был очень знатным и богатым. Бабушка будущего поэта, Елизавета Алексеевна, которой пришлось воспитывать мальчика с раннего детства, принадлежала к известному роду дворян Столыпиных. Михаил Лермонтов и министр Петр Столыпин были троюродными братьями.
Портрет Лермонтова в детстве
Елизавета Алексеевна с самого начала не одобряла выбор своей дочери Марии. Девушка в 16 лет влюбилась в красавца-военного Юрия Лермонтова. Опытная, наблюдательная матушка отговаривала восторженную барышню от этого брака. Ей было не по душе абсолютно все: происхождение жениха (Лермонтов уверял, что является отпрыском шотландца Георга Лермонта), его бедность, сомнительная репутация в свете. Юрий слыл легкомысленным повесой, разбившим немало женских сердец.
Елизавета Алексеевна не ошибалась, ее наивная влюбленная дочь, выйдя замуж, очень скоро почувствовала себя глубоко несчастной. Мария выбрала неподходящего для семейной жизни человека. Ее пылкая любовь оказалась поруганной едва ли не с первых дней после венчания. Юрий, привыкший к свободной жизни, не считал измену грехом. Он просто не любил свою жену, на глазах у новобрачной продолжал волочиться за дворовыми девками. Но и этого было мало, после волокита завел роман с немкой, няней своего маленького сынишки. Мария не собиралась мириться с таким положением дел, пыталась объяснить мужу, что его поведение недопустимо. Но Юрий никогда не считал себя виноватым. Однажды, чтобы заставить жену замолчать, он сильно ударил ее кулаком по лицу.
Бабушка очень много сделала для мальчика. Она не жалела никаких средств, необходимых для его образования и восстановления здоровья. Маленький Мишель страдал диатезом, золотухой, как в те времена называли эту болезнь. Чтобы вылечить малыша, бабушка наняла на работу Ансельма Леви, врача из Франции. Однако, несмотря на усилия врача, мальчик страдал от золотухи все свое детство. Болезнь сделала его раздражительным и конфликтным. В детском обществе он стал настоящим изгоем, никто не хотел играть с маленьким Мишей.
Властная бабушка, не забывавшая о безвременной кончине дочери, редко позволяла своему зятю видеться с сыном. Эти встречи были короткими и вносили в душу маленького мальчика еще больший разлад.
Мишель замечал, что взрослые относились к нему как к добыче, которую они никак не могут поделить. Он не мог понять причины конфликта родных ему людей, и делался все более раздражительным, дерзким и озлобленным. Окружающие часто жаловались Алексеевне, что ее внук Мишель не умеет любить.
Усадьба Тарханы где жил Михаил Лермонтов
Детство и юность будущего классика проходило в Тарханах, богатом имении, находившемся в Пензенской губернии. Для своего любимого Мишеля бабушка нанимала педагогов-французов, обучавших мальчика языку. Это был бывший офицер наполеоновской армии Капэ, место которого позже занял эмигрант Шандро. Затем учителем Мишеля стал англичанин Виндзон, который не только обучал его языку, но и знакомил с английской классикой. Именно этот человек разбудил творческие способности подростка.
Кроме иностранных педагогов, на мальчика оказывало большое влияние наблюдение за бытом крестьян, устное народное творчество. Он вырос среди людей, которые во время работы и праздников часто пели раздольные песни, рассказывали друг другу предания о своих защитниках – Разине и Пугачеве. Его первая поездка на Кавказ состоялась в 1825 году. Бабушка отправилась туда вместе со своим внуком с оздоровительными целями. Прекрасные горные пейзажи потрясли душу десятилетнего мальчика. Он навсегда полюбил Кавказ, считал его лучшим местом для жизни. В Горячеводске мальчик в первый раз испытал чувство влюбленности. Через два года он посвятил своей Музе стихотворение к «К Гению».
Поэзия
Когда внуку исполнилось четырнадцать лет, бабушка записала его в 4-ый класс московского университетского пансиона. В декабре он перешел в 5-ый класс, по итогам учебы был награжден книгой и картиной. По мнению самого поэта, именно в этом году он стал заниматься творчеством.
Альманах «Утренняя Заря» 1841 года
В пансионе подросток занимался составлением рукописных журналов. Он был главным сотрудником одного из таких журналов, получившего название «Утренняя Заря». Здесь была размещена первая работа юного литератора, которую он назвал «Индианкой». В пансионе Мишель проучился два года, после его преобразования в гимназию поэт бросил учебу.
Лето юноша проводил в подмосковном имении Столыпиных. Неподалеку от их имения жило семейство Верещагиных, родственников поэта. Александра Верещагина, с которой Мишель находился в дружеских отношениях, познакомила юношу со своей подругой, Екатериной Сушковой. Поэт тут же влюбился в черноокую красавицу, но его любовь осталась без ответа. Привыкший получать все жизненные блага по первому требованию, молодой человек очень страдал. Неуклюжий, невзрачный мальчик с дурным характером совсем не привлекал Катю, и она добродушно посмеивалась над ним.
Впоследствии оказалось, что Лермонтов затаил глубокую обиду, и его месть черноокой красавице будет несопоставимой по сравнению с ее беззлобными насмешками.
Через пять лет, когда красавица будет уже помолвлена, Мишель осуществит свою задумку. К тому времени низкорослый, некрасивый молодой человек будет выглядеть совсем иначе. Он станет почти красавцем, обретет странную власть над женскими сердцами, и будет умело и очень безжалостно этим пользоваться. Встретившись с Екатериной после долгого расставания, Михаил сделал все, чтобы влюбить чужую невесту в себя. Когда желаемое осуществилось, Лермонтов скомпрометировал девушку, используя для этого грязный наговор. Свадьба Сушковой расстроилась, барышня долго приходила в себя от коварства человека, которого она искренне полюбила.
В 1830 году Мишель стал студентом Московского университета. Он учился на нравственно-политическом отделении, затем – на словесном. Одновременно с поэтом здесь получали образование Белинский, Герцен, Огарев, но он не общался с этими студентами. В стенах Московского университета Лермонтов так и не сумел найти себе товарищей. Он не принимал никакого участия в студенческой жизни, никогда не участвовал в жарких спорах. Для заносчивого юноши не существовало авторитетов и среди преподавателей.
В конце второго курса на репетиции экзаменов по нумизматике, риторике и геральдике преподаватели обнаружили, что этот студент является очень начитанным человеком. Однако в базовых знаниях, которые преподаватели давали студентам на лекциях, у него был существенный пробел. Когда преподаватели выяснили это, Лермонтов стал пререкаться с ними. В результате он получил вполне обоснованную рекомендацию – оставить университет, поскольку профессорам показалась, что этого студента они просто не смогут ничему научить. Оставаться на повторное обучение Мишель категорически отказался.
Вместе с бабушкой неудачливый студент переезжает в Петербург. Два года обучения в Московском университете здесь засчитывать не стали. Оскорбленный Лермонтов решил продолжать обучение в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Он учился здесь два года и очень страдал из-за невозможности заниматься творчеством. В северной столице Лермонтов стал душой компании, он кутил вместе со своими сверстниками, сводил с ума великосветских прелестниц. Остроумный и начитанный молодой человек пользовался большим успехом, но его сарказм часто казался товарищам излишним.
Приятели поэта восхищаются его литературными трудами, но Лермонтов не торопится их печатать. В 1835 году его повесть «Хаджи Абрек» появилась в печати. Но это сделал не сам литератор, а его товарищ, который без согласия Михаила Юрьевича отнес произведение в издательство. Читатели, критики очень тепло принимают и его стихотворения, поэмы. Стихотворение «Парус», впервые напечатанное в «Отечественных записках», Лермонтов написал, когда ему было только 18 лет. Это прекрасное, короткое стихотворение ясно показывает, к какой жизни стремится сам поэт.
В стихотворениях «Кинжал», «Дума», «Поэт» юный литератор провозглашает идеалы гражданской поэзии. В «Бородино» и «Родине» читатели увидели русского человека, здесь ясно очерчен народный характер. Большой резонанс в обществе вызвала «Песня про царя Ивана Васильевича…». Обращение к русской истории, былинный размер, яркие герои – читателям просто не верилось, что эту поэму написал такой юный человек.
Михаил Лермонтов за письменным столом
Михаил Юрьевич с раннего детства был очень наблюдательным человеком. Теперь перед его взором разворачивается увлекательная картина, он наблюдает за бытом и нравами петербургской аристократии. На основании этих наблюдений он напишет драму «Маскарад», но при жизни поэта это произведение так и не опубликовали. Несмотря на неоднократную переработку материала, Лермонтов не смог пробиться через препятствия цензуры.
Переломным моментом от раннего творчества к зрелому критики называют 1837 год. Именно в это время появилось стихотворение «Смерть поэта», настоящий реквием по убитому Пушкину. Эти гневные строки осуждали убийцу и придворную знать, травившую великого поэта. Стихотворение буквально раскололо Россию на две неравные половины. Друзья Пушкина, поклонники его таланта встретили смелое произведение восторженно, а его тайные и явные враги исступленно ругали Лермонтова за его дерзкий вызов.
Ссылки
Судебное разбирательство и арест Лермонтова стали неизбежными. Николай первый внимательно следил за процессом. Вмешательство влиятельной Арсеньевой и друзей Пушкина позволили смягчить наказание дерзкому поэту. Его отправили служить в драгунский полк, дислоцировавшийся на Кавказе.
Михаил Лермонтов в ссылке
Первая ссылка длилась шесть месяцев. За это время юношеская веселость сменилась черной меланхолией. После возвращения в северную столицу поэт испытывает к себе обостренное внимание со стороны представителей высшего света. Им восхищаются либо открыто ненавидят. Пребывание на Кавказе вдохновило Лермонтова на создание новых произведений. Он пишет «Демона» и «Мцыри».
В ссылке поэт тоже не терял времени даром, он привез новые произведения, их печатают в «Отечественных записках». Он находится на пике популярности, общается с близкими друзьями Пушкина. Его поведение в обществе не изменилось, он все так же дерзок и саркастичен. В 1840 году Лермонтов поссорился с сыном французского посла де Баранта, словесная перепалка завершилась дуэлью. После поединка поэта высылают на Кавказ. Он попадает на передовую, храбро сражается с противниками, но по распоряжению императора не получает награды.
Проза
Когда поэт учился в школе прапорщиков, он находил время для работы над романом «Вадим». В этом произведении Лермонтов обращается к историческим событиям, к восстанию Пугачева.
Главным прозаическим произведением Лермонтова считается роман «Герой нашего времени». Натура Печорина глубока и противоречива, совсем как у его автора, умеющего глубоко чувствовать, тонко понимать людей и события, и больно ранить тех, кого он считал своими врагами.
Личная жизнь
Большую часть жизни Лермонтова считали некрасивым человеком. Он был низкорослым, сутулым, с недобрым взглядом мрачных глаз и такой же недоброй улыбкой. Однако в последние годы жизни поэт преобразился, некоторые считали его красавцем.
Он стал более свободным, раскованным в общении, и эта свобода удивительно красила молодого человека. Все его три Музы – Екатерина Сушкова, Наталья Иванова, Варвара Лопухина не отвечали ему взаимностью, и вышли замуж за других людей.
Причина смерти
Зимой 1841 года Лермонтов отправился в Петербург. Он был в отпуске и хотел подать прошение об отставке. Но бабушка отговорила внука от этого шага. Он вернулся на Кавказ, в июле того же года был убит на дуэли. Его противника, отставного майора Николая Мартынова, современники не осуждали за убийство поэта.
Лермонтов долгое время изводил Мартынова своим сарказмом, и такая развязка стала логическим завершением бесконечного противостояния этих людей. Труп поэта долго лежал под проливным дождем, доктор просто не имел возможности вовремя оказаться на месте дуэли. Великого поэта похоронили в Пятигорске, однако бабушка сделала все, чтобы перевезти прах любимого внука в Тарханы.
Сборники
Ссылки
Биография Лермонтова
Всего получено оценок: 21449.
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841 гг.) – великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей XIX–XX веков. Его творчество известно большим разнообразием тем и мотивов лирики. Поэт внес неоценимый вклад в формирование реалистического романа XIX века.
Детство и образование
Михаил Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в семье офицера, воспитывался бабушкой. Почти всё своё детство Лермонтов провел у неё в усадьбе Тарханы в Пензенской губернии.
Он получает домашнее образование. В биографии Лермонтова начинается новый этап: он учится в университетском пансионе Москвы (1828–1830 гг.). Там были написаны первые его стихотворения.
Затем в жизни Лермонтова было обучение в Московском университете (1830–1832 гг.). В это время Лермонтов увлекался произведениями Фридриха Шиллера, Уильяма Шекспира и Джорджа Байрона.
Последующие два года после учебы в университете Михаил Юрьевич провел в школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.
Служба и начало литературного пути
В 1834 году начал служить в гусарском полку в Царском Селе.
Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта» (1837 г.), посвященного смерти Александра Пушкина. За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку. Благодаря стараниям бабушки и приближенного к императору Василия Жуковского наказание удалось немного смягчить. По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда было написано произведение Лермонтова «Бородино» (1837 г.) к годовщине Бородинского сражения.
Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает; кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.
Творчество поэта и вторая ссылка
Дальнейшее творчество в биографии Михаила Лермонтова связано с редакцией журнала “Отечественные записки”.
За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ (1840 г.), где участвует в военных действиях.
Лирика Лермонтова выражает темы отчужденности, одиночества, тяготения к вечности. Самые знаменитые произведения Лермонтова: «Парус» (1831 г.), «Маскарад»(1835 г.), “Боярин Орша”(1835–1836 гг.), «Мцыри» (1839 г.), «Бородино»(1837 г.), «Узник»(1837 г.), «Демон»(1839 г.), «Герой нашего времени» (1838–1840 гг.) – входят в перечень главных шедевров русской литературы.
“Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы”, – так кратко и точно А.А. Блок определил роль великого писателя и его произведений в истории литературы.
Последняя дуэль
Во время возвращения из второй ссылки в Пятигорске Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбленный злой шуткой поэта, вызывает Лермонтова на дуэль.
Хронологическая таблица
Если вам нужна биография по датам – посмотрите
Лермонтов, Михаил Юрьевич
Содержание
Биография
Детство и образование
Михаил Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в семье офицера, воспитывался бабушкой.
Почти всё своё детство Лермонтов провел у неё в усадьбе в Тарханах.
После домашнего образования в биографии Лермонтова началась учеба в университетском пансионе Москвы (1828—1830). Там были написаны первые стихотворения Лермонтова.
Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете (1830—1832). В это время Лермонтов сильно увлекался произведения Фридриха Шиллера и Уильяма Шекспира и Джорджа Байрона.
После учебы в университете он два года провел в школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.
Служба и начало литературного пути
В 1834 году начал служить в Гусарском полку в Царском селе.
Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта» (1837), посвященного смерти Александра Пушкина. За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку. Благодаря стараниям бабушки и приближенного к императору Василию Жуковскому наказание удалось немного смягчить.
По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение Лермонтова «Бородино» (1837) к годовщине сражения.
Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.
Творчество поэта и вторая ссылка
Дальнейшее творчество в биографии Михаила Лермонтова связано с редакцией «Отечественных записок».
За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ (1840), где участвует в военных действиях.
Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Самые главные произведения Лермонтова: «Парус» (1831), «Маскарад»(1835), «Боярин Орша»(1835—1836), «Мцыри» (1839), «Бородино»(1837), «Узник»(1837), «Демон»(1839), «Герой нашего времени» (1838—1840) считаются шедеврами литературы.
«Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы», — так кратко и точно А. А. Блок определил роль великого писателя и его произведений в истории литературы.
Последняя дуэль
Лермонтов что он сделал
Детство
Отец Лермонтова, Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, был бедным тульским помещиком. Мать, Мария Михайловна, происходила из знатного и богатого дворянского рода. Бабушка поэта не могла примириться с таким неравным браком своей единственной дочери. Вскоре после рождения сына Мария Михайловна заболела туберкулёзом и умерла, не дожив до 22 лет и оставив сиротой трёхлетнего сына. После смерти жены Юрий Петрович покинул Тарханы. Мальчик остался на воспитании у бабушки. Как ни мал был в то время Лермонтов, как ни скрывали от него многое из распри между отцом и бабушкой, всё же эта тяжёлая семейная драма заставила его рано задуматься над отношениями между людьми и почувствовать себя одиноким. Это развило в нём мечтательность, задумчивость. В поэме «Сашка»
Лермонтов так говорит о своих детских годах:
Он не имел ни брата, ни сестры,
И тайных мук его никто не ведал.
До времени отвыкнув от игры,
Он жадному сомненью сердце предал
И, презрев детства милые дары,
Он начал думать, строить мир воздушный
И в нём терялся мыслию послушной.
Бабушка не жалела средств для воспитания.
По дворянскому обычаю, в качестве воспитателей были приглашены иностранцы. Нянькой Лермонтова была старушка-немка, гувернёром – бывший сержант наполеоновской гвардии. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).
До десятилетнего возраста Лермонтов рос болезненным мальчиком. Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка три раза возила его на Кавказ, в нынешний Пятигорск (тогда Горячеводск). Поездка, предпринятая летом 1825 года, когда мальчику было уже 10 лет, произвела на него огромное впечатление. Величественная природа, необычное население, рассказы раненых и больных офицеров, лечившихся в Пятигорске, о войне с горцами, о кавказских пленниках – всё это оказывало сильное воздействие на впечатлительного мальчика, будущего поэта Кавказа.
Поездка на Кавказ в 1825 году значительно улучшила здоровье Лермонтова. По возвращении в Тарханы начались серьёзные занятия. Будущий поэт изучал общеобразовательные предметы и иностранные языки, рисовал, занимался музыкой, читал русскую и иностранную литературу. Разнообразные впечатления откладывались в его душе и давали пищу для размышлений: он слушал рассказы об Отечественной войне 1812 года, наблюдал жизнь дворовых и крепостных крестьян как в имении бабушки, так и у соседей-помещиков; крестьяне тайком рассказывали ему о пугачёвском движении, которое докатилось и до имения Ар-сеньевых. В Тарханах узнал Лермонтов о восстании декабристов и о расправе с ними Николая I.
Отечественная война 1812 года осознавалась Лермонтовым как героическая страница русской истории, как время, когда русский народ с особой силой проявил своё мужество и патриотизм. Он восхищался героизмом своего народа, в нём крепла любовь к родной стране.
Рассказы крестьян о Пугачёвском движении и наблюдения над их жизнью пробуждали у мальчика чувство протеста против крепостного строя. Впоследствии в романе «Вадим» он отразит слышанные им в детстве рассказы живых свидетелей восстания.
Так впечатления, шедшие от русской действительности, ослабляли вредные стороны воспитания под руководством иностранцев и содействовали зарождению и укреплению у мальчика патриотических чувств, свободолюбия и гуманизма.
В 1827 году бабушка с внуком переехала из Тархан в Москву, так как надо было подумать о школьном образовании мальчика.
Образование и первые творческие шаги поэта
В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия – его призвание. В эти годы испытывает влияние поэзии Байрона и пишет несколько «байронических поэм» («Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата»); в 1829 задумывает поэму «Демон», над которой будет работать почти до конца жизни.
Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Неудовлетворенность Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными ответами и пререканиями студента, что считалось непозволительной дерзостью, привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет в 1832.
В 1830 – 31 – вершинный этап юношеского творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д. Поэт напряженно всматривается в свою внутреннюю жизнь, пытаясь выразить словом невыразимые душевные движения. Он касается и общих вопросов бытия, и нравственной жизни личности. Драма «Странный человек» – своего рода фокус автобиографических мотивов его лирики этого периода.
Однако надо было продолжать образование, и Лермонтов рассчитывал сделать это в Петербургском университете, но ему пришлось бы начать с первого курса, поскольку время учебы в московском университете ему как уволенному не засчитывалось. Он не захотел терять два года и круто изменил планы.
4 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, «страшными». Но и в этих условиях Лермонтов тайком продолжает писать, хотя его творчество переживает период спада.
Творческий путь
Творческий путь М. Лермонтова был короток, но чрезвычайно продуктивен. Вся его литературная деятельность – от ученических проб пера до романа «Герой нашего времени» – продолжалась чуть более 12 лет, но за это время им было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа. Лермонтовское творчество обычно разделяют на ранний и зрелый периоды, проводя границу между ними через 1835–1836 гг. Но следует иметь в виду, что при всех различиях между этими периодами поэт сохранял верность идеям и принципам, сформировавшимся еще на этапе его становления и направившим его лирику в русло так называемой «поэзии мысли».
Два поэта – Байрон и Пушкин – сыграли решающую роль в творческом развитии М. Лермонтова. В ранней лермонтовской лирике проявляется характерное для Байрона тяготение к романтическому индивидуализму, к изображению титанических страстей и экстремальных ситуаций, к лирической экспрессии, к типу героя-бунтаря, находящегося в конфликте с обществом, к «бегству» на «восток» (локализованный у Лермонтова в основном на Кавказе) и в «средневековье» (преимущественно русское у Лермонтова). Со временем поэт преодолел байроновское влияние, что и было им задекларировано в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…». Пушкин же оставался постоянным спутником Лермонтова и его неизменным ориентиром в продолжение всего творческого пути. Сначала поэт непосредственно подражал Пушкину, а по достижении художественной зрелости последовательно развивал пушкинские традиции, как правило, вступая с ним в творческую полемику.
Логика художественной эволюции Лермонтова определялась внутренним движением от романтизма к кризису романтического индивидуализма и, далее, к реализму с присущим ему психологическим анализом, опиравшемуся, с одной стороны, на критику современного общества, и с другой – на философское осмысление проблем добра и зла, человеческой свободы и власти судьбы, вины и ответственности и т.п. Поздний Лермонтов разоблачал несоответствие романтических представлений действительности; он уже не стремился представлять свой внутренний мир как нечто исключительное, а проявлял интерес к обыденным чувствам. Тем не менее, разрешить сомнения и вопросы, терзавшие его душу с ранней юности, он так и не смог.
Лирика Лермонтова во многом автобиографичная: она опирается на подлинные переживания поэта, обусловленные событиями его внутренней жизни и зафиксированные с внешней небрежностью «живых» дневниковых заметок. Однако это – не реальная, а литературная автобиография, т. е. творчески преображенная и интерпретируемая Лермонтовым через призму его восприятия мира и самого себя.
Установка на самоанализ нашла плодотворное воплощение и в лермонтовской прозе, где она трансформировалась в опыт создания обобщенного психологического портрета «героя времени», вбирающего в себя черты всего поколения и вместе с тем сохраняющего как свое индивидуальное лицо, так и экстраординарность своей натуры. Лермонтовская проза вырастает на романтической почве, однако романтические принципы в ней функционально изменены и переподчинены задачам реалистического письма.
Произведения М.Ю. Лермонтова
Первая дуэль
Вернувшись из первой ссылки, Лермонтов привёз массу новых поэтических произведений. После «Смерти поэта» он стал одним из самых популярных писателей в России, да и в свете его теперь воспринимают совсем иначе. Лермонтов вошёл в круг пушкинских друзей и наконец-то начинает печататься, почти каждый номер журнала Краевского «Отечественные записки« выходит с новыми стихотворениями поэта.
Но тайными путями о дуэли стало известно начальству. Лермонтова арестовали и предали военному суду за «недонесение» о дуэли. А молодому Баранту, чтобы не привлекать его к судебному следствию, министр иностранных дел граф Нессельроде в частной беседе посоветовал выехать на некоторое время за границу. Наконец приговор был вынесен и утверждён: царь распорядился снова сослать Лермонтова на Кавказ, в армейский полк, воевавший в самом отдалённом и опасном пункте Кавказской линии.
Во время ареста Лермонтова посетил Белинский. Когда он познакомился с поэтом, достоверно неизвестно: по словам Панаева – в Санкт-Петербурге, у Краевского, после возвращения Лермонтова с Кавказа; по словам товарища Лермонтова по университетскому пансиону И. Сатина – в Пятигорске, летом 1837 года.
Вполне достоверно одно, что впечатление Белинского от первого знакомства осталось неблагоприятное. Лермонтов по привычке уклонялся от серьёзного разговора, сыпал шутками и остротами по поводу самых важных тем – и Белинский, по его словам, не раскусил Лермонтова. Свидание на гауптвахте окончилось совершенно иначе: разговор зашёл об английской литературе, оВальтере Скотте, перешёл на русскую литературу, а потом и на всю русскую жизнь. Белинский пришёл в восторг и от личности, и от художественных воззрений Лермонтова. Он увидел поэта «самим собой»; «в словах его было столько истины, глубины и простоты!» – отмечал Белинский.
Впечатления Белинского повторились на Фридрихе Боденштедте, впоследствии переводчике произведений поэта. Казаться и быть для Лермонтова были две совершенно различные вещи; перед людьми малознакомыми он предпочитал казаться, но был совершенно прав, когда говорил
Вторая ссылка на Кавказ кардинальным образом отличалась от того, что ждало его на Кавказе несколькими годами раньше: тогда это была приятная прогулка, позволившая Лермонтову знакомиться с восточными традициями, фольклором, много путешествовать. Теперь же его прибытие сопровождалось личным приказом императора не отпускать поэта с первой линии и задействовать его в военных операциях. Прибыв на Кавказ, Лермонтов окунулся в боевую жизнь и на первых же порах отличился, согласно официальному донесению, «мужеством и хладнокровием». В стихотворении «Валерик» и в письме к Лопухину Лермонтов ни слова не говорит о своих подвигах.
Тайные думы Лермонтова давно уже были отданы роману. Он был задуман ещё в первое пребывание на Кавказе; княжна Мери, Грушницкий и доктор Вернер, по словам того же Сатина, были списаны с оригиналов ещё в 1837 году. Последующая обработка, вероятно, сосредоточивалась преимущественно на личности главного героя, характеристика которого была связана для поэта с делом самопознания и самокритики.
Первое издание романа было быстро раскуплено, и почти сразу появилась критика на него. Почти все, кроме Белинского, сошлись во мнении о том, что Лермонтов в образе Печорина изобразил самого себя, и что такой герой не может являться героем своего времени. Поэтому второе издание, появившееся почти сразу во след первому, содержало предисловие автора, в котором он отвечал на враждебную критику. В «Предисловии» Лермонтов провёл черту между собой и своим героем и обозначил основную идею своего романа.
Пятигорск. Вторая дуэль
Похороны Лермонтова состоялись 17 июля (29 июля) 1841 года на старом пятигорском кладбище. Проводить его в последний путь пришло большое количество людей: жители Пятигорска, отдыхающие, друзья и близкие Лермонтова, более полусотни официальных лиц. Так совпало, что гроб с телом Михаила Юрьевича несли на своих плечах представители всех полков, в которых поэту пришлось служить: полковник С. Д. Безобразов был представителем от Нижегородского драгунского полка, Н. И. Лорер – от Тенгинского пехотного, Александр Францевич Тиран – от Лейб-гусарского и А. И. Арнольди – от Гродненского гусарского.
Тело поэта покоилось в пятигорской земле 250 дней. 21 января 1842 года Е. А. Арсеньева обратилась к императору с просьбой на перевозку тела внука в Тарханы. Получив Высочайшее позволение, 27 марта 1842 года слуги бабушки поэта увезли прах В пасхальную неделю, 21 апреля (3 мая) 1842, скорбный кортеж прибыл в Тарханы. Доставленный из Пятигорска гроб с телом Лермонтова был установлен на двое суток для последнего прощания в церкви Михаила Архистратига. 23 апреля (5 мая) 1842 в фамильной часовне-усыпальнице состоялось погребение, рядом с могилами матери и деда.