Лермонтов молитва о чем стихотворение

Анализ стихотворения «Молитва» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 28.11.2019 · Обновлено 28.11.2019

Тематика лирики М. Ю. Лермонтова очень разнообразна, но, несомненно, важное и значимое место в ней занимают многочисленные тексты философского содержания. Поэт активно исследует человеческую природу и законы мироздания, сомневается, мечется, теряет веру и вновь ее обретает – все это находит отражение в его творчестве. Красивое, искреннее и светлое стихотворение «Молитва» открывает читателю еще одну грань душевных исканий Лермонтова. Поэт говорит о силе веры и ее способности исцелять, рассеивать человеческие печали. Понять все собранные в стихотворении мысли и образы поможет подробный анализ произведения по плану, который представляет Вашему вниманию Многомудрый Литрекон.

История создания

В лирике Лермонтова отдельное место занимает тема молитвы. Воспитанный в христианской традиции, поэт часто обращался в своих текстах к Богу, это могла быть просьба о помощи и защите или некий спор со Всевышним, но всегда – определенное таинство, где поэт имел возможность говорить о самом сокровенном.

«Молитва» была написана в 1839 году. В этот период Лермонтов часто посещал салон Карамзиных, где познакомился с молодой княгиней Марией Алексеевной Щербатовой. По свидетельствам друзей, умная и красивая княгиня восхищалась творчеством молодого поэта. Молодые люди были увлечены друг другом.

В беседах с княгиней Лермонтов рассказывал о тоске, которая часто настигает его в одиночестве, и Мария Алексеевна однажды посоветовала ему свой проверенный способ борьбы с этим недугом: искренняя молитва, разгоняющая любое уныние. Серьезно относившийся к ее словам и дороживший дружбой с ней, поэт прислушался и вскоре создал свою «Молитву».

Стихотворение было издано в 1842 году, уже после гибели поэта.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Молитва» представляет собой лирический монолог, в котором раскрываются духовные искания героя.

Одиночество героя среди людей и поиск успокоения через обращение к Богу и высшим силам заставляют вспомнить о традиции Романтизма, в контексте которой принято говорить о поэзии Лермонтова.

Текст можно отнести к религиозно-философской лирике. Основная тема стихотворения «Молитва» – сила искренней веры и молитвы, обретение покоя через обращение к высшим силам. В то же время молитва оказывается одним из путей общих духовных поисков лирического героя, ступенью в осмыслении окружающего мира и его законов. В связи с этим мы можем говорить о философском содержании стихотворения.

Написана «Молитва» трехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф. По краткости, смысловому наполнению и простоте выражения оно сравнимо с той самой молитвой, о которой повествует.

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «Молитва» очень близок самому поэту. Перед нами некогда сомневавшийся человек, которого порой одолевают тяжелые и печальные думы, но он оказывается способен находить успокоение и просветление в чтении молитвы. В минуты, когда герою особенно одиноко и трудно, он неизменно вспоминает слова знакомой молитвы и ощущает, как легко становится на душе.

Центральным образом становится сама молитва как некая чудодейственная сила, способная рассеять грусть и вернуть человеку светлый взгляд на себя и окружающий мир. Это символ искренней, способной творить чудеса, внутренней веры и, одновременно, гармонии человека с миром.

Темы, настроение и проблемы

В стихотворении «Молитва» на первый план выходит христианская тематика.

Все стихотворение проникнуто светлым приподнятым настроением – именно таким, какое описывается в финале. Это достигается за счет нарастающей от первой строфы к заключительной динамики повествования и простых слов, очень точно описывающих душевные движения героя.

Основная идея

Главная мысль и идея стихотворения «Молитва» – сила молитвы, ее способность дать человеку успокоение, защиту от жизненных тревог и душевных метаний.

К моменту написания текста Лермонтов был уже зрелым, сформировавшимся поэтом со своей духовной и философской позицией. Взгляд поэта на христианские ценности трансформировался на протяжении его творческого пути, и смысл его «Молитвы» — это попытка оценить внутреннюю веру человека как инструмент борьбы с унынием и печалью. Сам акт обращения к высшим силам и вера в силу искренних, идущих от самого сердца слов становится первым шагом к поиску выхода из мрака одиночества и отчаяния. Образно можно представить это как выход из темной пещеры к дневному свету, именно «светло» становится главным описанием состояния обновленного после молитвы лирического героя.

Средства выразительности

Стихотворение совсем небольшое по объему, но содержит много тропов, помогающих поэту более образно и точно выразить заключенную в тексте идею.

Среди религиозной и философской лирики М. Ю. Лермонтова значимое место занимает стихотворение «Молитва». В нем нашли выражение мучительные душевные искания поэта, попытка исцелиться от печали, сомнений и одиночества с помощью искренних слов молитвы. Простые и, одновременно, возвышенные слова и конструкции, композиция, мелодика и средства выразительности делают лирический текст Лермонтова похожим на молитву, наделяют его чудесной силой дарить спокойствие и свет.

Источник

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» по плану

1. История создания

«Молитва» написана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году.

Осень и зиму 1839-1840 гг. Лермонтов провёл в Петербурге. Он был уже популярен и его часто приглашали на вечера в светские салоны.

На одном из вечеров у Карамзиных он познакомился с Марией Алексеевной Щербатовой. Ему очень понравилась молодая и красивая вдова, поэт также произвёл на неё большое впечатление. Они часто и подолгу беседовали.

А.О. Смирнова-Россет вспоминала, как при ней Лермонтов пожаловался Щербатовой на тоску, которая охватывает его временами. В ответ Мария Алексеевна спросила, молится ли он в такие моменты, на что Лермонтов сказал, что забыл все молитвы. Щербатова тут же прочитала ему «Богородицу». Поэт отошёл, а к концу вечера преподнёс Марии Алексеевне стихотворение «Молитва».

Это произведение быстро обрело популярность, но опубликовано было уже после смерти автора. Белинский назвал его одним из наиболее значимых в творческом багаже поэта.

2. Литературное направление

Произведение романтического направления.

3. Род

По роду «Молитву» можно отнести к философской религиозной лирике.

4. Жанр

Жанровая принадлежность произведения – элегия.

Философское размышление представлено в форме монолога лирического героя.

5. Проблематика

Автор поднимает проблему одиночества человека в мире, непонимание личности окружающими людьми, в результате чего и возникает «минута жизни трудная», и не каждый в состоянии справиться с возникшими трудностями самостоятельно.

6. Тематика

Переживая состояние душевного кризиса, лирический герой обращается за помощью к Богу. Он молит о том, чтобы ему был ниспослан покой и утешение.

В стихотворении нет текста молитвы, но автор прекрасно описывает благотворное воздействие «созвучий слов живых» после которых ему «и верится, и плачется, и так легко, легко…».

У каждого человека случаются трудные периоды в жизни. Непонимание окружающих и одиночество усиливают отчаяние, печаль, смятение. Как справиться с этим тяжёлым грузом? В надежде обрести душевный покой лирический герой произведения обращается к молитве. В ней – «в созвучьи слов живых» – он обретает утешение.

7. Идея

Идея произведения – изображение сложного и противоречивого внутреннего мира лирического героя.

Современники отмечали, что у Лермонтова был нелёгкий характер. Он и сам признавал, что его характер позже служил причиной частых недопониманий в отношениях с другими людьми и приносил моральные страдания ему самому.

Тема одиночества, его размышления о жизни, желание найти понимание и облегчить своё душевное состояние нашли отражение и в других произведениях поэта.

8. Пафос

Эмоциональный фон произведения показывает широкий диапазон чувств лирического героя – от охватившей его тоскливой безысходности и трагического восприятия мира, до пробуждения в душе надежды и веры в лучшее в заключительных строчках.

9. Система образов

В произведении присутствует образ лирического героя, который в тяжёлый момент своей жизни обращается к образу высшей силы.

10. Центральные персонажи

В стихотворении всего одно действующее лицо – это лирический герой, который ведёт повествование от первого лица.

11. Лирический герой

Мы не знаем жизненных реалий лирического героя. Остаётся неизвестным, кто он, чем занимается, как живёт. Но, тем не менее, понимаем, что он может быть отождествлён с автором стихотворения и, в значительной степени, выражает его мысли.

Через своего лирического героя Лермонтов говорит читателям о своих жизненных трудностях.

12. Сюжет

В произведении нет выраженного сюжета и нет действия. Автор описывает лишь эмоциональное состояние своего героя, чья скорбь и печаль, вызванные неизвестными читателю обстоятельствами, побуждают его обратиться к Богу посредством молитвы.

13. Композиция

Стихотворение состоит их трёх строф.

В начале стихотворения лирический герой говорит о своей тоске и печальном состоянии духа. Вторая строфа дарит ему надежду, а в заключительной происходит метаморфоза – скорбь и тревога покидают лирического героя, печаль «с души как бремя скатится», ему становится легко.

14. Художественное своеобразие произведения

К особенностям этого произведения можно отнести то, что автор сумел передать суть молитвы, не называя её. Читатель не знает, какую именно молитву имел в виду автор, но в то же время ясно чувствуется торжественность момента обращения лирического героя к Богу. В частности этому способствует высокопарная лексика: «молитва чудная», «сила благодатная» и др.

Торжественность повествования усиливает также звукопись – в первой строфе множественное употребление слов со звуком «у» придаёт ей оттенок церковного звучания.

Произведение, являясь светским по написанию, – в нём не используется церковно-славянская лексика, – в то же время оно передаёт высокое религиозное чувство, охватившее лирического героя.

15. Размер, рифма, строфика

В стихотворении «Молитва» – двенадцать строк, три строфы.

Написано оно четырёх- и трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой (АВАВ) с чередованием мужская – женская.

16. Средства художественной выразительности

Эпитеты: «сила благодатная», «слов живых», «молитва чудная», «святая прелесть».

Метафоры: «сила слов», «теснится грусть», «святая прелесть дышит… в них».

Удачно подобранная лексика позволяет следить за душевным настроением лирического героя – из состояния уныния «в минуту жизни трудную» он, посредством «слов живых», обретает состояние душевного покоя.

17. Значение произведения

Стихотворение «Молитва» можно назвать истоком религиозно-философской лирики. Эту традицию позже продолжили А. Блок и С. Есенин.

Написанное ясным и простым языком, «Молитва» стала поистине народным произведением. Почти на протяжении двух веков романс М. Глинки на слова Лермонтова пользовался огромной популярностью в самых разных слоях общества, он до сих пор находится в классическом репертуаре многих оперных певцов. Другие композиторы также писали свою музыку к этому произведению.

18. Актуальность

Стихотворение «Молитва» написано около двухсот лет назад, но по-прежнему актуально. Оно находит отклик в душе у многих людей, поскольку проблема преодоления тяжёлых жизненных ситуаций, состояния духовного и душевного кризиса – одна из основных во все времена.

19. Моё отношение

Мне нравится это стихотворение. Оно мелодично по звукописи и трогательно по содержанию, поскольку выражает настоящие, знакомые каждому чувства и написано прекрасным языком.

20. Чему учит

Произведение учит не замыкаться в себе в трудные минуты, когда «теснится в сердце грусть», а искать выход и уметь обращаться за помощью, искать «силу благодатную», которая поможет вернуть уверенность в себе и в своих силах.

Источник

Стихотворение и анализ «Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

Краткое содержание

В стихотворении «Молитва» («В минуту жизни трудную…) Михаил Юрьевич Лермонтов с поразительной точностью изобразил чувства, которые близки большинству религиозных людей. Это произведение позволило читателю увидеть новые черты и в личности самого поэта, который предстает здесь в образе глубоко верующего человека. Его исповедь – это надежда на избавление от отчаяния и обретение веры в очищение души.

Лермонтов молитва о чем стихотворение. Смотреть фото Лермонтов молитва о чем стихотворение. Смотреть картинку Лермонтов молитва о чем стихотворение. Картинка про Лермонтов молитва о чем стихотворение. Фото Лермонтов молитва о чем стихотворение

«Молитва». Художник Н. Юшкевич. 2020

На протяжении жизни в судьбе каждого человека порой возникают нелегкие моменты, которые каждый преодолевает по-своему. Но верующий христианин, в первую очередь, прибегает к молитве. Эту мысль и развивает Лермонтов в своем стихотворении, называя молитву «чудной», то есть способной сотворить некое волшебство:

«В минуту жизни трудную теснится ль в сердце грусть, одну молитву чудную твержу я наизусть…»

Во второй строфе Лермонтов предлагает читателю свое понимание того, для чего нужно совершать молитву. Он утверждает, что она является спасением для молящегося, ее можно сравнить с лекарством, которое способно исцелить не только душу, но и болящую плоть:

«Есть сила благодатная в созвучьи слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них…»

В последней строфе автор делится ощущениями после совершения молитвы. Лермонтов описывает это состояние, как избавление от тяжелого бремени и сомнений. Молитва дарует надежду на исцеление, ведет к божественному просветлению, от чего на душе становится легко, и радостные, искренние слезы – этому подтверждение:

«С души как бремя скатится, сомненье далеко – и верится, и плачется, и так легко, легко…»

Анализ

История создания

В последние два года жизни Михаил Юрьевич был частым посетителем литературного салона Карамзиных, в котором собирались яркие представители местной элиты. В один из таких вечеров произошло его знакомство с недавно овдовевшей княгиней, Марией Алексеевной Щербатовой. Красивая, хорошо воспитанная, образованная молодая женщина сразу покорила поэта. Темпераментный Лермонтов также вызвал в ней ответные чувства, что и послужило поводом для развития отношений.

Однажды, во время прогулки, Лермонтов признался возлюбленной, что его уже давно терзает душевная тяжесть и непонятная боль. В ответ он услышал, что ей также знакомо такое состояние, и она борется с ним при помощи молитвы. Поскольку Лермонтов доверял словам молодой княгини, он решил воспользоваться ее советом, что и привело к созданию данного стихотворения.

«Молитва», написанная в 1839 году, стала одним из лучших образцов лирики на тему христианства. С первых же дней после публикации стихотворение стало пользоваться огромной популярностью, и по сей день входит в число самых известных произведений Лермонтова. В 1855 году оно было положено на музыку М. И. Глинкой и превратилось в красивейший по своему звучанию и смысловому наполнению романс.

Персонажи и образы

Главное действующее лицо стихотворения – лирический герой, который в трудный для него период жизни обращается к небесным силам при помощи молитвы. Личность героя остается за кадром, читатель до конца пребывает в неведении: кто он, каков его возраст, где он живет и чем занимается. Однако, возникает предположение, что автор с данным героем отождествляет самого себя, и чувства героя – это его собственные переживания. В период написания стихотворения поэт испытывал творческий кризис, вероятно, этот застой и породил необходимость прибегнуть к такому необычному для поэта способу, как молитва.

Композиция

Стихотворение «Молитва» короткое, в нем всего три катрена (четверостишия). В композиционном плане его можно рассматривать, как одночастное, цельное произведение с линейным, последовательным повествованием. В самом начале автор описывает свое душевное состояние, затем следует переход к рекомендации обратиться к молитве. Автор не уточняет, какую именно молитву нужно обращать к Богу, из чего следует, что любое искреннее воззвание к творцу принесет душе очищение и покой.

Литературное направление стихотворения – романтизм. По жанру его можно обозначить, как лирический монолог, или молитву. Многие произведения русских писателей и поэтов содержат похожие темы, наполненные рекомендациями в виде посланий. Такие тексты литераторы называют не иначе, как молитвами.

В данном произведении нет даже намека на бунтарство, которое было так характерно для раннего периода творчества Лермонтова. Здесь преобладают смирение и терпимость, жажда душевного спасения и покоя. Обращаясь к религии, поэт надеется, что вера поможет ему переосмыслить жизненные ценности и встать на путь единственно верной христианской истины.

Размер и средства художественной выразительности

При написании текста использован трехстопный ямб с пиррихием (пиррихий – это стопа, состоящая из двух коротких слогов, обозначаемых U U). Перекрестная рифма (АБАБ) содержит чередование мужских и женских слогов. Помимо перекрестной рифмовки автор пользуется в этом произведении и дактилической рифмой с ударением на третьем слоге с конца слова.

Душевное состояние до- и после совершения молитвы поэт выражает при помощи разнообразных средств художественной выразительности. По отношению к молитве и ее волшебной силе он применяет эпитеты «чудная» и «благодатная» и метафоры «живые» слова, «святая» прелесть. Часть понятий автор наделяет одушевленными свойствами при помощи олицетворений: «теснится» грусть, «скатится» бремя, «дышит» прелесть. В тексте использовано сравнение – «сомнение, как бремя» и многосоюзие: «и верится, и плачется, и так легко, легко…»

Проблематика и основная идея произведения

Главная тема стихотворения – очищение и успокоение души молитвой. Тема тоски и разочарования, нередко присущая творческим личностям, также присутствует в этом произведении. Поэт, открывший для себя путь к снятию сердечной боли, делится с ним читателем в виде рекомендательного послания. Таким образом, в тексте стихотворения можно найти ответы на вопросы, мучившие автора: Как обрести душевный покой? Какое чудо может сотворить молитва? Может ли просьба, обращенная к Богу, действительно принести облегчение и избавить от душевных мук и страданий?

Автор приходит к заключению, что молитва, которую он называет «чудной», является тем духовным спасением, к которому человек должен обращаться в минуты отчаяния, скорби, уныния, тоски. Еще никому не удалось избежать

кризисных периодов во время следования по жизненному пути. В некотором смысле, это закаляет человека и делает его сильнее, но, случается и так, что ураган отрицательных эмоций разрушает личность, и человек может сломаться, не выдержав их давления. Тогда и приходит на помощь чудодейственное слово – молитва, главным условием для совершения которой являются вера и искренность.

Источник

«Молитва» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – жанр, история создания, идея, эпитеты

Школьная программа предусматривает изучение стихотворения Лермонтова “Молитва” в 9 классе на уроках литературы. В данной статье вы можете ознакомится с полным и кратким анализом “Молитва” по плану, ознакомиться с идеей, проблемой и композицией произведения.

Лермонтов молитва о чем стихотворение. Смотреть фото Лермонтов молитва о чем стихотворение. Смотреть картинку Лермонтов молитва о чем стихотворение. Картинка про Лермонтов молитва о чем стихотворение. Фото Лермонтов молитва о чем стихотворение

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В минуту жизни трудную.

История создания – стихотворение написано в период знакомства Лермонтова с княгиней Щербатовой, которая оказала существенное влияние на его взгляды, литературные и духовные.

Тема – сила молитвы в жизни человека.

Композиция – три строфы, объединённые лирическим монологом героя.

Жанр – лирический монолог, философская направленность.

Стихотворный размер – трёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная, богатая женская рифма.

Метафоры – “сила слов”, “теснится грусть”, “дышит святая прелесть”.

Эпитеты – “сила благодатная”, “слов живых”, “молитва чудная”, “святая прелесть”.

История создания

Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842 после смерти поэта. В 1939-40 году Лермонтов посещал салон Карамзиных, где вероятнее всего познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образована, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него.

По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.

Христианская тематика стихотворения дополнена душевными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое. Это стихотворение написано поэтом в зрелом возрасте, его принципы и жизненные позиции окончательно сформированы. В данном стихотворении принято считать лирического героя и самого автора одним лицом, ведь автобиографичность произведения бесспорна.

Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом. Чудесное стихотворение, написанное, как и молитва, простыми словами стало для автора своеобразной ступенькой в духовном становлении.

Идея – молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в трудную минуту. Главная мысль – вера важна для человека, справится с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу.

Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе. Его лекарство – искренняя молитва – спасает неизменно. Лермонтов вывел “золотой рецепт”, универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта нередко, однако на раннем этапе оно очень неоднозначно проявлялось в его стихах. В “Молитве” же чувствуется духовная зрелость и опыт самого автора.

Композиция

В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние. Вторая строфа раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся строки чудотворны и сильны. О какой именно молитве идёт речь в стихотворении не указано. Но близость лирическому герою состояния покоя, чистоты, одухотворённости наступающей после молитвы чувствуется в каждом стихе последней строфы: “И верится, и плачется, и так легко, легко…”.

Слёзы – состояние очищения, когда верующие люди молятся – это нередкое явление. После них всегда становится “легко” и умиротворённо.

Стихотворение можно отнести к лирическому монологу. Черты романтизма всё ещё присущи лермонтовскому стиху, однако он переосмысливает свой взгляд на религию, видит в ней спасение и покой. В первой строфе – мастерский ассонанс звука “у” придаёт звучанию оттенок церковного песнопения, лёгкости, тягучести. Написанное трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой, философское произведение имеет черты элегии из-за своей романтичности и одухотворённости.

Средства выразительности

Эпитеты – сила благодатная, слов живых, молитва чудная, святая прелесть делают звучание и восприятие стихотворения мягким, живым, образным. В небольшом по объёму стихотворении достаточно много тропов и других средств выразительности. Последние слова, описывающие состояние души, которая обрела радость и покой, звучат так загадочно благодаря повторению: “и так легко, легко…”

Метафоры: “сила слов”, “теснится грусть”, “святая прелесть дышит… в них”. Последняя метафора особенно красива: автор наделяет слова молитвы душой, они живут и дышат, то есть это “живые” во всех смыслах слова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *