Лермонтов тучи чему учит
Стихотворение и анализ «Тучи»
Анализ
История создания
М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Тучи» в день отъезда во вторую кавказскую ссылку (12 апреля 1840 г.). Прощальный вечер проходил в доме Карамзиных, где собрались близкие друзья поэта. По воспоминаниям В. А. Соллогуба, Лермонтов наблюдал через окно за пробегавшими по небу тучами и в порыве вдохновения создал новое произведение. При чтении перед собравшимися поэт прослезился.
А. Саврасов. Перед грозой. 1850
Жанр произведения
Главная тема стихотворения — невозможность достижения свободы
Лермонтов тяжело переживал свою повторную отправку на Кавказ в виде наказания за дуэль. Точные обстоятельства его ссоры с Эрнестом де Барантом до сих пор не выяснены. По одной из версий, французский посол считал, что в стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов оскорбил всю французскую нацию. Это и стало главной причиной дуэли.
В ходе официального расследования было сделано заключение, что поэт «вышел на дуэль… из желания поддержать честь русского офицера». Это должно было служить смягчающим обстоятельством, но по личному указанию Николая I приговор был очень суров: лишение гвардейского звания и перевод в действующую армию. Возмущение Лермонтова ярко проявилось в стихотворении «Тучи».
Автор сравнивает с себя с тучами — «вечными странниками». Этот образ очень близок его собственному положению. Поэт вместе с тучами вынужден сменить «милый север» (Петербург) на «сторону южную» (Кавказ).
В то же время между небесными «изгнанниками» и автором есть существенная разница. Причины бегства могут быть различны: «злоба открытая», «зависть тайная», «клевета ядовитая». Все это сыграло роковую роль в судьбе Лермонтова. Однако «тучки небесные» ничто не связывает с человеческими отношениями. Им просто «наскучили нивы бесплодные».
Лермонтов устал в одиночку противостоять равнодушному высшему обществу. Его сопротивление все равно обречено на поражение. Горячо любящий Россию поэт поставлен в такое положение, что начинает завидовать «вечно свободным» тучам, для которых нет разницы между родиной и изгнанием.
Из стихотворения напрашивается неутешительный вывод: достижение свободы в царской России невозможно. Только отрекшись от всего самого дорогого и близкого сердцу, убив в душе все «страсти» и «страдания», можно сбросить рабские цепи.
Размер и композиция
Стихотворение состоит из трех строф, в которых описаны: сравнение «тучек» с судьбой автора, их отличия, неосуществимые мечты о вечной свободе. Размер произведения — четырехстопный дактиль с перекрестной рифмовкой.
Выразительные средства
Лермонтов использует яркие эпитеты в описании движения туч («небесные»,»лазурною», «жемчужною»), противопоставляя им опостылевшую земную жизнь («клевета ядовитая», «нивы бесплодные»). Тучи выступают одушевленными существами благодаря сравнениям («странники», «изгнанники») и олицетворениям («кто же вас гонит», «вам наскучили», «чужды вам»).
Вторая строфа целиком состоит из риторических вопросов. Эмоциональность произведения усиливается в финале за счет лексических повторов («чужды», «вечно», «нет у вас», «нет вам»).
Основная идея произведения
Разочарованный поэт приходит к мысли, что деспотизм царской власти и покорное ему общество превращают честных и справедливых людей в «тучки», которые под давлением вынуждены отрекаться от родины.
Краткое содержание
Тучи в этом произведении называют вечными странниками, все время путешествующими по небу. Они торопятся друг за другом в сторону юга. Та же судьба предопределена и для лирического героя.
Он спрашивает себя, что стало причиной такого бегства туч по небу. Возможно, это воля судьбы. Или тучи побудили к побегу злоба и зависть. Появились у лирического героя сомнения в возможности того, что тучи отправились в путешествие по причине совершенного преступления. Но вполне возможно, их побудили к бегству наветы друзей, ранее помогавших во время жизненных трудностей.
Герой самостоятельно нашел ответ на свой вопрос. Оказалось, что тучам стало скучно на бесплодных нивах. Может быть, причиной стало еще что-то, потому что автор поставил многоточие, оставив недоговоренность. Тучи очень холодные. По этой причине они не испытывают страданий и страсти. Они обладают вечной свободой. Возможно, что по этой причине они никогда не будут иметь приюта в чужом краю и собственной родины.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» по плану
1. История создания
Стихотворение «Тучи» написано Лермонтовым в Петербурге в 1840-м году перед второй кавказской ссылкой.
Предчувствуя неизбежность разлуки, поэт задумчиво смотрит в окно гостиной и наблюдает за перемещением облаков над Летним садом. Образы низкого северного неба наводят его на печальные размышления.
В том же 1840-м году вышел единственный сборник стихотворений Лермонтова, напечатанный при его жизни. Стихотворение «Тучи» будет опубликовано в нём.
2. Литературное направление
Стихотворение «Тучи» — яркий пример романтической лирики.
3. Род
На то, что перед нами лирическое произведение, указывает манера изложения от первого лица, слиянность героя с миром природы, размышления о внутренних противоречиях и отчуждении от мира людей.
4. Жанр
Стихотворение «Тучи» — это элегия с присущими ей особенностями: философичностью, интонацией печали и сожаления, наличием скрытой жалобы.
5. Проблематика
В данном произведении Лермонтов затрагивает проблему оторванности человека от родины, родной для него среды.
6. Тематика
Здесь звучит тема одиночества, одна из основных в творчестве поэта.
7. Идея
Идея произведения в том, что его одиночество также естественно, как вечные странствия небесных туч, не имеющих родины на земле. Перемещения из одного города в другой – лишь вершина огромного айсберга, которым является глубинное одиночество Лермонтова. Поэт понимает, что у него нет родины в мире людей.
8. Пафос
В стихотворении слышится тоска человека, теряющего связь со всем, что ему дорого. Пытаясь отстраниться от конкретной жизненной ситуации, лирический герой выходит на уровень вселенской печали о человеческом одиночестве.
9. Система образов
Основной образ произведения – это тучи, проплывающие по лазурному небу.
Лермонтов ласково именует их «тучками», он жалеет их, любуется переливчатой игрой света, рисунком их очертаний. Поэт гадает о причинах их перемещений, относится к тучам, словно к живым собеседникам, способным понять его печаль.
Мало кто другой может разделить его чувства. Жить вдали от родных и близких, не имея опоры под ногами, могут только жители неба, а человек страдает, как бы высок душой он ни был.
10. Центральные персонажи
Центральные персонажи стихотворения: сам поэт и тучи над его головой.
Так как монолог автора адресован им, можно сделать вывод, что для поэта они равноценны живым существам. Их объединяет слово «изгнанники». Тучи плывут к югу по воле стихии, а поэта влечёт туда воля монарха.
11. Лирический герой
Лирический герой так одинок, что обращается с горестными размышлениями не к людям, а к тучам – обитателям небосвода.
Используя приём отождествления, он сравнивает их судьбу со своей и делает собственный вывод: «Нет у вас родины – нет вам изгнания». Он видит преимущество туч в том, что они «вечно свободные». У него же, увы, нет подобной свободы.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения можно описать так. Герой обращается к небесным тучам с вопросом о том, почему они обречены на вечное странствие. Он сравнивает их судьбу со своей, ведь, подобно тучам, он вскоре последует с севера на юг, в чужие края.
Отвечая самому себе на поставленный вопрос, поэт делает вывод о том, что тучам «наскучили нивы бесплодные», «что им чужды» человеческие страдания. Тучи лишены чувства родины, свободны от всех привязанностей, а потому холодны и бесстрастны. Их не пугает изгнание.
13. Композиция
Композиция произведения линейная.
Мысль автора движется от завязки (1-я строфа) к развитию действия (2 строфа).
В третьей строфе звучит кульминация («Нет, им наскучили нивы бесплодные…») и развязка, выраженная в трёх последних строках.
14. Художественные особенности
Язык стихотворения изобилует образными определениями. Тучи опоэтизированы и выделены цветом: они мчатся «степью лазурною, цепью жемчужною».
Синтаксис произведения характеризуют ряды однородных членов, вопросно-ответные конструкции. Они передают напряжённость авторского монолога, которому так и не удалось стать диалогом.
Обращает на себя внимание особая интонация, напоминающая заунывное пение, плач. Поэт словно прощается с лучшей порой жизни, друзьями и близкими, окончательно признавая, что его судьба складывается особым, не совсем человеческим, образом.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано дактилем, соответственно используется дактилическая рифма (когда ударение падает на третий от конца слог).
Этот ритм соответствует интонации причитания, ассоциируется с древними традициями похоронного обряда. В каком-то смысле Лермонтов хоронит надежды юности, отправляясь в очередную ссылку.
Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).
Текст разбит на 3 строфы, которые представляют собой классические катрены.
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении встречаются эпитеты: «цепью жемчужною», «с милого севера», «нивы бесплодные», «вечно холодные», «вечно свободные».
Метафора «лазурная степь», за которой скрывается образ неба, переносит читателя в плоскость человеческих отношений. Тучи скитаются по небу, а самому поэту предстоит дорога на юг, через бескрайние русские степи.
Себя поэт сравнивает с тучами. Это сравнение построено на мотиве изгнанничества.
Олицетворение «мчитесь вы» подчёркивает особое восприятие поэтом явлений природы. Также поэт персонифицирует человеческие чувства и пороки (зависть, злобу, клевету), которые могут гнать тучи прочь с привычного им места.
На смену олицетворения приходит овеществление: «Чужды вам страсти и чужды страдания». В конце Лермонтов вспоминает, что тучи – не живые. У них нет родины, значит, изгнание для них не существует.
На этом контрасте отчётливее становится трагедия героя, живого, чуткого, привязанного к милым сердцу местам.
С помощью аллитераций («чк», «нб», «ст») поэт передаёт неровное дыхание, будто спотыкающийся ход своих мыслей. В этих сочетаниях звуков слышится неестественность, передающая абсурдность всего, происходящего с героем. Это впечатление усиливают ассонансы («и», «э», «у»), звучащие, словно жалоба.
17. Значение произведения
Стихотворение «Тучи» — шедевр «позднего» периода лермонтовской лирики. В нём мысль о человеческом одиночестве доведена до абсолюта. Страшнее всего не быть изгнанным, а не иметь родины вообще.
18. Актуальность
Произведение Лермонтова не потеряло актуальности. В трудные минуты жизни человеку необходима поддержка. Оставаясь в одиночестве, он чувствует себя покинутым, чуждым всему земному.
У одиночества несколько уровней глубины. Лермонтов касается самого сокровенного из них, и об этом одиночестве, данном нам от рождения, люди будут помнить столько же, сколько существует мир.
19. Моё отношение
Стихотворение «Тучи» наводит на грустные размышления. Мне жаль молодого поэта, рано оставшегося без родителей, а затем вынужденного скитаться из края в край. Он, как никто, чувствовал одиночество и воспел его в своих стихах. Не хотелось бы испытать подобные чувства.
20. Чему учит
Лермонтов учит нас быть внимательнее и добрее друг к другу. Чтобы избавиться от тоски, нужно окружать заботой своих близких. Если думать только о своём страдании, рядом никого не останется.
ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. М.Ю.Лермонтов. «Тучи»
Одним из самых ярких и запоминающихся произведений, относящихся к позднему этапу литературной деятельности великого русского поэта Михаила Лермонтова, является его стихотворение «Тучи», созданное им в апреле 1840 года перед второй ссылкой на Кавказ. Оно появилось под рукой гениального поэта в Петербурге, где он, чувствуя скорую разлуку с друзьями и близкими, наблюдал за ползущими в окне тучами над знаменитым петербургским Летним садом. Стихотворение вошло в единственный прижизненный сборник поэтических произведений Лермонтова, выпущенный в том же 1840 году.
История создания произведения
В 1840 году написал стихотворение «Тучи» Лермонтов. История создания его следующая. Михаил Юрьевич находился Петербурге у своих друзей, которых он решил навестить перед тем как повторно отправиться на Кавказ, в ссылку. Друзья поэта собрались для того, чтобы проводить его в дорогу, на квартире Карамзиных. Подобно Пушкину, Михаил Юрьевич был сторонником справедливости, выступал за свободу слова. Однако такое поведение для власти было неприемлемым. Многих из тех, кто против нее выступал, в то время отправляли в ссылку. Не обошла эта участь и Лермонтова.
Ожидание предстоящей дороги, а также изучение покрытого тучами сумрачного неба Петербурга привело к рождению этого стихотворения. Оно пронизано мотивом поиска пути, изгнания, переживаний чувств тоски и одиночества. Поэт стоял у окна, тронутый вниманием к себе. Он смотрел на тучи, ползущие над Летним садом. Так родилось это стихотворение.
Полный анализ стихотворения «Тучи»
Вариант 1
Мотив тоски и одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Он был младшим современником А. С. Пушкина, любил его творчество, учился на его произведениях. Свое детство М. Лермонтов провел в имении бабушки в Тарханах. Мать поэта умерла рано, поэт почти не помнил ее. Отец, по настоянию бабушки, не принимал участия в воспитании сына. И, хотя бабушка стремилась сделать все возможное для единственного внука, поэт всегда тосковал по отсутствию самых родных людей.
Много позже он напишет стихотворение, в котором выразит свои чувства: «Печальная судьба отца и сына / Жить розно и в разлуке умереть». Наверное, поэтому все творчество Михаила Юрьевича наполнено тоской по близким людям, которые понимали бы его и любили. Яркими примерами этого могут служить стихотворения «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…», «Утес» и многие другие. Одним из самых запоминающихся является стихотворение «Тучи».
Оно было написано М. Ю. Лермонтовым перед второй ссылкой на Кавказ. Однажды поэт уже оказывался в изгнании, а потому он хорошо понимал, что его ждет. Чувства, испытываемые им при расставании с родиной и друзьями, нашли свое выражение в этом стихотворении.
Однако в скором времени за дуэль с сыном французского посла де Барантом вновь последовало наказание. Друзья поэта понимали, что это лишь повод отправить неугодного поэта из столицы. Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной. Он словно чувствует, что ему уже никогда не придется вернуться назад. В стихотворении автор ведет воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он видит себя странником, одиноко бредущим по дорогам своей судьбы:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же изгнанники
С милого севера в сторону южную.
По свидетельству современников Лермонтова, образ одинокой плывущей по небу тучи был выбран им не случайно. Ведь именно он полностью отвечает настроению поэта. Тучки – это действительно «вечные странники»: гонимые ветром, они мчатся по небу, и нет такой силы, которая могла бы их остановить.
Стихотворение написано в тот период творчества, когда поэт стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим ее миром. В поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова остро звучат мотивы одиночества, неприкаянности, отсутствия душевного покоя. Поэт завидует тучкам, которые странствуют по своей воле, а не по «высочайшему повелению».
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Поэт тоскует, он вынужден покинуть родной край и отправиться «в сторону южную». Поэтому он обращается к тучкам, которые, так же как и он, мчатся «с милого севера»:
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
В последней строфе стихотворения Лермонтов противопоставляет себя тучкам. Им «чужды… страсти и чужды страдания», они не могут испытать то чувство тоски по родине, которое хорошо знакомо поэту. И хотя теперь поэт, на мой взгляд, воспринимает свое изгнание, свое одиночество еще сильнее, он в то же время гордится им. Только имея пылкое сердце, можно чувствовать тоску, только любя, можно страдать. А тучки – «вечно холодные» и «вечно свободные».
Тема одиночества и тоски у Лермонтова тесно перекликается с темой любви к родине. Если нет этой любви, то не может быть и тоски при расставании. И как самое страшное проклятие звучит последняя фраза стихотворения: «Нет вам изгнания»! Предчувствия поэта сбылись. Он так и не вернулся «на родину милую». В июле 1841 г. в Пятигорске Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли. Бабушка перевезла тело внука в Тарханы, где прошли недолгие счастливые годы детства поэта.
Вариант 2
Стихотворение «Тучи» относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано поэтом в апреле 1840 года, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с сыном французского посла де Баранта. По свидетельству очевидцев, Лермонтов написал стихотворение в день отъезда из Петербурга, на квартире у Карамзиных, где прощался с друзьями. На его написание поэта, тосковавшего при мысли о скорой разлуке с родиной и друзьями, вдохновили плывшие над Невой и Летним садом тучи. Стихотворение стало завершающим в сборнике, опубликованном в 1840 году.
В произведении, написанном в тот период творчества, когда Лермонтов стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим миром, нашли отражение центральные для его лирики темы одиночества и свободы. Поэт изображает страдания лирического героя, не по своей воле ставшего изгнанником.
Композиционно стихотворение состоит из трех строф-четверостиший и построено на приеме сравнения. Лирический герой ощущает свое внутреннее родство с бегущими по небу тучами, сравнивая себя с ними в первой строфе: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Образ туч — «вечных странников» придает особую пронзительность звучащему мотиву изгнанничества: нет силы, которая могла бы остановить вечное движение космически одиноких туч по небу. В своем воображаемом диалоге с тучами лирический герой видит себя таким же странником, бредущим в полном одиночестве по своей жизненной дороге.
Мотив изгнания передает драму «лишних людей» 1840‑х годов. Поэт сравнивает свое поколение с холодными и безучастными тучами, не имеющими желаний, чувств и сострадания, привязанности и родины.
Во второй строфе среди причин, вынудивших героя покинуть «милый север», Лермонтов, используя прием риторического обращения, называет все человеческие пороки – зависть, злобу, преступления, клевету. Эпитетами, употребленными к этим словам (тайная зависть, ядовитая клевета, открытая злоба), поэт особенно остро подчеркивает неприкаянность и одиночество своего героя: у него нет друзей, он гоним.
В третьей строфе герой противопоставляет себя тучам, которые совершенно равнодушны к суетному миру людей: «чужды вам страсти и чужды страдания». Герой же страдает и тоскует: ведь только имея пылкое сердце, можно тосковать, только любя, можно страдать. Прямое отрицание «нет» усиливает противопоставление. Мотив одиночества перекликается здесь с темой тоски и любви к родине: тоска возникает только тогда, когда есть любовь к родине. В финале с особой горечью звучит чувство личной несвободы и одиночества.
Стихотворение написано четырехстопным дактилем, трехсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал в нем перекрестную рифмовку. Рифма стихотворения необычайно богата: жемчужную – южную, открытая – ядовитая, бесплодные – свободные.
Произведение насыщено таким средством выразительности, как эпитеты: степью лазурною, с милого севера, цепью жемчужною. Среди них особо выделяются метафорические эпитеты: вечно свободные, вечно холодные, нивы бесплодные. Стихотворение богато метафорами одушевления, относящимися к тучам: мчитесь вы, кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, вам наскучили нивы. Метафоры, характеризуя тучи, одновременно раскрывают внутренний мир лирического героя. В стихотворении встречается также олицетворение (тучи – странники) и такая стилистическая фигура, как анафора («Или на вас тяготит преступление?//Или друзей клевета ядовитая?»).
Философский подтекст произведения заключается в мысли о разобщенности человека и природы. Эта идея проявляется через неявные противопоставления в стихотворении: свободная природа – зависимый от властей поэт-изгнанник, бесчувствие туч – страдания героя, холодность туч – пламенность чувств героя. Люди не умеют жить в гармонии с природой, поэтому они не могут отказаться от обид, желаний и страстей и подняться, подобно тучам, над мирской суетой.
Вариант 3
Стихотворение «Тучи» Лермонтов написал перед отъездом на Кавказ в 1840 году. Эта была его вторая ссылка. Перед этим Лермонтов провел последний вечер с друзьями. По их воспоминаниям, поэт был тронут тем, что они решили оказать ему такое внимание. В тот день он рассматривал мрачное небо, которое заполонили тучи. Это вдохновило поэта написать стихотворение «Тучи», в котором он передал тему изгнания.
В стихотворении использованы литературные традиции Александра Пушкина (например, дактилическая рифма) и европейского романтизма (обращение к природным силам). Оно написано в жанре философской лирики.
Основная тема стихотворения ― изгнание. Поэт часто использовал ее в своем творчестве. Лирический герой обращается к «небесным странникам», называя себя «изгнанником». Это указывает на реальную ссылку Лермонтова на Кавказ. Не смотря на то, что герой сравнивает тучи с собой, все же они вольны выбирать свой путь. «Кто же вас гонит: судьбы ли решение?» ― спрашивает он и сам же отвечает. ― «Нет, вам наскучили нивы бесплодные…». Это указывает на то, что у них право выбора есть, чего лишили лирического героя. Таким образом, в идеи стихотворения об изгнании может скрываться тема свободы, которой жаждет лирический герой. Лишь свободный человек может выбирать свою судьбу. В то же время звучит тема одиночества. В изгнании он вынужден быть один, без родины, без возможности быть с теми, кто ему дорог.
Настроение в стихотворении изменчивое. В первых двух четверостишиях герой сочувствует тучам, которые вынуждены куда-то мчаться, как и он сам. В третьем герой осознает, что в отличие от него им неизвестны страсти и страдания, что не скажешь о нем. Он страдает, не хочет покидать родину. Тучам же все равно: «вечно холодные, вечно свободные». Возможно, автор хотел тем самым показать, что герой, как и они, не хотел бы ничего чувствовать, но в тоже время не может. Поэтому это вызывает у него еще больше боли и тоски.
Стихотворение состоит из трех строф. В нем прописаны яркие образы с помощью специальных художественных приемов. Эпитеты: нивы бесплодные, милый север, клевета ядовитая. Олицетворение: тучи похожи на странников, изгнанников. Метафора: степь лазурная (сравнение бесконечности неба с бескрайностью степей), цепь жемчужная (сравнение облаков с жемчугом). Антитеза: использование мира людей и мира природы, которые сопоставлены друг другу (вынуждены что-либо искать, делать выбор).
Размер стихотворения ― четырехстопный дактиль с перекрестной рифмой (дактилической рифмой).
Композиция «Туч», настроение лирического героя
Как показывает анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова, оно состоит из трех строф и двух основных частей, которые друг с другом сосуществуют на основе использованного автором развернутого сравнения. Подгоняемые ветром тучи, мчащиеся вперед, сравниваются в произведении с душевным состоянием героя, не знающего, подобно им, куда занесет его судьба. Лирический герой ощущает умиротворение. Вместе с тем он чувствует себя чуждым всему тому, что наблюдает вокруг. Он свободен, одинок и спокоен, однако понимает, что спокойствие это кажущееся и временное.
Основная идея
Лирический герой подчеркивает разницу между собой и тучами, он страдает, потому что любит свой край, а они не чувствуют боли, потому что вообще ничего не любят. Тучи холодные и бесчувственные, им безразлична разлука с милым севером. Они свободны, у них есть право выбора, тогда как лирический герой несвободен и страдает от невозможности остаться там, где ему комфортно. Значит, главная мысль заключается в том, что любовь к чему-либо – это всегда зависимость, тиски, а свобода возможна только в отсутствии эмоций.
Два мира: человек и природа
Проводя анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова, можно заметить, что два мира присутствуют в нем: идеальный мир красоты и гармонии природы, и человеческий, полный страстей и несовершенства. Лирический герой жаждет вырваться из этого несовершенства в мир природы. Однако он осознает, что сделать это возможно, лишь умерев. Учитывая то, что самому поэту во время создания произведения жить на земле оставалось чуть больше года, стихотворение это приобретает мистический смысл как веха его жизненного и творческого пути.
Темы и настроение
Одна из тем, которую затрагивает автор, это взаимоотношение личности и природы, именно с точки зрения духовной связи. Человек и окружающий его мир никогда не станут единым целым. Тучи не имеют чувств, не имею привязанностей, их бытие ничем не скованно. Люди же представляют собой груду изъянов и пороков, страстей и желаний. Их сознание причиняет им боль, ведь, сознавая любовь к родине, уже невозможно от нее отказаться. Соответственно, этой слабостью можно воспользоваться и отправить патриота в изгнание.
Любовь к отчему дому и трагедия изгнанника – основная тема стихотворения. Поэт переживает, но трогательно пытается скрыть это. Его боль можно проследить в деталях. Север он называет милым, а «сторона южная», напротив, веет холодом, ее автор назвал как-то сухо и официально. О причинах своего изгнания он тоже говорит с горечью, делая акцент на предательстве друзей.
Предательство в дружбе – основная проблема в стихотворении. Ядовитая клевета лишила лирического героя покоя. Теперь его гонят на юг, как тучи. Причем, это сравнение не случайно. Тучи – это что-то неприятное, то, что омрачает день и лишает людей солнечного света. Так и друзья избавились от героя, как от чего-то плохого и не нужного. Он мешал им, а сам и не подозревал об этом.
Настроение от стихотворения тягостное, печальное. Тоска в сердце героя передается читателю, а образ темного, отягощенного тучами неба представляется тяжелой порой в жизни человека.
Эпитеты, инверсии, метафоры и анафоры, которые использует Михаил Лермонтов («Тучи»)
Следует отметить, что множество разнообразных средств выразительности было использовано автором в этом стихотворении. Это в первую очередь эпитеты: «милый север», «степь лазурная», «нивы бесплодные», «клевета ядовитая». В тексте, кроме того, употребляются инверсии. Это придает стихотворению особую образность («цепью жемчужную», «степью лазурную»). Словосочетание «степью лазурною» было употреблено автором в переносном значении. Ведь если вдуматься, это синоним простора неба. Это метафора, поскольку есть сходство между обозначаемыми понятиями — бескрайность степи и просторов неба. «Цепью жемчужною» — еще одна метафора. Нам представляются светлые небольшие облака, светящиеся матово изнутри. Вереницей своей тучки напоминают нитку жемчуга.
Чудесная, практически идиллическая картина нарисована в первой строфе. Лишь одно слово ее нарушает — «изгнанники». Так поэт сопоставляет судьбу туч с собственной незавидной участью. Философский смысл произведения подчеркивается использованием Михаилом Юрьевичем анафор, то есть повторов в начале каждого ряда слова «или» («Или на вас… / Или друзей…»).
Литературные тропы и средства выразительности
В анализе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи» одним из пунктов являются литературные приемы, который использовал поэт. Произведение насыщено эпитетами, что придает большую экспрессию картине. А использование метафорических сравнений и приёмов одушевления помогает поэту показать тучи не как природное явление, а создать образ странников, равнодушных созерцателей.
Метафоры, которые использовались для описания туч, так же раскрывают внутренний мир героя. В стихотворении имеется олицетворение – поэт называет тучи странниками. Лермонтов прибегает к анафоре, что усиливает важность вопросов для героя. Данные литературные тропы делают стихотворение выразительным, экспрессивным. Поэтому читая его, читатель может представить себе диалог между лирическим героем и тучами.
Риторические вопросы
Автор использует в обращении к тучам риторические вопросы. То есть, адресуя вопросы им, по сути, обращается к самому себе в произведении «Тучи» Лермонтов. Анализ особенностей этого приема помогает понять, для чего Михаил Юрьевич применяет его. Риторические вопросы, как известно, ответа не требуют. Они употребляются в речи для того, чтобы привлечь внимание, заострить тему. Символом одиночества становится емкий и точный образ небесных туч. Они символизируют неприкаянность, а также вечный поиск смысла жизни. Поэту благодаря данному образу удается точно передать в стихотворении мир собственных переживаний, страстей и сомнений.
На этом завершаем анализ стиха Лермонтова «Тучи». Михаил Юрьевич хотел нам сказать о том, что пороков у природы нет, в отличие от людей, у которых их множество. Тучи плывут над всей мирской суетой. Человеку, к сожалению, не дано стать столь же возвышенным, как они.
Краткий анализ стихотворения «Тучи» М. Ю. Лермонтова
Вариант 1
Михаил Лермонтов пребывал в отчаянии, он страдал от разлуки с друзьями и близкими. Он видел, как по небу плывут тучи, и сравнивал себя с ними. В первом четверостишии лирический герой отождествляет себя с тучами. Он также, как и они вынужден мчаться туда, куда его сослали, против его воли. Герой считает, что тучи как вечные странники по чьему-то злому умыслу все время блуждают, не находя покоя. Себя и тучи он называет изгнанниками.
Во втором четверостишии поэт говорит о людских пороках, но применяет их по отношению к тучам. Он рассуждает о том, что же гонит тучи из одного края в другой. Для людских пороков он использует соответствующие эпитеты: «тайная зависть», «открытая злоба», «ядовитая клевета». Именно эти пороки как считает поэт, стали основными причинами его ссылки.
В третьей строфе настроение героя меняется. Он противопоставляет себя тучам, говоря о том, что им чужды человеческие страдания, в то время как он страдает. Ясно проявляется тема одиночества. Лермонтов чувствует себя одиноким, в ссылке он будет один, тем более на Кавказе он будет считать себя чужестранцем. Он будет тосковать по родине.
Вариант 2
Ему было нечего бояться, ведь этот человек – как будто презирал весь мир и общество, в котором ему приходилось постоянно вращаться. Недаром этот человек просто обожествлял природу – казалось бы, только она еще не запятнана человеком и его пороками.
Тучи – это главный образ стихотворения Лермонтова. И именно этот образ является очень тонким, хоть так и не скажешь в начале. Тучи – образ, который является чем-то таким, кем можно легком манипулировать и направлять туда, куда пожелают.
Но на самом деле, таким себя Лермонтов не чувствовал, ведь именно тучи показывают все его тогдашнее настроение и жизнь. Его очередная ссылка была опять же создана. И сам поэт никак не мог понять — что же это? За что, и как скоро она кончиться на этот раз? Но он терпел, и все свои мысли показывал только на бумаге.
Вариант 3
Поэт, глядя на тучи, что стремительно мчат в небе, находит в них сходство с собой. Он так же, как и они, вынужден быть в изгнании, вдали от милых сердцу мест.
Лермонтов гадает, какая причина послужила тому, что они должны были покинуть “милый север”. Он вновь ищет аналогию с самим собой, перебирая все то, что заставляет и его уезжать: воля провидения, открытая враждебность чья-либо или подковерные интриги. А ведь еще существуют возможные причины: предательство друзей и совесть человека, отягощенная каким-либо преступлением.
Но нет, автор понимает, что уж очень тучи отличны от людей. У них есть то, чего нет у самого поэта — свобода выбора, свобода от тоски по родине. И, совершенно безразличные ко всему, они не смогут понять той почти материальной горечи, что ядом отравляет его душу.
Стихотворение написано в 1940 году — в период, когда молодой Лермонтов уезжал в ссылку. Ведь он подвергался гонениям за свое свободомыслие, за непримиримость к процессам, что происходили в стране. За то, что так и не сумел принять и простить лицемерному обществу гибели Поэта. Произведение ярко передает всю бурю эмоций, царящих в его душе.
Вариант 4
Творчество поэта Золотого века русской поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова проникнуто чувствами одиночества и грусти. Многие произведения соотносятся с биографией поэта, в которой были и ссылки на Кавказ, и участие в кавказской войне, и многие печали. В таких стихотворениях как “Тучи”, “Утёс”, “Выхожу один я на дорогу”, “На севере диком стоит одиноко..”, “Ночь” (1830) автор выражает свои переживания, рассказывает о тоске одинокого сердца.
Вначале проанализируем содержание и смысл произведения.
Стихотворение “Тучи” было написано в 1840 году и представляет собой некоторый итог жизненного пути Михаила Юрьевича Лермонтова. Я думаю, что в нём звучат размышления поэта о своей судьбе, но не прямыми словами, а в виде аллегории. То есть автор сравнивает одинокие тучи, скитающиеся по свету без родины, с тем, какую жизнь прожил он. Это сравнение выражено так: “…Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники…”
Тоска по утраченному и вместе с тем поиск причины жизненных трудностей и неудач заставляют поэта задавать вопросы. Он спрашивает у природы и обращается к небесным тучкам:
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
По этим строкам можно судить о глубине переживаний автора. Он сомневается в решениях судьбы, вспоминает о злобе, клевете друзей. Он также ищет в собственных поступках то, за что терпит наказание. Вопросы правда очень сложные, задаваемые один за другим, они показывают, что беды и страдания совершенно сбили с пути и подорвали доверие поэта к друзьям, окружающим людям, судьбе и, возможно, к самому себе.
В третьем четверостишии автор предлагает один ответ на все эти вопросы. Он размышляет о характере, который побуждает к вечным скитаниям. Михаил Юрьевич так завершает своё стихотворение:
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Из этих строк можно судить о том, что судьба является прямым следствием характера и отношения к жизни. Автор пишет о том, что свобода и отсутствие тепла побуждает его отталкиваться от обычной жизни, скитаться и бороться за свободу, а также за неясные ценности, которые ищет холодная душа поэта.
Стихотворение имеет грустную мелодию и медленный спокойный ритм. Способ рифмовки: перекрёстная рифмовка (АБАБ) — первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвёртой. Дактилическая рифма, при которой ударение падает на третий с конца слог, играет важную роль в создании медленного грустного ритма.
Первое четверостишие — это грустная песня одинокого разбитого сердца, в ней задорный вызов в начале каждой строки и угасающая к концу строки мелодия, которая переходит в грусть и боль. При чтении должны выдерживаться паузы между строками, так как автор грустит после каждой строчки, но вновь возвращаются светлые мысли, которые опять улетучиваются и заставляют снова грустить.
Ритм второго четверостишия несколько отличается. Вопросы звучат интенсивно, напряжённо, с болью в груди. Автор как будто сокрушается о своей недоброй судьбе.
Третье четверостишие звучит тише. Как будто ветер, идущий за тучками уносит слова, и они еле слышны. В эти слова поэт вкладывает свои размышления о причине тягостной неспокойной судьбы.
Система образов
Основной образ произведения – это тучи, проплывающие по лазурному небу.
Лермонтов ласково именует их «тучками», он жалеет их, любуется переливчатой игрой света, рисунком их очертаний. Поэт гадает о причинах их перемещений, относится к тучам, словно к живым собеседникам, способным понять его печаль.
Мало кто другой может разделить его чувства. Жить вдали от родных и близких, не имея опоры под ногами, могут только жители неба, а человек страдает, как бы высок душой он ни был.
Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано дактилем, соответственно используется дактилическая рифма (когда ударение падает на третий от конца слог).
Этот ритм соответствует интонации причитания, ассоциируется с древними традициями похоронного обряда. В каком-то смысле Лермонтов хоронит надежды юности, отправляясь в очередную ссылку.
Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).
Текст разбит на 3 строфы, которые представляют собой классические катрены.
Композиция
Стихотворение состоит из трёх строф. Написанное дактилем, оно имеет неспешный ритм, так свойственный лермонтовскому зрелому стиху. В первом четверостишие лирический герой проводит параллель между “небесными тучками” и своей жизнью. Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, которые – попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты, так свойственные современному обществу: зависть, злоба, преступления и клевета. Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь.
Последняя строфа начинается восклицательным отрицанием “Нет!” – лирическому герою известен ответ. Он завидует свободе туч, их независимости и тому, что человеку не дано жить такой жизнью. “Нет у вас родины, нет вам изгнания” – заключительная мысль в стихотворении. У поэта есть родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука угнетает и печалит его.
Анализ №2 (Восприятие, толкование, оценка)
Стихотворение «Тучи» было написано М.Ю. Лермонтовым в доме Карамзиных в день отъезда его в кавказскую ссылку в 1840 году. Там собрались друзья поэта, чтобы попрощаться с ним перед разлукой. Лермонтов писал стихотворение, стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над Фонтанкой и Летним садом.
Стихотворение построено на сопоставлении судьбы лирического героя и судьбы «вечных странников» — тучек. Стиль его — романтический, жанр — соединение элегии с романсом. В стихотворении присутствует пейзаж, плавно переходящий в философскую медитацию.
В первой строфе поэт обращается к тучам, сравнивая и сближая себя с ними:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Во второй строфе поэт размышляет о судьбе странника, о том, что стоит за ней. Горестные раздумья облекаются здесь в форму риторических вопросов:
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
И мы понимаем, что здесь поэт говорит о себе, о своей судьбе, о своем одиночестве, о неверных, ненадежных друзьях.
В третьей строфе использован принцип антитезы: тучи противопоставлены поэту. Они бездушны, не имеют Родины, страсти и страдания чужды им. Поэт же имеет Родину, в сердце его живет любовь к ней, привязанность, тоска. Он живой человек, обреченный на страдания и страсти. Таким образом, человек здесь противопоставлен миру природы.
Художественные особенности
Язык стихотворения изобилует образными определениями. Тучи опоэтизированы и выделены цветом: они мчатся «степью лазурною, цепью жемчужною».
Синтаксис произведения характеризуют ряды однородных членов, вопросно-ответные конструкции. Они передают напряжённость авторского монолога, которому так и не удалось стать диалогом.
Обращает на себя внимание особая интонация, напоминающая заунывное пение, плач. Поэт словно прощается с лучшей порой жизни, друзьями и близкими, окончательно признавая, что его судьба складывается особым, не совсем человеческим, образом.