Лещадность это что такое
Лещадность щебня
Щебень гранитный. Фото Грунтовозов
Щебень относится к сыпучим нерудным материалам, широко используемым в строительной области. Нормы производства щебня контролируются государственным стандартом. Однако, готовая продукция отличается некоторыми параметрами. Использование материала для решения тех или иных задач зависит от двух факторов — это вид и характеристики. Основными свойствами являются прочность, морозостойкость и лещадность.
Добыча и производство
Добыча сырья для производства щебня осуществляется в карьерах, открытым способом. Работы включают очистку территории, вскрышивание и разрушение породы, которое выполняется в соответствии с несколькими технологиями и с использованием различного оборудования. Процесс производства щебня включает транспортировку, подачу сырья для дробления, сортировку (грохочение), а также фасовку и доставку продукции в места продаж.
Взрывной способ добычи – самый быстрый и дешевый. Фото Грунтовозов
Исходным сырьем для изготовления материала могут служить не только горные породы, а иногда и минералы (как в случае с кварцевым щебнем), но и строительные отходы (вторичный), шлаки от металлургической промышленности (шлаковый), современное сырье с уникальными свойствами (пеностекольный). Для производства данных материалов не требуется добыча исходного сырья.
Что это такое
Лещадность — это характеристика, отражающая количество, измеряющееся в процентах, игольчатых (альтернативные названия — иглообразные, игловатые, игловидные) и пластинчатых (плоские, приплюснутые) частиц в общей массе щебня. Игольчатыми считаются зерна, длина которых превышает ширину в три и более раз, пластинчатыми — толщина меньше длины в три и более раз.
Гранитный щебень. Фото Грунтовозов
Данные нестандартные по форме частицы именуют лещадными. Их размер и форма не соответствуют требованиям, зафиксированным в нормативных документах. Но в любой фракции щебня присутствуют лещадные частицы. Так как раздробить каменную породу на зерна одинаковых размеров и формы не представляется возможным. Обусловлено это несовершенством оборудования для добычи и производства, а также различными свойствами пород. Наиболее качественный по лещадности щебень получается путем измельчения гранита и диабаза.
От процента лещадных частиц в массе зависит качество щебня. В соответствии с лещадностью, процентом нестандартных зерен, различают пять групп, которые иногда называют категориями.
Группы, категории по лешадности: 1, 2, 4 и прочие, сферы применения
Кубовидный щебень уплотняется лучше лещадного. Фото Грунтовозов
1) Первая группа (кубовидная). Содержание зерен нестандартной формы не превышает 10%. Материалам данной группы присущи наилучшие характеристики, т.е этот щебень наиболее качественный, а, соответственно, и качественный. Щебень подходит для решения наиболее сложных задач: проведение тяжелых строительных работ и сооружения дорог, производство железобетонных изделий, изготовление бетона, который должен отвечать наивысшим эксплуатационным характеристикам, для применения его при возведении мостов, плотин, высотных зданий, энергоблоков для АЭС и других ответственных конструкций.
2) Вторая группа (улучшенная). Содержание лещадных зерен составляет от 10 до 15%. Щебень данной группы обладает высокими эксплуатационными характеристиками, что позволяет использовать его для решения широкого спектра задач в различных сферах, в частности, производство бетона, железобетонных изделий и асфальта, возведение фундаментов. Высокий коэффициент износостойкости и прочности щебня первой и второй групп позволяет использовать для обустройства парковок для автомобилей.
3) Третья группа (нормальная). Содержание нестандартных зерен составляет от 15 до 25%. Щебень данной группы отлично подходит для отсыпки площадок, используется для производства стекла, возможно применение в качестве наполнителя для бетона. Но существуют некоторые оговорки. Высокое содержание лещадных зерен не обеспечивает хорошего сцепления, что в итоге увеличивает расход цемента. При строительстве дорожных полотен щебень данной группы будет образовывать достаточно значительное количество воздушных пустот и в результате плохо поддаваться уплотнению. Поэтому рекомендуется использовать материал только при устройстве нижних слоев дорожного покрытия с последующей расклинцовкой щебнем с более низким показателем лещадности.
4) Четвертая группа (обычная). Содержание лещадных зерен — 25-35%. Щебень используется в основном в стекольной промышленности, подходит для отсыпки площадок, строительства временных дорожных покрытий, нижних слоев грунтовых дорог. Материал не обеспечивает достаточного уровня сцепления, поэтому его настоятельно не рекомендуется использовать для производства строительных растворов и железобетонных изделий. Кроме этого, применение данного щебня приводит к увеличению расхода бетона, что отрицательно сказывается на себестоимости готовых изделий и/или проводимых работ.
Щебень с высокой лещадностью используется для отсыпки придомовых территорий. Фото Грунтовозов
5) Пятая группа (обычная). Содержание лещадных зерен варьируется в пределах от 35 до 50%. Этот щебень отличает невысокое качество, пользуется продукт малым спросом, на рынке встречается нечасто. Поэтому находит применение он при обустройстве грунтовых дорог, не рассчитанных на значительные нагрузки, для устройства площадок для передвижения строительной техники, обустройстве территорий.
Как определяется, формулы для расчета
Процент содержания лещадных зерен возможно определить, посчитать самостоятельно, последовательность действий следующая. Показатель рассчитывается отдельно для каждой определенной фракции. Поэтому на первом этапе следует отобрать фракции, из которых затем отделить лещадные зерна. Для определения неформатности используется штангенциркуль или специальный шаблон, с помощью которого возможно получить более точный результат.
Кроме этого, возможно использовать самодельный шаблон, для изготовления которого подходит пластик, картон, бумага. Целью данных манипуляций является разделение общей массы щебня на «правильные» и «неправильные», т.е. лещадные зерна. По окончании сортировки необходимо взвесить зерна неправильной формы и определить отношение их веса к общей массы щебня. Расчет лещадности производится по формуле — Sl=m1/m2х100%, где:
Полученный результат необходимо соотнести с представленными ранее процентными данными всех групп и определить к какой категории относится проверяемый образец.
Пустотность
Классификация щебня на отдельные группы по лещадности позволяет верно определить предназначение материала. Для производства бетона необходимо использовать щебень первой или второй групп. Обусловлено это тем, что большое количество лещадных зерен снижает прочность бетонных конструкций, так как:
Поэтому с лещадностью тесно связана другая характеристика — пустотность — это объем пустого пространства между фракциями, который зависит от количество зерен неправильной формы.
Таким образом, чем выше лещадность, тем выше пустотность. А высокая пустотность приводит к увеличению насыпной массы щебня, снижению прочности бетона, а также расходу цемента или другого связующего вещества и дополнительного заполнителя (песок, отсев), что приводит к росту затрат. Поэтому рекомендуется выбирать и покупать качественный щебень с низкой лещадностью. Также во избежания данных проблем рекомендуется использовать расклинцовку, т.е послойное устройство покрытий.
Виды, состав
Фракции мраморного щебня. Фото Петрович
Щебню различных видов присущ целый перечень характеристик, но показатели их различаются. Наилучшими свойствами, что касается и лещадности, обладает гранитный щебень. Неплохими эксплуатационными характеристиками и доступной стоимостью обладает гравийный щебень. Повышенный интерес пользователей Интернета вызывают и другие виды щебня:
Свойства материалов представлены в соответствующих публикациях. При выборе щебня следует помнить, что важно учитывать не только лещадность, но и другие характеристики. Не следует забывать и различиях в составе.
Прочие характеристики
При выборе щебня для выполнения дорожных и строительных работ необходимо ориентироваться не только на лещадность, но и на прочность и морозостойкость. Не стоит забывать и о прочих, играющих также немаловажную роль параметрах:
Только анализ всех характеристик и грамотный выбор материала обеспечивает получение надежных конструкций и качественное выполнение работ.
Где купить
Приобрести оптом и в розницу щебень различных видов и категорий возможно у сотрудников производителей и поставщиков, некоторые представлены в соответствующем разделе нашего сайта.
Лещадность
Из Википедии — свободной энциклопедии
Лещадность выражается в процентах содержания зерен пластинчатой и игловатой формы в общей массе щебня. Различные производственные и строительные процессы требуют нормировать содержание игловатых и пластинчатых зерен в используемом щебне. Зерно считается пластинчатым, если его толщина меньше длины в три и более раз. Игловатым — если длина превосходит ширину в 3 раза и более.
По значению показателя лещадности щебень относят к одной из пяти групп по ГОСТ 8267-93 в редакции № 3 от 24.04.2002 г. (по возрастанию лещадности; указан процент пластинчатых зерен в общей массе щебня):
Чем меньше лещадность щебня, тем ближе к кубу форма зерна, такой щебень считается более качественным. При производстве бетона он позволяет экономить связующее, так как даёт возможность провести плотную утрамбовку, с минимальными расстояниями между зернами. Такая экономия связующих компонентов позволяет понизить себестоимость готового изделия. Чем ближе щебень к кубовидному, тем большей прочностью он обладает.
Однако производство кубовидного щебня более затратно и требует высокого качества применяемого дробильного оборудования, что выражается в меньших объемах производства и более высокой стоимости. Кубовидный щебень преимущественно применяется в производстве бетона для ответственных конструкций и в качестве наполнителя для верхних слоев при строительстве дорог.
Что такое лещадность щебня?
Этот термин встречается почти столь же часто, как «фракция». Но что он означает и насколько он важен? Для понимания этого надо знать, что качественный щебень, это такой, в котором минимум пустот между зёрнами (кусками). Соответственно, чем меньше пустоты, тем меньше придётся израсходовать смеси песка и цемента (это дополнительные компоненты, используемые для связи щебёночных зёрен). Это не только экономия, но и повышение качества продукта (дороги, моста, аэродрома, фундамента здания и т.п.).
Ведь только собственно щебень (а не песок или цемент) даёт качественные показатели, особенно прочность. И чем более квадратная форма у щебня, тем выше прочность и твёрдость у такого камешка. Что само по себе несёт экономическую выгоду, ведь твёрдые кубики служат дольше. Автомобильные магистрали, построенные из твёрдого щебня, могут служить в несколько раз дольше, чем аналогичные сооружения из менее качественного щебня.
Термин «лещадность» как раз и означает, что речь идёт о квадратности кубика. Название возникло от слова «лещ». Это такая плоская рыбина. То же касается и щебня, если он плоский, а не квадратный, то говорят, что щебень плоский, как лещ, или что у него высокая лещадность (и соответственно, низкое качество).
Откуда берётся лещадность
Щебень – это естественный материал. Его добывают в карьерах. По своей природе это гранит (реже гравий или валуны), который ломается вначале естественным образом, когда его хватает ковш эскалатора. Затем дополнительно перемалывается при искусственном (принудительном) дроблении, которое производится в два этапа – собственно дробление и сортировка (грохочение). Понятно, что при таком воздействии граниту трудно сохранить строго кубическую форму.
Что такое лещадность щебня?
Лещадность щебня — важная характеристика, которая отражает содержание в общей массе материала зерен неправильной формы. Это плоские частицы и осколки игольчатого вида, которые при формировании бетона и основания дорожного полотна отрицательно влияют на характеристики массива.
Щебень для строительства и укладки дорог должен равномерно распределяться в бетонном растворе, чему способствуют кубические, правильные по форме зерна. Увеличение количества лещадных фрагментов создает условия для формирования неравномерностей, пустот и мест прилегания зерен друг к другу без должного заполнения пространства раствором.
Как связаны лещадность щебня и прочность бетона
Среди специалистов существует несколько мнений о том, как лещадность щебня влияет на прочность бетона. Разногласия определяются в первую очередь различиями в оценке самого показателя лещадности. Это некая средняя величина, которая рассчитывается по разным методикам. Щебень дорожный и строительный в России оценивают по среднему размеру зерна. В части западных стран учитывается соотношение размеров самого крупного и самого мелкого зерна в массе, что в итоге дает представление о форме большинства частиц.
Характеристики щебня оказывают влияние на прочность бетона, но здесь не усматривается прямой зависимости. Скажем, если вы намерены купить щебень для строительства дома или формирования фундамента, то следует учесть комплекс показателей:
Рассматривать эти характеристики в отрыве друг от друга невозможно, поскольку речь идет о составе из нескольких компонентов — бетоне, и его свойства представляют нечто общее, производное от качества каждой составляющей.
Показателю лещадности щебня уделяется большое внимание потому, что форма зерен определяет возможность их равномерного распределения в определенном объеме. Прямого влияния на прочность он не окажет, но косвенно — приведет к появлению множества пустот, которые неизбежно снизят и морозостойкость, и прочность готового монолита.
Для понимания этой зависимости можно провести простой эксперимент — заполнить щебнем несколько емкостей, можно даже засыпать в них песок. При повышении лещадности потребуется больше песка на доведение массы до однородного состояния.
Группы щебня по лещадности
По оценкам большинства специалистов в области практического строительства, существующий стандарт отражает реальное соотношение показателей прочности бетона и лещадности наполнителя. Так, щебень фракции 20-40 с лещадностью до 25 % (I — III группы) подойдет для бетонного частного дома, в том числе и для формирования фундамента. А для проектного строительства потребуется материал I — II групп, в котором зерен неправильной формы должно быть не более 10 — 15 %.
Щебень для отсыпки второстепенных дорог и временных сооружений может быть взят из IV группы (до 25 % лещадности), а V группа часто не представляет интереса, и многие компании не приобретают и не предлагают этот материал.
На что влияет лещадность щебня
Связь лещадности щебня и прочности бетона — не единственный вопрос, который принимается во внимание при выборе этого материала. Дело в том, что от формы зерен зависит и экономическая составляющая закупки. Чем более правильная форма у большинства зерен в массиве, тем равномернее они распределяются в ограниченном объеме.
Если учесть такой показатель как объемно-насыпной вес, то при повышении лещадности он снижается, причем разница может составить до 10 %. А это непременно скажется на затратах, поскольку для заполнения пустот в массиве и придания раствору однородности придется закупить больше цемента.
Наличие лещадных зерен в щебне скажется и на процессе транспортировки, так как масса не сможет достаточно плотно улечься в кузове автомобиля. При большом объеме доставка щебня высокой лещадности потребует на несколько рейсов транспорта больше. Но эта разница невелика в сравнении с вероятностью снижения прочности бетонного монолита.
Важность показателя лещадности щебня
Пренебрегать плотностью, однородностью, пластичностью бетонного раствора нельзя, это губительно для результатов строительства. Эти показатели окажут комплексное влияние на прочность и морозостойкость бетона. Результатом экономии на покупке щебня высокой лещадности станет потеря прочности бетонного монолита в здании или дорожном покрытии, а это чревато весьма серьезными последствиями.
Подводя итог, напомним, что лещадность щебня отражает наличие в нем частиц (зерен) некубической формы. Как правило, это результат получения материала методом сдвига и сжатия пород. Щебень низкой лещадности получают с использованием дробилок, сложного технологического оборудования.
15 июля рядом с причалом в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького рабочие углубили дно. Вместе с илом из воды достали трубы, пляжные зонты, стройматериалы и даже самокаты. За этим процессом внимательно наблюдал корреспондент «Вечерней Москвы». Москвичи Павел и Анна Корчагины любят прогуляться с утра пораньше по городскому парку. Во-первых, народу немного — […]
Обладая необходимыми средствами, механизмами и строительной техникой, специалисты компании «Флот Неруд» производят любые подводно-технические работы. Методы, особенности и характер водолазного обследования во многом зависят от поставленных заказчиком целей. Обладая необходимыми средствами, механизмами и строительной техникой, специалисты компании «Флот Неруд» производят любые подводно-технические работы. Методы, особенности и характер водолазного обследования во многом зависят от поставленных заказчиком […]
Компания SDLG является одним из крупнейших производителей спецтехники в Китае. По объемам производимой продукции она уступает только таким брендам, как XCMA, Liugong, Longgong. В течение последних пяти лет SDLG входит в пятьдесят лучших изготовителей фронтальных погрузчиков. При этом дата основания этой компании – 1972 год. Компания SDLG является одним из крупнейших производителей спецтехники в Китае. […]
Земляные работы нулевого цикла и строительные работы по Москве и Московской области!
Лещадность, как показатель качества щебня
1. Щебень в постройке дорог
Основным компонентом, который используется для прокладки, содержания и ремонта автодорог считается щебень. От его качественных показателей, в огромной степени, зависят их эксплуатационные параметры (коэффициент сцепления, ровность и пр.) и долговечность. В первую очередь это касается щебня, применяемого в наружном слое дорожной рубашки, который непосредственно воспринимает значительное воздействие от колес автотранспорта, находится под влиянием различных климатических факторов и противогололедных веществ.
Щебень, используемый для строительства автодорог, подразделяется на три группы:
а) щебень для изготовления основания дорожной одежды — любой, но в основном осадочной скальной и рыхлой горных пород, с размерами фракций 0-40, 0-70, 5-20, 20-40, 40-70 мм;
б) щебень нижнего слоя покрытия — метаморфической и изверженной горных пород с размерами фракций 5-20, 20- 40 мм;
в) щебень верхнего слоя дорожной одежды из асфальтобетонной смеси типа А и обработкой поверхности (изверженной и частично метаморфической горных пород с размером щебня от 5 до 20 мм) с лещадностью (содержанием зерен игловатой и пластинчатой формы) около 15% (1-я группа по ГОСТ 8267-93), который часто называют «кубовидным».
2. Щебень, используемый для изготовления бетона
Как крупная составляющая бетона щебень, образует жесткую структуру, увеличивая его модуль деформации и прочностные характеристики, уменьшая усадку, ползучесть повышает его долгостойкость, снижает расход цемента.
Песок, как мелкая составляющая — влияет на реологические свойства бетонной смеси — предельное напряжение сдвига, вязкость и на плотность бетона.
Форма зерна щебня существенно влияет на укладываемость бетона. Кроме того пустотность щебеня с большой лещадностью намного выше, чем у кубовидного щебеня. По различным исследовательским данным, объемно-насыпной вес щебня с содержанием зерна плоской и игловатой формы менее 15% ниже, чем у щебня с кубовидными зернами.
Объемно-насыпной вес щебня, полностью состоящего из зерен плоской или игловатой формы, на 9–10% ниже, чем у щебня с кубовидным зерном. Это обстоятельство увеличивает расход цемента. Поэтому, форме зерна крупной составляющей бетона уделяется серьезное внимание, хотя особого влияния на прочность она не оказывает.
В щебне для автодорожного бетона допустимо содержание зерен с лещадностью до 25%, для асфальтобетонов — до 15%, для основания дороги (необработанного) — до 25%.
Установлено, что существующее ограничение содержания в щебне зерен плоской и игловатой формы с отношением большего и меньшего размеров больше 3 не полностью характеризует форму зерен. Поэтому необычайно интересна методика, действующая в некоторых западных странах, для оценки формы зерна по «индексу формы», то есть по усредненному отношению размеров самого большого и самого малого зерен в пробе. Такая методика оценки дает представление о форме всех зерен в щебне.
По бельгийским стандартам щебень делится на 3 категории — обычный, недодробленный и передробленный кубовидной формы.
К щебню обычной категории почти не предъявляется требований по форме зерна (он может соответствовать щебню с зерном плоской и игловатой формы по нашему стандарту), но зато к щебню высших категорий требования по форме зерна предельно жесткие.
В ряде исследований отмечают негативную роль компонентов с высокой лещадностью, при применение которых снижается прочность и повышается расход цемента, а также ухудшается морозостойкость бетона. Таким образом, при бетонировании полотна автодороги минимизируется использование щебня с большой лещадностью, потому, что бетонные смеси с таким заполнителем становится неудобоукладываема, плохо уплотнима и в бетонной смеси появляются пустоты, борьба с которыми резко увеличивает расход цемента.
При проверке влияния наличия в щебне кусков лещадной формы на характеристики бетона в лаборатории ВНИИЖелезобетон был проведён ряд исследований. Испытывались образцы щебеня из естественных горных пород. Было установлено, что с увеличением в структуре щебня содержания зерен с большой лещадностью (до 50 и 100%), прочность бетона снижается и одновременно уменьшается его объемный вес, поэтому бетонная смесь недоуплотняется.
Негативное воздействие присутствия в щебне свыше 50% кусков лещадной формы обусловлено их черепицеобразной укладкой. При этом смежные куски практически не скользят относительно друг друга, следовательно требуется увеличение мощности вибрационного оборудования.
3. Применение щебеня для балласта железнодорожного пути
Балластный слой железнодорожного пути обеспечивает устойчивость рельсо-шпальной решетки в вертикальной и горизонтальной плоскостях под воздействием динамических нагрузок.
Характер упрочнения балласта в процессе строительства и эксплуатации пути во многом зависит от первоначальной пустотности щебневого каркаса, то есть от состава и формы зерен щебня. Предельная пустотность щебеночного балласта составляет 0,33–0,34, а первоначальная достигает 0,45–0,50, что вызвано в основном наличием зерен с высокой лещадностью. Игловатые и лещадные зерна разрушаются под нагрузкой и приводят к неравномерности осадки балластного слоя при его эксплуатации.
По российским стандартам для балластного слоя применяются две фракции щебня — 25–60 и 5–25 мм, причем количество зерен крупнее верхней границы и менее нижней границы должно быть в пределах 5%.
Требования к балластному слою, особенно по его горизонтальной устойчивости, изменились с увеличением скоростей движения поездов.В связи с этим, в Российских стандартах было изменено ограничение по лещадности щебня до 18%, тем самым обеспечивая максимальное использование кубовидного щебня.
Евростандарты ограничивают лещадность щебня, применяемого для балласта на железных дорогах, в пределах от 15 до 20%.
Выводы:
1. Долговечность автодорог, которые построены с кубовидным щебнем в 2–2,5 раза выше, чем у дорог из щебня с большой лещадностью. У кубовидного щебеня устойчивая трехмерная структура дорожного полотна, при которой требуется меньший расход связующих — битума и цемента. В ходе уплотнения лещадные частицы ломаются и образуются «острова» лещадных зерен, что приводит к локальным разрушениям автодорожных покрытий.
2. Прочностные характеристики бетона с использованием кубовидного щебня увеличивается на 5–10% при этом расход цемента снижается на 7–12% и уменьшается на 3–5% водопотребность бетонной смеси.
3. Применение стандартных щековых и конусных дробилок не обеспечивает получение щебня нужной формы.
4. С помощью ударно-центробежных дробилок-грануляторов обеспечивается уменьшение лещадности зерна при дроблении щебня до требований стандартов, так же их используют на дополнительной стадии дробления как «кубикаторы».
5. В конусно-инерционные дробилках получают кубовидный щебень широкого диапазона крупности за минимальное число стадий дробления
Государственные программы предусматривают увеличение ежегодного объема ввода жилья до 80 млн. кв.м в год. То есть в два раза. Рост объемов выпуска продукции и изменение ее качественных характеристик не могут быть достигнуты при использовании только существующих мощностей предприятий, хотя эти мощности загружены не полностью (табл. 2), поскольку физический износ основных фондов приблизился к 50%, активная их часть — оборудование — изношена значительно больше, а применяемые технологии отстают от мирового уровня на десятки лет.
На предприятиях развитых стран широко применяют передвижные и самоходные комплексы, осуществляющие частичную или полную (в случае производства нерудных строительных материалов) переработку горной массы. Такие комплексы начали использовать и в России. Для зарубежных предприятий типично устройство дробильно-сортировочных комплексов модульного типа в открытом исполнении. Но на подавляющем большинстве отечественных предприятий применяются устаревшие технологии — дробильно-сортировочные заводы и обогатительные фабрики представляют собой громоздкие фондоемкие отапливаемые сооружения.
Горная отрасль промышленности строительных материалов должна учитывать мнение потребителей. В отношении нерудных строительных материалов их претензии связаны с качеством продукции и ее номенклатурой (о чем уже упоминалось). Претензии к качеству нерудных строительных материалов в основном относятся к закрупнению фракций щебня и гравия, превышению установленного стандартами содержания пылевидных и глинистых частиц, комков глины, слабых зерен. А также к недостаточным объемам выпуска щебня 1-й и 2-й групп.
Если число основных потребителей свести к трем категориям (бетон, автомобильные и железные дороги), то соотношение долей нерудных строительных материалов, потребляемых этими основными группами, составит соответственно 45,45 и 10%. То есть значительная часть щебня 1-й и 2-й групп требуется для строительства и ремонта автомобильных и железных дорог.
К вероятным направлениям развития горной отрасли промышленности строительных материалов можно отнести: расширение номенклатуры продукции; в наибольшей степени расширение номенклатуры относится к выпуску нерудных строительных материалов, комплексное использование минеральных ресурсов месторождений, внедрение на карьерах нерудных материалов гибких технологических линий, преимущественно с использованием передвижных и самоходных дробильных и сортировочных агрегатов, создание новых компоновочных решений перерабатывающих комплексов с дистанционным управлением, расширение использования отсевов дробления горных пород, создание отечественного оборудования, позволяющего предприятиям малой мощности выпускать конкурентоспособную продукцию, воссоздание на новых принципах системы управления качеством продукции, применение технологических схем добычи и переработки минерального сырья, соответствующих принципу: один процесс – одна машина.
Горная отрасль промышленности нерудных материалов является одной из самых земле ёмких. Но вопросы о создании шламохранилищ иной конструкции, глубоком обезвоживании пульп, комплексном использовании техногенных ресурсов не интересуют даже природоохранные органы.
Руководству предприятий необходима оперативная информация об изменении спроса на минеральную продукцию. То есть ответы на вопросы, на какие виды продукции имеется неудовлетворенный спрос, нужно ли расширять ассортимент или менять какие-то характеристики производимой продукции. Предприятия не могут развиваться, не имея перспективы технического переоснащения. Для этого нужно иметь представление о номенклатуре и характеристиках продукции, которая окажется востребованной в перспективе 10-15 и более лет — в период, на который может распространяться долгосрочное прогнозирование, основанное на запросах потребителей.