Лесгафт что сделал для анатомии

П.Ф. Лесгафт – основоположник функционального направления в анатомии

Лесгафт что сделал для анатомии. Смотреть фото Лесгафт что сделал для анатомии. Смотреть картинку Лесгафт что сделал для анатомии. Картинка про Лесгафт что сделал для анатомии. Фото Лесгафт что сделал для анатомии Лесгафт что сделал для анатомии. Смотреть фото Лесгафт что сделал для анатомии. Смотреть картинку Лесгафт что сделал для анатомии. Картинка про Лесгафт что сделал для анатомии. Фото Лесгафт что сделал для анатомии Лесгафт что сделал для анатомии. Смотреть фото Лесгафт что сделал для анатомии. Смотреть картинку Лесгафт что сделал для анатомии. Картинка про Лесгафт что сделал для анатомии. Фото Лесгафт что сделал для анатомии Лесгафт что сделал для анатомии. Смотреть фото Лесгафт что сделал для анатомии. Смотреть картинку Лесгафт что сделал для анатомии. Картинка про Лесгафт что сделал для анатомии. Фото Лесгафт что сделал для анатомии

Лесгафт что сделал для анатомии. Смотреть фото Лесгафт что сделал для анатомии. Смотреть картинку Лесгафт что сделал для анатомии. Картинка про Лесгафт что сделал для анатомии. Фото Лесгафт что сделал для анатомии

Лесгафт что сделал для анатомии. Смотреть фото Лесгафт что сделал для анатомии. Смотреть картинку Лесгафт что сделал для анатомии. Картинка про Лесгафт что сделал для анатомии. Фото Лесгафт что сделал для анатомии

Петр Францевич Лесгафт (1837-1909 гг.) — основоположник теоретической анатомии, зачинатель и теоретик физкультурного образования в России, крупный общественный деятель, который принял и развил идеи Н.И. Пирогова. Врачебный диплом получил в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга в 1861 г. и через 4 года стал доктором медицины, защитив диссертацию по мышечным волокнам прямой кишки. В 1866 году выполнил ещё одну диссертацию по искусственному каловому проходу, за что ему была присуждена степень доктора хирургии. В последующем заведовал кафедрой анатомии в Казанском университете. Читал лекции и проводил занятия в Петербургском университете, военно-медицинской академии. За поддержку студентов и передовые демократические взгляды был репрессирован царским правительством.

П.Ф. Лесгафт считал, что в жизнедеятельности всех органов и систем эффективная работа (функция) соотносится с рациональным устройством, т.е. при наименьших затратах материала на строительство органа достигается наибольший коэффициент полезной его деятельности (закон минимума-максимума).

Данное диалектическое противоречие раскрыл на примерах строения и функции суставов, заявив что при наименьшей площади сочленения и крепости капсулы достигается наибольшее разнообразие и объем движений.

Кости и соединения таза рассмотрены им с биомеханических позиций: определено понятие тазового свода и его устойчивости к сопротивлению; даны измерительные параметры, которыми акушеры пользуются и в настоящее время.

П. Ф. Лесгафт доказал, что внутренняя структура костей под влиянием функции (опора и движение) перестраивается активно, в то время как внешняя форма обусловлена влиянием сил мышечной тяги и давления.

С позиции функционального направления он рассматривал строение сосудистой системы, выдвинув и обосновав следующие положения:

· внешние раздражители возбуждают питание органов, зависящее от строения сосудов; различие раздражителей обуславливает различие в питании органа, в строении его сосудов и связей между ними;

· развитие сосудов предшествует возникновению органа, близость или отдаленность сосудов создают условия для разницы в питании, от чего возникают разные по структуре и форме ткани;

· артерии к органам растут по кратчайшему направлению, занимают медиальные положения и на концах органов и частей тела образуют дуговые анастомозы;

· ткани, органы не находятся в застывшем, стабильном состоянии — форма их изменяется, внутренние структуры обновляются под влиянием функции и питания (изменчивость, пластичность характерны как для органа, так и для сосудов его питающих).

В прикладной анатомии П. Ф. Лесгафт показал особенности строения мочеполовой диафрагмы у женщин и мужчин, выявил клетчаточные пространства промежности, объяснил механизм подвижности прямой кишки работой поднимателя сфинктеров и продольных мышц; открыл слезный мускул в круговой мышце глаза; выделил среди задних мышц живота и спины поясничный треугольник.

Анатомо-функциональное направление, глубокие биологические знания и увлеченность физическим развитием молодежи привели П. Ф. Лесгафта к разработке основ физкультурного образования в виде следующих основных положений:

· всесторонности, многоканальности физической подготовки;

· взаимосвязи, взаимообогащения физического и умственного, нравственного и духовного воспитания как необходимого условия гармонического развития человека.

· Научности физического образования:

· при взаимообусловленности формы и функции;

· научном и практическом выявлении возрастных, половых, конституциональных особенностей строения человека;

· исключения врожденной обреченности физического состояния организма;

· преодоления диктата наследственности.

Теоретические изыскания по строению человека П. Ф. Лесгафт обобщил в книге «Основы теоретической анатомии», которая издавалась и за рубежом. Им написано много статей по физическому воспитанию и образованию, а его исследования по биомеханике костей, суставов, мышц и движений используются до сих пор в лечебной физкультуре, травматологии и ортопедии. В честь признания научных заслуг П. Ф. Лесгафта многие институты физкультуры в нашей стране носят его имя.

Источник

ЛЕСГАФТ Петр Францевич

ЛЕСГАФТ Петр Францевич (1837 — 1909) — отечественный анатом и педагог, основоположник науки о физическом воспитании в нашей стране, один из создателей теоретической анатомии, прогрессивный общественный деятель, доктор медицины (1865) и доктор хирургии (1868), профессор (1868).

Лесгафт что сделал для анатомии. Смотреть фото Лесгафт что сделал для анатомии. Смотреть картинку Лесгафт что сделал для анатомии. Картинка про Лесгафт что сделал для анатомии. Фото Лесгафт что сделал для анатомии

После окончания в 1861 г. Медикохирургической академии в Петербурге был оставлен при ней и работал на кафедре анатомии у В. Л. Грубера. С 1868 г. зав. кафедрой физиологической (нормальной) анатомии Казанского ун-та. За выступление в печати против незаконных действий университетских властей был в 1871 г. уволен из ун-та. В 1872 —1874 гг. на кафедре В. Л. Грубера преподавал анатомию на Женских врачебных курсах. На протяжении многих лет работал по организации физ. воспитания в военно-учебных заведениях. В 1886—1897 гг. читал лекции по анатомии в Петербургском ун-те. В 1893 г. создал Петербургскую биологическую лабораторию. В 1896 г. при лаборатории организовал Высшие научные курсы подготовки воспитательниц и руководительниц физического образования. В 1905 г. эти курсы после их закрытия царским правительством были преобразованы П. Ф. Лесгафтом в Высшую вольную школу, а при ней открыты вечерние курсы для рабочих. В 1907 г. школа была закрыта царским правительством как организация неблагонадежная в политическом отношении; в 1918 г. была вновь открыта как Естественнонаучный ин-т им. П. Ф. Лестафта. В 1901 г. П. Ф. Лестафта высылали на год из Петербурга по мотивам политического характера.

П. Ф. Лесгафт опубликовал ок. 130 научных работ по вопросам анатомии, физического образования, педагогики, биологии. Базируясь на взглядах Н. И. Пирогова и Ж. Ламарка, П. Ф. Лесгафт заложил основы теоретической анатомии, обосновал идею о взаимозависимости и взаимной приспособляемости структуры и функции органов. На базе этих фундаментальных анатомических представлений он разработал учение о суставах и типах строения мышц в связи с их функцией, изучил факторы, влияющие на форму костей, а также сформулировал положение о возможности направленного воздействия специально разработанными комплексами физических упражнений на развитие органов человеческого тела и всего организма. Он создал теорию физ. образования, в основе к-рой лежит принцип единства физического и умственного развития. П. Ф. Лесгафт рассматривал систему направленных упражнений как средство не только физ. развития, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Ряд работ П. Ф. Лесгафта посвящен вопросам воспитания детей дошкольного возраста, в к-рых он установил закономерности для развития ребенка, а также формирования его темперамента и характера. Имя П. Ф. Лесгафта присвоено Государственному ордена Ленина и ордена Красного Знамени ин-ту физической культуры, Естественному ин-ту Академии педагогических наук РСФСР, Лаборатории функциональной морфологии АН СССР и одной из поликлиник в Москве.

Соч.: Общая анатомия, ч. 1, Сиб., 1885; Краткий курс общей анатомии человека, разбор простых физических упражнений и описание школ для приготовления учителей гимнастики для армии в государствах Западной Европы, Спб., 1886; Отношение анатомии к физическому воспитанию и главные задачи физического образования в школе, М., 1888; Основы теоретической анатомии, ч. 1, Спб., 1892, ч. 1 — 2, Спб., 1905—1922; Анатомия человека, в. 1 — 2, Спб., 1895 —1896; Собрание педагогических сочинений, т. 1—5, М., 1951—1956.

Библиогр.: Белорусова А. В., П. Ф. Лесгафт о врачебной гимнастике, Учен. зап. ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, в. 16, с. 80, Л., 1972; Гудкова Н. А., Н. И. Пирогов и П. Ф. Лесгафт, в кн.: Николай Иванович Пирогов —великий анатом, под ред. В. В. Куприянова, с. 50, Кишинев, 1960; Жданов Д. А. К 125-летию со дня рождения П. Ф. Лесгафта, Арх. анат., гистол, и эмбриол., т. 43, № 9, с. 104, 1962; Касьяне н-к о В. Г. Вклад П. Ф. Лесгафта и его школы в развитии морфологии человека и животных, Учен. зап. ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, в. 10, с. 55, Л., 1965; Стрельников И. Д. Значение П. Ф. Лесгафта в развитии биологии и биологических основ физического воспитания и образования в России и Советском Союзе, там же, с. 19; Ш а х в e р-д о в Г. Г. Петр Францевич Лесгафт, в кн.; Лесгафт П. Ф. Собр. пед. соч., т. 1, с. 7, М., 1951.

Источник

П.Ф. Лесгафт – как представитель функционального направления в анатомии, значение его работ в развитии теории физического воспитания.

Выдающимся исследователем в области функциональной анатомии и теории физического воспитания был П. Ф. Лесгафт (1837—1909) — автор фундаментального труда «Основы теоретической анатомии». П. Ф. Лесгафт является основоположником теоретической анатомии в России. Он описал закономерности перестройки костного вещества под влиянием мышечной тяги, сформулировал принципы развития кровеносных сосудов и их взаимоотношений в зависимости от строения и функции органов, показал значение анастомозов между артериями в кровоснабжении органов и частей тела.
Топография артерий не беспорядочна, а закономерна (П. Ф. Лесгафт). Артерии направляются к органам по кратчайшему пути. Так, на конечностях они идут по более короткой их сгибательной поверхности, а не по более длинной разгибательной; первыми ветвями аорты являются венечные артерии, кровоснабжающие рядом лежащее сердце. Основное значение имеет не окончательное положение органа, а место его закладки у зародыша.

П.Ф. Лесгафт изложил в своем главном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (первая часть опубликована в 1888 г.), в котором точно и ясно обрисовал заброшенность соматического воспитания и печальные итоги такого положения. «Задача воспитания, – писал он, – состоит в том, чтобы гармонически развить и научить управлять всеми существующими в человеческом организме органами движения, сменяя деятельность одного деятельностью другого сколько возможно чаще, но не доводя каждый из них до утомления; тогда для произведения известного эффекта воспитываемый употребит только те органы, которые для этого эффекта необходимы, и часто, так сказать, оттенками движения он достигает того же результата, для которого человек неразвитый, т. е. необразованный физически, употребит несоразмерно большую силу». Последующие работы П.Ф. Лесгафта – «Семейное воспитание ребенка и его значение», «О педагогической литературе», «Значение физических упражнений для войск», «Физическое развитие в школах», «Об играх и физическом воспитании в школе», «О наказаниях в семье и их влиянии на развитие типа ребенка» – подтверждают, что ему удалось создать всеобъемлющую систему физического воспитания, в которой центральное место занимало воспитание детей школьного возраста на основе движений, соответствующих характерным особенностям каждой группы мышц. Большое значение Лесгафт придавал подвижным играм как средству физического развития и формирования характера ребенка. Рассматривая закономерности воспитания ребенка в семье, формирования его темперамента и характера, Лесгафт анализировал биологические основы наследственности и развития детей. Придавая решающее значение условиям среды, он призывал к созданию в семье и школе благоприятных условий для проявления всех способностей ребенка. Единство и целостность всех проявлений организма, связь нервно-мышечной деятельности и внутренних органов с психическими проявлениями дали ему основания рассматривать систему направленных упражнений как средство не только физического развития, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Петр Францевич смело нарушил традиции кабинета науки и привлек анатомию к служению педагогике. В этом его способе искания истины – его великая заслуга перед потомками. Анатомия Лесгафта или, вернее, анатомическая механика, легла в основу экспериментальной соматологии, позволяя применять данные анатомии в разработке экспериментальной гимнастики, способствующей обучению человека производить наибольшую работу наименьшим трудом за определенный промежуток времени.

Н.И. Пирогов. Сущность его открытий в анатомии человека. Методы, предположенные им для изучения топографии органов, их значение для анатомии и практической медицины.

Особое место в истории анатомии и хирургии занимает Н. И. Пирогов (1810—1881). Начав свою медицинскую деятель­ность в стенах Московского университета, он продолжал занятия анатомией и хирургией в Дерптском (ныне Тартуский) универ­ситете.

По инициативе Н. И. Пирогова при Медико-хирургичес­кой академии был создан Анатомический институт, усовершен­ствована система анатомической подготовки врачей. Н. И. Пиро­гов придавал большое значение точным знаниям анатомии. Большая заслуга Н. И. Пирогова как анатома — открытие и разработка оригинального метода исследования тела человека на распилах замороженных трупов с целью изучения взаимоотно­шений органов друг с другом и со скелетом. Результаты много­летних трудов Н. И. Пирогов обобщил в книге «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях» (1852—1859). Н. И. Пирогов изучил фасции и клетчаточные пространства в теле человека, опубликовал труд «Хирургическая анатомия арте­риальных стволов и фасций» (1838). Перу Н. И. Пирогова принадлежат «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела» (1843—1848) и многие другие исследования по анатомии и хирургии. В области анатомии Н. И. Пироговым сделано не­мало открытий.

Именем Н. И. Пирогова названы язычный треугольник — участок верхнебокового отдела шеи, апоневроз двуглавой мышцы плеча (фасция Пирогова), лимфатический узел, расположенный в глубоком кольце бедренного канала, и другие анатомические образования.

Источник

Лесгафт что сделал для анатомии

Лесгафт что сделал для анатомии. Смотреть фото Лесгафт что сделал для анатомии. Смотреть картинку Лесгафт что сделал для анатомии. Картинка про Лесгафт что сделал для анатомии. Фото Лесгафт что сделал для анатомииЛесгафт что сделал для анатомии. Смотреть фото Лесгафт что сделал для анатомии. Смотреть картинку Лесгафт что сделал для анатомии. Картинка про Лесгафт что сделал для анатомии. Фото Лесгафт что сделал для анатомииЛесгафт что сделал для анатомии. Смотреть фото Лесгафт что сделал для анатомии. Смотреть картинку Лесгафт что сделал для анатомии. Картинка про Лесгафт что сделал для анатомии. Фото Лесгафт что сделал для анатомииЛесгафт что сделал для анатомии. Смотреть фото Лесгафт что сделал для анатомии. Смотреть картинку Лесгафт что сделал для анатомии. Картинка про Лесгафт что сделал для анатомии. Фото Лесгафт что сделал для анатомииЛесгафт что сделал для анатомии. Смотреть фото Лесгафт что сделал для анатомии. Смотреть картинку Лесгафт что сделал для анатомии. Картинка про Лесгафт что сделал для анатомии. Фото Лесгафт что сделал для анатомии

П. Ф. Лесгафт был первым из русских анатомов, который понял и подхватил идеи Н. И. Пирогова. Ощущая слабость теоретической разработки анатомии как биологической науки, он с большой силой устремился в эту область. Глубокое почитание Н. И. Пирогова как личности дополнялось высокой оценкой Н. И. Пирогова как ученого. Для П. Ф. Лесгафта Н. И. Пирогов «. везде является самостоятельным и оригинальным исследователем». Личные встречи между ними были кратковре-менны, однако П. Ф. Лесгафт всю жизнь помнил об этих встречах. Биографы Лесгафта указывают, что на его рабочем столе перед глазами был всегда портрет Н. И. Пирогова.

Среди трудов Н. И. Пирогова П. Ф. Лесгафт особенно ценил книгу «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций», которую называл классической и предлагал дорожить ею, так как ничего подобного после нее не было ни у нас в стране, ни за рубежом. Уже этот факт давал повод утверждать, что в анатомии сосудистой системы П. Ф. Лесгафт продолжал дело, начатое Н. И. Пироговым.

Петр Францевич Лесгафт родился в 1837 г. в Петербурге. В 1856 г. поступил учиться в Медико-хирургическую (Военно-медицинскую) академию, которую закончил в 1861 г. Работал ординатором госпиталя и приватным преподавателем анатомии в Медико-хирургической академии. В 1865 г. получил ученую степень доктора медицины на основании защиты диссертации «Об окончании продольных мышечных волокон прямой кишки. » В 1868 г. прибавил к ней еще степень доктора хирургии, которая была присуждена ему после представления анатомо-хирургической диссертации «Colotomia» (искусственный проход для кала) в левой поясничной области с анатомической точки зрения. Степень была присуждена без публичной защиты диссертации.

Важным событием в жизни П. Ф. Лесгафта было изучение методов физического воспитания. В 1874 г. ему было поручено Управлением военно-учебными заведениями военного ведомства ознакомиться с занятиями гимнастикой в западноевропейских странах. Имелось в виду внедрение этого опыта в русские офицерские школы. Программа, предоставленная П. Ф. Лесгафтом после возвращения в Петербург, не была принята, тем не менее он серьезно увлекся проблемой физического воспитания, и это наложило отпечаток на его взгляды как морфолога. С 1877 до 1882 г. он проверял свои выводы в процессе преподавания на учебно-гимнастических курсах для офицеров. В 1905 г. он организовал на базе курсов руководителей физического воспитания так называемую Вольную Высшую школу, запрещенную правительством в 1907 г. П. Ф. Лесгафт умер в 1909 г. Выдающиеся достижения П. Ф. Лесгафта в анатомии оказались возможными благодаря его энциклопедической образованности. Он хорошо знал математику, изучал в течение 3 лет химию у проф. Н. Н. Зинина, имел глубокие познания в прикладной физике, в частности в теории сопротивления материалов. Самостоятельно овладел законами строительной техники. Его эрудиция по всем актуальным проблемам естествознания была поразительной.

Взлету мысли П. Ф. Лесгафта способствовала его философская вооруженность. Многое из сокровищницы достижений русской классической философии оплодотворяло и укрепляло его теоретическое кредо. Так, он исходил из того, что источником знаний и родоначальником мышления является чувственный опыт, без которого нет истинности знаний. В унисон с высказываниями А. И. Герцена, П. Ф. Лесгафт утверждал, что одни факты еще не составляют науки, нужна теория, в противном случае любая наука заходит в тупик. Обязательность связи науки с практикой, с жизнью признавалась им как само собой разумеющееся условие. Отсюда проистекали его врачебная деятельность, призыв исследовать анатомическое строение в прижизненных отношениях, его понимание роли физического воспитания.

С 1874 г. П. Ф. Лесгафт начинает печатать статьи по педагогике и физическому образованию. Было бы неправильным считать его интерес к физическому образованию случайным. Стремясь вырваться из рамок описательной анатомии, П. Ф. Лесгафт вынашивал идеи функциональной анатомии и искал сферы применения в практике своих теоретических положений. Глубокие знания анатомии помогли ему творчески анализировать влияние физических упражнений на организм. К оценке физического воспитания он пришел от анатомии. Как никто до него, он понял, что физическое воспитание должно быть организовано на строго научной почве. Эту научную основу П. Ф. Лесгафт увидел в анатомии и физиологии, которые позволяют наметить правильную программу физических упражнений и выяснить степень влияния этих упражнений на организм. Функция, по Лесгафту, определяет форму, и следовательно, совершенная форма (здоровый организм) находится в прямой зависимости от активного воздействия на нее упражнений.

П. Ф. Лесгафт из указанного положения делал практические выводы. Если обычные функции органов дополнить специальными упражнениями, если разработать комплекс разумных тренировочных нагрузок для лучшего развития органов, то можно добиться более совершенной формы. Следуя в этом направлении, П. Ф. Лесгафт впервые проложил мост между анатомией и физической культурой и создал научно обоснованную теорию физического воспитания людей.

На заслугах П. Ф. Лесгафта в разработке научных основ физического воспитания следует остановиться подробнее. Отправным положением для него служил постулат Ламарка о роли упражнений (функций) в развитии организма. Увлечение Ламарком было присуще П. Ф. Лесгафту на протяжении всей его жизни. Гипноз идей великого французского ученого был значительным, несмотря на то, что Лесгафт брал из учения Ламарка только тот его раздел, в котором доказывалось воздействие функций на органогенез. Ни о какой передаче по наследству приобретенных признаков в трудах Лесгафта речи не идет.

Целенаправленные физические упражнения, как думал Лесгафт, могут быть привиты людям в процессе физического воспитания. Но физическое воспитание прерогатива тех, кто воспитывает, обучает. Задача же должна заключаться в реализации широкой программы физического совершенствования людей. Так Лесгафт пришел к девизу физического образования. Это понятие предложено им. Физическое воспитание рассматривалось Лесгафтом как часть физического образования, как его предпосылка.

Главными принципами физического образования были предложены следующие:

1. Принцип всесторонности, многоканальности физического образования.

2. Принцип взаимосвязи, взаимообогащения физического, умственного и нравственного воспитания как условие гармонического развития человека.

3. Принцип научности физического образования, предполагающий:

а) взаимообусловленность формы и функций;

б) признание возрастных, половых, конституцио нальных особенностей;

в) исключение прирожденной обреченности (предопределения) физического облика человека;

г) преодоление диктата наследственности.

Практической и прикладной анатомии П. Ф. Лесгафт также уделял большое внимание. Он, в частности, показал особенности строения мочеполовой диафрагмы у мужчин и у женщин в связи с функциями опоры для органов и конструкций уретры и влагалища; выявил клетчаточные пространства промежности; объяснил механизм подвижности прямой кишки, который складывается из натягивающей функции продольных мышц стенки кишки и дилататорных сил мышцы, поднимающей задний проход. Исследование путей транспорта секрета слезной железы привело П. Ф. Лесгафта к открытию слезной мышцы как части круговой мышцы глаза. С его именем связано выделение поясничного треугольника на границе широких мышц живота и длинных мышц спины.

Этот треугольник представляет собой одно из слабых мест брюшной стенки и важный ориентир при оперативном доступе к почке.

Как полагал П. Ф. Лесгафт, сосудистая система обладает всеми признаками для того, чтобы выполнить это свое назначение. Следовательно, дифференцировка тканей и образование органов находятся в зависимости от условий питания и определяются степенью развития сосудов. По П. Ф. Лесгафту, появление сосудов предшествует возникновению органа. Он, естественно, имеет в виду формирование дефинитивного органа. Эмбриональная закладка органа возникает одновременно с принадлежащими ей сосудами, поэтому об отрыве сосудистой системы от субстрата не может быть и речи.

Влияние сосудистой системы на ткани и органы П. Ф. Лесгафт понимал весьма широко. Близость или отдаленность сосудов, т. е. та или иная разница в питании, и создает, по его мнению, разные ткани, отличающиеся друг от друга своей активностью и разнообразием своих проявлений. Но на этом он не останавливался, а развивал свою мысль дальше.

Из приведенного следует вывод о возможности воздействия на форму в желаемом направлении. Для этого надо овладеть законами развития формы и познать влияние упражнений на ее развитие. Характер упражнений может повлечь за собой изменение условий питания и перестройку формы, но и функции органа при этом будут существенно меняться.

Обобщая накопленный материал и личные наблюдения, относящиеся к строению сосудистого русла человека, П. Ф. Лесгафт устанавливает ряд законов развития, топографии и архитектоники сосудов. Эти законы общеизвестны и вошли в современные руководства по общей анатомии. Так, П. Ф. Лесгафт утверждал, что сосуды развиваются в сторону наименьшего сопротивления. При этом артериальные стволы оказываются тем крупнее, чем больше область распространения ветвей данной артерии и чем выше уровень энергетических процессов органов, к которым артерия идет. Развитие венозных сплетений определяется количеством оттекающей крови, энергией деятельности сердца, мышечной системы и другими факторами. Венозные сплетения встречаются повсюду, где органы, меняющие свой объем, окружены костными стенками. Артерии располагаются таким образом, чтобы доставить питание органам ближайшим и кратчайшим путем. В связи с этим главные стволы артерий лежат на сгибательной поверхности (стороне) тела и конечностей. Стволы эти делятся соответственно делению костной основы и соединяются между собой на периферии дугообразно. В подвижных местах образуются обходные артериальные сети: чем больше дуга движений, тем резче выражены обходные сети.

Связь кровообращения с функцией органа демонстрируется на примере кровоснабжения мышц. Так, мышцы ловкие получают относительно большее количество сосудов, а мышцы сильные снабжаются кровью через артерии меньшего калибра.

На основании исследования своего ученика И. А. Никифорова П. Ф. Лесгафт доказал, что верхняя конечность в целом поставлена в лучшие условия кровообращения, чем нижняя.

П. Ф. Лесгафт дал одну из первых классификаций артериальных анастомозов и указал на их значение в обеспечении равномерного распределения крови. Его мысли относительно механизмов распределения крови были новыми для своего времени и плодотворными для последующей разработки. Установленные им принципы хода, ветвления, связей сосудов, их отношения к органам и к скелету кажутся в настоящее время само собой разумеющимися, но для того, чтобы это гениальное стало простым, нужен был труд выдающегося анатома.

Лесгафт что сделал для анатомии. Смотреть фото Лесгафт что сделал для анатомии. Смотреть картинку Лесгафт что сделал для анатомии. Картинка про Лесгафт что сделал для анатомии. Фото Лесгафт что сделал для анатомии
Рис. 7. Титульный лист книги Лесгафта на немецком языке

Сравнительно мало внимания уделил П. Ф. Лесгафт лимфатической системе. Лимфатические узлы он называл железами. Относительно локализации узлов он высказывал обобщение, согласно которому узлы находятся во всех местах, где при наименьшем сжатии и давлении встречается рыхлая соединительная ткань и где имеются обильные кровеносные капилляры.

П. Ф. Лесгафт считал, что в жизнедеятельности всех органов и систем эффективная работа необходимо соотносится с рациональной конструкцией органа (наименьшая трата материала при наибольшем коэффициенте полезной деятельности). Только при гармоническом развитии всех органов организм человека может производить самую эффективную работу, затрачивая наименьшее количество энергии и материалов. Диалектическое единство противоречий при развитии суставов раскрыто П. Ф. Лесгафтом в законе, согласно которому кости соединяются таким образом, что при наименьшем объеме места соединения и крепости последнего достигаются наибольшее разнообразие и размах движений. Отчетливо определены им закономерности распределения мышц по отношению к скелету в соответствии с требованиями биомеханики. На примере типов конечностей у животных П. Ф. Лесгафт проверил правильность своих законов. Он был современником немецких анатомов Р. Фишера, X. Трипеля, занимавшихся исследованиями биомеханики движений человека и продолжавших традиции братьев В. и Э. Вебер (1836). Его предложения и выводы ценны для лечебной физкультуры и ортопедии до настоящего времени.

Требование сочетать меры умственного воспитания в школе с мерами физического воспитания приняло в середине XIX века весьма резкую форму. Увеличение учебной нагрузки и невнимание к вопросам школьной гигиены повело к тому, что у большей части школьников, по данным Зуленберга, Адамса и других врачей Западной Европы, оказались искривления позвоночника. У многих детей развивалась близорукость (Кон, Эрисман, Ройх).

Научный подход П. Ф. Лесгафта к решению проблемы воспитания молодого поколения выразился в том, что он провозгласил обязательность увязки программы физического образования с анатомо-физиологическими особенностями организма ребенка, сам разработал первые комплексы физических упражнений и приступил к проведению в жизнь широкой системы физического образования. При этом он не просто настаивал на применении физических упражнений в школе по принципу «упражняйте тело, сделайте его сильным и здоровым и оно станет молодым и разумным» (Ж. Ж. Руссо). Он ставил задачу всестороннего развития здорового человека. Для того чтобы человек рос здоровым, нужно было улучшить гигиенические условия в школе, обеспечить правильный режим дня школьника с чередованием умственных занятий, физических упражнений и игр. Забота о здоровье детей выдвигалась П. Ф. Лесгафтом на первый план, а стремление к физическому совершенствованию признавалось важной, сопутствующей задачей. Система всестороннего воспитания, по Лесгафту, это комплексная система, имеющая целью воспитать человека, гармонически развитого, физически здорового, духовно чистого, нравственно цельного. Являясь одновременно врачом, анатомом и педагогом, П. Ф. Лесгафт настолько глубокого раскрыл взаимодействие всех факторов, формирующих организм и личность человека, что его труды сохраняют свою жизненность и в настоящее время.

В учении П. Ф. Лесгафта впервые убедительно, с большой силой показано принципиальное отличие поведения человека как общественного существа от поведения животных. Это было сделано до того, как увидела свет работа Ф. Энгельса, содержавшая трудовую теорию антропогенеза. Зависимость человека от общебиологических факторов оттесняется в трудах П. Ф. Лесгафта на второй план по сравнению с зависимостью от социальных факторов (условия жизни и деятельности, питание, движение, труд, воспитание). Это достоинство учения крупнейшего русского естествоиспытателя и педагога еще не было подчеркнуто его биографами.

П. Ф. Лесгафт шел в авангарде борцов за женское медицинское образование. Еще в Казани (1870) он разрешил ученицам повивальных классов слушать лекции по анатомии вместе со студентами медицинского факультета, вопреки указаниям Министерства народного просвещения. Там же он допустил к исполнению обязанностей ассистента анатомического театра Е. С. Мужскову, ставшую первой женщиной анатомом в России.

После переезда в Петроград в 1872 г. П. Ф. Лесгафт приступил к систематическим занятиям по анатомии с группой женщин вольнослушательниц Военно-медицинской академии.

Он создал курсы воспитательниц и руководительниц физического образования в школе. Впервые в истории России женщины приобщались к физической культуре. Лесгафтовские курсы стали прототипом будущих физкультурных учебных заведений, получивших права гражданства и широкое распространение в СССР.

На курсы руководительниц физического образования тянулись дочери рабочих и крестьян. В 1898/99 гг. они составляли уже 25% от числа принятых. Правительство с раздражением отмечало демократическую направленность системы преподавания на курсах. Курсистки («лесгафтички») именовались бомбистками. Полиция ждала только случая, чтобы закрыть эти курсы.

Намерения царского правительства наказать и нейтрализовать П. Ф. Лесгафта обернулись против самодержавия. Его имя сделалось символом бесстрашия в борьбе с произволом. На его лекции хлынула масса защитников правды, народолюбов. Он стал одним из популярных кумиров и учителей молодежи. Лекции по анатомии превращались в изложение целого научного миросозерцания. Так писали о нем его слушатели. Это был учитель высшего уровня, любимец студентов (В. Н. Фигнер).

О мировоззрении П. Ф. Лесгафта до настоящего времени ведутся споры. При этом, разумеется, никогда не ставилась под сомнение преданность его материализму. Оценка же его взглядов на развитие природы, на соотношение биологических и социальных факторов в формировании личности, чрезвычайно противоречива. И для этого несомненно имеются основания.

Для убежденного и воинствующего материализма П. Ф. Лесгафта защита материалистической науки была делом жизни. Устойчивость его взглядов на методологические принципы науки не уступает устойчивости его политической ориентации. Он вел борьбу против реакционной схоластики, тормозившей развитие положительной науки. К. А. Тимирязев (1904) считал такую борьбу самой общей и основной задачей ученых.

Наиболее дискутабельна оценка отношения П. Ф. Лесгафта к учению Дарвина. Несомненно, упрек в недооценке дарвинизма вполне им заслужен, хотя он воздавал должное великому английскому естествоиспытателю и мыслителю. В 1889 г. П. Ф. Лесгафт писал: «Ж. Ламарк как и Ч. Дарвин значительно разработали вопрос о происхождении видов, причем они своими широкими обобщениями совершенно изменили способ изучения биологических данных и придали ему более научное направление, сведя изучение их от описания разрозненных фактов к выяснению причинной связи изменяемости форм и усовершенствования их организации».

Конечно, между взглядами Ламарка и взглядами П. Ф. Лесгафта много общего. Это относится не только к прогрессивным сторонам учения Ламарка. Одно то, что П. Ф. Лесгафт видит единомышленников Ламарка в лице Гельмгольца, Маха и Оствальда, служит подтверждением его философской непоследовательности. Известно, как беспощадно разоблачал В. И. Ленин знаменитого химика Оствальда, отдававшего дань идеализму своей агностической концепцией «энергитизма», крупнейшего естествоиспытателя Гельмгольца, склонявшегося в философских вопросах к кантианству, в особенности физика Маха. Между тем П. Ф. Лесгафт в рецензии на книгу Оствальда отмечал, что этот ученый «написал философию естественных наук», «выработал себе учение», которое оказалось применимым даже к выяснению «цели жизни и идеала человеческой деятельности».

Крупной заслугой П. Ф. Лесгафта является его вклад в полемическую борьбу против явного и замаскированного идеализма. Со всей силой квалифицированного анатома он преградил путь расистским теориям в антропологии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *