Лесной царь чему учит
«Лесной царь» — читательский дневник по балладе В. Жуковского
Баллада Василия Жуковского «Лесной царь» впервые была опубликована в 1818 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Василий Андреевич Жуковский
Название произведения: «Лесной царь»
Жанр: баллада
Год написания: 1818
Издательство: ЭКСМО
Год издания: 2004
Главные герои и их краткая характеристика
Ездок – мужчина преклонных лет, отец больного ребенка, непреклонный, решительный.
Ребенок – больной мальчик, маленький, испуганный, красивый, которому привиделся Лесной царь.
Лесной царь – жестокий, своевольный дух, повелитель мрачного леса.
Время и место действия
Баллада «Лесной царь» была написана немецким писателем Иоганном Вольфгангом фон Гете в 1782 году на основе старинной датской легенды. В. А. Жуковский перевел ее на русский язык, при этом несколько изменил ее. События в произведении происходят в ночное время в темном и мрачном лесу.
Краткое содержание и сюжет
Глубокой темной ночью по мрачному лесу скакал старый всадник с больным мальчиком. У ребенка был сильный жар, и перед его глазами часто возникали загадочные видения. В лесу было холодно и мальчик замерз. Он прижимался к отцу, чтобы хоть немного согреться, и тот пытался покрепче обнять его, чтобы хоть немного облегчить его страдания.
Мальчик то и дело рассказывал отцу все то, что ему мерещилось в лесу. Ему казалось, будто их преследовало жуткое мистическое существо – Лесной царь. Этот дух появился прямо перед ребенком, который успел рассмотреть его темные сверкающие глаза, густую бороду и корону черного цвета. Испуганный мальчик поделился этим видением, однако старик ничего подобного не видел. Он постарался успокоить сына, сказав, что это лишь клубы густого тумана приняли причудливую форму.
Спустя некоторое время всадник заметил, что мальчику становится все хуже. Он пришпорил коня, чтобы скорее покинуть лес и получить помощь. Ребенок уже не только видел, но и слышал Лесного царя, который сулил ему несметные сокровища и всевозможные блага, если тот согласиться остаться с ним. Царь принялся расписывать в красках, как весело мальчик будет проводить время с его дочерьми – беззаботно играть, резвиться и летать при лунном свете. При этом лесные нимфы выглядывали из-за ветвей и ласково кивали мальчику, и манили его к себе. Встревоженный ребенок передал этот разговор отцу, но тот не поверил ему, сказав, это расшумелись деревья на ветру.
Тем временем Лесной царь не отставал от больного мальчика. Но вместо сладкоречивых обещаний он принялся угрожать ему. Мальчик настолько понравился Лесному царю, что он не собирался просто так выпускать его из своих владений. Испуганный до смерти ребенок принялся громко кричать, умоляя отца скакать как можно быстрее. Он никак не понимал, почему его отец не замечает разгневанное лицо Лесного царя. Однако всадник и в самом деле ничего не замечал вокруг, считая, что все разговоры о каком-то лесном духе – лишь плод воображения больного дитя.
Неожиданно мальчик стал задыхаться – ему сделалось очень душно, он с большим трудом дышал. Испуганный всадник мчался во весь опор – он чувствовал, что сын пребывал в критическом состоянии и находился на волосок от смерти. Однако он так не успел спасти ребенка, который скончался у него на руках. Лесной царь получил то, что хотел, и душа прекрасного мальчика осталась навеки в его владениях.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Ездок въезжает в лес вместе с маленьким сыном. Сыну кажется, что он видит лесного царя, но отец успокаивает его. Лесной царь сулит младенцу золото и дочерей, но отец не верит словам ребенка. Лесной царь обещает догнать мальчика и забрать его. Мальчик в страхе кричит, отец пугается и скачет быстрее. Ездок выезжает из леса, но его сын мертв.
План пересказа
Основная мысль
Человек бессилен перед своей судьбой, и он не в силах противостоять тому, что написано у него на роду.
Чему учит
Баллада учит уважать таинственные силы природы и не вступать с ними в конфликт. Развивает фантазию и воображение.
Отзыв и что понравилось
Мне понравилась эта баллада, в которой много мистики. Она кажется мне таинственной и печальной. Кто знает, что произошло на самом деле, может быть действительно был там некий лесной царь, а может ребенок просто болел и видел все это в бреду.
Вывод и мое мнение
Пословицы
Цитаты из текста
«…Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой…»
«…Родимый, лесной царь со мной говорит: Он золото, перлы и радость сулит…»
«…Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой…»
«…Ездок погоняет, ездок доскакал… В руках его мертвый младенец лежал…»
Словарь новых и незнакомых слов
Чертог – большое, пышное, великолепно убранное помещение, великолепное здание, дворец.
Перлы – жемчужины, нечто замечательное, прекрасное.
Ветла – разновидность ивы.
Оробелый – испуганный.
Мгла – помутнение воздуха, испарения, сгущающие воздух, делающие его тусклым, мало прозрачным.
Бирюзовый – оттенок голубого и зеленого цветов.
Дубрава – лес с преобладанием дубовых деревьев.
Средства художественной выразительности
Эпитеты: хладная мгла, цветы бирюзовы, струи жемчужны, ветлы седые, ездок оробелый.
Метафоры: в глаза сверкнул, ночная глубина,
Олицетворение: ветер проснувшись
Гипербола: не скачет, летит.
Краткий анализ баллады
Фактически это вольный перевод стихотворения Гете с мистическим сюжетом. Жанр баллады — романтизм. Стихотворный размер — амфибрахий. Напряженная, мистическая атмосфера баллады создается с помощью средств художественной выразительности.
Смысл стихотворения «Лесной царь» Жуковского
Василий Андреевич Жуковский в свое время пытался перевести балладу Гёте под названием «Лесной царь». Однако вышел настолько вольный и своеобразный перевод, что его «Лесной царь» стал самостоятельным произведением. Способствовал этому еще тот факт, что в годы творчества поэта происходил пик интереса к фольклорной литературе, причем как в Европе, так и в России. В этой статье мы проанализируем смысл стихотворения, чтобы оно стало понятно абсолютно каждому читателю.
Смысл произведения «Лесной царь»
Перед нами предстает следующая картина: отец скачет на лошади с больным ребенком через лес. У малыша жар, ему очень плохо, поэтому отец буквально изводит лошадь. Каждая секунда может стоять жизни его сыну. Таким образом они скачут через густой лес. Видимо, едут они к доктору или знахарю, живущему далеко от дома этой семьи. С каждой секундой малышу все хуже и хуже, поэтому он прижимается к отцу.
Малыш говорит, что видит Лесного царя, на что его отец возражает, говоря, что это туман над водой. Видимо, отец понял, что бред у ребенка — признак ухудшения состояния, поэтому он успокаивает его, чтобы малыш не тратил силы на разговоры. Очевидно, что после этих слов отцу становится страшно, ведь бред — почти финальная стадия болезни. Высок шанс того, что ребенок может не пережить эту поездку.
Сын слышит голос Лесного царя, пытающегося уговорить его остаться жить у него в царстве. Лесной царь обещает ему безумно прекрасное место жизни — там безумно красиво, а дом сделан из настоящего золота. Иными словами, Лесной царь пытается подкупить ребенка, обещая ему шикарную жизнь у него в царстве. Однако, как мы видим, мальчик до конца борется за свою жизнь.
Мальчик вновь говорит отцу о том, что слышит Лесного царя, но тот вновь оспаривает слова сына, выставляя речь чудовища за шелест ветра. Мужчина до конца пытается убедить ребенка в том, что все хорошо.
И снова Лесной царь пытается заманить к себе ребенка. Он обещает ему красивых сестер, которые будут все для него делать, но и вновь чудовище слышит отказ. А отец опять же говорит, что ребенку показалось. Но время идет — ребенок все больше и больше слабеет.
Тогда Лесной царь говорит прямо: «Я заберу тебя даже без твоего желания». Слова сына очень тревожат отца, поэтому он еще ускоряется. Вот только чем дальше — тем хуже. Но вот доктор уже рядом, но мальчик умер. Ребенок все-таки оказался у Лесного царя. Чудовище забрало его жизнь даже без согласия малыша. Это по-настоящему грустная история, от которой и слезы на глазах могут выступить. Жуковский создал действительно интересное и трогательное произведение. В нем отлично сочетаются фольклорные элементы, которые и были актуальны в то время.
Василий Андреевич Жуковский смог создать произведение, которое трогает с первых строк. Мы видим больного ребенка, отчаянную попытку отца, пытающегося его спасти, злого Лесного царя. Эти образы крепко «въедаются» в сознание. Поэтому мы до конца сочувствуем им, надеемся на успех мужчины. Вот только далеко не каждая сказка имеет хороший добрый финал — иногда случаются и грустные концовки. Собственно, так в этом произведении и случилось.
Анализ баллады «Лесной царь» (В. Жуковский)
Баллада В. А. Жуковского «Лесной царь» в свое время стала заметным событием в русской поэзии. Писатель создает новое произведение на основе вольного художественного перевода баллады Der Erlkönig авторства И. О. Гёте. Сюжет «Лесного царя» на первый взгляд кажется достаточно простым: отец везет маленького ребенка по лесу, и заболевшему мальчику в бреду видится Лесной царь – фольклорный повелитель лесов, который хочет забрать его к себе. Мужчина же говорит сыну, что на самом деле ему все мерещится: лицо царя он видит в тумане, его дочери – это просто ветви деревьев, которые колышутся на ветру, а все, что слышится ребенку, является шумом листвы. Конец поэмы трагичен – ребенок не пережил поездки. Когда «ездок» доскакал до места назначения, в руках его был «мертвый младенец».
История создания
Как уже было сказано раннее, Жуковский берет в качестве основы для своего произведения балладу И. О. Гёте «Король эрлов» и в 1818 году публикует «Лесного царя».
И. О. Гёте был знаком с датским фольклором, в котором существует легенда о жестоком правителе лесов, забравшем душу мальчика. Уже тогда существовало несколько толкований сказания: одни считали, что ребенок умирал от тяжелой болезни и бредил из-за лихорадки; другие же настаивали, что он был здоров и правда видел грозный дух. В 1782 году немецкий поэт публикует «Короля эльфов». В культуре его народа по преданиям Король эльфов приходит к умирающим людям, поэтому этот персонаж всегда ассоциируется со смертью.
Современниками была дана весьма положительная характеристика баллады «Лесной царь». Читатели отмечали высокое качество перевода баллады с немецкого языка, пусть он и вольный. Жуковский немного изменяет сюжет и образы героев. В первую очередь, он делает это для адаптации иностранного фольклора для российской аудитории.
Жанр, направление, размер
Баллада написана ямбом, рифма в ней смежная: первые строки рифмуются со вторыми, а третьи – с четвёртыми. Это помогает разделить диалог ребенка с отцом и призывы Лесного царя.
Сам жанр произведения был в то время нов для российской литературы – можно сказать, именно Жуковский вводит балладу в русскую поэзию. Баллада — это стихотворное произведение, в основе которого лежит необычайный случай. В «Лесном царе» нет остродраматической истории, как в «Светлане», например, поэтому его сюжет часто определяют как нетипичный.
Баллады практически всегда принадлежат к романтизму. Многие критики отмечали, что именно с баллад Жуковского начинается романтическое направление в русской поэзии. В «Лесном царе» есть несколько признаков романтизма: напряженность сюжета, читатель предчувствует несчастливый конец; присутствие фантастических сил, которые пытаются погубить героя; размытые границы фантастического и реального; высокая эмоциональная проникновенность текста (эмоционально окрашенная лексика («темные ветви», «холодная мгла», «малютка» и др.)).
Композиция
Введением к сюжету становится вопрос: «Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?». Для стихотворных форм подобное начало не является новаторским, но оно хорошо помогает влиться в атмосферу произведения с первых строк.
Жуковский с помощью рифмы намеренно делит монолог Лесного царя, который, возможно, не существовал, с речью действительно существующих людей. Так автор разделяет мир реальный и мир фантастический. Однако в тексте нет четкого указания, что коварный дух – это только выдумка ребенка.
Главные герои и их характеристика
В балладе «Лесной царь» есть три персонажа: наездник, его маленький сын и Лесной царь. Все образы одинаково важны для понимания текста.
Жуковский не дает прямых описаний героев, кроме «ездока» — упоминается, что он старик. Он сильно переживает за ребенка, «летит» на коне сквозь лес, крепко прижимает мальчика к себе, однако все равно не успевает. Его сын зовется в произведении «молодым», «младенцем», что указывает на его юный возраст. Детям свойственно видеть фантастических существ в темноте, особенно когда им страшно. Более того, ребенок бредил. То есть он никак не мог поверить, что ему мерещится Лесной царь, пускай отец ему все объяснил.
Сам же фольклорный персонаж представляется бородатым зловещим видением, который заманивает мальчика к себе, обещая ему забавы и богатство. В чем-то образы Лесного царя и отца героя схожи: один с бородой, второй «старик», и они много говорят, как бы переманивая ребенка на свою сторону, пока он находится между двумя мирами.
Темы и проблемы
Главная мысль
В балладе раскрыто типичное для романтизма противостояние героя и высших сил, рока, предназначения. Жуковский делает его более реалистичным, чем Гете: если у немецкого поэта отец ребенка так же видит Короля эрлов, как и его сын, то у российского автора Лесного царя видит исключительно ребенок. М. И. Цветаева справедливо отмечала: у Жуковского мальчик «увидел оттого, что дрожит», а у Гёте – «задрожал оттого, что увидел». Основная идея произведения Жуковского заключается в том, чтобы передать мистическое переживание человека накануне смерти. Ребенок видит ее в образе Лесного царя, сопротивляется, но ничего не может изменить. Гете закладывал в свое произведение иной смысл: его фантастический герой — не метафора смерти и не плод воображения, а реальный персонаж.
В романтизме авторы обычно ориентировались на более чувственные, социальные вещи, такие как отчуждение, одиночество, упадок общества. Жуковский создает бытовую историю – болезнь, которая приобретает фантастические мотивы. Он показывает, что в качестве рока могут выступать не только испытания, полученные от социума.
Чему учит?
Жуковский в своей балладе «Лесной царь» изображает ситуацию, в которой Зло, казалось бы, побеждает Добро. Но является ли данная история противостоянием высших сил? Автор призывает читателей быть более чуткими друг к другу, не терять надежду и бороться до конца. Так делал мальчик – он пытался спастись от Лесного царя, пускай ему это и не удалось; так делал и его отец – он «летел» на коне, спрашивал ребенка, как тот себя чувствует, пытался донести до него, что повелитель леса ему только мерещится.
Баллада «Лесной царь» не может оставить никого равнодушным, и этим она уникальна. Жуковский создает сюжет, более близкий российскому читателю, что помогает вызвать глубокий эмоциональный отклик в душе.
Анализ баллады «Лесной царь» (В. Жуковский)
Автор: Guru · Опубликовано 06.09.2017 · Обновлено 08.10.2017
В эпоху романтизма в Европе весьма широк интерес к фольклорным сюжетам. Они нашли своё отражение, как в прозе, так и в поэзии: в новеллах Гофмана, сказках братьев Гримм. В поэзии – это баллады Гёте, Бюргера. Например, всемирно известную балладу Гёте «Лесной царь» нередко интерпретируют, и не только в литературе. На русской почве образцовым является художественный перевод Жуковского, который получился настолько самобытным, что стал самостоятельным произведением по мотивам творчества немецкого поэта.
История создания
Иоганн Вольфганг фон Гёте написал балладу «Лесной царь» в 1782 году. Сам образ злобного лесного духа поэт заимствует из датской легенды о Короле Эльфов, которую перевёл на немецкий Иоганн Гердер. Жуковский создаёт свой вариант «Лесного царя» в 1818 году.
Если сравнить его балладу с оригиналом, то можно увидеть массу принципиальных отличий в создании образов. Например, у Гёте острее переданы переживания отца, а Лесной царь предлагает более подходящие для ребёнка соблазны: материнскую заботу, игры, хороводы. У Жуковского же мы встречаем более традиционное для русского восприятия, ласковое обращение к отцу «родимый», а сам Лесной царь изображен не с хвостом, а «с густой бородой», что опять же привычнее для русского сознания. Всё это позволяет считать, что русский поэт создал своё уникальное произведение, лишь опираясь на немецкий образец.
Жуковский создавал свои произведения тогда, когда читающая публика полагала, что русской литературы не существует, а на родном языке писать произведения – невозможно. Поэтому образованные люди читали и «Лесного царя», и многие другие шедевры западноевропейской литературы в оригинале. Перед поэтом стояла весьма трудная задача: доказать, что русский язык способен встать на одну ступень вместе с такими великими языками, как французский, немецкий и английский.
О чем?
Сквозь ночную тьму мчится на коне отец с тяжело больным сыном. У мальчика высокая температура, если говорить медицинским языком того времени, горячка, он бредит. Ребёнку кажется, что за ними гонится Лесной царь, и он признаётся папе в своих страхах. Встревоженный отец понимает, что это значит, но он мужественно не даёт отчаянию взять верх над собою и всё сильнее погоняет коня. Как любящий и заботливый родитель, он старается успокоить сына: шёпот злого духа – шелест листьев, дочери царя – серебристые ивы.
Далее Лесной царь обещает своему потенциальному пленнику золото и игры, но мальчик боится его и продолжает противостоять его уговорам. Когда надежда на спасение уже близко, настойчивый властитель угрожает взять ребёнка силой. Отец доскакал, надеялся, что успел, но ребёнок был мёртв.
Жанр и направление
Баллада берёт своё начало в устном народном творчестве, французские писатели 14-15 вв. активно разрабатывали этот жанр в литературе, а поэзию романтизма без этих сказочных стихов представить невозможно. «Лесной царь» — баллада – стихотворное сюжетное произведение, которое может носить напевный характер. Обычно в балладе присутствует фантастический элемент, происходящий из фольклора.
Участник литературного общества «Арзамас» В.А. Жуковский имел в этом окружении прозвище Светлана, что неслучайно. Среди всего его наследия баллады считаются самыми лучшими и непревзойдёнными произведениями. Притом, по большей части они переводные. Но не только он писал фантастические стихотворные рассказы на русском языке, интересовались этим жанром и Н.И. Гнедич, П.А. Катенин, обращались к данной форме и наследники Жуковского – А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.
Главные герои и их характеристика
В балладе Жуковского «Лесной царь» присутствуют три главных героя: отец, сын и кажущийся больному ребёнку Лесной царь.
Отец в варианте Жуковского представлен уже стариком, что придаёт ещё больший трагизм происходящему. Он изо всех сил пытается мужественно противостоять опасности, нависшей над его семьёй, но болезнь победила ребёнка.
Тематика
Главная мысль
Одной из популярнейших идей для романтизма является судьба героя — предопределение, злой рок. Эта же мысль пронизывает балладу «Лесной царь». Трагедия имеет, как это ни печально, вполне реальный и распространённый сюжет для своего времени. Возможно, и это послужило большой популярности произведения, как в Европе, так и в России. Герои – отец и сын, судьба – Лесной царь. И ничто не в силах изменить то, что должно неизбежно случиться. Ещё больший драматизм придаёт финал баллады: отец уже доскакал, мальчик сражался до последнего, но в шаге от спасения – умер.
Чему учит?
В.А. Жуковский своей балладой «Лесной царь» призывает читателя быть смелым и стойким, бороться до конца, несмотря ни на что. Хоть и надежда порой умирает, но всё-таки последней. Нельзя терять силу духа и приходить в отчаяние, особенно когда в опасности находится жизнь близкого человека. Отец потерял своего ребёнка, но, тем не менее, он выглядит героем, а не проигравшим страдальцем. Он сделал всё, что мог, а не ждал печальной участи, сложа руки, однако понимал: шансов на спасение практически нет. Жуковский убеждает нас: только веря и надеясь возможно противостоять судьбе.
«Лесной царь» (В. Жуковский)
История создания
Василий Андреевич Жуковский заинтересовался романтическими балладами Гёте, в частности, балладой «Лесной царь». На тот момент в русской литературе не было стихотворений, в жанровом отношении подобных «Лесному царю» (романтическое сюжетное стихотворение с неожиданной развязкой). Жуковский решил перевести балладу Гёте на русский язык, и результатом его творческого перевода стало вполне самостоятельное произведение.
Впоследствии балладу «Лесной царь» переводил на русский язык и Афанасий Афанасьевич Фет.
Литературное направление: романтизм.
Литературный жанр: баллада.
Гёте при создании баллады опирался на древние датские легенды, в которых фигурирует злобный Лесной царь и его дочери. В «Лесном царе» Василия Андреевича Жуковского образ Лесного царя аллегоричен: мистический персонаж воплощает страх и болезнь мальчика. В результате Лесной царь становится причиной смерти ребёнка.
Можно сказать, что «Лесной царь» Жуковского стоит у истоков такого популярного в настоящее время беллетристического жанра, как ужасы.
Краткое содержание
Ямщик едет по ночному лесу, прижимая к себе малютку-сына. Ребёнка бьёт озноб от холода и ужаса: мальчику мерещится Лесной царь, который хочет отобрать его у отца. Он рассказывает об этом отцу. Ямщик пытается успокоить сына, уверяет, что тому мерещится: всему виной шум листьев на ветру. Но ребёнок не успокаивается и рассказывает, что Лесной царь позвал своих дочерей. Отец уверяет мальчика, что это ветки. Но сын явственно слышит голос Лесного царя: «Неволей иль волей, а будешь ты мой».
Ребёнок жалуется, что не может дышать. Отец спешит, погоняет лошадь, но, когда «ездок доскакал», ребёнок в санях лежал уже мёртвый.
Метрика
Тропы и фигуры речи
Эпитеты: хладною, запоздалый, оробелый, «в тёмной короне, с густой бородой».
Метафоры: «ветер, проснувшись, колыхнул листы», «ветлы седые», «не скачет, летит».
Параллелизм: действия Лесного царя имеют природные параллели (его голос — шум листвы, фигуры дочерей Лесного царя — вётлы).
Повторы: «будут играть и летать, / Играя, летая, тебя усыплять», «мне душно, мне тяжко», «Младенец тоскует, младенец кричит; / Ездок подгоняет, ездок доскакал».
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Какие синонимы к слову «ребёнок» используются в балладе?
Ответ. «Сын молодой», «дитя», «малютка», «младенец».
Какой из диалогов, представленных в балладе, носит фантастический характер?
Ответ. Фантастичен диалог ребёнка и Лесного царя. Мальчик ведёт также разговор с отцом, но этот диалог имеет реалистическую природу. Что касается разговора с Лесным царём, то он может быть воспринят и как мистика, и как болезненный бред мальчика.