Лесные проталинки что это
Прогулка. Проталины.
Валерия Полякова
Прогулка. Проталины.
Цель: расширять кругозор, углублять знания о признаках весны, развивать внимательность и наблюдательность.
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны,
Верно, очень теплые ноги у весны.
Выглянул подснежник в полутьме лесной,
Маленький разведчик, посланный весной.
Пусть еще над лесом владствуют снега,
Пусть лежат под снегом сонные луга,
Пусть на спящей речке неподвижен лед.
1 Здесь на ветке чей-то дом,
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут. (гнездо)
2 На лесной проталинке
Вырос цветочек маленький.
Прячется в валежник
3 Не драгоценный камень,
Задание: нарисуй первый цветок таким, каким ты его представляешь.
Поговорки и пословицы:
2 Март весне брат и зиме не рад.
4 В марте и курица из лужи напьется.
Наблюдение: мы наблюдаем за таянием снега в разных местах на площадках детского сада. Первые весенние проталины появляются там, где солнышко лучше прогревает снег. Установить связь между изменениями в неживой природе и положением солнца.
По небесам оравою бредут мешки дырявые,
И бывает иногда: из мешков течет вода.
Спрячемся получше от дырявой тучи.
Наблюдение: обратить внимание детей на лужу. Давайте подойдем к ней. Ребята посмотрите на лужу. Что вы там видите? В лужах отражаются облака, деревья. Давайте поводим по воде палочкой. Что у нас получилось? Волны. А почему сейчас нет отражения? Предметы отражаются только в спокойной воде.
1 Живою может быть и мертвой.
И жидкою, и очень твердою.
Таиться может в небесах,
И в глубине земли скрываться,
И испаряться на глазах,
И тут же снова появиться! (вода)
Труд на участке: уборка луж на участке.
«Прогулка в лес!» Программное содержание: Закрепить умение ходить по доске, положенной на пол, совершенствовать навык прыжков на двух ногах с продвижением.
Занятие-прогулка с детьми младшей группы «Прогулка в весеннем лесу» Цель: вызвать у детей интерес к прогулке. Задачи: дать детям первые предоставления о ранней весне, воспитывать любовь к природе, воспитывать.
Где бывают первые проталины?
На лесной опушке ещё лежит снег. Но у стволов деревьев почему-то выделяются проталинки. В XVIII веке американский естествоиспытатель Б. Франклин проделал интересный опыт, который объясняет причину образования проталин у тёмных стволов деревьев. «Я взял, — пишет Франклин, — у портного несколько квадратных кусочков сукна различных цветов. Между ними были: чёрный, тёмно-синий, зелёный, пурпуровый, красный, белый и различных других оттенков и цветов. В одно светлое солнечное утро я положил все эти кусочки на снег. Через несколько часов чёрный кусок, нагревшийся сильнее других, погрузился в снег так глубоко, что лучи солнца более до него не достигали: тёмно-синий погрузился почти на столько же, как и чёрный; светло-синий гораздо менее, остальные опустились тем менее, чем они светлее. Белый же остался на поверхности, то есть совершенно не опустился». «Заметьте, — добавляет Франклин, — что на солнце в тёмном костюме нам гораздо жарче, чем в белом; тёмные предметы нагреваются на солнце сильнее, чем светлые. Поэтому под чёрным сукном и снег подтаял сильнее, чем под светлыми кусочками материи». Стволы деревьев тоже тёмные. Весной они сильно нагреваются солнцем, и вокруг них тает снег. Но почему же тёмные предметы нагреваются сильнее, чем светлые? Именно потому, что они тёмные. Ведь солнечный свет падает на все предметы одинаково. Но от одних предметов лучи сильно отражаются, и они нам кажутся светлыми. А другие предметы поглощают солнечные лучи и выглядят тёмными. Поглощённые предметами лучи превращаются в тепло. ПроталинаПрота́лина — место, где стоял снег и открылась земля. Обычно проталины наблюдают весной. Вокруг одиноких стволов проталины образуются в виде глубоких воронок. Среди полей проталины кажутся чёрными или зеленоватыми, ближе к болотам — бурыми, на самих болотах — серыми и чёрными, а на лесных просеках проталины выглядят как сплошные белые линии. Иногда проталиной называют оттаявшее место на любой замороженной поверхности. СодержаниеФенологияВ фенологии отмечают дату появления первых проталин с целью более точного определения подсезона таяния снега весеннего сезона. Появление первых проталин свидетельствует о температурном переломе и является верным признаком наступления весны. Отмечают срок появления проталин на ровном месте, а не на склонах или буграх. Появление проталин на ровном месте обычно соответствует росту температур в полдень до 0 °C и переходу среднесуточной температуры выше −5 °C. ПримечанияЛитератураСсылкиСнег и лёд | |
Снег | Снежный покров | Пороша | Наст | Фирн | Фирновая граница | Снеговая линия | Депрессия снеговой линии | Нивально-гляциальная зона | Проталина | Красный снег |
---|---|
Природные образования: снежные | Сугроб | Надув | Заструга | Снежник | Снежница| Снежный карниз |
Перенос снега | Снегопад | Метель | Буран | Пурга | Позёмок | Снежная крупа | Лавина | Снежный эффект озера |
Лёд | Морской лёд | Снежура | Шуга | Сало | Паковый лёд | Гололёд | Гололедица | Изморозь | Иней | Глетчерный лёд | Дегляциация | Сёрдж | Ледоём | Гляциоизостазия | Гляциодислокация | Гляциодиапир | Гляциогалокинез |
Природные образования: ледяные | Криосфера | Шельфовый ледник | Дропстоун | Наледь | Вечная мерзлота | Ископаемый лёд | Мёртвый лёд | Сосулька | Торосы | Припай | Стамуха | Ледниковая трещина |
Ледяной покров: частичный | Реки́: Ледоход | Полынья | Забереги |Океана: льдина, айсберг | Земли́: ледник | Рафтинг (геология) | Эрратические валуны | Подвижка ледника |
Иглу | Ледяная скульптура | Кубики льда Создание снега: Снежная пушка | Снежное ружьё Зимние развлечения, игры со снегом: снеговик (снежная баба) | снежок ( Снежки, Юкигассен ) | каток | горка | Снежная крепость | |
Научные дисциплины | Криология | Гляциология | Четвертичная гляциогидрология | Палеогляциология | Маринизм |
Персонажи | Снежная королева | Снегурочка | Юки-онна |
Мероприятия | Снежный фестиваль | Винтерлюд | Новый год |
Полезное
Смотреть что такое «Проталина» в других словарях:
проталина — проталинка, прогалок, прогал, подталина, прогалина Словарь русских синонимов. проталина сущ., кол во синонимов: 14 • выталина (1) • … Словарь синонимов
ПРОТАЛИНА — ПРОТАЛИНА, проталины, жен. место, где стаял снег и открылась земля. «На проталинах весенних показались ранние цветочки.» Пушкин. || перен. Растаявшее место. «В проталины окон был виден ослепительно сверкающий снег.» Максим Горький. Толковый… … Толковый словарь Ушакова
ПРОТАЛИНА — ПРОТАЛИНА, ы, жен. Место, где стаял снег и открылась земля. Весенние проталины. | уменьш. проталинка, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
проталина — Свободный от снега участок поверхности, появившийся в результате протаивания … Словарь по географии
Проталина — ж. 1. Место, где стаял снег и обнажилась земля. отт. Место на реке, где растаял лед; полынья. 2. разг. Протаявшее место на замерзшем стекле. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
проталина — проталина, проталины, проталины, проталин, проталине, проталинам, проталину, проталины, проталиной, проталиною, проталинами, проталине, проталинах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
проталина — прот алина, ы … Русский орфографический словарь
проталина — (1 ж); мн. прота/лины, Р. прота/лин … Орфографический словарь русского языка
проталина — и, ж. Місце, де протанув сніг і видно землю. || Місце на річці, озері і т. ін., де протанув лід. || розм. Протале місце на замерзлому склі … Український тлумачний словник
проталина — ы; ж. Место, где стаял снег и открылась земля. На весенних проталинах показалась трава. На холмах чернели первые проталины. // Протаявшее место на замёрзшем стекле или в ледяном покрове реки. Смотреть в проталину. В ледяной глади реки… … Энциклопедический словарь
Мастер-класс «На лесной проталинке» по изготовлению подарка маме на 8 Марта из ватных дисков, шпажек, туалетных втулок
Ольга Михайленко
Мастер-класс «На лесной проталинке» по изготовлению подарка маме на 8 Марта из ватных дисков, шпажек, туалетных втулок
Предлагаю мастер-класс для воспитателей в совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
Цель: Изготовления подарка маме на 8 марта.
— Познакомить с праздником «Женский день 8 марта», воспитывать любовь к маме, бабушке, уважение к девочкам, женщинам.
— Познакомить с первоцветами, формировать бережное отношение к природе.
— Активизировать словарь «первоцвет», «подснежник», «проталинка».
— Развивать мелкую моторику, аккуратность.
Идеей этого подарка послужило стихотворение Н. Железновой:
«На лесной проталинке
Рос цветочек маленький,
Для изготовления подарка понадобились:
1. Туалетные втулки, деревянные шпажки, ватные диски, вата, бумажные салфетки белого и зеленого цвета, пенопласт, белый картон, зеленая гуашь, желтый пластилин, зеленая ленточка.
Готовиться к празднику начали заранее, потому что процесс изготовления подарка с малышами у нас занял три этапа: на первом и втором занатиях мы с детьми мастерили «проталинки», а на третьем занятии уже сами цветы, составляя из них композицию.
Первое занятие.
Подготовительная работа для воспитателя: Каждую втулку я разрезала на 2 равные части канцелярским ножом. Таким образом, из одной втулки получилась «проталинка» для двоих детей.
Затем ножницами вырезала с одной стороны волнистый край у каждой втулки. Деревянные шпажки покрасила в зеленый цвет. По диаметру втулки вырезала из картона цветы.
Второе занятие.
Предварительная работа воспитателя: Клеевым пистолетом я приклеила картонные зеленые цветы, загнув их лепестки к втулкам. Заготовила кусочки пенопласта.
С детьми внутрь втулок вложили пенопласт на двухсторонний скотч, клеем ПВА приклеили кусочки ваты.
Дети смяли кусочки салфеток белого и зеленого цвета и, капнув клей ПВА на стенки втулки, вложили их туда.
Третье занятие.
Предварительная работа воспитателя: Некоторые шпажки разломала на 2 части, заточила точилкой. Нарезала декоративную зеленую ленточку для «листиков». Из ватных дисков, сложив их пополам, вырезала лепестки, разделила их.
Дети на шпажки прилепили по кусочку желтого пластилина и, капнув клей ПВА на три лепестка из ватных дисков, я помогла детям обвернуть их вокруг «стебелька», а пальчиками дети прижимали место крепления. Держа цветок за стебелек, дети помогли мне завязать зеленые ленточки-листики. А затем уже втыкали готовые цветы в «проталинки».
Учим с детьми стихотворение по мотивам которого была создана поделка «На лесной проталинке». В нашем варианте оно теперь звучит так:
«На лесной проталинке
Рос цветочек маленький,
Мы цветок срывать не стали,
Смастерили его сами.
Пусть стоит в подставочке
На столе у мамочки. «
Детский мастер класс по конструированию подарка ко Дню Матери из ватных дисков и цветной бумаги «Букетик для мамочки» Дорогие друзья, доброе время суток! Сегодня изготовим поделку «Букетик для мамы» из ватных дисков и цветной бумаги. Необходимые материалы.
Мастер-класс поделки из ватных дисков «Подарок маме» Мастер- класс «Подарок маме». Скоро наша страна будет отмечать «праздник Мам» и мы с детьми сделали им подарки,называются наши работы «Цветок.
Мастер-класс по аппликации из ватных дисков «Цветок в подарок маме» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Приближается наш любимый праздник «День Матери» и все спешат приготовит подарок для.
Мастер-класс изготовления поделки-подарка «Бинокль» из туалетных втулок ко Дню защитника Отечества Предлагаю мастер-класс «Бинокль» воспитателям для работы с детьми дошкольного возраста с целью изготовления подарка папе к празднику, посвященному.
Мастер-класс: открытка к 8 Марта из ватных дисков и пластиковых одноразовых тарелок Добрый день коллеги!Предлагаю вашему вниманию открытки к 8 марта сделанные из ватных дисков и пластиковых одноразовых тарелок. Для работы.
Мастер-класс по изготовлению подарка маме Мастер-класс по изготовлению подарка маме. Ваза с цветами День весенний, суетливый, День веселый и красивый – Это мамин день! День торжественный,.
Мастер-класс по изготовлению поделки из ватных дисков «Тюльпаны» Аппликация – одно из самых любимых занятий детей. Детям нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать. И в итоге получить.
Конспект НООД по познавательному развитию «На проталинке лесной первоцветы выросли» для деей старшего дошкольного возраста.
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы
«На проталинке лесной первоцветы выросли»
Воспитатель: Чугреева С.Н.
Образовательная область: «Познавательное развитие», (интеграция с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие», «Физическое развитие»)
Тема: «На проталинке лесной первоцветы выросли»
Цель: Формировать знания детей о весенних цветах-первоцветах, о необходимости их охраны.
• способствовать воспитанию чувства прекрасного в душе ребенка; формировать бережное отношение к природе.
• формировать у детей умение работать в коллективе, слушать товарищей.
• расширить кругозор воспитанников.
• способствовать развитию познавательных способностей и творческой активности.
Методы и приемы: Беседа, вопросы, двигательные упражнения, д/игра, чтение стихов, загадок, постановка проблемного вопроса.
Ноутбук, проектор, презентация.
Предварительная работа: беседа о первоцветах, оформление в группе альбома “Подарки весны”; дидактические игры «Найди и назови», «Найди лишнее».
Логика образовательной деятельности
Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …
Воспитатель : А ребята скажите, сколько всего месяцев у весны?
Ответы детей : Всего их три, март, апрель, май.
Воспитатель : Молодцы ребята, правильно.
Воспитатель : Садитесь поудобнее. Так как мы с вами будем говорить о весне, о природе. Я вам покажу приход весны на экране, а вы скажете что увидите.
Что происходит с природой?
— Слайд №1 Солнце высоко, светит ярко, дни становятся длиннее, ночи короче.
Слайд №2. Снег тает, появляются проталинки. Висят сосульки, звенит капель.
Слайд №3.Бегут бурливые ручейки. Река вскрывается ото льда.
Слайд №4. Прилетают первые вестники весны, птицы(скворцы, грачи)
Воспитатель : Ребята, вы любите путешествовать? Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие в весенний лес. Давайте вспомним правила поведения в лесу: лес – дом животных и птиц, мы с вами гости леса. В лесу нельзя шуметь, оставлять мусор, ломать ветки деревьев, рвать охапками цветы. И тогда лес встретит нас как гостеприимный хозяин: порадует полевыми цветами, сочными ягодами, радостным щебетанием птиц. Нельзя шуметь возле птичьих гнезд: птица может испугаться, улететь и не вернуться в гнездо, а ее птенчики погибнут с голоду.
Воспитатель : Давайте мы с вами посмотрим, что же происходит дальше в наше лесу.
Слайд №5. Просыпаются в берлоге медведи, ежи.
Слайд №6.Просыпаются не только животные. Но растения. Набухают почки, появляется первая трава.
Воспитатель: Правильно первые весенние цветы. Когда появляются первые цветы в лесу?
Дети : Как только растает снег и появятся первые проталины.
— Какие первые цветы можно увидеть в лесу?
Какие первоцветы вам знакомы?
Дети : Подснежники, лесные фиалки, ландыши.
— По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и все солнышко достается подснежникам.
В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозками, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.
Звучит запись «Подснежник» П. И. Чайковского. Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.
— Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?
— Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко-красные. Вот она, природа-волшебница! Украсила лес цветочным ковром.
Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу – ковер из подснежников и хохлаток, лугу – пестрый ковер из луговых цветов.
А теперь давайте поиграем в игру «Что лишнее?» (слайд 10)
Физкультминутка (проводится под музыку)
Спал цветок и вдруг проснулся,
(туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел.
(туловище вперед, назад)
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром улыбнется –
Одуванчик в шесть проснется.
— Какие цветы можно увидеть на луговом ковре? (Мать-и-мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик.) (слайд 11)
Чуть запахло весной, на проталинах появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по-цветочному они одеты хорошо : с ног до головы – в пушистых листиках-чешуйках.
В каждой семейке мать-и-мачехе по 4, а то и по 6 стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа – мать – теплая, другая – мачеха – холодная.
— От цветении каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)
— На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь)
В камышах гнездятся цапли,
Дремлет сонная река,
Солнце расплескало капли
Стали капельки цветами,
Озарили все вокруг!
В новом желтом сарафане
Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит – одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда.
А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.
— Какие цветы можно увидеть в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы, анютины глазки и т. д.) (Слайд 11)
В садах появляются с первыми проталинками гиацинты. Гиацинт – цветок вешних дождей. Так называли его в Древней Греции. Во время весенних теплых дождей из небольшой луковицы вырастает зеленый стебелек гиацинта, который на верхушке со всех сторон покрывается маленькими цветочками, похожими на крохотные лилии, на одних они – розовые, на других – синие, голубые, ярко-желтые.
Ранней весной поистине царственно цветут тюльпаны. Они снежно-белые, розовые, красные тигровые, желтые.
Анютины глазки – нежные бархатистые цветы. У них пять лепестков – белых, желтых, фиолетовых. В Древней Греции об этих цветках существовала легенда. Будто бы Зевс превратил в анютины глазки любопытных людей, которые подглядывали, из-за кустов за богиней Афродитой в то время, когда она купалась.
Сверху листик гладкий,
Но с байковой подкладкой. (Мать-и-мачеха)
На лугу у реки золотые огоньки,
Огоньки погасил. (Одуванчик)
Первый вылез из темницы
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)
На зеленом шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)
Эх, звоночки, синий цвет
С язычком, а звону нет. (Колокольчик)
Сквозь иглы темной хвои
Веселый лился свет.
Я шла лесной тропою
И вдруг нашла букет.
Букет лесных фиалок
Лежал на мшистом пне.
И стало мне их жалко,
И грустно стало мне.
Зачем же их сорвали,
Казалось мне, я слышу
Фиалок слабый стон,
Он делался все тише,
Но сердце ранил он.
— Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали?
— Что мы можем им пообещать?
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все : и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
И еще несколько правил :
1. Не рвите большие букеты!
4. Посадите первоцветы в саду и ухаживайте за ними!
Подведение итога занятия.
— О каких цветах мы сегодня говорили?
— Когда зацветает подснежник, пролеска?
— Когда цветет ландыш?
— Чем интересен прострел Сон-трава?
— Как нужно относиться к первоцветам?
— Расскажите своим родным и знакомым всё, что вы сегодня узнали о
— Я надеюсь, что вы будете друзьями природы, увидев красивые цветы, не
будете их рвать и топтать, а будете только ими любоваться.