Лестница иакова что это означает
Лестница Иакова
Лестница Иа́кова (ивр. סולם יעקב , Sulam Yaakov) — лестница из сна Иакова, соединяющая землю и Небо.
Содержание
В Библии
И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! |
Проснувшись, Иаков возлил елей на камень, который лежал у него в изголовье, и объявил это место Домом Божьим (Бейт Эль, в русском переводе — Вефиль, ср. байтил) — Быт.28:18-19.
Апокриф «Лествица Иакова»
Лествица Иакова — русский переводной апокриф, основанный на библейском сюжете. В апокрифе приводится подробное описание увиденной Иаковом лестницы: у неё 12 ступеней и на каждой справа и слева лица, а на самом верху — «лице, акы человече, из огня изсечено». Приводится толкование данного видения: ангел разъясняет Иакову символику каждой из ступеней, а движение ангелов по лестнице трактуется как сошествие Христа на землю. Также сообщаются подробности о судьбе потомков Иакова.
«Лествица Иакова» входит в индекс запрещённых книг, начиная с Номоканона XV века. Её текст включён в состав Толковой палеи и Полной Хронографической палеи.
Культурные аллюзии
Cм.также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Лестница Иакова» в других словарях:
ЛЕСТНИЦА ИАКОВА — «ЛЕСТНИЦА ИАКОВА» (Jacob s Ladder) США, 1990, 115 мин. Драматический триллер фантазия. Англичанин Эдриан Лайн, прошедший школу рекламных фильмов, блестяще придумывает свои киноленты и в каждой из них поражает зрителей надолго запоминающимися,… … Энциклопедия кино
Лестница Иакова — ♦ (ENG Jacob s ladder) сон Иакова, в к ром от земли до небес протянулась лестница с восходящими и нисходящими по ней ангелами (Быт. 28:12). Это было явление Бога, сопровождавшееся Его обещанием отдать Иакову землю, на к рой тот лежит, и… … Вестминстерский словарь теологических терминов
Лестница Иакова (значения) — Лестница Иакова: Лестница Иакова по Ветхому Завету лестница, соединяющая землю и небо. Лестница Иакова (фильм) американский кинофильм. Лестница Иакова (эксперимент) название физического эксперимента, демонстрирующего некоторые… … Википедия
Лестница Иакова (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лестница Иакова (значения). Лестница Якова Jacob s Ladder … Википедия
Лестница (значения) — Лестница функциональный и конструктивный элемент, обеспечивающий вертикальные связи. Лестница (фильм) советский художественный фильм (1989 год). Потёмкинская лестница в Одессе Испанская лестница в Риме Лестница Иакова: Лестница Иакова по… … Википедия
Лестница на небеса — В Книге Бытия упоминается лестница, соединяющая землю и небо Лестница Иакова. Эту лестницу иногда называют «Лестница на небеса» или «Лестница в небо». К образу подобной лестницы обращаются авторы религиозных и художественных произведений (не… … Википедия
Лестница — У этого термина существуют и другие значения, см. Лестница (значения). Потёмкинская лестница в Одессе … Википедия
ЛЕСТНИЦА — символ связи между верхом и низом, между небом и землей, олицетворение постепенного подъема вверх. Амулеты в виде лестниц обнаружены в египетских захоронениях. Широко известна «лестница Иакова». Третьему из великих патриархов Иакову по пути в… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
ЛЕСТНИЦА — мифопоэтический образ связи верха и низа, разных космических зон. В завершённом виде Л. пересекает три космические зоны, связывая мир богов, людей и умерших или злых духов, демонических сил, хтонических животных, соответственно рай и преисподнюю … Энциклопедия мифологии
ЛЕСТНИЦА ИАКОВА (JACOBS LADDER)
О лестнице Иакова, излюбленной теме детей и художников, чрезвычайно аллегоризированном образе в ходе истории библейских исследований (Jeffrey) и источнике вдохновения для авторов гимнов, в Библии упоминается только один раз. Во время бегства в Харран после решительного разрыва со своим братом Исавом Иаков провел ночь, положив себе в изголовье камень. Во сне Иаков увидел:
«Вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба;
и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.
И вот, Господь стоит на ней» ( Быт. 28:12–13 ).
С вершины лестницы Бог дал Иакову благословение завета ( Быт. 28:13–15 ).
Основные мотивы, которые мы предположительно должны увидеть в этой картине, выражаются в самом рассказе. Положение Бога наверху лестницы, с которой Он дает заветное благословение, служит образом Его трансцендентности и власти. Но тот факт, что лестница связывает Бога и Иакова, наряду с беспрестанным движением по ней вверх и вниз ангелов, делает лестницу Иакова одновременно образом имманентности Бога – Его близости к человеческим созданиям, как о том свидетельствуют слова Иакова при пробуждении: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» ( Быт. 28:16 ). Кроме того, двухстороннее движение символизирует двухсторонний характер взаимодействия людей с Богом – принятие того, что Бог посылает на землю, и стремление вверх, к Богу на небо.
Неудивительно, что образ лестницы истолковывается в провидческом и мистическом смысле. Лестница явилась Иакову во сне. И во сне земная реальность вылилась в видение Бога и неба. Лестница Иакова выглядела образом святого и грозного, как намекается в самом рассказе, где говорится, что Иаков «убоялся, и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» ( Быт. 28:17 ). В Новом Завете со сном Иакова перекликаются слова Иисуса Филиппу и Нафаниилу, что они увидят «небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» ( Ин. 1:51 ).
См. также: ВОСХОЖДЕНИЕ, ИАКОВ, СПУСК.
D.L. Jeffrey, «Jacobs Ladder», DBTEL 388–390.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Лестница Иакова,
или Без Бога не до порога
Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 22-я
Публикуя финальную «Беседу» протоиерея Олега Стеняева на Книгу Бытия, мы рады сообщить читателям, что издательство Сретенского монастыря готовит книгу по этому циклу бесед.
Небо начинается на земле, равно как и вхождение в Церковь Божию, преддверие Царства Небесного начинается с домашней Церкви, как апостол Павел и называет семью верующих: домашнюю их церковь (Рим. 16, 4); ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? (1Тим. 3, 5).
Так и Иаков должен был создать собственную семью, научиться «управлять собственным домом», дабы начать заботиться и «пещись о Церкви». Впрочем, в те времена и не было другого формата церковного бытия, кроме семейного.
Основанием семейной жизни должна быть общность веры
Следовательно, основанием семейной жизни должна быть общность веры. Как говорили наши предки: Без Бога не до порога.
И мы читаем далее Книгу Бытия (уже с 28-й главы):
И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, и да даст тебе благословение Авраама [отца моего], тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму! И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава (Быт. 28, 1–5).
Пророческие обетования, изреченные его отцом, не могли не вдохновить и не обрадовать его. Подобную радость о Слове Божием испытывал и царь Давид, восклицавший: Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс. 118, 105).
В этой ситуации, когда Исаак ничего не выговаривает сыну своему за вынужденный обман, мы видим, что пророческое ведение вернулось к слепому Исааку, и теперь, вероятно, он сам догадывается, что пребывал в обманчивой иллюзии относительно предполагаемого наследника Исава, совершенно не наделенного необходимыми для религиозного лидерства качествами.
Но есть и аллегорическое истолкование данного события и обстоятельства – зачем искать невесту в языческой Месопотамии.
Древнехристианский экзегет Цезарий Арльский пишет:
Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских; и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию. И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его; и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих (Быт. 28, 6–9).
Библия – это не учебник истории, но Божий План нашего Спасения
Здесь, и мы на это уже обращали внимание, нарушена хронология событий. Мы прочитали: и пошел Исав к Измаилу, хотя ранее уже читали о смерти Измаила (Быт. 25, 17). Но, как и ранее, хочется напомнить, что Библия – это не учебник истории и не хронограф, но Божий План Домостроительства нашего Спасения, где все… полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3, 16–17).
Но тогда чему нас может научить это уточнение про Исава? Прежде всего, тому, что так и не раскаявшийся в прежних своих деяниях Исав продолжает действовать в не совсем правильном направлении, принимая решение спонтанно, в результате первого эмоционального всплеска, и без совета со старшими. Здесь, даже подражая Иакову, он все еще остается Исавом – своевольным, завистливым и напористым.
Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте (Быт. 28, 10–11).
Здесь все очень и очень непонятно…
Что значит: и остался там ночевать, потому что зашло солнце? Мы все ложимся спать после захода солнца…
И далее еще более непонятно: взял один из камней того места, и положил себе изголовьем! Кто же использует камень вместо подушки?
Блаженный Иероним поясняет:
Каждое действие праведного – урок для нас
Таким образом, каждое действие праведного – урок и школа для нас.
И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе (Быт. 28, 12–15).
Здесь буквально все более чем неслучайно, духовно и аллегорично. В экзегетике мы сталкиваемся с целой мозаикой истолкований и мнений.
Бог помогает Иакову, видя его желание бежать от суеты и во всем полагаться на Промысл
Здесь мы особенно выделим комментарий Иоанна Златоуста о необходимости глубокого личного упования на Бога при нашем восхождении в Его чертоги. И комментарий Беды Достопочтенного о подлинной церковности, в ее стремлении к надмирному и Небесному.
Святитель Иоанн Златоуст учит:
С одной стороны, здесь поражает то, как свободно Златоуст воспроизводит слова Бога, как бы объемля ими все наши возможные страхи, комплексы и сомнения перед лицом неизвестности о собственном будущем.
И действительно, разве не Господь Бог есть Тот, Который в равной степени обладает нашим прошлым, настоящим и будущим; нашим, и наших семей, и всех тех, которые дороги нашим сердцам? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости? Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он (Ис. 40, 14–15). И при всем при этом величие христианского Бога заключается и в том, что, управляя бесконечно огромными величинами мироздания, Он, в Своей отеческой заботе о каждом из нас, близок к нам, к каждому из нас, настолько, что мы едва ли сможем до конца постигнуть Его отеческую любовь и заботу. Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49, 15).
Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его (Быт. 28, 16–18).
По этому отрывку существует, подобно предыдущему, целая мозаика истолкований и изъяснений.
Поражают слова: взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником! То есть необходимо поставить во главу угла, превыше всего, Тот Камень, о Котором и сказано: Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится (Ис. 28, 16); и еще: Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа (Фил. 3, 8).
Мы не всегда распознаем близость Господа к каждому из нас
Удивительно восклицание Иакова: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! Как и в случае с Агарь (Быт. 16, 14), мы не всегда распознаем близость Господа к каждому из нас, сами удаляемся от Него своим нечувствием Его Любви и вновь приближаемся к Нему, объятые Его заботою и милостью.
И в то время, пока мы крутим головою:
Со страниц Писания доносится:
– Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20).
Иаков, помазывающий Камень-Христа, созерцает в Нем Царя, Пророка и Первосвященника
И Иаков, помазывающий Камень-Христа, созерцает в Нем Царя, Пророка и Первосвященника, каждого из которых помазывали у евреев миром и елеем. Он видит чрез толщу веков еще не совершившееся как совершившиеся, обличая нас, не всегда способных в уже состоявшемся созерцать непреходящее и вечное.
Созерцает Таиновидец Иаков и камень помазания, куда полагали уже мертвое Тело Христа… Значит, зрит и Его Славное Воскресение!
И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, – то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть (Быт. 28, 19–22).
«Вефиль» и означает: «Дом Божий»! Значит, Иаков, почтив Христа как основание веры (Камень-Столб-Памятник); возлив елей, то есть признав Его Помазанником (Царем, Пророком и Первосвященником); связав это место с основанием Храма (Дом Божий), – исповедует Христа и Господом Богом!
Вероубеждения Иакова приобрели цельный вид, теперь-то он и может создать семью и передать основы своей веры детям.
Ибо что такое семья и дом, страна и благополучие, если они не основаны на единстве духа, веры, надежды и любви? Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126, 1).
Лестница Яакова
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Лестница Яакова — Лестница в Небеса [↑]
Лестница Яакова — образ из пророческого сна праотца Яакова, описанный в Торе, в книге Берешит (Бытие). Эта лестница соединяла Небеса и Землю, а по ней поднимались и опускались ангелы. Лестница Яакова, она же Лестница в Небо, благодаря ее глубокому духовному смыслу и множеству толкований, стала довольно известным символом в мировой культуре, который не редко используется, например, в музыке, в кино или в литературе.
Попробуем разобраться и понять: что же такое Лестница Яакова на самом деле, каков ее истинный смысл и значение?
Объяснение первое [↑]
Вот как этот пророческий образ описан в Торе, в недельной главе «Ваеце» (Берешит, 28:10-13):
11. И достиг (того) места, и ночевал он там, ибо зашло солнце. И взял он из камней (того) места и положил себе изголовьем, и лег на том месте. 12. И снилось ему: и вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает небес; и вот ангелы Б-жьи восходят и нисходят по ней. 13. И вот Господь стоит над ним, и сказал Он: Я Господь, Б-г Авраама, отца твоего, и Б-г Ицхака! Землю, на которой ты лежишь, тебе дам ее и твоему потомству.
Итак, по пути из Святой Земли в Харан [предположительно, область Междуречья в районе границ Сирии и Ирака] Яаков заночевал в каком-то особенном месте и увидел этот сон.
Пишет Раши, что ангелы, сопровождавшие праведника Яакова на земле Исраэля, поднимаются наверх (т.к. они не выходят за ее пределы), а вместо них спускаются другие ангелы, чтобы сопровождать его за пределами Святой Земли.
Это же объяснение упоминается в Берешит раба 68.
Объяснение второе [↑]
Среди множества объяснений, что означает лестница, показанная Яакову в пророческом сне, есть и такой мидраш. Он приведен в Йалкут Шимони (из Мидраша Псикта дэ-рав Каана) на главу Ваеце, 121.
Сказано (Ирмеяу 30, 10): «И ты не бойся, раб Мой, Яаков, — сказал Всевышний, — и не страшись, Исраэль…» Раби Берахья от имени раби Меира сказал: этот стих относится к следующей ситуации. Показал Святой, благословен Он, нашему праотцу Яакову ангела Бавеля (Вавилона) — поднимающегося и опускающегося, и ангела Мадая (Мидии) — поднимающегося и опускающегося, и Йавана (Греции) — поднимающегося и опускающегося, и Эдома (Рима) — поднимающегося и опускающегося. Сказал ему Святой, благословен Он: Яаков, и ты — поднимайся! В тот час убоялся Яаков, сказал: как эти опустились, так будет и со мной. Сказал ему Всевышний: не бойся, Исраэль, если ты поднимешься, не опустишься. Но не поверил Яаков и не поднялся… Сказал ему Святой, благословен Он: если бы ты поверил и поднялся, не опустился бы вовеки. Теперь же, поскольку ты не поверил и не поднялся, будут твои потомки порабощены этими четырьмя царствами в этом мире… Может быть, навсегда? — На это сказано (там же, у пророка Ирмеяу): «…и не страшись, Исраэль, ибо вот, спасу Я тебя издалека и потомство твоё — из страны пленения их; и возвратится Яаков, и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет страшить его…»
Итак, согласно этому объяснению, ангелы во сне Яакова обозначают изгнания еврейского народа, а их падение (спуск с лестницы) — избавление. Лестница же предстает как символ всего исторического процесса, как еврейского народа в частности, так и других народов мира.
Действительно, вся история — это процесс постепенного обучения вере. Всех нас вместе и каждого по отдельности. И когда Всевышний обучит всех Своих воспитанников глубокой, чистой, лишенной любых сомнений вере (не торопясь, как терпеливый отец и воспитатель, мягко, учитывая возможности хрупких подопечных), тогда закончится программа этого мира.
Но вспомним, сколько было в течение всех этих тысячелетий «обучения» тех, кто закончил «с отличием» эту «школу», достойно выстоял в непростых испытаниях. Под угрозой потери имущества, ссылок, изгнаний — в одиночку, семьями, целыми общинами, всем народом. Готовых отдать жизнь, но остаться верными Всевышнему, и исполнивших это в реальности — десятками, сотнями, тысячами, миллионами — за всю историю еврейского народа, от праотца Авраама до нашего времени. А также — просто живущих, полагаясь на Всевышнего во всем, что бы ни происходило день за днем и год за годом, оберегая драгоценный дар близости к Нему. А если кто-то не смог сдать экзамены как должно, ему давались новые попытки, он возвращался для продолжения обучения и роста.
Мудрецы говорят нам, что Яаков опасался (в другой ситуации — при встрече с Эсавом), что какой-то грех, возможно, не замеченный им за собой, сделает недействительным обещание Всевышнего защищать его. Так и здесь, возможно, из-за великого трепета перед Всевышним, Яаков опасался, что не справится — он или кто-либо из его потомков. Ведь речь шла обо всем времени существования этого мира — о том, чтобы в полной «чистоте» пройти все испытания, предстоящие при крутом восхождении по лестнице, достигающей Небес. Но, так или иначе, как сказано в мидраше, Всевышний принял и выбор Яакова. И хотя этот путь оказался затяжным, Всевышний известил Яакова, что в конце пути все придут к освобождению и миру, к исполнению назначенного замысла.
В магазине
Пятикнижие с толкованием РаШИ. Набор из 5 томов
Лестница Иакова
Лестница Иакова, Сон Иакова Сюжет восходит к книге Бытие (28:10-22) «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божий восходят и нисходят по ней». Быт. 28:12 и сл. Затем к Иакову обратился Господь: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему». Проснувшись, Иаков соорудил из своего изголовья памятник (колонну из камней) и, возлив на него елей, нарек это место Бефиль (Вефиль) — «дом Божий». Иаков также дал обет, что если Бог не оставит его, то Исследователи полагают, что место воздвижения Бефиля было священным издревле, задолго до прибытия евреев в Ханаан. Сон в подобных местах — обычная практика, предпринимаемая ради получения во сне непосредственного божественного откровения и/или воли. Впоследствии этим термином обозначаются священные места (хранилища земной силы, места сообщения с небом и т. д.). Лестница обычно рассматривается как реминисценция лестницы вавилонского зиккурата (зиггурата), ведущей к местопребыванию бога на её вершине. У Исаака, сына Авраама, и Ревекки после долгих лет бесплодного брака родились два сын-близнеца Исав и Иаков. Братья подрастали и младший из них, Иаков, все чаще задумывался о том, что все богатство и власть после смерти отца достанется старшему брату. Так как подобный расклад Иакова не устраивал, то он решил старшинство «переиграть». У не слишком умного старшего брата право первородства Иаков выменял на тарелку чечевичной похлебки, а благословение отца было получено маскировкой под Исава. Поняв, что за подобные шутки его и прирезать могут, Иаков решил бежать к родственникам в Месопотамию. По пути он прилег отдохнуть на горе, подложил под голову камень и заснул.
|