Летов что за намеки
Летов что за намеки
Ни времени ни пространства
Лишь скорбная воля
Да терпеливая вера звериная
В то, что сменят нас однажды
Ещё большие карлики великаны
В то, что весна постучится в наши двери
В то, что победа встанет на пороге
В то, что наши возмутительные боги
Вдруг возьмут да и заглянут
Да, много воды утекло
Всеми соками радуги
А та, что осталась — так, не вода —
Даже не скрипнет под колесом
Не говоря уже о драгоценном моём сапоге с каблучищем
А в небе алеет плывёт раздаётся
Пятно неудачи доселе неслыханной
Так никому и неведомой вовсе.
Во весь мой раскидистый взор
Дурацкий узор из извилистых вещей,
сиволапых натюрмортов и гнилых овощей
Во весь мой разнузданный зрак
И резвый топорик коварный кровавый
Зарытый тайком в каменистой листве.
Такое постигло меня однажды
Не помню только — на кладбище или в москве
8 ноября, 18 декабря 1995
Наше дело почётное
словно купание в жиже навозной
Наше дело геройское
словно битва с прыщами на собственной заднице
Наше дело живое, юное
словно листва гробовая осенняя
Наше дело последнее
словно вечно последний раз.
Сочный прыщ половых проблем
Немая жопа постылых дней
Полоса безразличных слов
Потные подмышки поездов
Самокат чёрно-белых снов
Прокатился в простых умах
Простыня улетает вдаль
Цыплёнок ищет в себе желток
Сырой картофель небытия
Волос в горле который год
Туалетной бумаги ком
Привыкает к своей судьбе
Давайте вместе кончим
Сквозь ветхую крышу текла озорная заря
текла безмятежно и густо
Сквозь ветхую крышу на запятнанные простыни
Летов что за намеки
Поздно
Ослабели от славы колени
Ты замени их на сухие ветви — пусть себе скрипят
Опустели пугливые вены
Ты замени их на стальные реки — пусть себе текут
Хмельное солнце закатилось в уголок.
Опустились усталые плечи
Ты замени их на тугие корни — пусть себе болят
Оскудели упрямые речи
Ты замени их на живые песни — пусть себе поют.
Хмельное солнце утонуло в синеве.
Буйная кровь просится на волю
Буйная кровь просится наружу
Просится — так выпусти — пусть себе гуляет
Просится — так выпусти — пусть себе идёт
Хмельное солнышко шагнуло за порог.
Опустились усталые плечи
Ты замени их на тугие корни — пусть себе болят
Оскудели упрямые речи
Ты замени их на лихие песни — пусть себе гремят
Ты замени их на земные песни — пусть себе цветут
Ты замени их на живые песни — пусть себе горят.
Что за намёки?
Жизнь прошла, как очередь
Давайте будем жрать
Я кажется что-то забыл
А в самом углу пустыря
Заросшего и огороженного
Давайте будем жрать!
Резиновый ангел спустился
И сразу смешался с толпою
А Бога убили из ревности
Пустые тревожные сумерки
Давайте будем жрать!
А двери такие похожие
А стены такие невидимые
Найти бы мясистую женщину
Чтоб сытую и равнодушную
Давайте будем жрать!
Как заброшенный листок
Как обрушенный песок
Через лужи, через крыши
Сквозь уго’льные дома
Сквозь балконы и афиши
Всё на север всё на север
Где гудит голодные месяц
в меховом вечернем небе
над застенчивой долиной
над горючими снегами
Где вздымаются рогами
Где угрюмо зеленеют
В малахитовых шкатулках
Папиросы и другие табачные изделия.
Вышло время погулять на часок
Да так и не вернулось
Шальное моё беспризорное времечко
Всё какое было в наличии
Где его теперь гундосит
Где его теперь гниёт
В каком бездорожьё его шароёбится
В какой проруби плещется неприкаянным говном?
Пала в ответ листва с оглушительным шорохом
Отвоевала укутала схоронила
От оскаленных глаз
Вернулся из армии
Стучал по деревьям
Вжимался в тугую землю
Изрыгал комья желчи
вперемешку с бензином …
Так много тому назад.
Глядел в одну точку
Простыни бились в судорогах
Мячик летал вазелиновый
Небо крутилось на пальце
На фоне окна он казался
Фанерной мишенью на поле —
Такой уж он был неподвижный
Ходил среди разных
Чем-то в горле тошнило
Чем-то тёрлось в глазу
Вдруг как-то застыл —
Всё на стуле сидел
Глядел на пластинки
Картинки на стенах…
И она похожа — она спит она тёплая
И он похож — у него лицо железяка
И они все похожи — кровь так и брызжет
А я совсем не похож.
Охватило Всемирного пуговкина
Горе, зима и отсутствие всякого значения
И я тоже, знаете, тому не исключение
Что я — рыжий, как Янка
На берегу завсегда смертоносной речки,
Рыжий ли, словно ревущее пламя
Бегущее, как по волнам, по пугливым блуждающим венам
Или же рыжий, как глупый котёнок
Отважно от мамки сбежавший
В траве полевой колосистой навек запропавший
Дождик спинку ему расчешет
Ветерок рассмешит, утешит
Тучка ему сказку расскажет
Вечерок его спать уложит.
Пиромания
Я сожгу хлеборобное поле
Задушу хриким жаром
мятонущих граждан
Я буду жучить сковородно и порочно
Посреди окострённых хлебовных полей
Потому я хлебовный вредитель.
Пусть лихорада пиявится
Пусть пепелится зерня
Дресня огневая, огнись, камышуй!
Летов что за намеки
— Честность — это понятие, которое относится только к себе самому, к окружающим, особенно далёким, это никак относиться не может по определению. Вообще, всё, что человек делает в обществе, это сложная хитроумная система дурения окружающих во имя определённых — иногда высших, а чаще всего в поганых целях. Ярче всего это проявляется в искусстве, религии и политике.
Что за намёки?
Жизнь прошла, как очередь
За табаком
У некурящего.
Я с детства не любил мерить ступени шагами — я всегда перескакивал.
Глупый мотылёк догорал
На свечке
Жаркий уголёк,
Дымные колечки.
Звёздочка упала в лужу
У крыльца.
Отряд не заметил потери бойца.
Мёртвый- не воскрес,
Хворый- не загнулся,
Зрячий-не ослеп,
Спящий-не проснулся.
Весело стучали храбрые сердца
Отряд не заметил потери бойца.
Не было родней,
… показать весь текст …
Ходит дурачок по лесу…
Ищет дурачок глупее себя!
А что касаемо цитирования… это очень здорово-взять и привнести что-то неожиданное и новое, в то, что уже… Это как взять и достать с чердака старую игрушку, сдуть с нее пыль. подмигнуть, оживить-и да будет Праздник!
«Человечеству гибель не грозит. Человек привыкает ко всему.»
Я ищу таких, как я-сумасшедших и смешных,
Сумасшедших и больных.
А, когда я их найду, мы уйдем отсюда прочь,
Мы уйдем отсюда в ночь-
МЫ УЙДЕМ ИЗ ЗООПАРКА!
Всё идёт по плану
Когда нечего терять, можно долго протерпеть, можно весело смотреть и цветочки собирать
Хватит веселиться, хватит горевать
Можно расходиться, можно забывать
Кто бы что ни сделал, кем бы кто не стал
Никто не проиграл.
Верные пожитки на своих местах
Скверные улыбки тлеют на устах
Тяжким коромыслом вечная ничья
Никто не проиграл.
Что бы я ни сеял, о чём бы я ни пел
Во что бы я не верил, чего б я ни хотел
Куда бы я ни падал, с кем ни воевал
Никто не проиграл.
… показать весь текст …
В начале было слово
Как везли бревно на семи лошадях,
Сквозь игольное ушко, да за тридевять
червивых земель,
За снотворные туманы, за бродячие сухие леса,
За дремучие селения, за кислые слепые дожди,
За грибные водопады, за бездонные глухие поля,
За рассыпчатые горы, за раззявые вонючие рты,
По дощатому настилу, по тревожной
суетливой листве,
По подземным переходам, по зарёванным
прыщавым щекам.
В начале было слово.
В начале было слово.
… показать весь текст …
А небо все точно такое же, как если бы ты не продался.
Под столетними сугробами библейских анекдотов,
Похотливых православных и прожорливых католиков,
Покинутых окопов и горящих муравейников-
Вечная весна в одиночной камере.
Под затопленными толпами домами, площадями,
Многолюдными пустынями, зловонными церквями,
Раскалёнными хуями и голодными влагалищами-
Вечная весна в одиночной камере.
Сквозь зеркальные убежища, словарные запасы,
Богохульные мыслишки и не пропитые денюжки,
… показать весь текст …
Все бы было лучше, и как будо бы пустяк…
«Зачем мы живём?»
Егора Летова любят и маргиналы, и интеллектуалы – это самое странное явление в русской музыке. Кем он был на самом деле?
Сложнейшее исследование «Палача».
Люди часто оценивают друг друга, опираясь на культурные предпочтения. Кино, музыка, книги – сойдёт практически что угодно. Видите, что человеку больше всего нравятся «Интерстеллар» и «Бойцовский клуб», а любимая книга «Мастер и Маргарита» – перед вами поверхностный типок. Свежий Моргенштерн и музыка из ТикТока в плеере – понятно, автору ноль лет. И так далее. Это работает далеко не всегда, но помогает создать первое впечатление. А теперь представьте, что ваш собеседник с огнём в глазах заговорил про Егора Летова. Что это означает?
Лидер «Гражданской Обороны» – самый загадочный персонаж русской музыкальной сцены и культуры в принципе. «Всё идёт по плану» любят поорать в парке шаблонные быдлачки, но о значимости Летова много пишут и говорят публичные интеллектуалы, вроде Юрия Сапрыкина и Николая Солодникова. Для одних Егор – великий русский поэт и философ, для других – маркер плохого вкуса, а третьи просто считают его иконой бунта. Легко запутаться, но хочется узнать, кто же прав и почему сложилась такая ситуация. Почему о Летове вообще говорят так часто? Сегодня мы попытаемся найти ответы.
Почему именно Летов, а не, например, Цой?
Резонный вопрос для стороннего наблюдателя. Если у вас нет опыта, связанного с «Гражданской Обороной», может показаться, что Летов – просто очередная легенда русского рока. Фигура, которую можно подменить другими именами. Тем более, что те же пацаны с лавочек слушали «Кино» и «ГрОб» в одном и том же наборе. Эту логику мы отбрасываем сразу же.
Споров вокруг Летова намного больше – настолько, что их даже сложно посчитать. В зависимости от того, кто говорит, Летов может оказаться коммунистом, православным, анархистом-антисоветчиком, фашистом, нацболом, психом, пророком, легендой панка или тем, кто никогда панком не был. Или всеми сразу, потому что Егор вдобавок ко всему был ещё и постмодернистом.
Более того, сам Летов недолюбливал и понятие «русский рок», и его главных героев. Воевал с Лёхой Никоновым, ненавидел «Агату Кристи» и «Мумий Тролль», а ещё утверждал, что Ленинград не дал ни одной достойной группы, а это как минимум минус ДДТ, «Кино» и «Аквариум». Егор Летов – хейтер русского рока.
Музыкально он ближе к «Звукам Му» Петра Мамонова и «Поп-механике» Сергея Курёхина. И эти группы очевидно едут не в том же засаленном вагоне, что «КиШ», «Алиса» и какие-нибудь «Смысловые галлюцинации». Так что феномен Егора Летова однозначно завязан и на том, что его просто невозможно здраво оценить со старта.
Безумный культ начался уже после смерти Егора
Это важно понимать. Летов точно был культовым персонажем при жизни. Его много кто слушал и обсуждал кулуарно, зная всю дискографию наизусть. А концерты «Гражданской Обороны» превращались в массовые перформансы ещё в конце восьмидесятых. Но в 2008 году, когда Егор умер то ли от алкогольного отравления, то ли от сердечного приступа, точно не было вайба всеобщего почитания. Слова о великом русском поэте, чьё влияние невозможно оценить, появились позже, о чём сейчас мало кто помнит. СМИ не делали из смерти Летова глобальное событие, и никто не собирал подписи, чтобы назвать в его честь аэропорт.
Уже в десятых годах у нас появилось бесконечное количество роликов и статей о том, что Летов – наше всё. И ни одна из них не справилась с задачей объяснить человеку со стороны, почему творчество музыканта такое важное. Всё сводилось к тому, что разные известные люди говорили, как они уважают покойного Егора.
А таких много. Чего только стоит провальный трибьют Летову 2019 года, где песни лидера «ГрОб» пели все на свете: от Славы КПСС и Гречки до «Ленинграда» и группы Louna. Из него в народ ушёл разве что трек Noize MC «Всё как у людей», где оригинальный вокал Летова звучал действительно органично.
За два года до этого Слава КПСС выпускал альбом «Солнце мёртвых», где обильно цитировал Егора Летова. Своего рода одиночный трибьют, не ставший культовым. Зато Славик записал альбом, который не понял Оксимирон.
Некоторые вспомнят даже «Нейронную оборону» – попытку айтишников из «Яндекса» научить нейросеть писать тексты в стиле «Гражданской Обороны». Вышло не очень, но зато мы узнали, что топовые программисты тоже слушают Егора Летова.
И всё это часть огромной проблемы. Все попытки сослаться, объяснить, переосмыслить или даже тупо перепеть Летова выходят какими-то слабыми, неполными или в лучшем случае непонятыми. Но желание сделать это всё ещё остаётся у многих. Правда, дало оно только традицию посвящать Егору перформансы.
Михаил Козырев – лучшая иллюстрация проблемы Летова
Забавно, что музыкант, сознательно казнивший массовую культуру и делавший записи такими, чтобы их не брали на радио, всё равно стал настолько народным. Но дело не только в том, что «Гражданская Оборона» и другие проекты Летова – неформатные группы.
Бывшего шефа «Нашего радио» Михаила Козырева постоянно терроризируют вопросом, почему он запрещал ставить песни Летова. Это было и в «Открытых диалогах» с Сапрыкиным и Солодниковым, и на интервью у Дудя. И каждый раз Козырев давал один и тот же неубедительный ответ.
Суть в том, что Михаил, будучи евреем, не мог пустить в эфир треки артиста, у которого в песне «Общество Память» были строчки «Вешай ##### и Россию спасай!» Козырев каждый раз говорит одно и то же: «Как бы я объяснил это своим детям?» Ни слова о том, что у Летова есть другие песни, а конкретно в этой фраза принадлежит лирическому герою.
Самое смешное, что Михаил мог бы просто ответить, что ему не нравится музыка, и ни у кого бы не возникло новых вопросов. Но он придумывает оправдания, потому что тоже находится под влиянием культа Летова. Как будто под давлением всех этих речей о величии уже нельзя просто сказать «Мне не нравится». Нужно искать оправдания в грязном звуке или радикальности. Кстати, о последнем.
Летов привлекает своей радикальностью и биографией
Похоже, это первый хороший ответ на вопрос: «Почему мы так часто вспоминаем Летова?» Споры о текстах можно оставить знатокам, а вот в чём он был однозначно неистов, так это в провокациях. В конце 1980-х «Гражданская Оборона» совместно с группой «Пик Клаксон» создали новый музыкальный проект под названием «Адольф Гитлер». Как вам такое?
Такие вещи могут ужасать или восхищать, но всегда привлекают максимум внимания. Наверное, самым близким примером тут будет Бабангида – великий аноним русского рэпа, убивший Оксимирона и родивший Славу КПСС. Тот тоже всегда привлекал радикализмом, смешением противоположных политических течений и специфическим звучанием с микрофоном за сто рублей. Старина Бабан, кстати, и сам упоминал Егора Летова в своих текстах.
Сходств полно, но Боб скрывал личную жизнь, а если вы почитаете любой текст-трибьют о Летове, то большую его часть будут занимать не рассуждения о лирике и музыке, а биография. Жизнь Егора действительно похожа на идеальную основу для мифа. Практически любой набор реальных фактов о нём звучит дико сюрреалистично. Судите сами.
Летов лежал на принудительном лечении в психиатрической больнице, где его пичкали нейролептиками. При СССР он был борцом с режимом с анархистских позиций, а сразу после развала Союза начал бороться с демократией и правительством Ельцина. О коммунизме он отзывался, как о рае на Земле, практически всегда с христианскими отсылками. Это уж точно не та же идеология, что у среднего советского гражданина.
Вместе с философом Дугиным он был членом НБД Эдуарда Лимонова. Правда, когда его попросили раздать выпуски газеты «Лимонка», Егор засунул подшивку под кровать и больше о ней не вспоминал. А сам писатель потом долго делился воспоминаниями о том, каким был Летов в девяностых.
Дугин, Лимонов и Летов
Янка Дягилева
Неудивительно, что Летов привлекает многих больше как личность, чем как артист. Хотя и с музыкой такой интерес тоже безусловно связан. Скажем, любители протестной лирики («Мы – лёд», «Убей в себе государство») и более абстрактных вещей («Следы на снегу», «Вечная весна в одиночной камере») – совершенно разные люди. И привлекают их разные аспекты Летова. Поэтому среди фанатов принято делить творчество Егора на периоды – от сибирского панка до позднего психодела.
У Летова отвратительные фанаты – они портят всё впечатление
Так бывает почти со всеми значимыми вещами. За пример сойдёт хоть группа «Король и Шут», хоть франшиза «Звёздные войны». Они могут дарить вам приятные эмоции, и в этом нет ничего стыдного, но никто не хочет иметь дел с грязными школьниками в мерче или с гиками-душнилами, рассуждающими о правильных типах космических кораблей. Но в случае с Летовым всё ещё хуже.
Биографии, радикальных перформансов, сложной лирики и влияния на других артистов уже достаточно, чтобы понять, что культ Летова, может, и странное, но уместное явление. Проблема, что восприятие Егора нейтральным человеком страдает от ужасающего влияния его фанатов.
Сам Летов – однозначно интеллигент. Внимательный зритель Тарковского и читатель Достоевского, постоянно ссылавшийся на философию или гигантский спектр групп, которые слушали только по-настоящему глубинные копатели. И на тех же интервью он всегда показывал себя последовательным и рассудительным человеком, пусть и транслировавшим радикальные взгляды. Но вышло так, что часть его творчества, особенно раннего – хиты для дворовых панков.
А есть и другой типаж. Очевидно, что интеллектуальную публику как будто больше привлекают личность и влияние Летова. Сложно представить, что чувак с билетом на «Пикник Афиши» сейчас допьёт латте на кокосовом молоке и включит в наушниках «Гражданскую Оборону». Таким слушать необязательно, но дать абстрактную мини-лекцию о психоделическом периоде Летова – это запросто.
Естественно, у всех проектов Егора есть и нормальные ценители, но большинство его видимых фанов делятся на две невыносимые категории. Те, кто слушает самые известные песни, но не понимает и половины. И те, кто не слушает, но очень любит о нём поговорить. Лучше всех об этом высказался сам Егор ещё в 1990 году:
«Возник такой как бы парадокс, что, с одной стороны, песни нравятся тем, для кого они предназначены, а с другой стороны – песни нравятся гопникам. То есть, на наши концерты собираются именно те, для кого эти песни поются, а половина народа – это гопники, которые постоянно бьют морды на концертах.
И ещё, собирается некая, самая ненавистная мне, тусовка эстетов, под руководством Троицких всевозможных и так далее. То есть, когда собирается эта тусовка ####### [пафосных снобов], которые ходят на все концерты и постоянно слушают какие-то арпеджио там. Получается то, что у нас публика в зале постоянно делится как бы на три части: то есть, свои (которых, как обычно, всегда, самое меньшее количество в зале, их вообще единицы), гопники и, в общем-то, эстеты».
Трагедия Летова в том, что он никогда не стремился к популярности, но стал культовым артистом среди тех, кого ненавидел. Но у него настолько нетривиальная биография, что Егор был обречён породить культ, к которому всегда будут возвращаться, чтобы что-то там переосмыслить. Уже хотя бы потому, что таких персонажей до этого не было никогда.
Но нормально объяснить это явление человеку, который не сталкивался с ним ранее, всё ещё практически невозможно. Да и не нужно. Сама история создала условия, чтобы треки «Гражданской Обороны» было сложно оценить словами «хорошо» или «плохо». Значит, их можно не оценивать, потому что это явно контент не для каждого. Главное не быть Михаилом Козыревым и в случае чего смело говорить «Мне не нравится».
Смысл песни «Все как у людей» от Гражданской Обороны
Давайте поговорим про смысл песни «Всё как у людей» от группы Гражданская оборона. Немало песен, написанных «Гражданской обороной», повествуют о злободневных проблемах, знакомых многим в нашей стране. Таковыми «всадниками Апокалипсиса» в России и других странах являются бедность, нищета и беспросветное будущее. Именно эти социальные проблемы легли в основу обозреваемого нами сегодня произведения легендарного отечественного коллектива «Гражданская оборона». Кстати, текст песни Всё как у людей от Егора Летова, Вы всегда можете найти на сайте румедиа.су.
Смысл песни «Все как у людей» от Гражданской Обороны
В припеве песни словосочетание «Все как у людей» используется с ироничным посылом. Эту фразу часто используют, чтобы обозначить более-менее сносный уровень жизни, финансового благосостояния. Когда говорят: «Хочу, чтобы у нас было все как у людей» — обычно имеется в виду наличие жилья, автомобиля, или определенного уровня успеха в каком-либо собственном понимании.
Однако с первых строк лирический герой Егора Летова рассказывает о том, что ситуация не так уж благополучна, как этого хотелось. Все, что было, оказалось утраченным. В принципе, ничего-то особого у рассказчика (или тех, о ком он поет), и не было. Но даже последнее теперь потеряно безвозвратно. Все, что когда-то было сказано, исчезло.
Затем, в следующем куплете, о бедности и нищете говорится уже прямым текстом. Ботинки рассказчика стоптаны; жизнь не останавливается, его годы идут. Но ничего хорошего или радостного ему узнать не довелось. Ведь в «стираных карманах» (намек на старые застиранные брюки, которые тоже лучше бы обновить) — всего лишь документы и пальцы. А что значит наличие этих «паспортов и пальцев»? Речь идет, в первую очередь, об отсутствии денег. У рассказчика нет ничего своего. За всю жизнь он ничего не нажил, отчего и горюет теперь. И здесь есть из-за чего печалиться.
Интересно то, что и в будущем рассказчик не видит ничего хорошего. И в этом — далеко не его вина. Очевидно, что песня повествует о проблеме нищеты и бесперспективности на постсоветском пространстве. Многие люди на самом деле едва сводят концы с концами. И с годами это не меняется. Нищета была в прошлом, есть сейчас и вряд ли она исчезнет в будущем. «Новые декреты», «здорово и вечно» — вот как об этом говорится в песне. Возможно, именно ее злободневность и послужила основанием для востребованности среди слушателей. Ведь многие не видят выхода из сложившейся финансовой ситуации, когда бедность передается из поколения в поколение, словно горестное наследство.