Летов в тайге в чем прикол
Объясни для тупых, что это? На канале у Дудя этого нет
Виктор Цой и Егор Летов вышли в море
Судна Viktor Tsoi и Egor Letov ходят под флагом Либерии
Каждый оборудован спортзалом и бассейном с сауной. Оператор сухогрузов переименовал их в честь известных музыкантов:
Певцы и музыканты в жанре аниме
ΛHRIMΛN aka Дмитрий Грозов.
Несколько фото уже было. Здесь расширенная подборка.
Недалеко от Питера местный житель сам облагородил свой квартал
Недавно появилось и изображение Кинчева.
Место называется Жилпосёлок.
Ирина Салтыкова на отдыхе за границей. Начало 2000-х.
Андрей Губин на гастролях после концерта. Россия, конец 90-х.
Модель в перерыве презентации в московском клубе «Up&Down», 1996 год.
Егор Летов, 1999 год.
Сочная реклама «Mondoro«на улицах Москвы, 1999 год.
Парни хвастаются своей коллекцией игр на Сеге. Россия, 90-е годы.
Кирилл Толмацкий «Децл», девушка и Тимур Юнусов «Тимати». Начало 2000-х.
Тимати был бэк вокалистом Децла, но по словам второго не вытягивал и даже не мог выучить до конца тексты песен. В последствии Тимура попросили покинуть проект.
Продавец за прилавком. Иркутск, 2000 год.
Экстрасенс Аллан Чумак «заряжает» воду в плавательном бассейне «Чайка». Россия, 1992 год.
Москвич Виктора Цоя после дтп.
Иосиф Пригожин, работавший в начале 90-ых личным водителем Юрия Айзеншписа, о «Москвиче» Виктора Цоя:
«Москвич» мы вместе покупали. Это было, по-моему, в мае 1990 года. Так что на своей машине Витька проездил только три месяца. Думаю, он всего пару тысяч километров на ней накатал.
В то время на «Москвичи» был самый настоящий бум, они считались последним писком моды, и так вот запросто их купить было трудно. Юрий Айзеншпис договорился с заводом, и мы подъехали на АЗЛК за машиной. Выбрали авто цвета мокрого асфальта. Отдали 32 с половиной тысячи рублей. Позже оказалось, что нас обманули на 2500 рублей, мы даже расстроились.
Добрались мы до Беляево, где жил Витя, выгнали со двора мою «восьмерку» и поставили под брезент только что купленное новенькое авто. Поднялись в дом, попили чаю с конфетами, и я отвез Цоя на своей машине в аэропорт. Он тогда с Джоанной Стингрей улетал на гастроли в Японию. Больше мы с ним не виделись.
Певица Натали, Глеб Самойлов и Алексей Остудин. Россия, 1999 год.
Казанский криминальный авторитет Рашид Гайнутдинов с дочерью, конец 90х.
Будущая «Мисс Вселенная» Оксана Фёдорова собирает АК под контролем Михаила Калашникова во время учебы в Санкт-Петербургском университете МВД, 1999 год.
Моряки приносят гуманитарную помощь, присланную немецкими гуманитарными организациями, в дома москвичей. 11 декабря 1990 год.
Жанна Фриске и Ольга Орлова на руках у служащих в армии ребят.
На гастролях с группой «Блестящие». Россия, конец 90-х.
Праздник у девчат. Россия, 1996 год.
Разнообразие товаров на одном из рынков. Россия, 1996 год.
Егор Летов: сносная тяжесть небытия
10 сентября 2017-го Игорю Федоровичу Летову, лидеру «Гражданской Обороны», исполнилось бы 53 года.
Мы решили вспомнить его биографию и попытаться разобраться в творчестве культовой фигуры русского рока.
Фотография из оформления альбома «Тошнота». Как и последующие, взята с сайта ГрОб-Хроники
Когда весной этого года случился вброс про то, что Егор Летов, мол, не умер, а все эти девять лет жил в тайге в отшельничестве, а теперь его нашли и привезли в больницу, многие этому поверили. Может, даже на одну секунду, но поверили.
Потому что это было бы очень в духе Летова.
Человек многогранный, человек причудливый, человек, многого требовавший от других, человек, который ясно чувствовал, что с миром что-то не так и оголтело не соглашался с этим мириться, человек, который семимильными шагами шел куда-то за горизонт.
Ранние альбомы, бесшабашные, злые, грязные, могут произвести впечатление исключительно политического протеста. Мол, СССР — это плохо, а без него будет хорошо. Некоторые и до сих пор уверены, что Летов именно об этом, а сейчас актуален только потому, что немало советского у нас и в нас осталось. Когда Союз рухнул, и Летов стал делать другую музыку, многие догадались, что не в Советах было дело. Во всяком случае, не только в них.
А о чем тогда песня «КГБ-рок»? И почему «Ленин — это Гитлер, Ленин — это Сталин»? А потом песня, посвященная защитникам Дома Советов октября 93-го года? Это как же? Нет-нет, это поздний Летов сдулся! Про какой-то «феномен зайца, сидящего в траве, покрытой капельками росы», про «доброе сияние, бездонное окно».
«Для меня все мною используемые тоталитарные категории и реалии есть образы, символы вечного, метафизического тоталитаризма, заложенного в самой сути любой группировки, любого ареала, любого сообщества, а также в самом миропорядке. Вот в этом чарующе-нечестивом смысле я всегда буду против!»
По большому счету, все эти политические реалии, весь этот ор, вся эта неотесанность, вся эта грубость и грязь раннего Летова — это просто художественный прием. Прием, который он практиковал, пока вокруг были промышленная тоска, журнал «Корея», общество «Память». И то, что было знакомо слушателю, вдруг преображалось в совершенно бескомпромиссной форме, выворачивалось. И не в том дело, что асфальтовый завод, пожирающий лес, явление уродливое, а в том, что оно лишь проявление уродливых человеческих черт.
Скрежещущие гитарные риффы, царапающие слух соло, истошная удаль барабанов, крик, крик, крик — крик зарезанного животного.
Тогда был такой язык. Тогда только он доходил. Тогда так нельзя было делать, и потому Летов делал именно так.
По Бакунину свобода среди рабов становится привилегией: идеальный анархист же — человек свободный и освобождающий других. Вот и Егор Летов старался освобождать: дать посмотреть на все отстраненно, на горбу вытащить из зоопарка. И, в общем-то, это работало: кассеты с его альбомами переписывали и перезаписывали по всему СССР, тихая молва повсюду, да и пресловутого сибирского панка без него, пожалуй, и не было бы в той форме, в какой он нам известен.
«Гражданской Обороны» образца восьмидесятых — это такая дикая витальность, такая безумная энергия, драйв, что совершенно ясно стучит в голове: «мы порвем мир в клочья, но будем жить так, как посчитаем нужным». Достаточно посмотреть на то, как Летов ведет себя на концертах. Ну а от главного опуса Летова тех лет, «Русского поля экспериментов», делается попросту страшно. Впрочем, страх — это головокружение свободы, как писал Серен Кьеркегор.
И думается: ну не может быть все так плохо. А оно так! И даже хуже! Впрочем, глупо считать, что Летов — это только мрачнуха. Если походя почитать Достоевского, тоже можно увидеть один мрак, одну деструкцию, одну депрессию. Но главное же там не это, а свет вопреки. Или, скорее, надежда на свет.
«Все настоящее — вообще страшновато. Для правильного индивидуума. А вообще-то, ты знаешь, мне все говорят — у тебя, мол, одна чернуха, мракобесие, депрессняк. Это еще раз говорит о том, что ни хрена никто не петрит! Я вот совершенно трезво и искренне сейчас говорю — все мои песни (или почти все) — именно о любви, свете и радости. То есть о том, каково — когда этого нет! Или каково это — когда оно в тебе рождается, или, что вернее, когда умирает. Когда ты один на один со всей дрянью, которая в тебе гниет и которая тебя снаружи затопляет. Когда ты — не тот, каким должон быть!»
Таков ранний Летов.
Психоделия, дух гаражного рока 60-х, нойзовые фишки, отработанные еще в проекте «Коммунизм», и новые высоты, новые методы борьбы. Здесь уже нет места политическим реалиям — несмотря на трагичные события в стране. Здесь уже дурачок, ходящий по лесу, мишутка, лезущий на сосну, Маяковский, жмущий курок, песенки о святости, мыше и камыше.
Образный ряд становится шире и вроде бы бессмысленней. Музыка по большей части делается мягче и мелодичней. Появляется что-то задумчивое и загадочное. Прямо трактовать песни все труднее. Но и страшные вещи все-таки присутствуют: это, конечно же, десятиминутный «Прыг-скок» — нагромождение смыслов и образов то ли про отлет души от тела, то ли про развоплощение. Настоящий шаманизм. Настоящий крышеснос.
Но как раз когда кажется, что дальше идти некуда — Летов идет. И делает «Сто лет одиночества».
Сам Егор говорил, что альбом этот про любовь. Очень красивый и очень грустный. Пожалуй, самые красивые вещи Летова собраны именно здесь. «Задуши послушными руками своего непослушного Христа». «Стремительно спешили, никого не таясь, часы в свою нелепую смешную страну». «Вечная весна в одиночной камере».
Поэзия Летова устроена странным образом. Действительно, она тяготеет к футуристам и заумистам вроде Введенского или Крученых. Но у него нет деконструкции языка: этакой кисточкой абстракциониста набрасываются образы, понятия, афоризмы. И они дают понять что-то — пусть это что-то и не всегда можно словесно выразить.
В альбоме «Сто лет одиночества» это поэзия (в которой все больше и больше проявляется что-то широкое, русское) еще и подкреплена крайне изобретательной и разнообразной музыкой (вдохновленной группами 60-х, Sonic Youth, Майклом Джирой и прочими). Такой россыпи всевозможных эффектов, соло и музыкально-шумовых находок в творчестве Летова никогда не было: ни до, ни после.
Зато было потом возвращение к политике и на деле, и в альбомах «Солнцеворот» и «Невыносимая легкость бытия». Но тут, пожалуй, вышло как с Курехиным: когда тому стало мало просто музыки, он пошел в политику: и одно другое продолжало, а вовсе и не мешало. Как известно, настоящий художник — широк.
Некоторые до сих пор считают большой ошибкой то, что Летов связался в 90-е с красно-коричневыми и не продолжил работать в той же эстетике, что выработал в альбоме «Сто лет одиночества». Это, конечно, смешно. Летов ведь всегда бежал из тисков определенности, из слишком ясной парадигмы. Когда все уже воспринимали его как анархиста, он пел «Я не верю в анархию!». Вот и когда его уже клеймили национал-большевиком, он отрекся и записал свои задумчивые и чарующие последние альбомы: «Долгая счастливая жизнь» и «Зачем снятся сны?». Как и немецкие писатели-романтики, Летов не знает истину, но видит указания на нее и показывает на нее остальным.
Можно усмотреть в его интервью, в противоречивости, в переменчивости взглядов глупость, инфантильность. Но все-таки это был умнейший человек: из тех, что читали-слушали практически все. С невероятным вкусом к искусству. Притом, в отличие от иных русских рокеров, он никогда не ругал так называемую «попсу» без причин, если она действительно интересно и качественно сделана. Да и переменчивость ведь всегда лучше заскорузлости — если в главных своих идеалах человек все-таки тверд.
«Я не думаю, что наш бунт закончился. Наоборот, он вышел на новый уровень. Последний альбом тому пример. Бунт против бунта как штампа».
Так что же такое Летов? Явление в русской культуре не до конца еще понятое, прожитое. Человек, который всего себя без остатку посвятил не просто музыке, а какому-то неведомому служению. Брыкавшийся изо всех сил против того, что и невозможно побороть. Честно пытавшийся сделать то, что должен сделать, живший по принципу «почему же все они — не святые, если могут ими тут же и быть». Да и просто романтическая фигура. Идеалист-резонер, певший о вещах, к сожалению, все-таки вечных. И хотя «миром правят собаки», «пластмассовый мир» еще не победил. Ибо «звездочку поднимет упавший, радугу осилит ослепший».
Если пройтись по Москве, по Арбату, по переходам и послушать уличных музыкантов, там-сям все-таки наткнешься на «Все идет по плану», «Наваждение», «Отряд не заметил потери бойца». ». Недавно Летова пели даже в Бруклине.
«Летов считал: человек — такая сильная тварь, что может и должен быть лучше»
Десять лет назад не стало музыканта Егора Летова. За десять дней до смерти он сыграл свой последний концерт с «Гражданской обороной», а сегодня на экраны выходит «Сияние обрушится вниз» — фильм-концерт с того знакового выступления в Екатеринбурге. Почему с проектом связано много мистики, когда Летов прошел точку невозврата и каким добряком был дома, в Омске, Тайге.инфо рассказала его жена и соавтор фильма Наталья Чумакова.
Тайга.инфо: Две недели назад на своей странице в фейсбуке вы написали, что «пугающими темпами растет число кинотеатров», желающих взять в прокат фильм «Сияние обрушится вниз», что это все — «совершенно мистическая история», и вы надеетесь, что все случится «самым правильным образом». Отсюда сразу три вопроса: почему темпы пугают, в чем мистика и «самый правильный образ» — это какой?
— Дело в том, что этот фильм-концерт мы не особенно планировали выпускать к 19 февраля. Это неожиданно случилось: прокатчики настояли на том, что фильм надо сделать к этой дате. А до этого момента мы делали его ни шатко ни валко, вдумчиво с нашими звукорежиссерами — с прекрасными Дмитрием Патраковым и Андреем Гурьяновым. Они настолько прониклись задачей, настолько хорошо всё сделали, вы даже не представляете, насколько здорово! Конечно, у нас много записанных концертов. Но ни одного, который был бы сделан вот так! Я думаю, что люди, зрители в этом скоро сами убедятся.
А мистики, связанной с этим фильмом и концертом, очень много. Нас очень редко записывали,в регионах. Это абсолютная случайность, что именно этот концерт был снят. Представьте, насколько невероятно, что это был именно последний концерт «Гражданской обороны» вообще. В чём там было дело: этот клуб якобы закрывался (потом оказалось, что он вовсе не закрылся), и они хотели сделать запись, чтобы потом выпустить DVD с лучшими концертами в клубе. До этого нас снимали в основном только в Москве. И то не часто, к тому же это были пафосные концерты вроде презентации альбома или 20 лет «ГО» в Горбушке. И тут такая удивительная вещь в Екатеринбурге.
Что значит «случится правильным образом»? Когда мы отдавали фильм на прокатное удостоверение, мы еще не были уверены, что всё будет так, как надо. А когда прошел пресс-показ, стало понятно, что получился действительно сильный фильм. Потому что люди, которые его видели, уверены, что это не просто концерт. У него есть своя драматургия, это действительно по сути своей кино. То, как шел этот концерт, как он закончился, это и правда целая пьеса со своим сюжетом. Особенно когда понимаешь, что это наша последняя история.
Тайга.инфо: Сложно удержаться и не попытаться представить, хоть это, конечно, и бессмысленно, то, как бы современную реальность описывал Егор Летов. Вы не пробовали?
— Ой, нет. Егор был настолько непредсказуемым человеком, с настолько парадоксальным мышлением, что мы в своих самых удивительных снах не увидим, что бы он сейчас сказал.
Тайга.инфо: Я очень хорошо помню тот момент, когда я узнала о смерти Летова, и как меня это поразило. Но еще больше меня поразило буквально на днях: прошло десять лет. А было как вчера. Может быть, потому что все эти десять лет история Летова и «ГО» продолжается — с вашими фильмами, перевыпусками альбомов? Расскажите, пожалуйста, что еще происходило в этой истории жизни после смерти?
— Да, действительно, все ощущается как вчера… К сожалению, пока Егор был жив, мы абсолютно не выпускали новых винилов. За эти десять лет мы выпустили очень много пластинок, не берусь назвать точное число. А для Егора винил всегда был очень важен. Не будем опускаться до банальностей вроде «теплого лампового звучания», но тем не менее пластинки звучат совершенно иначе, и Егор это очень ценил.
Еще мы перевыпустили огромное количество альбомов, много ранее неизданного. Так что, да, все продолжается. Я стараюсь, чтобы это всё не просто не забывалось, а имело и новый звук, новый обложки. Мы выпустили несколько книг черновиков Летова — «Автографы». Это прекрасная вещь! Потому что, я думаю, любому человеку, который изучает поэзию или пытается сам писать стихи, всегда интересно, как это выглядит в процессе. Это важная история. К тому же Егор это всё очень красиво оформлял. Он был отчасти художником, так что это у него естественно получалось.
Тайга.инфо: Уже были попытки переосмыслить тексты и жизнь Летова на театральной сцене. А что насчет игрового кино? Какой эпизод жизни Летова и «ГО» мог бы лечь в основу сюжета художественного фильма?
— Никакой. По крайней мере сейчас, на мой взгляд, это выглядело бы нелепо. Мне уже не раз предлагали идеи насчет кино, пока это все абстрактные предложения. Я считаю, что такие вещи, как художественное кино, требуют значительной дистанции. Все, что я вижу в художественном кино, касающемся недавно живших или ещё даже живущих персонажей, это довольно сомнительные вещи. Надеюсь, о Летове я этого не увижу — хотя бы при мне этого не будет. Но я понимаю, что когда-то это все равно случится. Потому что это, правда, значительные истории для нашего времени.
Сейчас снимают фильм про Цоя. И там идет просто адская дискуссия! Потому что, в основном, живы те, кто его застал. И они от всей этой затеи просто в шоке. Вот и посмотрим, что из этого выйдет.
Тайга.инфо: В продолжение темы кино и значительных фигур. Мне посчастливилось быть студентом ваших родителей. И я думаю, каждый, кто учился у них, готов согласиться со мной, что этим можно смело гордиться. Возникала ли у вас мысль снять фильм об отце?
— Конечно! Он был поразительным человеком, и его история, его жизнь, его философия — это что-то очень красивое и особенное. Я много снимала отца в последние годы, специально записывала его интервью. Но мне нужно время, чтобы немного отвлечься от егоровской идеи. От меня, разумеется, ждут, что после «Здорово и вечно», а это история до 91-го года, будет второе кино — про остальной отрезок жизни Егора. И я это сделаю. Есть огромное количество материала, интервью. А к фильму о папе нужно подойти совсем по-другому. Я еще не представляю, как именно. Пока не возьмешься, сложно сказать, что из этого получится.
Тайга.инфо: Что вам удалось вынести лично для себя и пронести через жизнь из того, что вам дал Юрий Николаевич Чумаков?
Тайга.инфо: Ваш отец, Юрий Николаевич, больше всего известен, как исследователь-пушкинист. А Пушкин, в свою очередь, — это ведь своеобразная рок-звезда XIX века. Почти династия получается.
Тайга.инфо: Можно, наверное, сказать, что сейчас вы волей случая стали исследователем жизни и творчества Егора Летова.
— Наверное. Я не пыталась быть исследователем, но так вышло.
Тайга.инфо: Возможно, какой-нибудь опытный психотерапевт сказал бы, что Егор Летов действительно всю жизнь провел в крепкой обороне (без привязки к названию группы).
Тайга.инфо: Как думаете, где у Летова произошла точка невозврата, после которой его жизнь уже просто не могла сложиться иначе? Или он из тех людей, кто рождается уже вот таким — раненым?
— Это сложно. Я думаю, он таким родился. Но в детстве у него было несколько клинических смертей. И уже тогда он видел какие-то вещи, скажем так, за горизонтом обыденного сознания. Полагаю, уже тогда было все понятно: обычным человеком ему не стать. Он рассказывал мне столько мистических историй о себе маленьком!
Тайга.инфо: Увлечения сибирским шаманизмом, Кастанедой, а потом вдруг — раз! — и Летов приходит к православию. Что это было?
— Я бы не сказала, что Егор именно пришел к православию. Какое-то ощущение религиозности в нем было всегда, и отношение к Христу у него всегда было очень личным. Всякая магия, мистика Егора в свое время очень занимала. Но не будем забывать, что это был конец 80-х, 90-е годы, когда только-только все хлынуло — Кастанеда и прочее. Это сейчас мы понимаем, что это довольно попсовая история, но тогда это ощущалось как новый взгляд.
На самом деле, сколько я знала Егора, он всегда праздновал Пасху, Рождество. Но никогда не исповедовался.
Тайга.инфо: Носил нательный крест, но не был крещеным.
— Он себя считал крещеным. Как-то раз мы приехали в Иерусалим, и Егор хотел креститься именно там. Ничего не вышло: оказалось, что это стоит 200 долларов. Он страшно возмутился, высказал, что из принципа не будет этого делать таким образом. В результате он просто пошел и окунулся сам в Иордан.
Тайга.инфо: Это так по-летовски.
— Да (смеется). Поэтому он считал себя крещеным, ну а что там на этот счет полагает церковь, ему было совершенно наплевать.
«Он ужасно любил этот мир, очень трогательно к нему относился, любил всех маленьких, всех зверей, деревья, но с людьми у него было хуже»
Тайга.инфо: В одном из эпизодов фильма «Здорово и вечно» за кадром идет отрывок из интервью Летова, где он говорит, что все свои песни писал в обиде, будучи очень злым. Вместе с тем, если наблюдать за вашими постами о Летове в фейсбуке, обязательно складывается впечатление о нём как о большом добряке.
— Так оно и было. Ну то есть как: он ужасно любил этот мир, очень трогательно к нему относился, любил всех маленьких, всех зверей, деревья. Но с людьми у него было хуже, конечно. Он считал, что человек — это такая сильная тварь, что может и должен быть лучше. Все эти истории об убитых зверях… Егора просто выворачивало от охотников.
Тайга.инфо: Ужасно трогательный момент с поросенком — любимой елочной игрушкой Летова. Нельзя не умилиться, представляя, как Летов, которого мы знаем, снимает с антресолей коробку, достает оттуда этого поросенка, вешает его на елку.
— У меня очень много домашних съемок, где он именно такой: наряжает елку, играет с нашими котами, трогательный, веселый. Сцена — это другой момент, где человек, мне кажется, выходит из себя, становится кем-то другим, но в глубинном смысле еще более собой. Меня всегда это поражало.
Перед тем, как Егор умер, мы переехали на новую квартиру, все так обустроили под себя. И у нас была такая идея, что вот мы сейчас переезжаем, все будем по-новому: мы запишем мой альбом, я буду что-то писать, роман, например, не буду жить только «Обороной» — все будет иначе. Только вышло по-другому. Стало по-новому, конечно, да не так, как думалось.
Тайга.инфо: А если бы роман был написан, то о чем?
— Много было идей. Что теперь об этом вспоминать. С другой стороны, я занялась кино. Тоже хорошая вещь. И, кстати, помните, в начале я говорила о драматургии в фильме-концерте и мистике? Он начинается с песни «Без меня». Хотя она написана не об этом, но в результате получается вот так.
Тайга.инфо: Изменился контекст, слова стали ключевыми.
— В том и дело. То, как выстроена программа, как все происходит. Мы же играли этот концерт как обычный, а он оказался знаковым.
Беседовала Татьяна Ломакина
Фото — из личного архива Натальи Чумаковой
Билеты и расписание — на сайте «Победы»