Летучие мыши уникальны тем что спят
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Кто же не знает, что летучие мыши приземляясь … ой, какое то неправильное слово … ну в общем, когда они идут на посадку, они вверз ногами цепляются за что нибудь и так висят. Почему бы им не приземлиться на лапы как все нормальные существа?
Научная группа из Брауновского университета (Brown University) на протяжении многих лет изучает принципы полета рукокрылых — летучих мышей и крылановых. Эти животные — мастера аэродинамики и маневренности — в первую очередь, из-за уникального строения их крыльев. Наличие большого числа суставов и тонкая гибкая пленка позволяет использовать крыло в полете множеством способов, в том числе выполнять разворот на 180 градусов.
Сохранять энергию во время полета помогает складывание крыльев при каждом взмахе вверх. Хотя на это тратятся силы, общий баланс оказывается положительным. Именно по этой причине животные не летают в дождь: складывать мокрые крылья оказывается слишком энергозатратно. Раскрыт и секрет необычного вертикального приземления летучих мышей. Перед выполнением действия птицы всего лишь сбрасывают скорость, но летучим мышам необходимо было выработать собственные способы. Имея легкие и хрупкие кости, они обладают непропорционально массивными крыльями. Вследствие такого строения тела конечности при посадке должны испытывать большую ударную нагрузку, что приводит к повреждениям. Стремясь минимизировать эти последствия, летучие мыши эволюционно «изобрели» несколько акробатических маневров, завершая полет в два или четыре «касания».
Тактика «четырех касаний» была зафиксирована у ряда рукокрылых, питающихся растительной пищей, в частности — малайских коротконосых крыланов (Cynopterus brachyotis). В ходе экспериментов ученые отметили, что к потолку те подлетают с расправленными крыльями. В момент соприкосновения с поверхностью конечности вытягиваются, и животные хватаются за любой имеющийся выступ большими пальцами передних конечностей одновременно с пальцами задних конечностей. После того они совершают кувырок назад через голову и, наконец, зависают вниз головой. При таком приземлении крылан испытывает четырехкратные перегрузки и может удариться головой, поэтому в природе рукокрылые, использующие тактику «четырех касаний», чаще всего приземляются на деревья: их поверхность мягче по сравнению с каменными пещерами
В «два касания» приземляются землеройкообразный длинноязыкий вампир (Glossophaga soricina), очковый листонос (Carollia perspicillata) и многие другие виды рукокрылых. Они научились точно просчитывать расстояние до поверхности, подлетая к ней перпендикулярно и в самый последний момент резко отклоняясь вправо или влево. За выступ они хватаются только пальцами задних конечностей, благодаря чему приземление проходит более плавно, а перегрузки при ударе составляют всего одну треть веса тела. Это позволяет им обитать в пещерах.
У такого положения есть свои плюсы — например, таким образом летучие мыши гораздо лучше защищены от хищников.
А что будет, если мышь упадет на землю?
Вспоминаем, что эволюция сначала сделала бедренные кости мышей слишком тонкими, что бы они могли удерживать свое тело в сидячем положении. Затем они полностью утратили возможность взлетать с ровной поверхности, поскольку у них не хватало ни сил, что бы как следует оттолкнуться от земли, ни скорости для разбега. Тем не менее, они научились взлетать из положения вниз головой, правда, как вы понимаете, для это необходимо свободное пространство внизу. Кроме того, эти забавные зверьки могут просто падать, расправляя свои крылышки уже в полете.
А если мышка вдруг окажется на земле, тогда она будет всеми силами пытаться попасть на какое-нибудь дерево или выступ, попутно цепляясь за любую опору своими цепкими коготками на крыльях.
Как же они умудряются не падать, ведь они всю ночь висят на лапах вниз головой? А дело в том, что летучая мышь не тратит энергию на то, чтобы держаться, когда висит вниз головой. У летучих мышей особое устройство мускулатуры. Например, когда висит обезьяна на ветке, напрягает мышцы лап, чтобы удержаться, а у летучих мышей все устроено с точностью до наоборот. Когда она висит вниз головой, ее мышцы расслаблены, пальцы сжаты, тело висит на костях и сухожилиях, мышцы же полностью расслаблены. Когти плотно обхватывают опору и вес тела не дает им разжиматься.
А вот вам, кстати, как летучие мыши ходят в туалет:
Топ-10: Удивительные способности летучих мышей, о которых вы не знали
Все знают, что летучие мыши используют эхолокацию для перемещения. Даже пятилетние дети это знают. На сегодняшний день мы знаем, что эта способность не является уникальной для летучих мышей. Дельфины, киты, некоторые птицы и даже мыши тоже используют эхолокацию. Однако до недавнего времени мы не имели ни малейшего представления о том, насколько сложными и мощными на самом деле являются голоса летучих мышей. Учёные обнаружили, что эти уникальные существа используют свою странную вокализацию всевозможными поразительными способами. Ночь наполнена стрекотанием и писком этих воздушных охотников, и мы лишь только начинаем познавать все их секреты. Если вы считаете, что щелчки и свист дельфинов поразительны, то приготовьтесь узнать о настоящих мастерах звука.
10. Летучих мышей невозможно обмануть
Когда-то считалось, что летучие мыши могут замечать лишь двигающихся насекомых. На самом деле, некоторые мотыльки замирают, когда они слышат приближение летучей мыши. Судя по всему, большеухий листонос из южной Америки не знает об этом. Исследование показало, что они могут замечать спящих стрекоз, которые вообще не двигаются. Большеухая летучая мышь «окутывает звуком» цель при помощи постоянного потока эхолокации. За три секунды они могут определить съедобна ли выбранная ими цель. Таким образом, летучая мышь может полакомиться спящим насекомым, которое, по всей видимости, не слышит того, как на него кричит летучая мышь.
Естественно, учёные изначально считали это всё невозможным. Не было никакого повода предполагать, что эхолокация летучих мышей настолько чувствительна, что способна определять различные формы. Они подытожили это следующим образом: «Активное восприятие не издающей никаких звуков и не двигающейся добычи в густой растительности подлеска считалось невозможным». Тем не менее, большеухому листоносу это удаётся.
Чтобы ещё больше ввести учёных в замешательство, большеухий листонос также может отличить настоящую стрекозу от искусственной. Учёные протестировали летучих мышей, поставив настоящих стрекоз и искусственных, которые были сделаны из бумаги и фольги. Несмотря на то, что изначально все летучие мыши заинтересовались и подделками, ни одна из них не укусила искусственную стрекозу. Эти летучие мыши могут определить не только форму предмета при помощи эхолокации, но и услышать разницу в материале, из которого сделан этот предмет.
9. Летучие мыши определяют местонахождение растений с помощью эхолокации
Фотография: Ганса Хиллеваерта (Hans Hillewaert)
Огромное количество летучих мышей питается исключительно фруктами, однако на поиски пищи они вылетают только ночью. Так как же они находят еду в темноте? Учёные изначально считали, что они находят цель с помощью своего носа. Это происходит потому, что было бы довольно сложно при помощи одной лишь эхолокации отсортировать различные формы растений в густом листовом покрове. Теоретически, всё было бы как будто в тумане.
Конечно, вполне возможно, что летучие мыши видят насекомых на деревьях, но никто и подумать не мог, что эти крылатые грызуны могут использовать звук для определения типа растения (кстати, летучие мыши — это не грызуны). Тем не менее, летучие мыши подсемейства листоносых, известного как Glossophagine, могут делать именно это. Они находят свои любимые растения при помощи одного лишь звука. Учёные не имеют ни малейшего представления о том, как они совершают этот подвиг. «Эхо, создаваемое растениями, является очень сложными сигналами, отражающимися от множества листьев этого растения». Другими словами – это невероятно сложно. Однако у этих летучих мышей нет никаких проблем с использованием этого метода. Они определяют местонахождение цветов и фруктов без каких-либо проблем. У некоторых растений даже листья обладают формой спутниковых тарелок специально для привлечения летучих мышей. И опять-таки летучие мыши доказывают то, что нам ещё предстоит многое узнать о звуке.
8. Высокая частота
Ультразвуковой щебет летучей мыши может быть довольно высоким. Человек слышит звуки в диапазоне от 20 герц до 20 килогерц, что довольно хорошо. К примеру, самый лучший певец с голосом сопрано может достичь лишь ноты на частоте приблизительно в 1,76 килогерц. Большинство летучих мышей могут щебетать в диапазоне от 12 до 160 килогерц, что сравнимо с дельфинами.
Светлый украшенный гладконос издаёт самый высокочастотный звук из всех животных в мире. Их диапазон начинается с 235 килогерц, что намного выше частоты, которую способны услышать люди, и заканчивается на отметке в 250 килогерц. Это маленькое пушистое млекопитающее может издавать звуки, которые в 120 раз выше, чем голос самого лучшего певца в мире. Зачем же им нужно настолько мощное аудио оборудование? Учёные считают, что эти высокие частоты «значительно концентрируют сонар этого вида летучих мышей и уменьшают его дальность». В густых джунглях, где обитают эти летучие мыши, такая эхолокация может давать им преимущество в обнаружении насекомых среди всего шелеста листьев и веток. Этот вид может сфокусировать свою эхолокацию, как не может ни один другой вид.
Остроконечные уши летучих мышей никогда не получают достаточно внимания. Все интересуются лишь самим звуком, а не приёмным устройством. Поэтому инженерный отдел Политехнического университета Виргинии (Virginia Tech), наконец-то, изучил уши летучих мышей. Изначально никто не верил в то, что они обнаружили. За одну десятую секунды (100 миллисекунд) одна из этих летучих мышей может «значительно изменить свою форму уха так, чтобы оно воспринимало различные звуковые частоты». Насколько это быстро? У человека уходит в три раза больше времени на то, чтобы моргнуть, чем у подковоносой летучей мыши на то, чтобы изменить форму своего уха так, чтобы настроиться на восприятие специфических эхо».
Уши летучих мышей являются суперантеннами. Они могут не только двигать своими ушами на молниеносных скоростях, но также могут «обрабатывать перекрывающие друг друга эхо, поступающие с разницей всего лишь в 2 миллионных секунды. Они также могут различать предметы, находящиеся всего в 0,3 миллиметра друг от друга». Для того, чтобы вам было легче это себе представить – ширина человеческого волоса равна 0,3 миллиметра. Поэтому совсем неудивительно, что военно-морские силы изучают летучих мышей. Их биологический сонар намного лучше любой технологии, изобретённой человеком.
6. Летучие мыши узнают своих друзей
Как и у людей у летучих мышей есть лучшие друзья, с которыми они любят общаться. Каждый день, когда сотни летучих мышей в колонии готовятся ко сну, они распределяются на одни и те же социальные группки снова и снова. Как же они находят друг друга в такой огромной толпе? Конечно же, при помощи крика.
Исследователи обнаружили, что летучие мыши могут узнать индивидуальные крики представителей своей социальной группы. У каждой летучей мыши есть «особенная вокализация, которая обладает индивидуальным акустическим образом». Звучит так, будто у летучих мышей есть свои имена. Эти уникальные индивидуальные акустические образы считаются приветствиями. Когда друзья встречаются, они нюхают подмышки друг друга – ведь ничто так не укрепляет дружбу как вдыхание аромата подмышек летучих мышей.
Ещё одним способом, при помощи которого летучие мыши передают индивидуальные сигналы, является охота за пищей. Когда множество летучих мышей охотятся в одной и той же области, они издают сигнал о нахождении добычи, который слышат остальные. Целью этого сигнала является своего рода заявление: «Эй, этот жук мой!». Удивительно, но эти крики при нахождении пищи также являются уникальными для каждой особи, поэтому, когда одна летучая мышь из целой стаи кричит «Моё!», все остальные летучие мыши в колонии знают, кто нашёл себе еду.
5. Телефонная система
Колонии мадагаскарских присосконогов являются кочевыми и постоянно движутся с места на место, чтобы избежать хищников. Они спят в свёрнутых листьях геликонии и калатеи, каждый из которых может вместить несколько маленьких летучих мышей. Так как же эти снующие пушистые шарики общаются с остальной колонией, если они расселяются по всему лесу? Они используют природную систему громкоговорящей связи, чтобы переговариваться со своими друзьями.
Воронки из листьев помогают усилить крики летучих мышей, находящихся внутри на целых две децибелы. Листья также отлично направляют звук. Исследования показывают, что летучие мыши, которые уже находились в своих платках из листьев, издавали особый звук, чтобы помочь своим друзьям их найти. Летучие мыши снаружи отвечали криком, играя в своего рода игру Марко Поло, пока не находили своих сородичей. Обычно у них не было никаких проблем с тем, чтобы найти правильный насест.
Листья ещё лучше работают в плане усиления звука входящих криков, увеличивая их громкость на целых 10 децибел. Это всё равно, что жить внутри мегафона.
4. Шумные крылья
Не все летучие мыши обладают развитой вокализацией. На самом деле, большинство видов крылановых не обладает способностью создавать те же щелчки и писки, которые большинство остальных видов летучих мышей используют для эхолокации. Тем не менее, это не означает, что они не могут передвигаться по местности в ночное время. Недавно было обнаружено, что многие виды крылановых могут ориентироваться в пространстве при помощи хлопающих звуков, которые они издают своими крыльями. На самом деле исследователи настолько поражены этим открытием, что они провели множество тестов только лишь для того, чтобы убедиться в том, что эти звуки не исходят из ртов этих летучих мышей. Они даже зашли настолько далеко, что заклеили рты летучих мышей и ввели анестетик им в языки. Эти мыши с заклеенным скотчем ртом и уколом лидокаина в язык были подвергнуты таким пыткам только для того, чтобы учёные могли на 100 процентов убедиться в том, что летучие мыши не обманывали их, используя свой рот.
Так как же эти летучие мыши используют свои крылья для создания звуков, используемых ими для эхолокации? Хотите – верьте, хотите – нет, но никто ещё этого не понял. Одновременное летание и хлопанье является секретом, который эти умные млекопитающие не хотят выдавать. Тем не менее, это является первым открытием использования звуков, не производимых голосом, для навигации и учёные этому очень рады.
3. Зрение шёпотом
Фотография: Райан Сомма (Ryan Somma)
Землеройкообразный длинноязыкий вампир нашёл способ обойти чувствительный слух мотыльков. Учёные были удивлены, обнаружив, что эти летучие мыши питались почти исключительно мотыльками, которые должны были слышать их приближение. Так как же они ловят свою добычу? Землеройкообразный длинноязыкий вампир использует более тихую форму эхолокации, которую не могут определить мотыльки. Вместо эхолокации они используют «шёпотолокацию». Они используют эквивалент незаметности летучей мыши, чтобы хватать ничего не подозревающих мотыльков. Исследование ещё одного вида летучих мышей, использующих шёпот, под названием европейская широкоушка или курносый ушан, показало, что вокализация этого вида летучих мышей в 100 раз тише, чем у остальных видов.
2. Самый быстрый рот из всех
Существуют обычные, ничем не примечательные мышцы, но есть и те, которые можно охарактеризовать только как супер мышцы. Гремучие змеи обладают экстремальными мышцами хвоста, которые позволяют им греметь кончиком хвоста с невероятной скоростью. Плавательный пузырь иглобрюха является самой быстросокращающейся мышцей среди всех позвоночных. Если говорить о млекопитающих, то нет более скоростной мышцы, чем глотка летучей мыши. Она может сокращаться со скоростью 200 раз в минуту. Это в 100 раз быстрее, чем вы можете моргнуть. С каждым сокращением производится звук.
Учёные задумались над тем, каков верхний предел эхолокатора летучих мышей. Исходя из того, что эхо возвращается к летучей мыши всего за одну миллисекунду, их крики начинают перекрывать друг друга на скорости 400 эхо в минуту. Исследования показали, что они могут слышать до 400 эхо в секунду, поэтому их останавливает только гортань.
В теории, вполне возможно, что существуют летучие мыши, которые способны побить этот рекорд. Ни одно из известных науке млекопитающих не обладает мышцами, которые способны двигаться настолько быстро. Причина, по которой они могут совершать эти поразительные звуковые подвиги, заключается в том, что у них на самом деле больше митохондрий (батареек тела), а также переносящих кальций белков. Это даёт им больше мощи и позволяет их мышцам сокращаться гораздо чаще. Их мышцы буквально супер заряжены.
1. Летучие мыши рыбачат
Некоторые летучие мыши охотятся на рыбу. Это кажется совершенно нелепым, ведь эхолокация не проходит через воду. Она отражается от неё как мяч, ударяющийся о стену. Так как же летучие мыши, питающиеся рыбой, это делают? Их эхолокация настолько чувствительна, что они могут определить рябь на поверхности воды, которая выдаёт рыб, плавающих прямо у поверхности воды. Летучая мышь на самом деле не видит рыбу. Их эхолокация никогда не достигает самой добычи. Они находят рыбу, плавающую у поверхности воды считывая всплески воды на поверхности с помощью звука. Это просто потрясающая способность.
Оказывается, некоторые летучие мыши используют ту же технику для поимки лягушек. Если лягушка, сидящая в воде, видит летучую мышь, она замирает. Но её выдаёт рябь, расходящаяся по воде от её тела. Ещё одним интересным фактом о летучих мышах и воде является то, что с самого рождения они запрограммированы считать, что любая акустически гладкая поверхность является водой и они спускаются на неё, чтобы попить. По-видимому, если поставить большую гладкую пластину посреди джунглей, молодые летучие мыши будут нырять в неё мордой вниз, в попытке утолить жажду. Поэтому, с одной стороны, эхолокация летучих мышей настолько чувствительна, что они могут считывать поверхность озера как книгу. С другой стороны, молодые летучие мыши не могут отличить подноса от лужи.
Поддержи Бугага.ру и поделись этим постом с друзьями! Спасибо! 🙂
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ. Информационный анализ текста.Задания№1-3.
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ. Информационный анализ текста.
1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) Геродота, уроженца греческого города Геликарнаса, вполне обоснованно считают «отцом истории», впервые так его назвал знаменитый римский оратор Цицерона. (2)Перу Геродота принадлежит древнейшее из дошедших до нас сочинение – «История». (3)Научный труд античного историка состоит из девяти книг и, помимо сведений о греко-персидских войнах и других исторических событиях, содержит много информации по географии и этнографии, о быте и нравах многих народов, в том числе (…), которые жили на территории Украины и России.
1.Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Геродот, которого Цицерон назвал «отцом истории», родился в городе Геликарнасе и написал книгу по истории.
2) «Отец истории», как называл Геродота Цицерон, написал научный труд «История», который состоит из девяти книг и содержит информацию не только о войнах, но и по географии, этнографии, о быте и нравах многих народов.
3) Древнейшее сочинение «История» о войнах, быте и нравах народов написал Геродот, или «отец истории», как его назвал Цицерон.
4) Цицерон, «отец истории», написал древнейшее дошедшее до нас сочинение «История», где описаны многие народы, их быт, география, этнография.
5) Геродот известен тем, что написал древнейшее сочинение, которое дошло до наших дней благодаря Цицерону, римскому оратору.
2.Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.
3.Ознакомьтесь со словарной статьей и определите, в каком значении употреблено слово ТРУД в предложении (3). Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный труд. Физический труд. Научная организация труда.
2) Работа, занятие. Тяжёлый труд. Дневные труды. Заплатить за труды.
3) Усилие, направленное к достижению чего-нибудь. Взять на себя труд сделать что-н. Не дал себе труда подумать (не захотел подумать).
4) Результат деятельности, работы, произведение. Труд всей жизни. Научный труд. Список печатных трудов.
5) Привитие умения и навыков в какой-нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки труда. Преподаватель по труду.
2. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) Всенародным торжеством праздник Последнего звонка стал не так давно – примерно в 1970-е годы, (…) впервые его провели гораздо раньше, ещё в 1940- х годах. (2) Инициатором выступил заслуженный советский педагог Фёдор Брюховецкий, который большое внимание уделял именно воспитанию во время учёбы. (3) Он является родоначальником многих школьных обычаев, призванных сплотить детей в коллектив, – кстати, Днем знаний мы тоже обязаны этому выдающемуся учителю.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Фёдор Брюховеций, заслуженный педагог, уделявший особое внимание воспитанию, выступил инициатором проведения праздников Последнего звонка и Дня знаний.
2) Впервые празднование Последнего звонка прошло в 1940-е годы, но приобрело венародное значние лишь спустя тридцать лет.
3) Родоначальник и идейный вдохновитель праздников Последнего звонка, выпускного вечера и Дня знаний – Фёдор Брюховецкий.
4) Заслуженный педагог Фёдор Брюховецкий стал инициатором проведения праздников Последнего звонка и Дня знаний, учитель уделял особое внимание воспитанию в процессе обучения.
5) Последний звонок – всенародный праздник с 1970-х годов, проводится с целью сплотить детей в коллектив, так же, как и День знаний.
2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот союз.
3.Ознакомьтесь со словарной статьей и определите, в каком значении употреблено слово ПРОВЕСТИ в предложении (1). Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Ведя, помочь или заставить пройти. Провести под уздцы лошадь. Провести старушку через дорогу.
2. Переместить что-л. по какой-л. поверхности. Провести смычком по струнам. Провести ладонью по лицу.
3. Прочертить, обозначить. Провести прямую. Провести границу. Провести межу.
4. Проложить, протянуть в определенном направлении, соорудить, построить что-л. имеющее протяженность. Провести телефон. Провести канал.
5. Предложить, выдвинуть. Добиться принятия, утверждения чего-л. Провести предложение. Провести интересную мысль в статье.
6. Записать, оформить. Провести счета по кассовой книге.
7. Осуществить, произвести что-л. Провести уборку урожая. Провести репетицию.
8. Пробыть, прожить какое-л. время где-л. или каким-л. образом. Провести лето на юге. Весело провести праздники.
9. Разг. Обмануть, перехитрить, одурачить. Провести простачка.
3. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) Всем известна фраза: «В здоровом теле здоровый дух», но на самом деле ход мыслей древнеримского поэта Ювенала был немного другим, он писал: «Надо молить богов, чтоб дух здоровый (в смысле разумный, сознательный, осознанный) был в теле здоровом». (2) Вслед за Ювеналом эту фразу повторили английский философ Джон Локк и французский писатель Жан Жак Руссо. (3) Все (…) авторы исходили из того, что наличие здорового тела отнюдь не гарантирует наличие здорового духа, напротив, имели в виду, что человеку следует стремиться к гармоничному развитию, хотя в реальности это встречается довольно редко.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Фраза «В здоровом теле здоровый дух» на самом деле вырвана из контекста, её следует понимать не так, как мы привыкли.
2) Высказывание Ювенала о здоровом теле и духе было повторено затем Локком и Руссо, все они имели в виду стремление человека жить в гармонии души и тела, что большая редкость.
3) Джон Локк и Жан Жак Руссо значительно расширили смысл фразы Ювенала и полагали, что человек прежде всего должен крепить свой дух, а затем и тело станет здоровым.
4) Смысл фразы Ювенала не в том, что нужно крепить в первую очередь тело, а в том, что человек должен стремиться к гармонии здорового духа в здоровом теле, так же считали Джон Локк и Жан Жак Руссо, однако в реальности такие случаи редки.
5) «В здоровом теле здоровый дух», – эту фразу Ювенала на самом деле следует понимать совсем не так, ход мыслей древнеримского поэта был совершенно иным.
2. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.
3. Ознакомьтесь со словарной статьей и определите, в каком значении употреблено слово ДУХ в предложении (1). Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Психические способности, ум. У него не тело болит, а дух. Дух художника погружён в образы.
2. Бодрость, моральная сила, готовность к действию. Дух войска. Подъем духа. Собраться с духом. Пасть духом.
3. В религиозных, мифологических и теософских представлениях – бесплотное сверхъестественное существо. Спириты вызывали дух Наполеона. Злой дух (дьявол).
4. В идеалистической философии – основная сущность, нематериальное начало явлений. Абсолютный дух. Диалектическое развитие духа.
5. Сущность, истинный смысл (книж. устар.). По духу закона.
6. Склонность к чему-нибудь, какое-нибудь начало, определяющее образ мыслей, поведение, настроение. В нем сидит дух противоречия.
7. Типичные, характерные свойства, отличительные особенности кого-чегонибудь. «Дух века вот куда зашел!» Пушкин. В духе времени. В моем духе.
8. Дыхание (разг.). Дух замер. У меня дух захватило. Перевести дух.
9. (с определениями: теплый, холодный и т.п.). Воздух (прост.). Из отдушины идет теплый дух.
4. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) Летучие мыши уникальны тем, что спят вниз головой, никто из представителей животного мира так не отдыхает. (2)Дело в том, что такое положение даёт возможность рукокрылым отдохнуть и расслабить мышцы, участвующие в полёте. (3) (…), это позволяет экономить энергию во время взлёта: животное просто отпускает когти, которыми оно держалось, падает вниз и в манёвре взлетает; нижние конечности летучей мыши не приспособлены для разбега и толчка.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Летучие мыши спят вниз головой, в этом их уникальность, такое положение обосновано: они максимально расслабляют мышцы, необходимые им для полёта, нижние конечности не приспособлены для разбега и толчка. 2) Нижние конечности летучих мышей не приспособлены для разбега, они очень слабо развиты, в отличие от лап птиц, например, коршуна или воробья. 3) Летучие мыши – необыкновенные животные, они спят вниз головой, что отличает их от остальных животных и птиц.
4) Летучие мыши спят вниз головой, потому что это помогает им сэкономить энергию и расслабить мышцы, участвующие в полёте.
5) Уникальность летучих мышей состоит в том, что они спят вниз головой, это помогает им отдохнуть и расслабить мышцы, участвующие в полёте, а вот нижние конечности для разбега и толчка не приспособлены.
2. Самостоятельно подберите вводную конструкцию, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите эту конструкцию.
3. Ознакомьтесь со словарной статьей и определите, в каком значении употреблено слово МИР в предложении (1). Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира.
2. Отдельная часть Вселенной; планета. Звезды, даже самые маленькие, – всё это миры!
3. Земной шар, Земля со всем существующим на ней. Мир следит за событиями. Объездить половину мира.
4. Человеческое общество, объединённое определенным общественным строем, культурными и социально-историческими признаками. Античный мир. Капиталистический мир. Социалистический мир.
5. Какая-либо сфера жизни или область явлений в природе. Неорганический мир. Животный мир. Растительный мир.
6. Какая-либо область, сфера деятельности людей. Официально-дипломатический мир. Научный мир.
7. Сельская община, а также члены этой общины. Как на миру решили! Как же ты, Иван, не сказал при мире прошлое воскресенье, что тебе нужна изба? 8. Устар. Земная жизнь в противоположность неземной, потусторонней (согласно религиозным, идеалистическим представлениям). Жить в миру. Ответ: __________________________
5. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в Хохломской волости Семёновского уезда Нижегородской губернии и представляющий собой декоративную роспись деревянной посуды, шкатулок, мебели. (2) Роспись выглядит ярко, тёмный фон: для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, а также обязательно золотой. (3) После распада СССР хохломская роспись переживает трудные времена – сокращение числа мастеров (если в советский период промыслом было занято 2,5 тысячи человек, то к 2008 году 1,5 тысячи, а сейчас менее тысячи), однако и в настоящее время работают фабрики, выпускающие изделия с хохломской росписью.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Хохлома – это русский народный промысел, возникший в XVII веке в Нижегородской губернии, сохранившийся до нашего времени и представляющий собой декоративную роспись деревянных изделий, выполненную красными, жёлтыми, золотистыми и другими тонами по тёмному фону, промысел существует до сих пор, хотя ему и пришлось пережить трудные времена.
2) Старинный русский народный промысел Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды, шкатулок, мебели с помощью ярких красок на чёрном фоне; промысел появился в XVII веке и существует до сих пор в Хохломской волости Семёновского уезда Нижегородской губернии, хотя число хохломских мастеров в наше время сократилось.
3) Русский народный промысел, родившийся в XVII веке в Хохломской волости Семёновского уезда Нижегородской губернии, представляет собой декоративную роспись деревянной посуды, шкатулок, мебели с помощью красного, жёлтого, золотого и некоторых других цветов; после распада СССР количество мастеров хохломской росписи уменьшилось, но производство сохраняется.
4) Изделия с хохломской росписью, изготовляемые на Руси с XVII века, выглядят ярко: для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, золотой; традиционные элементы Хохломы – ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, а также птицы, рыбы и звери.
5) Хохломская роспись, родившаяся в XVII веке и существующая в наше время, после распада СССР пережила трудные времена – сокращение число мастеров (если в советский период промыслом было занято тысячи человек, то к году тысячи, а сейчас меньше тысячи), однако и в настоящее время работают фабрики, выпускающие изделия с хохломской росписью.
2.Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот предлог.
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТЁМНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Плохо освещённый. Тёмная лестница. Тёмная дорога.
2) Тусклый. Тёмное зеркало.
3) Чёрный или близкий по цвету к чёрному. Тёмный костюм. Тёмные волосы. 4) Безрадостный. Тёмная полоса жизни.
5) Несущий вред, злой. Тёмные силы.
6) Вызывающий подозрение, сомнение. Тёмная личность. Дело тёмное.
7) Невежественный, отсталый. Тёмные люди. Тёмный ты человек!
6. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
1)Ощущение счастья, которое испытывает человек, наблюдая за щенками, играющими друг с другом, является подлинным. (2)Исследования показали, (…) время, проводимое с собаками, особенно в стрессовых ситуациях, помогает ослабить напряжение. (3)Также при взаимодействии с собаками у людей может нормализоваться артериальное давление, так как эти животные любят ходить на прогулки, а это способствует улучшению здоровья.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Наблюдения за собаками помогают стабилизировать артериальное давление, и это даёт ощущение счастья.
2) Время, которое человек проводит с собаками, не считается потраченным впустую, так как оно способствует улучшению здоровья.
3) Наблюдение за игрой щенят и общение с собаками помогают человеку ощутить счастье, ослабить напряжение при стрессе и нормализовать артериальное давление.
4) В стрессовых ситуациях врачи рекомендуют людям общаться с собаками или наблюдать за игрой щенков.
5) Общение с собаками и наблюдение за игрой щенков благоприятно сказывается на самочувствии человека: нормализуется артериальное давление, ослабляется напряжение в стрессовых ситуациях.
2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
3. Ознакомьтесь со словарной статьей и определите, в каком значении употреблено слово ПОКАЗАТЬ в предложении (2). Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Дать возможность увидеть кого-нибудь, убедиться в чем-нибудь, научиться чему-нибудь. Показать книгу. Показать, как писать буквы.
2) Обратить чье-нибудь внимание на кого-то или что-то. Показать пальцем на дорогу.
4) Обнаружить, проявить. Показать прекрасные знания. Показать себя хорошим работником.
5) Дать показание. Свидетели показали, что ночью обвиняемый был дома.
6) Об измерительных приборах: обнаружить, отметить. Часы показали два часа ночи. Счетчик показал перерасход электроэнергии.
7) Проучить кого-нибудь, дать понять, почувствовать кому-нибудь что-нибудь (разг.). Я ему покажу! (угроза).
8) Рекомендуется, полезен. Больному показан покой. Препарат показан при гипертонии.
7. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) Альтруистическое поведение отнюдь не является привилегией человека, оно присуще по крайней мере одному из его ближайших родственников — карликовым шимпанзе бонобо. (2) Такой вывод сделали американские учёные, проведя серию экспериментов. (3) В комнату с едой пустили голодную обезьяну, а её сородич в это время находился в соседнем помещении, отделённом от «столовой» дверью с задвижкой. (4) Бонобо предоставили выбор: пообедать в одиночку либо, открыв дверь, впустить соседа и поделиться едой. (5) в испытании участвовали несколько приматов, результат эксперимента неизменно был одинаков. (6) Ни одно подопытное животное не пыталось съесть лакомство тайком, не поделившись с «ближним», как это порой себе позволяют некоторые представители человечества.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Американские учёные провели эксперименты с карликовыми шимпанзе, чтобы сравнить их поведение с поведением людей.
2) По наблюдениям американских учёных, шимпанзе бонобо, как и люди, заботятся друг о друге.
3) После серии экспериментов учёные США установили, что не только люди, но и их ближайшие родственники шимпанзе бонобо способны поделиться едой с сородичами и всегда делают это.
4) Ещё одним доказательством родства человека и животного стали эксперименты американских учёных с обезьянами.
5) Как утверждают американские учёные, шимпанзе бонобо присуще, как и людям, альтруистическое поведение: они готовы разделить еду с «ближним». Ответ: __________________________.
2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во пятом (5) предложении текста. Запишите этот союз.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОЗВОЛИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в шестом (6) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) что или с неопр. То же, что разрешить (в 1 знач.). Позволить закурить. Позволить себе удовольствие (доставить себе удовольствие). Думает, что ему все позволено (нет запретов, все можно; неодобр.).
2) (1 и 2 л. не употр.), что или с неопр. Дать возможность, допустить. Обстоятельства не позволили уехать.
3) позволь(те). Употр. Как вводн. сл. со знач. возражения, несогласия или припоминания. Позволь: что такое ты говоришь? Позвольте, позвольте, я где-то вас встречал.
4) позволь(те). То же, что разреши(те) (см. разрешить в 4 и 5 знач.). Позвольте ваш билет! Вы загородили вход, позвольте!
8. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) Сказка Петра Ершова «Конёк-горбунок» о приключениях Ивана-дурака навеяна сибирскими сказаниями: отец автора часто менял место службы, и маленький Петруша, путешествуя по Сибири, на всю жизнь запомнил ямские станции и бесконечные рассказы. (2)«Конек-Горбунок» только при жизни автора выдержал семь публикаций, а за годы существования сказки – более ста семидесяти. (3) Ершов написал драму «Фома-кузнец», пьесу «Суворов и станционный смотритель», романтическую поэму «Сузге. Сибирское предание», есть даже либретто к опере «Страшный меч», (. ) ничего столь громкого, как студенческий «Конек».
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Пётр Ершов написал немало произведений, но самым популярным является сказка «Конёк-горбунок», написанная им в студенческие годы.
2) Сказка «Конёк-горбунок» – одно из самых популярных произведений Петра Ершова, выдержавшее немало публикаций – навеяна сибирскими сказаниями.
3) Пётр Ершов, будучи студентом, написал сказку «Конёк-горбунок», в её основу легли сибирские сказания; несмотря на другие произведения автора, именно она прославила его имя и выдержала немало публикаций.
4) «Конёк-горбунок» – сказка Петра Ершова, самое популярное произведение автора, однако его знают по всему миру и как создателя поэм, пьес и даже либретто.
5) Пётр Ершов написал сказку «Конёк-горбунок» в девятнадцать лет, и несмотря на другие произведения, созданные им, именно приключения Ивана-дурака стали популярны во всём мире.
2. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
3. Ознакомьтесь со словарной статьей и определите, в каком значении употреблено слово ВЫДЕРЖАТЬ в предложении (2). Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. что. Держа на себе какую-нибудь тяжесть, устоять, не поддаться. Выдержать гирю. Лед может выдержать немало тяжестей. Руки не выдержат. 2. перен., что. Подвергаясь чему-нибудь, устоять, вытерпеть, вынести испытание. Выдержать осаду. Выдержать бурю. Выдержать пытку.
3. что. Подвергаясь чему-нибудь (испытанию, проверке), оказаться годным, удовлетворяющим какому-нибудь требованию. Выдержать экзамен. Новая машина выдержала испытание.
4. Проявить выдержку, вытерпеть, сдержаться. Не выдержал и заплакал.
5. кого-что. Заставить остаться; продержать где-нибудь. Выдержать когонибудь целый день под арестом.
6. кого-что. Выдрессировать, воспитать для какой-нибудь цели (животное; спец.). Выдержать собаку.
9. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Эффект микролинзирования состоит в следующем. (2)Если две звезды выстраиваются примерно на одной линии, то земной наблюдатель увидит возрастание блеска более далёкой звезды, так как более близкая работает как гравитационная линза, собирая её свет. (3)Поэтому у близкой звезды есть планета, то мы увидим дополнительный рост блеска, ибо планета также сработает как маленькая линзочка. (4)По параметрам изменения блеска далёкой звезды можно восстановить массу линз, в том числе и планеты. 1.Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Эффект микролинзирования заключается в том, что две звезды выстраиваются на одной линии и более близкая работает как гравитационная линза, собирая свет более далёкой звезды.
2) Земной наблюдатель может заметить эффект микролинзирования только у двух звёзд, выстроившихся на одной линии и имеющих планеты.
3) Когда две звезды выстраиваются примерно на одной линии, можно наблюдать эффект микролинзирования: виден рост блеска далёкой звезды, так как ближайшая работает как гравитационная линза.
4) Дополнительный эффект микролинзирования можно наблюдать, если у ближайшей звезды есть планета, работающая как гравитационная линза.
5) Эффект микролинзирования позволяет восстановить массу гравитационной линзы, если у близкой звезды есть планета.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗВЕЗДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Небесное тело (раскалённый газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка. Зажглись звёзды. Небо в звёздах. Полярная з.
2. О деятеле науки, искусства, о спортсмене: знаменитость. З. экрана.
3. Фигура, а также предмет с треугольными выступами по окружности. Пятиконечная з. Кремлёвские з.
4. Животное. Морская з.
5. В армиях некоторых стран: офицерский знак различия в виде пятиконечной звезды на погонах. Генеральские звёзды.
10. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) Как известно, вдохновение очень капризно, «приручить» или «призвать» его невозможно, поэтому гениальным личностям в период творчества приходится прибегать к необычным действиям. (2) (. ), немецкий композитор Рихард Вагнер полагался в этом смысле на своего спаниеля Пепса, который руководил им в период создания эпической оперы «Тангейзер» о борьбе между священной и мирской любовью. (3)У собаки был свой собственный стол возле фортепиано Вагнера, и когда у композитора возникали трудности с сочинением отрывка, он ориентировался на указания своего пса: Пепс начинал сходить с ума, когда что-то не нравилось его слуху, и Вагнер переделывал оперу так, чтобы угодить любимцу.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Вдохновение не приходит само, но его можно «призвать» или хитростью искусственно вызвать при помощи дрессированной собаки.
2) Так как вдохновение – вещь капризная, творческие личности прибегают к хитрости: Вагнер, создавая оперу, наблюдал за поведением своего спаниеля Пепса и старался угодить питомцу.
3) Поскольку вдохновение невозможно «призвать», композитор Вагнер полагался на поведение своего пса Пепса, у которого был свой стол рядом с фортепиано; собака «указывала» творцу на недостатки.
4) Многие творческие личности специально заводили домашних питомцев, чтобы наблюдать за их поведением и таким образом черпать вдохновение для создания шедевров. 5) Русский спаниель Пепс, живший у композитора Вагнера, начинал сходить с ума, когда ему не нравилось звучание оперы, так хозяин понимал, что нужно переделывать отрывок.
3. Ознакомьтесь со словарной статьей и определите, в каком значении употреблено слово ПЕРИОД в предложении (1). Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Промежуток времени в развитии чего-л., характеризующийся теми или иными признаками, особенностями. Зимний период. Инкубационный период. Переходный период. Период цветения. Период строительства социализма. Послевоенный период.
2. Промежуток времени, в течение которого заканчивается какой-л. повторяющийся процесс. Период колебания.
3. Промежуток времени, в течение которого образовались горные породы определенной геологической системы отложений; часть эры, делящаяся в свою очередь на эпохи. Каменноугольный период палеозойской эры.
4. Группа повторяющихся цифр в бесконечной десятичной дроби.
5. Сложное синтаксическое целое, состоящее из одного сложного предложения или из соединения нескольких предложений, части которого связаны между собой грамматически, лексически и интонационно.