Летучий голландец что это
Легенда о «Летучем Голландце» (Все слышали, но не все знают)
Выживших после встречи с «Летучим Голландцем» в шторм – единицы, и они утверждают, что ясно видели на борту корабля-призрака скелеты в старинной морской одежде, управляющие парусами, и самого капитана, стоящего у штурвала парусника. Но ничуть не лучше встретить призрачный корабль в тихую погоду. Если после этой встречи удается достичь порта, то команда немедленно списывается на берег, и набрать новый экипаж на «меченый» корабль становится практически невозможным – никто не хочет плыть к неминуемой смерти.
Лишь в единичных случаях встреча с кораблем-призраком заканчивается относительно благополучно – «Летучий Голландец» подходит борт в борт, и с него перекидывают бочонок с почтой. Почту нужно обязательно доставить на берег – это сохранит и само судно, и жизни его экипажа. Говорят, что почта с «Летучего Голландца» состоит из одних и тех же писем, на обветшавшей бумаге, написанных в первый год скитаний корабля-призрака. Но вскрывать эти письма нельзя – судно тотчас пойдет ко дну.
«Летучий голландец» бороздит моря и океаны сравнительно недавно. Называют и дату его появления – 1641 год.
Согласно легенде, капитана услышал дьявол, и с той поры корабль-призрак вместе с командой обречен скитаться. Правда, как и в любой легенде, для Ван дер Декена был оставлен выход: раз в десять лет капитан волен завести свой корабль в любой порт или бухту и ступить на землю. Если до рассвета он найдет женщину, которая даст согласие выйти за него замуж, странствия «Летучего Голландца» завершатся. Если же нет – корабль-призрак вновь уйдет в море.
По слухам, жертвами «Летучего Голландца» стали тысячи судов, наскочивших на скалы или бесследно исчезнувших. А порой корабль-призрак приносит встретившимся на его пути морякам страшные болезни – в частности, чуму и холеру.
Любопытно и то, что со времени парусных судов легенда не потеряла своей актуальности. Моряки и по сей день видят призрачное судно с прогнившими парусами во время штормов, а иногда и в солнечную, безветренную погоду. Списывают на «Летучий Голландец» и случаи нахождения в море судов без экипажа. Свидетели в один голос утверждают, что на таких кораблях действуют двигатели, на камбузе варится обед, а в кают-компании по чашкам разлит еще не остывший кофе. И никаких следов паники, и ни единой живой души – нет даже крыс.
Суеверные моряки утверждают, что таким образом капитан Ван дер Декен пополняет свой экипаж. Всходят на палубу «Летучего Голландца» и утопленники – из числа тех, кто при жизни не отличался добродетелями.
Казалось бы – страшная сказка, но множество моряков вот уж который век передают ее из уст в уста, и старой легенде постоянно находятся подтверждения.
Что такое «Летучий голландец» и как наука объясняет это явление? Призраки морей
Выражение «Летучий голландец» наверняка известно всем. Но особенно хорошо о нем осведомлены моряки. Если в вашей семье кто-то ходит в море, спросите его о Летучем голландце, и вы услышите самые невероятные истории. Некоторые моряки поведают вам, что не раз видели это таинственное судно в океане, — корабль без огней, на котором не было ни одной живой души. Но откуда же возникло само название «Летучий голландец»?
Возможно, что рассказы о капитане Ван дер Декене — обыкновенная легенда, но основана она на вполне реальных фактах.
Сохранились свидетельства о пиратском корабле «Флиссингер» под командованием Николаса Яарри. Предполагают, что на судне было совершено убийство и команда, страшась возмездия, опасалась заходить в порты, а другие источники утверждают, что на борту судна вспыхнула эпидемия какой-то болезни, и потому ни один порт не хотел дать пристанище кораблю. Так он и остался вечно скитаться по морям.
Полагают, что легенда о «Летучем голландце» родилась в эпоху великих географических открытий, когда мореплаватели отправлялись на поиски Индии. При попытке обогнуть Африку с юга, они наталкивались на сильные ветра, шторма и густые туманы, но больше всего моряков пугали легенды о морских чудовищах, атакующих и поглощающих корабли.
Первым достиг индийского океана португалец Бартоломео Диаш в 1487 году. До Индии он, однако, не добрался. Усталые от долгого плавания матросы взбунтовались и потребовали возвращения домой, и корабль повернул назад. Но в мае 1500 года во время шторма у мыса Доброй надежды Бартоломео Диаш пропал без вести вместе со своим кораблем.
Его спутники, однако, плывшие на других кораблях, успешно добрались до Лиссабона и начали распространять мистические слухи о том, что капитан Диаш был проклят Богом и навечно обречен плавать по морям. Суеверные моряки быстро уверовали, что Бог наказал непокорного Диаша. Легенда распространялась, как эпидемия, от порта к порту.
Шли годы, и число встреч в море с «кораблями-призраками» продолжало расти. Страховое общество «Ллойд» подсчитало, что только с 1891 по 1893 год было зарегистрировано 1828 сообщений капитанов о встрече с «летучими голландцами». Была организована даже специальная конференция, обсуждавшая вопрос, что же делать с «кораблями-призраками». Было принято решение истребить последних. В океанах встречались десятки полузатопленных, разбитых корпусов парусников, к ним и направлялись военные корабли, которые расстреливали, поджигали и взрывали их. Эта операция длилась вплоть до 1930 г., когда американские военные корабли уничтожили 267 таких беспризорных судов.
История мореплавания знает немало загадочных и мистических находок «кораблей-призраков». Одни были полностью покинуты командой, а на других находили трупы с масками ужаса на лицах. Позвольте вас ознакомить с некоторыми из таких находок.
В сентябре 1860 года в проливе Дрейка было обнаружено парусное судно с трупом капитана на борту. Он сидел за столом, перед вахтенным журналом, последняя запись в котором была сделана 4 мая 1823 г. Она гласила, что «судно затерто льдами и уже 71 день нет пищи».
В 1875 году англичане встретили судно, застрявшее во льдах. На его борту обнаружили трупы капитана, молодой женщины и нескольких матросов — все они застыли в неестественных позах. Последняя запись в судовом журнале была сделана 14 ноября 1862 года.
Пароход «Бэйчимо» в 1931 году попал в ледовый плен. По сигналу SOS были посланы два гидроплана, они забрали 22 человека. Капитан и 14 матросов остались на корабле охранять ценный груз — пушнину. Моряки перебрались на берег и разбили лагерь, но однажды утром они не увидели больше своего судна. Позже корабль наблюдали многие моряки в разных частях земного шара. Последнее упоминание о нем датируется 1962 г., где «Бэйчимо» видели в море Бофорта, проплывавшим вдоль берега, и покрытым ржавчиной.
Поистине удивительными бывают маршруты некоторых покинутых судов. Например, американская шхуна «Уайт», в 1888 году из-за сильной течи оставленная командой, продолжала плыть по Северной Атлантике. За год она прошла свыше пяти тысяч миль и в начале 1889 года села на мель около одного из Гебридских островов.
Также несколько лет дрейфовала по морям и американская шхуна «Фэнни Уолстен», брошенная командой в 1891 году. Несмотря на сильную течь, она держалась на плаву и двигалась под воздействием течения Гольфстрим с довольно большой скоростью. Всего за три года она прошла более 8 тысяч миль. За это время ее видели более сорока раз. Навсегда «Фэнни Уолстен» исчезла осенью 1894 года.
И по сей день историков, литераторов и даже криминалистов волнует загадочная судьба моряков с «Марии Селесты». Двухмачтовый бриг, обнаруженный 4 декабря 1872 года в Атлантическом океане, шел под полными парусами. На борту был полный порядок, но команда напрочь отсутствовала.
В феврале 1948 года радиостанции засекли сигнал бедствия в Малакском проливе с парохода «Уранг Медан». После многократного SOS прозвучало: «Погибли все». Поднявшиеся на борт спасатели увидели жуткую картину: капитан, матросы и собака были мертвы, а на лицах людей был ужас. Но, что самое удивительное, на трупах не было признаков насильственной смерти!
В 1969 году были зарегистрированы аналогичные случаи. Сообщалось о двух безлюдных яхтах, обнаруженных в июльские дни в районе Азорских островов. На борту имелись запасы питания, питьевая вода, спасательное снаряжение.
Но перед тем как списать все эти примеры на морских чудовищ, космических пришельцев и даже самого сатану, давайте посмотрим, что же говорит современная наука по этому поводу.
Ещё в 30-е годы обнаружил инфразвуковые колебания, возникающие в штормовом районе. Волна инфразвука движется со скоростью около 330 метров в секунду и намного опережает скорость, породившего ее урагана.
Биологи в своих лабораториях ставили эксперименты над животными и над людьми-добровольцами по изучению инфразвука и его влияния на живой организм. Во время экспериментов, как люди, так и животные испытывали чувство беспричинного страха. Чем сильнее был инфразвук, тем хуже последствия от него: внутренние органы у испытуемых начинали вибрировать, и они кричали от боли. Это отнюдь не безопасно. Сердцебиение может увеличиваться настолько, что может произойти разрыв артерий. Экспериментальным путем установлено, что инфразвук с частотой 7 герц — смертелен. А во время шторма в море образуется инфразвук с частотой 6 герц.
Влияние инфразвука распространяется даже за пределы моря. Перед штормами в приморских районах увеличивается число дорожных происшествий, ухудшается самочувствие людей.
Вполне поддается объяснению и факт, когда беда происходила с судами в хорошую погоду. Шторм мог бушевать за десятки и сотни миль от места катастрофы, но инфразвуковая волна доходила до судов и в зависимости от её силы были и последствия. От несильной инфразвуковой волны моряков охватывал страх, и они в панике бежали с судна на шлюпках, а волны сильной частоты просто убивали мореплавателей.
Ежегодно в морях исчезают десятки судов, не успев подать сигнал бедствия. Возможно, причина их гибели и есть инфразвук.
Легенда о Летучем Голландце, призраке капитана Хендрика
«Летучий Голландец» работы Говарда Пайла
Корабль Ван дер Деккена совершал торговый рейс из Голландии в восточную Индию. После того, как трюмы были доверху набиты шёлком, специями и другими дорогими товарами, корабль отправился обратно в Амстердам. Огибая южный берег Африки, капитан размышлял, что не мешало бы неподалёку от Мыса Доброй Надежды устроить место отдыха, где можно причалить и передохнуть перед тем, как штурмовать бушующие волны.
Мыс Доброй Надежды
Роковой рейс и проклятие
Когда корабль начал огибать мыс, капитан был глубоко погружён в свои мысли. Внезапно налетел ужасный порыв ветра, угрожающий опрокинуть судно. Моряки призывали капитана повернуть назад, но Ван дер Деккен наотрез отказался. Некоторые считают, что он впал в безумие, другие – что он был пьян, но в любом случае капитан приказал команде двигаться вперёд. Он зажёг свою трубку и курил, наблюдая, как бьются о борт огромные волны. Вертер порвал паруса, и вода проникла в трюм, но капитан упорно следовал своим курсом, изрыгая кощунственные ругательства.
Портрет капитана Ван дер Деккена
«Летучий Голландец» кисти Альберта Пинкхема Райдера
С тех самых пор капитан Ван дер Деккен по прозвищу Летучий Голландец так и плавает на своём корабле. Бывалые моряки говорят, что встретившие его судна сбиваются с пути, напарываясь на рифы и скрытые под водой камни. Есть поверье, что если всмотреться в волны, бушующие у Мыса Доброй Надежды, то можно увидеть капитана во главе его команды скелетов. Но будьте осторожны, согласно легенде каждый, кто заметит Голландца, обязательно умрёт ужасной смертью.
Легенда о Летучем Голландце обрела известность в 1843 году благодаря одноимённой опере Вагнера. Но причина, по которой эта легенда жива и по сей день, вдохновляя многих авторов (от Вагнера и Кольриджа до создателей мультфильма «Губка-Боб») кроется в том, что многие убеждены, что видели призрачный корабль.
Последняя сцена из оперы Вагнера «Летучий Голландец» (1843)
Одна из наиболее известных встреч произошла 11 июля 1881 года. С Летучим Голландцем столкнулся принц Уэльский Джордж (будущий король Георг V) и его брат принц Альберт Виктор, плывшие недалеко от берегов Австралии. После принц Джордж написал в своём дневнике:
«11 Июля. В 4 утра мы повстречали Летучего Голландца. Странный красный свет окружал призрачный корабль с его мачтами, рангоутом и парусами. Шхуна находилась в двухстах ярдах сзади и слева по борту, где её видел вахтенный офицер. Кормовой мичман был немедленно направлен на бак, но прибыв туда, он не увидел ни малейшего следа какого-либо корабля, лишь чистое спокойное море до самого горизонта. В общей сложности шхуну видели тринадцать человек, и в 10:45 утра матрос, первым сообщивший о появлении Летучего Голландца, упал с грот-мачты на полубак и расшибся насмерть».
Современные учёные придерживаются мнения, что корабль Голландца – не более, чем мираж, отражение лучей света от океанской воды.
Летучий голландец
Содержание
Происхождение
Первое печатное упоминание о «Летучем голландце» появляется в 1795 году в записках ирландского вора-карманника Джорджа Беррингтона «Плавание к Ботаническому заливу» (англ. A Voyage to Botany Bay ).
Другие версии легенды
Возможное объяснение
Одно из возможных объяснений, а также возникновение названия, связывают с явлением фата-морганы, так как мираж всегда виден над поверхностью воды.
Также возможно, что светящийся ореол — это огни святого Эльма. Морякам их появление сулило надежду на успех, а во время опасности — и на спасение. В настоящее время разработаны методы, позволяющие получать подобный разряд искусственным путём.
На этом изображении видно, как под действием фата-морганы изменяются очертания двух кораблей. Четыре фотографии в правой колонке изображают первый корабль, а четыре фотографии в левой — второй.
На этом снимке можно наблюдать по крайней мере три корабля. Настоящий корабль находится выше всех остальных, причём средний мираж — это его перевёрнутое изображение.
Цепь изменяющихся миражей.
Существует также версия, что в возникновении легенды сыграла свою роль жёлтая лихорадка. Передаваемая комарами, размножавшимися в ёмкостях с пищевой водой, эта болезнь была вполне способна истребить целый корабль. Встреча с таким кораблем-призраком была действительно опасна для жизни: изголодавшиеся комары тут же нападали на живых моряков и передавали им заразу (источник).
В искусстве
Образ «Летучего голландца» был весьма популярен в искусстве XIX—XX веков.
Во время американской гражданской войны «летучим голландцем» прозвали XI корпус Потомакской армии за его бегство в сражении при Чанселорсвилле. (Корпус состоял в основном из немцев, которых звали голландцами, а глагол fly имеет так же значение «убегать»). [источник не указан 107 дней]
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Летучий голландец» в других словарях:
«Летучий голландец» — «Летучий голландец». Картина А. П. Райдера (ок. 1896) «Летучий голландец» (нидерл. De Vliegende Hollander, англ. The Flying Dutchman) легендарный парусный корабль призрак, который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря. Обычно… … Википедия
Летучий голландец — В основе выражения голландская легенда о моряке, который в сильную бурю поклялся во что бы то ни стало обогнуть мыс, лежавший на его пути, хотя бы для этого ему потребовалась целая вечность. Небеса услышали его и наказали за гордыню: этот моряк… … Словарь крылатых слов и выражений
Летучий Голландец — (Адлер,Россия) Категория отеля: Адрес: улица Хмельницкого 35, Адлер, Россия … Каталог отелей
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ — «ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ», СССР, ЯЛТА ФИЛЬМ/ФОРА ФИЛЬМ, 1991, цв., 85 мин. Сатирическая комедия. На борту списанного судна уютненько расположилсяресторанчик под романтическим названием «Летучий голландец». Однажды летним мягким вечером обрубаются чьей… … Энциклопедия кино
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ — ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ, по средневековой легенде призрачный корабль, обреченный никогда не приставать к берегу; среди моряков было распространено поверье, что встреча с ним предвещает гибель в море. Легенда послужила основой сюжета оперы Р. Вагнера… … Энциклопедический словарь
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ — (The flying Dutchman) старинная легенда, согласно которой капитан голландского судна Ван Страатен был осужден на вечное скитание по морям, никогда не приставая к берегу. В костюме XVII в. Л. Г., прислонясь к мачте своего судна, носится по морям,… … Морской словарь
летучий голландец — призрак, корабль призрак Словарь русских синонимов. летучий голландец сущ., кол во синонимов: 4 • корабль призрак (2) • … Словарь синонимов
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ — 1) по средневековой легенде призрачный корабль, обреченный никогда не приставать к берегу; среди моряков было распространено поверье, что встреча с ним предвещает гибель в море.2) Яхта швертбот олимпийского класса, экипаж 2 человека; с 1960 в… … Большой Энциклопедический словарь
летучий голландец — распространенный в преданиях легендарный образ голландского моряка, который был осужден на вечное скитание по морям, и встреча с которым считалась несчастьем. Летучим голландцем называют обычно судно, потерпевшее крушение, но не затонувшее, а… … Морской биографический словарь
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ — 1. По европейским средневековым легендам капитан, вечно скитающийся со своим кораблем по морям; так же иногда называют потерпевшее крушение судно, плавающее без экипажа. Согласно одному, наиболее распространенному преда нию, „Летучий Голландец… … Морской энциклопедический справочник
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
На протяжении 250 лет люди периодически встречали Летучего Голландца — корабль-призрак, обреченный вечно плыть по Семи Морям. В
Вот, что считается главной причиной этих видений.
Скорее всего, вы уже кое-что знаете о Летучем голландце после того, как увидели его поднимающимся из морской пучины в «Пиратах Карибского моря: Сундук мертвеца». В голливудской франшизе о пиратстве Летучий голландец печально известен тем, что сеет ужас в морях, будучи в то же время способным плавать как по поверхности, так и под водой.
По мере того как моряки поддаются порочным силам Летучего голландца, они теряют свою человечность. Однако, идея Летучего голландца пришла в голову сценаристам «Пиратов Карибского моря» не на пустом месте. Их источником вдохновения, несомненно, был реально существовавший корабль.
Согласно легенде, «Летучий голландец» — это корабль-призрак, обреченный бесконечно плавать в открытых морях и океанах, не имея возможности вернуться домой. Этот миф восходит к морскому фольклору 17-го века, который сильно подпитывался всевозможными суеверными верованиями моряков.
Ранние письменные отчеты о Летучем голландце датируются 18 веком, и о предполагаемых наблюдениях за этим потусторонним кораблем также хорошо сообщалось на протяжении большей части 19 и 20 веков.
В большинстве отчетов также утверждалось, что корабль выглядел очень необычно, поскольку он всегда светился чем-то вроде призрачного света. В мореплавании вид этого корабля-призрака считался не чем иным, как худшим предзнаменованием из всех, и эта вера сохранялась довольно долгое время.
Первое печатное упоминание о печально известном корабле можно увидеть в книге «Путешествия по различным частям Европы, Азии и Африки в течение тридцати лет и более», опубликованной в 1790 году и приписываемой Джону Макдональду, где отрывок в одной из глав гласит: «Погода была настолько ненастной, что моряки увидели Летучего Голландца. Он пришел к мысу в плохую погоду и хотел попасть в гавань, но затонул, и с тех пор в очень плохую погоду это явление повторяется».
Еще одно упоминание в литературе можно найти в «Путешествии в залив Ботани» 1795 года, написанном Джорджем Баррингтоном. Он вспоминает ту же историю, что и Макдональд, добавляя, что чаще всего слышал об этом суеверии от моряков, которые были склонны верить в судьбу и видения. Пересказывая историю о потерянном голландском фрегате у мыса Доброй Надежды, Баррингтон приходит к выводу, что этот рассказ довольно быстро распространился и стал известен среди моряков.
Многие пытались найти логическое объяснение всей истории о Летучем голландце и тому, почему это судно вообще было обречено. Некоторые объяснили, что экипаж судна был проклят из-за серьезных преступлений на борту, включая убийства и пиратство. Люди также задавались вопросом, кто может быть капитаном такого корабля.
Исторические свидетельства предполагают человека из истории, фризского капитана 17-го века по имени Бернард Фокке, который плавал по морям для голландской Ост-Индской компании. Он был хорошо известен невероятной скоростью, с которой мог преодолевать расстояния до острова Ява, Индонезия. Так, в 1678 году он преодолел это расстояние не более чем за 3 месяца и 10 дней, чтобы доставить стопку писем голландскому губернатору. Такие быстрые поездки заставили некоторых людей заподозрить, что капитану помог Дьявол.
Было много предполагаемых наблюдений этого обреченного судна. Писатель Николас Монсаррат, известный своей книгой «Жестокое море» 1951 года, очевидно, был свидетелем этого явления в Тихом океане, когда служил офицером Королевского флота во время Второй мировой войны.
Пожалуй, одно из самых ярких открытий сделал принц Георг, будущий король Георг V, когда завершал трехлетнее путешествие в сопровождении своего старшего брата, принца Альберта Виктора. Журнал членов королевской семьи датирует событие встречи с Летучим голландцем 11 июля 1881 года. По сообщениям, это событие произошло у австралийского побережья, в проливе Басса между Мельбурном и Сиднеем.
Как описано в их журнале, призрачный корабль появился в необычном светящемся красном свете. Когда корабль принца Георгия приблизился к месту, где должно было находиться загадочное судно, от него не осталось никаких следов в любом направлении, хотя ночь была ясной, а море было спокойным.
Летучий голландец оставался необъяснимой загадкой для моряков на все времена — до того момента, пока люди не нашли способ объяснить эту тайну, используя знания оптики и некоторые науки.
Как следует из царского журнала, ночь была ясной, а море спокойным. Это два условия, при которых происходит так называемая Фата Моргана. Эта оптическая иллюзия, возникающая в узкой полосе света прямо над горизонтом. Именно она считается причиной, по которой некоторые «видели» Летучего голландца. Когда происходит Фата Моргана, при определенных условиях в атмосфере она способна создать искаженное изображение реального объекта, например корабля, скрытого за горизонтом.