Лезгины албанцы что общего

Есть ли связь между древней Албанией и нынешней?

В первый раз албаны упоминаются во времена Александра Македонского у историка Луция Флавия Ариана. Согласно ему, албаны сражались на стороне персов в битве при Гавгамелах в 331 году до н.э.
Античные авторы отмечали высокий рост албан, светлые волосы и светлые глаза. С ними соглашаются антропологи, отмечающие, что каспийский тип людей распространился на Кавказе значительно позже.
Известно, что изначально албанами называли союз из 26 разных племен, говоривших на различных диалектах лезгинского. Албанами они стали именоваться потому, что именно это племя инициировало объединение. Среди племен были гаргары, удины, чилби, лезгины, льпины и сильвы. Все они жили на землях между Иберией и Каспием, населяли предгорья Большого Кавказа и территории Дагестана.
Язык
Самым многочисленным племенем среди албан были гаргары. На основании их языка был создан алфавит, в котором было 52 простых графемы и два диграфа. Кроме лезгинских языков, в Албании говорили на среднеперсидском, армянском и парфянском языках. Албанский постепенно вытеснили тюркские диалекты, армянский и грузинский.
Археологами найдены несколько образцов албанской письменности, которые датируют VII—VIII веками. Так, в христианском монастыре Святой Елены на полуострове Синай в 1996 году был найден текст на албанском в 120 страниц. Поверх его был написан текст на грузинском. Сейчас текст дешифрован и издан.

В древности албаны были язычниками, почитали солнце и луну и приносили богам человеческие жертвы. Из Персии в Албанию активно проникал зороастризм. Распространение христианства связывается с мученической кончиной святого Варфоломея, который был зверски убит в городе Альбане, и с проповедью святого Елисея – ученика апостола Фаддея, более известного, как Елише. Христианство стало официальной религией Албании с начала IV века. В период арабского владычества в страну проникло магометанство, и постепенно распространилось повсеместно.

Примерно к середине I в. до н.э. союз племен преобразовался в государство во главе с царем. Столицей Албании до VI века была Кабала (разрушена персами в VI веке). Впервые Кавказская Албания как отдельная страна упоминается у римского историка Страбона, который в своей 17-томной «Географии» указывал, что страна лежит между рекой Курой и Каспием.

В III – I веках до н.э. на территории Албании существовала Ялойлупетинская культура, люди которой занимались виноделием и возделывали землю. Здесь находят характерные курганные могильники, захоронения в кувшинах и в гробницах. На раскопках найдены железные ножи и кинжалы, наконечники стрел и копий, серпы, золотые украшения, керамика.

В 66 году до н.э. страна подверглась нашествию римского консула Гнея Помпея, который встал со своим войском на Куре, но был атакован албанским царем Орозом. Отбив атаку, консул напал на Албанию, уничтожил войско царя и «даровал» албанам мир. Во II веке н.э римский император Траян превратил Армению в римскую провинцию и возвел на престол Албании своего ставленника, но вскоре независимое положение государства восстановилось.

Под Персией и арабским владычеством

В V веке Албания стала подвергаться давлению со стороны Персии, и в 450 году албаны примкнули к антиперсидскому восстанию народов. Персы разбили восставших в Аварайской битве, и в 461 году Кавказская Албания стала провинцией персов-Сасанидов. В 552 году в страну с севера вторглись савиры и хазары и вынудили шаха Хосроя выстроить Дербенские укрепления, которые не стали панацеей: в VII веке тюрко-хазарское войско захватило Дербент и разорило страну.

С 630 года к правлению пришла династия Михранидов. В конце VII века страна восстановила независимость и тут же стала искать союза то с хазарами, то с Византией, чтобы остановить вторжение арабов. В 667 году царь Джеваншир признал себя вассалом Халифата, и вскоре на троне укрепилась арабская династия Омейядов. Началась череда столкновений с хазарами, которых остановил арабский полководец Мирван II. В 737 году он разбил хазар и взял их столицу Семендер.

В IX – X веках в стране идут процессы арменизации, а затем – тюркенизации населения. Поскольку единой албанской народности так и не сложилось, происходит распад страны на княжества. Албанский этнос исчезает, оставив после себя только названия.

Источник

История Азербайджана

Научно-популярный портал по истории Азербайджана

Лезгинские народы в составе Кавказской Албании

Лезгины албанцы что общего. Смотреть фото Лезгины албанцы что общего. Смотреть картинку Лезгины албанцы что общего. Картинка про Лезгины албанцы что общего. Фото Лезгины албанцы что общего

По материалам А.Акимовой, Р.Гусейновой

Вторая половина 1-го тысячелетия до н. э. ознаменовалась важнейшим историческим событием, которое определило дальнейший ход развития Северо-Восточного Кавказа, особенно Дагестана. В этот период начался процесс формирования государственного образования Кавказская Албания. В частности, сведения об образовании Кавказской Албании содержатся в древних письменах Геродота, (425 г. до н. э.), Моисея Калакантуйского и др.

Время формирования албанской государственности обусловлено распадом персидской империи Дария III, в результате поражения в битве при Гавгамелах, в 331 г. до н. э. с Александром Македонским. В это время на исторической арене появляются албаны.

Согласно Страбону, об этом свидетельствует сообщение в IV в. до н. э. о поднесении албанским царем Александру Македонскому подарка – двух собак, способных победить слона и льва.

Албанские племена упоминаются у Геродота в его «Истории» и у Страбона, который писал, что «вследствие отсутствия сношений с другими у албанов имеется 26 племен», такие как албаны, удины, леги, гелы, каспии, гаргары, соды, сильвы, андаки, дидуры и др. Языки и наречия у албанских племен наложили прочный отпечаток на название местностей, рек и т. д.

У Геродота засвидетельствованы племена каспиев, входивших в 11 сатрапию персидского царя Дария. После каспиев ведущее положение на Восточном Кавказе занимали племена албанов, которые объединили местные народы и создали древнейшее политическое объединение.

Некоторые исследователи, говоря о границах Кавказской Албании, считают, что в ее состав входила значительная территория Дагестана. На западе Албания граничила с Иберией. Археологические исследования говорят о сходстве археологических культур на территории Дагестана и Северного Азербайджана, который также входил в Кавказскую Албанию. В состав Кавказской Албании вошло и население приморской части Дагестана. Северная граница доходила до р. Сулак. Однако, следует заметить, что границы Албании менялись в зависимости от внешней обстановки и внутреннего развития.

Лезгиноязычные народы являлись аборигенным народом и играли большую роль в политическом устройстве Кавказа, в его экономическом и культурном развитии.

У древнего населения Кавказской Албании были свои религиозные представления и обряды. Это видно из найденных в древних погребениях сосудов. На них встречаются изображения солнца, луны и животных. Люди считали их священными и поклонялись им, приносили жертвоприношения. Археологические исследования обнаружили керамические фигурки идолов, которые свидетельствуют о религиозном мировоззрении народа.

Кавказская Албания в источниках упоминается как богатая, густонаселенная страна. Племена, которые входили в Кавказскую Албанию, отличались по уровню как экономического, так и социального развития. Часть населения занималась скотоводством, часть земледелием. Те, кто проживал на побережье Каспийского моря, занимались морским промыслом.

О вхождении лезгинских племен в состав Кавказской Албании свидетельствуют археологические раскопки, проведенные недалеко от селения Мамраш (Сулейманстальского района). Там были найдены зернотерка, обломки кремниевых вкладышей, керамика. На одном из холмов Гильяра был обнаружен кувшин с обуглившимся зерном, ячменем, пшеницей и т. д. Это говорит о том, что в тот период было развито земледелие.

Кроме того, раскопки велись близ Магарамкента (Мугерганский могильник), в селении Зильдаг, Куг Хивского района. Был найден Шаракунский могильник времени Албании (местность от Белиджи до Касумкента). Все это говорит о вхождении лезгиноязычных племен в состав Кавказской Албании.

Ученый, археолог А.Кудрявцев, описывая ранний период развития Восточного Кавказа, пишет, что «керамика, широко бытовавшая на памятниках Южного Дагестана, подчеркивает его хронологическое и культурное сходство с синхронными памятниками этих территорий».

Исследуя материалы археологических раскопок, можно сделать вывод, что уже с 3 тыс. до н. э. лезгинская группа языков выделяется из иберо-кавказской. К лезгинской группе относят – лезгинский, табасаранский, агульский, цахурский, рутульский, арчинский, крызский, будухский, хиналугский, удинский. Также стоит отметить, что лезгинский язык с античных времен до настоящего времени не претерпел больших изменений, поэтому многие старинные названия мест на территории Албании объяснимы на основе лезгинского языка.

Некоторые ученые считают, что в античную эпоху лезгины проживали в долине Кудиала и Самура.

Лезгины албанцы что общего. Смотреть фото Лезгины албанцы что общего. Смотреть картинку Лезгины албанцы что общего. Картинка про Лезгины албанцы что общего. Фото Лезгины албанцы что общего

Интересен также вопрос, откуда появился этноним «лезги». Вплоть до X в. в античных средневековых источниках часто встречается этноним «лег». Профессор А.Агаев связывает этноним «лезги» с захватом Кавказской Албании персами в III в. н. э. В связи с этим он пишет: «В транскрипции фарсидского языка суффикс «з» показывает происхождение. Поэтому иранцы этноним «лек» употребляют с суффиксом «лекз», подвергшийся позже огласовке – «лезг». «Стан» по-фарсидски означает «страна».

Известно, что у албанцев была своя письменность, состоящая из 52 букв. Профессор А.Агаев пишет: «Мы знаем удин, которые, с одной стороны были продуктом сегментации лезгиноязычных племен, а с другой – были настолько родственны албанам, что имели с ним одну общую письменность. Отсюда можно сделать вывод, что предки лезгинского народа не были лишены генетического родства с албанами».

Благодаря своим богатейшим природным условиям и выгодному географическому положению эта земля всегда привлекала внимание разных народов. Это привело к тому, что лезгины оказались в гуще политических событий мира и вошли в контакт с другими народами: скифами, хазарами, гуннами и т. д.

Кавказская Албания была крупным торгово-ремесленным, административным и культурным центром, с развитым денежным обращением, высоким уровнем социально-экономической и культурной жизни. С II по IV века в Кавказской Албании стали развиваться феодальные отношения. Государство возглавлялось царской династией, которая имела свою резиденцию, вооруженные силы и царский суд. Религиозные представления у албанов были различными. Они поклонялись солнцу, луне, небу и различным животным.

Страбон пишет, что они почитали богов Гелиоса, Зевса, Селену. Он сообщает, что есть святилище богини Селены было недалеко от Иберии. В 313 г. верхушка Кавказской Албании официальной религией приняла христианство.

Лезгины играли важную роль в развитии и расцвете государства Кавказская Албания, которое просуществовало вплоть до V в. н. э. С VI в. после распада Албании, под ударами хазар часть лезгин вошла в состав Дербентского владения (Чора), управляющегося иранским наместником, а основная часть лезгин была объединена в государство Лакз.

Государство Лакз просуществовало вплоть до XIII в. В XII-XV вв. на территории лезгин не существовало единого государства, а было несколько мелких политических образований: Ахбы, Курах, Кюре.

Объединившись в единый племенной союз еще в глубокой древности, лезгины смогли создать свое государство, развить оригинальную материальную и духовную культуру, имеющую много общего с культурами древнейших закавказских (кути, хурриты) и малоазийских (хатты) цивилизаций. Лезгинам также удалось сохранить свой язык, культуру, вопреки завоевательным походам иноземцев.

Известия Дагестанского государственного педагогического университета

Источник

Балканская и Кавказская Албании. «Пелазги» и «лезги»

Лезгины албанцы что общего. Смотреть фото Лезгины албанцы что общего. Смотреть картинку Лезгины албанцы что общего. Картинка про Лезгины албанцы что общего. Фото Лезгины албанцы что общего

Идентичная ситуация имеет место и в случае родства Балканской Албании и Кавказской Албании, т.е. между пелазгами и лезгинами (о названии «Албания» — см. II.3). Живут ли в настоящее время на терри­тории Балканской Албании представители лезгиноязычных народов? В древности — 4 тысячи лет тому назад, несомненно, такие народы (пелазги) составляли большинство населения не только территории нынешней Балканской Албании, но и Среднего и Южного Балкан, Эгейского архипелага и запада Малой и Передней Азии. Оказывается, Балканы и Кавказ являются «естественными заповедниками» и для лезгинской подгруппы языков.

Выдвигая свою версию о происхождении слов «этруски» и «пелас­ги» акад. Н.Я. Марр отмечает /188/, что для Кавказа (на «яфетическом Востоке») характерен корень в этнических терминах с перерождением l-s l-z. «Так мы имеем с суффиксом «а-» название реки A-laz-an, от­ложение племенного названия в материково-перевальном районе Кавказского хребта с суффиксом мн.ч. «-ан», [4] племенные названия и этно- культурные термины — läzg (лезгин), lesk-ur (сабля; букв, «лезгинско* оружие»), leg+z+i — leg+z-i (арм,- лезгин), lag-лак (кази-кумух), lek-ur (лезгинка, лезгинский танец [5] ) и др. Здесь на Северном Кавказе, господствуют образования с показателем множественности «к — g», но ни одно из них не прослеживается на Апеннинском полуострове, по­скольку оно несется яфетическим племенем с последней своей стоян­ки в бассейне Каспийского моря. Чтобы с прикаспийского края достигнуть такой дали, термин должен был обязательно пропутешество­вать по северному пути и … пройти два лингвистических средостения сванское и абхазо-адыгейское (или абхазо-черкесское), если не касать­ся смежного чеченского мира — материково-перевального. Следова­тельно, та или иная разновидность северокавказского типа могла пере­строиться в новую форму, получив или в сванской среде префикс «lе-» или в абхазо-адыгейской среде префикс «ре-», однако и таких новооб­разований мы не находим достигшими Апеннинского полуострова, точно Балканский полуостров перехватил эти северные переселенче­ские волны этрусков или урартийцев, поскольку получившие прикас­пийское и северно-кавказские крещения их сородичи по общему в корне наименованию «lazg» («las-к») в абхазо-адыгейской форме «ре- lasg» (чит. или «pelazg») или «leg» («lek-и») в сванской форме «le-leg», проникнуть на этот же европейский полуостров, входили в состав пер­воначального населения его территории, имели уже отсюда распро­странение на другие острова, в числе их и на Крит, да с моря и на со­седний полуостров.

Разумеется, пеласги таким образом с Балканского полуострова также распространились на острова, заселили вместе с яфетидами и Апеннинский полуостров, но все-таки, насколько яфетодологическому анализу и истории занявшего нас племенного названия можно прида­вать реальное значение, картина намечается такая: этруски с юга Кав­каза, из пределов бассейна Ванского озера, сделав этап в Ливии, дви­гаются Средиземным морем на Апеннинский полуостров, а их соро­дичи с северного Кавказа «лазги» или «pelasg» и («le-leg»и) по север­ному пути, Черным морем или по северному его побережью, вливаются в пределы Балканского полуострова. Далее их встречи на островах, да и на Апеннинском полуострове…» /188/.

Приведенные аргументации убедительно доказывают этимологи­ческую состоятельность нынешнего лезгинского языка для дешифров­ки пелазгской письменности, незаслуженно названной «минойской».

Источник

Кавказская Албания реквием по мечте

Государством, первым образовавшимся в V веке до нашей эры на территории Южного Дагестана и Азербайджана, являлась Кавказская Албания, населенная предками современных дагестанских лезгино-язычных народов, при этом надо сразу подчеркнуть, что окончательно нынешние географические границы Дагестана сформировались в советский период истории лишь в середине 60-годов прошлого века. Были присоединены ныне северные районы Дагестана, с населяющими их этносами.

Следовательно, было бы не корректно указывать в числе «потомков» и наследников Кавказкой Албании, все ныне населяющие народы Дагестана. Хотя дагестанские историки в учебниках по истории часто этим «грешат», указывая, что на «территории Дагестана располагалось в древности государство Кавказская Албания», не локализую при этом ее прежние исторические границы.

Как правило, за такими «неточностями» стоит сознательная попытка размыва реальных исторических границ этого государства со всеми вытекающими последствиями, второй причиной видимо служит, попытка искусственной консолидации всех ныне населяющих народов в одну «дагестанскую» общность, на базе якобы общей истории.

Образованная как конфедерация 26 царств, распавшись на мелкие княжества в 12 веке, она просуществовала до XVII века нашей эры, вплоть до вхождения в Российскую Империю (Арран, как историческая область, такое название нынешнего Азербайджана фигурирует в арабских исторических источниках – как последнее политическое образование, продолжавшее традиции Кавказской Албании).

По армянским источникам, в IV веке в Дагестане существовали 11 «царей» (предводителей горцев) и «царь леков». К VI веку оформились следующие политические объединения: Лайран (в горах на юге Дагестана южнее реки Самур), Маскут (плоскость на юге от Дербента по берегам реки Самур, Лакз (земли к северу от реки Самур и в бассейне реки Гюльгерычай), Табасаран (к северо-западу от Дербента в бассейне реки Рубас).

Укрепленное поселение на месте Дербента возникло еще в VIII-VI веках до нашей эры. До IV века нашей эры Дербент входил в состав Кавказской Албании, в определенное время был ее столицей, но из-за постоянных угроз и набегов с «севера», утратил свой статус, в городе располагался патриарший престол Главы Албанской церкви.

Находившаяся на стыке цивилизаций, караванных и миграционных путей, Кавказская Албания по существу постоянно была в состоянии войны за независимость. При этом у албанцев, даже по современным меркам, армия была довольно внушительной, в отдельном из сражение упоминается о наличии у албанцев 60 тыс. пехотинцев, и 22 тыс. конницы.

Албания воевала с Сасанидским Ираном, римлянами (знаменитые походы Красса и Помпея на Кавказ), гуннами, хазарами, арабами, тюркскими племенами, которые, в конце концов, и разрушили Албанию как государство окончательно.

В истории известен интересный эпизод, когда Кавказская Албания, будучи, выражаясь современными терминами, была оккупированной древней Персией, и преобразованной ею в одну из своих сатрапий, царь Албании выставляет в сражении на стороне персов, и свой отряд против Александра Македонского.

В первые века нашей эры народы Албании (первые христианские секты уже появились в первом веке в окрестностях современного п. Белиджи Дербентского района, под руководством св. Елисея (Егише в арм.ист.), а затем и почти весь Дагестан приняли христианство.

Но в VI-VII века нашей эры в течение столетней войны с арабами албанцам силой был навязан ислам, который затем через них распространился почти на весь Северный Кавказ. Так по стечению исторических обстоятельств современные лезгины первыми на территории РФ приняли как христианство, так и ислам (удины, в количестве св. 2 тыс. чел., на сегодняшний день остаются единственным лезгиноязычным народом исповедующий христианство).

В древности лезгинский народ, не уступавший по численности (см. Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи. СПб., 1895), армянскому и грузинскому народам, и наравне с этими не менее древними народами, создал могущественное государство Алупан (Кавказская Албания) со своей самобытной экономикой и культурой.

Нашествие римлян, персов, арабов вызвало политический и этнический распад Кавказской Албании. Часть албано-лезгинских племен покинула прибрежные районы и ушла в глубь гор южных отрогов Кавказа, создавая там своеобразные этнические общества. С течением времени (V-X в.) в языке, быту и культуре складывались свои особенности. Так сложились лезгинский, табасаранский, рутульский, цахурский и агульский языки и народности.

Даже при жесточайших завоевателях (персы, арабы, татаро-монголы, турки) лезгины сумели сохранить свои государственные образования: Ширван (VI—XVII вв.), Лакз (VI—XII вв.).В XVIII веке, победив персов-захватчиков, лезгины, фактически, на всей территории Кавказской Алупании (Албании)- Лезгистана дважды восстанавливали свое государство-ханство Хаджи-Давуда Мюшкюрского (1721-1728 гг.), государство Фет-Али-Хана Лезгинского (1768-1789 гг.). Оба эти государства имели дружественные отношения с Россией и были признаны ею. Более того, Фет-Али-хану Лезгинскому в его борьбе с внешними врагами Россия оказывала большую военную помощь.

Повсеместно существовал запрет пускать солнечные зайчики в окна домов. Это расценивалось как намек, что в этом доме живут женщины легкого поведения (с. Ахты). По всеобщему представлению, затмения светил происходят по воле Всевышнего, наказывающего таким образом людей за грехи. Существовало также представление, что грешников убивает молния («цIайлапан»). По мнению жителей с. Мискинджа, «молнию посылает гъуцар». В с. Ахты имелось проклятие в адрес человека, к которому испытывали неприязнь, – «Вун цIайлапанди ягърай!» («Чтобы тебя ударила молния!»). В этом и других селениях шустрых детей называли «молнией» («цIайлапан»).

Существовало поверие, что под концами радуги спрятано золото клад, который охраняет мифическая змея шамгьандар, клад с золотом – «от него и исходит блеск и свет радуги» (с. Мискинджа). Найти этот клад может только человек, угодный Богу.
Ветер («гар», «къай») лезгины долины воспринимали в облике женщины в лохмотьях и с развевающимися волосами. Его воспринимали и как злую силу. Повсеместно существовал запрет ругать ветер за нанесенный ущерб, это расценивалось как оскорбление в адрес Всевышнего. Имелось также представление, что ветер уносит с собой из селения все нечистое и негативное.

Ощутимый ущерб хозяйству наносил не только ветер, но и проливные и затяжные дожди. Для их прекращения повсеместно ставили во дворе топор острием вверх, выбрасывали туда же соль (с. Мискинджа).

Были и другие приемы по вызову дождя. Например, в с. Ахты процессия мужчин, женщин и детей во главе с муллой собирала в кувшин воду из семи источников. Затем мулла, произнося молитвы, эту воду выливал в реку. Дети в этот момент кидали в реку камешки, стараясь всех обрызгать. Обряды вызывания дождя и солнца бытовали у лезгин Самурской долины вплоть до 60–70-х годов XX в.

Ряженые у лезгин участвовали не только в обрядах метеорологической магии. Они были непременными персонажами праздника весны, свадеб и выступлений канатоходцев. В с. Ахты такие ряженые назывались коса, къабачи, в с. Мискинджа – коса, сев («медведь»).

В день весеннего равноденствия лезгины очень красочно отмечали праздник начала весны и нового сельскохозяйственного года Яран сувар.

На праздник Яран сувар выпекались и особые фигурные обрядовые хлеба зооморфной формы: пехъ («ворона») в виде полумесяца с вдавленными на поверхности отпечатками пальцев, хъвед («куропатка») с запеченным внутри яйцом, кIек («петушок»), балкIан («конь»).

Верили лезгины и в существование домового – кIвал, кьвал, кьол, къвал, хъварц. По мнению жителей с. Мискинджа, хъварц водится в сырых, темных местах. Жители с. Хрюг считали, что къвал обитает там, где нечисто (свалки, места выброса нечистот и т.п.), и поэтому после контакта с ним человеку необходимо было совершить ритуальное омовение.

Нечистая сила у лезгин долины, как и у других лезгин и дагестанцев, носит название шайтIан («шайтан»), чын («джинн»). Этих персонажей не разграничивают. По рассказам местных жителей, шайтан и джинн маленького роста, у них уши удлиненной формы, стоят торчком, а пятки вывернуты наружу. Они всячески пакостят людям.(1)

Определенное распространение в среде лезгин получили христианство и зороастризм, которых сменил ислам. Лезгины в подавляющем своем большинстве являются суннитами, придерживающиеся шафиитской религиозно-богословской школы (масхаб), за исключением единственного села Мискинджа, Докузпаринского района Дагестана, которые исповедают шиизм.

Отголоски «Гюлистанского мира»

Последующую эпоху, до включения в состав России в 1813 году согласно Гюлистанскому миру, Дагестан был ареной борьбы Турции и Ирана за обладание им.
12 октября 1813 года, согласно Гюлистанского мирного договора (который собственно юридически оформил вхождение лезгин в Россию), народ (естественно, и территории, на которых они проживали по обе стороны реки Самур) вошел в состав России. И лишь позже, в 1860 году, новые колониальные власти разделили единый лезгинский народ между административными единицами — вновь созданными Дагестанской областью и Бакинской губернией.

После покорения Кавказа лезгинские ханства и «вольные общества» на договорных началах вошли в состав России. Во всех актах о вхождении ханств в состав России, подписанными обеими сторонами, говорилось, что « для охранения особо его высочества, его дома, так же как и всех его владений поставить. войска с пушками с их штабом и обер-офицерами, а на случай большой обороны главноуправляющий обязан будет, смотря по обстоятельствам и по нужде, усиливать отряд тот и военной рукою оборонять владения его высокостенства, Всероссийской империи принадлежащее».

Россия оказалась более демократическим государством, чем Персия и Турция, поэтому во время нефтяного бума в Баку (конец XIX — начало XX в.) из Северо-Западного Ирана, имевшего историческое название Атропатакан-Азербайджан, и из Турции в Бакинскую и Елизаветпольскую губернии тогдашней России стали переходить сотни тысяч людей тюркского происхождения в поисках заработка и оседать на наших территориях. С помощью Турции тюрки захватили основные позиции в экономике Баку.

До и после Октябрьского переворота, в тот переломный момент для России, Турция открыто и беспрепятственно работала на огромных территориях Кавказа. В сентябре 1918 году турки оккупировали Восточный Кавказ и привели к власти в Азербайджане турок (турки-огузы). Как только политическая власть в многонациональной республике была захвачена турками, правящая элита сразу же приступила к реализации идеи создания мононациональной тюркской республики за счет принудительного превращения лезгин, талышей, татов, и т.д. в турок. Политики, философы и языковеды, теоретически обосновывая эту архиреакционную акцию, назовут этот процесс образованием или зарождением новой социалистической азербайджанской (?) нации.

Подписание Гюлистанского мира не принесло мира в Дагестан. Высшая власть в Дагестане после Гюлистанского мира принадлежала русскому военному командованию. Новосозданные Дербентскую и Губинскую провинции возглавляли военно-окружные начальники. Главное управление этими провинциями осуществлялось из Дербента.
В 1846 году для управления Дагестаном была установлена должность военного губернатора с резиденцией в городе Дербенте. На него возлагалось гражданское управление.(4)

Из-за не продуманной политики административно-территориального устройства в целом на Кавказе (административные границы регионов и республик Кавказа менялись свыше сорока раз). Наиболее политически уязвимым разделенным народом стали лезгины. Это связано с тем, что численность представителей именно этой национальности, оказавшихся по разные стороны государственной границы, в относительных показателях превосходит остальные разделенные народы. Одновременно лезгины оказались беззащитными перед серьезными провокациями организуемыми, с некоторой периодичностью в районе российско-азербайджанской границы.

В самом Дагестане, правящая «элита» 50-60 годах расчленила лезгинский народ на составные части, придав им статуса «суверенности» накануне всесоюзной переписи, однако от такой «суверенности» лезгинские народы только проиграли, обещанные алфавиты они получили спустя сорок лет, уже в другом государстве.
Их носители, оставаясь бесписьменными, в школах взамен родного лезгинского языка, ввели «родной» русский язык, тем самым была осуществлена страшная авантюра тогдашними коммунистическими руководителями, в лице Абдурахмана Даниялова.

5) Агулы (агульцы, самоназвание агъулар) — народ центральной части юго-востока Дагестана (Агульский, Курахский и Дербентский районы). Агулы делятся на четыре группы, проживающие в ущельях: агулдере и хушандере.

6) Арчинцы (самоназвание — аршиштиб, авар. рочисел, лакск. арчи) — коренное население Дагестана. Живут в бассейне реки Хатар, в селах Арчиб, Алчинуб, Кубатль, Хилих, Кесериб, Хитаб, Калиб Чародинского района.

История этого вопроса уходит в начало 90-х годов. Тогда, при развале СССР, оказавшийся в разных государствах народ начал борьбу за свои права, выдвигая радикальные требования воссоединения и создания Лезгистана. Разные идеологи предлагали различные модели этого государственного образования – от создания независимого государства до образования автономии в составе России.
Название созданного ими движения “Садвал” (Единство) в Азербайджане сразу стало синонимом терроризма, а сама организация дискредитирована спецслужбами и объявлена вне закона. Более двух десятков «садвалистов», международными правозащитными организациями признаны как политические заключенные, один из которых осужден пожизненно. Преследование активистов движения во многом было обусловлено опасениями Баку перед войной на два фронта – в Нагорном Карабахе и на севере республики.

Не случайно мост через реку Самур в районе КПП Яраг-Казмаляр был назван «золотым». Верх абсурда был достигнут на 2-километровом участке дороги, проходящей вдоль российско-азербайджанской границы и ведущей в высокогорные районы Дагестана, населенные преимущественно лезгинами. Этот отрезок пути, пролегающий около азербайджанского селения Цухуль, перешейком проходит по территории соседнего государства и, соответственно, охвачен с двух сторон российскими пограничными постами. Легковые машины могут преодолеть это препятствие после простой проверки документов, но грузовой транспорт собирается в колонны, пересекают государственную границу только в сопровождении пограничников.(5)

И сегодня положение народа не многим лучше, остро стоит вопрос водоснабжения питьевой водой юга республики. Из-за большого забора воды из реки Самур азербайджанской стороной, высыхает реликтовый лиановый лес – самый северный лиановый лес в мире. Не решен вопрос упрошенного (двойное гражданство) перехода границы лезгинскими народами.

Однако лезгинская общественность не опускает руки, общественные организации, представители многочисленной лезгинской интеллигенции делают все возможное, для того чтоб снять катастрофические последствия развала страны.

1)«Мифологические верования лезгин», «Народы Дагестана» Р. Сефербеков http://bubakiri.narod.ru/news/?news=690

2) «Этнополитические образования Дагестана» http://hist.ctl.cc.rsu.ru/Don_NC/Middle/Etn_Dag.htm

3)Председатель Международной организации ЛНД «Садвал», профессор Абдурагимов А. Г. Обращение председателя ЛНД «Садвал» президенту Российской Федерации.

4) «Южный Дагестан на карте Русской Империи», С. АЛИЕВА, кан. ист. Наук. Институт истории им. А. А. Бакиханова НАН Азербайджана, (Южный Дагестан в ходе административно-территориального реформирования русского самодержавия)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *