Лезвие бритвы о чем
Краткое содержание Лезвие бритвы Ефремов
Весь сюжет рассказа «Лезвие бритвы» крутится вокруг поиска и изучения драгоценных камней. В самом начале идет описание выставки, куда был привезен очень необычный, уникальный по своей природе кристаллический камень. Малоизвестный по своей природе он очень заинтересовывает и публику и одного очень известного в научных кругах профессора. Тот обращается с просьбой взять на время для изучения этот необычный экспонат. Но происходит дерзкое преступление и кристалл оказывается похищен.
Параллельно с этой историей идет еще одна сюжетная линия. Молодой медик, оказавшись в деревне сталкивается с ситуацией, в которой он помогает незнакомой девушке. Он увозит ее в свой город, где она познакомившись с коллегой врача, выходит за него замуж.
Кроме того, есть группа молодых людей, родом из Италии. Они будучи авантюристами по своему складу характера, отправляются на поиски пропавших давным-давно сокровищ. Им известна тайна давно потерянной короны Александра Македонского. Выбранный ими путь уходит аж в далекую страну Намибию, где по их данным и находится сейчас корона. Которая в последствии окажется украшена точно такими же кристаллами, как и тот, что был похищен из музея. В итоге, все эти судьбы людей, которые никогда не были знакомы, переплетаются и все становятся вовлечены в поиски драгоценностей.
На протяжении всей книги, автор пытается смотреть на многие вопросы с философской точки зрения. Он поднимает очень важные вопросы о хрупкости человеческой жизни, о красоте и отношению к физической привлекательности во все времена. Ефремов очень точно описывает все самые главные вещи в истории человечества, как балансировка между двумя крайностями. От одной до другой всегда очень маленькое расстояние, и каждый должен соблюдать постоянный баланс, чтобы оставаться живым, счастливым и успешным. Вся жизнь это по сути балансировка на лезвии бритвы.
Книга настолько глубокая, и задевает все те вопросы, на которые каждый человек ищет ответы всю свою жизнь. Каждый кто начнет читать «Лезвие бритвы», найдёт именно то для себя, что волнует его в этот период времени. Будучи написанным в 60-е гг роман по сей день остается очень актуальным и востребованным.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Ефремов. Все произведения
Лезвие бритвы. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Среди молодых людей, посланных Петром I за границу, чтобы получить образование, был его крестник. Звали его Ибрагим. После окончания военного училища, в звании капитана он участвовал в войне с Испанией, был ранен.
Знаменитый немецкий писатель, художник, выдающийся композитор, и юрист. Эрнст Теодор Амадей Гофман. Будучи молодым, Вильгельм решил сменить свое имя на Амадей.
Салтыков-Щедрин по праву признан лучшим сатириком девятнадцатого века. Это писатель, соединивший в своем творчестве такие направления, как беллетристика и журналистика. Он продолжил традиции Свифта и Рабле
Произведение является иронично-сатирической повестью, написанной в жанре фантастики. Главным героем повести является Гудмэн Марвин, представленный в образе уставшего
Совершая паломничество в Кентербери в апреле месяце, в харчевне останавливаются и знакомятся между собой группа из 29 человек. Они все разного социального статуса, в разном экономическом положении
Лезвие бритвы (роман, 1963)
Первое отдельное издание
«Ле́звие бри́твы» — научно-фантастический приключенческий роман Ивана Антоновича Ефремова, написанный в 1963 году. В сюжете переплетены приключенческий роман, научная фантастика, любовные линии, шпионский детектив, философские и научные размышления.
Содержание
Сюжет
Сюжет романа состоит из нескольких пересекающихся линий: история врача и психофизиолога Гирина, изучающего скрытые возможности человеческого мозга; история итальянцев, которые отправились в Африку за алмазами; история индийского художника. Всех этих персонажей объединяет тайна чёрной короны, сыгравшей важную роль в жизни Александра Македонского.
История создания и публикации
Проблематика
«Лезвие бритвы» — роман о духовном могуществе человека, о торжестве разума, о поисках красоты, любви и справедливости. В названии произведения заключена суть ефремовской философии: все великое и прекрасное в мире существует между двумя крайностями — на лезвии бритвы. В интервью, данном до выхода романа, Ефремов говорил:
Сама температура человеческого тела — 37° — всего в пяти шагах (градусах) от смерти — температуры 42°, когда наступает свёртывание белков. В то же время температура 37° самая выгодная для активной жизнедеятельности. Вот что такое «лезвие бритвы». И таких примеров можно подобрать тысячи… [4]
В романе приведены такие примеры. В лекции о красоте главный герой говорит, что
… красота — это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи, которую видели еще древние греки и назвали аристон — наилучшим, считая синонимом этого слова меру, точнее — чувство меры. Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким — лезвием бритвы…
Другой герой признаётся в любви:
Счастье встречи с тобой, оно будто лезвие ножа — страшно остро и очень узко. А рядом, с обеих сторон, две тёмные глубины.
Читательская реакция
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Лезвие бритвы (роман, 1963)» в других словарях:
Лезвие бритвы (роман — Лезвие бритвы (роман, 1963) У этого термина существуют и другие значения, см. Лезвие бритвы (значения). Лезвие бритвы Автор: Иван Ефремов Жанр: научная фантастика Язык оригинала … Википедия
Лезвие бритвы (роман) — Лезвие бритвенного прибора Остриё бритвы, роман Уильяма Сомерсета Моэма 1944 года Лезвие бритвы (фильм 1946), экранизация романа Лезвие бритвы (фильм 1984), вторая экранизация романа Лезвие бритвы (роман, 1963), научно фантастический роман Ивана… … Википедия
Лезвие бритвы — Лезвие бритвенного прибора Остриё бритвы, роман Уильяма Сомерсета Моэма 1944 года Лезвие бритвы (фильм 1946), экранизация романа Лезвие бритвы (фильм 1984), вторая экранизация романа Лезвие бритвы (роман, 1963), научно фантастический роман Ивана… … Википедия
Лезвие бритвы (значения) — Лезвие бритвенного прибора Остриё бритвы, роман Уильяма Сомерсета Моэма 1944 года Лезвие бритвы (фильм 1946), экранизация романа Лезвие бритвы (фильм 1984), вторая экранизация романа Лезвие бритвы (роман, 1963), научно фантастический роман Ивана… … Википедия
Ефремов, Иван Антонович — Ефремов, Иван Антонович(наст. отчество Антипович) (1907 1972).Видный рус. сов. прозаик, ученый палеонтолог и оригинальный мыслитель, известный также произв. др. жанров; основоположник и классик нов. сов. НФ, влияние к рого на ее развитие в 1960 х … Большая биографическая энциклопедия
Ефремов, Иван Антонович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ефремов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Ефремов, Иван. Иван Антонович Ефремов Дата рождения: 9 (22) апреля 1908( … Википедия
Ефремов, Иван Антипович — Ефремов Иван Антонович Дата рождения: 9 (22) апреля 1908 Место рождения: Вырица, Санкт Петербургская губерния, Российская империя Дата смерти: 5 октября 1972 Место смерти … Википедия
Ефремов И. — Ефремов Иван Антонович Дата рождения: 9 (22) апреля 1908 Место рождения: Вырица, Санкт Петербургская губерния, Российская империя Дата смерти: 5 октября 1972 Место смерти … Википедия
Ефремов Иван Антипович — Ефремов Иван Антонович Дата рождения: 9 (22) апреля 1908 Место рождения: Вырица, Санкт Петербургская губерния, Российская империя Дата смерти: 5 октября 1972 Место смерти … Википедия
Ефремов И. А. — Ефремов Иван Антонович Дата рождения: 9 (22) апреля 1908 Место рождения: Вырица, Санкт Петербургская губерния, Российская империя Дата смерти: 5 октября 1972 Место смерти … Википедия
Лезвие бритвы
«Лезвие бритвы» — литературное произведение И. А. Ефремова, жанр которого самим автором определен как «роман приключений». Заявка оправдана на редкость добросовестно: здесь герои переживают приключения и мысли, и тела, и духа, бороться приходится и со стихиями, и с бандитами, и с бюрократами, и с вывертами сознания. На любой вкус.
Содержание
Архитектоника [ править ]
Роман состоит из пролога, четырех частей и эпилога. В прологе говорится о сложности причинно-следственных связей между случайными на первый взгляд событиями. В действие вводится легенда о загадочных свойствах камня хиастолита, связывающая все дальнейшие сюжетные линии.
Первая часть соблюдает стилистику советского кинематографа. Действующие лица — ученые, врачи, спортсмены и другие честные советские граждане. Их приключения по большей части связаны с развитием научного познания и эстетических представлений о мире и человеке. Их главный враг — косность, будь то косность материи или косность убеждений.
Вторая часть выдержана в стилистике западноевропейского кино. Здесь наблюдается набор популярных авантюрных типажей, лидируют богемные артисты и отважные моряки. Для них прогресс науки в лучшем случае тема смолл-тока за рюмкой чая, а увлечены они таким хрестоматийным делом, как поиски сокровищ. Против них, как водится, — природа, полиция и другие, плохие авантюристы.
Третья часть начинается с событий в Советском Союзе, но в третьей главе действие перемещается в Индию, открывая индийскую традицию кинематографа. Главные герои, конечно же, влюбленные — бедный художник и подневольная актриса. И враги у них типичные — время, расстояние и злые богатеи. Действие происходит на фоне развалин великой индийской цивилизации, которая все никак не может оправиться от последствий собственной деградации и колониального периода истории.
К концу третьей части начинается эпическое схождение традиций — на помощь влюбленным приходят безбашенные европейские авантюристы, а затем подтягиваются и русские ученые со своим научным анализом ситуации. Четвертая часть представляет собой стилистический и событийный фейерверк — кино, каким оно становится, вобрав все перечисленные традиции.
В эпилоге звучит заключительное слово о связи времен и будущем обществе людей — конечно же, коммунистическом, дорога к которому узка и трудна и потому уподоблена лезвию бритвы.
Герои [ править ]
Советские люди [ править ]
Итальянцы [ править ]
Индийцы [ править ]
Сюжет [ править ]
В романе можно выделить четыре сюжетных ветки, каждая из которых развивается не вполне линейно, прерываясь флэшбэками. В прологе мы видим восьмилетнего мальчика Ваню, который увлеченно рассматривает экспонаты на выставке художника-камнереза, а также слышим разговор геологов, один из которых (отец еще не родившегося Мстислава Ивернева) рассказывает об открытых им необычных камнях. Их свойства он не успел исследовать, так как вынужден был продать находку из-за нужды в деньгах.
В начале первой главы действие происходит уже в Москве 1961 г., куда приезжает уже немолодой военный хирург Иван Родионович Гирин, чтобы заняться исследованиями по психофизиологии. Практически сразу же героя накрывает первый флэшбэк, уносящий его в воспоминания о молодости. [1] В Москве у доктора есть личное дело: восстановить и передать в музей произведение покойного друга, скульптора Пронина. Деревянная скульптура, переданная в музей, вызывает почти что скандал среди искусствоведов, так как в мельчайших деталях, ни разу не символически изображает обнаженную женщину. Наслушавшись критики, оскорбительной и для художника, и для модели (тот и другая, между прочим, не могут возразить, поскольку погибли на фронте в Великую Отечественную), Гирин обрушивает на головы художников революционное для них представление [2] о красоте человеческого тела как биологической целесообразности. Здесь же он знакомится с Симой, восхищенной тем, как незнакомец умно и эффектно выразил то, о чем она думала, но не могла сформулировать. Встреча Гирина и Симы оказывается любовью с первого взгляда, и дальнейшее развитие этой сюжетной ветки строится вокруг их отношений. [3]
Третья ветка завязывается тем временем в Советском Союзе. Ленинградский геолог Ивернев получает телеграмму о приезде Андреева и отправляется встречать его на вокзал. Но Андреев не приехал. Зато Ивернев познакомился с очаровательной приезжей по имени Тата, которая не застала живущую в Ленинграде родственницу. Молодой человек приглашает девушку пожить у него (без намеков — сам он на это время поселяется у соседей). Девушка, посмущавшись, соглашается и за время своего пребывания в Ленинграде очаровывает и самого Мстислава и его маму. Однажды она признается, что ее отец работал проводником в экспедиции геолога Ивернева — очевидно, отца Мстислава. Мать и сын уже считают девушку родной; тем сильнее шок, когда Тата неожиданно исчезает. По странному совпадению, примерно в это же время выясняется, что хиастолиты Ивернева-старшего украдены из музейной лаборатории, а Андреев не собирался приезжать в Ленинград и не давал телеграммы, благодаря которой Мстислав встретил Тату на вокзале…
Четвертая ветка набирает обороты в Индии. Бедный художник Даярам ищет секреты древнего искусства, а находит красавицу-актрису Тиллоттаму, пленницу в грязных лапах магната киноиндустрии, превратившего индийские храмы с шедеврами эротической скульптуры в декорации к своим пошлым фильмам. Благородный, но очень наивный художник бросает обвинения прямо в лицо негодяю. В следующий раз он приходит в себя уже в больнице, куда попал как пьяный бродяга с разбитым лицом и без документов…
Сюжет романа многократно руган за «рояли в кустах»: мол, автор искусственно сводит никак не связанные между собой сюжетные линии за счет невероятных совпадений, а речь персонажей нередко превращаются в научно-популярную эссеистику, порубленную на реплики. Тем, кто ругает, предлагается внимательнее перечитать пролог: ведь по сути, ключевая точка сюжета — это встреча философов Запада и Востока (под которым понимается Индия: ни китайских, ни арабских доктрин в книге нет). А все предыдущие приключения таких разных людей попадают в поле зрения автора именно как ретроспекция событий, приведших к ключевой точке. Палеонтолог писал, как-никак.
Сюжетные элементы, явления и штампы [ править ]
Холиварные темы [ править ]
«Лезвие бритвы», бесспорно, было написано с расчетом на его хирургическое применение. И от того, как оно резануло по больным местам, порой слышны крики по сей день.
Критика [ править ]
Тиллоттама видела не так много европейских фильмов и то в большинстве приключения гангстеров и доблестных полицейских или исторические сверхбоевики о малознакомом ей прошлом Запада. Несколько раз она смотрела картины, в которых путешествующий инкогнито миллионер или сын богача влюблялся в простую девушку, вызволял ее из опасностей и бедности, делал из нее великосветскую даму, великую актрису или просто холеную жену.
Везде героиням сопутствовало удивительное счастье. В лапах самых отвратительных гангстеров, в гаремах Востока, в плену у врагов, во власти мерзавцев они ухитрялись сохранить себя для героя, остаться целомудренными и чистыми. Это был явный обман, Тиллоттама слишком хорошо знала реальную жизнь.
В глубине телевизорного экрана девушки в черных гимнастических костюмах дефилировали парами, расходясь и исчезая из поля зрения. … — Мастер спорта Серафима Металина выступит без предмета, — раздался голос за экраном. Черноволосая смуглая девушка выбежала на середину зала, и тотчас же ведущая поднесла к ней микрофон. … — Все мы рассказываем о том, как стали гимнастками, и невольно получается так, будто мы какие-то особенные. … — Каждая из вас, наши зрительницы, может стать такой же и открыть в себе талант — в ритмике или в силе, гибкости или равновесии. Мы слишком мало обращаем на себя внимания, а наши дорогие спутники жизни — мужчины — говорят, что мы должны украшать их существование. Надо прежде всего украсить самих себя, а это возможно только при долгом и терпеливом физическом воспитании…. Для работы, забавы, для чувства жизни всестороннее физическое развитие так же необходимо, как и для хорошего материнства. Подумайте, как хорошо детям с сильной мамой, не уступающей им в играх, беготне, плавании и умеющей научить их всему этому. … Занимайтесь с детства гимнастикой и танцами, будьте красивыми все без исключения… — Девушка остановилась, чуть смущенная, и закончила: — Это будет так хорошо!
Знаете, как хорошо бывает, когда думаешь и чувствуешь и не у кого спросить, а вдруг все оказывается верным. И от этого все становится светлее и ближе!
Знаете, как хорошо бывает, когда думаешь и чувствуешь и не у кого спросить, а вдруг все оказывается верным. И от этого все становиься светлее и ближе!
Именно эти чувства я испытывала во время чтения «Лезвия бритвы». И первый раз, и второй и стовторой.
Доброго времени суток, друзья!
Сегодня публикую свой сотый отзыв на книгу. 📖
И отметить его хочу поделившись мыслями и эмоциями на книгу, несколько десятилетий бывшую у меня настольной.
И даже сейчас, когда мне казалось, что ничего нового я найти в ней уже не смогу, перечитывая лишь для того, чтобы освежить память и насладиться мыслями и действиями героев, увидела то, что не замечала раньше.
Пока мой отзыв не углубился в детали и восторги, хочу отметить, что роман будет интересен тем, кто ищет новое в науке и в особенности медицине, психологии и физиологии. Кто любит поразмышлять о простом и сложном, пофилософствовать о конкретике и абстракции. Поискать в чужих рассуждениях то, что станет способствовать развитию собственных идей. Да, сюжет содержит и приключения и перестрелки с бандитами, и гангстерские организации и тибетские монастыри. Но очень много рассуждений и размышлений.
Я мало того, что не отрицаю нужности и полезности более необременительной литературы для мозга, особенно в разные жизненные периоды (коллекция моих собственных отзывов даёт убедиться в этом каждому), но иногда нужно что-то, что наведет на размышления. Заставит присмотреться к давно знакомому. Перевернет привычный мир и откроет его заново.
Минус для многих, это куча научных терминов, множество действий и специализированных диалогов, размышлений и примеров. Такое может не понравиться части читателей.
Ну, будем считать, что я предупредила 😁, кто не спрятался, я не виновата!
Книги очень похожи на людей.
С одним человеком словом перемолвишься и мечтаешь больше не встречаться. С другим пообщаться приятно, но если больше не встретишься, то и переживать не будешь. А есть те, с кем интересно везде и всегда.
Так и книги. Какую-то дочитал, закрыл и мечтаешь забыть. После другой улыбаешься и перебираешь моменты сюжета и реплики героев, но при этом твердо знаешь, что перечитывать не станешь. А есть книги, к которым хочется возвращаться вновь и вновь. И уже зная текст наизусть, все равно будешь открывать для себя что-то новое.
Не помню точно, сколько мне было лет, когда я впервые прочитала «Лезвие бритвы» Ивана Ефремова. Или 13, или 14. И это не была первая книга этого автора. На тот момент я точно прочитала и «Туманность Андромеды» и «Звёздные корабли» и «Таис Афинскую» (произведшую на юную меня неизгладимое впечатление!)
Но именно роман «Лезвие бритвы» не просто покорил, он перевернул моё восприятие мира. В те годы я вела дневник афоризмов и цитат, и если попадалось что-то стоящее внимания в книгах, которые читала, я обязательно туда выписывала. Много лет спустя перечитывая ту тетрадку, я находила выписаные в разные годы фразы из романа И. Ефремова. Были еще выдержки из «Таис Афинской», но из «Лезвия бритвы» их было несравнимо больше. Как жаль, что эта тетрадка затерялась во время переездов и теперь сложно восстановить конкретно то, что открывалось мне во время очередного прочтения.
Не могу сказать вам, что зацепило меня первый раз, почему закрыв роман я не смогла его забыть и открывала его вновь и вновь. Но в течении десяти лет я каждые полгода перечитывала истории многих людей, которых жизнь свела в итоге вместе. Я знала роман если и не наизусть, то очень близко к тексту. Но каждые полгода, когда его открывала, то находила для себя что-то новое, знакомое фразами и диалогами, но по-другому открывавшееся своим смыслом.
И знаете что, я не открывала роман уже лет пятнадцать. Но взявшись перечитать его перед написанием отзыва, так сказать поглядеть страницы наискосок, опять увидела в нём то, что раньше в силу неопытности и маленького жизненного опыта проходило мимо меня. Чуть позже от этом, ладно?
Почему же Иван Ефремов назвал свой роман таким странным названием: «Лезвие бритвы». Это становится понятным едва начинаешь читать: это та тончайшая грань на которой всю жизнь балансирует человек. Это и чувство красоты
, и здоровье физическое и психическое,
гармония противоречий развития человека с древнейших времён до наших дней
Процесс рождения ребенка у человека более труден, чем у животных, и ведет к более резкому различию полов.
Налицо крупное противоречие.
Вертикальная походка человека требует максимального сближения головок бедренных костей – этим облегчается бег, равновесие и обеспечивается выносливая ходьба. Но человек рождается с огромной круглой головой, и процесс рождения требует широкого таза с раздвинутыми бедренными суставами. Проклятие Евы, так умело использованное религией, – «в муках будешь рождать детей своих» – существует на самом деле: процесс родов у человека более мучителен и болезнен, чем у животных. В истории развития человека это противоречие возрастало – увеличение мозга требовало расширения таза матери, а вертикальная походка – сужения таза.
Разрешением этого противоречия частично явились роднички – незаросшие области на темени ребенка. В момент прохождения через нижнее отверстие таза кости свода черепа ребенка заходят одна на другую, череп сдавливается, и голова приобретает характерную удлиненную форму, впоследствии исправляющуюся.
Но мало и этого. Человек рождается абсолютно беспомощным и требует продолжительного кормления материнским молоком, дольше, чем все животные. Из сравнения развития человека и слона – животного, наиболее сходного с ним по долголетию и всем этапам роста, можно думать, что человек родится недоноском и что нормальный срок для беременности у человека должен быть того же порядка, как у слонихи, носящей детеныша 22 месяца. Очевидно, что за такой срок ребенок стал бы значительно больше и его огромная голова обязательно погубила бы мать.
И тут пришло на помощь особое биологическое приспособление – возвращение к стадии низших млекопитающих – сумчатых, рождающих недоношенных детенышей. Только у человека вместо сумки – интеллигентность, самоотверженность и нежность матери.
А для того чтобы нанести наименьшие повреждения мозгу ребенка, так же как и для того, чтобы выносить его в наилучшем состоянии, мать должна быть широкобедрой. В то же время спутница жизни дикого человека, много бегающая, носящая подолгу добычу, да и ребят за собой, в процессе отбора становится узкобедрой, часто гибнет при родах, рождает ребят менее жизнеспособных. Живущие в наихудших условиях представители человечества – дикие охотники Австралии, пигмеи, многие лесные племена Южной Америки – могут служить примером. Как только люди стали жить более оседло – еще в пещерах Южной Европы, Северной Африки, Азии, – начался отбор могучих широкобедрых матерей, давших человечеству тех его представителей, которые по праву заслужили название хомо сапиенс – человека мудрого. Это происходило во всех частях света, от Японии до Англии – в удобной для жизни средиземноморской полосе, когда обилие животной и растительной пищи, а также изобретение копья и дротика превратили человека из бездомного бродяги в обитателя крепкого жилья.
гармония развития физического и духовного, да даже разница культур Востока и Запада, их противостояние и многовековое хрупкое равновесие.
Мне не удалось поступить учиться психологии, но именно первыми десятками страниц романисту удалось внушить мне мне не просто веру, но веру в будущее этого направления медицины, психофизиологии. И дальнейшие действия, события, примеры врачебной практики Ивана Гирина и других героев главных, второстепенных и совсем незначительных, лишь убеждали меня в этой вере.
Вся первая часть книги «Корни гнева» посвящена знакомству с симбиозом нашего подсознания, интстинктов заложенных с древнейших времён, социума в котором растём. И все это настолько сильно в каждом из нас, что даже зная природу и суть данного явления мы не способны избежать стереотипов
то что говорить о более слабых натурах. Вот эта фраза Ивана Гирина: когда-нибудь вы поймёте, что здесь виноват и я, показывает нам, что как бы не были разумны мужчины, основную вину в свершившимся насилии они все равно возлагают на женщину. И мне печально от этого осознания. Это одна из фраз, зацепившая меня сегодня. Возможно «Медвежий угол» тому виной, что я стала «нервно реагировать» на подобные темы и моменты. Зато и объяснение данного явления получила исчерпывающее
Возрастающее ослабление физической выносливости и душевной энергии при городской жизни без физической работы и закалки и в то же время при значительной нервной нагрузке. Получается, что все чувства и желания как бы приглушены, стерты и не дают полноты переживаний, глубоких впечатлений, свойственных здоровой психике. Это порождает чувство собственной неполноценности, что, в свою очередь, делает невыносимой самую мысль о сопернике и, следовательно, возможности сравнения у возлюбленной. Ох, как важно заниматься физической культурой!
Вторая часть романа «Чёрная корона», (а их всего четыре) начинается намного веселее. Молодые авантюристы-иностранцы, тайны алмазных кладов, коварные берега Африки, приключения и бьющая ключом жизнь. Здесь такое же разнообразие героев, как и в первой части: военные и штатские, бедный художник и популярный красавец-актер, старый моряк и девушка с высшим художественным образованием, но работающая гидом. Сперва, по контрасту, появляется ощущение, что вырвался из плена мудрых мыслей, которых уже перегруз. Жизнь бьёт ключом, пахнет солёным морским воздухом, кругом синь неба и воды: жизнь прекрасна, удивительна и все непременно закончится хорошо. Но потом я поняла, что людей разных стран волнуют по сути одни и те же вопросы,
а плохой или хороший человек, это зависит не от национальности или места жительства, а от самого человека.
– Молодежь ругают по всему миру, – пылко возразила Сандра, – это модно. Понять нас, конечно, труднее. Никому нет дела, что наше сознание раздваивается, раскалывается между грубой реальностью жизни, ее неумолимой жестокостью и той призрачной жизнью, доведенной почти до реальности искусством кино, литературы, театра или политической пропаганды. Что знает средний человек о красоте и многообразии нашей планеты, ее людей, обычаев, искусства, о великом созидательном труде на суше и на море, в горах и равнинах? Что знает он о губительных последствиях необдуманных попыток добыть больше, отдать меньше, об этом всевозрастающем в темпах разграблении природы. В одних случаях от него намеренно скрывают это многообразие, чтобы не дать ему почувствовать убожество собственной жизни. В других – тоже скрывают, стараясь спрятать неумелость хозяев общества и цивилизации.
– Хорошо, Сандра! – одобрил лейтенант Андреа.
– Молодец, Сандра! – эхом откликнулась незаметно вошедшая Леа.
– Что, получили, капитан?
– Да. надо сказать, – Каллегари закашлялся, хватаясь за спасительную трубку.
– Надо сказать, – продолжала Сандра, – что люди вашего возраста, синьор капитан, жили уже немало, видели мир, любили, сражались, им есть что вспомнить. А мы? Что ждем мы от жизни под прицелом ядерных всеуничтожающих ракет, под угрозой истребления половины мира, которое обещают безумцы? Разве не лицемерно упрекать молодежь в том, что она не хочет создавать ничего долговечного, стремится скорее взять побольше от жизни? Что мы в Европе не хотим сажать деревья и строить прекрасные дворцы? Сначала дайте нам будущее, такое же долгое, какое было у вас, на всю жизнь, а потом требуйте и упрекайте. Не дадите, то пеняйте на себя, не на нас, это вы такой мир приготовили нам.
– Приготовили. Почему? – Капитан задымил трубкой. – Вы сами должны.
– Известный разговор! Тогда не надо хвалиться заботами о будущих поколениях в парламентах. Скажите честно, что нам на них наплевать, была бы своя шкура цела.
– Глаза Сандры искрились гневом и слезами, щеки пылали.
Леа бросилась к подруге, обняла и поцеловала.
– Не надо, Сандра, милая! Я понимаю, что все это вас очень волнует, но не сейчас. И не с этими славными ребятами-моряками!
– Синьориа, – вдруг обратился лейтенант к Сандре, – вы совсем, совсем правы. И я – с вами!
Ничего не напоминает?
И ещё, то что бросилось в глаза в это прочтение, второй частью романа Иван Ефремов описал наше настоящее, ту действительность, в которой мы с вами живём сейчас. Возможно имея лучшую техническую сторону жизни, но словами
Три кита современной нашей общественной жизни: зависть, болтовня во всех её видах и покупка бесчисленных вещей.
можно смело охарактеризовать современную жизнь.
Пожалуй, большие города Европы куда демократичнее, по внешности хотя бы.– О нет, нет! – страстно возразила Сандра. – Там на улицах – бешенство автомобилей, и мне кажется, что все они дышат злобой к пешеходам, а пешеходы злятся на них. В спешке суетятся толпы безыменные и безликие, огромные дома набиты людьми, скученными в низких душных комнатах, согнувшимися над столами и станками в монотонной и нудной работе. А вечером начнется погоня за развлечениями, раздастся грохот воющей и стучащей ритмической музыки, призраки кино, экраны телевизоров, сочащиеся голубым ядом. И выпивка за выпивкой, сотни тысяч людей пропитаны алкоголем, умеряющим нервный спазм нетерпения, ожидания чего-то лучшего, что не приходит, да и не может прийти. И незаметно жизнь ухудшается и нищает, человек, стремящийся к успеху, видит, что он обманут. Квартира, которую он ждал несколько лет, оказывается дешевой клетушкой, заработок по-прежнему не обеспечивает исполнения даже скромных желаний, дети становятся не радостью и опорой, а обузой и обидой. И тогда перед человеком встает колоссальный вопросительный знак – зачем?
Но контраст этих двух частей готовит наше сознание к миксу из них в частях последующих.
Часть треть «Дар Алтая» Здесь события развиваются все резвее и вводят в сюжет все больше народа. Мы знакомимся с множеством новых людей из разных стран. И нити судьбы все теснее и теснее сплетают их жизни. Мир един и все мы его дети. Не имея возможности помочь самостоятельно, он направляет в нужный момент тех, кто такую помощь оказать может. И не важно, в чем она выражается: друзья, деньги, мудрая мысль или физическая помощь. Почти все действия будут происходить в Индии.
Для меня это с детства волшебная страна, где странная религия,
яркий контраст между богатыми и бедными, необычная философия, множество богов и возможность познать себя с помощью йоги, которая не просто физическая зарядка.
И наконец в четвертой части «Лезвие бритвы» линии судеб сходятся воедино. Наверное именно об этой части не стоит писать совсем, ибо без спойлера рассказать просто нереально. Если вы дочитали роман до этого момента и не бросили, то остановиться уже не сможете. И не надо говорить, что автор слишком уж закрутил и в жизни таких случаев и совпадений не случается. Ещё как случается! Жизнь вообще богата на сюрпризы и фокусы. Вот и в романе хэппи-энд в одном идёт паралельно с болью утраты в другом. И полученный жизненный опыт не вернет близкого человека. А истинные красота и талант всегда уязвимы.
Как и во всем романе, мудрые мысли будут способствовать развию сюжета и подведению его к логическому завершению.
Вот и я что-то увлеклась, но поймите меня правильно, невозможно много лет читать книгу и ограничиться несколькими предложениями. Я нашла благодарную публику, и даже если не заинтересовала вас настолько, что вы побежите искать роман, то возможно просто прочитаете отзыв и будете знать о том, что он есть. Чем интересен и в чем сложен. Добавлю, что кроме философствования, в романе множество научных фактов,
порой малоизвестных и очень занимательных.
. Красивые описания природы разных мест, живые диалоги и тонко прописанные характеры. Получается первая часть, как вводная в психофизиологию, сама трудночитаемая. И из-за обилия терминологии, рассуждений, и из-за отсутствия динамики в сюжете. А вот затем.
Ну и наконец я хочу поделиться несколькими моментами, которые прошли для меня незамеченными все те разы, когда я читала и перечитывала роман.
Первый момент я отмечала ранее, это отношение мужчины к женщине. С одной стороны автор шикарно разложил по полочкам, откуда растут ноги у высокомерия со стороны мужчин, и принижения положения женщин идущее с средних веков, необоснованность данной ситуации, но. Но тут же привёл пример, что знание и понимание всех этих процессов не освобождает мужчину от подобного поведения, пусть даже это герой моих девичих грез Иван Гирин.
Второй момент заключается в социалистическом строе. В романе есть и идейные коммунисты и коммунисты только по партийному билету, и как во многих других произведениях тех лет, ясно видно, что первых, идейных меньшинство. Они идут в горы и едут строить Сибирь, берутся за любую работу во благо родного государства и не требуют наград. А вот остальная часть, успешно мимикрирует под идеал советского гражданина: громко и для всех сыпет патриотическими лозунгами, призывает трудиться больше и сложнее. Тщательно выискивает недовольных и хоть в чем-то замешанных, чтобы с радостью выволочь их на товарищеский суд и устроить показательную порку. А на деле ищут место потеплее и посытнее. Им все равно что там и как развивается в стране, лишь бы это не коснулось лично их. И быстрее других они сообразили, что в таком им поможет власть. Оказавшись наверху, легче защитить себя, свой образ жизни и загнобить тех, кто попытается этого завоеванного лишить.
Так вот, читая про этих людей раньше, я искренне верила, что этот пережитки прошлого, которого не случится в следующем поколении. Меня возмущало то, что чаще всего такие люди сидят на руководящих местах и мешают своей нездоровой активностью работать остальным. Но почему я была так уверена в волшебную силу перевоспитания?! Ведь научить своих детей они могли лишь личным примером, и вырастая, те поступали так же. Так что советский строй был обречён давным давно, а коммунизм так остаётся мечтой о светлом будущем. Вот на такие размышления навел меня роман в этот раз.
Роман к прочтению рекомендую!
P. S. И именно сейчас, именно во время и после написания отзыва по роману «Лезвие бритвы» я хочу сказать спасибо своей дочери. Я зачитывала ей интересные на мой взгляд моменты. Обьясняла то, что казалось необходимым или просто полезным знанием.
Она терпеливо выслушивала меня, задавала вопросы, что-то явно не понимала, а что-было ей интересно. Даже если наш литературный диспут продолжался до двух ночи хоть какая-то польза от дистанционного обучения, не надо к восьми в школу бежать!, она не пыталась избавиться от горящей нездоровым воодушевлением меня, а разбиралась в том, что я пыталась до нее донести.