Льготы по оплате техосмотра автомобиля
Техосмотр: внимание на новые правила
Отменили ли техосмотр?
Поправки в страховое законодательство РФ вступили в силу с 22.08.2021. Исключение требования о наличии диагностической карты при покупке полиса ОСАГО разделило владельцев авто на два лагеря: одни утверждают, что техосмотр теперь проходить не нужно, вторые — что нужно, т. к. без этого возникнут проблемы со страховой компанией.
Отметим сразу, что саму обязанность прохождения техосмотра никто не отменял. Эта обязанность закреплена сразу в нескольких законах и подзаконных актах:
Все эти документы не утратили силу и продолжают действовать. Поэтому обязанность по прохождению техосмотра, предусмотренная этими документами, тоже сохраняется.
Пошаговая инструкция по прохождению техосмотра автомобиля от экспертов есть в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите к указаниям.
Периодичность прохождения техосмотра указана в ст. 15 закона № 170-ФЗ и зависит от года изготовления авто (ранее речь шла о годе выпуска авто). Так, если возраст автомобиля от 4 до 10 лет, проходить техосмотр нужно раз в 24 месяца. При возрасте авто более 10 лет осмотр проводится каждые 12 месяцев. Более короткие сроки установлены для легковых такси и автобусов (подп. 4 п. 1 ст. 15 закона № 170-ФЗ).
Подробнее о периодичности прохождения техосмотра, в том числе о его освобождении, говорится в «КонсультантПлюс». Оформите пробный онлайн-доступ к К+ бесплатно и смотрите нужные положения.
Отметим, что никаких административных штрафов за отсутствие техосмотра сейчас не действует: они вводятся только с марта 2022 года.
Как быть с техосмотром для ОСАГО?
Изменения в законодательство об ОСАГО внесены новым законом от 02.07.2021 № 343-ФЗ.
Согласно документу, из ст. 16 закона № 196-ФЗ исключено упоминание о том, что полис ОСАГО выдается только после прохождения техосмотра. А из ст. 15 закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО» исключена обязанность предъявлять страховой компании диагностическую карту. Ранее это требовалось сделать перед заключением договора страхования.
Следовательно, с автовладельцев:
То есть два этих момента не стоит путать. То, что купить полис ОСАГО теперь можно будет без техосмотра, не отменяет обязанности по его прохождению.
Может ли страховая предъявить регрессное требование, если авто без техосмотра?
У владельцев авто в связи с введенным новшеством возникает закономерный вопрос: не сможет ли страховая при возникновении страхового случая (ДТП) взыскать ущерб с владельца в регрессном порядке, если авто не проходило техосмотр?
По закону такое действительно возможно. Но есть ряд нюансов.
Так, предъявить регрессное требование страховая сможет только виновнику ДТП, а не всем его участникам (подп. «и» п. 1 ст. 14 закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ с изменениями от 01.03.2021). Согласно данному подпункту, к страховой, возместившей ущерб, переходит право требования к лицу, причинившему вред, в случае если на момент ДТП истек срок действия диагностической карты.
То есть сначала страховая возмещает ущерб участникам ДТП, а потом в судебном порядке может взыскать потраченные деньги с виновника. Но и здесь страховая должна будет доказать, что причиной ДТП стала именно техническая неисправность автомобиля, а не нарушение ПДД.
Итоги
Для покупки полиса ОСАГО с 22.08.2021 больше не требуется диагностическая карта. Однако это не отменяет необходимости проходить техосмотр авто в установленные сроки. Отсутствие диагностической карты не влияет на получение страховой выплаты в случае ДТП. Право регрессного требования у страховых компаний имеется только к виновникам ДТП и только в случае, если оно связано с технической неисправностью авто.
О порядке расчета и транспортного уплаты налога узнайте из нашей рубрики «Транспортный налог».
Техосмотр теперь нужно проходить не всем
Что изменится для автовладельцев с 30 декабря 2021 года
Президент подписал поправки к федеральным законам «О техническом осмотре транспортных средств» и «О государственной регистрации транспортных средств». Изменения вступят в силу с 30 декабря 2021 года — со дня официального опубликования.
Теперь владельцы легковых автомобилей и мототранспорта освобождаются от обязательного прохождения техосмотра, если используют транспорт исключительно в личных целях. Правда, в некоторых случаях проходить техосмотр все равно придется.
Расскажу по порядку, что изменилось и какие есть нюансы.
Курсы Т—Ж
Как было раньше
Раньше легковушки и мототранспорт старше четырех лет обязательно проходили ТО: автомобили возрастом до 10 лет — раз в два года, старше — раз в год.
Минимум раз в год проходили техосмотр легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров, грузовики с максимальной массой более 3,5 тонны, машины с устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также транспортные средства, предназначенные для обучения вождению. Такси и автобусы старше 5 лет проходили ТО раз в полгода.
Последний раз правила прохождения ТО изменились весной 2021 года. Тогда порядок ужесточили: чтобы получить диагностическую карту, нужно было обязательно приехать на авто в пункт техосмотра. До изменений прохождение ТО было формальностью, без которой не оформят ОСАГО, — водители зачастую приобретали диагностическую карту заочно или онлайн, иногда прямо в офисе страховщика.
Что изменилось
Проходить техосмотр по-прежнему нужно, но не всем. В законе появилась новая формулировка: «легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не подлежат техническому осмотру». Теперь при соблюдении этих условий необязательно проходить техосмотр — даже в случае с возрастным транспортом.
Отмена обязательного техосмотра не распространяется на тех, кто использует транспорт в служебных целях, возит пассажиров или зарегистрировался в агрегаторе такси. В этом случае проходить ТО все равно придется.
Периодичность техосмотра будет зависеть от возраста автомобиля и от целей эксплуатации. Чтобы использовать личный автомобиль старше 10 лет в служебных целях, нужно проходить техосмотр ежегодно, а такси старше 5 лет — раз в полгода.
В ряде случаев проходить ТО придется даже владельцам личного транспорта. Изменения касаются регистрации автомобилей в ГИБДД: теперь в число документов, которые понадобятся для постановки на учет или смены владельца авто, входит действующая диагностическая карта. Требование касается транспорта старше 4 лет — если авто моложе, техосмотр не нужен.
Чтобы зарегистрировать изменения в конструкции авто, диагностическую карту в ГИБДД потребуют в любом случае. Год выпуска роли не играет: если владелец установил газобаллонное оборудование, сделал из седана кабриолет или внес какое-либо другое существенное изменение в конструкцию транспорта, придется проходить техосмотр.
Пройти техосмотр можно по желанию. Автовладельцы, для которых техосмотр перестал быть обязательным, все равно могут обратиться на любую станцию ТО, оплатить услугу и получить диагностическую карту.
В новом законе дополнительно прописали, что сотрудники ГИБДД не имеют права проверять техническое состояние автомобиля с действующей диагностической картой, которая подтверждает исправность транспорта. Впрочем, проверять люфт рулевого управления или состояние электропроводки ГИБДД и раньше не имела права, за исключением случаев, когда техническая неисправность могла угрожать безопасности движения.
Диагностическая карта здесь вообще ни при чем — у водителя потребуют прекратить движение, если заметят, что разбита фара, не работает омыватель или не горят стопы.
Что запомнить водителям
Владельцы легковых авто и мототранспорта смогут не проходить ТО, экономить время и деньги. Нововведение касается только тех, кто использует транспорт в личных целях: техосмотр понадобится, чтобы таксовать, возить пассажиров или использовать авто по служебной необходимости.
В ряде случаев техосмотр потребуют в ГИБДД для транспорта старше четырех лет — при смене владельца, постановке на учет и регистрации изменений в конструкции.
Пройти осмотр и получить диагностическую карту можно по желанию на любой станции ТО.
Для всех остальных ничего не изменилось.
Н.Н, Тот техосмотр,который был,никоим образом не сказывался на состоянии автомобиля,ибо был просто способом изъятия дензнаков.Те владельцы,что следят за состоянием своего авто,так будут делать и дальше,те,кому плевать,так и будут плевать.В этом смысле ничего не изменилось,кроме того,что я получу какие то доп.деньги на уход за машиной.Да и гемморой с покупкой ТО уйдёт.
Наконец-то. Отменен ежегодный отъем денег у автовладельцев.
Василий, какой отъём денег? О чём вы?
Я всегда официально, принципиально проходил тех осмотр.
В Москве, приезжал и в порядке живой очереди проходил.
У меня 2 мотоцикла, у жены машина.
За мотоцикл платил 270 рублей, за машину 790 рублей.
Это официальные расценки были.
И если мотоцикл проверяли проверяют чтобы работала светотехника и не было ничего не штатного, то машину загоняли на стенд и проверяли по полной.
На все про все примерно час.
И где оббираловка?
А теперь все старые ведра у которых еле еле тормозит одно колесо и горит один габарит из всех лампочек будут спокойно ездить.
Сергей, у вас время бесплатно, видимо. Мой час стоит очень дорого.
Сергей, так и я такой.
Но очень большое количество людей которые не следят за машинами, ездят пока оно едит хоть как то.
Тема страховки не раскрыта: если попадаешь в дтп с действующим страховым полисом, но без действующей карты тех осмотра? Каких действий ожидать от страховой? (это все для случая личного пользования авто)
«Если водитель без техосмотра попадет в ДТП по причине неисправности автомобиля, страховщики получат право требовать с него возмещения ущерба.» В случае дтп страховой надо будет доказывать что авто был неисправен на момент дтп или автовладельцу доказать что исправен и, следовательно, иметь действующую диагностическую карту? И что со штрафом с 1 марта 22 года?
«Самой важной проблемой остаются взаимоотношения водителей со страховыми компаниями. Если у виновника ДТП-физического лица автомобиль окажется технически неисправен, ему грозит регресс со стороны страховщиков. То есть страховщик покроет ущерб по ДТП потерпевшим, но возмещать всю стоимость придется виновнику. Такую позицию Autonews.ru подтвердили в Российском союзе автостраховщиков.»
Подробнее на Autonews:
https://www.autonews.ru/news/61c304d19a7947ed2e16df49
Станислав, в пункте «И» статьи 14 ФЗ «Об ОСАГО» ничего подобного нет. Дословно там сказано следующее:
«1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
.
и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов, либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты;»
О том, что предъявить регрессные требования по причине любой неисправности автомобиля, в законе нет ни слова. Для регресса должны совпасть три условия:
— должно произойти ДТП
— к ДТП должна привести техническая неисправность автомобиля
— у автомобиля должен истечь срок диагностической карты.
Ptitsman, вот совсем совсем ничего про неисправность нет?
А как же вот это: «. либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты;»
Станислав, сами страховики сказали что это доказать не реально,и самое главное что авто попавшее в дтп по причине не исправности всего 1 %.
В остальных случаях перевозка жены считается использованием автомобиля в личных целях 🙂
Надо ли мне получать эту диагностическую карту, если машине (не такси и тп) 5 лет и я ее не продаю?
Dmitry, нет не нужно. Вы же ничего не нарушаете. Это касается тех, кто обязан иметь карту. Для них штраф не отменяется.
Сильно не радуйтесь, сейчас закроют частные пункты ТО, а через некоторое время пускай годик, два, кто то из кремля или близкий к нему сделает это своим бизнесом и будет ТО стоить не 500р., а 5000р., так было и с мелкими продуктовыми магазинами, сейчас это «Пятерочка» или «Магнит», цель проста, заглушить малый малый бизнес. ДТП по не исправности говорят В ГИБДД мала, а кто их назначал эти экспертизы с легковыми авто, даже когда с погибшими ( это дорогостоящая процедура не кому не нужная) проще сказать, уснул за рулем, не справился с управлением и т. д. Пройдет время и главный ГИБДД опять скажет: » у нас возросло количество ДТП, мы были уверены, что частники будут следить за тех. состоянием своих авто, но ошиблись!» Появляется человек который берет все в свои руки, и вы начинаете платить все ему в один карман только все в десятки раз дороже и не надо говорить, что мы платили по 2500 и по 3000 т.р., вы платили чтоб не проходить ТО, страховым, интернету, а если вы уверены в своем авто то 500 р. вам бы хватило.
Н.Н, ИМЕННО ЭТО ПРОДУМАНО И ИМЕННО ЭТО И ПРОИЗОЙДЁТ. Через год-два, подтасуют статистику ДТП и положат на стол к Президенту РФ.. Скажут.. Вот В.В. Анализ ДТП с погибшими и это уважаемый В.В. все ДТП по вине владельцев ТС, из-за технических неисправностей и дело у шишек ГИБДД В ШЛЯПЕ!Да ещё скажут.. Вон Праправнук у В.Матвиенко подрос, а он готов возглавить государственный надзор за техосмотрами.
Лично я продолжу делать. Стоит копейки. Да и требования там не драконовские же. Чтобы сейчас не пройти ТО нужно ездить на каком-то уж совсем ведре без фар, стекол и тормозов. Причем в части тормозов мне как-то раз на ТО сказали обратить вниманиеие на задние, по нижнему допуску прошел. Сам я не замечал, что как-то не так тормозит машина. Оказалось колодки пора менять и барабаны чистить.
Николай, все просто до банального прошли ТО, убедились в исправности своего авто, и не надо себе ломать голову, по поводу перевозки и ОСАГО и «тех.осмотра на обочине» как его называют в ГИБДД
Н.Н, я ежегодно прохожу ТО у дилера. В среднем 15К. Вот на кой мне техосмотр.
Пушкин., не могут сотрудники ГИБДД проверять люфт рулевого на дороге.
Статья написано хорошо и толково, только реалии другие. Сегодня в Свердловской области первый рабочий день в ГИБДД. От всех заявителей требуют требуют диагностическую карту, даже от физических лиц при смене собственника при условии использования ТС в личных целях. Если нет карты отказывают в регистрационных действиях ВСЕМ (при смене собственника) в заявлении указывают причину отказа: «283 ФЗ ст. 20, диагност. карта». Карту требуют в обязательном порядке. Людей разворачивают всех.
Владимир, ну так в статье и в законе так и написано, старше 4 лет при смене собственника при постановке на учет нужно пройти ТО и предъявить диагностическую карту. Реалии тут следующие- читать нужно внимательно.
Комментарий удален пользователем
Есть газель, на которой вожу материалы в свою мастерскую и развожу готовые изделия по объектам на монтаж (ИП). Считается ли это в данном случае служебной необходимостью?
Konto, боюсь, что в вашем случае техосмотр проходить придется. Правда пока не совсем понятно, как сотрудники ГИБДД будут отличать коммерческие перевозки от доставки материалов для личных целей. Но, я думаю, позиция ГИБДД появится в ближайшее время
Дмитрий, тут еще нужно доказать, что ты используешь ее в коммерческих целях. Мне кажется, никто этим заниматься не будет, как и проверять люфт на дороге
zhenya_demin_96, вы наивный, это вы будете доказывать то, что не используете в коммерческих целях.
Егоров, я никогда в жизни не видел никого кто бы проходил техосмотр на машине физически. не ТО у дилера, а получение карты через осмотр.
Формат института техосмотра должен быть други, как у японцев, например. Сейчас это фикция.
Тупые, вечно меняющиеся законы. Когда законы лихорадит, хорошего от властей не жди. Техосмотр нужен и точка.
Гломгольд, тупые комментаторы. путающие Божий дар с яйцами
Дмитрий, обратите внимание, на 10 пункт, и сможете мне ответить, на него. Закон по ОСАГО не кто не отменял.
Что говорит закон
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) Статья 14.
В статье 14 ФЗ определено, что в установленных случаях право требования потерпевшего к виновнику ДТП переходит страховой компании, в размере выплаченного страхового возмещения.
В каких случаях возможны регрессивные требования
Регрессивные требования выставляются в случаях, которые не признаются страховыми компаниями в качестве страховых, т.е. ДТП произошло в результате умышленных противоправных действий виновника.
Когда выставляются требования возврата компенсации виновником:
1. Страхователь ТС представил при заключении договора недостоверные сведения, которые привели к снижению суммы страховой премии;
2. У виновника аварии не было права вождения автомобиля, в т. ч., если водительское удостоверение показалось просроченным;
3. Если отсутствует доверенность на управление чужим транспортным средством;
4. Причиной ДТП стало алкогольное, наркотическое или другое опьянение виновного;
5.Если виновник сбежал с места совершения автомобильной аварии;
6. Отсутствие права у виновника управлять транспортным средством, т. е. он не был вписан в полис ОСАГО;
7. Если доказано, что виновник специально спровоцировал аварию;
8. Если ДТП произошло не в период, указанный в страховом полисе;
9. Если виновный начал ремонтировать свое пострадавшее ТС ранее чем через 15 дней после ДТП, при оформлении по европротоколу, и не предъявил страховщику автомобиль для осмотра;
10. Если на момент аварии истек срок действия диагностической карты;
11. Когда в ДТП участвовал грузовой автомобиль с прицепом, но в договоре ОСАГО нет информации о такой возможности.
Регрессивное требование к СТО предъявляется в том случае, когда доказано, что в диагностическую карту не были внесены сведения о неисправности автомобиля, которые привели к страховому случаю, если они могли быть выявлены во время техосмотра.
Имеют ли право пенсионеры на бесплатный техосмотр и где его можно пройти
Ежегодно на дорогах России случаются сотни тысяч дорожно-транспортных происшествий. Многие из них приводят к серьезным последствиям, включая и человеческие жертвы.
Причин большого количества ДТП в нашей стране довольно много. Это недостаточно развитая культура вождения, неправильная организация автомобильного движения, низкое качество самого дорожного покрытия и инфраструктуры. При этом к ним нельзя не отнести и такую проблему, как вождение транспортных средств в неисправном техническом состоянии.
Бесплатно по России
Чтобы избежать соответствующих рисков, государство обязало водителей проводить периодический технический осмотр автомобилей для своевременного выявления неисправностей.
В статье расскажем как и где пенсионерам пройти техосмотр бесплатно.
Льготы на прохождение технического осмотра
Ранее техосмотр осуществлялся непосредственно в ГИБДД, однако с недавнего времени такие услуги предоставляют специализированные сервисные центры. Они принадлежат частным лицам, однако в соответствии с требованиями законодательства обязаны иметь лицензию на данный вид деятельности.
В целом, технический осмотр транспортного средства является обязательной процедурой. Без наличия подтверждающего его проведение документа владельца автомобиля могут ожидать штрафные санкции. Так, за езду без диагностической карты автовладелец обязан уплатить денежный штраф в размере от 500 до 800 рублей. Однако касается это только водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов.
Планируется, что с марта 2021 года штрафные санкции за отсутствие диагностической карты будут увеличены и расширены. Так, размер денежного взыскания составит 2000 рублей, а протокол можно будет выписать на всех водителей, вне зависимости от типа и характера использования транспортного средства.
Расширение штрафных санкций связано с тем, что многие владельцы транспортных средств стремятся уклониться от прохождения рассматриваемой процедуры. Это обуславливается тем, что услуга по проведению техосмотра является платной.
Здесь следует учитывать, что одной из наиболее уязвимых категорий автовладельцев являются пенсионеры. Именно пожилые люди в наибольшей степени испытывают затруднения, связанные с оплатой техосмотра. В этой связи для них могут быть предусмотрены определенные льготы.
Федеральное законодательство не регулирует отношения, связанные с предоставлением льгот по техосмотру для пенсионеров. Однако такое право остается за региональными органами власти. На практике это означает, что льготы действуют не во всех регионах, а в тех, где соответствующие нормативные акты были приняты, объем их различен.
Так, некоторые субъекты федерации компенсируют затраты только части потраченной на эти цели суммы. Отметим, что стоимость осмотра зависит от типа автомобиля, но в среднем цена составляет 1000 рублей. Наиболее же развитые в социально-экономическом отношении регионы предоставляют полное освобождение пенсионеров от платы за техосмотр.
В качестве примера следует привести Москву. В соответствии с решением Правительства Москвы лица мужского пола в возрасте от 60 лет и женского пола в возрасте от 50 лет полностью освобождены от платы за техосмотр. Опыт столичных властей в данном плане является передовым, а многие иные субъекты его копируют, поэтому далее в статье представлена информация о порядке получения льготы в московском регионе.
Как оформить
Наличие рассматриваемой льготы не означает, что технический осмотр не проводится вовсе. В соответствии с законом проходить его нужно с определенной периодичностью.
Так, владельцы транспортных средств, срок эксплуатации которых не превышает три года, освобождены от прохождения техосмотра за исключением случаев, связанных с оформлением полиса ОСАГО, где для заключения соответствующего договора транспортная карта необходима.
В Москве порядок ТО является таким же, как и в остальных регионах, однако пенсионеры вправе пройти его бесплатно.
Перечень документов
Чтобы рассчитывать на получение льготы при прохождении технического осмотра транспортного средства, пенсионеру необходимо подготовить определенный пакет документов, который включает в себя следующее:
Крайне желательно иметь при себе как оригиналы, так и копии документов.
Порядок проведения осмотра
Для начала пенсионеру следует записаться в пункт технического обслуживания. В назначенное время автовладелец с полным комплектом необходимых документов на автомобиле прибывает в сервисный центр.
Здесь специалисты заполняют диагностическую карту. Это печатный документ, в котором будут отражены все особенности технического состояния транспортного средства на момент осмотра.
Важно отметить, что диагностическая карта оформляется на конкретный автомобиль без указания его владельца. Это позволяет не менять ее раньше срока при смене собственника.
В первую очередь, сотрудники пункта ТО проверяют документацию на автомобиль. Если она в порядке, то далее проверке подлежат основные узлы и агрегаты транспортного средства, как то:
После этого проверяют наличие и состав аптечки, которую обязан иметь каждый водитель, а также потребуют на осмотр огнетушитель.
Пункты для льготного осмотра
Следует отметить, что не все пункты технического осмотра могут оказывать услуги для пенсионеров на безвозмездной основе. Их перечень является ограниченным. Чтобы узнать, в каких пунктах технический осмотр проводится бесплатно, необходимо обратиться в компетентный орган исполнительной власти (для Москвы это Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры).
Такая необходимость возникает в связи с тем, что регион выделяет средства, компенсирующие расходы владельцев пунктов техобслуживания. Происходит это на основании соответствующего договора или соглашения между органом власти и бизнесом.
Кто еще может получить льготу на ТО
Право на получение льгот, кроме пенсионеров, могут иметь и иные лица. Их круг определяется регионами самостоятельно. Ниже приведем перечень лиц, которые вправе рассчитывать на бесплатный техосмотр в Москве:
Интересное видео
О новых правилах прохождения техосмотра смотрите в видео:
Заключение
Владельцы транспортных средств обязаны проводить их технический осмотр. ТО и выдача диагностических карт производится в специализированных сервисных центрах. Данная услуга является платной, однако в большинстве регионов пенсионеры и некоторые иные категории лиц имеют льготы при ее прохождении.
Так, к примеру, в Москве граждане пенсионного возраста полностью освобождены от платы за технический осмотр. Воспользоваться льготой можно на основании пенсионного удостоверения или иного документа, подтверждающего данный статус.