Либерализм что это определение
ЛИБЕРАЛИЗМ
ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат. liberalis – свободный) – наименование «семейства» идейно-политических течений, исторически развившихся из рационалистической и просветительской критики, которой в 17–18 вв. были подвергнуты западноевропейское сословно-корпоративное общество, политический «абсолютизм» и диктат церкви в светской жизни.
Философские основания «членов либерального семейства» всегда были различны до несовместимости. Исторически важнейшие среди них: 1) учения о «естественных правах» человека и «общественном договоре» как фундаменте легитимного политического устройства (Дж.Локк [ЛОКК]и др., Договор общественный [ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ]); 2) «кантовская парадигма» моральной автономии ноументального «я» и вытекающие из нее концепции «правового государства»; 3) идеи «шотландского просвещения» (Д.Юм [ЮМ], А.Смит [СМИТ], А.Фергюсон [ФЕРГЮСОН]и др.) о спонтанной эволюции социальных институтов, движимой неустранимой скудостью ресурсов в сочетании с эгоизмом и изобретательностью людей, связанных, однако, «моральными чувствами»; 4) утилитаризм(И.Бентам [БЕНТАМ], Д.Рикардо, Дж.С.Милльи др.) с его программой «наибольшего счастья для наибольшего числа людей», рассматриваемых в качестве расчетливых максимизаторов собственной выгоды; 5) так или иначе связанный с гегелевской философией «исторический либерализм», утверждающий свободу человека, но не в качестве чего-то, присущего ему «от рождения», а как, по словам Р.Коллингвуда, «приобретаемое постепенно постольку, поскольку человек вступает в самосознательное обладание собственной личностью посредством. нравственного прогресса».
В модифицированных и нередко эклектичных вариантах эти различные философские основания воспроизводятся и в современных дискуссиях внутри «либерального семейства». Основными осями таких дискуссий, вокруг которых складываются новые группировки либеральных теорий, отодвигающие на второй план значение различий философских оснований, являются следующие. Во-первых, должен ли либерализм в качестве своей главной цели стремиться к «ограничению принуждающей власти любого правительства» (Ф.Хайек) или это вопрос второстепенный, решаемый в зависимости от того, как либерализм справляется со своей важнейшей задачей – «поддержанием условий, без которых невозможна свободная практическая реализация человеком своих способностей» (Т.X.Грин). Суть этих дискуссий – отношение государства и общества, роль, функции и допустимые масштабы деятельности первого ради обеспечения свободы развития индивида и свободного общежития людей. Во-вторых, должен ли либерализм быть «ценностно нейтральным», своего рода «чистой» техникой защиты индивидуальной свободы, независимо от того, в каких ценностях она выражается (Дж.Роулз, Б.Аккерман), или он воплощает определенные ценности (гуманность, терпимость и солидарность, справедливость и т.д.), отход от которых и беспредельный моральный релятивизм чреваты для него самыми пагубными, в том числе непосредственно политическими, последствиями (У.Галстон, М.Уолцер). Суть этого типа – нормативное содержание либерализма и зависимость от него практического функционирования либеральных институтов. В-третьих, спор «экономического» и «этического» (или политического) либерализма. Первый характеризуется формулой Л. фон Мизеса: «Если сконденсировать всю программу либерализма в одно слово, то им будет [частная] собственность. Все другие требования либерализма вытекают из этого фундаментального требования». «Этический» либерализм утверждает, что связь свободы и частной собственности неоднозначна и не неизменна в разных исторических контекстах. По словам Б.Кроче [КРОЧЕ], свобода «должна иметь смелость принять средства социального прогресса, которые. являются разнообразными и противоречивыми», рассматривая принцип laissez faire лишь как «один из возможных типов экономического порядка».
Если у различных видов либерализма, классических и современных, нельзя найти общего философского знаменателя и подходы их к ключевым практическим проблемам разнятся столь значительно, то что же тогда позволяет говорить об их принадлежности к одному «семейству»? Видные западные исследователи отвергают саму возможность дать либерализму единое определение: его история открывает лишь картину «разрывов, случайностей, многообразия. мыслителей, безразличным образом смешанных в кучу под вывеской «либерализм»» (Д.Грей). Общность различных во всех др. отношениях видов либерализма открывается, если их рассматривать не со стороны их философского или политико-программного содержания, но как идеологию, определяющая функция которой не описывать действительность, а действовать в действительности, мобилизуя и направляя энергию людей на определенные цели. В различных исторических ситуациях успешное осуществление этой функции требует обращения к разным философским идеям и выдвижения разных программных установок в отношении того же рынка, «минимизации» или экспансии государства и т.д. Иными словами, единственное общее определение либерализма может заключаться лишь в том, что он является функцией осуществления некоторых ценностей-целей, специфическим образом проявляющейся в каждой конкретной ситуации. Достоинство и мера «совершенства» либерализма определяются не философской глубиной его доктрин или верностью тем или иным «сакральным» формулировкам о «естественности» прав человека или «незыблемости» частной собственности, а его практической (идеологической) способностью приблизить общество к своим целям и не дать ему «сорваться» в то состояние, которое радикально чуждо им. История многократно демонстрировала то, что философски бедные либеральные учения оказывались с этой точки зрения гораздо эффективнее своих философски утонченных и изощренных «собратьев» (сравним хотя бы политические «судьбы» воззрений «отцов-основателей» США, как они изложены в «Федералисте» и др. документах, с одной стороны, и немецкого кантианства – с другой). Каковы же устойчивые цели-ценности либерализма, получавшие в его истории различные философские обоснования и воплощавшиеся в разных практических программах действий?
1. Индивидуализм – в смысле «примата» морального достоинства человека перед любыми посягательствами на него со стороны любого коллектива, какими бы соображениями целесообразности такие посягательства ни поддерживались. Понятый т.о. индивидуализм не исключает априорно самопожертвования человека, если он признает требования коллектива «справедливыми». Индивидуализм не связан логически необходимым образом и с теми представлениями об «атомизированном» обществе, в рамках которых и на основе которых он первоначально утверждался в истории либерализма.
2. Эгалитаризм [ЭГАЛИТАРИЗМ] – в смысле признания за всеми людьми равной моральной ценности и отрицания значения для организации важнейших правовых и политических институтов общества любых «эмпирических» различий между ними (в плане происхождения, собственности, профессии, пола и т.д.). Такой эгалитаризм не обязательно обосновывается согласно формуле «все от рождения равны». Для либерализма важно введение проблемы равенства в логику долженствования – «все должны быть признаны морально и политически равными», независимо от того, вытекает ли такое введение из доктрины «естественных прав», гегелевской диалектики «раба и господина» или утилитаристского расчета собственных стратегических выгод.
3. Универсализм – в смысле признания того, что требования индивидуального достоинства и равенства (в указанном понимании) не могут быть отвергнуты посредством ссылок на «имманентные» особенности тех или иных культурно-исторических коллективов людей. Универсализм не должен обязательно увязываться с представлениями о внеисторической «природе человека» и одинаковостью понимания всеми «достоинства» и «равенства». Он может трактоваться и так, что в каждой культуре – в соответствии с присущим ей характером развития человека – должно быть право требовать уважения достоинства и равенства, как они понимаются в своей исторической определенности. Универсальным оказывается не то, что именно требуют люди в разных контекстах, а как они требуют то, что требуют, а именно – не в качестве рабов, ищущих милости, в которой хозяева по праву могут им отказать, а в качестве достойных людей, имеющих право на то, что они требуют.
4. Мелиоризм как утверждение возможности исправления и совершенствования любых общественных институтов. Мелиоризм не обязательно совпадает с идеей прогресса как направленного и детерминированного процесса, с которой он был долгое время исторически связан. Мелиоризм допускает и разные представления о соотношении сознательного и стихийного начал в изменении общества – в диапазоне от спонтанной эволюции Хайека до рационалистического конструктивизма Бентама.
Этой констелляцией ценностей-целей либерализм заявляет о себе как о современной идеологии, отличной от более ранних политических учений. Граница здесь может быть обозначена преобразованием центральной проблемы. Вся досовременная политическая мысль так или иначе фокусировалась на вопросе: «каково наилучшее государство и какими должны быть его граждане?» В центре либерализма другой вопрос: «как возможно государство, если свобода людей, способная выливаться и в разрушительное своеволие, неустранима?» Весь либерализм, образно говоря, вытекает из двух формул Т.Гоббса: «Не существует абсолютного добра, лишенного всякого отношения к чему-либо или к кому-либо» (т.е. вопрос о «наилучшем государстве вообще» лишен смысла) и «природа добра и зла зависит от совокупности условий, имеющихся в данный момент» (т.е. «правильная» и «хорошая» политика может определяться только как функция данной ситуации). Смена этих центральных вопросов и определила общий контур либерального политического мышления, очерченный следующими линиями-положениями:
1) чтобы какое-то государство могло состояться, в него должны быть включены все, кого это дело касается, а не только добродетельные или обладающие какими-то особыми признаками, делающими их пригодными для политического участия (как это было, напр., у Аристотеля [АРИСТОТЕЛЬ]). Это и есть либеральный принцип равенства, который наполнялся содержанием в ходе истории либерализма, прогрессивно распространяясь на все новые группы людей, исключенные из политики на предыдущих этапах. Ясно, что такое распространение происходило посредством демократической борьбы против сложившихся ранее институциональных форм либерализма с присущими им механизмами дискриминации, а не благодаря саморазвертыванию «имманентных принципов» либерализма. Но важно другое: либеральное государство и идеология были способны к такому развитию, тогда как более ранние политические формы (тот же античный полис) ломались при попытках расширения их изначальных принципов и распространения их на группы угнетенных;
2) если нет абсолютного блага, самоочевидного для всех участников политики, то достижение мира предполагает допущение свободы всех следовать собственным представлениям о благе. Это допущение «технически» реализуется посредством установления каналов (процедурных и институциональных), по которым происходит удовлетворение людьми своих стремлений. Изначально свобода приходит в современный мир не в виде «благого дара», а в виде страшного вызова самим основам общежития людей со стороны их буйного себялюбия. Либерализм должен был признать эту грубую и опасную свободу и социализировать ее согласно той примитивной формуле «свободы от», которую столь выразительно передает ранний либерализм. Такое признание и то, что из него вытекало для политической теории и практики, необходимо для реализации самой возможности совместной жизни людей в условиях современности [СОВРЕМЕННОСТЬ]. (В смысле гегелевской формулы – «свобода необходима», т.е. свобода стала необходимостью для современности, что, конечно, имеет мало общего с «диалектико-материалистическим» толкованием этой формулы Ф.Энгельсом – свобода как познанная необходимость). Но необходимость признания свободы в ее грубой форме отнюдь не говорит о том, что либерализм не идет дальше в осмыслении и практике свободы. Если этически либерализм к чему-то стремился, то именно к тому, чтобы свобода сама по себе стала самоцелью для людей. Формулой этого нового понимания свободы как «свободы для» можно считать слова А. де-Токвиля: «Тот, кто ищет в свободе что-либо иное, кроме ее самой, создан для рабства»;
3) если признана свобода (и в первом, и во втором ее понимании), то единственным способом устроения государства является согласие [СОГЛАСИЕ]его устроителей и участников. Смыслом и стратегической целью либеральной политики является достижение консенсуса как единственного реального основания современного государства. Движение в этом направлении, – со всеми его сбоями, противоречиями, использованием инструментов манипуляции и подавления, так же как и с моментами исторического творчества и реализации новых возможностей эмансипации людей, – это и есть действительная история либерализма, его единственное содержательно богатое определение.
Литература:
1. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762–1914. М., 1995;
2. Dunn J. Liberalism. – Idem., Western Political Theory in the Face of the Future. Cambr., 1993;
3. Galston W.A. Liberalism and Public Morality. – Liberals on Liberalism, ed. by A.Damico. Totowa (N. J.), 1986;
4. Gray J. Liberalism. Milton Keynes, 1986;
5. Hayek F.A. The Constitution of Liberty. L., 1990;
6. Holmes S. The Permanent Structure of Antiliberal Thought. – Liberalism and the Moral Life, ed. by N.Rosenblum, Cambr. (Mass), 1991;
7. Mills W.C. Liberal Values in the Modern World. – Idem. Power, Politics and People, ed. by I.Horowitz. N.Y., 1963;
8. Rawls J. Political Liberalism. N. Y., 1993;
9. Ruggiero G. de. The History of Liberalism. L., 1927;
10. Wallerstein I. After Liberalism. N. Y., 1995, parts 2, 3.
Кто такие либералы. Либерализм как политическая идеология
Свобода личности не противоположна интересам общества, а наоборот является главной движущей силой общественного развития, полагают либералы.
Наряду с консерватизмом и радикализмом, либерализм считается одной из основных политических идеологий современности. В отличие от консерваторов, либералы выступают за преобразование общества путем реформ, за снижение роли государства в обществе. В отличие от радикалов, не поддерживают быстрые революционные изменения, считая их опасными и вредными.
Суть либеральной идеологии
Либералы выступают за демократию, политическое равенство всех людей, равенство перед законом и судом.
Либералы призвают ограничить объем и сферы деятельности государства, снизить вмешательство государства в жизнь граждан.
Либералы поддерживают курс на изменение общества путем реформ, постепенных ненасильственных преобразований.
Либералы и консерваторы. Либерализм и консерватизм: общее и отличия
При этом на практике либералы и консерваторы зачастую выступают за одни и те же вещи. Ведь и либералы, и консерваторы относятся к «правым»:
И либералы, и консерваторы считают частную собственность основой общества, поддерживают рыночную экономику.
И либералы, и консерваторы выступают против революций, радикальных перемен.
Таким образом, либерализм и консерватизм не всегда жестко противостоят друг другу. Один и тот же человек может в разные периоды жизни склоняться то в пользу либерализма, то в пользу консерватизма. В этой связи обычно вспоминают высказывание британского премьер-министра Бенджамина Дизраэли: « У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца; у того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы ».
Дональд и Мелания Трамп голосуют на выборах президента США. 2016 год. Фото: Reuters
Что такое экономический либерализм
Либерализм в России: самая краткая история. Западники, славянофилы и «либерасты»
Екатерина II (1762-1796) сама разделяла многие либеральные идеи просветителей, однако не смогла или не захотела в полной мере воплотить их в жизнь.
При Александре I (1801-1825) в стране действовали тайные общества декабристов. Многие из заговорщиков придерживались либеральных идей, мечтали об установлении ограниченной монархии или республики.
С 1905 года, когда были разрешены партии и объявлены выборы в Госдуму, либералы создали Партию конституционалистов-демократов (кадетов). Она играла заметную роль в парламенте вплоть до революции 1917 года. После Февральской революции либералы-кадеты входили во Временное правительство, однако их вместе с правительством смела Октябрьская революция.
С приходом к власти большевиков и установлением однопартийной системы либерализм в России прекратил существование: уцелевшие российские политики-либералы продолжали свою деятельность уже в эмиграции.
«17 октября 1905 года». Картина Ильи Репина. 17 октября 1905 года царь Николай II подписал манифест, даровавший населению демократические права и свободы, провозгласивший выборы в Думу
В современной России ведутся споры о том, можно ли говорить о либералах и консерваторах в традиционном смысле. Сейчас, например, в стране существует Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Однако действия и заявления руководства партии далеко не всегда отражают либеральные идеи.
В России слово «либерализм» с самого начала многими воспринималось как синоним вольнодумства, излишней терпимости, низкопоклонства перед Западом. Так, герой романа Ф.М. Достоевского «Бесы» Иван Шатов заявляет: «Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить».
В современном интернет-сленге есть насмешливое слово «либераст», которым называют всех подряд: и авторов рыночных реформ 1990-х годов, и сегодняшних министров, и радикально настроенных оппозиционеров.
Карикатура с подписью, высмеивающей либералов
Кто сказал «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать»?
Это высказывание приписывают французскому просветителю XVIII века Вольтеру, однако на самом деле она впервые появилась в 1906 году в биографии Вольтера, написанной англичанкой Эвелин Холл. Оригинал звучит так: «I disapprove of what you say, but I will defend to the death your right to say it».
Бюст Вольтера. Жан-Антуан Гудон. 1778
Либерализм — что это такое. Кто такие Либералы и чего они хотят.
Либерализм – это идеологическая система ценностей, которая зиждется на необходимости организации такой общины, где будут максимальные возможности для развития и осуществления индивидуальных прав и свобод индивида. Сам термин «либерализм» произошел от латинского слова «liberalis», которое в переводе означает «свободный, касающийся свободы».
Что такое ЛИБЕРАЛИЗМ — определение, значение простыми словами.
Простыми словами, Либерализм – это философия и система ценностей, которая ставит человека и его потребности на первое место и наделяет его правом выбора, а также возможностью вольно управлять собой, собственностью. Другими словами суть либерализма заключается в отречении от ограничений, которые накладывает религия, государство, общество во имя свободы человеческого духа.
Некоторые называют либеральное течение «идеологией свободы». Например, частная собственность на рынке недвижимости, демократия в политике, в социальной сфере – толерантное отношение к меньшинствам, однополые браки и т.д.
Либералы полагают, что подобная теория не только не противоречит интересам общества, но выступает важнейшей фактором развития.
Сегодня одновременно с консерватизмом, который отстаивает традиции, радикализмом, что стоит на стороне быстрых, но опасных революционных реформ, идеология либерализма является ведущей политической, экономической, социальной идеологией.
Если человек говорит, что придерживается либеральных взглядов, то, скорее всего, под этим понятием он подразумевает здравый смысл и личный опыт.
Несколько слов из истории.
С духовными, религиозными, идеологическими, экономическими, политическими трансформациями понятие «либерал» также заметно преображалось. Например:
На территории постсоветского пространства, благодаря Холодной войне и Железному занавесу, отношение к либералам было довольно негативным. Это связано с тем, что человек, придерживающийся свободных идей, ориентируется на Европу и Америку. Зачастую их называли «западники», вольнодумцы. Так, в словаре Ожегова одно из толкований понятия «либерализм» представлено следующим образом: «Излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство».
Основы либерализма начали формироваться в конце 17 столетия. Подспорьем для этого послужило зарождение и расцвет эпохи Просвещения, а также борьба с абсолютизмом католической церкви.
Первые либералистские идеи зарождались в трудах французского политического деятеля Шарля Луи де Монтескьё, французского философа и просветителя Вольтера, швейцарского философа и писателя Жан-Жака Руссо.
В 19 веке идеи предшественников поддержали Алексис де Токвиль (французский государственный деятель), Вильгельм фон Гумбольдт (немецкий философ и дипломат), Джон Стюарт Милль (английский политик) и др.
20 век значительно преобразил основные черты либерализма. Мировые войны, Великая депрессия, развитие производства, индустриализация, конкуренция привнесли концепцию защиты слабых слоев населения.
Идейные основы или принципы либерализма.
Чтобы поставить окончательную точку (насколько это возможно) в определении понятия «либерализм» необходимо рассмотреть основные идеи, на которых построена вся концепция.
К основным идеям либеральной доктрины можно отнести:
Виды и формы либерализма.
В связи с расширением трактовки понятия «либерализм», целесообразно рассматривать это определение в зависимости от сферы его использования. Таким образом, возникло несколько основных направления идеологии. Каждое из них обладает характерными чертами.
Что такое политический либерализм?
Политический либерализм – это система, которая подразумевает ограничение вмешательства государства в общественные отношения.
Основная концепция – государство для человека, а не человек для государства.
Например, обеспечение безопасности и общественного порядка – государственный институт, он должен тесно сотрудничать с обществом. Одним из первых документов, который содержал в себе черты данной идеологии, является Великая хартия вольностей (Англия, 1215 г.). В политическом документе значились некоторые права граждан, которые распространялись дальше, чем власть монарха. Кроме того, в документе значился общественный договор, который гласил, что законы издаются для общества и с его согласия.
Сегодня основой политического либерализма является всеобщее избирательное право, которое не зависит от расовой или половой принадлежности, а также не зависит от имущественного состояния.
Что такое Экономический либерализм?
Экономический либерализм – это концепция, касающаяся невмешательства государства (или незначительное вмешательство) в организацию, ведение и развитие предпринимательства, а также выступающая за право частой собственности. Главный лозунг доктрины – «свободное частное предприятие». Невмешательство государства в экономические дела предприятий заключается в отмене государственных субсидий, а также в устранении юридических ограничений в ведении экономической деятельности. Либералы считают, что стоимость товаров и услуг определяется и регулируется не государственными рычагами, но рыночными механизмами – спросом и предложением. Однако, допускается государственное регулирование монопольных систем. Экономическое неравенство допускается, так как является результатом конкуренции.
Проводником идей экономического либерализма стала глобализация – свободные торговые отношения, открытый рынок труда, отсутствие экономических границ между странами. Главным недостатком системы стала концентрация власти у олигархов и корпораций.
Что такое Культурный либерализм?
Культурный. В основе данного вида либерализма лежит концепция свободы личности во всех сферах жизни: бытовая, сексуальная, религиозная и отсутствие вмешательства в эти области жизнедеятельности индивида. Культурный либерализм стоит на грани того, что приемлемо для одних и категорически неприемлемо для других. Например, эвтаназия, аборты, легализация однополых браков, азартных игр, проституции и наркотиков и др. На сегодня, Нидерланды являются ярким примером культурного либерализма.
Эта концепция тесно связана мультикультурной политикой государства.
Социал-либерализм и неолиберализм как разновидности классической идеологии.
Что такое Социальный либерализм (социал-либерализм)?
Возник и сформировался в конце 19 века. Главная идея данной концепции заключается что держава должна использовать рычаги власти для установления социального равенства в обществе и обеспечивать одинаковый доступ к базовым благам (медицина, образование и т.д.). Достичь этого можно при условии перераспределения государственным аппаратом общественного продукта в пользу социально незащищенных или социально слабых слоев населения. Фактически, подразумевает регулируемую рыночную экономику, а так же расширение гражданских прав. Именно таким образом возможно достичь гармоничных общественных отношений, а также укрепить стабильность государства на политическом и социальном уровнях.
Социальный либерализм, противоречит экономическому. Приверженцы этой теории допускают вмешательство государства не только в перераспределение, но и в регламентацию монополистической деятельности игроков рынка.
Такая концепция напоминает идеологию социализма. Главным отличием является курс на социально ориентированную рыночную экономику (умеренно-капиталистическую), поддержание идей частной собственности и т.д.
За счет ведения такой политики в обществе улучшается общий уровень жизни, достигается повышение показателей экономического роста.
Что такое Неолиберализм?
Первые идеи неолиберализма зародились в 30-е годы 20 столетия. Окончательным формированием парадигмы считаются 80-90-е годы 20 века. В противовес классической идее невмешательства государства в сферу бизнеса и экономики, концепция неолибералов отводит державе роль регулятора конкуренции, свободного рынка. Последние два понятия считаются основными в величине валового внутреннего продукта, как показателя экономического роста.
Важными принципами идеологии стали: создание безопасных условий труда, установление размера минимальной заработной платы, а также запрет на эксплуатацию детского труда.