Либерализм консерватизм марксизм что это
Современные типы политической идеологии: либерализм, консерватизм, марксизм, социал – демократизм, социал – реформизм.
Идеология — система концептуально оформленных представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, идеалы, настроения людей, а также наций, политических партий и других субъектов политики.
В отличие от науки, идеология содержит не только знания о политической жизни, но и оценку политических процессов с позиций носителя данной идеологии, то есть содержит также и различные предубеждения.
Политическая идеология создается деятельностью определенных слоев или даже отдельных личностей. Идеология является питательной почвой для формирования общественно-политических движений.
Структура идеологии:
общественно-политический идеал («светлое будущее»)
концепция политического развития
Либерализм(от латинского liberalis — свобода) — идейно-политическое движение, ставящее целью ограничение различных форм государственного диктата и принуждения по отношению к личности.
К основным принципам либерализма относятся:
Безусловная ценность человеческой личности.
Изначальное равенство перед законом.
Договорной характер отношений индивида и государства.
Верховенство закона как инструмента социального контроля.
Защищенность частной жизни человека и свободы его действий.
Свобода в либерализме рассматривается как высшая ценность и средство обеспечения морального, интеллектуального и экономического прогресса общества.
Анархизм (в переводе с греческого — безвластие) — социально-политическое учение, отрицающее позитивную роль государственной власти и выступающее за освобождение личности от всех форм политической, экономической и духовной власти. Основным принципом анархизма является добровольность человеческих взаимоотношений.
Марксизм теоретически обосновывает необходимость классовой борьбы ради построения бесклассового общества, основанного на коллективизме, равенстве, высоком уровне производства и сознательности людей. В коммунистическом обществе реализуется принцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям!».
Социал-демократия (социал-реформизм) обосновывает необходимость реформирования капиталистической системы с целью построения социального государства. По мнению социал-демократов, необходим диалог между народом и крупными собственниками, посредником в котором должно выступить государство.
Либерализм
Исторически первой политической идеологией была идеология либерализма, родоначальниками которой были Дж. Локк, Т. Гоббс, А. Смит (1723—1790), обосновавшие процесс обособления и становления самостоятельного индивида в лице зарождавшегося в недрах феодализма буржуа. Экономически активная, но политически бесправная, буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной политической доктрине. Сегодня либерализм представляет собой совокупность различающихся между собой концепций, которые, однако, непременно включают весь базовый набор либеральных ценностей.
Исходным тезисом либеральной, идеологии является положение о священности и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритете над интересами общества и государства. Условия самореализации индивида связаны с наличием зрелого гражданского общества, правового равенства граждан, политического плюрализма как принципа организации жизни общества на началах многообразия, правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в сферы жизни гражданского общества.
Глубокий кризис первой трети XX в. (1929— 1933 гг.) обнаружил известную слабость либерализма в сдерживании процессов нарастания социального неравенства, что потребовало некоторой модернизации либеральной политической доктрины. Возникший на базе классического либерализма неолиберализм трансформировал ряд его идей. В частности, расширены социальные функции государства и границы его вмешательства в экономическую и социальную сферы. Кроме того, идея жесткого распределения политических ролей управляющих и управляемых сменилась тезисом о консенсусе всех политических сил как сущности политики. Важнейшими достоинствами политической системы признаются справедливость, связанность государства правом, ориентация правительства на моральные ценности и принципы, участие масс в политическом процессе, конкуренция элит. Следовательно, неолиберализм предполагает, что государство должно ограждать личность от злоупотреблений и негативных последствий функционирования рыночной системы.
Консерватизм
Исходными ценностями консервативной политической доктрины являются порядок» стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из социально-политической парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как в либерализме. Общество развивается благодаря наличию в нем естественной жизненной силы, существование которой рационально объяснить невозможно. Коль скоро логика прогресса задана свыше, то противоестественно вмешиваться в естественный ход исторического развития. Принимая принципы частной собственности, рынка, свободного предпринимательства, консерваторы трактуют их как результат развития естественного жизненного начала. Политическим идеалом консерватизма является сильное государство, четкая политическая стратификация, т. е. власть принадлежит элите, а свобода трактуется как подчинение власти и лояльность к ней. Консерватизм возник не как идеология новых классов, наоборот, он был реакцией на новые условия уходящих с исторической сцены классов, например аристократии.
Однако следует отметить, что классический консерватизм смог трансформироваться в такие уникальные формы неоконсерватизма, как рейганизм (США), тэтчеризм (Англия), которые слишком далеко ушли от первоначальной идеи.
Во-первых, произошла заметная эволюция консерватизма в сторону признания приоритета прав и свобод отдельной личности, существенно ограничены экономические и социальные функции государства, что выразилось в приватизации государственной собственности и сокращении социальных программ.
Во-вторых, введение некоторых новых положений и идей сделало консерватизм идеологией широких слоев «среднего класса» западного общества. Исторической заслугой неоконсерватизма стала его способность сформулировать и предложить решение актуальных проблем, вызванных экономическим спадом 70-х годов XX в. Требовались структурная перестройка экономики, отвечавшая потребностям нового этапа технологической революции, и создание новой системы стимулов взамен традиционной, ориентированной на рост уровня жизни. Новые мотивации, значимые для работника, были связаны с ростом качества жизни, создания новых форм самореализации личности. Неоконсерватизм органично соединил старые ценности доиндустриальной эпохи (семья, религия, мораль) с ценностями постиндустриальной эры (творческий труд, уникальность каждой личности, ускоренное развитие культуры, образования, активное привлечение рабочих к управлению производством).
Социал-демократизм
Наряду с либерализмом более жизнеспособной и социально эффективной на практике стала идеология социал-демократизма, представляющая собой в значительной мере центристскую политическую ориентацию. Возникнув более ста лет назад, она оказалась удивительно прагматичной, что позволило ей обнаружить высокую жизненную силу идей, несмотря на радикальные изменения в мире. В то время как многие политические идеологии приходили в упадок, теряли полностью свой авторитет в обществе, идеология социал-демократизма усиливала свое влияние в мире. Социал-демократическая идеология является сегодня политической доктриной центристских сил, хотя зарождалась она как левая идеология внутри марксизма. Однако пластичность теоретических положений, которые никогда не имели ортодоксального характера, позволили ей органично изменяться вместе с изменениями социальной действительности. Она интегрировала достижения политической мысли различных направлений (например, марксизма и либерализма) и создала идеологию, выражавшую интересы широких слоев западного общества: рабочих, интеллигенции, предпринимателей. Это обстоятельство вызывает интерес к идеологии социал-демократизма, поскольку выделяет ее из обычного ряда политических идеологий отсутствием претензии на глобальность и жесткую нормативность.
Теоретические основы социал-демократизма были заложены немецким социологом Э. Берн-штейном (1850—1932) в работе «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (1899), в которой он обосновывал тезис о способности капитализма к саморазвитию и на этой основе осуществлял ревизию выводов классического марксизма. Впоследствии многие идеи Э. Бернштейна вошли в политическую доктрину современной социал-демократии, которая была сформулирована на учредительном конгрессе во Франкфурте-на-Майне в 1951 г. в концепции «демократического социализма». Главными ценностями «демократического социализма» признавались свобода, справедливость, солидарность. Реализовать эти ценности можно, по мнению авторов концепции, лишь посредством экономической, политической и духовной демократии. Поэтому в декларации социализм характеризуется не как жесткая социальная конструкция, а как процесс постоянного движения в реализации названных ценностей, обогащения их реального содержания. «Социализм» в большей степени выступает как нравственная категория, нежели экономическая, хотя социал-демократия не отказывалась в то время от обобществления, ограничивая его экономической целесообразностью.
Концепция «демократического социализма» рассматривает социалистическую цель не с позиций экономического детерминизма, как у коммунистов, а исходя из предположения об ограниченной познавательной силе любой общей теории, поскольку всякая теория нуждается в постоянной коррекции, уточнениях, пересмотре, исходя из реальных условий. Поэтому на учредительном конгрессе социал-демократы отказались от единой идеологической основы своего движения; более того, в Социнтерне перестал действовать довоенный принцип обязательности решений для партий, входящих в него. Каждая партия является самостоятельной и отвечает лишь перед своими членами и избирателями, что обеспечило Социнтерну организационную устойчивость. На практике концепция «демократического социализма» успешно реализована в Швеции, Австрии, Швейцарии, Норвегии и т. д.
Смысл за штампами: основные типы экономических идеологий
Консерватизм, либерализм, демократизм, социализм. Эти слова звучат отовсюду практически ежедневно. Однако разные люди вкладывают в них разный смысл, а большинство говорящих и слушающих лишь смутно догадывается об их истинном значении. Опишем кратко основные элементы четырех идеологических систем при помощи стандартного набора критериев с точки зрения экономики и представлений о хозяйствующем человеке.
Как только речь заходит о сколько-нибудь законченном видении хозяйственной системы и тенденций ее развития, так любое объяснение, сознательно или неосознанно, базируется на той или иной идеологии. Оставаться вне влияния конкретных политических партий и их экономических программ вполне возможно, но нейтральность ко всякой идеологии — не более чем идеологический миф.
Хозяйственная идеология рассматривается нами как более или менее упорядоченный взгляд на хозяйство, или системное мировоззрение, в котором сплетаются когнитивные, нормативные и символические элементы. Подобное идеологическое мировоззрение отличают следующие черты:
Консерватизм нацелен на удержание и воспроизведение традиции, а не на коренную ломку существующих отношений. Но торопиться отождествлять его с традиционализмом не следует. «Естественный традиционализм» есть начальная форма консервативного мировоззрения. Она господствовала в средневековом аристократическом обществе, но воспроизводится и поныне в виде простейших охранительных реакций. Консерватизм эпохи современности — более сложная идеологическая система, включающая представления о развитии. Она сформировалась в ответ на действие разрушительных сил Французской революции на рубеже XVIII и XIX столетий. Из чего исходит консервативная позиция.
В области конечных хозяйственных ценностей консерватор стремится не к индивидуальной экономической свободе и не к материальному равенству, а скорее кхозяйственному единству, в котором каждый отдельный человек оказывается сопричастным некоему органическому целому. Консерватизм, таким образом, проповедует надиндивидуализм. Хозяйствующий человек здесь не автономен и в определенном социальном смысле «не свободен», ибо его свобода сопряжена с осознанием ответственности, налагаемой на него высшим хозяйственно-политическим порядком.
Консерватизм не предусматривает равноправия. Более того, он утверждает принципстрогой иерархии, отчетливо прокламируя неизбежность экономического неравенства. Последнее с консервативной точки зрения освящено правом и традицией, непременно проникнуто неким моральным Духом, «чувством служения». Это единственная открыто антиэгалитарная идеология, предлагающая «живое созерцательное приспособление к человеческому неравенству».
В области хозяйственной мотивации консерватор ориентируется скорее не на материальные стимулы, а на выработанную привычку исполнения долга, на воспитание трудовой и деловой этики, лояльности руководству и преданности фирме.
В сфере хозяйственной организации идеал консерватизма — корпоративная структура. Место индивида или группы здесь определено их принадлежностью к относительно замкнутым организациям иерархического типа, будь то средневековый ремесленный цех или современная компания. А наивысшей, в каком-то смысле «священной», силой, объединяющей все прочие корпорации, является Государство.
Консерватор ратует за сильную государственность. Он приветствует активное вмешательство государственных органов в хозяйственные процессы во имя так называемых национальных интересов. Вмешательство осуществляется в форме постоянного, но в то же время умеренного реформизма, исходящего более из сложившейся хозяйственно-политической ситуации, нежели из желаемого порядка вещей (с неизбежными плюсами и минусами такого выбора), при осторожном отношении ко всяким радикальным и скорым нововведениям.
Государственно-корпоративный каркас в свою очередь опирается на фундамент таких «традиционных» форм организации хозяйства и общества, как семья. И все вместе цементируется отношениями патернализма, сочетающими строгую субординацию с отеческой заботой о нижестоящих: слабые должны подчиняться сильным, а сильные заботиться о слабых.
Консерватизм не отвергает прав человека как частного собственника, он проводитпринцип единонаследия (майората) как способ воспроизводства этой собственности, поддерживает наследственные привилегии и принцип назначаемой сверху опеки со стороны собственника или сообщества (государства). Ему соответствует политикаконцентрации частной собственности в целях ее более эффективного контроля. Последний же необходим для того, чтобы частная собственность работала, в том числе на производство общественных благ. Консерватизму в принципе не чужды трудовое и экономическое принуждение и соответствующие ограничения свободы, обеспечиваемые в рамках семейно-корпоративного устройства.
Консерватор исходит из признания национального характера хозяйства, глубокой специфики национальных условий, сложившихся в данном сообществе нравов и обычаев, правовых, экономических и политических институтов. Консерватор выдвигает приоритет особых национальных интересов (вместо заботы об интересах «глобального сообщества» или «мирового пролетариата»). При этом его национализм выполняет скорее не наступательные, а защитные функции, пытаясь замкнуть на себя сложившуюся хозяйственную традицию и культуру. Консерватор подчеркивает сквозную историческую преемственность в социально-экономическом развитии и не членит историю на периоды «золотого века» и «темного царства».
Консерватор не склонен к экономическому детерминизму, он рассматривает хозяйство как целостный общественный организм. Наконец, консерватор не злоупотребляет рационалистическими построениями. Нерациональные основания занимают у него важное место как в описании мотивов хозяйствующих субъектов, так и в изображении всего хозяйственного устройства.
Суть либеральных идеалов заключена в утверждении свободы хозяйственных агентов. Максимальное использование стихийного саморегулирования и минимальное принуждение — таков основополагающий принцип «чистого» либерализма. Причем свобода получает здесь свое выражение как индивидуальная независимость, или автономия, ограниченная лишь свободой точно таких же автономных индивидов, рационально следующих своим эгоистическим интересам. Связь хозяйственных агентов с обществом и другими агентами имеет в либерализме скорее негативный (вынужденный) характер (приходится развивать сотрудничество с партнерами ради того, чтобы реализовать собственный интерес). Либерализм предлагает, таким образом, идеологию утилитаризма и рационализма, наиболее близкую традиционным экономистам.
В сфере хозяйственной мотивации либерализм опирается в первую очередь на привлекательность материальных стимулов. Он проповедует экономическое равенство, но в то же время эгалитаристские элементы имеют здесь формально-декларативный характер. Речь идет о весьма условном равенстве исходных позиций — подобно равенству бойцов на ринге. Индивиды наделяются равными формальными собственническими и гражданскими правами. При этом достаточно отчетливо прокламируется фактическое экономическое неравенство. Либерализм выступает, таким образом, за «равенство возможностей», но против «равенства результатов» деятельности. Вступая в конкурентную борьбу, человек берет на себя ответственность за ее последствия и вправе рассчитывать только на свои силы. «Пусть проигравший плачет»!Свобода «экономического человека» утверждается как результат принадлежащих ему прав собственности, которые рассматриваются как«естественные» права.
В качестве идеального хозяйственного порядка либерализмом предлагаютсясаморегулирующийся рынок и механизм свободной конкуренции. Государству либерал отводит довольно скромные роли — «ночного сторожа», охраняющего права соревнующихся индивидов и отпугивающего желающих нарушить условия свободной конкуренции, а также роль «врача», смягчающего ее побочные эффекты и оказывающего «первую помощь» пострадавшим. Главные функции государства — осуществление дерегулирования и приватизации, т.е. сокращение собственных полномочий.
Либерал исходит из существования одной универсальной модели «нормальной экономики» и видит различия национальных хозяйств лишь в степени их относительной отсталости или приближенности к общему идеалу. Украина или Казахстан, объединенная Германия или разъединенная Корея — принципы желаемого развития едины для всех. Национальная же специфика признается скорее как досадное ограничение. Либерализм, таким образом, доводит свой универсализм до идеала «открытого общества » как венца истории. Он желает освободить провозглашаемые им «естественные» права от всяких институциональных и культурных наслоений и деформирующего государственного и социального вмешательства.
«Несущая» идея демократизма выражена в принципе народного суверенитета, протягивающего нить от «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо к теориям современной социал-демократии. Демократизм оформился практически параллельно с либерализмом в борьбе с привилегиями аристократического общества. Одновременно он выступил и как реакция на сам либерализм, который, устанавливая формальное равенство в пользу сильных, оставлял большинство населения без фактической защиты.
Демократизм является эгалитаристской идеологией, но старается ограничивать эгалитарные установки сферой политики и права. В экономической же сфере он пытается смягчить фактическое неравенство и так распределить хозяйственные ресурсы, чтобы сблизить полюса на шкале материального благосостояния, минимизировать число как бедных, так и богатых групп, не посягая, однако, на правомерность самого экономического неравенства.
Демократизм провозглашает свободу человека как члена определенного сообщества или организации. Выход из сообщества возможен, но означает потерю соответствующих прав (в этом содержится элемент принуждения). Государство в демократической схеме выступает в первую очередь как инструмент обеспечениягражданских прав, или как государство благосостояния (Welfare state). Его основная задача — защитить слабых, предоставив всем гарантированное обеспечение минимально необходимых условий для жизнедеятельности: право на жизнь, на труд и отдых, на минимум средств существования и элементарную информированность о происходящем.
Суть демократизма выражается словами «полноправное членство», т.е. предполагается право человека на собственность и на его объединение с другими собственниками согласно своим интересам, а также право на равных с другими членами сообщества или организации участвовать в процессе принятия хозяйственных решений — непосредственно или через выборных представителей. В демократической системе все конфликтные вопросы становятся предметом публичного обсуждения и, главное, обеспечивается политический принцип «один человек — один голос», независимо от экономических и статусных позиций людей, как это происходит, например, на общих собраниях трудового коллектива. Права участников определяются здесь самой принадлежностью к данному сообществу или хозяйственной организации.
Таким образом, человек, наделенный совокупностью прав собственности и гражданских прав, есть исходный, но не конечный пункт демократического устройства. Демократизм — это реализация индивидуализма посредством коллективной организации. Стержневую роль здесь играет институтсамоуправления частных собственников.
Демократ выступает за дисперсию экономической власти, дробление (диффузию) частной собственности, установление относительно прогрессивных шкал налогообложения доходов в противоположность «аристократическому» единонаследию и концентрации богатства.
В сфере хозяйственной организации первым приближением к демократическому идеалу можно считать акционерное общество открытого типа, в котором важнейшие решения принимаются собранием акционеров, осуществляющим эффективный контроль над менеджментом, в котором ни один из акционеров не имеет решающего голоса. Максимально соответствует демократическому идеалу форма кооператива(паевого товарищества) и так называемого «народного предприятия», где все его члены совмещают личный труд с равными правами собственности и равным правом голоса при принятии стратегических решений.
Взлет популярности социализма оказался дальнейшей реакцией идеологии большинства на консервативные и либеральные установки. Это была такая радикализация демократизма, в которой произошло размывание чуть ли не всех его основ. Социализм породил множество своих разновидностей. Но сегодня мы вправе считать, что его классическая версия предложена в рамках ортодоксального марксизма.
Социализм является радикальной эгалитаристской идеологией. Он стремится к максимально возможному социально-экономическому равенству не только в стартовых позициях, но и во владении ресурсами, в трудовой деятельности и распределении благ, допуская лишь те формы неравенства, которые проистекают из технологического уровня разных производств или из природных способностей работников.
Социализм являет собой яркий пример отрицания индивидуализма. Он провозглашает единство в форме товарищества, которое отвергает права отдельного человека на автономию.
Социализм стремится к уничтожению экономических классов и достижению социальной однородности. Всеобщее обладание не принадлежащими никому средствами производства становится естественной основой для утверждения всеобщности труда (его обязательности для всех трудоспособных членов общества) и относительно уравнительного распределения вознаграждений.
Общественная собственность на средства производства становится базой для утверждения планомерной организации хозяйственных процессов. При этом народное хозяйство рассматривается не как стихийно развивающаяся органическая целостность, а скорее как оперативный плацдарм, объект регулирующего воздействия из единого центра. Социалистическая идеология пронизана верой в рациональное, научное построение справедливого общества. Причем речь идет об экономической рациональности не отдельного человека, а некоего «коллективного разума», представленного вождями трудящихся.
Важнейшим инструментом хозяйственного регулирования становится государство, которое выступает в первую очередь как машина внеэкономического принуждения и перераспределения значительной доли хозяйственных ресурсов. Правда, в качестве конечной цели социалисты декларируют преодоление всякой государственности и утверждение непосредственного самоуправления трудящихся.
Социализм признает значимость материального вознаграждения, но надеется на то, что в будущем моральные стимулы (труд на благо общества) одержат верх над материальными стимулами (своего рода «родимыми пятнами старого общества»). Но по существу, социализм служит проявлением достаточно грубого материализма, исходящего из примата материальных нужд. В социализме сильны утилитаристские начала, только в отличие от либерализма это коллективный утилитаризм. Именно в силу этого сходства притязаний социализма и либерализма они и становятся зачастую основными идеологическими противниками. Бьют чаще всего того, кто находится рядом.
Идеологические гибриды
Идеологические гибриды начали возникать в политике одновременно с формированием идеологических систем современности. В эпоху буржуазных революций произошло переплетение либеральных и демократических доктрин, что явилось критической реакцией на традиционный феодальный консерватизм. В развитых буржуазных обществах они успели достаточно утвердиться, чтобы, во-первых, потеснить мощные слои старого и нового консерватизма, а во-вторых, не допустить неуправляемой цепной реакции распространения социалистических идей. Социализм в свою очередь также подвергся успешной гибридизации, благодаря чему он несколько «успокоился», приняв невоинственные и эклектические «лассальянские» формы.
Но наиболее успешным для развитых западных обществ оказался гибрид либерализма и обновленного консерватизма, дополненный социалистическими и демократическими элементами в качестве подпитывающих «оппозиционных» идеологий. Консервативно-либеральная программа, поддерживающая, с одной стороны, сильную государственность и правопорядок, а с другой — свободу в хозяйственной деятельности, оказалась неплохо сбалансированной. Либерализм привносит в этот альянс некий динамичный дух, консерватизм удерживает этот дух от радикальных поползновений. А оппозиционный социал-демократизм заботится о защите слабых, становящихся жертвами «сбоев рынка» (market failures) или скудного первоначального наделения ресурсами (initial endowments). При этом современная консервативная и либеральная идеологии так сблизились, что породили изрядную путаницу в наименованиях: консерваторов стали называть либералами, неолибералов — неоконсерваторами и т.д.
Заключение
Механизмы смены идеологий сложны и мало изучены. Было бы слишком большим упрощением считать, например, что экономические программы политических партий или органов государственной власти вырастают из теоретических систем и в свою очередь определяют содержание массового сознания. Равно как наивно было бы полагать, что программы формируются из народных напутствий партийным лидерам, а идеологические системы становятся теоретическим обобщением политических программ. Связи между тремя уровнями сложнее, и все эти уровни развиваются относительно независимо, каждый из них подпитывает другие. Задача экономической социологии состоит в последовательном вычленении «чистых» идеологических систем, а также в их соотнесении с выдвигаемыми экономическими программами.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина