Либеральная демократия что это простыми словами

Разница между демократией и либерализмом

Считается, что демократия и либерализм — понятия исключительно близкие, едва ли не тождественные. Но это не всегда так. Каковы их самые популярные трактовки?

Что такое демократия?

Демократия — это политический режим, при котором принятие решений по управлению страной осуществляет народ — напрямую или через выборные представительные органы. При этом в демократических режимах власть, как правило, поделена на 3 ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Данная схема исключает концентрацию преобладающего объема полномочий в чьих-либо руках — как это бывает при авторитаризме и тоталитаризме, которые традиционно противопоставляются демократии.

Либеральная демократия что это простыми словами. Смотреть фото Либеральная демократия что это простыми словами. Смотреть картинку Либеральная демократия что это простыми словами. Картинка про Либеральная демократия что это простыми словами. Фото Либеральная демократия что это простыми словами

Что такое либерализм?

Либерализм — это идеология, в центре которой — провозглашение верховенства прав и свобод человека, отведение им главной роли в социально-экономическом и политическом развитии общества. Государство в соответствии с либеральными концепциями должно различными способами содействовать тому, чтобы его граждане имели все возможности реализовывать свои права и свободы. По мнению некоторых идеологов, это должно выражаться, прежде всего, в невмешательстве властей страны в социальные процессы. Однако при необходимости власти должны осуществлять правовую защиту интересов своих граждан, обеспечивать равенство всех жителей страны перед законом.

Либеральная демократия что это простыми словами. Смотреть фото Либеральная демократия что это простыми словами. Смотреть картинку Либеральная демократия что это простыми словами. Картинка про Либеральная демократия что это простыми словами. Фото Либеральная демократия что это простыми словами

Основными свободами, которые провозглашает традиционный либерализм, являются:

Таким образом, либерализм — это идеология, которая затрагивает 3 основных общественных института — политику, социум и экономику.

Сравнение

Главное отличие демократии от либерализма — в определяемом социальном явлении. Первый термин обозначает политический режим, второй — идеологию. Однако понятия демократии и либерализма, как мы отметили выше, во многих аспектах очень схожи. Чем это обусловлено?

Дело в том, что практическая реализация идей либерализма может быть в полной мере осуществлена только при демократическом политическом режиме. Только те люди, которые имеют политические свободы — то есть свободу выбора взглядов, ценностей, представителей в органы власти, — способны рассчитывать на принятие законов, гарантирующих иные либеральные преференции.

В свою очередь, не каждая демократия может предполагать внедрение в жизнь общества либеральных концепций. Вполне возможно, что народ страны решит, что излишняя свобода слова или выбора политических взглядов ему не очень-то и нужна, и выберет во власть тех людей, которые примут законы, ограничивающие подобные свободы (либо сам примет соответствующие законы на референдуме).

Таким образом, либерализм возможен только при демократии, но демократия вполне способна существовать и без либерализма.

Определив то, в чем разница между демократией и либерализмом, зафиксируем ее ключевые критерии в таблице.

Источник

Либеральная демократия

Общая характеристика либеральной демократии

В политологии либеральная демократия определена как одна из самых популярных моделей демократического устройства страны. По большому счету это обусловлено тем, что в ней рассматриваемое направление соответствует классическим понятиям демократии. Если говорить о рассматривании основополагающих моментов и особенностей такой разновидности демократии, стоит указать одно из определений данного направления.

Касательно основных характеристик либеральной демократии, то здесь стоит отметить тот факт, что для нее главной целью государства становиться равенство для каждого гражданина страны в неотъемлемых правах и свободах, среди которых можно назвать следующие:

Либеральная демократия что это простыми словами. Смотреть фото Либеральная демократия что это простыми словами. Смотреть картинку Либеральная демократия что это простыми словами. Картинка про Либеральная демократия что это простыми словами. Фото Либеральная демократия что это простыми словами

В то же время в связи с тем, что в условиях правления либеральной демократии определенным благам придается статус главенствующих ценностей, а юридически они проходят закрепления на высшем законодательном уровне. Прежде всего это прописывается в Конституции данного государства, а также продолжается в правовой деятельности органов власти.

Помимо всего выше упомянутого, в политологической литературе указано, что либеральная демократия характеризуется моделью «открытого общества». Это такое общество, где в условиях конкуренции совместно существуют разные общественно-политические взгляды (политический плюрализм).

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Также стоит сказать о том, что выделенная особенность находить отображение в моменте, когда в условиях представленной разновидности демократии, политическая сила, которая находиться у власти, не всегда может придерживаться и пропагандировать ценности и идеалы, навязываемые классическим либерализмом. Они вполне нормально могут быть сторонниками, к примеру, демократического социализма. Но, невзирая на взгляды выше упомянутой партии или социальной группировки в политическом поле. Она в обязательном порядке должна придерживаться идей правового господства в стране с либерально-демократическим устоем.

В этом ключе представлена вполне обоснованная точка зрения, где говориться, что если применять это к характеристике самого политического режима, то либеральность представлена не как экономический элемент данного термина, а в качестве защиты со всех сторон каждого члена социума от произвола со стороны правящей власти и государственных органов, а также должностных лиц.

История становления и развития идей либеральной демократии

В течение продолжительного периода развития в истории до самой середины 19 столетия демократические и либеральные идеи противоречили друг другу. Ведь в классических условиях либерализм был представлен как базис государства индивида-собственника. Для такого государства обеспечение экономических прав имеет значительную роль, чем, к примеру, необходимость выживать или различные социальные преимущества.

В то же время, демократы во всю говорили о необходимости принимать участие в созидании самой власти и принятии решений, социально-значимых для большинства граждан. В их число обязательно включены представители неимущего класса, ведь, согласно мнению сторонников демократии, если лишить их избирательных и политических прав в своем роде станет одной из форм порабощения свободного населения. В то же время, либералы ратовали и говорили о действительной угрозе со стороны власти неимущих для частной собственности и гарантий личностной свободы.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Одним из ключевых моментов в этом дискуссионном поле, который и предопределил возможность заключения союза между либералами и демократами, вылившемуся в одну из моделей устройства страны, произошел в середине 19 столетия. Тогда целый ряд научных исследователей, возглавляемых французским политическим деятелем Алексисом де Токвилем, довольно аргументировано представили точку зрения о возможности существования социума, где свобода личности и частная собственность может не только в согласии существовать с идеалами демократии, но и гармонирует между собой, даже дополняя друг друга.

Условия становления и утверждения либеральной демократии в государстве

Невзирая на тот факт, что либерально-демократические идеи получили весьма широкую распространенность в политологии и программах политических партий, доныне весьма проблематичным выглядит вопрос о списке условий, которые необходимы для появления, становления и окончательного утверждения устройства государства с либеральной демократией.

Если говорить об одной из представленных точек зрения, то минимальными условиями для соответствия являются:

Но не все научные деятели, разделяя обязательное наличие выше упомянутых условий, соглашаются с тем, что их будет достаточно для становления либеральной демократии. Они приводят в качестве примера ситуации, где невзирая на наличие таких требований, все равно формируются «дефективные» демократии.

Поэтому стоит выделить еще одно условие либеральной демократии как наличие продолжительного исторического процесса становления традиций демократии, обычаев и институтов, а еще привлечение процедур юриспруденции и большого количества слоев социума для решения проблемных моментов.

Источник

Либерализм. Демократия. Либеральная демократия

Либеральная демократия что это простыми словами. Смотреть фото Либеральная демократия что это простыми словами. Смотреть картинку Либеральная демократия что это простыми словами. Картинка про Либеральная демократия что это простыми словами. Фото Либеральная демократия что это простыми словами

Несмотря на то, что либерализм и демократия – не совсем тождественные понятия по своей природе, вопреки широко распространенному в обществе мнению, их цели по поводу недопущения концентрации власти у единой ветви власти, вовлечения граждан в участии в политическом процессе, защита неотъемлемых прав и свобод человека во многом сходны, вследствие чего автор считает необходимым рассмотреть идеи либеральных теоретиков, которые прямо или косвенно оказали влияние на становление и развитие демократической мысли. Критика демократии и анализ ее слабых сторон с точки зрения либеральной мысли во многом способствовало поиску путей устранения недостатков, присущих демократической форме правления, и ее дальнейшему усовершенствованию.

Франсуа Гизо (1787-1874), с позиций либерального консерватизма, смог объединить данные положения через свою концепцию представительства, которое опирается на принцип всеобщего равенства (от демократии) и индивидуального самовыражения (от либерализма), то есть институт представительства призван сосредоточать в себе «лучшие умы» от представителей всех слоев общества. Алексис до Токвиль также отмечал сходной точкой между демократией и либерализмом в участии граждан в органах местного самоуправления (общины), который, по его мнению, демонстрировал высокий уровень гражданского сознания, а, следовательно, и разума.

Здесь же появляется категория конституции, признанной ограничивать власть (на тот момент монарха) и защищать неотъемлемые естественные права и свободы граждан, первичные по отношению ко всем остальным законам (Американская декларация независимости 1776 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.).

Источник

Либеральная демократия

Дословный перевод демократии

Понятие «демократии» довольно сложно для объяснения и различными людьми понимается по-разному.

Как правило, этот термин употребляют не для определения конкретного положительного направления в развитии общества, а в качестве противопоставления негативным явлениям в общественном устройстве/политической системе общества:

— демократия, как противопоставление тоталитаризму,

— демократия, как противопоставление бюрократии,

— демократия, как противопоставление анархии,

— демократия и рыночные отношения, как противопоставление государственной монополии,

— демократия, как противопоставление иерархической системе власти.

В самом определении скрыто противоречие.

Возьмем толковый словарь и прочитаем, что означает слово «Власть»:

А если людей много?

Как осуществлять власть народа над самим собой (демократию)?

И здесь появляется сразу много вопросов:

1. Что есть народ, или кого считать равноправным членом общества (например, являются ли гражданами дети, осужденные, невменяемые, иностранцы)?

2. Что может решать общество относительно граждан, а что нет. Или иными словами, что гражданин волен решать сам, а чем в отношении гражданина может распоряжаться общество (может ли общество отбирать собственность, может ли общество ограничивать свободу отдельного гражданина, может ли общество накладывать трудовую или воинскую повинность на гражданина, может ли общество казнить гражданина, и т.п.)?

3. Чем или кем может распоряжаться народ по своей воле? И чем не может? Например, что является личной собственностью гражданина, что может быть общественной собственностью, а что является общенародной собственностью?

4. Как эту самую волю народа определить. Использовать ли процедуры прямого голосования или избирать представителей, которые могут волю народа сформулировать и выразить?

5. Как эту волю реализовать (кто и как будет осуществлять исполнение воли народа в отношении граждан и следить за исполнением воли народа отдельными гражданами)? Кто будет охранять личную, общественную и общенародную собственность и каким образом? Кто и как будет наказывать отдельных граждан за неисполнение воли народа и за нарушение прав граждан?

6. Как разрешить возникающие противоречия, если конкретное применение воли народа в нарушает интересы отдельных граждан? Как найти границу волей группы граждан и волей всего народа?

Попробуем разобраться хотя бы с некоторыми из упомянутых вопросов.

Что и как

Чем может распоряжаться народ по своей воле в демократическом государстве?

Для того чтобы группа людей имела возможность чем-либо распоряжаться, необходимо, чтобы эта группа людей имела что-либо совместное. Это что-то должно было или быть обобщением частного, или принадлежать этой группе людей на каких-либо основаниях.

В государстве это, как правило, общественные богатства (земля, недра, воды. ), и собственная судьба граждан (война, мир, жизнь и свобода граждан. ), и индивидуальные судьбы или свободы граждан.

Как определить волю народа, и как ее реализовать?

Может быть делегирование без разделения властей, когда выбирают одно или несколько лиц, которые от имени народа сами решают, что народу нужно и сами реализуют решения. При этом те же лица сами решают, правильно ли была реализована воля народа. Такую демократию часто называют представительной.

Наиболее важные вопросы принято решать методами прямой демократии (методами прямых и всеобщих выборов или методом всенародного референдума). В остальных случаях используются методы представительной демократии. В представительной демократии возможно злоупотребление, когда одно лицо и решает, что ему делать и само делает так, как решило. Во избежание злоупотреблений принято использовать метод разделения властей, когда одни люди решают, что народу нужно (законодательная власть), а другие исполняют волю народа (исполнительная власть).

Как разрешить возникающие противоречия?

Власть и общество

Получается, что как только общество не может осуществлять свою волю напрямую (например, посредством референдумов) в связи с определенными трудностями (территория, населенность, географическая распыленность) оно вынуждено делегировать часть своих прав и свобод одной или трем ветвям власти.

И с этого момента общество вынуждено делиться на тех, кто имеет отношение к власти (имеет право распоряжаться от имени народа правами и судьбами отдельных граждан) и тех, кто такого отношения не имеет. Различные виды разделения общества на власть и «не власть» называют политической системой общества.

Ту часть общества в государстве, которая имеет особые права по отношению к обществу (принятие решения о законах, исполнение законов, разрешение конфликтов), принято называть государственной властью.

Остальную часть общества (не имеющую прямого отношения к трем ветвям власти), можно назвать по-разному: население, граждане, трудящиеся, рабочие и крестьяне. Некоторые политологи называют эту часть общества как «гражданское общество», исходя из того, что впервые термин «гражданское общество» употребил Аристотель, когда противопоставлял государственную власть и остальную часть общества.

Как могут строиться взаимоотношения между гражданским обществом и государственной (а также местной) властью?

Идеальной формой построения взаимоотношений между гражданским обществом и государственной властью теоретики гражданского общества 17-18 веков (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, В. фон Гумбольт и др.) считали или непосредственную демократию, когда народ сам решает все вопросы своего существования, или общественный договор, когда договаривающиеся стороны добровольно жертвуют частью своих естественных прав ради общественных интересов: граждане обязуются служить в армии, платить налогов, исполнять законы (повиноваться общей воле), а государственная власть обязуется служить общественным интересам и не переступать границ общих соглашений, обеспечивая гражданскую свободу, равноправие, законодательную власть и защиту. При этом за гражданами остается право силой свергнуть ту власть, которая нарушает взятые на себя обязательства.

Чем жертвуют граждане, и что такое «естественное право»?

Если есть власть, значит эта власть чем-то распоряжается или принимает какие-то решения. В отношении общественных богатств все более или менее ясно. Власть должна способствовать максимальному сохранению и умножению общественного богатства.

А чем власть (законодательная, судебная и исполнительная) могут распорядиться в отношении граждан? Что они могут взять у граждан или ограничить?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос придется обратиться к философско-юридическому термину «естественное право».

Считается, что всякий человек по сути своей имеет право на жизнь, здоровье, свободу и собственность. Этими правами он по своей природе (естественно) обладает с рождения, независимо от того записано это в законах или нет. Этими правами он волен распорядиться самостоятельно.

Гражданин может пожертвовать частью своих прав ради общественных интересов. Например, гражданин может пожертвовать своим личным временем и частью свобод ради защиты государства и быть призванным на военную службу. В этом случае его право перемещения ограничивается. Гражданин не может покинуть территорию части без разрешения. Он не может ходить с расстегнутой верхней пуговицей или расстегнутым ремнем. Он не может не подчиняться распоряжениям командира и по приказу командира может пожертвовать жизнью т.д.

Или гражданин может пожертвовать частью своей собственности (результатами собственного труда) для того, чтобы его жизнь была защищена от преступников. Его здоровье охранялось на должном уровне, его дети могли получить бесплатное образование и т.д.

Жертвует ли чем-нибудь государственная власть?

Государственная власть не жертвует своими правами, но принимает на себя обязанность осуществлять свою деятельность гласно, под контролем гражданского общества, соблюдать равенство, защищать общественные интересы, умножать общественные богатства, следить за соблюдением прав граждан. Например, это может означать, что государство обязуется использовать солдата срочной службы максимально эффективно для защиты общественных интересов.

Процедуры принятия решений

Демократические процедуры принятия решений подразумевают учет мнения различных граждан. Мнения могут не совпадать. Если вопрос поставлен альтернативно (да/нет, за/против) то часть общества может высказаться за одно решение, а часть за другое.

Принимается то решение, за которое высказалось большинство. Такая демократия позволяет легко решать альтернативные вопросы, но она может совершать ошибки в тех случаях когда принимается решение по вопросам, которые нельзя сформулировать альтернативно (вопросы, имеющие целую шкалу возможных решений или выбора).

С такими вопросами лучше справляется либеральная демократия.

При консенсусной демократии меньшинство имеет возможность начать переговоры с большинством для изменения точки зрения большинства.

При либеральной демократии мнение «меньшинства» учитывается всеми таким образом, чтобы соблюсти права меньшинства.

Чем плоха прямая демократия (демократический централизм)?

Основы прямой демократии, как метода принятия решения при альтернативности вариантов точно сформулированы в уставе Коммунистической Партии Советского Союза:

1. Принятие решения большинством голосов.

2. Безоговорочное подчинение меньшинства большинству.

3. Обязательность принятых решений для всех.

Является ли такая демократия гуманной и самой лучшей?

Попробуйте провести по таким принципам референдум в Москве о расстреле всех не москвичей или в России о расстреле всех чеченцев и можно предсказать, какой ответ будет получен.

Если вы придерживаетесь прямой демократии как метода принятия решения, и при этом вы попадаете в большинство, то вы, скорее всего, согласитесь с решением большинства.

Такой референдум только покажет, что прямая демократия не учитывает интересы меньшинства. Она не является либеральной. А в современном мире уже нельзя существовать, не учитывая интересы всех членов общества.

Чем либеральная демократия отличается от прямой?

Такая демократия гарантирует, что права меньшинства будут учтены. Она позволяет меньшинству иметь определенные гарантии защиты своих прав.

Конечно, такой вариант демократии гораздо сложнее реализовать. Ведь он предполагает или коррекцию принятого решения, или введение исключений из общего правила.

Но, именно это и делает его более ценным для общества, ведь либеральная демократия в отличие от прямой не подавляет меньшинство, а позволяет ему реализовать свои интересы. В результаты удовлетворяются не интересы определенной группы (большинства) за счет общих ресурсов или меньшинства, а интересы всего общества.

В современном мире учет интересов меньшинства становится насущной необходимостью.

Следует отметить, что термин «либеральная демократия» многозначен. Он часто используется в противопоставление «тоталитарной демократии». В этом случае под либеральной демократией понимается такой метод осуществления взаимоотношений государственной власти и общества, когда интересы общества реализуются за счет приоритета интересов личности и общества над интересами государства. В противовес «тоталитарной демократии», при которой интересы государства ставятся выше, чем интересы конкретной личности или интересами большей части общества.

Другие материалы по этой теме:

Либеральная демократия что это простыми словами. Смотреть фото Либеральная демократия что это простыми словами. Смотреть картинку Либеральная демократия что это простыми словами. Картинка про Либеральная демократия что это простыми словами. Фото Либеральная демократия что это простыми словами

Либеральная демократия что это простыми словами. Смотреть фото Либеральная демократия что это простыми словами. Смотреть картинку Либеральная демократия что это простыми словами. Картинка про Либеральная демократия что это простыми словами. Фото Либеральная демократия что это простыми словами

Автор: Сборник статей
Форма выпуска: Книга

Источник

Либерализм и Демократия

В наше время два как будто близких понятия – Демократия и Либеральность, греческое и латинское, – не только обязательно соединяются друг с другом в политических речах и практиках, но часто взаимозаменяются и, практически, отождествляются.
Между тем, исторически, эти концепты расходятся и даже противоречат друг другу.
В основе либеральных убеждение лежит идея независимости личности, индивидуала: независимости как таковой. То есть, либералу не важно, от кого или от чего быть свободным, лишь бы СВОБОДНЫМ!
«…Зависеть от царя, зависеть от народа – не всё ли нам равно?!» – возглашал Поэт.
Не случайно основополагающая декларация либеральной идеологии Джона Стюарта Милля называется не «О свободе народа», как необходимого условия демократии, а просто – «О Свободе» (On Liberty, 1859).
Ибо, как пишет историк социологической мысли Ежи Шацкий, если «для мыслителей Просвещения главной угрозой свободе был деспотизм королей, то для постреволюционных либералов, имевших за собой опыт Французской Революции, столь же большой угрозой ей мыслился деспотизм народа»:
«Свобода, – писал Бенжамен Констан, – это триумф индивидуальности как над властью, которая хотела бы править деспотично, так и над массами, которые домогаются подавления меньшинства большинством» (Constant В. M;langes Litt;raire et politiques).
Тот же мотив развит в эссе Джона Стюарта Милля «О свободе», где он утверждает, что «народная власть может иметь побуждение угнетать часть народа, и поэтому против ее злоупотреблений также необходимы меры, как и против злоупотреблений всякой другой власти».
Дальше всех пошел в подобных рассуждениях Алексис де Токвиль, который показал, что демократия как таковая «скрывает в себе угрозы свободе личности, которых трудно избежать».

Эти угрозы полностью обнаружили себя в ныне сущих Демократиях, острый политический кризис которых мы наблюдаем с тревогой и надеждой. И вполне ощущаем свою зависимость, – и как личностей, и как единиц народа, – от Демократии как таковой и от взятого ею на вооружение Либерализма, в частности.

«Самой поразительной чертой либерализма – говорит историк Ежи Шацкий – является локализация в центре его внимания человеческой личности». А личность, как мы знаем, есть психологическое понятие, крепко связанное с индивидуальностью.
«Либерализм, как иногда говорят, это форма индивидуализма. Именно индивидуализм, по мнению Шацкого, ярче всего отличает либерализм от великих социальных идеологий и философий, для которых отправным пунктом были потребности той или иной общественной целостности».
Как видим, польский историк не относит либерализм к числу великих идеологий.

«Либеральные мыслители, — замечает Джон Данн (Dunn J. Western Political Theory in the Face of the Future), — старались понять общество, государство и экономику как сумму индивидуальных действий».
При таком подходе нет места такой целостности как «Народ»: значит, нет и такого субъекта. Следовательно, в либерализме нет места и «Власти Народа», или «Демократии».

Один из авторов индивидуалистической политологии, Иеремия Бентам несомненно, ощущал этот дефект своей логики. И как же он преодолевал его? – спрашивается. – А очень просто: по его мысли отдельные индивидуумы – творцы; а проще говоря, ремесленники, «артизаны», создают искусственное тело «Народа», точно так же, как ваяют свои произведения, но – коллективно. Отсюда и центральная мысль индивидуально-поведенческой социальной психологии – сотрудничество индивидов, исходящее не из цельной общности, а из «группы», сиречь, собрания единиц.
По словам Бентама, «общество есть фиктивное искусственное тело, состоящее из индивидуальных лиц», а интерес общества — «это сумма интересов отдельных членов, составляющих его». (Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства).

Допустим…, однако тот же Иеремия Бентам замечает далее, что «тщетно говорить об интересе сообщества без понимания того, в чём состоит интерес индивидуума». А с этим как раз большие проблемы. Согласно Канту, устойчивый интерес индивидуума заключается в обретении счастья, поскольку, «все люди уже сами собой имеют сильнейшее и глубочайшее стремление к счастью».
Беда только в том, что «счастье», в свою очередь нуждается в определении. Но по словам того же Канта, «человек не может составить себе никакого определенного и верного понятия о сумме удовлетворения всех склонностей, именуемой счастьем».
Как видим, здесь вновь появляется математическая операция сложения и её результат – сумма. Подобное представление счастья не зря отображается суммой. Сложение, ведь, предполагает раздельность, отделённость слагаемых друг от друга. В данном случае, отдельность индивидуальных счастий отдельных «членов общества». В гуманистическом аспекте это равносильно несообщительности, отчуждению, другой стороной которого неизбежно явится потакание своим «склонностям», или «удовлетворение их», как говорит Кант. Но, мало этого! – Раздробленность общественного быта приводит и к раздробленности личности, разложенной на спектр «склонностей», удовлетворяемых по отдельности. Отсюда и появляется Счастье как Сумма различных удовольствий. Однако сумма не образует целого – просто кучу… Поэтому такое счастье является вещью лишь в понятии, как мыслимое. Отсюда и невозможность для человека – согласно Канту, – «составить себе определенное и верное понятие» о таком счастьи.

Возвращаясь к индивидуальному «интересу» как стремлению к счастью, и «общему интересу» как сумме этих стремлений, мы наталкиваемся на логическое затруднение, состоящее в том, что сумма очень многих единиц необходимо даёт большое число: скажем, миллион. Но с одним «интересом общества» соотносится только единица!
Такой результат можно получить только в Деспотии, где все интересы подвластных суть нули, складываемые с одним интересом Владыки.
Так что логика Бентама здесь явно хромает; и вместо суммы нужно, по меньшей мере, говорить об интеграле. Интегрируются, однако, только производные целого, – что возвращает нас к исходной фиктивности понятия индивидуума как результата мысленного дробления Целого, а не как самого по себе сущего.

Всё сказанное даёт основание историку социологии Ежи Шацкому, называющему социальную онтологию Бентама «своеобразной», заключать, что …
«… Исходной точкой либерализма было представление о суверенном индивиде, наделенном от природы определенными правами, от которых он не может отказаться и которых он не может быть лишен силой произвольных политических решений, принимаемых во имя предполагаемого всеобщего блага. Эти права принадлежат индивиду по причине его принадлежности к человеческому роду, а не потому, что он относится к тому, а не иному сообществу или занимает то, а не иное социальное положение…».

Как следует из цитированного, идея неотъемлемых прав человека образует хребет либерального аксиологического подхода к обществу, и если мы усомнимся в существовании таких прав или докажем, что их нет, то либеральная идеология просто рухнет.
По крайней мере, ясно, что не может быть «природных прав», без принятия тезиса Аристотеля о «природности Полиса». Ведь, понятие «Права» обретает смысл только внутри общества в рамках Правосудия.
Но если человек изначально, по своей природе – в Аристотелевом смысле слова – существует в себе как «Полития», или «Государство», имея общественность своей сутью, не могущей быть и корректно мыслиться вне Полиса, – на что и указывает использование понятие «права», – тогда возникает вопрос: «А что мы должны разуметь под индивидуумом? Животная особь вида «Человек разумный» даёт ли о нём представление? Какое место животная особь занимает в индивидууме, или «личности»? Может быть либеральная индивидуальность вообще связана с особью лишь случайным образом, а принципиально не связана? Ведь только так можно объяснить жертвование жизнью тела волей социального Персонажа или волей Общника(?).

Социолог Георг Зиммель (1858 — 1918) трактует базовое просвещенческое понятие индивидуальности следующим образом:
«Когда человек будет освобожден от всего того, что не является им самим, когда найдет себя, истинной субстанцией его бытия станет человек как таковой, человечность, которая живет в нем так же, как в каждом другом, всегда одинаковая, фундаментальная сущность, замаскированная, уменьшенная и искаженная эмпирически-историческими условиями».
Но, разве это не пустая тавтология? Что значит «человечность»? Мы уже знаем одного «самого человечного человека» – это Владимир Ильич Ленин.

Наши современники, не желающие толковать Природу Права в Аристотелевом смысле слова «Природа», но понимающие её в смысле биологическом, неизбежно приходят к идее прав животных, уравненных с правами человека. Так что за нарушение их «прав» в современных либеральных демократиях человек может даже быть наказан в судебном порядке (!).

Так не лучше ли вычеркнуть из помянутого либерального представления слова «от природы» и оставить только «суверенность»?

Поступим так, и встанем неизбежно перед вопросом, что понимать под «суверенностью индивида»? Если выводить её из «свободы», понимаемой как «ограничение власти политических правителей» (Дж. Милль), тогда наши суждения должны будут вместиться в локальную автономию личности или ограниченную политическую самостоятельность индивидуума. Ведь, ограничения власти правительства суть создание для автономного творца полей творчества, в том числе – политического; подобно тому, как земля даётся земледельцу без конкретного указания на то, что он будет на ней выращивать, но с ограничениями её использования.
Источник такой «свободы» – буржуазная свобода частного предпринимательства и художественного творчества ремесленников и торговцев, родившаяся в коммунальных революциях северной Италии. В эту парадигму вписывается и политическое «предпринимательство» как создание различных объединений граждан для различных культурных целей. В основе, всё равно, – ремесленная артель или торговое товарищество. И представление о таком локализованном «суверенитете индивидуума» не позволяет нам сделать вывод о существовании его «неотъемлемых прав».

Возможно, более продуктивным приёмом является отнесение «Суверенности» к трансцендентальным понятиям. В этом случае всё становится более упорядоченным. Суверенность отсылает к трансцендентальному опыту общности и общения с Сувереном, из союза с которым уже не индивидуум, но ЛИЦО получает свой суверенитет. Если такого Суверена нет, то словосочетание «суверенный индивидуум» равнозначны словам «полный идиот». Поэтому необходимо предполагаем Суверена.

В случае, когда наше предположение неприемлемо, «суверенность индивида», проективно поясняемая корпусом неотъемлемых прав, предполагает, что имярек сам себе законодательствует. Последнее означает, что он должен иметь в себе источник Закона.
Если Бога нет, а есть только Разум, значит искомый источник находится в Разуме. Утверждению и доказательству наличия такого Источника посвящена «Критика практического разума» Канта.
Но, допустим, мы принимаем трансцендирующее предположение о существовании Суверена. Тогда, – говорим ли мы о Вечном Суверене или о Его политическом Образе, — получаемая от Него суверенность ЛИЦА предшествует гражданским правам и первенствует по отношению к ним. Так что во всяком суде всегда прав тот, у кого больше суверенных Прав. И этих Прав лицо действительно «не может быть лишено силой произвольных политических решений, принимаемых во имя предполагаемого всеобщего блага».

Таким образом, для обладания суверенным правом недостаточно принадлежать «человеческому виду», в биологическом смысле слова, необходимо родиться от Бога и принадлежать к Роду Богочеловеков. Осознав своё Сыновство, вступить в Союз Почитания с Отцом и хранить Ему верность.
Таким Сыном Божьим был Иисус из Назарета. Он публично обнаруживал своё суверенное Право уже тем, что «говорил как Власть имеющий» и оглашал Законы входа в Жизнь Вечную.

Тень Богорождённой суверенности Человека исторически присутствует в умозрениях либералов, но их принадлежность к постреволюционному Модерну, отвергнувшему Верность в пользу разумной самостоятельности, мешает им по-настоящему осмыслить наличие названной «Тени».
Одновременно возрожденческая тень «Демократии», в подражание античности, застилает глаза, и заставляет формально объединять несоединимое.

А между тем, прошло совсем немного времени после воодушевлений Возрождения и Просвещения, и в XIX веке уже выкристаллизовался Либерализм, провозглашавший свободу личности не только от Царя, но и от Народа.
Апологет либеральной мысли Джон Стюарт Милль писал о предшествующей эпохе, что «… в те времена главная цель, к которой направлялись все усилия патриотов, состояла в том, чтобы ограничить власть политических правителей. Такое ограничение и называлось свободой».
Теперь же «… мыслящие люди сознают, что когда само общество, т.е. общество коллективно, становится тираном по отношению к отдельным индивидуумам, его составляющим, то средства его к тирании не ограничиваются теми только средствами, какие может иметь правительственная власть. Общество может приводить и приводит само в исполнение свои собственные постановления, и если оно делает постановление неправильное или такое, посредством которого вмешивается в то, во что не должно вмешиваться, тогда в этом случае тирания его страшнее всевозможных политических тираний, потому что хотя она и не опирается на какие-нибудь крайние уголовные меры, но спастись от нее гораздо труднее, – она глубже проникает во все подробности частной жизни и кабалит самую душу».
«Вот почему – говорит Дж. Милль – недостаточно иметь охрану только от правительственной тирании, но необходимо иметь охрану и от тирании господствующего в обществе мнения или чувства, – от свойственного обществу тяготения, хотя и не уголовными мерами, насильно навязывать свои идеи и свои правила тем индивидуумам, которые с ним расходятся в своих понятиях, – от его наклонности не только прекращать всякое развитие таких индивидуальностей, которые не гармонируют с господствующим направлением, но, если возможно, то и предупреждать их образование и вообще сглаживать все индивидуальные особенности, вынуждая индивидуумов сообразовать их характеры и известными образцами. Есть граница, далее которой общественное мнение не может законно вмешиваться в индивидуальную независимость; надо установить эту границу, надо охранить ее от нарушений, — это также необходимо, как необходима охрана от политического деспотизма».

Именно этот, сформулированный Миллем радикальный индивидуализм является ныне лицом политической активности «Западного мира». Его антидемократический пафос совершенно очевиден. Он обнаруживает себя вызывающим поведением меньшинств в пику традиционному большинству.
На их знамёнах читается лозунг Бенжамена Констана, писавшего, что «Свобода – это триумф индивидуальности как над властью, которая хотела бы править деспотично, так и над массами, которые домогаются подавления меньшинства большинством» (Constant В. M;langes Litt;raire et politiques). А в доводах – рассуждения Алексиса де Токвиля, который показал, что демократия как таковая скрывает в себе угрозы свободе личности, которых трудно избежать, и утверждение Милля о том, что
«… народная власть может иметь побуждение угнетать часть народа, и поэтому против ее злоупотреблений также необходимы меры, как и против злоупотреблений всякой другой власти» (Милль Дж. Ст. О свободе).

В заключение можем повторить замечание Ежи Шацкого, гласящее, что «… на основе популярной сегодня терминологической комбинации «либеральная демократия» не стоит делать вывод, что между либерализмом и демократией никогда не было никаких противоречий».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *