Либертанго это о чем

В ритме Аргентины: 3 знаменитых танго Астора Пьяццоллы

Елена Смородинова

Либертанго это о чем. Смотреть фото Либертанго это о чем. Смотреть картинку Либертанго это о чем. Картинка про Либертанго это о чем. Фото Либертанго это о чем

В Аргентине танго – больше чем танец, это скорее религия. В Буэнос-Айресе в начале 1940-х годов танго достигло пика своей популярности. Здесь его танцевали всегда, но в других странах были времена, когда о танце страсти попросту забывали. И Астор Пьяццолла сделал многое, чтобы эта ситуация изменилась.

Родился будущий музыкант в Аргентине, но детство и юность провёл в Нью-Йорке, где жил с родителями до 1937 года. В восемь лет отец отвёл его учиться игре на бандонеоне (национальный аргентинский инструмент, похожий на аккордеон, с особым колоритом звучания). К этому моменту мальчик уже осваивал фортепиано. Его первым учителем стал сосед-пианист, венгр по национальности и страстный любитель Баха, с которым он и познакомил Астора.

Всего Пьяццолла написал около 750 произведений, включая концерты, песни, музыку к спектаклям и кинофильмам, оперу и многое другое. Но всё его музыкальное наследие строится вокруг танго. В 1985 году Пьяццолле присвоили звание почетного гражданина Буэнос-Айреса, окончательно признав его и придуманное им Новое Танго. В 1992 году музыкант умер от сердечного приступа. За пять лет до смерти он написал: «Теперь, когда моя жизнь изменилась и, кажется, в Аргентине ко мне относятся хорошо, аргентинцы говорят: Астор Пьяццолла знаменит, но не популярен». Впрочем, это совершенно не расстраивало маэстро. Он слишком не любил популярность.

«Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию три самых известных произведения выдающегося музыканта.

3. «Большое танго». Это танго известно тем, что его исполнил Мстислав Ростропович в Новом Орлеане в 1990 году. «Большое танго» маэстро сыграл и четыре года спустя, на концерте памяти Пьяццоллы.

Источник

Астор Пьяццолла и его Либертанго

Танго в плену у двоих

Страстью взрываются звуки,

Чувств не скрывая своих,

Властвуют нежные руки.

Тайна хмелит, как вино,

В ритме сольется дыханье.

Только влюбленным дано

В танце услышать признанье.

Кто не знает аргентинское танго – страстный танец, в котором сливаются тела и души? Танго, где все чувства накалены до предела, где любовь и боль бьются в каждом ударе аккорда, в каждом изгибе мелодии, соблазнительном и томном, словно тело танцовщицы. Поистине, танго – это душа всей аргентинской музыки, равно как и самой Аргентины – колониальной страны, ставшей прибежищем для множества беженцев со всего мира, изгнанников, отчаявшихся найти своё счастье. Наверное, поэтому в танго столько страсти и столько щемящей тоски?

Астор Пьяццолла – выдающийся аргентинский композитор ХХ века (1921-1992) вошёл в историю, как «великий преобразователь танго». Эту характеристику композитор дал себе сам. Действительно, именно в его творчестве популярнейший аргентинский танец танго перестал быть просто танцевальной музыкой, а поднялся до уровня высокого искусства. Подобно Джорджу Гершвину, Астор Пьяццолла избирает для себя ту хрупкую грань между эстрадной и академической музыкой, и так же успешно наполняет лёгкие, развлекательные жанры глубоким художественным содержанием и смыслом. Благодаря ему танго обогатилось классической полифонией, джазовыми гармониями, а также художественными приёмами, открытыми Стравинским. Интонации и ритмы этого танца пронизывают все его произведения, вплетаются в полифоническую ткань, в сложный музыкальный язык ХХ века, и в творчестве Пьяццоллы танго перестаёт быть просто танцем. Подобно полонезам и мазуркам Шопена, танго в его произведениях становится характерным знаком родины композитора – Аргентины, душой его музыки.

Либертанго это о чем. Смотреть фото Либертанго это о чем. Смотреть картинку Либертанго это о чем. Картинка про Либертанго это о чем. Фото Либертанго это о чем

Эта смелая реформация далеко не сразу была воспринята и оценена современниками. Ценители серьёзной музыки долго с пренебрежением относились к попыткам композитора придать эстрадной музыке налёт академичности. Однако негативнее всего новаторство Пьяццолы было воспринято его соотечественниками. Смелые эксперименты композитора с всенародно любимым танго приводили темпераментных аргентинцев в ярость – известны случаи, когда разъярённые зрители пытались устроить расправу над музыкантами, исполнявшими произведения Пьяццоллы. Как жаловался сам композитор: «В Аргентине можно поменять сотню президентов, сменить одну религию на другую, но танго – вещь неприкосновенная». Астору Пьяццолле понадобилось много времени, чтобы доказать свою состоятельность и завоевать признание как у себя на родине, так и во всём мире.

«Либертанго» было написано композитором в 1973-м году, и было названо «Танго свободы» (от англ. liberty – «свобода»). Действительно, музыка знает мало примеров, где свобода пронизывала бы всё произведение на различных его уровнях – от инструментального состава и манеры исполнения до музыкальной формы. Известны более двадцати различных аранжировок «Либертанго» самыми разными составами – джазовым оркестром, симфоническим оркестром, квартетом медных духовых инструментов, различными камерными ансамблями и даже хором a’capella, но наиболее популярными считаются те аранжировки, в которых звучит бандонеон. Это неслучайно – известно, что бандонеон был одним из любимых инструментов Астора Пьяццоллы, композитор мечтал превратить аккордеон из аккомпанирующего инструмента в сольный, концертный.

Невозможно найти двух одинаковых по форме и по характеру исполнений «Либертанго». В целом произведение написано в форме вариаций на basso ostinato – упругие удары аккордов в ритме танго постоянно повторяются, образуя своего рода стержень для бесконечной импровизации. Количество вариаций может быть любым, и при прослушивании этого произведения возникает ощущение, что исполнители импровизируют и импровизируют без конца. Томная, щемящая мелодия, являющая собой образ танго, постоянно проводится в различных вариантах у разных инструментов. Некоторые аранжировки могут иметь небольшое вступление на интонациях основной мелодии и средний раздел – более плавный и певучий. Возникает ощущение, что «Либертанго» – это лишь небольшая тема, которую музыканты подхватили и принялись бесконечно варьировать, и становится непонятно, где, собственно, сочинение Пьяццоллы, а где – фантазия аранжировщика.

Каждое исполнение «Либертанго» – это своеобразный творческий синтез композитора и исполнителей, и поэтому это танго так разнолико, разнохарактерно, переменчиво. Оно то томно-щемяще – как у квинтета кларнетов, то напористо-агрессивно – как у ансамбля из 16-ти виолончелей, то экзотически загадочно – как в исполнении маримбофона или виброфона. «Либертанго» всегда удивляет – оно может сразу грянуть на фортиссимо, а может начаться тихо, затаённо, и медленно томить слушателя ожиданием разрядки, взрыва чувств, который обязательно состоится в конце. Его варьирование, действительно, бесконечно – отсюда, вероятно, и любовь к нему исполнителей и слушателей.

«Либертанго» – это лишь один из наиболее ярких примеров популяризации аргентинского танца танго в творчестве Пьяццоллы. Лишив танго его прикладного танцевального значения, композитор оставил этому танцу главное – его образное содержание, его душу, его сверхчувственность и ту внутреннюю щемящую тоску, которая отличает танго и делает его таким узнаваемым среди всех других танцев.

Источник

Либертанго это о чем. Смотреть фото Либертанго это о чем. Смотреть картинку Либертанго это о чем. Картинка про Либертанго это о чем. Фото Либертанго это о чем

Наверное, все, «кому за 30», помнят сверхпопулярную не так уж давно лирическую песню, звучавшую одно время отовсюду:

Спела её Grace Jones. Выдающейся певицей ее вряд ли можно назвать, но одна исполненная ей мелодия – «I’ve seen that face before» из альбома «Night Clubbing» (81) – навсегда вписала ее имя в историю великой музыки. Речь идет о композиции Астора Пьяццоллы, известной также под названием «Либертанго».

Впервые Пьяццолла услышал звуки танго в 1936 году и это перевернуло его судьбу. Эта музыка настолько захватила семнадцатилетнего Астора, что тот принимает решение переехать в Буэнос-Айрес и продолжить свою музыкальную карьеру, как исполнитель музыки танго. В одном из своих интервью Пьяццолла так охарактеризовал произошедшее с ним тогда:

Либертанго в исполнении один из величайших джазовых гитаристов Эл Ди Меолы.

Пьяццолла создал различные квинтеты, исполняющие танго (бандонеон, скрипка, бас, фортепиано, электрогитара). Такой квинтет максимально соответствовал музыкальному вкусу Пьяццоллы и оптимально воплощал его музыкальные идеи.

Завораживающее исполнение либертанго оркестром в Берлинской филармонии в 2014 году.

К сожалению, 4 августа 1990 года, через четыре года после получения в Париже престижной премии (Cesar), с ним происходит инсульт, и через 2 года, так и не оправившись от его последствий, Астор Пьяццолла умирает в Буэнос-Айресе в июле 1992 года, чуть-чуть не дожив до своего 71-го дня рождения.

А его танго продолжает жить в искусстве. Сегодня это одна из самых популярных мелодий у театральных и кинорежиссеров. В фильме Романа Полански Frantic (1988 год) под эту музыку танцует Харрисон Форд и, конечно, фильм Салли Поттер «Урок танго» (The Tango Lesson) невозможен баз музыки Пьяццоллы. А все новые и новые трактовки Libertango подтверждают: эта мелодия покорила весь мир.

Сцена из фильма «Уроки танго»

В 2002 году свою версию данной композиции представил австралийско-британский струнный квартет «Bond» во втором альбоме «Shine»:

Известная норвежская исполнительница классической музыки Tine Thing Helseth известна своей игрой на трубе множества произведений А.Пьяццолы, в том числе и либертанго:

Впервые мелодия прозвучала в фильме Жака Риветта «Северный мост» (1981).

Это произведение использовал также и Роман Полански в своем фильме «Неистовый» (1988).

В аниме «Принц тенниса» Атобэ Кейго и Гэнъитиро Санада исполняли эту композицию, поэтому в фандоме их частенько называют «Парой Танго»

Либертанго звучало в кинофильме «Урок Танго» британского режиссёра Салли Поттер. Свою версию музыки представили в совместном выступлении аккордеонист Петр Дранга и скрипач Дмитрий Коган.

Спорт

Не обошла эта музыка и мир фигурного катания.

Программы под композицию исполняли:

Оксана Грищук/Евгений Платов

Татьяна Навка/Роман Костомаров

Федерика Файелла/Массимо Скали

Албена Денкова/Максим Ставиский

Федерика Файелла/Массимо Скали

Елена Грушина/Руслан Гончаров

Шинед Керр/Джон Керр

Елена Романовская/Александр Грачев

Чжэн Сюнь/Хуан Синьтун.

Представители одиночного катания:

Источник

История одного шедевра: «Либертанго» Астора Пьяццоллы – мелодия, покорившая весь мир

Либертанго это о чем. Смотреть фото Либертанго это о чем. Смотреть картинку Либертанго это о чем. Картинка про Либертанго это о чем. Фото Либертанго это о чем

«…В Аргентине можно сменить сотню президентов, поменять одну религию на другую, но танго – вещь неприкосновенная…».
Астор Пьяццолла

Либертанго это о чем. Смотреть фото Либертанго это о чем. Смотреть картинку Либертанго это о чем. Картинка про Либертанго это о чем. Фото Либертанго это о чем

Астор Пьяццолла – выдающийся аргентинский композитор ХХ века (1921-1992) вошёл в историю, как «великий преобразователь танго». Одно из самых известных современных танго — «Либертанго» (Libertango) он сочинил в 1974 году и назвал свое произведение путем слияния слов libertad (по-испански — «свобода») и tango.

И, действительно, музыка знает мало примеров, где свобода пронизывала бы всё произведение на различных его уровнях – от инструментального состава и манеры исполнения до музыкальной формы. Известны более двадцати различных аранжировок «Либертанго» самыми разными составами – джазовым оркестром, симфоническим оркестром, квартетом медных духовых инструментов, различными камерными ансамблями и даже хором a’capella, но наиболее популярными считаются те аранжировки, в которых звучит бандонеон. Это неслучайно – известно, что бандонеон был одним из любимых инструментов Астора Пьяццоллы, композитор мечтал превратить аккордеон из аккомпанирующего инструмента в сольный, концертный.

А написано было это произведение в непростой для композитора период жизни. В 1966 году распался его брак Деде Вольф, что стало трагедией для композитора. Утешение он находит в работе: создает оперетту «Мария из Буэнос-Айреса», работает над созданием своего «нуэво танго». Спустя некоторое время Астор заводит страстный роман с Амелитой Балтар, известной фольклорной певицей. В 1969 году «Баллада сумасшедшего», созданная Пьяццолой и Орасио Ферреро, и исполненная Амелитой под аккомпанемент оркестра под управлением Астора, завоевывает вторую премию на Первом Иберо-Американском музыкальном фестивале и сердца благодарных слушателей. Триумфальное шествие продолжается, в 1971 году Пьяццолла представляет аудитории Германии ораторию «Молодой народ», созданную в соавторстве с Ферреро, тогда же обновляет состав нонета «Conjunto 9», с которым подписывают двухгодичный контракт городские власти Буэнос-Айреса.

Нонет успешно гастролирует по странам Латинской Америки, снимается для Итальянского телевидения, новый состав оркестра позволяет маэстро воплощать свои самые смелые мечты, но внезапное прекращение финансирования ансамбля приводит к вынужденному сокращению численности участников, и Пьяццолла возвращается к привычному квинтету

Тем временем карьера Амелиты устремляется ввысь. Астор откровенно ревнует её к достижениям, в отношениях зреет разлад.

Вскоре Астор возвращается в родную Аргентину, «Колон», где регулярно выступает с концертами, создаёт музыку к кинолентам «Предпоследний» и «Джин и Поль», выпускает диск «Популярная современная музыка Буэнос-Айреса». Летом 1972 года состоялся знаменитый «Перламутровый концерт», ставший легендой.

Сложные отношения с Амелитой привели к расставанию и внезапному сердечному приступу, ненадолго приостановившему развитие творчества. Эмоции Астора опустошили душу, в попытках забыться, в 1973 году композитор отправляется в Италию, где записывает на студии ряд произведений, среди которых впервые звучит всемирно известная композиция автора «Libertango».

Сегодня, более 40 лет спустя, невозможно найти двух одинаковых по форме и по характеру исполнений «Либертанго». В целом произведение написано в форме вариаций на basso ostinato – упругие удары аккордов в ритме танго постоянно повторяются, образуя своего рода стержень для бесконечной импровизации. Каждое исполнение «Либертанго» – это своеобразный творческий синтез композитора и исполнителей, а его варьирование, кажется, бесконечно – отсюда, вероятно, и любовь к нему исполнителей и слушателей.

Сегодня это одна из самых популярных мелодий и у кинорежиссеров. Впервые мелодия прозвучала в фильме Жака Риветта «Северный мост» (1981). В фильме Романа Полански Frantic (1988 год) под эту музыку танцует Харрисон Форд и, конечно, фильм Салли Поттер «Урок танго» невозможен баз музыки Пьяццоллы. А все новые и новые трактовки Libertango подтверждают: эта мелодия покорила весь мир.

«Музыка больше, чем женщина. Потому что с женщиной можно развестись, а с музыкой — нет. Женившись на ней однажды, вы уйдете с ней в могилу».

Источник

Libertango – музыка, которая превратила танго в высокое искусство

Либертанго это о чем. Смотреть фото Либертанго это о чем. Смотреть картинку Либертанго это о чем. Картинка про Либертанго это о чем. Фото Либертанго это о чем

Либертанго это о чем. Смотреть фото Либертанго это о чем. Смотреть картинку Либертанго это о чем. Картинка про Либертанго это о чем. Фото Либертанго это о чем

Аргентинец с итальянскими корнями, потомок эмигрантов и сын бакалейщика, Астор Пьяццолла был виртуозом игры на бандонеоне (bandoneon), музыкальном инструменте, разновидности гармоники. Этот инструмент назван так по имени его изобретателя — Генриха Банда.

Поначалу он использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии, а в конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров. Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает к ней столько поклонников.

Детство Астора прошло в Нью-Йорке, в итальянском квартале, где заправляли несколько сицилийских семей. От карьеры «Дона Корлеоне» его спасла именно музыка, его первый бандонеон, купленный за 19 долларов отцом, когда Астору было 8 лет. В возрасте одиннадцати лет Астор уже участвовал в концерте вместе с другими латиноамериканскими музыкантами и даже заслужил приз местной газеты, а в 1933 г. Астор начинает брать уроки у венгерского пианиста Белы Вильда, ученика Рахманинова, о котором Пьяццолла позже скажет: «Благодаря ему я полюбил Баха». Он играет самый разнообразный репертуар — классику, народную музыку, а самым любимым для Пьяццоллы становится джаз.

Но в 1936 году отец Астора решает вернуться в Аргентину. Именно там Пьяццолла услышал звуки танго, которые перевернули его судьбу. Эта музыка настолько захватывает семнадцатилетнего Астора, что тот принимает решение переехать в Буэнос-Айрес и продолжить свою музыкальную карьеру как исполнитель музыки танго. В одном из своих интервью Пьяццолла так охарактеризовал произошедшее с ним тогда:

«Музыка больше, чем женщина. Потому что с женщиной можно развестись, а с музыкой — нет. Женившись на ней однажды, вы уйдете с ней в могилу».

В июне 1946 года Пьяццолла основывает собственный оркестр, который играл традиционные мелодии, но делал это особым образом: аранжировки были сложными и изысканными, впервые танго предназначалось не для танцев, а в качестве музыки для серьезного прослушивания, как классические произведения.

В следующем видео американец Эл Ди Меола (Al Di Meola), один из величайших джазовых гитаристов нашего времени, играет либертанго.

Al Di Meola Libertango (Live 2004)
В 1953 году Пьяццолла выиграл первый приз на конкурсе молодых композиторов и получил право представить свою работу в зале Юридической школы в Буэнос-Айресе вместе с симфоническим оркестром «Radio del Estado» и несколькими дополнительными исполнителями на бандонеоне. Концерт превратился в натуральный скандал, так как несколько человек из аудитории решили высказать свое негодование включением такого вульгарного инструмента в «культовый» состав симфонического оркестра, но именно после этого Пьяццолла стал заниматься обогащением камерной классической музыки страстью танго — он сочиняет и записывает в студии серию танго со струнным оркестром.

Он создает различные квинтеты, исполняющие танго (бандонеон, скрипка, бас, фортепиано, электрогитара). Такой квинтет максимально соответствовал музыкальному вкусу Пьяццоллы и оптимально воплощал его музыкальные идеи.

Вплоть до 1990 г. Пьяццолла дает множество концертов. Его ансамбль интенсивно гастролирует: Европа, Южная Америка, Япония и Соединенные Штаты Америки. В 1982 г. он пишет «Le Grand Tango» для виолончели и фортепиано, представленное публике в 1990 г. в Новом Орлеане, посвятив это произведение прославленному русскому виолончелисту Мстиславу Ростороповичу. В июне 1983 г. Астор дает один из лучших концертов в его жизни: он представляет программу, посвященную музыке его жизни — «tango nuevo» — в театре в Буэнос-Айресе.

К сожалению, 4 августа 1990 года, через четыре года после получения в Париже престижной премии (Cesar), с ним происходит инсульт, и через 2 года, так и не оправившись от его последствий, Астор Пьяццолла умирает в Буэнос-Айресе в июле 1992 года, чуть-чуть не дожив до своего 71 дня рождения.

А его танго продолжает жить в искусстве. Сегодня это одна из самых популярных мелодий у театральных и кинорежиссёров. В фильме Романа Полански Frantic (1988 год) под эту музыку танцует Гаррисон Форд и, конечно, фильм Салли Поттер «Урок танго» (The Tango Lesson) невозможен баз музыки Пьяццоллы. А все новые и новые трактовки Libertango подтверждают: эта мелодия покорила весь мир.


Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *