Личностный подход в воспитании предполагает что и педагоги и учащиеся

Статья «Личностный подход к воспитанию»

Личностный подход в воспитании предполагает что и педагоги и учащиеся. Смотреть фото Личностный подход в воспитании предполагает что и педагоги и учащиеся. Смотреть картинку Личностный подход в воспитании предполагает что и педагоги и учащиеся. Картинка про Личностный подход в воспитании предполагает что и педагоги и учащиеся. Фото Личностный подход в воспитании предполагает что и педагоги и учащиеся Лариса Николаевна Золотухина
Статья «Личностный подход к воспитанию»

К числу важнейших признаков личности относятся: разумность, ответственность, личное достоинство, индивидуальность.

Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, то важное значение имеет развитие внутренне присущих задатков и свойств человека.

Развитие происходит: в единстве биологического и социального в человеке, диалектично, через деятельность.

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение в личностном подходе имеет не столько знания возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные для воспитания характеристики – направленность личности; ее ценностные ориентации и жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др., просматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно – ориентированного воспитания.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы;

3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и постепенно усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей развитие личности;

4) оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

5) максимально опирался на собственную активность личности;

6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

7) развивал самостоятельность, инициативу воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял деятельность.

Учитывая возросший уровень знаний современных подростков, их разнообразные интересы, воспитательи сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в разных областях знаний, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю, сделайте его своим другом, сотрудником в его же собственном воспитании.

Стимулирует процессы развития эмоциональная стабильность, радость бытия, гарантия безопасности, соблюдение прав ребенка не на словах, а на деле, приоритет оптимистического взгляда на ребенка.

В своей практике для установления доверительного контакта с подростком я использую технологию диалога «педагог-воспитанник».Временная последовательность такого диалога следующая: накопление согласий; поиск интересов; приятие особенных качеств; выяснение «опасных» качеств; совместный анализ поведения; выбора действий. В диалоге обретается собственное «я» через сравнение с другими. Так современная методика групповой работы с детьми строится на основании диалога. Этот принцип исключает жесткий приказ, как традиционный метод воздействия, усиливает роль этикета, приближает стиль и формы общения к этическим достижениям современной культуры. Здесь необходимо соблюдать принцип субъективности. Педагог максимально содействует развитию способностей ребенка осознавать свое «я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый в повседневной жизни.

Что касается выполнения элементарных норм поведения и выполнение детьми их неукоснительных обязанностей и режима, то это гарантируется договором педагога и воспитанников. В договоре всего два «нельзя»: нельзя посягать на другого человека и нельзя не работать, не развивать себя. Требование их исполнения носит категорический характер.

Принятие ребенка как данность. Признать в ребенке достоинства человека, сохранять к нему уважение как к личности, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей.

Основные педагогические предпосылки развития в детском возрасте — включение детей в ситуации выбора ценностей, их осмысления, помощь в оценке и самооценке своих действий и поступков, вовлечение в культурное творчество. Личностный подход реализуется при наличии гуманной системы воспитания. Только коллектив педагогов-единомышленников способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. А индивидуальная работа-это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода в воспитании. Каждая группа требует индивидуального подхода, а также своей системы методов педагогического воздействия.

Личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка с выходом на индивидуальность имеет очень большое значение. Главным в работе воспитателя А. С. Макаренко считал систематическое изучение детей, наблюдение за их поведением, учет даже кажущихся на первый взгляд мелочей. Воспитатель должен быть готов к выполнению аналитико-диагностической деятельности, так как он постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его искать, определять причины того или иного поведения ребёнка, его отношения к сверстникам, взрослым. Индивидуальный подход — важнейший принцип воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания воспитательной работы, постоянное варьирование методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого ребёнка. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач воспитания детей в данной группе, от установления уровня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического мастерства воспитателя.

Личностно-ориентированный подход в ООД С введением ФГОС в настоящее время дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь.

Гендерный подход в образовании Доклад на тему «Гендерный подход в образовании» Как представляют его авторы Лыкова, Касаткина и Пеганова в своем пособии «Играют мальчики»,.

Личностный подход в воспитании предполагает что и педагоги и учащиеся. Смотреть фото Личностный подход в воспитании предполагает что и педагоги и учащиеся. Смотреть картинку Личностный подход в воспитании предполагает что и педагоги и учащиеся. Картинка про Личностный подход в воспитании предполагает что и педагоги и учащиеся. Фото Личностный подход в воспитании предполагает что и педагоги и учащиесяИндивидуальный подход в художественном развитии Одаренный в творческой сфере (креативный, как сейчас говорят) ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее.

Инклюзия в образовании — комплексный подход к обучению и воспитанию детей с ОВЗ ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ О. В. Армеева – воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Радость» Термин «инклюзия» в переводе с английского языка.

Мой подход к работе с детьми «Я буду работать в кузнице, но не там, где железо и молот, Возьму я себе в союзницы нежную, светлую молодость. Предметы моей романтики на.

Мой подход в работе с детьми по экологическому воспитанию Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, экологически.

Личностный подход в воспитании предполагает что и педагоги и учащиеся. Смотреть фото Личностный подход в воспитании предполагает что и педагоги и учащиеся. Смотреть картинку Личностный подход в воспитании предполагает что и педагоги и учащиеся. Картинка про Личностный подход в воспитании предполагает что и педагоги и учащиеся. Фото Личностный подход в воспитании предполагает что и педагоги и учащиесяМой подход к работе с детьми Я шла к своей профессии 19 лет. Четыре года назад я почувствовала в себе организаторские способности с детьми. Может они всегда были, но.

Паспорт проектной работы «Индивидуальный и личностный подход в физическом воспитании детей в старшей группе» Название проекта: «Индивидуальный и личностный подход в физическом воспитании детей в старшей группе» Автор проекта: Дехтярчук Ирина Анатольевна.

Подход к «трудным детям». Советы родителям. Подход к «трудным детям». Ребёнок считается трудным в тех случаях, когда он слишком вял или слишком непоседлив, труслив.

Статья «Деятельностный подход в организации образовательной деятельности дошкольников» Деятельностный подход в организации образовательной деятельности дошкольников в дошкольной образовательной организации. Мир вокруг нас.

Источник

Курсовая работа «Личностный подход в педагогике»

по дисциплине: «Теория и методика воспитания»

по теме: «Личностный подход в педагогике: история, опыт, направление развития»

В последние годы личностный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Под личностным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности. При реализации такого подхода процессы обучения и воспитания взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Идеи развития личностного подхода рассматривались еще в античное время Сократом, и были продолжены в эпоху возрождения.

Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В.[2], Якиманская И.С.[23] и т.д. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии и научные труды отечественных и зарубежных ученых – представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (Амонашвили Ш.А. и др.), они предприняли усилия для становления в России в середине 90-х годов ХХ века теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности.
Актуальность личностного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

Вместе с тем сущность личностного подхода все еще является предметом споров теоретиков и практиков.

Объект исследования: личностный подход в воспитании.

Предмет исследования: становление и развитие личностного подхода в процессе воспитания.

Цель: изучить теоретические основы становления и развития личностного подхода и рассмотреть его практическое применение в процессе воспитания.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что в процессе воспитания наиболее успешное всестороннее развитие ребенка происходит при применении личностного подхода.

— провести анализ литературы по проблеме личностного подхода в педагогике;

— рассмотреть историю развития личностного подхода, опыт и направление развития;

— проанализировать понятие личностного подхода;

— провести практическое исследование вопроса;

— выявить правила построения процесса воспитания с применением личностного подхода.

В работе использовались следующие методы: теоретический анализ научно-педагогической литературы, учебно-методические документы, количественно-качественный анализ.

Глава 1. Теоретические основы личностного подхода в педагогике

История развития личностного подхода

Истоки идеи личностного подхода в образовании были заложены еще в античное время. По мнению А.Н. Джуринского основоположником идеи был Сократ, а продолжили ее развитие его ученики, которые полагали, что при обучении следует учитывать личные склонности учащегося.[6, 60].

В эпоху Возрождения личностный подход к ученику нашел в развитие в гуманистических воззрениях. В Новое время мысль о развитии личности, ее способностей как непременной составляющей обучения и воспитания находят отражение в идеях Ж.Ж. Руссо и др. Ж.Ж. Руссо утверждал, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для совершенствования. Задача заключается в том, чтобы воспитать человека, который ни от кого не зависел бы, жил плодами своих трудов, ценил и умел защищать свою свободу. По его мнению, дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности. [14]

Эти и другие прогрессивные педагоги стремились воспитать свободную личность, сделать ученика центром внимания во время обучения, предоставить ученику возможность активно познавать мир через самостоятельную, творческую деятельность.

В XIX веке различные аспекты личностного подхода в воспитании и обучении рассматривались в педагогических системах К.Д. Ушинского [22] и др. В своих работах К.Д. Ушинский показал, что нельзя ставить одну общую цель для воспитания всех детей. Люди не могут быть одинаково всесторонне умны. Неодинаково их общественное положение, и это определяет различия в постановке воспитательных целей. [4]

В 50-60-е годы XX века понимание личностного подхода определили представители направления гуманистической психологии, педагогическое воплощение идей которых оформилось как «гуманистическая педагогика», где центр внимания – уникальная целостная личность, которая стремится к самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор. [13, 381].

Идея личностного подхода разрабатывалась с нач. 80-х гг. некоторыми учеными Российской Федерации (Мудрик А.В.[10] и др.) в связи с трактовками воспитания как субъект-субъектного процесса. В этот период основной целью личностно ориентированного образования становится развитие личности учащегося.

Однако личностный подход ещё не стал доминирующим в воспитании и нередко фактически подменяется индивидуальным подходом.

В последнее десятилетие XX века стали по-настоящему востребованы идеи личностно ориентированного обучения, развития творческих способностей каждого учащегося, формирование предметных и надпредметных умений у школьников.[6]

Таким образом, проанализировав историю становления и развития личностного подхода показал, что ориентация на личность ученика в педагогике существует давно. Истоки идеи личностного подхода в образовании были заложены учеными еще в античности, нашел свое развитие в эпоху Возрождения, Новое время, различные аспекты рассматривались в 19в. и продолжают развиваться с 20в.

Понятие личностного подхода

Уже более полутора десятилетий присутствует термин «личностно ориентированное образование»

Факторы, которые привели к созданию данного направления педагогической теории и практики:

1) демократические преобразования – самоценность личности;

2) «прорыв» в области психологии многих ученых заставляют пересмотреть многие представления о механизмах развития личностной сферы человека, а, следовательно, и об условиях педагогического влияния на нее;

3) опыт педагогов-новаторов;

4) духовный кризис общества. Его проявления:

· нетерпимость, агрессия как форма внутригруппового сплочения

· вера в простые, быстрые, окончательные решения сложных проблем истории, экономики и культуры

Термин «личностно ориентированное образование» должен иметь два значения. То есть пониматься как образование, развивающее личность и отвечающее интересам личности. [17]

Для воспитания гармоничной и всесторонне развитой личности в современном обществе нужна особая педагогическая работа по выявлению и формированию интересов, способностей, склонностей каждого школьника.

Каждый школьник развивается в обществе, коллективе. В формировании коллектива каждая личность играет важную роль, но в то же время коллектив оказывает влияние на воспитание личности. Формируя коллектив, мы можем выпустить из поля зрения отдельную личность, если не будем реализовывать в своей практике личностный подход. [ 9 ]

В педагогическом словаре личностный подход рассматривается как последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному, ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. [12]

И.З.Гликман считает, что личностный подход требует изучения и учета индивидуальных, возрастных особенностей личности, а также природных и социальных возможностей личности школьника (интересы, способности, уровень знаний, умений и навыков, уровень воспитанности и др.); условий, в которых происходит ее развитие.

Личностный подход предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера. [ 3 ]

Выделяют три составляющие личностного подхода:

Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести: индивидуальность; личность; самоактуализированная личность; самовыражение; субъект; субъектностъ; Я-концепция; выбор; педагогическая поддержка. [2]

1. Принцип самоактуализации. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

3. Принцип субъектности. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы.

6. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.[8]

— направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

— предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.[2]

Личностный подход (Степанов Е.) – предполагает рассмотрение воспитанника как личности, самостоятельно и ответственно определяющей свою позицию в сфере социальных отношений, в том числе и в сфере воспитания.

В коллективном воспитании личностный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нём гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностью и учатся видеть личности в других людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека.

По мнению автора личностный подход может осуществить лишь педагог, осознающий себя личностью, умеющий видеть личностные качества в воспитаннике, понять его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями.[9, 9]

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;

3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

5) максимально опирался на собственную активность личности;

6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. [15,42]

Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе.

В.А Сластенин считает, что личностный подход в педагогике вытекает из целостного. Он утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. [19]

Реализация личностно-ориентированного воспитания требует разработки такого содержания, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т.е. приема и методы познания. Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (детей, учителей, родителей).

Необходимы также особые процедуры отслеживания характера и направленности развития подростка; создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности; изменение сложившихся в нашей культуре представлений о норме психического развития ребенка (определение динамики развития подростка в сравнении с самим собой).

Чтобы реализовать модель личностно-ориентированного воспитания подростков в школе, необходимо; во-первых, принять концепцию образовательного процесса как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются; во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса; в-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса.[11]

Опыт и направление развития личностного подхода

Личностный подход реализуется личностно ориентированными технологиями. [ 18 ]

В отечественной педагогики и педагогической психологии можно вести речь о следующих педагогических технологиях ориентированных на личность ученика: система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В, Давыдова; дидактическая система обучения Л.В. Занкова; система обучения «по Ш.А. Амонашвили»; школа диалога культур В.С. Библера; теория планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина – Н.Ф. Талызиной; подходы к организации обучения учителей-новаторов ( В.Ф. Шаталов и др.).[16]

Обучение по этим технологиям наиболее легко вписываются в учебный процесс. Они позволяют достигать поставленных целей по каждому учебному предмету; обеспечивают успешное усвоение учебного материала всеми учениками, интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, желание помочь другим. Они требуют самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учётом его особенностей и возможностей.[20]

В воспитательном процессе можно выделить концепцию Е. В. Бондаревской. Личностно-ориентированное воспитание понимается как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих возможностей и способностей.

Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта соавтора. Поэтому с раннего возраста главное внимание уделяется развитию субъектных свойств личности: независимости, самостоятельное самодисциплины, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии и др.

Педагогическое управление осуществляется в формах педагогической помощи, социально-педагогической защиты, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулирования саморазвития. Основными принципами воспитания в данной концепции выступают: принцип культуросообразности воспитания, который проявляется в создании различных культурных сред, где осуществляется развитие ребенка и приобретение им опыта культуросообразного поведения, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей.

Идеи и принципы личностно ориентированного подхода основываются на признании за учеником права выбора направления саморазвития, т.е. права на самоопределение личности.[2]
В настоящее время приоритетом в содержании школьного образования является реализация личностно-ориентированной развивающей модели, оказание помощи в реализации способностей каждого и создание условий для индивидуального развития ребенка.

Одним из научных оснований современной концепции образования является личностно-ориентированный подход.

Одним из основных направлений работы школы является реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников как средство повышения качества их образования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *