Лидеры класса что это
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Рекомендации помогут:
— определить лидера;
— выявить ведущие мотивы поведения лидера;
— выстроить сотрудничество;
— выбрать способы влияния.
Определите лидера в классе
Совет
Не позволяйте лидеру при всех саботировать решения, которые приняли вы.
Как выстроить сотрудничество с лидером
Выберите способы влияния на лидера
Есть шесть способов, которые помогут вам влиять на лидера:
1) педагогический;
2) бихевиористический (поведенческий);
3) НЛП-подход;
4) доверительный;
5) информационный;
6) пресечение.
Выстраивайте свою работу, учитывая подходящий способ влияния. Воспользуйтесь карточкой «Шесть способов влияния на лидера» ^ 60. В карточке есть описание шести способов влияния и практические примеры использования.
Памятка
Как выстроить сотрудничество с лидером
Шесть способов влияния на лидера
Способ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
Описание
Привлеките лидера в деятельность: в диалог о материале урока, внеклассную работу, групповые задания с другими учениками. Сам факт участия лидера в деятельности привлекает к ней тех, кто хочет больше с ним общаться.
А саму деятельность делает в глазах подростков более привлекательной и престижной. Благодаря этому способу вы увеличите активность класса, просто передавая часть полномочий и организационных функций лидеру. Способ применяйте в случае, если у вас сложились партнерские отношения с лидером.
Пример
1. Пригласите лидера участвовать в деле: «Дима, попрошу тебя начать дискуссию.
Скажи, что ты думаешь о. »; «Катя, ты можешь взять на себя выбор сценария?».
2. Назначьте лидера ответственным за дело, порученное классу: «К пятнице наш класс должен принести плакат на конкурс к Дню права. Назначаю ответственным Мишу Миша, ватман и краски я могу дать, остальное на тебе и тех, кто будет тебе помогать».
3. Разбейте класс на группы. В группу учащихся с невысокой активностью включите лидера.
Способ 2. БИХЕВИОРИСТИЧЕСКИЙ (поведенческий)
Описание
Способ дает результат, если вы используете его регулярно. Формируйте в лидере положительные качества.
В работе с лидером фокусируйтесь не на его действиях, а на его качествах, потому что даже негативное внимание к действиям лидера вызовет волну подражания.
Сначала подумайте, какие качества личности есть в лидере в вашем классе. Обращайте внимание на разные стороны личности: активность, инициативность, умение высказывать свое мнение, дружелюбие и ответственность.
Пример
1. Выберите два-три качества, которые считаете ценными. Последовательно реагируйте на их проявление, подкрепляя их. Реагируйте и на отрицательные качества. Используйте шпаргалку «Восемь способов, чтобы подкрепить качества лидера класса».
2. Поощрите последовательно дружелюбие лидера и негативно подкрепите агрессию, то не только он, но и класс усвоит, что дружелюбное поведение приносит положительные результаты. Лидеру подражают, значит, его качества будут воспринимать как престижные.
Способ 3. НЛП-ПОДХОД
Пример
1. «Катя, я думаю, мы договоримся, ты человек взрослый и мудрый. Помоги мне набрать группу для проведения субботника».
2. «Рома, ты очень авторитетный человек
в классе. Помоги, будь добр. Надо всем собраться и принять решение по выпускному вечеру. Когда ты сможешь собрать ребят?»
3. Организуйте дело так, чтобы лидер был вынужден вложить в него силы, время и творчество. Потраченные усилия заставят его оставаться вашим союзником. Например, попросите его отксерокопировать материалы для занятия.
Способ 4. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ
Пример
1. Обратитесь за помощью: «Коля, мне нужна твоя помощь в одном деле, рассказываю только тебе» (и дальше о деле, имеющем значение для всего класса), «Маша, буду говорить тебе как есть. ».
2. Задавайте вопросы лидеру о том, что ему важно и интересно. Расспросите о его хобби и выразите интерес к нему. Скажите, что редко можно встретить человека с такими качествами.
3. Поручите лидеру дело, которое обычно педагоги не поручают сделать ученику (купить в магазине что-то, помочь найти информацию в интернете).
Способ 5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ
Описание
Этот способ воздействия имеет отсроченное действие. Его суть в том, чтобы дать лидеру какую-то информацию «не для всех», способную изменить что-то в желаемую сторону. Например, лидер может рассказать или не рассказать это классу, но изменения в его поведении зададут вектор изменениям остальных. Предоставьте информацию, которая важна не только для него, а для всего класса: о предстоящей проверке, о возможной смене учителя, о мероприятиях.
Пример 1. Дайте лидеру «случайно» услышать или скажите только ему, что надвигается серьезная проверка, которая затронет всех учеников (независимый тест знаний).
2. «Миша, я только тебе это скажу, ты думай сам, говорить ли ребятам. В понедельник придет медицинская комиссия в школу. Будет проверять у учеников содержание никотина в организме».
3. Попросите лидера задержаться и расскажите ему что-то о себе или о проблемах в классе. Спросите его мнение. Следите за тоном в общении. Советуйтесь, а не угрожайте.
Способ 6. ПРЕСЕЧЕНИЕ
Диагностический инструментарий
ЭКСПРЕСС-ТЕСТ
на определение ведущего мотива поведения у лидера класса
Авторская модификация теста «Определение ведущего мотива у сотрудников».
ШПАРГАЛКА для учителя
Восемь способов, чтобы подкрепить качества лидера класса
Сосредоточьтесь на лидере в те моменты, когда он проявляет желаемое качество (например, дружелюбен), невербально выразите поддержку и уважение
(улыбнитесь, кивните, развернитесь в его сторону)
2 Способ
Прямая похвала
Выразите одобрение, ни с кем не сравнивая лидера:
«Ты так хорошо умеешь договариваться», «Это очень взрослое решение», «Я горжусь тобой», «Ты такой
молодец!»
3 Способ
Льготы, привилегии
Подумайте, что можете дать лидеру взамен за желаемое поведение. Дайте возможность действовать
свободно, получить от чего-то удовольствие
4 Способ
Поощрение
Наградите грамотой, благодарственным письмом, присудите призовое место. Выскажите теплые слова в адрес родителей
5 Способ
Игнорирование
Не обращайте внимания на подростка, когда он проявляет негативное качество (если это не угрожает безопасности).
Так вы погасите дурашливость, угрозы, ворчание
6 Способ
Невербальное выражение недовольства
Нахмурьтесь, строго посмотрите, покачайте головой
7 Способ
Вербальное выражение недовольства
От «нельзя», «нет», «на меня это не действует» до развернутых содержательных высказываний о том, почему вы считаете что-то неправильным
8 Способ
Прекращение дела из-за проявления негатива
Статья на тему: «Лидеры и авторитеты в школьном коллективе. Портрет коллектива»
Лидеры и авторитеты в школьном коллективе. Портрет коллектива.
Число лидеров в постоянном коллективе не меняется, меняется только количество членов их контактных микрогрупп, в зависимости от «психологической валентности» лидера. Плохих лидеров не существует. Лидер всегда отражает потребности своей группы.
Для практической деятельности по формированию и управлению детским коллективом, педагогу необходимо пройти следующие стадии работы с детским коллективом:
Выявить потребности и интересы детей и организовать их общественно-полезную деятельность по этим интересам.
На первой стадии, четко и однозначно сформулировать требования к формируемому коллективу детей и порядок неукоснительного контроля за их исполнением, используя авторитарный стиль управления.
В процессе деятельности коллектива, выяснить возможности и способности детей стать лидерами, обратив внимание на конкретные характерные черты лидера: общительность, доброжелательность, интеллектуальную и физическую развитость, психическую устойчивость, способность внушать к себе уважение, способность вести за собой от одного до 16 детей в микрогруппе, организаторские способности.
С первого дня назначить своими помощниками детей, обладающих такими характеристиками.
Выявить микрогруппы, формирующиеся вокруг лидеров.
Найти контакт с лидерами этих микрогрупп и создать условия для поднятия их авторитета (социального статуса) в формирующемся коллективе.
После нахождения положительного контакта с лидерами, включить их в организаторскую деятельность по достижению целей детского коллектива, создав Совет лидеров во главе с наиболее влиятельным, положительно направленным лидером, согласным с предъявленными педагогом требованиями.
Помочь лидеру и его окружению в планировании и управлении детским коллективом по установленным ранее требованиям, постепенно переходя к демократическому стилю управления коллективом.
Создать условия соревнования лидеров и их группировок по более качественному достижению поставленных перед коллективом целей, с премированием победивших микрогрупп значимыми для детей подарками, с организацией друг другу помощи в приемах достижения поставленных целей. Сдружить лидеров между собой, увеличив сплоченность коллектива.
Перевести сформированный детский коллектив на самоуправление, «на автопилот», переходя к «либеральному» стилю управления, управляя коллективом «по отклонению».
Лидер в классе — опора классного руководителя, завуча по воспитательной работе. Лидеры — это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Вот почему и классному руководителю, и учителям-предметникам очень полезно знать неформального лидера в классе, в школе, уметь определять их по различным признакам.
Главная черта лидера — справедливость, умение постоять за другого, сплотить коллектив. Он не просто принимает решения, но принимает их, исходя из того, что нужно прежде всего коллективу, делу.
Отличительная особенность положения лидера в группе — закрытость, защищенность от любых непредвиденных воздействий. Место как можно дальше, напротив учителя или в конце длинного стола (в положении конфронтации). Если же он сел рядом, знайте: готовится «прикол» или своеобразное приглашение к сотрудничеству (принимать его стоит лишь тогда, когда лидерство однозначно уже переходит к вам).
Можно провести известный тест — изображение человека из 10 геометрических фигур. Квадрат — наиболее устойчивый среди них. Лидерские качества обнаруживает тот, у кого на изображении человека помещено наибольшее количество квадратов.
Лидер, как правило, наиболее активно отказывается от официального руководства, поскольку лидирование неформальное устраивает его в наибольшей степени. Не навязывайте ему руководство, ведь подлинным вожаком группы сможет стать тот, кого класс или отряд изберёт для этого при нашей поддержке.
Лидер — это тот, чьи слова в весёлой компании непременно вызывают одобрительный смех, даже если мысль не отличается глубиной и остроумием; тот, кто, не стремясь привлечь к себе внимания, заполняет паузы в беседе, ловко вставляя слово, способное направить её дальнейший ход.
Уверенность и зачастую бескомпромиссность лидера закрепляется характерным взглядом.
Но самую полную характеристику лидирующей личности даст всё же её речевой портрет.
Вести за собой имеет право лишь тот, кто уже осознаётся как «свой», кто интуитивно чувствует каждого в группе, быстрее и точнее других откликнется на ещё не прозвучавшие вопрос и просьбу.
При словах лидера умолкают самые темпераментные полемисты, его слушают, никогда не прерывая. Понимая это, лидер говорит без особой заботы о выразительности речи, не сомневаясь в своей правоте. Сомневающийся в себе быть лидером не может. Есть ещё одна особенность «словесного портрета» лидера: он никогда не пересказывает чужих мнений в качестве опоры для собственного, он вообще избегает делегировать кому-либо свои полномочия арбитра. У него полно анекдотов, скетчей, забавных историй на все случаи жизни. Но в то же время он никогда не повторяет их в одной группе, создавая себе репутацию человека феноменальной памяти.
Ведёт тот, чья идея наиболее привлекательна, чей образ наиболее полно воплощает общие представления об идеале. Но эта идея и этот образ имеют и соответствующую речевую маску, позволяющую быть всегда впереди. Если нет вдохновляющей идеи — лидер не состоялся.
Лидер — это тот, к кому обращаются в надежде быть выслушанными, если кто-то не уверен в своём праве делать окончательные суждения. Способность руководить — это способность знать мнение всех и каждого, синтезировать их, чтобы потом принять необходимые решения. Если лидер оказался втянутым в спор, что бывает крайне редко, он ничего не будет страстно доказывать, не станет угрожать, оправдываться, убеждать. Наоборот, он предоставит оппоненту право высказываться, будет ждать его суждений, аргументов, будет больше спрашивать, чем отвечать, ибо вопрос — самая выгодная позиция в споре. Лидер помнит: в споре нельзя торопиться, оправдываться, угрожать, что-либо внушать.
Лидер всегда устраняется от конфликта и не поддерживает ни одну из сторон, если конфликт непримирим. Он умеет угодить обоим, чтобы незаметно подчинить их своим целям, т.е. целям коллектива. Наиболее непримиримого из полемистов он умеет ставить в тупик сенсационным фактом, интересным и практически не имеющим ответа вопросом, новой информацией или демонстративным молчанием. Он никогда и никого не обрывает, не использует запретов, угроз, тем более оправданий.
Лидер демонстративно позволяет другим членам группы проявлять слабости, говорить об ошибках и делать ошибки в речи, но сам он при этом говорит безупречно на том языке, который принят группой. Если это литературный язык так называемых мажоров, он владеет им в совершенстве. Если это жаргонный язык рокеров или ностальгистов, жаргон должен быть известен ему лучше всех остальных. Лидер умеет выгодно трансформировать свою речевую манеру. Если асоциальные ориентиры группы очевидны, он превосходно владеет её языком и всей её коммуникационной манерой. Оказавшись же в другом обществе хотя бы с одним членом своей группы, принимает язык этого сообщества, предъявляя таким образом окружающим и свою компетентность, и умение владеть ситуацией.
Лидер тонко чувствует настроение группы, всегда ориентируется на сложившуюся ситуацию и возникшие запросы. Он говорит с группой о её проблемах; предстаёт как человек, способный их решить и увлечь на решение остальных. Он немногословен — соглашается, если нужно; игнорирует, если сказанное не заслуживает внимания, не нуждается в чьей-то защите или поддержке, отвергает её. Любопытная деталь: лидер избегает цитирования, поскольку это обращение к чьему-то авторитету, а авторитет — он сам.
Ребята часто обращаются к лидеру как к оценивающей инстанции, ведя косвенный диалог друг с другом. Если возникла необходимость сделать кому-то взыскание, лидер делает это, лишь будучи уверенным, что его поддержат, спорит и отрицает что-то лишь от имени группы. В этом случае он говорит не «я», а «мы». Если «мы» прозвучало в устах кого-то другого, — это прямая угроза «дворцового переворота». «Мы», «с нами», «от нас» — слова подлинного лидера. Он не скажет группе «вы», отделяя тем самым себя от неё, напротив: он всегда подчёркивает так называемыми инклюзивными формами своё единение с остальными.
Часто лидер говорит от имени всей группы, с тем чтобы навязать учителю, воспитателю своё решение. «Мы не хотим тихого часа, мы вполне взрослые люди». Педагог поступит неправильно, если начнёт читать наставления всем, здесь нужно другое — немедленно «обезглавить» группу, противопоставить ей слова лидера: «А мы все хотим, чтобы никто не говорил от нашего имени, мы и сами можем. Правда, ребята?» Местоимения «мы», «нас», прямой вопрос к аудитории создают новую ситуацию общения. Ребята не ответят «нет», а ответив утвердительно, развенчают тем самым лидера, помогая в этом взрослому.
Одна из важных черт речи лидера — эллиптичность, неоконченность речевых структур, умение обрывать свои мысли на самом интересном или на очевидном, тем самым как бы передавая эстафету речи ребятам, которые с восторгом подхватят её.
Создать ситуацию, когда мысль, речь будут незамедлительно продолжены другими, — искусство подлинного организатора, дирижёра детского коллектива.
В хорошо организованной группе подчинение лидеру носит автоматизированный характер, человек инерционно выполняет требования, не подвергая его аналитическому осмыслению.
Лидеру позволяется многое, но он не обладает правом ни на что идущее вразрез со сложившимися ориентациями группы, в том числе внешними, — противопоставив себя остальным, он лишается единственного механизма власти — возможности управлять одними при помощи других.
Ещё одно качество лидера вы можете наблюдать: форму обращения. В «Бронзовой птице» есть самые разные персонажи: Кит, Бяшка, Генка, Славка, а есть просто — Миша. Он вожатый — лидер, а лидеров всегда называют по именам, они не имеют кличек и искажающих имя суффиксов. Если вожатого назвали «Михой» — имейте в виду, что функции неформального руководителя перешли к тому, кто назвал его так первым. «Серёга», — рекомендуется новый вожатый. При всей демократичности такого представления педагогический просчёт очевиден: если его так и будут звать Серёгой, всегда отыщется «Маша» или «Андрей», имени которых никто и никогда не исказит.
Умение оставаться весёлым, оптимистичным и даже беззаботным — качество, определяющее лидера. Он ведёт. А тот, кто не знает дороги или боится трудностей, — вести никого не может.
Как стать лидером в школьном классе?
Во-первых, нужно хорошо учиться, иметь высокие баллы по предметам, чтобы вас ставили в пример. Вот только становиться «зубрилкой» и занудой нежелательно. Будьте активными, получайте удовольствие от игр, приколов, совместного времяпрепровождения с друзьями.
Надо стать «своими» как для учителей, так и для товарищей. Никаких комплексов, зажатости при общении. Вы должны нравиться противоположному полу, уметь постоять за себя, вызывать интерес у окружающих.
Как стать лидером в классе – действенные методы
Фото блюда
Блок автора
Школа – это миниатюрная модель мира. Именно здесь каждый получает социальные навыки. В каждом классе есть лидер, и обычно им является один человек. И он, как правило, выше других во всех сферах. Это касается и его успеваемости в учёбе.
Многие школьники пытаются стать лидерами в своём классе. И иногда благодаря целенаправленным действиям и усердному труду у них это получается. Однако поскольку лидером может быть только один, а в классе обычно более 10 человек, большинство так и остаются обычными рядовыми учениками.
Задатки лидера
Бытует мнение, что если у человека с рождения нет задатков лидера, то он им стать не сможет, как бы ни старался. Мол, природа сама всех разделила на тех, кто подчиняется и на тех, кто больше склонен командовать другими.
Отчасти это утверждение верно. В действительности, человек не сможет стать лидером, если у него нет таких задатков. Однако получить их может в любое время любой человек. Следует только работать над собой и развивать свои лидерские качества.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок в школе не просто хорошо учился, но ещё и пользовался уважением одноклассников. Однако мало что для этого предпринимается.
Именно поэтому так часто двоечники после окончания школы становятся предпринимателями. И им зачастую завидуют те, кто все 10 лет учился на пятёрки, но в результате вынуждены были получить работу, которая мало того, что не интересная, так ещё и малооплачиваемая.
Про двоечников, которые стали успешными, обычно говорят, что им просто повезло. Но, в действительности, их успех – это не везение, а умение правильно организовывать коллектив.
А уж этому они научились ещё со школьных времён. Когда многие их одноклассники всячески старались получать пятёрки, закрывая глаза на всё остальное, они развивали свои лидерские качества, часто общаясь со сверстниками вместо того, чтобы учиться.
Важно запомнить одно правило, которое противоречит многократно повторяющимся на уроках словам учителей. Правило это звучит так: «Успехи в учёбе – это не самое главное, куда важнее являются навыки общения; они в жизни пригодятся больше, нежели знания по физике за 7-й класс».
Распознавание лидера
Лидер недаром называется именно так. Его легко заметить. Во всяком случае, его одноклассники уж точно не будут долго думать, является ли он лидером. Они, пребывая в этом коллективе, прекрасно знают, какая здесь сложилась иерархия.
Если же распознать лидера хочет тот человек, который не является участником коллектива, то необходимо просто недолго понаблюдать со стороны. Главное, обратить внимание на то, как он взаимодействует с окружающими.
Можно провести простой тест. Заключается он в следующем.
Необходимо за один стол посадить несколько учеников и попросить, чтобы они совместными усилиями нарисовали общую картину. И как только начнётся работа, сразу можно будет понять, кто является лидером. Он незамедлительно начнёт руководить процессом.
Основные правила
Многие школьники хотят стать лидерами. Но обычно все их попытки достичь такой цели обрываются уже на корню. И главная причина тому – пресловутое бытующее мнение о том, что лидером можно только родиться. Но это мнение, конечно, ошибочное.
И поэтому ученик не должен прекращать свои стремления стать лидером в классе. Ему необходимо постоянно работать над собой, развивая лидерские качества.
При этом важно понимать, что лидер – это не тот, кто является самым сильным, самым умным и самым красивым. Он, прежде всего, должен быть уникальным. Каждый, кто хочет стать лидером, должен продемонстрировать окружающим свою уникальность.
С самого начала необходимо понять, зачем вообще становиться лидером и какую пользу это может принести коллективу. От лидера, который не имеет никакой цели, класс сразу же откажется. Ниже будут приведены 7 основных правил, которые должен соблюдать тот, кто желает стать лидером.
1. Уверенность
Пожалуй, самое важное качество лидера – это его уверенность в себе. Если она у школьника есть, то он уже может стать лидером в классе.
Ну а тем, у кого уверенности в себе нет, придётся немного поработать над собой. Важно научиться принимать решения, оказывать влияние на происходящее. Также необходимо уметь отвечать за все те решения, которые будут приняты, как правильные, так и ошибочные.
2. Пример для других
Необходимо постараться стать примером для сверстников. Важно не только хорошо учиться, но и тщательно следить за происходящими событиями, которые имеют отношение к школьной жизни.
Лидер должен знать больше своих одноклассников. Для этого ему необходимо много читать, постоянно развиваться, интересоваться новым.
3. Спорт
Лидер должен быть не только умным, но и сильным. Одноклассникам будет приятно осознавать, что за них всегда могут заступиться.
Поэтому, тем, кто стремится стать лидером в классе, рекомендуется побольше заниматься спортом. Разумеется, делать это нужно не только на уроках физической культуры, но и вне школьных занятий.
Если имеются какие-либо противопоказания к физическим упражнениям, необходимо подыскать для себя подходящий по состоянию здоровья вид спорта.
4. Быть в центре внимания
Необходимо всегда быть в центре внимания и стараться выполнять как можно больше поручений школы. В этом случае будет гораздо больше возможностей проявить себя и продемонстрировать всем свои уникальные умения. Не нужно бояться браться даже за самые трудные задания. Не стоит также стесняться привлекать к выполнению этих заданий своих сверстников.
5. Выполнение обещаний
Никому не нравятся те люди, которые не выполняют своих обещаний. Особенно это касается лидеров, то есть тех, кому коллектив полностью доверяет.
Если же школьник часто будет отказываться от своих слов, не доводить начатое дело до конца и постоянно придумывать какие-то отговорки, то лидером он быть долго не сможет.
6. Внешность
Важно следить и за своим внешним видом. Настоящий лидер должен хорошо одеваться и следить за модой. Так он опять же будет показывать пример своим одноклассникам.
Разумеется, одежда не должна быть такой, которая вызвала бы неподдельный шок у учителей. Необходимо совместить соблюдение моды и школьного дресс-кода.
Самое важное правило при выборе одежды – внешний вид должен быть таким, чтобы у сверстников появилось желание подражать.
7. Никого не унижать
Демонстрировать свою силу лидер должен только в случаях, когда необходимо победить в каких-либо спортивных соревнованиях, то есть когда нужно отстоять честь класса или школы.
И уж ни в коем случае нельзя применять её против более слабых сверстников. Это не только не подчеркнёт лидерство, но и покажет отрицательные стороны. Сверстники сразу же сделают вывод, что их лидер по-другому действовать не умеет.
Начинать работу над собой по выработке и развитию лидерских качеств необходимо с убеждения самого себя, что всё получится. Важно поставить перед собой цель и стремиться к её достижению.
И не стоит отчаиваться, если в классе уже есть лидер. Ведь всегда найдётся, по меньшей мере, один человек, кому этот лидер не нравится. А если это не один человек, а целая группа, то можно попробовать к ней присоединиться и уж наверняка там лидерские качества будут оценены по достоинству.