Лигал что это такое

Legal Design – просто модные слова или супероружие юристов?

Выпускник Moscow Digital School Ефим Казанцев рассказывает о юридическом дизайне и его практической ценности для юристов.

Последние несколько лет в России много говорят о Legal Tech, но не так давно на юридических форумах появилось еще одно модное словосочетание – Legal Design. Давайте попробуем разобраться с тем, что это такое и зачем оно нужно.

Если мы спросим любой онлайн-переводчик, он нам с радостью сообщит, что Legal Design– это юридический дизайн. Однако, что означает это словосочетание, никто вам точно не скажет. Практически каждый специалист по Legal Design вкладывает в это понятие какое-то свое собственное представление. При этом кто-то сводит юридический дизайн к инфографике и комиксам, а кто-то рассматривает это явление намного шире, например, как искусство мыслить творчески при решении юридических задач.

Не вдаваясь в дискуссию о том, какое определение самое правильное, рассмотрим LegalDesign с точки зрения его практической применимости.

Итак, как Legal Design может помочь простым гражданам и предпринимателям?

1. С его помощью можно сделать юридические документы понятнее или наоборот максимально их усложнить.

В зависимости от цели, которую преследует создатель документа, с помощью оформления документ можно сделать понятнее, а можно переусложнить, чтобы максимально замаскировать какие-то его положения среди лабиринтов сложных скучных формулировок.

Для этого можно воспользоваться несколькими приемами Legal Design.

Во-первых, одну и ту же мысль можно выразить разными словами. Например, если есть желание угостить кого-нибудь апельсином, можно просто сказать ему «Пожалуйста, угощайтесь!», а можно сформулировать эту мысль несколько сложнее: «Настоящим я передаю вам все принадлежащие мне права, требования, преимущества и другие интересы на собственность, именуемую апельсином, совместно со всей его кожурой, мякотью, соком и семечками, с правом выжимать, разрезать, замораживать и иначе употреблять, используя для этого любого рода приспособления, как существующие в настоящее время, так и изобретенные позднее, или без использования упомянутых приспособлений, а также передавать ранее именованную собственность третьим лицам с кожурой, мякотью, соком и семечками или без оных».

Мысль при этом будет в целом одна и та же, но форма ее выражения, ее дизайн сильно отличаются. И если в первом случае выбранная форма призвана выразить мысль максимально просто, то во втором наоборот – присутствует множество дополнительных уточнений и оговорок.

Так и при подготовке юридических документов с помощью правильно подобранных формулировок можно сделать документ простым и понятным, а можно максимально его усложить для понимания.

При этом далеко не всегда автор хочет сделать текст документа простым и понятным. В жизни сплошь и рядом встречаются ситуации, когда документ целенаправленно стараются сделать максимально сложным. Например, если юристу заказали текст договора, он скорее всего будет использовать сложные формулировки, внушающие уважение заказчику. Ведь если юрист сформулирует заказанный договор максимально просто, заказчик может быть недоволен, мотивируя это тем, что так и он сам мог бы написать. Вот и приходится юристу выжимать из себя сложные обороты, доводя формулировки до уровня, недоступного лицам без юридического образования.

Иногда причина повышенной сложности текста может заключаться в необходимости замаскировать какое-то неудобное положение документа. Повысив сложность документа и обернув нужное положение в множество юридических терминов, можно повысить шансы того, что неудобное положение будет пропущено контрагентом незамеченным просто потому, что он не сможет его распознать в этом юридико-терминологическом лесу.

Во-вторых, можно соответствующим образом текст документа отформатировать.

Часть текста в договоре, напечатанная мелким шрифтом и содержащая какие-то не очень хорошие для одной из сторон условия, давно стала мемом. Это как раз пример Legal Design, примененного в деструктивных целях.

Что-то похожее можно увидеть и в шаблонных договорах, заключаемых, например, операторами сотовых услуг. Стараясь максимизировать свою прибыль, некоторые из таких операторов включают в договор множество условий, предполагающих дополнительные траты со стороны потребителя. Если напечатать все эти условия большими буквами на первой же странице договора, процент потребителей, приобретающих этот продукт, резко упадет. Поэтому недобросовестные операторы печатают условия договора малюсеньким текстом, щедро разбавляя текст графическими излишествами и формами для вписывания различных данных.

Они применяют дизайн для усложнения процесса чтения и осознания условий договора, в расчете на то, что большая часть потребителей при заключении договора не будет внимательно читать его текст. Зато в случае возникновения конфликтных ситуаций всегда можно сослаться на условия такого договора, указав на соответствующую строчку, напечатанную четвертым шрифтом и раскрашенную цветом, сливающимся с цветным фоном документа.

Можно еще вспомнить банки и микрокредитные компании, которые тоже любят применять юридический дизайн с целью спрятать непопулярные условия кредитных договоров и договоров займа от потенциальных заемщиков. Или письма с обещаниями «бесплатных» туристических путевок или ценных призов, в которых действительные условия акции напечатаны светло-серым мелким шрифтом на внутренней стороне конверта, с целью запутать получателей, но при этом избежать уголовной ответственности за мошенничество. Ведь в случае чего можно ссылаться на то, что полные условия акции были предоставлены получателю, а то, что он их не увидел – это его проблемы. Все это примеры Legal Design, используемого в деструктивных целях.

2. С помощью Legal Design можно превратить юридические положения в визуальные образы.

Обычно те, кто пишут о визуализации в юридическом дизайне, приводят в пример договоры в виде комиксов или юридические брошюры с картинками. Но на самом деле, так далеко ходить не нужно. Визуализация давно применяется в праве там, где она действительно необходима. Ярким примером визуализации юридических норм являются правила дорожного движения, включающие в себя графические образы в виде дорожных знаков и дорожной разметки.

Мы каждый день можем наблюдать визуализацию правовых норм на дорогах общего пользования. Запрещающие, обязывающие и рекомендующие знаки – это продукт юридического дизайна правил дорожного движения. Теоретически, можно было обойтись и без визуализации, и просто писать на каждом знаке словами «Поворот направо запрещен!» или «Уступи дорогу!», но знаки удобнее, т.к. они интернациональны (не зависят от какого-либо конкретного языка), лаконичны и хорошо различимы. В области дорожного движения, где цена ошибки слишком велика, юридический дизайн помогает определить правила поведения участников дорожного движения.

Российское законодательство содержит и другие примеры юридически значимой визуализации. Например, обязательная маркировка. Отдельные виды товаров подлежат обязательной маркировке специальными знаками. Форма и вид таких знаков закреплены нормативно, а их отсутствие на соответствующих товарах может повлечь за собой наступление юридической ответственности.

3. Legal Design можно использовать для того, чтобы выделить главное, обратить внимание читателя документа на важные моменты.

Прием выделения текста жирным начертанием, подчеркиванием или другими чисто графическими способами широко применяется большинством юристов.

Практически в каждом исковом заявлении или отзыве на иск можно увидеть многочисленные выделения, призванные убедить судью в правильности изложенных в документе мыслей.

Нередко юристы злоупотребляют этой техникой юридического дизайна, превращая подготовленный документ в месиво из выделенных разными стилями кусков текста. В этом случае вместо облегчения восприятия смысла документа он теряется в многочисленных выделениях.

Используя этот прием Legal Design, необходимо соблюдать разумный баланс в применении графических средств выделения текста.

4. Вызвать доверие к тексту документа

Далеко не всегда перед юридическим дизайном стоит задача как-то по особенному оформить документ. Наоборот, зачастую документ должен быть оформлен максимально стандартно.

Во-первых, законодательством предусмотрены многочисленные случаи, когда определенные документы должны заполняться строго по установленной форме. В этом случае применение каких-то дополнительных графических средств может повлечь за собой неблагоприятные последствия.

Во-вторых, привычные по своей форме документы могут вызывать у адресата больше положительных эмоций, чем документы незнакомого вида, да еще и с каким-нибудь оригинальным оформлением.

Например, на одном из юридических форумов действующая судья арбитражного суда, отвечая на вопрос о том, как лучше форматировать процессуальные документы, рассказала, что ей удобно читать стандартно оформленные документы (шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал). И это вполне объяснимо. Судье приходится изучать огромный объем документов, большая часть которых оформлена в соответствии с правилами делопроизводства суда. Мозг судьи уже привык к определенному начертанию и интервалам в тексте. Такие стандартные документы он воспринимает легко и без каких-либо дополнительных усилий, в отличие от документов, выполненных нестандартным мелким текстом через одинарный интервал. Очевидно, что отношение судьи к «правильно оформленным» документам будет изначально более положительным, чем к «неправильно оформленным». Само по себе это, конечно, не сможет предопределить исход спора, но в случае каких-то пограничных ситуаций даже самый незначительный фактор может стать последней каплей и склонить весы правосудия в нужную сторону.

Использование средств Legal Design позволяет добиться того, чтобы юридические документы было приятно читать. Но и про содержательную сторону документов забывать не стоит.

В юридическом документе все должно быть прекрасно – и форма, и содержание!

Источник

Договоры-комиксы. Развлекают, но не решают задач

Лигал-дизайн вошёл в моду! Юристы полюбили о нём писать, и это хороший знак. Значит, скоро начнут разбираться.

Одна из популярных тем — неизменно договоры-комиксы. Выглядят в меру провокационно и эффектно. Ещё сегодня плодим договоры с разделом-свалкой “права и обязанности”, а уже завтра перескочим на право в картинках — и так повернёмся к пользователю лицом.

Сегодня предлагаю посмотреть на несколько популярных примеров договоров-комиксов и порассуждать, насколько эффективно они решают конкретные задачи пользователя документа и это ли лигал-дизайн.

Кейс № 1: Договор об апельсинах

По интернету активно ходит пример договора с работником, собирающим апельсины. Авторы декларируют задачу сделать понятным договор даже людям, не владеющим языком. Конечно, можно было продублировать английский текст испанским и сделать его реально простым — и тогда проблема была бы решена. Но дизайнеры сделали комикс.

Давайте посмотрим на результат. Перед нами ребусы. Тут ты идёшь к забору, дальше если у тебя зелёная голова + рука с гантелей, то крестик, и ты идёшь мимо апельсинов грустный и сгорбленный. Стало проще?

Лигал что это такое. Смотреть фото Лигал что это такое. Смотреть картинку Лигал что это такое. Картинка про Лигал что это такое. Фото Лигал что это такое

Ребусы даже авторам даются нелегко. Ниже попытка разобраться с выходным днём. Когда ты собираешь апельсины, зонт с морем не очень вяжутся, поэтому пришлось всё-таки написать на английском про Public holiday. Это, по сути, первый пример капитуляции дизайнеров — становится понятно, что картинками не обойтись.

Лигал что это такое. Смотреть фото Лигал что это такое. Смотреть картинку Лигал что это такое. Картинка про Лигал что это такое. Фото Лигал что это такое

Ещё немного примеров упрощения.

Лигал что это такое. Смотреть фото Лигал что это такое. Смотреть картинку Лигал что это такое. Картинка про Лигал что это такое. Фото Лигал что это такое

Здесь предлагается оставить за скобками нюансы: например, какую конкретно дополнительную работу должен выполнять работник или в обязанности входит всё, что делается граблями и лопатой, если человек с планшетом прикажет; оплачивается ли эта работа дополнительно.

Вот задачка со звездочкой:

Лигал что это такое. Смотреть фото Лигал что это такое. Смотреть картинку Лигал что это такое. Картинка про Лигал что это такое. Фото Лигал что это такое

Кстати, если приглядеться, можно заметить: на одной из пачек денег изображена пунктирная линия. Чтобы понять ее значение, пользователь должен был не только внимательно читать договор, но и обязательно заметить, что ранее такой же линией обозначались собранные апельсины и отсутствующий работник.

Этот договор — всего лишь пародия на хороший документ, который не имеет ничего общего с лигал-дизайном. Разработка загадочных сюжетов, вырисовывание купюр, апельсинов и грустных людей — пустая трата денег и времени: на создание загадок и их разгадывание.

Кейс № 2 (более сложный): Инвестиционный договор

Здесь значительно усложняются правоотношения. Стороны должны сделать что-то большее, чем просто собрать урожай и получить зарплату. Одна из сторон договора — физическое лицо и, судя по всему, мало что смыслящее в инвестировании и финансах.

Предполагаем, что стояла задача сделать договор понятным для неквалифицированного пользователя. Но вместо качественной инфографики, авторы предлагают посмотреть на абсолютно бессодержательные картинки.

Лигал что это такое. Смотреть фото Лигал что это такое. Смотреть картинку Лигал что это такое. Картинка про Лигал что это такое. Фото Лигал что это такое

“Мы не возьмем деньги, если вы придете к нам в маске и с мешком”, — примерно так воспринимается смысл этого сюжета. Текст возле картинки подсказывает, что инвестируемые средства должны быть получены только из легальных источников и с учетом уплаты всех налогов. Но это никаким образом не следует из картинки. Итог: еще одно неясное условие.

На всякий случай напоминаем: инфографика — не текст, сопровождаемый случайными изображениями. Это способ переработки сложной или объемной текстовой информации при помощи графических инструментов для того, чтобы облегчить ее понимание.

Это тоже не инфографика:

Лигал что это такое. Смотреть фото Лигал что это такое. Смотреть картинку Лигал что это такое. Картинка про Лигал что это такое. Фото Лигал что это такое

О примерах настоящей инфографики обязательно ещё расскажем отдельно.

При этом лучшее создатели комикса оставили на десерт. Через 18 страниц картинок и ребусов, читатель узнает правду: настоящие условия содержатся в другом документе — нормальном Terms and Conditions. Он полноценный и юридический, вот его и придётся теперь читать. Это похоже на капитуляцию авторов.

Лигал что это такое. Смотреть фото Лигал что это такое. Смотреть картинку Лигал что это такое. Картинка про Лигал что это такое. Фото Лигал что это такое

Кроме того, что такой подход обнуляет идею, он ещё создаёт новую проблему: когда люди видят чудовищный кредитный договор, они его, по крайней мере, опасаются. Иногда даже пытаются прочитать. А после наслаждения картинками желания читать всё ещё тяжёлый Terms and Conditions уже гарантированно не останется.

Рабочие варианты для договоров-комиксов

Однако зачастую для описания юридических концепций естественный язык просто более выразителен и понятен, чем графика. А кейсы, где она применима, исключительно редки.

Бонус: 5 задач лигал-дизайна

Команда Симплоера провела масштабное исследование документооборота в России. В опросах приняли участие юридические команды крупнейших компаний, которые рассказали о проблемах оптимизации внутреннего документооборота и об опыте их решения.

В результате сформулировали 5 задач лигал-дизайна в бизнесе.

1. Скорость

Это один из главных эффектов внедрения лигал-дизайна. Ускоряется время от подготовки документа, его внутренней проверки и согласования до включения в документооборот.

Пользователь намного быстрее прочтет несколько коротких, но емких предложений или проанализирует качественную инфографику, чем целую страницу текста в сочетании со сложными картинками и ребусами. В договоре-комиксе читателю нужно одновременно улавливать смысл текстов и заглядывать в картинки, а параллельно с этим тратить время на уяснение неоднозначных сцен.

2. Точность

Лигал-дизайн снижает шанс допустить ошибку. Выбор неправильного шаблона или ненужной опции, заполнение не тех полей, самостоятельное придумывание пользователем противоречивых формулировок, неоднозначное толкование.

Договор-комикс сохраняет необходимость заполнять многочисленные пустые поля. Эту ситуацию усугубляют картинки, которые вызывают неодинаковое понимание условий контрагентами.

3. Экономия

Внедрение лигал-дизайна влечет снижение издержек на договорный процесс и минимизирует убытки от затянутого согласования документа. Бизнес ожидает, что затраты на лигал-дизайн окупятся в краткосрочной перспективе.

С договором-комиксом не уменьшается количество шаблонов, договоры будут продолжать согласовываться месяцами, а проекты запускаться с опозданием. Окупятся ли деньги и усилия компании, вложенные в такой лигал-дизайн? Вряд ли.

4. Удобство

Документ должен быть user-friendly и не вызывать раздражения от использования. Качественный лигал-дизайн позволяет быстрее искать в документе нужную информацию и не тратить лишнее время на настройку форматирования.

В договоре-комиксе сложнее найти нужный пункт из-за множества отвлекающих элементов, крупные смысловые части блекнут на фоне ярких картинок. Пространство документа используется неэффективно из-за акцента на декоративность, а не функциональность.

5. Масштабируемость

Настоящий лигал-дизайн позволяет использовать одни и те же документы в долгосрочной перспективе. Такие документы проще поддерживать в актуальном состоянии, они оперативнее реагируют на изменения и всегда готовы к автоматизации.

Договор-комикс сложно подстраивать под изменяющееся регулирование. Чтобы добавить новые положения, нужно нарисовать целую картинку или перерисовывать по несколько страниц, в то время как можно просто дописать два-три предложения. Договор-комикс рассчитан только на простейшие B2C-договоры, которые не требуют согласования воли сторон. Но это — микроскопическая часть всех правоотношений, в которые вступает бизнес.

Лигал-дизайн — это не случайные иконки из интернета, ребусы или эксперименты со шрифтами. Лигал-дизайн — это то, как документ работает, а не только выглядит.

Для тех, кто интересуется настоящим лигал-дизайном, оставляем ссылку на исследование. А если вы захотите дать обратную связь по исследованию, то сделайте это тут.

Источник

Что такое LegalTech и как он развивается в России

Лигал что это такое. Смотреть фото Лигал что это такое. Смотреть картинку Лигал что это такое. Картинка про Лигал что это такое. Фото Лигал что это такое

Об эксперте: Кирилл Кириллов, сооснователь и операционный директор компании BrandMonitor.

Два направления LegalTech

Рынок LegalTech можно разделить на два основных направления.

Первое — это всевозможные сервисы для юристов, которые оптимизируют их рабочие процессы, а также помогают создавать и структурировать необходимую доказательную базу для судебных разбирательств. С помощью современных технологий юристам проще составлять договоры, формировать документы, анализировать судебную практику и законодательную базу.

Второе — это технологичные решения, которые позволяют отслеживать, например, случаи продажи контрафакта, пиратский контент или мошенничество в интернете, где колоссальное количество ресурсов для анализа измеряется миллионами сайтов и миллиардами страниц в социальных сетях и маркетплейсах. Такую работу невозможно качественно выполнять без применения специализированных технологий.

Лигал что это такое. Смотреть фото Лигал что это такое. Смотреть картинку Лигал что это такое. Картинка про Лигал что это такое. Фото Лигал что это такое

Развитию LegalTech-рынка способствовали:

Развитие LegalTech в России

Компания Deloitte изучила российский рынок юридических услуг и выделила четыре этапа развития LegalTech в России:

Классификация решений

Сравнение мирового и российского рынков

Лигал что это такое. Смотреть фото Лигал что это такое. Смотреть картинку Лигал что это такое. Картинка про Лигал что это такое. Фото Лигал что это такое

Вслед за Штатами идут Китай и страны Евросоюза, где развиты системы удаленной идентификации. Россия пока отстает от мировых лидеров. На отечественном рынке существует предрассудок, будто бы LegalTech — это дорого и доступно только для крупных корпораций. Две трети компаний признают, что не могут позволить себе вложиться в цифровые технологии. Однако сейчас даже небольшие компании могут позволить себе инструменты, которые упрощают рутинную работу. Подписки на ряд платформ не выходят за рамки нескольких тысяч рублей в месяц.

В целом российский сегмент не отстает по разнообразию направлений от мировых лидеров, но уступает по объему и инвестициям. Юридические отделы и фирмы тяжело принимают новые технологии. В России доминируют традиционные процессы, и многие компании пока не готовы проходить через цифровую трансформацию.

Юридическая фирма PwC Legal составила наглядную карту игроков российского сегмента LegalTech, где можно посмотреть список всех компаний и сферу их деятельности:

Лигал что это такое. Смотреть фото Лигал что это такое. Смотреть картинку Лигал что это такое. Картинка про Лигал что это такое. Фото Лигал что это такое

Тренды рынка

Пандемия и переход на удаленную работу повлияли на распространение LegalTech, поскольку большую часть коммуникации и покупок вынужденно пришлось перенести в онлайн. И как это случилось с другими сферами, в LegalTech ускорились многие цифровые процессы, которые раньше казались далеким будущим. Например, если раньше нужно было содержать штат юристов и консультантов, то сейчас появляется все больше сервисных компаний, которые позволяют решать юридические вопросы по подписке. Опрос юридических фирм показал, наверное, главный тренд 2021 года — возросшее желание компаний вкладывать деньги в онлайн технологии.

Лигал что это такое. Смотреть фото Лигал что это такое. Смотреть картинку Лигал что это такое. Картинка про Лигал что это такое. Фото Лигал что это такое

Неочевидный тренд, на который стоит обратить внимание: рост отдельных сегментов теневого рынка стимулирует развитие LegalTech-решений. Например, рост рынка контрафакта приводит к появлению инструментов для отслеживания подделок на разных этапах цепочки поставок.

Источник

Значение слова «легал»

Лигал что это такое. Смотреть фото Лигал что это такое. Смотреть картинку Лигал что это такое. Картинка про Лигал что это такое. Фото Лигал что это такое

легал

1. разг. тот, кто действует легально

Делаем Карту слов лучше вместе

Лигал что это такое. Смотреть фото Лигал что это такое. Смотреть картинку Лигал что это такое. Картинка про Лигал что это такое. Фото Лигал что это такоеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: обратка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «легал&raquo

Предложения со словом «легал&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «легал&raquo

– Чё ты дуешь тут, ты легал! Альянский он, блин…

Будете легальней всех легалов.

– Мало того, дом «Атаманши» – как мы её называем – обладал специально оборудованным подземельем и запасным подземным ходом, поскольку служил явочной квартирой для наших разведчиков – как «легалов», так и «нелегалов».

Синонимы к слову «легал&raquo

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Действовать, как юрист. Мыслить, как дизайнер

Лигал что это такое. Смотреть фото Лигал что это такое. Смотреть картинку Лигал что это такое. Картинка про Лигал что это такое. Фото Лигал что это такое
sdecoret / Depositphotos.com

Legal Design, или юридический дизайн, – это методология перехода юристов и юридического дела к цифровой трансформации (или к осваиванию Legal Tech отрасли). Как истинно практическая, методология Legal Design содержит набор приемов и методов, с помощью которых современному юристу возможно достичь желаемого. А именно разобраться, где и что из продуктов Legal Tech ему необходимо применить для решения актуальных задач, и ответить на вопрос, насколько эффективно применение тех или иных инструментов Legal Tech.

Представим такую ситуацию. Современный юрист понимает, в каком случае ему необходимо на практике применить чат-бот, собрать базу знаний, специальным образом ее разметить, заняться машинным обучением и после внедрения поддерживать возможности чат-бота на актуальном уровне.

Разумными будут сомнения. Юрист участвует в современной гонке технологий? Будет ли услугами бота удовлетворен потребитель юридических услуг? Что необходимо предпринять еще на стадии построения гипотезы, чтобы сделать продукт максимально удобным в использовании, а значит, и востребованным? Какие знания необходимы потребителю как стороне, задающей вопросы, и юристу как стороне, отвечающей на них? И наконец, достаточно ли у юриста квалификации для выполнения таких кейсов? Ему еще предстоит чему-то научиться?

Возможно, современный российский юрист уже взвешенно подходит к цифровизации. Однако эксперименты по быстрым решениям юридических проблем с применением Legal Tech часто заканчиваются колоссальными временными и денежными затратами на так и невостребованные решения. Потому что скорость, как говорится, нужна при ловле блох.

Мы говорим о том, что юридический дизайн – это подход, который позволяет, пройдя стадию применения пользовательского или дизайн-мышления, не совершать глобальных ошибок. А это в свою очередь дает выполнение юридических задач по предотвращению рисков и бизнес-задач по экономической эффективности юридического дела. Об экономической эффективности говорят и результаты работ современных дизайнеров от промышленности и производства. Недавнее исследование McKinsey о ценности дизайна для компаний, его применяющих, выявило беспрецедентные показатели прибыли, которые буквально поражают, это практически 120% прироста.

Кому в юридической отрасли и как может быть полезен дизайн?

Во-первых, уйдем от самых распространенных заблуждений, Legal Design – это не визуализация. Это, скорее, рассказывание историй и проектирование бизнес-процессов, упрощение и доступность юридических документов и выстраивание коммуникаций. И только затем, возможно, визуализация.

В основе методологии юридического дизайна лежит метод дизайн-мышления или пользовательского мышления. Кроме того, в Legal Design обязательна юридическая экспертиза, а также возможно применение нескольких дизайн-дисциплин на выбор: программное проектирование, KM-системы (knowledge management), web-дизайн, UX- дизайн, usability, графический design, коммуникации в междисциплинарных группах по разработке решения Legal Design.

Применение дисциплин Legal Design варьируется в зависимости от ипостасей юридической деятельности. Ниже приводятся реальные примеры работы гипотетического агентства Legal Design (намеренно не называем его имени, чтобы избежать рекламного толкования).

Корпоративным юристам или инхаусам

Потребителями их услуг являются собственники бизнеса, а также подразделения этого бизнеса.

Клиент обратился к агентству Legal Design в связи с постоянно растущей потребностью заключения все новых и новых договоров по приобретению аудиовизуального контента. Традиционно работа по заключению договора с учетом переговоров длилась до шести месяцев. В результате агентству Legal Design удалось сократить типовой договор от двадцати шести страниц до одностраничного текста. Клиент для сделок стал использовать одностраничный документ Руководство по ведению переговоров.

С левой стороны документа разместились ключевые финансовые условия переговоров по передаче прав на объекты интеллектуальной собственности, в центре ключевые коммерческие условия, с правой стороны стандартные постоянные условия, которые не подлежат обсуждению. Использование прозрачного и ориентированного на пользователя подхода теперь помогает клиенту вступать в партнерские отношения в течение нескольких недель, а не месяцев, как это было ранее. Созданный агентством Legal Design документ позволяет сторонам в их только зарождающихся отношениях опираться на доверие, ответственность и открытость.

Консалтинговым фирмам

Потребителями услуг консалтинговых фирм являются юридические и физические лица. Специализации услуг распространяются от сопровождения сделок по слиянию и поглощению корпораций до бракоразводных процессов физических лиц.

Агентство Legal Design оказывает помощь клиентам в разработке новых интерактивных способов общения с потребителем в сети Интернет, в онлайн-сервисах. В первую очередь для потребителя это связано с конфиденциальностью его персональных данных.

Статистика принятия потребителями пользовательских соглашений и иных условий онлайн-сервисов такова. Известно, что время на ознакомление с условиями обслуживания Amazon составляет примерно 9 часов. У других сервисов, которые мы используем, примерно та же ситуация. Как правило, потребители принимают условия вслепую (не читая). «Слепое подписание» как общая тенденция было подтверждено в исследовании Deloitte в 2017 году, согласно которому 91% потребителей в США принимают, не читая, условия использования приложений, обновлений, онлайн-сервисов или потокового видео (97% потребителей в возрасте между 18 и 34).

Но если их никто не читает, почему они продолжают оставаться юридической основой Интернета? Люди принимают условия, не понимая, к чему они предоставляют доступ, а это использование персональных данных, а также возможность отслеживания ряда совершаемых ими действий.

Общеевропейское положение о защите данных GDPR содержит указание на то, что вся информация, касающаяся персональных данных, теперь должна передаваться потребителям в «краткой, прозрачной, понятной и легкодоступной форме, используя ясные и понятные формулировки» (статья 12 GDPR).

В целях предоставления максимально четкой и доступной информации, которая полностью удовлетворит требования GDPR, клиент выбирает помощь агентства Legal Design в подготовке пользовательского соглашения и политики конфиденциальности.

Агентство Legal Design создает базовый набор условий пользовательского соглашения и политики конфиденциальности, обозначает их значками, с помощью UX-дизайна выделяет потребности пользователей в обращении с такими документами, процессы обработки данных и сохранения конфиденциальности описывает простым и доступным языком. Цель достигнута все содержащиеся в документах данные полезны и предельно ясны пользователю.

Адвокатам и адвокатским образованиям

Потребителями услуг адвокатов так же, как и у консалтеров, являются юридические и физические лица.

В адвокатское бюро обратился клиент, представляющий известный бренд модной одежды, с просьбой о помощи в сопровождении проекта коллаборации. Сегодня бренды сотрудничают с влиятельными лицами не только для усиления своего голоса в социальных сетях, но и для совместного создания продуктов. Влиятельные лица в своем большинстве цифровые аборигены, для которых даже электронная почта это уже адская кухня. Клиент попросил агентство Legal Design закрыть этот коммуникационный пробел.

Агентством Legal Design была создана специальная веб-страница, на которой размещено соглашение о коллаборации как естественном способе ведения бизнеса для влиятельных лиц и способе повышения привлекательности бренда в социальных сетях. В соглашении стороны осуществляли обмен обычным и видеоконтентом на своих ресурсах в сети Интернет, прежде всего на различных видеоканалах, а также в плане использования контента разрешали публикацию на принадлежащих им интернет-ресурсах.

Интерактивная веб-страница полностью отражала культуру бренда и привлекла внимание к ключевой контрактной информации. Соглашение стало доступным для ознакомления в Интернете. Страница была сделана с помощью типового IT-решения. Страница с соглашением также стала доступной в мобильном приложении, а во время модных показов за кулисами могла использоваться и бумажная версия документа.

Государственным структурам

Legal Design, несомненно, может быть полезен для государственных структур, работающих с потребителями, юридическими и физическими лицами, оказывающим услуги в том числе правового содержания.

Арбитраж является одной из наиболее уважаемых и традиционных форм разрешения экономических споров. В то же время эта судебная структура воспринимается многими как достаточно сложное для понимания учреждение. Генеральный секретарь Арбитражного института Финляндии решила эту задачу с помощью агентства Legal Design.

Арбитражный институт Финляндии и Агентство Legal Design поставили целью разработать инновационное решение, которое стало бы привлекательным и доступным потенциальным пользователям с точки зрения понимания арбитражного суда и процесса.

На создание новой модели с помощью методологии Legal Design ушло четыре месяца.

Процесс начался с семинаров и интервью, в ходе которых представители агентства брали интервью у лидеров бизнеса, юристов и студентов, чтобы понять, какая информация важна для каждого из этих пользователей, а также выявить узкие места и болевые точки в арбитражном процессе.

После этого Агентство Legal Design создало ряд прототипов решений, в которых каждый фрагмент информации служил определенной цели. Прототипы были протестированы пользователями.

Конечным решением стала «Карта арбитражного процесса» онлайн-инструмент, предоставляющий всю важную информацию, касающуюся арбитража: сроки, цены, шаги и соответствующие требования закона. Инструмент интерактивный, централизованный, привлекательный и удобный для бизнеса.

«Карта арбитражного процесса» была оптимизирована для мобильных устройств, что позволило юристам, бизнес-лидерам и инхаус-юристам легко на ходу использовать приложение. Арбитраж за этот инструмент получил широкое признание и массу положительных отзывов в отрасли.

Общественным организациям, в том числе работающим по защите прав граждан

Работая с несколькими ассоциациями по защите прав женщин, агентство Legal Design смогло помочь женщинам овладеть своими правами и реализовать их в повседневной жизни. Это была Pro-Bono Work. Целью стало создание инструмента, который поможет женщинам защищать свои права в повседневных ситуациях с наипростейшим доступом к информации и максимальным вызовом доверия. Агентство Legal Design использовало дизайн для решения названных задач. Проекты Pro-Bono – это прекрасная возможность работать со многими интересными и творческими партнерами. К этому проекту агентство Legal Design привлекло независимого дизайнера. Результатом стал прототип – «Колода карт», в которой были карты для хранения с указанием прав женщин, карты для обмена – с вдохновляющим контентом и женскими фигурами – и карты для противостояния в случае возникновения проблемы.

Этот инструмент позволяет женщинам осознать свои права и осуществлять их незамедлительно. Продвижение и реализация прав женщин также необходимы и для знания их мужчинами. Конечно, с юмором и без обострения разногласий и напряженности.

Негосударственным организациям (пенсионным фондам, страховым компаниям), чьи услуги затрагивают права граждан

Использование юридического дизайна для решения юридической проблемы требует от компаний активного взаимодействия с пользователями (будь то клиенты или сотрудники). Необходимо задавать вопросы, узнавать их потребности, желания, цели из первых уст.

Например, агентство Legal Design, работая с одним из крупнейших пенсионных страховщиков севера Европы, разработало и провело серию семинаров, которые помогли определить ключевую информацию, важную для клиентов-пенсионеров.

Эта информация была затем использована в качестве основы для разработки привлекательного, понятного и юридически обоснованного письма в адрес пенсионеров с решением о назначении пенсии в самой наглядной и доступной форме. Польза для потребителя была очевидной, для страховщика же выпуск такого документа стал бесспорным укреплением авторитета.

Если кратко, то сферами применения Legal Design нам видятся:

Legal Design и Legal Tech должны делать жизнь проще

Казалось бы, Legal Tech появился для упрощения деятельности и ускорения процесса оказания услуг. Однако при освоении этой новой отрасли юристу все-таки придется попотеть. Действительно, сами по себе продукты IT-разработок направлены на эффективность и совершенствование качества работы юристов, но только сами по себе, пока дело не дошло до «примерки на деле» и внедрения.

Применение IT-разработок на деле для конкретного бизнеса, внедрение на неподготовленной почве или, скажем, в условиях сопротивления персонала – еще более тяжелая задача. Это скорее история про терпение или как «терпение и труд все перетрут» (русская народная поговорка).

Преодолевать юристам придется многое. Например, приобретенную с годами веру в карго-культ. Имеется в виду, крикни Legal Tech, и случится цифровая трансформация! Или повальное заболевание синдромом Даннинга – Крюгера. Это синдром всеобщей компетенции.

Ведь редкий российский управляющий партнер в консалтинговой фирме не разбирается в продажах и маркетинге, в продвижении в Интернете, в том, как должен выглядеть сайт или интерфейс сервиса, при этом не прочитав ни одной книжки на заданную тему. Как правило, от такого управляющего партнера трудно добиться элементарного ответа на вопросы: какие услуги приносят вам деньги или почему клиенты заинтересованы именно в ваших услугах? Как бы вы лично продавали ваши услуги в коротком разговоре с потенциальным клиентом? Или как бы вы продавали ваши услуги в презентации перед клиентским советом директоров?

Отличным примером таким юристам могут стать главы и создатели компаний – разработчиков ПО. Современная IT-отрасль постоянно проверяет себя и свой бизнес на реальность. Чего про юристов, к сожалению, пока не скажешь. Очевидно, что IT-услуги не менее сложны и интеллектуально наполнены, чем юридические. Руководители в IT-сфере не гнушаются обдумыванием и составлением материала о своих продуктах, который ляжет в основу набора продающих материалов. Впоследствии на основании этих материалов начнут работать менеджеры по продажам.

Все, что касается самой услуги и ее востребованности потребителем, знает только человек, в свое время решивший ее продавать и по сей день считающий ее востребованной. Как давно вы лично проверяли востребованность того, что вы делаете на рынке юридических услуг?

Мы считаем, что современным юристам необходимо открыться переменам, стремиться к приобретению необходимых знаний и навыков, к проявлению эмпатии, к коммуникациям самого командного порядка с профессионалами из других отраслей. Помощниками юристам в этом станут методология Legal Design и знакомство с целым рядом специалистов отрасли дизайна и IT! Это возможно в ходе Legal Design Day.

Автор: Березецкая Иоанна Ионо, генеральный директор ООО «Смарт Лигал Бизнес».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *