Лигатура что это для саксофона
Что нужно начинающему саксофонисту или как выбрать саксофон и комплектующие
Алгоритм выбора саксофона и его аксессуаров.
1. Купить или арендовать? Новый или подержанный?
2. Сопрано, альт или тенор?
3. Выбор мундштука.
4. Выбор лигатуры.
5. Выбор стрэпа.
1. Купить или арендовать? Новый или подержанный?
Первое с чего начинается процесс обучения игры на саксофоне – это поиск инструмента. Вы можете купить или арендовать саксофон. Если Вы все-таки собрались покупать инструмент необязательно выбирать новый, самое главное чтобы все подушечки на инструменте плотно закрывали отверстия.
3. Выбор мундштука.
Для выбранного Вами саксофона нужно подобрать мундштук, так как «родной» мундштук в комплекте часто бывает не очень хорошего качества. Я рекомендую выбрать для начала обучения классический мундштук: для сопрано-саксофона Vandoren SL3; для альт-саксофона Vandoren A17, A27, A28; для тенор-саксофона Vandoren T20. Обязательно купите наклейку для мундштука, она защитит ваш мундштук от повреждений.
4. Выбор тростей.
Трости бывают разной толщины и в зависимости от этого они нумеруются от самой легкой №1 до самой тяжелой №5. Я выбираю Vandoren Traditional (синяя пачка), советую выбирать легкие трости, чтобы начинающему исполнителю было легко издавать звук. Для детей это №1, №1.5 (для сопрано-саксофона самые легкие №1.5); а для взрослых это №1, №1.5, №2. Номер трости каждый выбирает индивидуально, толщина трости не влияет на качество звука.
5. Выбор лигатуры.
Следующий шаг – это выбор лигатуры. Лигатуру можно взять «родную», которая есть в комплекте. Здесь важно, чтобы лигатура хорошо прижимала трость к мундштуку. Как это проверить? Ставите трость на мундштук, затягиваете лигатуру, закрываете ладонью «эску» и вытягиваете воздух из «эски», если вакуум сохраняется в течении 2-4 секунд, значит все в порядке. Для новичка дорогая, фирменная лигатура не имеет особого значения, так как на звук, еще несформировавшийся, сильно не влияет.
6. Выбор стрэпа.
Заключительный шаг – это выбор стрэпа (еще его называют гайтан, ремень, подвеска или ошейник). Это подвесная система которую Вы вешаете на шею или на плечи, а на крючок вешается саксофон. Выбор стрэпа играет важную роль, так как от комфорта зависят Ваши ощущения во время игры на саксофоне. Здесь смотрите на такой параметр как длина стрэпа, так как от расположения саксофона будет зависеть успешность звукоизвелечения.
Как устроен саксофон
Саксофон является духовым музыкальным инструментом, который известен миру, благодаря не только классическим произведениям, но и таким музыкальным направлениям, как джаз и блюз. Первый инструмент был сконструирован в 1842 году, и пользуется популярностью по сей день. По своей форме, саксофон представляет из себя длинную изогнутую трубу с расширением на её конце. Далее в статье, вы узнаете, как устроен саксофон, какие материалы используются при изготовлении его деталей, особенности эксплуатации, и другие интересные факты.
Схема саксофона
Перед тем, как пойдёт речь о каждой части саксофона подробно и развёрнуто, перечислим их. И так, из чего состоит саксофон:
Кратко ознакомившись с тем, что из себя представляет конструкция саксофона, пройдёмся по каждому пункту.
Корпус
Корпус саксофона состоит из сплавов металла. А из каких, уже выбирает сам музыкант. В большинстве случаев используют связку: олово, цинк и медь, что даёт латунь. Так же, весьма, популярен сплав томпак, там всё аналогично прошлому, но без олова. Если же в томпак добавить цинк, то получаем ещё одну популярную вариацию, а именно: пакфонг. Стоит упомянуть, что при изготовлении более дорогих моделей, может использоваться медь и бронза. Покрыт инструмент сверху может чем угодно, здесь всё индивидуально. Кто-то отдаёт предпочтение прозрачному лакированию, а кто-то выбирает искусственное состаривание. Так же встречаются варианты с отделкой пластинами из никеля, пигментированная лакировка и серебрение.
Следующий элемент конструкции – эска. Является съёмной деталью и, по сути, выполняет роль соединительного элемента в интсрументе. На эске располагается октавный клапан, так же к ней прикрепляется мундштук, к которому, благодаря лигатуре, прикрепляется трость. Далее подробнее разберём именно эти части.
Мундштук
Мундштук является той деталью, с которой, непосредственно, соприкасается музыкант губами. В большинстве случаев, форма мундштука напоминает клюв, но может быть и немного видоизменённой. В зависимости от того, из какого материала изготовлена деталь, будет меняться и звучание. Например, металл даст резкое, а мундштуки, произведённые из эбонита или древесных пород, дадут более мягкое звучание. Так же на тембр будут оказывать влияние и такие характеристики, как, размер и строение.
Лигатура
Лигатура тоже оказывает прямое влияние на звук. Всё будет зависеть от того, будет ли она кожаная или металлическая. Кожаная, не так сильно прижимает трость и позволяет ей свободней двигаться, именно её предпочитают использовать для джаза. Металлическая же наоборот, трость сильно зажата, за счёт этого с ней лучше исполняется классика.
Раструб
Раструб является самой широкой частью корпуса саксофона. Является общей деталью всех духовых инструментов, которая позволяет музыканту извлечь и улучшить низкие звуки.
Клапана
Если с мундштуком музыкант соприкасается губами, то на клапаны нажимают пальцы исполнителя. Говоря о клапанах, нельзя не сказать, что они требуют трепетного обращения с ними. Нужно следить за их исправностью, высотой хода, одновременным открытием и другими нюансами, с которыми сталкивается музыкант, во время игры на саксофоне.
Пробка
Пробка является самой уязвимой и быстроизнашивающейся частью инструмента. Она располагается на эске, и на неё надевается мундштук. При её использовании нужно учитывать, чтобы мундштук к ней плотно прилегал, но при этом имел возможность перемещаться по пробке. Профессионалы дают рекомендацию по обработке пробки пчелиным воском, но можно использовать и обычный воск от свечей. Менее долговечен, но имеет место быть. Пробка та деталь, которой стоит уделить внимание сразу после покупки даже нового инструмента.
Октавный клапан
Октавный клапан считается самой сложной деталью в саксофоне, настройкой которого, может заняться далеко не каждый. Как можно понять из материала выше, все детали инструмента требуют внимательного и трепетного отношения, октавный клапан не является исключением.
Трость
Трость и её роль в инструменте были упомянуты выше, когда речь шла о лигатуре. Стоит добавить, что благодаря этой детали, саксофон относится к группе деревянных духовых инструментов. Хотя сам инструмент сделан из металла. Что же касается трости, то в большинстве случаев она выполнена из дерева, но чаще стали встречаться варианты, покрытые пластиком и полностью пластиковые, они считаются более долговечными, отсюда их и популярность.
Такой инструмент как саксофон, имеет самую настоящую душу и, как говорилось выше, требует к себе соответственного внимания и качественного обслуживания. И тогда, взамен, он вам подарит тысячи часов удовольствия игры на нём
Как выбрать саксофон
Шаг 1. Определитесь с видом саксофона.
Если саксофон выбирается для ребенка примерно от 6 до 8 лет, то, скорее всего, подойдет сопрано саксофон изогнутый (curved), по форме похожий на альт саксофон, но меньших размеров. Для маленьких детских пальчиков он будет максимально удобным.
Если саксофон выбирается для подростка от 13 лет или для взрослого человека, то выбрать можно любой из четырех видов саксофонов, в зависимости от визуальных, звуковых и тактильных предпочтений.
Обратите внимание, какой вид саксофона звучит на записях ваших любимых исполнителей. В приоритете может быть такой же вид инструмента, как у вашего кумира.
Принцип игры на всех видах саксофонов одинаков. Начав осваивать один из видов саксофона, в дальнейшем вы без особых проблем сможете играть на любом другом.
После того, как вы определились с видом саксофона, можно переходить к выбору марки и модели. Кстати, ничего страшного не будет, если в процессе дальнейшего выбора вы решите взять не тот вид саксофона, на который нацеливались изначально.
Шаг 2. Определитесь с маркой и моделью саксофона.
Марки саксофонов:
Знаменитая японская корпорация YAMAHA производит великолепные саксофоны безупречного качества.
Yamaha первая расширила модельный и ценовой ряд саксофонов и начала представлять на рынке студенческие, полупрофессиональные, профессиональные и модели кастом класса.
Японская фирма YANAGISAWA также имеет безупречную, проверенную временем репутацию среди саксофонистов всего мира. Производит профессиональные модели саксофонов.
Французская фирма BUFFET CRAMPON знаменита на весь мир, в первую очередь, своими высочайшего качества кларнетами. Если вы планируете выбирать саксофон из дорогого ценового сегмента, то обратите внимание на престижную модель саксофона фирмы Buffet Crampon Senzo.
Тайваньская фирма P.MAURIAT завоевала любовь саксофонистов всего мира благодаря моделям саксофонов кастом класса с великолепным джазовым саундом. Если вы ищите эстетику в звуке саксофона, присущую легендарным винтажным саксофонам золотой эры джаза (30-е, 40-е, 50-е, 60-е годы двадцатого века), то обязательно найдите возможность попробовать инструменты P.Mauriat.
Итальянская фабрика RAMPONE & CAZZANI изготавливает саксофоны, используя минимум автоматики и максимум ручного труда. Это престижные, дорогие инструменты кастом класса.
Среди профессиональных саксофонистов высокой популярностью пользуются немецкие саксофоны JULIUS KEILWERTH в первую очередь благодаря шикарным моделям кастом класса SX90R Shadow и SX90R Vintage.
Фирма ROY BENSON производит бюджетные саксофоны весьма приличного качества. Фирма находится в Китае. На мировом рынке этот бренд представляет немецкая корпорация Gewa Music, в приоритете которой высокое качество сборки, эргономичность и достойное звучание инструментов.
Вы можете сначала купить недорогую модель саксофон с тем, чтобы позже, когда вы научитесь играть на нем, поменять его на более дорогую и престижную, или же сразу купить профессиональный инструмент. Это зависит только от вашего желания и вашего бюджета. Главное, что на любом саксофоне от студенческой модели до профессиональной модели кастом класса, можно практиковаться и достичь высокого музыкального уровня, в зависимости от природных данных, усердия и полученных от преподавателя знаний.
Шаг 3. На что обратить внимание при покупке саксофона.
В первую очередь саксофон должен быть без технических изъянов, независимо от стоимости самого инструмента. Пусть ваш преподаватель или консультант в магазине поиграет на предлагаемом саксофоне в нижнем, среднем, высоком регистрах, проверит корректную работу всех клапанов, проверит стройность и тембральную ровность инструмента.
В салоне саксофонов Bird можно пробовать любые саксофоны. Попросите продемонстрировать вам разные модели. Весьма вероятно, что вы услышите различие в тембре.
Подержите разные модели саксофонов в руках, чтобы прочувствовать разницу в эргономике.
Если совпали четыре критерия, то есть:
звук саксофона вам понравился,
вид саксофона вам понравился,
вам удобно держать его в руках,
цена вас устраивает,
то вы сделали правильный выбор.
С саксофоном в комплекте идет:
кейс ( и сключение составляет HENRI SELMER PARIS, где кейс часто продается отдельно. На сайте в описании товара эта информация прописывается.)
трость (обычно номером 2,5)
Тюнер для контроля над интонацией.
Метроном для работы над ритмом и темпом.
Сурдина (саксмьют) поможет вам, если из-за громких звуков саксофона у вас возникнут проблемы с окружающими.
Коробочка для хранения тростей.
Специальный чехол-сумка для саксофона. Он заметно легче, компактнее и вместительнее комплектного кофра. С ним удобнее передвигаться пешком.
Шаг 6. Опасайтесь саксофонов-подделок.
К сожалению, существуют производители, подделывающие саксофоны под знаменитые брендовые инструменты; существуют продавцы, дающие неверную информацию о стране-изготовителе саксофонов с целью завысить стоимость инструмента (статью по теме можно прочитать здесь).
Чтобы предостеречь себя от недобросовестных продавцов, не стесняйтесь просить о поддержке своего преподавателя, или обращайтесь в проверенные магазины.
Размеры мундштуков для саксофона
Какие бывают размеры мундштуков для саксофона? Что это такое, и как измерить? Как правильно подобрать раскрытие мундштука в зависимости от уровня владения инструментом, стиля и пристрастий? Как соотносятся размеры мундштуков для саксофона у разных производителей? В данной статье постараемся ответить на все эти вопросы. Рекомендуем прочитать наши рекомендации по выбору модели мундштука для саксофона в зависимости от стиля/исполнителя.
Размер мундштука для саксофона (или раскрытие/открытие пасти мундштука) — это расстояние между тростью и кончиком мундштука (отмечено на картинке как TIP SIZE). Это число обычно гравируется в хвостовой части мундштука или на площадке. Чем меньше размер, тем меньше раскрытие и, соответственно, это самое расстояние; чем больше размер, тем больше раскрытие/расстояние.
Популярные размеры мундштуков для саксофона
По таблице выше видно, что, например, для саксофона-тенора исполнители классической музыки чаще всего используют размер 4, учащиеся используют размеры 3-5, для живых выступлений в составе группы подходят размеры 4-6, для игры в биг-бенде идеальны размеры 6-8, а для сольных партий в стиле джаз/рок лучше использовать размеры 7-9.
Соответственно, популярные размеры мундштуков для саксофона-альта следующие: 3-4 для классической музыки, 3-5 для учащихся, 4-6 для живых выступлений, 5-8 для биг-бенда, 7-9 для сольных партий в джазе/роке. По аналогии и для саксофона-сопрано, и для баритона, и для кларнета.
Довольно часто можно встретить промежуточные размеры, которые маркируются значком звездочки. То есть размер 7* — это больше 7, но меньше 8.
Характеристики мундштуков в зависимости от размера
Для разных стилей игры подходят разные открытия пасти мундштука (размеры), при этом чем чаще музыкант занимается, тем сильнее становится его амбушюр (положение губ, языка и лицевых мышц музыканта) и тем больше размер мундштука начинает использоваться. Поэтому нет какого-то универсального «правильного» размера мундштука. Используйте тот размер, который вам удобен.
Размеры 3-4 характеризуются легкостью звукоизвлечения, чистой интонацией. Есть негативные моменты: трость может «затыкаться», трудно делать бенды (подъезды к нотам). Лучше всего подходит для мундштуков без моста, либо со «скругленным» мостом, а не ступенькой. Важно выбирать мундштук с большой или средней камерой, иначе у звука не будет тела.
Размеры 5-7 также характеризуются легкостью звукоизвлечения, но уже требуют больше усилий. Хорошая интонация, при этом удобно делать бенды. Подходят все типы мостов, но мосты в виде ступеньки могут вызвать трудности. Особенно хорошо звучат мундштуки с большой камерой.
Размеры 8-10 характеризуются мощным звуком, но сложностью в звукоизвлечении (требуют очень много воздуха). Легко делать бенды (подъезды), но трудно чисто интонировать, нужны регулярные занятия. Лучше всего звучат мундштуки с мостом в виде ступеньки, безмостовые могут звучать скучновато. Мундштуки с большой камерой требуют ну очень много воздуха, средней камеры вполне достаточно.
Соответствие размеров у разных производителей
Ниже представлены сравнительные таблицы размеров мундштуков разных производителей, современных и винтажных.
Саксофон самоучитель
Игра на саксофоне. Самоучитель Игра на саксофоне открывает серия уроков Николая Годыны «Уроки игры на саксофоне для начинающих и продолжающих обучение».
Николай Годына профессиональный саксофонист руководитель «2х2» Saxophone Quartet, участник бигбэнда «Саксофоны Санкт-Петербурга», артист оркестра театра Мюзик-Холл, педагог музыкальной школы имени Н.А. Римского-Корсакова с 10-летним стажем (с 2007 года).
Несколько слов о том, что собой представляет самоучитель «Игра на саксофоне«? И как им пользоваться? Самоучитель включает видео-уроки от лучших авторов русского интернета о саксофоне. Для удобства пользователей к урокам сделана текстовая расшифоровка (транскрибация), добавлены поясняющие картинки и справочная информация из других источников.Почему лучше заниматься по этому самоучителю? Потому что все обучающие и справочные материалы собраны компактно на одном сайте. Вы сэкономите время. Вам не придется собирать разрозненные сведения о том, как играть на саксофоне по всему интернету. Берите и занимайтесь. Смотрите видео, читайте поясняющие тексты и делайте это лучше последовательно проходя все уроки. Единственная просьба: задавайте вопросы по недостаточно раскрытым темам. И, конечно, оставляйте отзывы и пожелания. Постараемся исполнить. Для справки — все материалы предоставляются с согласия авторов и бесплатно. Успехов в творчестве! |
Уроки Николая представляют собой описание основных видов техник и специальных приемов игры. Таких как слэп, мультифоники, гроулинг, фруллато и прочие. Кроме того, даются ответы практически на все вопросы, которые возникают у начинающих осваивать саксофон.
Урок 1.1 Подготовка саксофона к игре
Рассказывает Николай Годына:
Саксофон состоит из следующих частей:
Корпус саксофона.
Корпус имеет развитую систему клапанно-рычажного механизма, которая обеспечивает хроматический звукоряд во всем звуковом диапазоне саксофона. Воздух, заполняющих корпус выполняет роль резонатора звука. Изогнутая форма корпуса с раструбом обеспечивает удобство игры на саксофоне.
Брать корпус саксофона рекомендуется за раструб. Это самый безопасный прием. Так вы сохраните от повреждений клапана и другую механику инструмента.
Эска (подмундштучная трубка) саксофона.
Эска (шейка) — подмундштучная трубка предназначена для насаживания мундштука. Глубиной насаживания мундштука на эску можно подстроить инструмент. При глубокой посадке мундштука тон повышается, при мелкой посадке (не до конца) строй саксофона понижается.
Эска с мундштуком устанавливается в корпус саксофона.
После установки эски в корпус саксофона и регулировки ее положения к саксофонисту, она фиксируется крепежным винтом на корпусе.
Мундштук саксофона.
Мундштук у саксофона с одинарной тростью.
Это, пожалуй, важнейшая часть конструкции саксофона. Потому что внутри мундштука зарождается так любимый многими саксофонный тембр.
Возбудителем колебаний воздуха в мундштуке и эске является трость.
Трость, это пластинка из тростника, которая колеблется под потоком выдыхаемого саксофонистом воздуха. От трости во многом зависит качество звука саксофона.
Перед началом игры трость необходимо подготовить — размочить. Размачивают трость в стакане с водой. Опускают трость в воду на 10 — 15 минут, вынимают и протирают ее. Иногда саксофонисты размачивают трость слюной во рту.
После размачивания кончик трости должен быть ровным. Если кончик трости имеет волнистые изгибы, то его выпрямляют. Для чего прижимают трость плоской стороной к ровной поверхности. Например, к площадке мундштука.
На следующем этапе подготовки саксофона к игре собирают мундштук. Для этого трость плоской стороной кладётся на площадку мундштука и выравнивается по верхнему краю.
Трость на мундштуке крепится лигатурой.
Лигатуру саксофонисты часто называют «машинкой». Она может быть металлической, кожаной и, даже, в виде шнура.
Металлическая лигатура бывает с винтами вниз и с винтами вверх. Чтобы понять какая лигатура на вашем саксофоне используйте правило: у правильно надетой лигатуры винты находятся с правой стороны. На изображении мундштука, приведенном выше, винты расположены сверху, но все-равно справа!
Лигатуру располагают немного ниже среза трости. Не рекомендуется ставить лигатуру выше среза или сильно ниже среза трости. Неправильно надетая лигатура плохо держит трость.
До затягивания крепежных винтов на лигатуре необходимо выставить трость. При выставлении трости действуйте аккуратно. Трость берут за боковые края и, при необходимости, подталкивают ее в пятку. Нельзя выравнивать трость, касаясь ее верхнего острого кончика. Так можно повредить трость и привести ее в негодность.
После выставления трости затяните крепежные винты лигатуры.
При сборе мундштука лучше соблюдать советы опытных саксофонистов.
Представляем видео-урок от Эдгара Шамова:
Разбор саксофона после игры проводят в обратном порядке:
Протирают и чистят все элементы саксофона. Бережно и осторожно ухаживают за клапанами инструмента. Затем всё укладывают по своим коробочкам, кармашкам и чехлам.
Надеемся, что тема первого урока вами усвоена и можно переходить ко второму уроку:
Урок 1.2 Саксофон обучение. Дыхание при игре
Для особо одаренных сообщаем, что некоторые умельцы-новички увлекаясь пробуют покрутить отверткой разные винты на саксофоне. В результате получают вот такую картину:
Если вы не мастер по ремонту саксофонов или не преподаватель музыкальной школы, сильно не рекомендуем что-либо откручивать, гнуть, пробовать на прочность и ковырять на инструменте. При необходимости, обращайтесь к специалистам.
Самоучитель «Игра на саксофоне» создан в рамках проекта «Свирелька». Это компьютерная программа, обучающая игре на разных духовых инструментах от народных свирели, пимака и дудука до классических поперечной флейты, кларнета и саксофона. Какую помощь в освоении саксофона может оказать Свирелька будет рассказано на последующих уроках самоучителя. Будем благодарны за Ваши предложения, критику и отзывы о каждом уроке. Пишите их в комментариях внизу страницы. |
Игра на саксофоне
Саксофон самоучитель : 3 комментария
Немного знаю нотную грамоту. Приобрел сакс альт, естественно хочу научиться играть на нем. Помогайте, Друзья