Лихачев земля родная о чем рассуждает автор
Образовательный сайт
В книге «Родная земля» Лихачева затрагиваются вопросы морали, искусства, личности. Разберем основные особенности прочитанных глав.
Вы прочитали несколько глав из книги Д. С. Лихачева «Земля родная», которая написана в публицистическом жанре, т. е. в жанре, освещающем злободневные, современные вопросы нашей жизни. На что же обратил наше внимание автор?
Д. С. Лихачев затрагивает такие темы, как:
В книге «Родная земля» Лихачев приводит интересные примеры, подтверждающие его мысли о человеке и его поведении.
Как вы поняли главу «Искусство открывает нам большой мир!»?
В главе «искусство открывает нам большой мир» Лихачев пытается донести, что через познание прекрасного человек развивает свой внутренний мир. Каждый рассказ или картина передают часть души ее автора, его чувства и мысли. Благодаря этому мы получаем «пищу для души».
Лихачев подчеркивает, что нельзя смотреть на мир сквозь призму своей точки зрения. Нужно воспринимать все в ярких красках. Постижение прекрасного как раз и помогает сделать это.
Как вы понимаете поговорку «береги честь смолоду»? Почему нельзя совсем уйти от репутации, созданной в школьные годы?
Поговорка «береги честь смолоду» предостерегает от ошибок. В более зрелом возрасте останется лишь сожалеть о необдуманных поступках, ведь исправить уже ничего не получится.
Мысль о том, что нельзя уйти от репутации в школьные годы, подчеркивает необходимость думать о том, как окружающими воспримется то или иное действие и как это отразится на жизни. Несмотря на изменение обстоятельств, именно в молодости формируется круг общения человека.
Как соединяются культуры разных национальностей в обычной жизни? Какие выставки, художественные промыслы «живут» в вашем крае?
В нашей стране живут представители разных народов, имеющих свою уникальную культуру. Для ее понимания достаточно посмотреть на изделия традиционных промыслов:
В каждом регионе есть свои краеведческие музеи, в которых можно сравнить быт представителей различных народов. Некоторые музеи проводят дни культуры определенных народов, что помогает ближе познакомиться с особенностями людей, живущих в других регионах.
Земля родная
Микропересказ : Профессор и академик рассуждает о культуре, патриотизме, уважении к старшим, описывает культуру Древней Руси, политическую и культурную жизнь Великого Новгорода в XIII—XIV вв.
Слово к молодым
Профессор, академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв рассуждает о патриотизме и призвании, интеллигентности и культуре, чтении и памяти. Автор считает, что каждый человек должен иметь большую личностную цель и быть увлечённым своей профессией. Дело, которым мы занимаемся, должно приносить радость, быть призванием.
Настоящее счастье человеку приносит патриотизм. Любовь к своему народу начинается с изучения его прошлого. Автор любит Древнюю Русь и восхищается её письменностью и искусством. Изучение древнерусской истории может духовно обогатить нас и подсказать много нового.
Автор рассуждает об интеллигентности, которая проявляется в уважении к родителям, в умении незаметно помочь ближнему, в повседневном поведении человека. Выражается интеллигентность и в умении человека не быть смешным, вести себя с достоинством.
Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям.
Поведение человека соответствует его цели. Если цель большая и мудрая, то достойны и средства, которыми она достигается.
Свой характер и лучших друзей человек приобретает в юности. Именно друзья детства облегчают нам взрослую жизнь.
Автор считает самой большой ценностью язык народа. Русский язык — один из самых богатых в мире. Признак культурного человека — не только умение хорошо писать на родном языке, но и знание классической литературы.
Автор призывает возвышать друг друга, пробуждая в окружающих их лучшие черты и не замечая недостатков. Особенно это касается стариков, которым внимание помогает скрасить последние годы. Старики лучше помнят прошлое, а ведь память — это преодоление времени и смерти. Память о старом помогает лучше понять новое. Настоящее возникло из истории.
Заметки о русском
Автор замечает, что самые «русские черты» характера — жалость, приветливость. Понятие воли для русских отражается в широких пространствах, а тоска ассоциируется с теснотой. Русская храбрость — это удаль, широкая, удалая смелость.
С XII века человеческая культура противопоставляется природе. По Жан Жаку Руссо, «естественный человек» близок к природе и поэтому необразован. Так же считал и Лев Толстой, противопоставляя крестьянство интеллигенции.
По мнению автора, образованность и интеллигентность — естественные состояния человека, а невежество ненормально и противоестественно. У природы есть своя культура.
Невежество или полузнайство — это почти болезнь.
Человеческая культура смягчила резкость русского пейзажа, а природа сгладила все нарушения равновесия, допущенные человеком.
Русская пейзажная живопись посвящена в основном временам года, явлениям природы и человеку в природе. Природу каждой страны формировала культура живущего в ней народа, а в садах и парках природа «очеловечена» и сродни искусству.
Отношение к прошлому бывает двух родов: как к зрелищу, и как к памятнику прошлого. Автор — сторонник второго рода отношения. Культура — это тот же парк, где облагороженная природа слита с искусством. Всю прелесть русской природы открыл для нас Пушкин, которого Достоевский считал идеалом русского человека.
Мерить культуру нужно по национальному идеалу, созданному народом, который уводит от душевной скупости, узости и мещанства, от мстительности и национализма. Этот идеал существовал и в Древней Руси.
Экология культуры
Экологией культуры автор считает градостроительство, основанное на изучении истории развития городов. В качестве примера он рассматривает строительство древнерусских городов, в частности, Великого Новгорода. При его строительстве обращалось внимание на виды, открывающиеся из домов. Планировка Новгорода создавала ощущение простора.
Для экологии культуры важны памятники прошлого, ведь если природа может залечить раны, нанесённые человеком или стихией, то потеря памятников — старинных зданий, монументов, рукописей, фресок — невосполнима.
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.
К сожалению, их система хранения в России организована плохо. Многие рукописи и фрески потеряны или загублены неумелой реставрацией, но немало сохранено и даже издано в «Библиотеке всемирной литературы».
Автора радует, что древнерусская культура начала входить в моду, но огорчают во многом уродливые формы, которые принимает это явление. Однако он надеется, что люди увидят красоту, которая таится в культуре Древней Руси.
Новгород Великий
Великий Новгород, огромный по тем временам город, был портом четырёх морей и являлся независимой республикой. Управляла им феодальная аристократия и купечество, а народ мог свободно высказать своё мнение на новгородском вече.
Новгород стоял на торговом пути из Скандинавии в Византию, поэтому в него стекались знаменитые зодчие, иконописцы, переводчики, которые и формировали новгородское искусство. Найденные учёными берестяные грамоты еков свидетельствуют, что практически все новгородцы были грамотными.
Новгородское искусство, воспитанное в атмосфере свободного соревнования с европейскими художественными школами, — одно из самых национально-русских и одно из самых своеобразных.
Сильна была в Новгороде и градостроительная дисциплина — все здание в центре города не превышали высотой Святую Софию. Благоустройство города превосходило многие европейские столицы, а многочисленные церкви были построены с большим мастерством.
Ренессанса в Древней Руси не было, поэтому расцвет новгородского искусства пришёлся на XIV век — время Предренессанса. Эта эпоха обогатила живопись и литературу Руси.
Присоединившись к Московской Руси, Новгород сохранил свою культуру. Хотя он и потерял свою независимость, московские князья всегда относились к Новгороду уважительно и пользовались его культурными богатствами. С этого момента новгородская культура приобрела общенациональные черты и мировое значение.
Древнерусская литература и современность
Автор вспоминает блокадный Ленинград. Во время блокады он в соавторстве с археологом написал брошюру «Оборона древнерусских городов», чтобы напомнить людям историю осад городов Древней Руси. Автор заметил, что война вводит в обиход забытые древнерусские слова и понятия — рвы, валы, надолбы, народное ополчение.
В Ленинграде, как и в осаждённых городах Древней Руси, использовался женский труд. Женщины строили укрепления, выхаживали раненых и оплакивали погибших. И в древнерусской, и в современной литературе много женских стихов-плачей.
Русские женские плачи — необыкновенное явление. Они не только изъявление чувств — они осмысление совершившегося.
Автор обращается к теме истории культуры, которая не только фиксирует изменения, но и открывает новое в старом, накапливает культурные ценности. Изучение и оценка культуры прошлого позволяет людям опереться на культурное наследие.
Мировая культура расширялась неравномерно, она встречала непонимание и враждебность и потеряла множество ценнейших памятников. До XX века литература Древней Руси не признавалась в мировом масштабе. Не оценена она и до сих пор, поскольку в ней нет ни Данте, ни Шекспира. Древнерусская литература плотно связана с историей, фольклором, обрядовой поэзией, но от этого она не становится менее ценной.
Автор описывает историю русской литературы начиная с X века, когда из Болгарии на Русь пришла письменность. Затем он обращается к труду библиографа, которым стал, утратив личную библиотеку.
Автор вспоминает цикл стихотворений Александра Блока «На поле Куликовом», после чего углубляется в историю великого сражения, освободившего русичей от монголо-татарского ига. Это освобождение повлекло за собой подъём древнерусской культуры. Автор отмечает и роль Киевской Руси в развитии русской культуры и единства. Он считает, что мы должны быть благодарными сыновьями великой матери — Древней Руси.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание «Земля родная»
Всего получено оценок: 291.
О произведении
Книга «Земля родная» Лихачёва, написанная в 1983 году, представляет собой публицистический труд, посвящённый анализу истории Древней Руси. Кроме того, автор выражает собственную позицию относительно воспитания, образования человека, патриотизма, роли искусства в развитии общества.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Земля родная» по главам. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 7 классе.
Главные герои
Краткое содержание
Слово к молодым
Автор, академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, стремится поделиться с молодёжью тем, что « каждому человеку, вступающему в большую жизнь, надо твёрдо осознать ». Он призывает не бояться ставить большие цели и добиваться их, будь то личностные цели (стать хорошим врачом) или надличностные (приносить пользу людям).
Академик не сомневается, что « надо быть увлечённым своей профессией, своим делом, теми людьми, которым непосредственно оказываешь помощь » — тогда вклад человека в эту жизнь будет по-настоящему ощутимым.
Большое значение в жизни каждого человека играет любовь. Поначалу это любовь к своей семье, друзьям, одноклассникам. Затем приходит « любовь к своему народу, к своей стране » как наивысшая форма этого чувства. Но нужно понимать разницу между патриотизмом и национализмом: « патриотизм — это любовь к своему народу. Национализм — это пренебрежение, неуважение, ненависть к другим народам ». Только искренне полюбив свою родину, можно понять другие народы, освоить их культурные достижения.
Одним из условий счастливой жизни автор считает интеллигентность — « способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям ». Интеллигентный человек — не обязательно образованный и эрудированный, но непременно тот, кто с уважением относится к другим людям, к окружающей природе, способен к саморазвитию. Автор уверен, что « социальный долг человека — быть интеллигентным ».
О своей репутации нужно помнить с юных лет и всячески беречь её, так как изменить её будет совсем непросто — на это могут уйти годы. Молодость — важный этап в жизни каждого человека, когда формируется окружение, жизненные ценности. Лихачёв призывает хранить « молодость до глубокой старости ».
Академик не сомневается, что русский язык — « один из совершеннейших языков мира, язык развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX в. лучшую в мире литературу и поэзию ». То, как человек говорит на родном языке, характеризует уровень его интеллекта, нравственный облик, характер. Чтобы грамотно и красиво выражать свои мысли, нужно много читать, желательно классическую литературу.
Заметки о русском
Автор делает акцент на том, что русский человек по своей природе свободолюбивый, храбрый, мудрый — недаром в русском фольклоре встречается столько былин, посвящённых ратным подвигам богатырей.
Характер русского человека тесно связан с природой, с той местностью, в которой он живёт. Преобладающие равнинные пейзажи сформировали народ с широкой, хлебосольный душой.
В Древней Руси города строились так, что они не противостояли природе, а, напротив, гармонично вписывались в ландшафты. Таким образом славяне отдавали дань кормилице-природе.
Русские художники видели и тонко чувствовали красоту родного края и могли передавать её переменчивую прелесть на полотнах. Русская пейзажная живопись богата на картины, посвящённые « временам года; осень, весна, зима — любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX в. и позднее ». Особой силой обладает и парковая культура, которая сродни искусству.
Экология культуры
В любом социуме огромное значение имеет « воспитание любви к родному краю, к родной культуре ». Нужно всё время помнить, что человек напрямую зависит от окружающей среды, и её загрязнение может привести к непоправимым последствиям, вплоть до гибели всего человечества. Однако понятие «экология» включает в себя защиту не только природы, но и культурной среды.
« Беречь и охранять памятники культуры » — долг каждого человека. В современных русских городах важно сохранять гармоничный баланс старины и нового. Если ущерб, причинённый окружающей среде, можно постараться исправить, то потеря памятников культуры — невосполнимая утрата для нации.
Новгород Великий
Во времена Древней Руси одним из самых крупных и могущественных городов был Новгород. Он имел важное стратегическое значение, поскольку « целое тысячелетие был портом четырёх морей »: Чёрного, Балтийского, Белого и Каспийского.
Это был по-настоящему великий город с богатой культурой и традициями. Местные жители в большинстве своём были грамотны, независимо от социального положения и пола. Несмотря на то, что Новгород был открыт для многих других городов, в том числе и западных, он смог противостоять их культурному влиянию и сохранить самобытность. Особенно это было заметно по архитектуре. По своему благоустройству Новгород превосходил многие европейские столицы. Самым высоким зданием был собор Святой Софии.
Расцвет Новгорода пришёлся на середину XIV века. Эта была эпоха развития литературы и изобразительного искусства, в частности фресковой живописи.
Даже после присоединения к Московской Руси Новгород не утратил свою индивидуальность.
Древнерусская литература и современность
В этой главе автор вспоминает блокадный Ленинград, в котором вместе с археологом М. А. Тихановой написал брошюру «Оборона древнерусских городов», чтобы напомнить людям историю осад городов Древней Руси. Он замечает, что « война вводит в обиход забытые древнерусские слова и понятия — рвы, валы, надолбы, народное ополчение ».
Большую роль в защите города сыграли женщины, которые самоотверженно строили укрепления, спасали раненых, отдавали свои жизни ради защиты города. В этот период по-новому зазвучали « русские женские плачи », которые служили для изъявления чувств и осмысления совершившегося.
Русская литература является одной из самых древних в Европе, однако « художественная ценность древнерусской литературы ещё до сих пор по-настоящему не определена ». Далеко не всегда она находила понимание в мире, но связано это с особенностью славянского фольклора, в котором центральное место занимает обрядовая поэзия.
Мир на Куликовом поле
Автор предлагает обратить внимание на важное событие в русской истории — Куликовскую битву, вызвавшую большое « количество монументальных и одновременно столь лирических литературных откликов ».
Победа в Куликовской битве положила конец закрепощению Древней Руси, и потому она имеет столь большое историческое значение.
Слово о Киеве
Вещий Олег, великий киевский князь, провозгласил Киев столицей « всей Русской земли — от Ладоги и Новгорода на севере и Полоцка на северо-востоке до Тмутаракани на Чёрном море, от Карпат на западе до Волги на востоке ». С этого момента началось единение Руси, и в этом процессе большую роль сыграли язык, фольклор и искусство.
Прошлое должно служить современности!
Народности Древней Руси, столь общие по своему языку, ведению быта, ментальности, оказались столь крепко связаны друг с другом, что даже после ордынских набегов и политики разъединения продолжают оставаться братскими. Причиной этого единства является общее прошлое, которое должно быть сохранено и бережно передано последующим поколениям.
Заключение
На основе анализа истории родного края автор выдвигает фундаментальные правила, на которых должно строиться любое гармоничное общество. Только благодаря неразрывной связи прошлого и настоящего можно формировать счастливое будущее.
После ознакомления с кратким пересказом «Земля родная» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по книге
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Анализ книги «Земля родная» Лихачева
Сегодня мы познакомимся с главами из книги Лихачёва «Земля родная». Ответим в ходе совместных рассуждений на вопрос: как связаны человек и земля, на которой он живёт? Мы рассмотрим и новый литературный жанр — жанр публицистики.
Чем интересен этот жанр? Почему стал таким популярным в последние десятилетия?
Родина, Отечество, родная земля, сыновняя верность … Это, надеюсь, для каждого из нас святые понятия, c Родиной связаны не только сегодняшний день и не только нынешнее поколение, Родина — понятие вневременное, она объединяет нас всех в великий, могучий род.
За нашей спиною тысяча лет истории, Родина- это деды и прадеды, это все мы, ныне живущие, взрослые и дети, Родина — это и особый уголок, та заветная, родная земля, где мы родилась. Русская природа, русская история, русское искусство, русское слово связывают прошлое и настоящее, без чего невозможна живая связь поколений, связь времен. Искренностью, любовью к родной земле, её прошлому, настоящему и будущему, к людям проникнуты главы книги Д,С. Лихачёва «Земля родная».
— Дома вы прочитали вступительную статью учебника, о чём в ней говорится?
Учёный рассказывает, как складывалась его судьба, делится опытом прожитой жизни, своими мыслями, Это автобиографический рассказ, мемуары.
Лихачёв — автор многочисленных исследований по древнерусской литературе, один из выдающихся учёных современности, литературовед, общественный деятель, знаток русского слова, Он очень много сделал для сохранения и развития культуры нашей страны.
Многогранна личность учёного: до Лихачёва древнерусские литературные памятники изучались преимущественно как исторические источники. Он показал, что словесность Древней Руси — это особый художественный мир, Древнерусскую литературу Д,С. Лихачёв рассматривает как неотъемлемую часть нашей культуры. В книгах и статьях учёного оживает далёкое прошлое, запечатлены реальные исторические события.
Родился Лихачёв 28 ноября 1906 года в Петербурге в семье инженера, умер З0 сентября 1999 года, Почти ровесник века, он был и остаётся символом
интеллигентности, духовности России, его часто называют человеком-эпохой, человеком-легендой.
Д.С. Лихачёв — человек, чьё имя известно на всех континентах, выдающийся знаток не только отечественной, но и мировой культуры, избранный почётным членом многих зарубежных академий, Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. 2006 год был объявлен Президентом Российской Федерации Путиным Годом Лихачёва.
Лихачёв — человек, чьё имя вышло за пределы планеты Земля: 1З июля 1984
года имя «Лихачев» присвоено малой планете Солнечной системы NQ 2877 и занесено в Международный планетный каталог.
— Вернёмся к статье Лихачёва. Что отвлекало учёного от занятий академической наукой?
(Стремление сохранить материальные и духовные ценности народа.)
— Что такое духовные ценности, как об этом говорится во вступительном слове автора?
Это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия,
который не только не обесценивается, но, как правило, возрастает. Речь идёт прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека.
Для моральных ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысла жизни.
Духовные ценности — добрые обычаи, традиции, представления о добром и красивом, а также язык, литературные произведения, поднимающие человека над обыденностью и показывающие ему идеал.
— Что вы думаете о смысле названия книги «Земля родная»?
Обратим внимание на то, как учёный объясняет значение слова «земля». Зачитываем: «Слово «земля» в русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в «Слове о полку Игореве»), и весь земной шар. В названии моей книги слово «земля» может быть понято во всех этих смыслах».
— Что человек может сделать для своей земли?
Зачитываем: «Человека создаёт земля. Без неё он ничто. Но и землю создаёт человек. От человека зависит её сохранность, мир на земле, умножение её богатств».
Книга «Земля родная» составлена в форме писем о добром и обращена к молодому поколению.
— Скажите, какие вопросы, темы для беседы с молодёжью кажутся учёному самыми важными? Чем интересны его наблюдения?
Ответы учащихся:
— В чём смысл жизни? Что объединяет людей?
— Как быть весёлым, но не смешным?
— Надо ли обижаться?
— Честь истинная и ложная.
— Человек должен быть интеллигентен.
— О дурных и хороших влияниях.
— Искусство ошибаться.
— Как говорить? Как выступать? Как писать?
— Любите читать! Учитесь учиться!
— Путешествуйте!
— Учись понимать искусство.
— О русской природе и пейзажной живописи, природе других стран.
— Сады и парки. Памятники искусства.
— О памяти и памятниках прошлого.
— Умей заметить красоту наших городов и сёл.
— Об искусстве слова и филологии.
— Как видим, каждая глава заслуживает внимания и вдумчивого прочтения, служит поводом к разговору и размышлению о значимых и важных для каждого из нас проблемах.
Я думаю, эти главы можно назвать также напутствием начинающим жить подросткам.
Слово «литературоведам» (уточним лексическое значение слов, адресное домашнее задание).
Духовное напутствие — слова, пожелания отправляющемуся в путь, а также вообще поучение, советы на будущее. Духовность — свойство души, состоящее
в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными.
И тут мы невольно вспоминаем поучение, напутствие одного из первых писателей Руси, которое мы читали в начале учебного года. Вспомните!
— «Поучение» Владимира Мономаха (1053-1125).
— Когда он написал своё поучение? (Как выразился, «на далече пути, на санях сидя», то есть в конце жизни, будучи умудрённым большим политическим и жизненным опытом.)
— Каким человеком был Владимир Мономах?
(Это искренний, благородный, «гуманно настроенный человек, всегда помышляющий о благе своего государства». Он призывает к добру, милосердию, просвещённости. «Поучение» Владимира Мономаха было издавна любимым чтением на Руси.)
— Можно ли назвать книгу «Земля родная» близкой «Поучению»?
(Автор этой книги так же, как и князь Древней Руси, пожилой, мудрый, авторитетный человек. Советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни. Это собрание мудрости, речь доброжелательного учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками — один из главных его талантов.)
— Что сближает «Поучение» Владимира Мономаха и обращение к молодым Дмитрия Лихачёва?
(Добрые, умные наставления, советы, ненавязчивые поучения.)
— Добавлю. Интересно, что и в «Поучении» Владимира Мономаха, и в размышлениях Лихачёва сложная тема нравственного выбора человека приобретает форму простого, доверительного разговора о том, как находить согласие с окружающим нас миром.
В книге «Земля родная» учёный щедро делится с юными читателями своими размышлениями о том, что кажется важным ему самому: о смысле жизни, дружбе, культуре.
Теперь познакомимся с суждениями Лихачёва, высказанными в отдельных главах его книги, включённых в учебник (акцентное вычитывание): «Молодость – это вся жизнь», «Искусство открывает нам большой мир», «Учиться говорить и пи-
сать».
— «Молодость — это вся жизнь». Назовите основные положения статьи. (Учёный вспоминает о том, что школьником ему казалось: « … вот вырасту, и всё будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке … А в действительности оказалось иначе …)
— Как же оказалось? О чём хотел сказать учёный, о чём предупредить?
— «Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново … »
— Какие примеры в подтверждение этого приводит автор?
— Вспоминает своих родителей. «Я помню, что у моей матери самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались её школьные подруги, а когда они отходили в «иной мир», замены им не было. То же и у моего отца — его друзья были друзьями молодости».
— Почему родители Лихачёва не находили замены друзьям, ушедшим из жизни?
— «Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей — самых близких, самых нужных».
Становление характера происходит постепенно, вкусы, взгляды определяются в период обучения в школе и вузе. И в этом случае важно выбрать круг друзей.
— Согласны ли вы с такими утверждениями автора: «Радость, не разделённая с
задушевными друзьями, — не радость», «Храните молодость до глубокой старости», «и помните поговорку: «Береги честь смолоду»?
— Как вы понимаете поговорку: «Береги честь смолоду»? (Вспомним также мудрые
изречения: «Чему нежное детство бывает обучено, того и дряхлая старость не может оставить», «Что посеешь, то и пожнёшь»
Cовсем необычная глава «Не быть смешным». 8 ней говорится «о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием».
— Попытаемся разобраться, что же важно знать и делать, чтобы не быть смешным.
(Уметь сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, быть приветливым, уметь слушать, уметь помолчать, уметь пошутить, но вовремя; не быть навязчивым даже со своими дружескими чувствами, не мучиться своими физическими недостатками; уважать окружающих, быть правдивым; не быть смешным в манере одеваться.) Это, оказывается, большое и настоящее искусство, которое помогает жить в обществе.
Согласны ли вы с тем, что, чтобы не быть смешным, нужно не только умение себя вести, но и ум?
— Вчитаемся ещё раз в высказывания Лихачёва: «Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!)».
Подведём итоги:
— О чём вы задумались, что стало важным для вас после знакомства с главами книги «Земля родная»?
«Аватары», «Дозоры», детективные сериалы — именно отсюда молодёжь зачастую черпает те «ценности», которые определяют её духовный мир. «Клиповая»
культура настолько укоренилась в сознании подростков, что они не только классический роман прочесть не могут, им не под силу даже экранизацию этого самого романа до конца досмотреть. Неторопливость художественного повествования, свойственная лучшим образцам как литературного, так и кинематографического искусства, чужда поколению пехt, воспитанному на бесконечном мелькании планов.
Можно ли назвать письма Лихачёва к молодёжи путеводителем по жизни? Интересны ли его наблюдения? Чему научились мы у учёного?
— В книге отражены жизненный опыт и мировоззрение учёного; в жизни нужно
быть щедрым, нести людям добро и радость; Лихачёв учит любить жизнь, наслаждаться музыкой, искусством, красотой мира, советует всмотреться в себя, в окружающих людей, задуматься над смыслом жизни.
— Мы нашли ответы на вопросы: как не быть смешным? Как прожить долгую и
счастливую жизнь? Д.С. Лихачёв говорит также о бережном отношении к русскому
слову, учит интересоваться прошлым, любить его. Говорит о любви «к своей земле, к своей Земле».
— Злободневность книги и в том, что она заставляет задуматься над очень важными вопросами: ещё не поздно исправить себя, сохранить землю для наших потомков, а для этого нужно учиться всему доброму.
— Вы правы, ребята, поделюсь с вами ещё одной понравившейся мне мыслью
Лихачёва о живой связи времён и поколений, своеобразным ответом на вопрос: стоит ли перечитывать книги, рассматривать потемневшие от времени реликвии? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы с резными наличниками, расшитые домотканые полотенца?
В книге «Земля родная» Лихачёв ставит вопрос об исторической и культурной преемственности поколений. Он считает, что культура способна преодолевать
время, соединять прошлое, настоящее и будущее.
Без прошлого, считает он, нет будущего; тот, кто не знает прошлого, не может строить будущее. Мы убедились, как важно для нас сегодня мудрое, очищающее слово Лихачёва, человека высокой духовности.
Подлинную душевную гармонию мы ощущаем, когда рядом надёжный друг, когда любишь родную при роду, отчий край, когда мы живём по высоким нравственным нормам. Нам очень дорога мысль и о том, что источником красоты является и сам человек, от него зависит мир на Земле, сохранение её, умножение её богатств.