Лихоманка болезнь что это
Лихорадка причины, способы диагностики и лечения
Лихорадка — защитно-приспособительная реакция организма на инфекцию, реже возникает в ответ на воздействие других неблагоприятных внутренних и внешних раздражителей. Характеризуется стойким повышением температуры тела, усиленным потоотделением, ознобом, в некоторых случаях сочетается с признаками интоксикации: тошнотой, рвотой, слабостью, общим недомоганием. Свойственна широкому кругу инфекционных и воспалительных заболеваний, онкологии. Диагностическая задача заключается в выявлении причин лихорадки, выбора адекватного курса лечения.
Причины лихорадки
Лихорадка — ранний признак инфекционных заболеваний, когда другие симптомы ещё не наблюдаются. При поражении болезнетворными микроорганизмами верхних дыхательных путей (тонзиллит, ОРВИ, ОРЗ, гайморит) лихорадка продолжается от трёх до семи дней. Если высокая температура тела сохраняется дольше недели, то вероятнее всего, она вызвана злокачественными опухолями, заболеваниями инфекционно-воспалительного характера, системным поражением соединительной ткани. В основе развития лихорадки могут лежать следующие состояния:
Лихорадка может быть следствием переохлаждения, плохого питания, ослабления иммунной защиты.
Статью проверил
Дата публикации: 24 Марта 2021 года
Дата проверки: 24 Марта 2021 года
Дата обновления: 20 Декабря 2021 года
Содержание статьи
Типы лихорадки
Чаще лихорадка начинается остро с повышения температуры тела свыше 37 градусов при подмышечном измерении, и 37.8 градусов — при ректальном или оральном способе. Сопровождается ощущением жара, ознобом, мышечной дрожью в теле, слабостью, недомоганием, головной болью, феноменом “гусиной кожи”. Дополнительно может наблюдаться бледность кожи, раздражительность, суставная боль, потеря аппетита, бессонница, сыпь, приступы удушья, нарушения дыхания, рвота, тошнота.
Классификацию лихорадки проводят по разным признакам:
Методы диагностики
С целью выяснения причин лихорадки терапевт проводит всестороннее комплексное обследование пациента. В процессе диагностики важно установить вид лихорадки, источник заражения, инфекцию. Выявить конкретную болезнь, тип возбудителя, его устойчивость к антибактериальным препаратам можно с помощью данных общего и биохимического анализа крови, мочи, коагулограммы, бактериологического посева из носоглотки. В соответствии с проявлениями болезни одновременно с лабораторными анализами врач может назначить:
В сети клиник ЦМРТ диагностику причин лихорадки проводят следующими способами:
Лихорадка
К лихорадочному относится состояние пациента, температура тела которого повысилась выше 37,2°С. Такое состояние не является самостоятельным заболеванием, а расценивается как признак серьезной патологии – воспалительного процесса, инфицирования, онкологии. Реже температура тела повышается при приеме некоторых лекарственных препаратов и при тепловом ударе. Также температура может колебаться вокруг указанного значения в течение суток – снижаться ночью во время сна и повышаться ближе к вечеру из-за интенсивной нагрузки. Для здорового человека диапазон суточных колебаний обычно не превышает 0,6°С.
Классификация лихорадки
В зависимости от уровня температуры тела используют следующий способ классификации лихорадки:
Попытки справиться с повышением температуры выбираются в зависимости от ее уровня. Для субфебрильной температуры вмешательство не рекомендовано. Исключение – патологии, когда даже незначительный рост температуры доставляет пациенту ощутимые неудобства. По мере повышения параметра необходимо принять меры для его стабилизации. Тем более что в подавляющем большинстве случаев симптомы лихорадки указывают на серьезную проблему в организме, на которую он реагирует попыткой уничтожить причину за счет высокой температуры или победить ее за счет выработки антител. Даже если температуру удалось снизить, необходимо обратиться за медицинской помощью и пройти рекомендованную диагностику, чтобы уточнить причину лихорадки и ответной иммунной реакции.
Симптомы
При незначительном повышении температуры человек не ощущает неудобств и продолжает вести привычный образ жизни. Редко может возникать чувство дискомфорта из-за разницы температур и чувство тяжести в области головы. При повышении температуры до 38,0 °С и более появляются характерные «лихорадочные» симптомы:
У детей может наблюдаться различное течение лихорадочного процесса. Для «красной» лихорадки характерно незначительное ухудшение состояния, сохранение комфортной температуры конечностей и относительно стабильное самочувствие. При «белой» лихорадке ребенок становится вялым, его кожа бледнеет и приобретает синюшный оттенок, пульс становится чаще, а артериальное давление — выше.
Диагностика
Уточнить уровень температуры тела можно с помощью измерения медицинским термометром ртутного или электронного вида. Его располагают в подмышечной впадине таким образом, чтобы плечо плотно прилегало к груди, и внутри впадины сохранялось герметичное пространство. У детей и ослабленных пациентов руку с градусником следует придерживать. Продолжительность измерения составляет около 10 минут. Оценивая фактический показатель, следует ориентироваться на уровень 36,4—37,2°С – температура в указанном диапазоне считается вариантом нормы.
При измерении температуры у маленьких детей используют специальный ректальный термометр, предназначенный для измерения температуры тела через задний проход. Однако у этого метода есть несколько противопоказаний. Это анальные трещины, выраженные геморроидальные узлы и воспаления прямой кишки, что исключает любое дополнительное травмирование слизистой. Измерение проводится при положении пациента на боку, с прижатыми к груди коленями. Термометр вводится в задний проход таким образом, чтобы измерительный наконечник полностью вошел внутрь. Для получения нужного параметра достаточно 2-3 минуты, а нормальным считается диапазон 37,1–37,9°С.
Установление факта лихорадочного состояния – лишь часть диагностических мероприятий. Врачу необходимо выяснить, что вызвало повышение температуры тела. Для уточненной диагностики лихорадки пациента направляют на:
Способы лечения лихорадки
Стабилизация температуры тела и лечение при лихорадке осуществляется следующими методами:
При повышении температуры после теплового удара следует принять меры по ее снижению. Для этого пациента обтирают прохладной водой, дают пить большое количество чистой воды, обкладывают пузырями со льдом и делают обертывания.
Диагностика и лечение лихорадки в клинике АО «Медицина» в Москве
Если признаки лихорадки наблюдаются в течение нескольких дней без других видимых симптомов, рекомендуется отказаться от самолечения и обратиться за медицинской помощью. Получить ее можно в клинике АО «Медицина» в ЦАО Москвы, где имеется собственный диагностический центр и амбулатория для прохождения назначенных процедур. Пациенты клиники неизменно получают внимательное отношение, возможность сэкономить время и деньги на прохождение исследований, а также – гарантию безопасности и конфиденциальности личной информации. Запись на прием осуществляется по телефону или на сайте центра.
Вопросы и ответы
Как проявляется лихорадка?
Основной признак лихорадочного состояния – повышение температуры тела выше отметки в 37,2°С, если ее измерение выполнено в подмышечной впадине. Это указывает на активную реакцию организма на одно из опасных состояний – попадание внутрь возбудителя инфекции, отравление и последующую интоксикацию, переохлаждение или перегрев. Прочие симптомы заболевания проявляются в зависимости от причины лихорадки. Патология не является «самостоятельным» состоянием, а лишь сопровождает течение заболевания, указывая на иммунный ответ организма.
Чем опасна лихорадка?
Длительное повышение температуры тела при отсутствии медицинской помощи может вызвать целый набор серьезных осложнений. Это перегрев, обезвоживание организма, нарушения в работе дыхательной системы и сердечной мышцы, изменения в составе крови, сбои в системе ЖКТ. Нередко возникают фебрильные судороги и появляются признаки токсического поражения мозга. Также у пациента наблюдается слабость, нарушение координации, сильная головная боль и прочие признаки, указывающие на необходимость экстренного медицинского вмешательства.
Как быстро справиться с лихорадкой?
Снизить температуру тела до нормального состояния без вреда для организма помогают постельный режим, прием жаропонижающих препаратов, обильное питье и обтирания. Прочие медикаментозные средства и манипуляции назначаются в зависимости от вида лихорадки и причин, вызвавших болезненное состояние. Считается, что температуру ниже уровня 38°С сбивать не следует, чтобы не нарушить процесс формирования антител и иммунную реакцию организма.
Что такое геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Александрова Павла Андреевича, инфекциониста со стажем в 13 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС) — это группа острых инфекционных заболеваний, вызываемых хантавирусами из семейства Bunyaviridae, которые поражают мелкие сосуды всего организма, вызывают расстройства свёртывающей системы, нарушают кровообращение и работу почек. Клинически проявляется в виде общей инфекционной интоксикации, воспаления соединительной ткани почек, не поддающегося лечению антибиотиками, и геморрагического диатеза (повышенной кровоточивости тканей). В зависимости от формы заболевания летальность колеблется от 1 % до 15 %.
Синонимы: дальневосточная или корейская геморрагическая лихорадка, геморрагический нефрозонефрит, скандинавская эпидемическая нефропатия и др.
Этиология
Таксономия возбудителя болезни:
Определение ГЛПС как вирусной болезни было предложено советским бактериологом, вирусологом и иммунологом А. А. Смородинцевым в 1944 году. Сам вирус был выделен от животных южно-корейским учёным Н. W. Lee в 1976 году, от человека — в 1978 году.
Вирусные частицы представляют собой образования округлой формы диаметром 90-130 нм. Они имеют липидную оболочку с выступами (гликопротеиновыми шипами), содержат одноцепочечную РНК. Геномом кодируются: РНК-зависимая РНК-полимераза, нуклеокапсидный белок N, поверхностные глипопротеины GN GC. В зависимости от вида вируса имеется различное количество открытых рамок считывания, кодирующих неструктурные белки. Проникновение вируса в клетку хозяина осуществляется путём прикрепления к её поверхности с помощью специфических белков G.
Интересен тот факт, что мутации хантавирусов при репликации проходят параллельно с эволюционными изменениями их природных носителей (грызунов).
Эпидемиология
Все перечисленные возбудители также могут циркулировать повсеместно в незначительной концентрации.
Заболевание является природно-очаговым зоонозом, т. е. встречается на определённых территориях, где есть основной источник инфекции — дикие мышевидные грызуны:
В городах незначительная роль отводится домовым мышам и крысам. Сами грызуны, как правило, являются бессимптомными вирусоносителями (вирусные частицы выявляются у них во всех средах организма, но больше — в лёгких).
Заражение грызунов происходит при контакте между собой, в основном через слюну воздушно-капельным путём. Человек в основном заражается через мочу и фекалии грызунов, содержащие вирус.
Механизмы передачи вируса :
Человек обычно не является источником инфекции, для окружающих не заразен (случаи заражения крайне редки и наблюдаются только в лаборатории).
К заболеванию восприимчивы все люди, чаще всего болеют мужчины активного возраста, связанные с определёнными профессиями или образом жизни (фермеры, ассенизаторы, трактористы, лесники, геологи, дачники, работники промышленных предприятий). Дети, женщины и пожилые люди болеют значительно реже в связи с меньшим контактом с источниками вируса в природной среде и особенностями иммунитета (если человек уже контактировал с вирусом).
Сезонность — летне-осенняя, раз в 3-4 года заболеваемость увеличивается из-за активизация грызунов, обитающих рядом с людьми.
Симптомы геморрагической лихорадки с почечным синдромом
Инкубационный период составляет от 4 до 49 дней. В среднем он длится 2-3 недели. Его продолжительность зависит от вида возбудителя, дозы попавшего в организм патогена, места проникновения, иммунореактивности организма и др.
Подавляющее большинство случаев протекает под маской лёгкого и среднетяжёлого ОРЗ в виде непродолжительной остролихорадочной формы и, как правило, не распознаются.
Начало заболевания (лихорадочный период) обычно острое, иногда наблюдается небольшая продрома в виде познабливания, ломоты в теле, повышения температуры тела до 37,5-38°С. Появляется лихорадка с быстрым нарастанием температурной реакции до максимальных цифр (38-40°С), которые держатся в течение 5-11 дней. Колебания температурной кривой не имеют каких-либо особенностей. Больных беспокоит озноб, выраженная головная боль, ломота и боли в мышцах и суставах, сухость во рту и жажда. Быстро нарастает слабость, потливость, адинамия. Может возникнуть небольшой кашель.
Внешний вид больных : гиперемированная (покрасневшая) верхняя половина тела, инъецированные красноватые склеры (белки глаз), возможна пятнистая энантема мягкого нёба (появление мелких пятен). При прогрессировании болезни появляется петехиальная сыпь (мелкие кровоизлияния) в области туловища, внутренней поверхности плеч и местах уколов, возможны небольшие носовые кровотечения. При сдавливании тканей и щипках в этих местах появляется геморрагическая сыпь.
Со стороны сердца отмечается относительная брадикардия, артериальное давление немного снижено. У чувствительных людей может возникнуть дискомфорт в поясничной области. К концу лихорадочного периода начинает снижаться количество отделяемой мочи (диурез) и частота мочеиспускания.
Внешний вид пациента изменяется : гиперемия лица и верхней части туловища сменяется бледностью, нарастает геморрагический синдром: возникают массивные кровоизлияния в склеры, длительные носовые кровотечения, любое прижатие ткани вызывает выраженную геморрагическую сыпь. Возможно развитие кишечного кровотечения.
Ведущим расстройством олигурической стадии является прогрессирующее снижение количества отделяемой мочи вплоть до анурии (полного её отсутствия). В это время наиболее часто развиваются осложнения и летальные исходы.
Признаки потенциального развития тяжёлой формы болезни :
ГЛПС у беременных
Заболевание протекает несколько тяжелее, чаще переходит в тяжёлую стадию и повышает риск осложнений. Оно способно привести к развитию дистресс-синдрома лёгких, тромбоцитопении и повышению уровня печёночных трансаминаз.
Патогенез геморрагической лихорадки с почечным синдромом
Входные ворота — эпителий дыхательных путей, желудочно-кишечный тракт и повреждённая кожа. В месте проникновения вируса никаких изменений не наблюдается. По кровеносным сосудам патоген распространяется в организме, накапливаясь в клетках макрофагальной ткани, не вызывая при этом никаких симптомов.
По истечению скрытого периода заболевания происходит массивная вирусемия — выход и циркуляция вируса в крови. Она сопровождается активацией иммунной и гормональной систем, которые запускают синтез провоспалительных цитокинов. В результате прямого повреждающего воздействия вируса и иммунопатологических сдвигов повреждается внутренний слой мелких сосудов («излюбленное» место поражения вируса), развивается повышенное слипание тромбоцитов и клеточных элементов, вследствие чего нарушается текучесть крови. Такие изменения приводят к нарушению микроциркуляции, спазму мелких сосудов и нарушению работы органов. Одновременно с этим начинается образование патологических иммунных клеток (аутоиммунная агрессия).
При прогрессировании болезни расстройства микроциркуляции усиливаются, что приводит к системному расстройству гемодинамики, нарушается кровоснабжение органов, нарастает гипоксия, увеличивается кислотность (ацидоз), повреждается структура и функции жизненно важных органов (отёки, кровоизлияния, дистрофия, некроз).
Наиболее выраженные поражения наблюдаются в почках — нарушается микроциркуляция, повышается проницаемость стенки сосудов, на базальной мембране клубочков осаждаются патологические иммунные комплексы. Это ведёт к отёку промежуточного вещества, дистрофии, пропотеванию фибрина и белка в просвет канальцев почек и их обтурацией (закупоркой) — нарушается фильтрация, нарастает ишемия ткани почек и возникает некроз. Это приводит к уменьшению количества отделяемой мочи, нарушению водно-электролитного баланса, уремической интоксикации и ацидозу. Чем тяжелее процесс, тем больше объёмы поражения, что может привести к летальному исходу.
Классификация и стадии развития геморрагической лихорадки с почечным синдромом
В Международной классификации болезней (МКБ-10), заболеванию присвоен код A 98.5.
Выделяют три степени тяжести:
Осложнения геморрагической лихорадки с почечным синдромом
Специфические осложнения ГЛПС :
Неспецифические осложнения ГЛПС — воспалительно-гнойные процессы:
Диагностика геморрагической лихорадки с почечным синдромом
К методам диагностики ГЛПС относятся:
Дифференциальная диагностика
Большинство случаев болезни проходят в лёгкой и среднетяжёлой форме, поэтому, как правило, не распознаются, ошибочно принимаясь за начальный период ОРЗ. Также ГЛПС можно спутать с другими заболеваниями:
Лечение геморрагической лихорадки с почечным синдромом
Лёгкие и многие формы среднетяжёлых случаев болезни лечат дома или в отделении ОРЗ стационаров как нераспознанные случаи. Часть среднетяжёлых и тяжёлых случаев подлежат госпитализации в инфекционные стационары с наличием отделения реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ), при отсутствии инфекционного стационара — в общетерапевтический. Транспортировка должна осуществляться без тряски, так как есть риск разрыва почек.
Режим — постельный, до прекращения выраженной полиурии:
Показана механически и химически щадящая диета с достаточным количеством соли. Наиболее подходит диета № 4 по Певзнеру. Необходимо контролировать уровень потребляемой жидкости. В начале болезни, когда функция почек сохранена, показано обильное питьё. В фазу олигоанурии нужно строго следить, чтобы количество потреблённой жидкости не превышало объёма выведенной более чем на 700 мл. В разгар болезни нужно исключить продукты, богатые белком (мясо, рыбу, бобовые) и калием (овощи, фрукты, сухофрукты, картофель). В период выздоровления их нужно включить в рацион. Голодать нельзя, так как оно усиливает распада белка и увеличивает уровень мочевины в крови (азотемия).
Специфической противовирусной терапии прямого действия на сегодняшний день нет. В ранние сроки болезни при среднетяжёлых и тяжёлых формах возможно применение препарата общевирусного действия ( рибавирина ) коротким курсом.
В период выздоровления показано использование общеукрепляющих средств и адаптогенов: минеральных препаратов (например глюконат кальция ), витаминных комплексов и растительных экстрактов (например элеутерококка ).
Сроки выписки пациентов :
Прогноз. Профилактика
При лёгких формах и большей части среднетяжёлых форм прогноз благоприятный: через 3-6 недель наблюдается полное выздоровление. При части среднетяжёлых и тяжёлых формах процесс восстановления может занять месяцы, иногда годы, возможно стойкое нарушение функции некоторых органов (в основном почек). При развитии осложнений нередки летальные исходы (в основном при ГЛПС, вызванной вирусом Хантаан).
Профилактика ГЛПС на современном этапе включает в основном неспецифические мероприятия:
Лихоманка болезнь что это
В народных верованиях лихорадка или лихоманка — это болезнетворный дух, а так же лихая баба. Их, сестер Иродовых, согласно поверьям, было двенадцать. Кроме самой лихоманки, были еще: трясучка, гнетуха, желтуха, бледнуха, ломовая, маяльница, знобуха, знобилка, ворогуша, невея, синяя, безыменная. Много было и других названий для лиходейных женских духов. Отчего же их считали дочерьми царя Ирода? Об этом существовало предание, что будто бы, когда дочери Ирода пришли на могилу Иоанна Предтечи, внезапно разверзлась у них под ногами земля и поглотила их. С тех-то пор Иродовы дочери и служат Сатане, и он посылает их мучить людей. Существовали и другие рассказы на эту тему. Скажем, такой: «Однажды Иоанн Креститель шел по дороге и повстречался с семьюдесятью семью девицами. Все они были одеты в дорогие платья, а Иоанн Креститель был одет только в верблюжью шкуру. Увидели это семьдесят семь девиц и принялись насмехаться над Иоанном Крестителем. Тогда он остановился и спросил их: «Что вы за девы и куда идете?» — На это девы отвечали, что они — дочери царя Ирода и идут купаться. Иоанн Креститель сказал им: «За то, что вы надо мною насмеялись, будьте вы, анафемы, трижды прокляты! И пусть в вас вселится болезнь, которая будет вас трясти, корчить, ломать, знобить, сушить. И где только вы ни появитесь, от вас все люди будут болеть, и будут проклинать вас. Не умрете вы до скончания века и будете невидимо ходить меж людей и мучить их; люди же будут вечно за то вас клясть».
Конечно, это поздняя, христианская, версия происхождения лихорадок, мучивших людей с древнейших времен.
По замечанию замечательного русского этнографа Дмитрия Константиновича Зеленина, некоторые народные переделки заимствованного книжным путем сказания ушли очень далеко от подлинника, «что лишний раз доказывает глубокую жизненность этого апокрифа, давно сделавшегося живым народным преданием».
Так, забайкальцы рассказывали, что лихорадки — это «женщины, проклятые своими родителями; они шатаются по миру и мучат людей».
Александр Потебня видел в девах-лихорадках дочерей древней могущественной богини, распоряжающейся плодородием, жизнью и смертью людей, способной и спасти, и погубить.
В русских народных поверьях XIX—XX веков прослеживаются представления о двенадцати пятницах, предшествующих большим годовым праздникам. Почитание двенадцати пятниц связано с почитанием Параскевы-Пятницы, древней Мокоши. По поверьям, для избавления от лихорадок необходимо поститься в пятницу, предшествующую Троице или Успению, или вообще каждую пятницу: «Кто постится по пятницам, у того лихорадки не будет никогда».
Возможно, люди увидели сходство с дочерями Ирода (в народном православии символ злодея) — плясуньями (Ирод приказал отрубить голову Иоанну Крестителю в награду за танец Иродиады, своей падчерицы), а лихорадки тоже заставляли больного человека «плясать», трястись от внутреннего жара или холода.
Старшая сестра посылает младших в мир людей, куда они летят на крыльях и несут с собой болезни.
В народных заговорах,знахарки,выступая от имени лихорадок,называли их по именам. Например: «Мне есть имя Трясея. Не может тот человек согреться в печи… мне есть имя Огнея. Как разгорятся дрова смоленые в печи, так разжигает во всяком человеке сердце… мне есть имя Ледея. Знобит род человеческий…мне есть имя Гнетея. Ложится у человека в ребре, как камень, вздохнуть не дает, охнуть не дает…мне есть имя Хрипуша. Стоя кашлять не дает, у сердца стоит, душу занимает, исходит из человека с хрипом…мне есть имя Глухея. Та ложится у человека в голове, и уши закладывает, тот человек бывает глух… мне есть имя Ломея. Ломит у человека кости, и главу, и, спину, как сильная буря сырое дерево… имя мне Перемежающаяся и Дневная. Мучаю ежедневно, двухдневно, трехдневно, четырехдневно и недельно…имя мне есть Переходная. Перехожу у человека по разным местам с места на место, ломлю кости, спину, поясницу, главу, руки, ноги; ною, сверблю, мощу, ложусь у человека под ребром, у сердца, поясницей в боку, в живот… сушу, крушу человека, тоску, скуку, печаль, заботу, невеселие творю…имя мне Скорбная.Человеку разные немощи, недуги, хворости, убожества, вред, скорби и болезни всякие творю внутрь и наружи…имя мне есть Пухлая. Раздуваю и разростаю брюхо, как пузырь говяжий, ноги и все тело опухает и отекает…имя мне есть Причудница. В человеке сижу, прячусь, Когда меня выгоняют, через долгое время опять отрыгаюсь, хочу всего, пить и есть хочу, а иногда не хочу».К ним добавлялись и олицетворения неведомых хворей: «Мне есть имя Тайная. Разные скорби и невиданные творю… никто не может меня познать и доведаться, а от болезней мной творимых никаких лекарств и снадобий не найти».
По поверьям Пермской губернии, лихорадка Кашлея вызывает бронхит, Душлея — одышку, Сонлея — кому (название болезни на греческом означает «глубокий сон» характеризующееся полной утратой сознания, нарушением кровообращения, дыхания, обмена веществ, отсутствием рефлексов. Наблюдается при инсульте, сахарном диабете, гепатитах, уремии, эпилепсии, отравлениях, в том числе, алкоголем), Синея — сифилис, Пухлея — водянку, Секея — ревматизм.
В заговоре XVIII века перечисляются лихорадки: трясея, огнея, гледея, авва-ракуша, хрипуша, пухлея, желтея, авея, немея, глухея, каркуша,а в заговоре XIX века, записанном на Владимирщине, к ним добавляются: огнея, гнетея, знобея, ломея, пухлея, скорохода, трясуха, дрожуха, говоруха, лепчея, сухота и невея.Называются они и по именам: Синя, Легкая, Трясуница, Желтуница, Мученица, Огненная, Акилед, Временная, Безименная, Осенняя, Листопадная. Есть и лихорадка розея (в отличие от желтей); а также зовея, леденея, кашлюнья, костоломная. По большей части их имена — это названия тех страданий,которые они доставляют людям.На Русском Севере одну и ту же лихорадку называли то желтухой,то бледнухой,то трясухой,то гнетухой,а еще: ломовой, маяльницей, знобухой, трепухой,ведь больные от нее желтеют,бледнеют,их трясет,настроение у них и дух угнетены,кости ломит,люди маются,их знобит — треплет. Кроме того, желтуха — известная болезнь,гепатит А; бледнуха — малокровие.
При лихорадке «железной» больной неподвижен, при смертно-здравной — неисцелим.
Вместе с тем, люди очень неохотно ругали и обзывали лихорадок,лишь когда те сильно допекут.Часто их именовали добрыми, и даже ласковыми, словами:гостья,благая, добруха, подруга, сестрица, матка, тетушка, тетка,кума.В одном заклинании Приаргунского края, Забайкальской области попадается весьма любезное обращение: «Родимые огневицы и родимые горячки!» Нередко язык заговоров величает лихорадку по имени и отчеству — Марьей Иродовной.
Большое количество лихорадок и нарекание их ласковыми именами объясняются верованием,о котором писал ученый-славист Александр Афанасьевич Потебня: «Когда у лихорадок много дела, то они, перелетая от одного к другому, не так долго трясут и дают отдыхать болящим, а в самые недосуги приходят через день, через два и три».
В полном согласии с этим верованием Владимир Иванович Даль приводил народную пословицу: «Лихорадка — не матка: треплет, не жалеет». Так что уж лучше ее назвать матерью или кумой,авось пожалеет.
Случалось также, что крестьянин, боясь назвать лихорадку по имени, употреблял местоимение „она». Очевидно, это делалось из страха,что стоит ее назвать по имени,как она тут же откликнется и прибудет. Многие приведенные имена лихорадок так же являются заменой. Например, как русские,так и буряты,жившие в Забайкальской области,считая величайшим грехом сказать слово «лихорадка»,предпочитали называть ее весновкой, даже если она свирепствовала осенью.
Лихорадка иногда накидывалась на человека прямо, а иногда лишь на того, кто отозвался ей; на того, кто «сругался не в час», напился воды, не благословясь. Она оборачивалась мухой, соринкой и попадала в пищу.
Народ не ограничивается одними лишь легендарными сказаниями о лихорадках, а уделяет им место как в лубочных картинах, так и в иконографии. Крестьяне заказывают написать иконы для избавления от болезней и несчастий. Прежде были в ходу лубочные картины, между которыми особенным успехом пользовалось «Сказание о святых, каковые благодати исцеления от Бога даны, и когда память их». Очень распространена также икона святого Сисиния с двенадцатью лихорадками, такого содержания: вверху, на облаках, благословляющий Господь, перед ним, внизу, святой Сисиний и мученица Фотиния, под ними, как бы в пропасти, двенадцать нагих, с распущенными волосами (иногда — с крыльями) женщин, которых поражает копьем святой Архистратиг Михаил. Такие образа заказывались часто потому, что многие на Руси страдали от лихорадок.
Существовали настенные изображения святого Сисиния и лихорадок. Например, они были на паперти Тихвинской церкви в Вязниковском уезде Владимирской губернии.
Ученые в XIX веке писали о том,что люди: «для избавления от лихорадок покупают у разносчиков иконы с изображением двенадцати неодетых дев-лихорадок, которых архангел Михаил всех гонит, железным прутом, в бездну адскую».
Вообще, традиция изображения лихорадок имеет давние корни.В древнерусской иконописи до конца XVII века было распространено изображение двенадцати трясовиц: они изображались в виде женщин, нередко обнаженных, с крыльями летучей мыши. Отличительный характер каждой из них означался разными красками: одна — вся белая, другая — желтая, красная и так далее.
Часто в заговорах говорится,что лихоманки,подобно русалкам,обитают в воде,в Море-Океане,в пучине, откуда и выходят устрашающей вереницей.
В поверьях многих областей России — Курской, Воронежской, Пермской и других, сестры-лихорадки, также обитают в воде, но уже в конкретном, а не сказочном, месте, в реальной реке, озере, ручье,а то и колодце. Так,в рассказе, записанном в Мурманской области, «болезнь пристает из реки девочкой».Опасаясь заболеть лихорадкой, крестьяне Пермской губернии весной старались реже переправляться через реки. Существует рассказ,по которому святой Авксентий нашел лихорадок в глубоком колодце, где они плясали и кричали в воде. Божий угодник перекрестил колодец и заключил там лихорадок, но они попросились на свободу, сообщив от себя заговор. Авксентий, добрая душа,отпустил их.
Иногда лихорадки считались наказанием Божьим грешникам.Во всяком случае,они так сами о себе заявляли: «Мы пришли в мир мучить род человеческий, аще кто из вас упивается вином или кто заутреню просыпает и Богу не молится часто с усердием, и праздники Божии не чтит, а блуд творит, не чист востает и рано пьет, тот нам угодник, того мы и мучим».
Нередко лихорадок так же представляли обитательницами лесной чащи, болота или подземелья. Например,согласно поверьям Костромской губернии, лихорадки живут в дремучем лесу,а крестьяне Тульской губернии считали, что лихорадки,сами не появляясь, «наводят» существа, появляющиеся из-под земли в полдень или на заходе солнца.
«На сухой лес будь помянуто!» или «на лес сказано!» — обычная русская заклинательная формула, которая вставляется во всякий разговор о болезни, во избежание того, чтобы болезнь не пристала к здоровому собеседнику. «На лес» — это означает,что пусть там и остается,где живет,а не является к людям.
С крестьянской точки зрения, девы-лихорадки особенно опасны в конце зимы и весной, а также на закате солнца. 15 января, в Сильвестров день, в некоторых губерниях России было принято «заговаривать лихоманку», т. е. изгонять лихорадку. Крестьяне уверяли, что: «Сильвестров день гонит лихоманок-сестер за семьдесят семь верст».Считалось, что 15 января лихорадки, выгоняемые из ада морозом, лезут в дома, «ищут пристанища по теплым избам, где всегда есть люди виноватые». Их «вымывали» с помощью воды, настоянной на четверговой соли (соли, приготовленной в Чистый четверг), золе из семи печей и земляном угле, выкопанном из-под чернобыльника (чернобыл, чернобыльник или просто чернобыль — растение,крупный вид полыни. Корень этого растения использовали как лекарство от падучей,эпилепсии) в Иванов день.
Как и многие нечистые духи, лихорадка боится чертополоха, подвешенного в избе под потолком (чертополох — колючая, сорная трава,другие ее названия — мурат, мордвин, татарин, осот, волчец, репец, бодяк). |
Особо отмечен в крестьянском календаре день Тарасия-кумошника, 10 марта. Начиная с этого времени жители ряда губерний России избегали спать днем, чтобы не «наспать кумоху», то есть, дабы не заболеть лихорадкой.
Чтобы избавиться от лихорадок, их старались задобрить, угостить. Например, пекли двенадцать пирожков, шли с ними на перекресток улицы или в лес и клали там пирожки в салфетке, с приговором: «Вот вам, двенадцать сестер, хлеб-соль, полноте меня мучить и отстаньте от меня» Или двенадцать пирожков из коры разных деревьев бросали на перекресток, говоря: «Двенадцать сестер, берите все по пирожку и не ходите к больному!»»
В Воронежской, Курской губерниях брали в левую руку горсть пшена, шли к реке и, оборачиваясь к ней задом, говорили: «Лихорадки, вас семьдесят семь, нате вам всем!» — после чего через голову бросали пшено в реку.
Вместе с тем, во многих областях России был популярен сюжет, развивающий представление о необходимости морить лихорадку голодом, то есть, соблюдать во время болезни диету. Об этом вот что рассказывали. Как-то во время весеннего разлива муж одной больной крестьянки, возвращаясь с мельницы, увидел на берегу реки отвратительную женщину, сидящую на железном стуле и выслушивающую донесения своих сестер-лихоманок. Мужик прислушался: одна из них сообщила,что поселилась в доме знатного барина, где ее приняли очень радушно, дали мягкую постель и вдоволь сладкого, поэтому она просила позволения там остаться. Другая докладывала, что она живет у бедняка, где ее морят голодом, ничего не дают, кроме черного хлеба,а постелью ей служит пучок соломы. Эта желала пробраться в дом побогаче. Третья говорила: «Мне хорошо, меня приютила жена крестьянина (она назвала имя подслушивавшего крестьянина), молока и яиц там много». Мужик побежал быстрее домой и, положив жену на солому, ничего не давал ей «опричь черного хлеба». Вскоре лихорадка улизнула восвояси,то есть.жена крестьянина выздоровела.
Иногда ее пытались выгонять розгами или бранью. Будто бы некогда жил в Оренбурге некий казак,который излечивал от лихорадки тем,что сек больного розгами. Даже губернатора таким образом избавил от напасти.А еще рассказывали,что «в селе Турзовке, Петровского уезда Саратовской губернии проживал оригинальный знахарь, который лечит от лихорадки руганью. Когда приходил к нему больной, знахарь — отставной солдат — начинал ругать его отборною площадною бранью в течение часа и более». Говорят,помогало.
С целью изгнания лихорадки,прибегали к различным магическим обрядам. Родственники больного относили его одежду в лес или на перекресток и оставляли там со словами: «Это не твое, не хватайся, а коли возьмешь, так и майся!»
Необходимо было так же срезать у больного пучок волос на лбу, на затылке и обоих висках, срезать ногти у пальцев рук и ног, связать все в узелок и выйти из дома «вперед запятками» (то есть, задом наперед), дойти до перекрестка дорог, узелок перекинуть через плечо и три раза сказать: «Откуда пришла, туда иди». Тогда лихорадка перейдет на поднявшего узелок.
Иногда лихорадку-гостью пытались обмануть, спрятаться от нее, например запершись в подвале дома, переодевшись и даже сообщив, что опасающийся приступа человек ушел. Для этого писали под окнами и над дверьми: «Дома нет!» или «Нет дома рабы Божьей Натальи».
Можно было отбоярится от лихорадки и другими письменами,не обязательно вразумительными. Писали на яблоках,на хлебных корках будто бы по-гречески или просто какие-то несустветные имена «Азия,Озия,Елазия»,которые ничего не значили. Яблоки с этими письменами клали за иконы на три дня,потом доставали и съедали. Наверное,расчет был на то,что лихорадка подвится странности поведения людей,пожмет в недоумении плечами и отправится к «нормальным» людям,чтобы мучить их.
В ходу были так же разные амулеты. На нательном крестике с оборотной стороны писали «крест бесом язва» или «крест трясовицам прогнание». Достаточно часто в ладанках (или рядом с шейным крестом) помещались предметы, имеющие весьма малое отношение к христианской религии, но наделяемые способностью отгонять и уничтожать болезнь, — земля, тайно принесенная с кладбища, змеиные шкурки и другие колдовские атрибуты.
Важную роль играли почки вербы,освещенные в Вербное воскресенье. Действенным средством от болезни считалась также растворенная в воде зола из церковного кадила.
По поверьям юго-запада России, чтобы излечиться от лихорадки, нужно Страстной свечой выжечь крест на потолке, соскрести с него сажу, насыпать в «свячену (освященную в церкви) воду» и выпить.
В одном из рассказов, записанных в Олонецком крае, колдун изгоняет лихорадку с помощью змеи. В деревне Югозере заболел один мужик лихорадкой и отправился к колдуну подлечиться. Колдун положил его спать в амбар и под соломенную настилку, на которой должен был почивать больной, положил змею, спрятанную в голенище. Хотел больной заснуть, но не может; является к нему белая женщина и говорит: «Уйди, зачем ты сюда пришел? Если не уйдешь, я убью тебя!» Испуганный мужик побежал к колдуну. Колдун объяснил ему, что лихорадка стращает и гонит его для того, чтобы в нем остаться. Затем привел мужика на прежнее место и велел лежать. Причем, говорил нарочно громко, чтобы лихорадка слышала. Пригрозил даже, что он выпорет мужика розгами, если он осмелится встать. Испуганная предстоящею поркою, лихорадка удалилась.
По сообщению Владимира Даля, от лихорадки помогало ношение сухой лягушки в ладанке. А в Пензенской губернии носили на шее шкурку летучей мыши, змеи или ужа. На Урале действенным средством от болезни считалась положенная под голову живая летучая мышь; лихорадящих пугали летучей мышью или вешали сушеную летучую мышь им на грудь. Кроме змеи, лягушки, летучей мыши в привесках и ладанках могли использоваться засушенные головастики, шкурки белок и зайцев, головки или крылышки водяных воробьев, земляные черви, засушенные свиные мордочки, пауки. Так, рекомендовалось положить паука в две половинки грецкого ореха и носить его на шее, а когда лихорадка пройдет — бросить его в проточную воду.
В некоторых районах России срезанные волосы и ногти больного вкладывали в клешню живого рака и отпускали его с приговором: «Плыви, раче, водою, бери трясцы за собою» (рекомендовалось так же «настоять рака в вине», а затем пить этот настой).
Болезнь пытались отправить восвояси — назад в воду, с помощью липовой коры. Для этого, взяв кусочек коры, произносили над ней: «От раба Божьего (такого-то) отстань, лихорадка, и плыви вдоль по реке». После чего кору на три дня помещали под матицу (балку,на которой держался потолок в избе), а затем бросали в воду, трижды повторив тот же приговор.
Можно было «утопить» лихорадку. Для этого больной должен выкупаться в одежде и оставить ее в воде. Это и означало «топить лихорадку». Одежду самому из воды брать нельзя, иначе лихорадка вернется:кто вытащит платье, к тому перейдет лихорадка.
В Чебоксарском уезде лихорадящие умывались водой из Волги, принесенной в кувшине, в то время, когда весной тронется лед.Считалось полезным купаться в полночь.
Наряду с выносом и смыванием — передачей болезни, широко практиковалось ее «зажимание» (заколачивание). Крестьяне Саратовской губернии «зажимали» лихорадку — «переносили» ее на тряпочку,а затем зажимали в расщелине молодого дубка.
Практиковались и другие способы избавления от лихорадки — их было великое множество, всех и не перечислить. Так народ спасался от полузабытых крылатых богинь,несущих в наказание за непростительную забывчивость болезни,пусть и не смертельные,но очень неприятные.
Весенница или даже Весна — весенняя лихорадка. Говорили: «Весна трясет» или «Веснуха пристала».Весенница — это название весенней перемежающейся лихорадки, «пристающей», привязывающейся преимущественно к спящим и именуемой также «кумоха», «тетка», «подруга».В Пермской губернии веснуха — женщина, которая является к спящему и целует его, вызывая заболевание. Веснуха-кумоха была особенно опасна в марте. Чтобы не пристала лихорадка, с 10 марта (со дня Тарасия-кумошника) старались не спать днем. Крестьяне говорили: «Кто спит под вечер на Тараса, наспит кумоху». Полагали также, что все сидящие до того на цепи лихорадки срываются весною. От веснухи оберегала высушенная летучая, мышь, которую прикрепляли к ладанке и подвешивали на кресте. Чтобы избежать заболевания, старались в это время меньше ездить на лошади и не пересекать рек.В Тульской губернии страдающих весенней лихорадкой начиная с 28 апреля поили березовым соком. Во многих районах России верили, что вода из собранного 1 марта снега вылечивает лихорадки, особенно весенние. Жители Забайкалья полагали, что от лихорадки-веснухи помогает растворенная в воде земля, взятая в ночь на Иванов или в Иванов день (7 июля) из-под монастыря Святого Варлаама.
Кума — лихорадка, лихо, черт. Куряне говорили: «Что у тебя за болезнь? — Да кумаха-ворогуша». Ее отсылали прочь словами: «А ты, кума, покинь меня, по сей день, по сей час, по сию минуту». Лихорадка, представляемая в облике женщины, которая «трясет» человека.
Оспа Ивановна — женский вредоносный дух,вызывающий это заболевание. Пермяки говорили: «Оспица болезнь раньше была; она выболит и корявый человек будет. Оспица-то истычет все лицо».В поверьях Орловской губернии, оспа — безобразная женщина с воловьими пузырями вместо глаз; у нее на языке яд: кого облизнет, тот заболевает. В Сибири оспу почитали за нечистого духа, который бродит по свету и питается мертвыми телами. В Воронежской губернии оспу и чуму представляли в облике молодых женщин.
Холера — дух болезни холеры. «Для избавления от холеры по три зари вечерних и по три утренних обмывают петухов».Холеру, почитая ее живым существом, в некоторых районах России представляли: приходящей в село чужой бабой, летающей по воздуху женщиной, черной птицей,старухой со злобным, искаженным лицом (на кого взглянет — тот болеет) или вообще чудовищем. Холера считалась одной из самых опасных, «ядовитых» болезней: «В холеру и лягушка не квакнет».
Ворогуша или Врагуша — лихорадка,а так же колдунья, ворожея.В Воронежской губернии проклинали такими словами: «Трясцы тебя затряси, ворогуша тебя схвати»,вятичи в таких случаях говорили: «Ворогуша бы тебе!».
Владимир Даль писал о ней: «Ворогуша — лихорадка, веснуха, трепалка, лихоманка, тетка; это одна из сорока сестер Иродовых, посланных на муку человека». Ее название происходит от слова «ворожить»,то есть,колдовать.Считалось,что ворогуша может наворожить лихорадку.
В Олонецком крае ворогушу представляли и в виде белой бабочки потому,что она «дрожит крыльями»,как в ознобе. Тот, кто нечаянно съедал такую бабочку, заболевал. Когда она летает, надо перекреститься и сказать: «Прости меня Бог от ней». По мнению крестьян Орловской губернии, ворогуша — белый ночной мотылек, он садится на губы сонного человека и приносит лихорадку.Вообще,бабочка,тем более белая, ночная, в поверьях сама по себе существо сверхъестественное, способное влиять на жизнь человека. Бабочка, иногда именуемая «душичка», «маточка», — один из возможных «превращенных» обликов покойника или души умершего.
Считалось,что вызывать ворогушу могли и другие причины. В рукописном лечебнике читаем: «Рыбу сомину кто весною ест, у того ворогуша бывает». Иные виды рыб, напротив, излечивали от ворогуши: «Кто щуку вареную ест, помогает от студеныя ворогуши».
Пояснение Ремизова: «Ворогуша — веснуха, одна из сестер-лихорадок, она садится в виде белого ночного мотылька на губы сонного и приносит ему болезнь. Ворогуша — ворогуха — ворожея. В Орловской губернии больного купают в отваре липового цвета. Снятую с него рубаху больной должен ранним утром отнести к речке, бросить ее в воду и промолвить: «Матушка-ворогуша! На тебе рубашку с раба Божьего, а ты от меня откачнись прочь!» Затем больной возвращается домой молча и не оглядываясь».