Ликвидация все что было
«Ликвидация»: российский сериал, взорвавший наши экраны задолго до эры онлайн-платформ
«Ликвидация» Сергея Урсуляка давно и по праву входит в число лучших российских телесериалов или, если угодно, многосерийных телефильмов. Еще в конце нулевых этот проект небезосновательно записали в достойные преемники magnum opus Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979). Два народных телехита – советский и российский – невзирая на почти тридцатилетнюю разницу в экранном возрасте, объединял искусно показанный послевоенный быт, отлично прописанные и сыгранные персонажи и составляющая основу детективного сюжета увлекательная борьба представителей уголовного розыска с бандитами в эпоху позднего сталинизма. Впрочем, всерьез сравнивать Москву Говорухина и Одессу Урсуляка или сопоставлять Высоцкого с Машковым, а Конкина – с Пореченковым, дело, очевидно, не слишком благодарное. Более того, если по духу «Ликвидация» и правда похожа на «Место встречи…», то линия с таинственным и сверхопасным Академиком, которого никто не знает в лицо – этаким неуловимым Мориарти, перешедшим на сторону врага в годы войны и обучавшимся в немецкой разведшколе – тесно связывает творение Урсуляка с другим советским сериалом – безнадежно забытым ныне «Противостоянием» (1985) Семена Арановича, где усталый следователь Костенко в исполнении Олега Басилашвили отчаянно искал по всему Союзу хитрого и жестокого нацистского коллаборациониста Кротова.
«Ликвидация» – тот редчайший для отечественного телевидения нулевых случай, когда все необходимые звезды сошлись в идеальном сочетании. Тут смотрятся уместно даже не самые очевидные режиссерские ходы вроде приглушенной насыщенности картинки, но нет нужды спорить с тем, что значительной частью зрительской любви и народной славы фильм обязан прежде всего сочному изображению регионального колорита. Громкие тетушки, торгующие на улицах «семочкой», бедные, но уютные густонаселенные дворики, теплое южное море и, конечно, фирменный одесский язык и неповторимые одесские персонажи – вот что в первую очередь характеризует и выгодно отличает «Ликвидацию» от множества картонных теледешевок.
Сюжетно отталкиваясь от расхожей легенды о жестких методах борьбы Жукова с одесскими бандитами в послевоенное время, «Ликвидация» и сама, в сущности, представляет собой иллюстрацию мифа о большой портовой деревне, где всегда тепло, солнечно и все знают друг друга, мифа о старой Одессе, которой давно нет, но чей образ до сих пор нежно любим даже теми, кто никогда ее не посещал. В мастерски сконструированном Урсуляком мире не так уж важно, насколько Давид Гоцман близок к своему прототипу Давиду Курлянду, а киношный Утесов – похож на реального певца, ведь любые сколько-нибудь заметные эпизодические персонажи выглядят здесь так ярко, рельефно и убедительно, что автоматически обесценивают всякие сомнения в достоверности своих более значимых экранных собратьев. Появляясь в кадре лишь несколько раз за сериал или вовсе единожды, разношерстные обитатели монолитного мира «Ликвидации» – все эти Сеньки Шалые и Роди, Рудики Карузо и дяди Ешты, Эммики и Моти – крепко врезаются в зрительскую память и остаются там надолго.
Белая ночь
кинофильм «Ликвидация» сериал
режиссер С.Урсуляк
Белая ночь
муз.
слова Б.Тимофеев
Весна не прошла, жасмин ещё цвёл,
Звенели соловьи на старых клёнах.
Ждала я в беседке, и ты пришёл,
И был со мною, влюблённый, нежный мой,
Шептал слова любви:
Весь мир для нас здесь молчит
Во мгле незримой.
Как сладко голос твой звучит,
О мой любимый!
И снова весна, и опять всё цветёт,
Вновь соловьи звенят в аллеях парка.
Зачем мне их песни? Он не придёт.
И сердце вновь так жарко шепчет мне
О той,другой весне…
Белая ночь, светлая ночь,
Мучит огнём память о нём.
О, скорей пусть мелькнёт свет зари!
Белая ночь, светлая ночь,
Тихо в окно шепчет одно:
Нет его, нет, он ушёл, —
Он далёк.
Всё, что было
сл. П.Герман
муз: Д. Покрасс
Всё равно года проходят чередою,
И становится короче жизни путь.
Не пора ли мне, с измученной душою,
На минуточку прилечь и отдохнуть?
Всё, что было, всё, что ныло,
Всё давным-давно уплыло,
Утомились лаской губы,
И натешилась душа.
Всё, что пело, всё, что млело,
Всё давным-давно истлело…
Только ты, моя гитара,
Прежним звоном хороша.
Всё, что было, всё, что ныло,
Всё давным-давно уплыло,
Утомились лаской губы,
И натешилась душа.
Всё, что пело, всё, что млело,
Всё давным-давно истлело…
Только ты, моя гитара,
Прежним звоном хороша
У Чёрного моря
сл. Сергей Кирсанов
муз. Модест Табачников
Есть город, который я вижу во сне.
О, если б вы знали, как дорог
У Чёрного моря открывшийся мне
В цветущих акациях город
У Чёрного моря!
Есть море, в котором я плыл и тонул,
И на берег вытащен, к счастью.
Есть воздух, который я в детстве вдохнул
И вдоволь не мог надышаться,
У Чёрного моря.
Вовек не забуду бульвар и маяк,
Огни пароходов живые,
Скамейку, где мне дорогая моя
В глаза посмотрела впервые,
У Чёрного моря.
Родная земля, где мой друг-одессит
Лежал, обжигаемый боем.
Недаром венок ему Родиной свит
И назван мой город героем,
У Чёрного моря.
А жизнь остаётся прекрасной всегда,
Состарился ты или молод.
На каждой весною так тянет туда,
В Одессу – мой солнечный город,
У Чёрного моря.
Семь актеров из сериала «Ликвидация», которые больше никогда не снимутся в кино
Съемочная группа работала в Одессе около года. В первые месяцы понесла первую потерю. На роль Фимы Полужида режиссер пригласил Андрея Краско. Актер начал сниматься. Говорили, что слишком плохо переносил жару. Сплетничали, что злоупотреблял. Как бы там ни было, Краско умер от сердечного приступа в машине скорой помощи, увозившей его прямо со съемочной площадки. Пришлось Урсуляку срочно искать замену и приглашать на эту роль Сергея Маковецкого.
За 14 лет, прошедшие с премьеры сериала, наш бренный мир покинули еще несколько актеров, воплотивших образы бандитов и стражей порядка.
Игорь Арташонов. 51 год
Выпускника Школы-студии МХАТ приглашали в театральные спектакли именитые режиссеры — Александр Калягин, Олег Ефремов, Дмитрий Брусникин. А вот в кино ему все больше доставались роли нарушителей закона: вероятно, сказывалась нестандартная внешность актера. Вот и в «Ликвидации» он воплотил образ бандита Эвы Радзакиса. Жизнь Игоря Арташонова оборвалась в 51 год — оторвался тромб.
Фото: кадр из сериала
Вячеслав Молоков. 55 лет
Сыгравший первого секретаря Одесского горкома партии Вячеслав Молоков окончил ГИТИС. Уже в 19 он получил свою первую кинороль — в фильме «Последнее лето детства», который стал продолжением картин «Кортик» и «Бронзовая птица». На сцену Театра им. Ермоловой тоже вышел рано, еще студентом. В 1990-х актер не появлялся на киноэкране, а с начала 2000-х его стали часто приглашать на роли второго плана.
Фото: кадр из сериала
В марте 2010 года Вячеславу Молокову внезапно стало плохо прямо во время спектакля. Пришлось отменять второй акт, скорая увезла актера в больницу. Он жаловался на боли в спине, и врачи решили, что это воспаление седалищного нерва. Назначили соответствующее лечение. Через несколько дней выяснилось, что проблема в сердце, и Вячеслав перенес обширный инфаркт. В клинике ему поставили стент, операция прошла успешно, но на следующий день после хирургического вмешательства он неожиданно скончался.
Юрий Лахин. 68 лет
Юрий Лахин родился в Запорожье, детство провел на Урале. Там и окончил Свердловское театральное училище. Работал в местном академическом театре драмы, затем перебрался в Москву, в Театр на Покровке, позже поступил в труппу «Сатирикона».
Фото: кадр из сериала
Его кинокарьера началась с роли Василия Кружилина в сериале «Вечный зов». Снявшись в семи картинах, он надолго пропал с киноэкрана. А начиная с 2001 года стал сниматься гораздо чаще. В «Ликвидации» ему досталась роль начальника контрразведки полковника Чусова.
Не стало Юрия Лахина зимой текущего года. Он скончался в конце января от последствий перенесенного коронавируса.
Виктор Смирнов. 72 года
Актер сыграл начальника одесского угро Андрея Омельянчука — бравого полковника с роскошными усами. Несмотря на то, что в фильмографии Виктора Смирнова около пятидесяти картин, гораздо больше он проявил себя на театральной сцене. Более тридцати лет актер отдал Александринскому театру Санкт-Петербурга, где успел появиться во всех постановках из репертуара. Умер в августе 2017 года после тяжелой болезни.
Фото: кадр из сериала
Юрий Авшаров. 72 года
Уроженец Баку приехал в Москву поступать в театральный еще в конце 1950-х. Окончил Щукинское училище, уже через шесть лет стал в нем сам преподавать. Работал в московском Театре сатиры. В кино снимался не часто: был занят всего в 12 проектах. Озвучивал несколько мультфильмов. В «Ликвидации» ему досталась роль контрабандиста Седого Грека, которого бандиты убивают, чтобы тот не выдал их милиционерам. Юрий Авшаров умер в 2010 году, урна с его прахом покоится в колумбарии Ваганьковского кладбища.
Фото: кадр из сериала
Валентин Козачков. 78 лет
Сыгравший председателя комиссии по усыновлению актер — уроженец Одессы. Первое высшее образование он получил в Оренбургском педуниверситете, затем окончил режиссерский факультет ВГИКа. Всю жизнь Козачков проработал на Одесской киностудии — и в качестве актера, и как режиссер. Умер Валентин Козачков за неделю до нового, 2013 года.
Фото: кадр из сериала
Геннадий Чулков. 80 лет
Москвич Геннадий Чулков окончил Щепкинское училище, поработал в нескольких столичных театрах, несколько лет провел в ГДР, работая в театре, находившемся в расположении Группы советских войск в Германии. С 1991 года служил в Театре на Покровке. Снимался не слишком много: около 30 картин, где актер был занят во вторых ролях. Урсуляк доверил Чулкову воплотить образ директора интерната, куда главный герой определяет приемного сына. Не стало Геннадия Чулкова в 2018 году: он скончался после операции по поводу рака желудка.
Фото: кадр из сериала
Владимир Меньшов. 81 год
До роли в «Ликвидации» Владимир Меньшов уже играл маршала Жукова — в картине «Генерал». Мало того, за актерскую карьеру ему довелось воплощать образы еще двух маршалов: Ивана Конева в ленте «Если враг не сдается» и Дмитрия Устинова в сериале «Брежнев». Впрочем, «Ликвидация» стала чуть ли не единственным российским кинофильмов, где затронули не военный период, а так называемую опалу Георгия Жукова, когда маршала Победы сняли с должности замминистра обороны и послали руководить Одесским военным округом.
Владимир Меньшов ушел из жизни 5 июля 2021 года. Он был госпитализирован с коронавирусом, диагностированным еще 26 июня, но врачи не смогли ему помочь.
Фото: кадр из сериала
«Гоцман умер от инфаркта, а Нора с Мишкой уехали в Москву»
Среди телевизионных событий уходящего года под номером первым конечно же идет «Ликвидация» Сергея Урсуляка, показанная на канале «Россия». Это не сериал, а настоящий многосерийный художественный фильм, где остросюжетная интрига сочетается с поразительно точной атмосферой и великолепной актерской игрой. «Известия» пригласили в гости создателей «Ликвидации» — Сергея Урсуляка, его жену, актрису Лику Нифонтову, сыгравшую роль Норы, автора сценария Алексея Пояркова и композитора Энри Лолашвили. В разговоре принимали участие главный редактор Владимир Мамонтов, редактор отдела культуры Елена Ямпольская, обозреватели Вита Рамм, Анна Федина и Михаил Марголис.
Вита Рамм. 14-серийный фильм режиссера Сергея Урсуляка, снятый в кинокомпании «Централ Партнершип», на мой взгляд, встал в один ряд с такими телефильмами, как «Михайло Ломоносов», «Тени исчезают в полдень», «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя». Из новых в этот же ряд могу поставить «Штрафбат», «Доктор Живаго», «Завещание Ленина». Я называю работы, вызвавшие не только большой интерес, но и дискуссии. Спорили не только зрители, но и специалисты. В случае с «Ликвидацией» особую активность проявили военные историки. Претензии к художественному фильму, на мой взгляд, были весьма странными. Мол, и Жуков не так приезжал, и с бандитизмом не так боролись, и, конечно, всех возбудила финальная часть. Все дружно удивились — откуда в одесских степях «лесные братья». Потому мой первый вопрос — к сценаристу Алексею Пояркову. В момент написания сценария использовались ли какие-то исторические документы или все, что мы видим в фильме, — это импровизация на тему Одессы и 1946 года?
Алексей Поярков. По «лесным братьям» могу объяснить, что в Одесский округ, куда Сталин сослал маршала Жукова, входила и Молдавия. А там были и леса, и «лесные братья». К сожалению, по финансовым соображениям мы не могли снять написанную сцену, как «братья» прибывают на поездах. В целях экономии им достались три грузовика. Хочу напомнить историкам, что «лесных братьев» ловили аж до 1956 года.
Рамм: А еще от чего пришлось отказаться по финансовым соображениям?
Поярков: От эпизода на стадионе. В августе 1946 года на одесском стадионе состоялся футбольный матч. Играли «Пищевик» со «Стахановцем» из города Сталина, счет был 5:3. По полю должны были бегать футболисты с реальными фамилиями, а на трибуне активно должен был «болеть» Исаак Гроссман, легендарный одесский футбольный эксперт, который после забитого гола всегда плясал, а человек был корпулентный. Но мы поняли, что бюджет фильма не выдержит, если мы начнем собирать целый стадион одетой и подстриженной по послевоенной моде массовку.
Владимир Мамонтов. Я обратил внимание, что у вас очень тщательно подобрана массовка. Нигде не случилось ляпов. На улицах, на трамвайных остановках — везде герои фильма помещены в аутентичную среду. И одеты люди правильно, и никаких инородных тел в виде случайных машин или рекламных щитов. Очень понравилась работа оператора Михаила Суслова, хотя можно лишь предположить, сколько трудностей ему пришлось обойти.
Елена Ямпольская. Что касается исторической точности, в фильме есть сцена, которая меня довела до слез, — это концерт Леонида Утесова. Полное впечатление, что у нынешнего зрителя появилась сказочная возможность прийти в зал и услышать Утесова живьем. Вот только песня «У Черного моря» была написана на десять лет позже.
Поярков. Я не считаю это ляпом. На самом деле, пройдет немного времени, и никто уже не вспомнит, когда была написана конкретная песня. Для нас важнее всего была не документальная история, а наше отношение к этому времени. Мы, естественно, знали, что той песни в 1946 году еще не было. Первоначально в сценарии был «Одессит Мишка», но в итоге выбрали ту, которая лучше передает эмоциональное состояние публики. И с афишей фильма «Подвиг разведчика» та же история. В сценарии я написал, что Гоцман с Мишкой-Карасем идут смотреть «Осаду». Но Сергей был прав, когда сказал, что этого фильма большинство людей не смотрело, что с ним не будет никаких чувственных ассоциаций, а «Подвиг разведчика» сразу затронет память.
Михаил Марголис. В фильме две основные музыкальные темы. Они уже были наработаны или сам фильм подсказывал, какая должна звучать музыка? Вам, Энри, задачу ставил режиссер, чтобы одна тема была лирической, а вторая тревожной?
Энри Лолашвили. Музыку к фильму я стал писать только после просмотра. Сергей меня пригласил, потому что ему понравилась моя работа в «Нежном возрасте» и «Статском советнике». Я же долгое время жил во Франции и потому о Сергее ничего не знал. А уж когда узнал, что предлагают писать для телесериала, и вовсе в ужас пришел. Но мне прислали первые три серии, посмотрел их на одном дыхании. Я был покорен тем, что увидел не сериал, а прекрасный телевизионный многосерийный художественный фильм. Я увидел почерк режиссера, я увидел время на экране. Эпизоды, в которых пели актрисы, были сняты синхронно. Как прекрасно они пели — Наталья Рожкова и Полина Агуреева! А как снят концерт Утесова! Могу сказать, что столь дотошного режиссера я в своей жизни еще не встречал. Музыка в эпизоде, например, должна была длиться 35 секунд или 38, и ни секундой больше. Режиссер добивался, чтобы музыка и изображение жили в абсолютной гармонии. И это правильно.
Рамм. Алексей, вы, когда писали сценарий, уже держали в уме конкретных исполнителей?
Поярков. Сначала я писал самостоятельно и свободно. Но потом Сергей начал выказывать свои актерские предпочтения. Эмик, например, у меня был маленький, худенький, такой шлемазл. И тут Сергей мне вдруг заявил, что в роли Эммика он видит Сашу Семчева. В таких случаях я всегда отхожу в сторону, проговариваю про себя все, что я думаю про Урсуляка, а потом выдаю ему информацию в сжатом виде. Но, подумав, я согласился, что история может получиться странной, а потому и более интересной.
Мамонтов. Фильм радует колоритностью всех второстепенных персонажей. Каждый с характером, каждый запоминается. Насколько, например, реален секретарь горкома Одессы? Пару раз мелькнул, но ведь запомнился! И диабетом, и тем, как Жуков на него наорал.
Мамонтов. Очень узнаваемый тип.
Поярков. Я же жил в советское время. Хорошо помню таких. Писал, что называется, с натуры.
Марголис. Мне бы хотелось спросить у режиссера. В «Ликвидации» я увидел много цитат и полуцитат из говорухинского «Места встречи. «. Ставилась ли задача сделать парафраз популярного фильма?
Сергей Урсуляк. Я заметил, что журналисты — люди образованные и потому часто приписывают мне цитирование картин, которых я и не видел. «Место встречи. » я смотрел один раз. Вот что действительно есть в «Ликвидации», это цитата из «Судьбы человека». Она сознательная. Это поклон тому времени, тем людям, которые снимали великое кино. Я на них рос, я ими воспитан. Я цитирую не Франсуа Озона, чьи фильмы мне очень нравятся, а Сергея Федоровича Бондарчука. Возвращаясь к «Месту встречи. «, могу сказать: если фургон «Хлеб» у Станислава Сергеевича и фургон «Хлеб» у меня воспринимать как буквальную цитату. В этом случае цитатой можно считать то, что у меня женщины в платьях, и у него тоже.
Марголис. Но Гоцман и Кречетов могут считаться подражанием Жеглову и Шарапову?
Урсуляк. Кречетов не может быть Шараповым, потому что он враг. А функции Жеглова в «Ликвидации» исполняет, скорее, маршал Жуков. Гоцман с его упертостью, что все должно быть по закону, на самом деле гораздо ближе к Шарапову. Сравнивать Машкова и Высоцкого я вообще считаю неправильным. Даже подход к ролям у них совершенно разный. Например, Высоцкий ради фильма прическу менять не стал. А Машков сделал полубокс.
Мамонтов. И все же общее между фильмами есть. Прежде всего, тонкое внимание к послевоенному времени. Понимание, что внутри того времени много вещей, знаков и деталей, отсутствие которых резало бы глаз.
Урсуляк. Согласен. И если мне еще скажут, что «Ликвидации» суждена такая же долгая и счастливая жизнь, как «Месту встречи. «, я буду просто счастлив.
Анна Федина. Я хочу спросить авторов, насколько им была важна идея законности. Ведь по многочисленным сериалам можно заметить, как серьезно персонажи на нашем телевидении стали относиться к проблемам закона.
Урсуляк. Для меня было принципиально, что Гоцман ведет борьбу с преступностью по правилам. Не зря его так уважают одесские бандиты. Противостояние с маршалом Жуковым осложняется еще и тем, что для Давида Одесса — это его родной город. Где свои понятия чести.
Марголис. В фильме замечательный актерский ансамбль. Можно ли считать, что все актеры из «труппы Сергея Урсуляка»?
Урсуляк. Да, за последние 15 лет у меня уже сложилась такая труппа. Но меняюсь я, меняются артисты, у них свои планы, своя жизнь. У меня только Лика снимается в каждом фильме. Но — по остаточному принципу. Вот читает она сценарий и говорит: ой, какая роль! Нет, отвечаю, ее будет играть Полина Агуреева. Ой, а вот это какой образ! Нет — он для Ксении Раппопорт. Зато, говорю я ей, есть Нора. И Лика соглашается. Я очень рад, что у меня сыграл Костя Лавроненко. Мы с ним давно знакомы, еще по театру «Сатирикон».
Рамм. Константин Лавроненко и Ксения Раппопорт в фильме «Ликвидация» могут претендовать на звание лучшей кинопары года. В одном форуме было написано: обратите внимание на сцену, когда Ида стирает и смотрит на Чекана.
Лолашвили. Когда я увидел эту сцену, музыкальная тема сложилась сама. Потому что на экране была настоящая страсть!
Поярков. Это только благодаря режиссеру. У меня в сценарии они давили абрикосы.
Урсуляк. В фильме есть пара на любой вкус. Идеальная — как Нора и Гоцман, сначала игривая, а потом трагическая — Кречетов и Тоня или такой европейский класс страстей в исполнении наших европейских лауреатов Кости Лавроненко и Ксюши Раппопорт. Мне важно было, чтобы отрицательные персонажи не вызывали примитивного отвращения. Я люблю людей, про которых снимаю кино. И потому мне хотелось, чтобы у зрителя возникало ощущение, что каждый из персонажей мог бы быть счастливым и правильным, если бы жизнь повела его по другой дороге.
Мамонтов. Ваш фильм стал возвращением на экран талантливой актрисы Натальи Рожковой из театра Юрия Погребничко «Около дома Станиславского». В свое время она интересно начинала и всегда очень хорошо пела. И будет большой справедливостью, если эта актриса вновь станет востребованной.
Нифонтова. В театре Погребничко есть спектакль, который так и называется — «Перед сеансом». Это бенефис Натальи Рожковой. Весь спектакль она поет те песни, которые звучат в ее же исполнении и в «Ликвидации». Мы с Сережей были покорены ее обаянием, талантом.
Урсуляк. Я готов согласиться, что натяжка есть, но мне хотелось избежать разговоров о подлинности сюжета. Хотя все равно раздались возмущенные голоса просто историков и военных историков. Специалисты по еврейскому вопросу начали подсчитывать количество евреев на метр пленки и сличать с официальной статистикой, — сколько евреев к концу войны оставалось в Одессе. У нас было несколько вариантов финала. В одном Гоцман вообще умирал. Но я подумал, что это будет несправедливо по отношению к зрителям, которые три недели смотрели кино, чтобы в итоге узнать: а главный герой-то умер. Мало того, по сценарию и Эммик должен был погибнуть! И даже был снят этот эпизод, но ввиду его антигуманизма из окончательной версии монтажа я его решил убрать. Вдруг случится «Ликвидация-2»? Тогда и у Володи Машкова, и у Саши Семчева появится возможность сыграть продолжение.
Урсуляк. В сценарии Фима погибал еще раньше. И только по моей личной просьбе Алексей Поярков продлил ему жизнь. Мне казалось, что очень правильно, когда зритель плачет о потере героя, потому что уже успел его полюбить.
Поярков. В сценарии, в самом конце, была краткая информация о дальнейшей судьбе каждого персонажа. Жукова отправили в Уральский округ, Чусова отстранили от должности и посадили. Гоцман умер от инфаркта, а Нора уехала в Москву с Мишкой, который потом вырос и стал кинорежиссером. Это такой маленький привет Николаю Губенко, который в 1952 году окончил тот же самый дипломатический интернат в Одессе.
Ямпольская. Фильм радовал не только глаз, но и ухо. «Дел за гланды», «картина маслом», «кудой — тудой». Вы, Алексей, это сами сочинили или в Одессе подслушали?
Поярков. Я восемь месяцев занимался Одессой. Месяца через четыре на улицах и в магазинах меня уже стали спрашивать, из какого я района. Особо закрученные фразы я проверял на одесситах и принимал все их поправки.
Мамонтов. Почему на роль главного героя вы выбрали Владимира Машкова?
Мамонтов. Во время съемок у вас было ощущение, что фильм станет событием телегода?
Урсуляк. Меня удивило, что первый показ был запланирован под выборы. Я думаю, что наш фильм опровергает известный миф о пещерном антисемитизме России. Рейтинги «Ликвидации» от этого мифа камня на камне не оставляют. В антисемитской стране никто не стал бы смотреть фильм про еврея, да еще с псевдоисторической интригой. Давида Марковича Гоцмана можно было назвать как-то по-другому, нейтрально. Но и меня, и Володю Машкова национальность главного героя не пугала. И мы не делали вид, что он якут, а не еврей.