Лиминальное пространство это что такое
Пустынный офис и безлюдный переход: что такое лиминальное пространство и почему оно такое жуткое
В сети завирусился новый тренд — публиковать фотографии жутковатых пустынных помещений. Это могут быть самые обычные локации, запечатленные в несвойственном для них состоянии, будь то безлюдная станция метро, выставочное пространство или больница. Для подобных мест даже есть специальный термин — лиминальные пространства (liminal spaces).
Слово liminal переводится с латинского как «переход» или «порог». Термин «лиминальность» используется в самых разных сферах и обозначает нечто пороговое или переходное. Слово может характеризовать процесс развития человека, ситуацию утраты прежней иерархии в обществе или просто промежуточное помещение между двумя комнатами. Простейший пример лиминального пространства — обычный коридор в любом здании.
Пользователи, которые делятся снимками, пишут, что эти безлюдные интерьеры вызывают у них тревогу и чувство дезориентации. По их мнению, в таких местах царит особая мистическая атмосфера.
Эти странные и немного пугающие ощущения заставляют людей думать, что им видится нечто большее, чем просто пустынные помещения. Некоторые любители мистики считают, что эти пространства являют собой переходные состояния между мирами, между жизнью и смертью.
Лиминальные пространства породили свою интернет-культуру: им посвящен целый сабреддит LiminalSpace на более чем 285 тыс. человек. В нем пользователи делятся кадрами помещений, которые по их ощущениям обладают паранормальной энергетикой.
Что такое лиминальные пространства. Тренд с безлюдными помещениями как из снов захватил соцсети
Эстетика лиминального пространства (liminal spaces) завоевала соцсети, и, следуя ей, люди публикуют пугающие фотографии безлюдных помещений — будь то пустынная станция метро или библиотека. Многим пользователям Сети кажется, что в этих интерьерах царит мистическая атмосфера переходного состояния между жизнью и смертью.
Если вы видели в Сети фотографии немного пугающих помещений без единой человеческой души, был ли это склад или станция метро, то вам удалось познакомиться с эстетикой лиминального пространства. Многие пользователи заметили, что в этих пустых помещениях царит особая атмосфера — безвременье и чувство дежавю.
Именно эти странные и немного тревожные ощущения заставили людей поверить, что они видят нечто большее, чем обычные пустынные помещения. По мнению некоторых любителей мистики, эти пространства представляют собой переходные состояния между мирами, между жизнью и смертью. К такому значению отсылает и происхождение слова liminal (англ. «лиминальный») — limina с латинского языка переводится как «переход» или «порог».
Пример лиминального пространства
В рамках тренда пользователи соцсетей публикуют кадры помещений с, как им кажется, паранормальной энергетикой на своих страницах и в тематических группах в соцсетях: например, бот Liminal Spaces собирает подобные картинки с Reddit. Особенно популярными лиминальными пространствами стали заброшенные подсобные и кладовые помещения, также пустые школьные коридоры, торговые залы или станции метро. Скорее всего, при попадании в подобные места человека охватывает чувство диссонанса, ведь пустота кажется непривычной.
Так, русскоязычная пользовательница твиттера поделилась историей, как ей удалось набрести на одно из лиминальных пространств в Санкт-Петербурге. Фото и вправду кажется пугающим.
Сегодня ухитрилась опоздать на одно метро, уехать на рандомном автобусе [в начале первого любой автобус в радость], сориентироваться и успеть на другое. Знать режим работы разных станций — крайне полезно. Бонус — фото совершенно пустой «Пионерской», — написала strega_lyth.
Случается, что и привычные места вдруг начинают казаться пугающими, как заметила HoneyVaporr, и попадают в разряд лиминальных. Кажется, мистические вайбы могут настигнуть и в местной библиотеке. Чтобы усилить эти тревожные ощущения, девушка отредактировала фото, пририсовав некое потустороннее существо.
Отредактированное фото сделано в моей местной библиотеке 8 августа 2021 года.
Некоторые пользователи даже создают мини-коллекции снимков лиминальных пространств, показывая: их можно обнаружить где угодно.
Городская готика / Городской хоррор: животные, которые кажутся нормальными, но и странными, пустые магазины в дождливые выходные, предметы, находящиеся не на своём месте, пустынные магазины после полуночи, — поделился своими наблюдениями Lokinne.
А торговый центр, в котором ещё не погасили свет после закрытия, и вправду выглядит как случайное свидетельство существования некого параллельного мира — настолько нереальными кажутся погружённые в полумрак стены, перила и эскалатор, украшенные цветными пятнами.
Фото пустого торгового центра
В комментариях под постами о лиминальных пространствах пользователи нередко отмечают, что нечто похожее видели в своих снах. К примеру, такое мнение сложилось у некоторых людей о фотографии пустынного торгового центра.
Много лет назад мне постоянно снилось это место. Это фото всколыхнуло мою память, а по спине пробежал холодок, — поделился впечатлениями ericpburt.
Если вам иногда снятся безлюдные бассейны, запутанные в лабиринты, то знайте — это тоже пример лиминального пространства.
Фото безлюдного бассейна
И хотя тренд существует с 2019 года, пользователи Сети не перестают публиковать атмосферные кадры и делиться своими впечатлениями от снимков. Как оказалось, изображения способны не только напугать людей, но и разблокировать детские воспоминания, стоит всего лишь взглянуть на странное изображение шкафа со всякими безделушками.
Это так похоже на детский сад, куда я ходил, будучи ребёнком. Мне 30 лет, и мне будто бы снова стало четыре года. Я почувствовал запах деревьев, услышал, как скрипнул пол, и всё такое. Очень странное чувство, — написал пользователь arcana_chk_pls.
Пока одни пользователи соцсетей любуются мистическими фото, другие запускают тренд cabincore, в котором показывают уют старых домов и природу, пытаясь сбежать из города через экран смартфона.
А некоторые тиктокерши, следуя тренду princesscore, отказываются от джинсов и футболок ради пышных платьев и диадем в стиле принцессы.
Лиминальное пространство это что такое
Как найти баланс между смыслом и эмоциями в дизайне?
Аудио перевод статьи
Рассмотрим, как возникает лиминальное пространство между смыслом и эмоциями и как дизайнеры могут устранить его, сфокусировавшись на потребностях пользователей.
Говорят, что каждый элемент приложения или сайта — еще одна возможность сделать пользователя счастливым, однако это неправда, ведь при таком подходе любую деталь, которая не позволяет достичь указанной цели, можно считать бессмысленной.
На самом деле, UX-дизайнеры должны решать реальные проблемы реальных людей, чтобы в результате они естественным образом почувствовали себя счастливыми.
В статье я расскажу, как возникает лиминальное пространство между смыслом и эмоциями, и объясню, как дизайнеры могут устранить его, сфокусировавшись на потребностях пользователей.
Что такое лиминальное пространство?
Слово “лиминальный” происходит от латинского слова “limen” — порог, грань. Оно используется для описания места перехода, неопределенности и промежуточного состояния. В UX-дизайне можно найти множество примеров лиминальности: от времени ожидания загрузки приложения до процесса выбора фильма на стриминговых платформах.
Своего рода лиминальное пространство может также возникнуть между концепциями. Именно о нем я говорю, когда рассматриваю пропасть между смыслом и эмоциями, поскольку оба понятия включают множество аспектов и подразделов.
Наша задача как UX-дизайнеров — найти баланс между разными смысловыми и эмоциональными составляющими и при этом интерпретировать их таким образом, чтобы они приносили пользу.
Ошибочные представления о смысле
Подобно тому, как лайфстайл-коучи призывают людей найти в жизни смысл, UX-дизайнеры пытаются помочь брендам эффективно взаимодействовать с клиентами. Зачастую это означает сделать так, чтобы продукт или услуга ассоциировались у людей с чем-то по-настоящему важным.
Кейс Facebook — отличный пример поиска смысла. В 2018 году компания сместила фокус внимания с новостей и рекламы на общение с семьей и друзьями, что Марк Цукерберг назвал способом “укрепить отношения и почувствовать себя менее одиноким, и в долгосрочной перспективе стать более счастливым и здоровым”.
Но не все, что мы создаем, должно иметь такое грандиозное предназначение. Мы разрабатываем дизайн, чтобы сделать жизнь пользователей немного лучше. Неверные представления о смысле могут помешать нам достичь этой цели и, возможно, даже полностью сбить нас с пути.
Решение
По-настоящему инновационный подход — искать смысл (ответ на вопрос “почему”), прежде чем приступить к решению проблемы.
В современной быстро меняющейся коммерческой среде компаниям приходится быстро справляться с задачами. Многие из них не успевают сделать паузу и подумать о значении бренда и продуктов для потребителей. В этом случае компания может отклониться от своей конечной цели и не решить проблему вовсе.
Хороший пример — изменение рейтинговой системы Netflix: вместо 5 звезд появилась простая оценка “палец вверх” или “палец вниз”. Хотя компания сообщила о том, что вовлеченность пользователей повысилась, из-за такой сверхупрощенной системы, стриминговый сервис утратил возможность точно подбирать рекомендации, соответствующие предпочтениям клиента.
Напротив, скандинавскому бренду часов Skagen удалось сохранить основной функционал и предназначение продукта, выпустив умные часы. Простой дизайн и традиционный способ отображения времени позволили компании внедрить инновации, не изобретая велосипед.
Проще говоря, дизайнер должен искать не решение, а смысл. Сфокусируйтесь на том, что действительно нужно пользователям, и вы обязательно найдете способ удовлетворить их потребности.
Подчинение
Попытки найти и придать продукту смысл также могут быть сведены на нет давлением со стороны конкурентов и рынка. Примером является решение WhatsApp, платформы для обмена сообщениями, основной принцип которой — обеспечение конфиденциальности, добавить функцию “Поделиться”, как в Instagram.
Хотя такой функционал, возможно, стал нормой для социальных сетей, это не означает, что пользователи хотят видеть его во всех приложениях.
Создатели упомянутых выше умных часов от Skagen попали в ту же ловушку, добавив слишком много новых функций, которые усложнили минималистичный дизайн. Вместо того, чтобы сосредоточиться на пользе, они попытались сделать аксессуар похожим на продукты конкурентов, таких как Apple Watch.
Хотя у вас может возникнуть соблазн подстроиться под конкурентов и позаимствовать их идеи, придумайте уникальный способ принести людям пользу. Помните, что в основе каждого дизайн-решения лежит желание либо привлечь потребителей какими-то внешними поверхностными деталями, либо решить реальные проблемы.
Ошибочные представления об эмоциях
Эмоции — это одновременно и инструмент, с помощью которого мы управляем взаимодействием пользователя с продуктом, и результат такого взаимодействия. Многие дизайнеры имеют ошибочные представления о них, рассматривая эмоции как средство достижения цели. Такой подход может увести вас от поиска способов улучшения жизни пользователей.
Манипуляции
Цель UX-дизайна состоит в том, чтобы проанализировать и спланировать, как люди будут взаимодействовать с продуктом или брендом. Наша главная задача — спрогнозировать человеческое поведение. Роберт Хукман-младший даже однажды назвал это “применение психологии к дизайну технологии”.
Несмотря на то, что мы пытаемся предсказать реакцию пользователей, мы не должны манипулировать ими. Вместо того, чтобы использовать психологические стимулы для привлечения внимания людей к определенным продуктам или брендам, мы должны мотивировать их к взаимодействию, предоставляя полезные инструменты, в которых они действительно нуждаются.
Типичным примером этой проблемы можно назвать кнопку “Нравится” в Facebook и других социальных сетях. Создатель этой кнопки называл взаимодействие с ней “яркими всплесками псевдо-удовольствия”, которые заставляют людей свайпать и касаться экрана смартфона тысячи раз в день, не получая никакой ощутимой пользы.
Красота
Красота и эмоции обычно идут рука об руку. Хотя красивый дизайн может вызвать чувство удовлетворенности и счастья, он не должен быть вашей основной целью.
Самые успешные в мире приложения обладают полезным функционалом, приятным дополнением к которому служит прекрасный дизайн. Отличный пример — проект, разработанный R/GA для цифрового банка Bradesco.
Приложение стало инструментом как для решения повседневных задач (например, бронирование поездок), так и для оказания банковских услуг, а привлекательный интерфейс сделал опыт пользователей еще приятнее и эффективнее.
Вывод таков: лучше сделать красивым по-настоящему функциональный продукт, чем пытаться довести до идеала фасад, за которым скрывается пустышка. Вашим главным приоритетом должна быть ценность продукта для пользователей, а уже потом можно обратить внимание на эстетику.
Как дизайнеру избежать ошибок?
Немногие дизайнеры признаются в том, что они имеют ошибочные представления о смысле или эмоциях, однако попасть в лиминальное пространство между ними очень просто. К счастью, существуют способы преодолеть этот барьер и сконцентрироваться на потребностях пользователей — для этого необходимы стратегия и планирование.
Чтобы интересы клиента опять заняли центральное место в дизайн-процессе, нужно научиться создавать не истории, а реальные миры, с которыми смогут взаимодействовать пользователи. Такой подход известен как сторискейпинг. Он позволяет превратить ценность, смысл и эмоции, лежащие в основе бренда или продукта, в организующую идею.
В сторискейпинге пользователь выступает в роли героя, а бренд — в качестве наставника, который предоставляет ему продукты или услуги, необходимые для решения проблем. Такой подход позволяет объединить все элементы дизайна, чтобы упростить опыт взаимодействия. Вы не просто рассказываете, а создаете историю, которую нужно прожить.
Создавайте истории, которые нужно прожить, а не просто рассказывайте их
Чтобы UX-дизайн был ориентирован на пользователей, требуется планирование. Необходимо отступить на шаг назад и еще раз подумать, как сделать людей счастливыми и удовлетворить их потребности, не забывая об интересах компании.
Проанализировав желания и интересы клиентов, вы сможете преодолеть непонимание и найти эффективный подход к работе со смыслом и эмоциями. Соединив точки между собой, мы сможем создавать более качественные продукты и более эмоциональные бренды, которые пользуются популярностью и решают реальные проблемы.
Лиминальность
Лиминальность связана с изменением социального статуса, ценностей и норм, идентичности (identity) и самосознания, поэтому представляет собой типичный пример междисциплинарной проблемы. Она включает в себя широкий спектр социологических, психологических и физиологических проблем, реализуя экспансию культуры и освоение ею новых пространств и сфер через человека, как носителя нового смысла и порядка. Потенциал нового определен природой лиминальности, ситуацией неопределенности, амбивалентности и размытой социальностью, стимулирующий энергичный поиск новой фундаментальной общности. [1]
Лиминальность в обрядах перехода
Лиминальный период является неотъемлемой частью ритуала перехода, будь это переход в другую возрастную группу (дети-подростки), смена социального (братский союз, избрание нового вождя в племени) или свадебный ритуал. Все обряды перехода отмечены тремя фазами: разделение (separation), грань (mango, или limen, что по-латыни означает «порог») и восстановление (reaggregation). Первая фаза означает открепление личности или целой группы от занимаемого ранее места в социальной структуре. Вторая фаза — «лиминальный» период — является промежуточной, поскольку участник получает черты двойственности или «лиминальной персональности». Эти люди обладают амбивалентностью, поскольку не укладываются в рамки каких-либо классификаций состояния (state) и положения (position) в культурном пространстве. Лиминальные существа — «ни здесь, ни там, ни то, ни се»… Их амбивалентные свойства выражаются большим разнообразием символов. Лиминальность часто уподобляется смерти, утробному существованию, невидимости, темноте, двуполости, пустыне, затмению солнца и луны, и проявляет черты некоей альтернативе известной нам структуре, как «миг во времени и вне его». В третьей, восстановительной, фазе «переходящий» вновь обретает стабильное состояние и получает права и обязанности «структурного» типа, соответствующего обычным нормам и стандартам. [2] [3]
Что такое лиминальное пространство и почему людям становится плохо даже от одного взгляда на него
Пробегите взглядом картинки ниже. Что у них есть общего? Вариантов может быть множество: в кадре нет людей, а смотреть на это весьма жутко. Это далеко не все, что их объединяет.
Под лиминальными пространствами понимают самые обычные места, которые в текущий момент находятся в несвойственном для них состоянии. Из-за этого их вид вызывает тревогу и чувство дезориентации у наблюдающих или людей, которые там находятся.
Слово «лиминальный» подразумевает, что такие места переходные, на которые мы не обращаем внимания, отправляясь из одной точки в другую.
Среди типичных лиминальных пространств можно выделить пустой коридор школы или больницы, квартиру без мебели, игровые площадки без детей.
Самое интересное, эффект лиминальных пространств действует не только на тех, кто попадает в них вживую. Даже фотографии иногда хватает, чтобы испытать весь спектр эмоций на себе.
Лиминальные пространства часто обсуждают в англоязычном Интернете, в особенности на «Реддите». В последнем даже есть специальная тема Liminal Space, в которой пользователи публикуют собственные фотографии из таких мест.
Кроме того, этот эффект породил ещё два интернет-феномена: dreamcore и weirdcore.
Обычно фотографии dreamcore (от англ. dream — сон) — это снимки вполне реальных мест, которые были сняты с необычного ракурса. Когда пользователи смотрят на такие изображения, им кажется, что они уже видели что-то такое в сновидениях.
Под weirdcore понимаются сюрреалистические иллюстрации, от просмотра которых кому-то становится не по себе, а у других могут случиться панические атаки.
Кроме того, у этих фотографий есть еще один занимательный эффект. Многие зрители испытывают чувство дежавю. Как это работает — никто так и не описал, но, похоже, пользователям Сети это не так и важно.