Лиможский фарфор что это
Лиможский фарфор
Лиможский фарфор — керамические изделия, относящиеся к категории твёрдого фарфора, производство которых было начато во французском городе Лимож, приблизительно в 1770 году, сразу после открытия в непосредственной близости от Лиможа месторождений каолиновой глины. Каолин был необходим для производства этой твердой и просвечивающейся керамики, отличающейся особенной белизной.
Понятие «Лиможский фарфор» не относится к какому-либо отдельному производителю.
Содержание
Название
Слово «лиможский», указывающее на происхождение, до настоящего времени не имеет во Франции признания и защиты по разряду наименования по месту производства. Тем не менее, в 1962 году Арбитражным судом Лиможа было вынесено решение, согласно которому указание «лиможский» допускается использовать исключительно для фарфоровых изделий, произведённых и декорированных в Лиможе. [1]
История
Начиная с 1730-х годов, Лимож также стал известен как место производства незначительных партий фаянсовой посуды.
История фарфора в Европе началась с того, что Франсуа Ксавье д’Антреколь (фр. François Xavier d’Entrecolles ), миссионер иезуит, живший в китайском Цзиндэчжэне, обнаружил в 1712 году состав и технологию производства китайского фарфора. Впоследствии, благодаря его стараниям, в Европе, во Франции и, в частности, в Лиможе, начали производить настоящий фарфор.
Производство фарфора в Лиможе
Первые шаги
После обнаружения вещества, по составу близкого к каолину, в Саксонии в 1705 году, в 1767 году было открыто месторождение каолина в бедствующей деревеньке Сент-Ирьей-ла-Перш, неподалёку от Лиможа (на границе с Дордонью). По легенде, хирург Жан-Баптист Дарне сообщил местному аптекарю о том, что его жена использует при стирке белья грунт белого цвета в качестве стирального порошка. Именно благодаря данному месторождению Лимож был призван стать столицей фарфора во Франции. Рядом с месторождением каолина были обнаружены залежи, так называемого, китайского камня, по сути каолинизированной разновидности полевого шпата.
Эпоха крупных фабрик
Высокая репутация каолина Лимузена сложилась благодаря его особенной белизне. Дроблёный на мельницах, расположенных на реке Вьенна, каолин поставлялся, помимо местных фабрик, на фарфоровые мануфактуры в испанской Алькоре, Амстердаме, Копенгагене, Дрездене, Франкентале, франкфуртском Хёхсте, Лондоне, Майнце, швейцарском Ньоне, Цюрихе, а также в Санкт-Петербурге.
В 1827 году в Лиможе насчитывалось уже шестнадцать фабрик по производству фарфора. Период Реставрации (1814—1830 годы) характеризуется открытием большого числа фабрик в коммунах лимузенской равнины (Куссак-Бонваль, Маньяк-Бур, Солиньяк, Сен-Брис-сюр-Вьенн, Сен-Леонар-де-Нобла, Бурганёф и другие) [5]
В эту эпоху отрасль производства фарфора обеспечивала доходами большую часть населения Лимузена. Множество человек были заняты в сплаве леса, предназначенного для печей обжига на фарфоровых фабриках, его вырубке, хранении и последующей доставке на фабрики. В технологическом цикле изготовления фарфоровых изделий было задействовано множество разнообразных профессий.
Структурные изменения XX столетия
Сегодня любое фарфоровое изделие, произведённое в департаменте Верхняя Вьенна, маркируется клеймом из окиси хрома (зелёного цвета) «Limoges France» с добавлением специальных инициалов, которые позволяют идентифицировать каждого производителя фарфора.
Отрасль производства фарфоровых изделий в департаменте Верхняя Вьенна представлена 12 основными фабриками, на которых трудится около 1000 человек. Среди ведущих производителей можно перечислить дома фарфора Bernardaud (Бернардо), Haviland (Хевиленд), Royal Limoges.
Тем не менее, на сегодняшний день Лимож сохраняет, достигнутое в XIX столетии, положение лидирующего центра производства фарфора во Франции.
Лиможский фарфор – история французской роскоши
Лиможский фарфор относится к категории очень твердого фарфора, производство которого было начато приблизительно в 1770 году, сразу после открытия в непосредственной близости от Лиможа месторождений каолиновой глины.
Каолин – это глина белого цвета, которая необходима для производства этой твёрдой и просвечивающейся керамики, отличающейся особенной белизной. Слово Каолин происходит от китайского Gao ling из юго-восточной провинции Китая Цзянси, где он впервые был обнаружен.
Так и началась история фарфора в Европе. Франсуа Ксавье Дантреколь миссионер-иезуит, живший в Китае, раскрыл состав и технологию производства китайского фарфора и благодаря его работе, в Европе, во Франции и, в частности, в Лиможе, начали производить настоящий фарфор.
В 1712 году Дантреколь подробно описал технологию изготовления китайского фарфора. Он сумел наглядно представить различные стадии процесса производства, а также привез образцы коалина в Лимож. А здесь, но четверть века спустя, по сплетням местных жителей, один врач, месье Дарне сообщил аптекарю о том, что его жена использует при стирке белья грунт белого цвета в качестве стирального порошка. Так было открыто месторождение коалина, что сделало Лимож столицей фарфора во Франции.
В 1769 году король Франции Людовик XV выкупил у еще сравнительно бедного города вышеуказанное месторождение каолина, сделав фарфоровое производство королевской привилегией. Именно с этого года во Франции введено право производства фарфора и, конечно же, соответствующие пошлины.
Декоративные тарелки и блюда, белоснежные и расписные предметы интерьера с деколью, золочением, глазуровкой, роскошные сервизы и отдельные столовые предметы из фарфора – традиционные производственные линейки Лиможских фарфоровых фабрик. При этом, понятие «лиможский фарфор» не относится к какому-либо отдельному производителю, ведь ныне там насчитывается более 40 фабрик. В 1962 году было достигнуто судебное решение, согласно которому штамп с указанием Limoges допускается использовать исключительно для фарфоровых изделий, произведённых и декорированных в Лиможе.
В 1827 году в Лиможе насчитывалось шестнадцать фабрик по производству фарфора. Начиная с 1836 года, когда была отменена пошлина на ввоз леса в города, фабрики, до этого строившиеся в пригородах, стали массово переводиться в города. Только в 1830-х годах в Лиможе было открыто 8 новых фарфоровых заводов. А к середине XIX века, благодаря деятельности американца Хевиленда, фабрик было уже свыше 30. Именно ему удалось пленить Париж качеством и изысканностью лиможской фарфоровой продукции. Также он существенно развил направление декорирования фарфоровых изделий прямо на месте, и расширил линейки в соответствии со вкусами американской публики. В 1853 году состоялось открытие первой фабрики, совмещавшей цеха по изготовлению фарфора и мастерскую по декорации фарфоровых изделий.
Начиная с 80-х годов XX века, производители фарфора переживают глубокий кризис, в связи с чем мелкие производства закрывались. Таким образом, великие дома фарфора покупались мировыми промышленными группами, которые переводили производство в Китай, но при этом противозаконно продолжали использовать знаменитые клейма. В действительности, пользуясь запутанными нормами регламента, некоторые производители создают неразбериху, сознательно смешивая изделия, изготовленные за рубежами Франции, с изделиями местного производства, спекулируя репутацией своего бренда. Ассоциация Лиможских производителей фарфора противостоит таким отклонениям, главным образом путём мер по защите наименования «лиможский». Но именно поэтому, винтажные и антикварные изделия для 80-х годов прошлого столетия безусловно будут признаны оригинальным изделием Лиможа.
В 2011 г. Лиможский фарфор не включили в перечень Шедевров культурного наследия ЮНЕСКО, ибо там усмотрели стремление развить коммерческий успех производителей фарфора. Тем не менее, на сегодняшний день Limoges сохраняет положение лидирующего центра производства фарфора во Франции.
Французский, лиможский фарфор (Bernardaud, Haviland)
Франция – страна с богатейшей культурой и историей. Особенно здесь гордятся своим искусством приготовления пищи и сервировки стола. Важная достопримечательность — французский фарфор. С ним связаны целые поколения и жизнь многих французов. Ведь фарфор из Франции, это не только история, но и большая промышленная индустрия. А еще философия, заложенная в белый, художественный материал на века.
Исторические факты фарфора из Франции
Если говорить о французском фарфоре, то это, конечно, севрский и лиможский. Каждый имеет свои вехи развития, особенности производства и собственные стилистические направления.
Если пройтись по фарфоровой истории во Франции, то узнаешь, что первые эксперименты с производством белого материала были не так успешны. Затем научились изготавливать фриттовый фарфор, который вначале характеризовался азиатскими рисунками в росписи. Его производство начали в 1740 году, впоследствии дело продолжила Севрская мануфактура, находящаяся вблизи от дворца Бельвю, где жила Мадам де Помпадур. Неподражаемый французский стиль в фарфоровых предметах начал просматриваться именно на Севрской фарфоровой мануфактуре.
Под патронажем королевского дома известные скульпторы и художники создавали высокохудожественные фарфоровые шедевры, которые впоследствии стали знаменитыми во всем мире. Вначале декоры имели сине-кобальтовые цвета на китайский манер. Затем «лицом» севрского фарфора становится своя гамма живописи: «королевский синий», «желтый нарцисс», «розовый Помпадур (стиль от Мадам де Помпадур)».
Важным переломным моментом для фарфорового дела во Франции стало нахождение залежей чудесной белой глины в местечке Лимож. Это месторождение позволило изготавливать необычайно тонкий и твердый материал белоснежного цвета. Была открыта новая веха французского фарфора под названием – лиможский.
На сегодняшний день лиможский фарфор имеет своих постоянных покупателей и известен всему миру. Но и выпуск мягкого фарфора во Франции не прекращается тоже. Популярность изделий из этого вида материала объясняется их экономической доступностью. Производство «мягкого» фарфора более дешевое и он «по карману» каждому.
Особенности лиможского фарфора
Местечко Лимож, где в 1770 году было найдено большое месторождение белой глины – каолина, известно сейчас каждому. Хотя все начиналось с простых бытовых вещей.
Существует легенда в которой говорится, что местный аптекарь всегда восхищался белизной рубашек своего коллеги – доктора. И тот при случае рассказал, что такими ослепительно белыми они получаются благодаря использованию особой глины, которую его жена щедро добавляет при стирке. Эта молва быстро распространилась и многие местные жители стали использовать белую глину в своем хозяйстве. Одновременно про эту чудо-глину узнали и промышленники.
Впоследствии недалеко от глиняного месторождения были найдены большие залежи китайского камня (разновидность полевого шпата), который так же является важным сырьем в производстве, составляя ¼ часть материала.
Первая фарфоровая мануфактура в городе Лимож была открыта братьями Грелле и Масье-Фурнера в 1771 году. Затем в 1784 году ей присваивают статус Королевской мануфактуры. В 1794 году она переходит под патронаж Севрской мануфактуры, которая занималась в то время производством фриттового фарфора (относится к категории – мягкий).
Заводы и мануфактуры начинают в Лиможе открываться один за одним. Это место становится крайне популярным и называется «столицей огненных ремесел». Именно здесь добывается тот самый каолин, который в производстве фарфора играет решающую роль. Кстати, белая глина того времени обеспечивала не только местные заводы и мануфактуры, но и вывозилась в Испанию, Швейцарию, Германию и даже в Санкт-Петербург. И до сих пор его особенная белизна пользуется небывалым успехом у промышленников разных стран.
Лимож становится родиной многих фарфоровых домов и художественных мастерских. Большая часть городского населения трудится на шахтах по добыче белой глины и работает на местных мануфактурах, которых в начале 1820-х годов насчитывается более шестнадцати. К середине ХIX века небольших фарфоровых заводов в Лиможе уже становится более тридцати.
В настоящее время под маркой лиможского фарфора работает ряд фарфоровых мануфактур: Bernardaud (Бернардо), Haviland (Хэвиленд), Royal Limoges (1797), Raynaud Limoges (1849). Конечно, это не весь список.
Фарфор Haviland – официальный сайт
У истоков создания Дома Фарфора Haviland стоял американец Дэвид Хэвиленд. В небольшом магазинчике Нью-Йорка он перепродавал английский фарфор, и, вероятно, все бы так и осталось, если бы не господин «Случай».
В его магазин обратилась пожилая американка с разбитыми осколками фарфоровой чашки в надежде найти такого же качества изделие. Чистота и белизна материала поразили молодого человека и у него родилась амбициозная мечта – производить такой же фарфор.
По разбитым осколкам чашки он установил место ее происхождения, это был французский Лимож. Приехав во Францию, он решил скупать готовые белые формы и наносить на них свой декор. Но этим планам не суждено было осуществиться. В поставках фарфоровых форм ему было отказано — мануфактуры по тем временам не работали в таких масштабах.
Это послужило поводом создать свой фарфоровый завод на глиняных месторождениях в Лиможе. Его американская предпринимательская хватка помогла «выстоять» в эти тяжелые времена, так как начало работы фарфорового бизнеса было довольно сложным.
Для создания нужных форм и художественного декорирования в стенах завода Haviland работали известные художники и скульпторы того времени. Хромолитографический метод нанесения красок на фарфоровую поверхность был впервые применен именно здесь, что послужило началом усовершенствования техники росписи – деколь. Сегодня мы знаем, что данный вид нанесения рисунка используется фарфоровыми предприятиями во всем мире.
Еще одно важное достижение, которое было «отшлифовано» в стенах Haviland — техника barbotine (барботин), позволяющая создавать миниатюрные барельефы на гладкой поверхности изделий.
Новые технологии в производстве лиможского фарфора были применены сыном Дэвида Хэвиланда – Теодором. Это позволило фабрике выйти на более высокий уровень в производстве высокохудожественных фарфоровых изделий. Четыре поколения семьи Хэвиланда качественно управляли этим дело. Фарфоровые шедевры, созданные в этих стенах, внесли неоценимый вклад в мировую культуру и искусство.
Чем ценен фарфор Haviland? Прочностью, чистым, белым цветом и идеально гладкой, глянцевой поверхностью. Инкрустация драгоценными металлами в декорировании предметов не знает себе равных. Изысканный стиль фарфорового царства завораживает многих знатных особ уже не одно десятилетие.
Званые обеды в королевских и президентских домах часто сервируются фарфоровой посудой Haviland. Это имя ассоциируется у всех с роскошью, хорошим вкусом и семейными традициями. Иногда при заказе посуды клиенты просят нанести собственную гравировку на предметы, делая их семейной реликвией. Официальный сайт лиможского фарфора Haviland — https://www.haviland.fr/
Посмотрите 2-х минутный ролик о Haviland:
Фарфор Bernardaud – официальный сайт
Датой открытия этого уникального бренда считается 1863 год. А в 1900 году он начинает носить имя своего владельца – Bernardaud и полностью переходит под управление Леонарда Бернардо. На сегодняшний день этот бизнес так и остался семейным в пятом поколении.
Про бренд Bernardaud часто говорят: — Высокое искусство в фарфоре Limoges.
Дом Фарфора Bernardaud, имея колоссальный опыт за плечами, опираясь на талант и креативность работников, сотрудничая с известными художниками и скульпторами, находится постоянно на передних позициях покупательского спроса. Безусловно, французские традиции и индивидуальный стиль буквально «высвечиваются» в каждой коллекции этого бренда. Будь то фарфоровая посуда или предметы интерьера.
Наверное нет такого человека, который не знаком с термином «лиможский фарфор» — это словосочетание давно стало символом всемирно известного французского фарфора. Свое название этот фарфор получил от города, расположенного в центральной части Франции на реке Вьенне — Лимож (Limoges).
Вид с реки на Лимож
С эпохи Средневековья в Лиможе производили эмали, а с XVIII века — фарфор, который считается одним из лучших в мире. История Лиможского фарфора начинается с обнаружения в 1768 году в деревне Сент Ирье ла Перш особенной белой глины – каолина. Открытие приписывается некой мадам Дарне, которая и нашла эту необычную, очень белую землю. До этой находки производством качественного фарфора из каолина занимались только в Поднебесной, но китайцы наотрез отказывались продавать своё сырьё. К моменту открытия каолина, в области исконно производили глиняную посуду, полуфарфор и фаянс. Существовали фабрики и обученные гончарному делу ремесленники. Первая фабрика по производству настоящего твёрдого фарфора в Лиможе была открыта в 1771 году и для Лиможа наступил золотой век. В 1827 году город насчитывал уже шестнадцать фабрик, а в 1850 году, их стало уже более тридцати. Лимож получил прозвище «Красный город», так как в его печах никогда не гас огонь, озаряя собой ночное небо.
Склады фарфорового производства в Лиможе
Объять всё многообразие Лиможского фарфора в рамках одной публикации — просто невозможно. Я бы хотела более подробно остановиться на такой его разновидности, как коллекционная фарфоровая миниатюра и рассмотреть основные особенности Limoges именно в этом ключе.
Маркировки лиможского фарфора
Разобраться в хитросплетениях маркировки подчас непросто и опытному коллекционеру, даже имеющему справочники и специальную литературу. Основной момент, который следует знать о маркировке — клеймо производителя всегда располагается под глазурью, а маркировка декоратора, продавца или импортера — над глазурью и подвержена износу.
Деколь: До XVIII века, роспись стекла и фарфора осуществляли только вручную, но с появлением деколи этот процесс перешел на иной уровень. В лиможских миниатюрах деколь получила самое широкое распространение.
Изобретателем деколи считается француз Равенне, который в 1750 году при помощи тонкой бумаги, горячих медных пластин и «материнского» рисунка размножил изображение на фарфор. Процесс перевода изображения получил название деколирования, а само изображение деколью. Деколь быстро приобрела популярность в Европе, ведь теперь, для того чтобы расписывать фарфоровые изделия, не обязательно было быть прирожденным художником. Хотя деколь и была в те времена дорогим удовольствием, так как бумагу делали вручную или привозили из Китая.
И в наше время деколь это довольно сложный и трудоемкий процесс, включающий в себя различные этапы подготовки изображения. Изображение на декольной бумаге создается методом шелкографии или печатью на керамическом принтере. На бумаге формируется изображение, которое впоследствии лакируется коллоидным декольным лаком и переносится на керамику (или эмаль) как переводная картинка. Используются специальные краски, включающие в себя композицию органических и неорганических соединений. В процессе высокотемпературного обжига органические компоненты полностью сгорают, а неорганические красители фиксируются в верхнем слое керамической поверхности обеспечивая долговечность изделий.
Как понять, что перед вами деколь? Приглядитесь, если изображение состоит из мелких точек — это деколь. Чем выше качество деколи, тем плотнее эти точки сливаются в цельное изображение. Сама технология нанесения подразумевает, что слой краски очень тонкий, поэтому изображение довольно бледное. Очень часто отдельные места дописывают кистями – деколь с подрисовкой. Иногда очень выпукло и декоративно украшают деколь штрихами эмалевых красок и часто выдают за полноценную ручную роспись. Мнение, что ручная роспись всегда дороже деколи, не верно. Оценивают предмет в комплексе — качество деколи, тонкость проработки сюжета и мелчайших деталей, элементы подрисовки. Конечно, бывает и совершенно некачественная, дешево сделанная деколь. Так как любому обывателю, не говоря уже о крупном предпринимателе, вполне доступна покупка «голых» белых изделий с фабричной маркировкой Limoges France, которую можно декорировать в меру своей фантазии и мастерства.
Жан Оноре Фрагонар — является одним из самых ярких, блестящих мастеров своей эпохи. Его картины украшают залы Лувра и Эрмитажа. Самая известная картина из эрмитажного собрания «Поцелуй украдкой». Конечно Фрагонар не занимался росписью фарфора, все сюжеты изображенные на многочисленных тарелках и чашках — можно считать лишь созданными по мотивам его великих произведений.
Картина «Поцелуй украдкой» Жан Оноре Фрагонар, 1787 год.
Кроме мотивов Фрагонара, лиможский фарфор часто украшают изображениями достопримечательностей Франции или портретами знаменитых личностей.
Санктуарий Нотр-Дам де Лурд, Франция, Лурд.
Фарфоровый пласт с изображением птички на ветке, деколь, подрисовка. Обрамлен в изящную латунную рамку, 7,5х5,3 см.
Моя скромная коллекция фарфоровых лиможских миниатюр на сегодняшний день:
Совершенно крошечный бордовый сервиз
Другой сервиз в цвете кобальт
Темно-зеленый сервиз
Яркий зеленый сервиз
Бело-золотой сервиз
Невероятно красивый и очень старый сервиз Dumur G., 1958 г. декоратор. Утеряна крышка у сахарницы, склеена ручка у чайника
Яркий голубой сервиз без одной чайной пары
Надпись Limoges золотом на самих картинках
Диванчик-шкатулка
Зольник Лимож в окружении антикварной викторианской пепельницы в виде камина и латунной каминной миниатюры.
Тарелочки диаметр 4 см, вазочка высота 4,5 см. Деколь, золочение.
Вазочка 8см, тарелочки 5 см.
Вазочка 9 см.
Повозка
Горшочек
Чайник с подогревом, к сожалению крышка разбита
Благодарю за внимание к публикации.
Все фотографии фарфоровых миниатюр представленные в обзоре из моей личной коллекции, в основном от коллекционеров из Франции и Великобритании, они действительно винтажные, не новодел.
Краткая история лиможского фарфора написана мной на основе ряда источников и собственных знаний, а не скопирована из интернета, при копировании, пожалуйста, давайте ссылку.
Буду рада дополнениям и новым знаниям от ценителей лиможского фарфора!