Линейка для чего нужен в биологии
Оборудование и приборы для изучения природы
Сейчас трудно представить, чтобы человек исследовал природу только с помощью собственных органов чувств. Во время проведения наблюдений, измерений и экспериментов используется разнообразное оборудование — приборы и устройства. Они помогают человеку не только в научных исследованиях, но и в повседневной жизни.
Изучая различные темы, ты сможешь ознакомиться со многими подобными устройствами. О некоторых из приборов ты уже знаешь с начальной школы.
Увеличительные приборы
Возможности органов чувств человека ограничены. Ведь если рассматривать листок растения невооруженным глазом, то можно заметить жилки листа, но не разглядеть на его поверхности волоски. На звездном небе видна Луна, на которой без увеличительных приборов можно увидеть только темные и светлые участки поверхности. Однако чтобы выяснить, что они собой представляют, требуется специальное оборудование.
Итак, чтобы расширить свои возможности вести наблюдение за природой, человек создал различные увеличительные приборы. К ним относятся бинокль, лупа, телескоп, микроскоп.
1 — бинокль, 2 — лупа, 3 — телескоп, 4 — микроскоп
С помощью микроскопа изучают тела наименьших размеров. Лупа увеличивает изображение тел природы в несколько раз, а мощный микроскоп — в сотни тысяч раз. Телескоп дает возможность рассматривать небесные тела, которые находятся на очень больших расстояниях от человека. Так, с помощью телескопа рассматривают Луну, звезды и их скопления.
Измерительные приборы
К измерительным приборам относятся весы, часы, секундомер, термометр, линейка и другие. С начальной школы ты уже знаешь, что такие приборы имеют шкалу с определенной ценой деления. Ее следует обязательно учитывать, выполняя измерения. Например, рассмотри линейку, которой ты пользуешься на уроках, и выясни цену деления на ней.
1 — термометр, 2 — линейка, 3 — секундомер
Для измерения массы тел используют весы. Рассмотри рисунок и ты увидишь, насколько они бывают разные.
Линейные размеры тел — длину, высоту, ширину — измеряют линейкой и угольником или метром или рулеткой.
Температуру воздуха, тела человека, воды измеряют термометрами. Цена деления на них обычно равна 1 °С (один градус Цельсия).
Измерить время помогают такие измерительные приборы, как часы и секундомер. Часами измеряют время в часах, минутах, секундах.
Лабораторное оборудование и работа с ним
Лабораторное оборудование используют для проведения опытов по физике, химии, биологии.
Внимательно рассмотри рисунок.
На нем изображено лабораторное химическое оборудование, а именно: мерный цилиндр, мерный стакан, колба, химический стакан, пробирка, воронка, стеклянная палочка, фарфоровая чашка, лабораторный штатив. Как видишь, преобладает среди этого стеклянное оборудование. Поэтому по правилам безопасности следует работать с ним осторожно, внимательно, не сильно нагревать, ставить на привычное для него место, например пробирку — в штатив для пробирок. Таким оборудованием удобно пользоваться при проведении химических, физических и биологических опытов.
Мерный цилиндр или мерный стакан имеют деления, поэтому ими отмеряют нужный объем жидкости. Химические стаканы, колбы, пробирки делений не имеют. Их используют для хранения жидкостей, приготовления растворов веществ в воде, выполнения опытов с веществами. Пипетками набирают небольшие объемы жидкости. Назначение воронки — наливать жидкость аккуратно без разбрызгивания. Стеклянной палочкой перемешивают вещества в сосуде. В фарфоровой чашке осуществляют выпаривания жидкости из растворов.
Помни! При работе с любыми приборами или устройствами нужно соблюдать правила пользования ими и правила безопасности. Поэтому внимательно слушай объяснения учителя, как правильно пользоваться оборудованием.
Итоги
Для изучения живой и неживой природы используют различные приборы и устройства, лабораторное оборудование.
К увеличительным приборам относятся лупа, бинокль, микроскоп, телескоп.
Массу измеряют с помощью весов, время — с помощью часов и секундомера, а температуру — термометром.
Для определения линейных размеров тел используют линейки, угольники, метры, рулетки.
Лабораторное оборудование используют для проведения опытов по физике, химии, биологии.
Линейка. Виды и устройство. Работа и применение. Особенности
Линейка – это простейший измерительный инструмент, применяемый также для черчения, который представляет собой тонкую длинную пластину с нанесенной шкалой с отметками в миллиметрах, сантиметрах и метрах. Поскольку стороны инструмента полностью ровные, он применяется в черчении для рисования ровных линий. Линейки обычно делают из металла, пластика или древесины.
Разновидности линеек
Данный инструмент может быть в различном исполнении. Его форма подгоняется под определенные цели. Существует несколько конструкций линеек:
Обычная
Представляет собой простейшую конструкцию. Такой инструмент продается в канцтоварах. Именно его используют школьники на уроках геометрии и черчения. Данный инструмент представляет собой тонкую полоску из металла, дерева или пластика. На одной стороне нанесена шкала в миллиметрах и сантиметрах, что позволяет измерять длину на коротких расстояниях. Зачастую противоположная прямой стороне часть выполнена в виде волны, для черчения волнистых линий. Длина обычных канцелярских линеек бывает 10, 15, 20, 25 и 30 см. Также специально для черчения иногда делают более длинные инструменты, подогнанные под параметры ватмана.
Поверочная
В машиностроении, а также на производстве станков и прочего оборудования, применяются проверочные линейки. Нередко они не имеют шкалы длины, поскольку их основная цель заключается в проверке ровности заготовок. Такой инструмент вплотную прикладывается к поверхности, и проводится визуальная оценка наличия на ней изгибов. Данные приборы делают исключительно из металла или прочного пластика, поскольку древесина при контакте с водой может выгибаться, поэтому рассчитывать на стопроцентное сохранение геометрии инструмента нельзя. Кроме этого, проверочные линейки являются более толстыми, поэтому не изгибаются так сильно, как обычные канцелярские.
Логарифмическая
Представляет собой довольно необычную линейку, на поверхности которой нанесено множество отметок. Данный прибор может применяться не только для осуществления рисования ровных линий, но и для вычисления корня любого числа. Это линейка старой конструкции, которая уже практически не применяется благодаря появлению калькуляторов.
Такие линейки использовались до середины восьмидесятых годов прошлого века, после чего были вытеснены калькуляторами. Логарифмические линейки бывают вытянутыми в длину, а также выполненными в форме круга. Сейчас их практически не выпускают. На некоторых моделях швейцарских часов форма циферблата сделана в виде круглой логарифмической линейки. Нанесенная на часы разметка дает широкие возможности вычислений, кроме определения значения тригонометрических функций.
Линейка Дробышева
Это инструмент, который предназначен для построения координатной сетки. Она выполнена в виде стальной полосы с нанесенными прорезями, расстояние между которыми составляет 10 см. Они применяются для засечек карандашом. Используя данное устройство можно нанести сетку на ватман значительно быстрее, чем прикладывая обычную линейку. Эта конструкция была изобретена в 1925 году Федором Васильевичем Дробышевым, в честь которого и получила свое название. Сейчас этот прибор, так же как и логарифмическая линейка, ушел в прошлое и теперь интересует только коллекционеров, собирающих старинные вещи.
Лекало
Это фигурная линейка, которая в большинстве случаев не имеет шкалы с разметкой. Инструмент представляет собой плоскую изогнутую волнами пластину. Она применяется в качестве шаблона для строения различных геометрических фигур, таких как парабола, эллипс, гипербола, а также спирали. С развитием компьютерной графики этот инструмент перестал использоваться инженерами, и сейчас применяется только дизайнерами одежды и швеями для создания выкроек ткани перед их сшиванием.
Транспортир
Это особая конструкция линейки, которая применяется для измерения углов в градусах. Прибор может иметь различную форму. Обычно он бывает круглым, полукруглым или треугольным. С помощью этого инструмента можно не только мерить углы, но и провести их постройку. На ровной части транспортира нанесена шкала как на обычной линейке, а также сделана разметка по кругу в градусах. Полукруглые модели имеют шкалу от 0 до 180, а полностью круглые от 0 до 360 градусов. По предположению инструмент был изобретен в древнем Вавилоне. Он является незаменимым в геометрии, а также применялся в корабельном деле для правильной прокладки маршрута судов. Транспортир по-прежнему остается актуальным, его можно встретить в любом канцелярском магазине. Ими пользуются школьники на уроках геометрии, а также архитекторы и инженеры.
Угловая
Угловая линейка, или угольник – это инструмент выполнен в виде прямоугольного треугольника. Он бывает двух видов. Первый сделан в форме равнобедренного треугольника, один угол которого равен 90, а два остальных по 45 градусов. Также бывают инструменты с углами 90, 30 и 60 градусов. Угольники применяются для построения углов при черчении, но только тех, в форме которых он сделан. Обычно такой инструмент используется для черчения с высокой точностью. С его помощью можно нанести перпендикулярные и параллельные прямые.
Угольник нашел свое применение не только в черчении, но и столярном деле. Столяры и плотники используют его для сборки мебели и прочих конструкций из дерева, когда требуется соблюсти угол 90 градусов между соединяемыми деталями. Столярный угольник является значительно больше, чем применяемый в черчении. Кроме этого, его конструкция значительно крепче, поскольку зачастую при сборке мебели линейка берет на себя функцию поддержки заготовок, поэтому хлипкая пластинка может деформироваться, что приведет к сбою правильного угла.
Стоит отметить, что в плотницком деле применяется также и строительный уголок, который состоит из двух полос соединенных между собой под прямым углом. Данная конструкция уступает угольнику, поскольку при длительном использовании на соединении пластин может появляться люфт, что изменяет форму на несколько градусов.
Офицерская
Эта линейка является многофункциональным инструментом для проведения различных измерений и черчения. Она изготовляется из прозрачного пластика, который может иметь различные габариты. Чаще всего такие линейки представляют собой пластину размером 20 на 10 см. На двух сторонах, которые формируют прямой угол, нанесена разметка в миллиметрах и сантиметрах. Остальная часть выполнена в виде трафарета, обрисовывая контуры которого можно рисовать различные фигуры, а также цифры крупных печатных шрифтов. Такой инструмент применяется для определения координат, а также вычислений на топографических картах. Данная конструкция разработана специально для военных офицеров. Ее размеры подогнаны для удобного размещения в планшете с документами и канцелярскими приспособлениями. Большинство офицерских линеек, которые встречаются сейчас в продаже, также имеют и масштабную шкалу.
Лучший материал для линеек
Линейки обычно делают из металла, дерева или пластика. Свойства этих материалов различные, поэтому инструменты, изготовленные из них, имеют отличающиеся свойства. Самыми лучшими считаются металлические линейки, поскольку они переносят деформацию, а также не разрушаются при ударах. Такие инструменты полностью соответствует нормам ГОСТ, и могут применяться для выполнения точного черчения.
Деревянные линейки быстро загрязняются, поэтому нанесенная на них шкала может плохо просматриваться. При ударах они сминаются, а также могут расколоться. Кроме этого, при контакте с влагой древесина размокает и начинает выгибаться. Главное преимущество таких линеек в приятной поверхности, но срок службы этого инструмента является минимальным. В том случае если положить деревянную линейку неровно и придавить сверху каким-нибудь грузом, то при длительном нахождении в таком положении она загнется и сохранит неправильную форму.
Пластиковые линейки являются самыми дешевыми. Они легкие, совершенно не боятся влаги, в отличие от деревянных и металлических, сделанных не из нержавеющей стали. Единственный их недостаток заключается в низкой ударопрочности. Такую линейку можно сломать, а при ударе ребром от нее отламываются мелкие осколки пластика, поэтому дальнейшее использование инструмента для черчения ровных линий становится невозможным.
Линейка
Лине́йка — простейший измерительный геометрический инструмент, представляющий собой узкую пластину, у которой как минимум одна сторона прямая. Обычно линейка имеет нанесённые деления, кратные единице измерения длины (сантиметр, дюйм), которые используются для измерения расстояний.
Линейки обычно производят из пластика или дерева, реже из металлов.
В геометрии и картографии линейка используется только для проведения прямых линий, измерение расстояния по линейке считается грубым (для более точного измерения расстояние измеряют измерительным циркулем, раствор которого затем прикладывают к линейке).
Угольник
Угольник — линейка в форме прямоугольного треугольника, как правило, с миллиметровой шкалой и с пустотой в форме уменьшенного подобного треугольника внутри.
Наиболее распространены угольники двух видов: с острыми углами по 30 и 60 градусов и равнобедренными с одинаковыми острыми углами по 45 градусов. Угольники используются в черчении для построения некоторых углов без помощи транспортира. При использовании двух угольников можно построить больший набор углов, прикладывая их друг к другу, например, угол в 75 градусов (30+45), 120 градусов (90+30) и т.д. Также угольник можно использовать для построения параллельных прямых или же горизонтальных либо вертикальных линий, прикладывая его катет ко краю листа.
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Линейка» в других словарях:
ЛИНЕЙКА — 1. ЛИНЕЙКА1, линейки, жен. 1. Прямая черта на бумаге или доске, помогающая писать правильно прямыми строками. Тетрадь в одну линейку, в две линейки. Писать по линейкам. Тетрадь в косую линейку. 2. Прямая планка или брусок для вычерчивания прямых… … Толковый словарь Ушакова
ЛИНЕЙКА — 1. ЛИНЕЙКА1, линейки, жен. 1. Прямая черта на бумаге или доске, помогающая писать правильно прямыми строками. Тетрадь в одну линейку, в две линейки. Писать по линейкам. Тетрадь в косую линейку. 2. Прямая планка или брусок для вычерчивания прямых… … Толковый словарь Ушакова
линейка — ЛИНЕЙКА, и, жен. 1. Прямая черта на бумаге, на какой н. поверхности, помогающая писать прямыми ровными строками. Тетрадь в косую линейку (разлинованная также наискось, сверху вниз). Писать по линейкам. 2. Планка для вычерчивания прямых линий, для … Толковый словарь Ожегова
линейка — 1. ЛИНЕЙКА, и; мн. род. неек, дат. нейкам; ж. 1. Прямая черта на бумаге, доске и т.п., помогающая писать ровными строками, делать нужный наклон букв. Писать по линейкам. Начертить линейки. Бумага, тетрадь в линейку (линованая). 2. Прямая планка… … Энциклопедический словарь
ЛИНЕЙКА — (от лат. linea черта). Прямая узенькая дощечка, употребляемая при проведении линии; черта, черточка, проведенная на бумаге; (военн.) черта или прямая дорожка перед лагерем или фронтом палаток; длинные широкие дрожки с перегородкою посередине и с… … Словарь иностранных слов русского языка
линейка — агрометр, ассюре, ферула, дорожка, граница, планка, экипаж, черта, шеренга, рейсшина, линеечка, проектор, сбор, масштабик, типометр, строй, правило, метр Словарь русских синонимов. линейка сущ., кол во синонимов: 27 • агрометр (1) … Словарь синонимов
ЛИНЕЙКА — (1) инструмент для проведения (черчения) прямых линий; (2) (2); (3) Л. поверочная инструмент для проверки прямолинейности поверхностей деталей станков, машин, машиностроительной продукции и т. д. Длина такой Л. от 80 мм до 1 м мм. Изготовляют Л.… … Большая политехническая энциклопедия
ЛИНЕЙКА — 1) инструмент для проведения прямых линий на плоскости, для производства некоторых пространственных измерений.2) Длинный многоместный открытый экипаж с продольной перегородкой, в котором пассажиры сидят боком к направлению движения; служил… … Большой Энциклопедический словарь
ЛИНЕЙКА 1 — ЛИНЕЙКА 1, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЛИНЕЙКА 2 — ЛИНЕЙКА 2, и, ж. (устар.). Многоместный открытый экипаж с боковыми продольными сиденьями. Ехать на линейке. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
линейка — ЛИНЕЙКА, и, ж. Граница, линия границы. Служить на линейке служить в пограничных войсках. Забраться за линейку (или перемахнуть, сигануть, перелететь и т. п. через линейку) уехать за границу … Словарь русского арго
Основные УМК по биологии, краткая характеристика, состав и правила выбора (концентрический или линейный вариант)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ПО БИОЛОГИИ
ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ: ЛИНЕЙНАЯ ИЛИ КОНЦЕНТРИЧЕСКАЯ?
В последние годы по разным причинам традиционная линейная программа преподавания биологии в школе все больше вытесняется программой концентрической. Многолетний опыт работы большинства учителей биологии по обеим этим программам позволяет уверенно говорить об ограниченных возможностях концентрической по сравнению с линейной.
Классическая линейная программа предполагает последовательное прохождение предмета с постепенным повышением уровня сложности материала от года к году.
Концентрическая программа предлагает сжатое прохождение всего материала до 9 класса, а затем углубленное его изучение в старших классах.
Составляющие УМК (основные):
Линия УМК Сонина Н.И. «Живой организм» (линейный курс) — «синяя» линия учебников.
Линия УМК Сонина Н.И. «Сфера жизни» (концентрический курс) — «красная» линия учебников.
Линия УМК Пасечника В.В. (концентрический курс).
Линии УМК под редакцией Н.И. Пономарёвой (линейный и концентрический варианты).
Линии УМК «Навигатор» В.И. Сивоглазова
В состав УМК входят не только программа и учебники, но и методические пособия для учителя, рабочие тетради для учителя и ученика.
Линии УМК под редакцией Н.И. Сонина
(линейный и концентрический варианты)
УМК под редакцией Н.И. Сонина является продолжением УМК под редакцией Л.В. Занкова, реализуемой в начальной школе. Завершённые линии учебно-методических комплексов по биологии, выпускаемые издательством «ДРОФА», отличаются по структуре изложения материала и степени его сложности, что даёт педагогам возможность выбора учебников в зависимости от типа школы и уровня подготовки класса. Современный методический аппарат и актуальное содержание позволяют достигать личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Д ля обеспечения вариативности изучения биологии в основной школе авторский коллектив Н.И. Сонина создал два варианта компоновки материала. Обратим внимание: в обоих случаях изучение биологии может начинаться как с хорошо себя зарекомендовавшего учебника А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5 класс» (бывший курс «Природоведение. 5 класс»), так и с нового учебника тех же авторов «Биология. Введение в биологию».
Линию УМК «Сфера жизни» (концентрический вариант) называют «красной» за использование соответствующего цвета в оформлении обложек.
В неё входят следующие учебники:
Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. «Биология. Введение в биологию. 5 класс»;
А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5 класс»;
Н.И. Сонин. «Биология. Живой организм. 6 класс»;
В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»;
Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. «Биология. Человек. 8 класс»;
С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс».
Вводный курс в 5 классе выполняет пропедевтическую функцию. Учебник «Введение в биологию» рассчитан на преподавание предмета 1 час в неделю. В 6 классе закладывается фундамент общебиологических знаний, опираясь на который в 7–8 классах рассматривают всё многообразие живого мира – от растений до человека. Разделение материала учебника 6 класса на основной, и дополнительный позволяет использовать его и 1, и 2 часа в неделю.
В 9 классе предлагается к изучению вводный курс общей биологии, который готовит к детальному и глубокому знакомству с этим разделом науки в старших классах; при переработке материал учебника был значительно упрощён, чтобы оставалось время для повторения предыдущих курсов биологии и подготовки к ГИА.
Состав линии УМК «Живой организм» (линейный вариант), «синяя» линия:
А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. «Биология. Введение в биологию. 5 класс»;
А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5 класс»;
Н.И. Сонин, В.И. Сонина. «Биология. Живой организм. 6 класс»;
Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. «Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс»;
М.Р. Сапин, Н.И. Сонин. «Биология. Человек. 9 класс».
Созданные к учебникам обеих линий электронные приложения, ссылки на которые введены в методический аппарат, помогают усвоить новый материал и повторить изученное ранее; скачать их можно на сайте www.drofa.ru. Подготовлены новые рабочие тетради с тестовыми заданиями, составленными в полном соответствии с требованиями ГИА и ЕГЭ.
В процессе изучения биологии по линиям Н.И. Сонина формируются представления об экологических проблемах и возможных путях их решения; прослеживается связь биологии с другими дисциплинами, способствующая формированию целостного представления о мире с точки зрения современной науки.
Умение учащихся соотносить свои действия с планируемыми результатами отрабатывается в ходе лабораторных и практических работ; наличие критериев правильного выполнения заданий позволяет самостоятельно оценить полученный результат. Во все учебники включены задания по подготовке докладов и презентаций, с которыми необходимо выступить перед аудиторией. Общение со сверстниками происходит в процессе дискуссий, совместной исследовательской деятельности, работы над проектами.
Обе линии продолжаются учебниками В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень» для 10 и 11 классов, соответствующими ФГОС СОО и рассчитанными на преподавание 1 или 2 часа в неделю. Для изучения предмета на углублённом уровне (3–5 часов в неделю) можно использовать учебники В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Углублённый уровень» для 10 и 11 классов.
Особенности линий Сонина Н.И.:
Акцент на приоритетности знаний о процессах жизнедеятельности организмов, составляющих основу практической направленности содержания;
Преемственность материала (завершенная линия 5-11 класс);
Иллюстративный материал, использующийся как пояснение к тексту или содержащий дополнительные сведения, а также как источник вспомогательной информации;
Параграфы четко структурированы, текст небольшой по объему. Нет избыточной информации. Часть смысловой нагрузки несет иллюстративный материал;
Возможность для реализации индивидуальных образовательных траекторий. Структура учебников вариативна;
Реализация системно-деятельностного подхода.
Учебно-методические компоненты УМК: